КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социокультурный статус и функции философии.Философия и мировоззрение Вопросы к теме
Ответы на вопросы к теме: 1. Философствование, как вопрошание о смысле бытия, присуще каждому человеку. Актуализируется эта способность в периоды кризиса жизни общества, когда старые ответы на вечные философские вопросы не могут удовлетворительно ориентировать человека в изменившемся мире. Полнота видения проблем в период кризиса, объяснение его истоков, видение реальных путей его преодоления зависит от волевых усилий отдельной личности, направленных на актуализацию философского мышления. 2. Современные философы видят путь развития философии в рефлексии над основаниями культуры: в критическом рассмотрении господствующей культурной традиции, во вскрытии проблем современной цивилизации и определении путей их преодоления. 3. Всякому человеку присуща потребность задавать себе и другим вопрос о смысле своего существования. С этой точки зрения быть человеком и быть философом – понятия тождественные. Однако, «простой» человек находит ответ на вопрос о смысле своего бытия, не прикладывая особых усилий, находя готовый ответ (ряд возможных ответов) в культуре своей страны и эпохе. Мыслитель задает вопрос, проблематизируя основания культуры, дающей готовые ответы на фундаментальные вопросы существования. Вопрос мыслителя может быть ценнее, чем ответ на него, поскольку привлекает внимание к действительно важным проблемам. Каждый современный человек, живущий в эпоху кризиса техногенного общества, обязан быть философом. Поскольку, только при этом условии, возможно разобраться в возникших проблемах бытия и взять на себя личную ответственность за происходящее в мире. Вопросы к авторским текстам:
Ответы на вопросы по тексту В.А. Лекторского
В.А. Лекторский – член-корреспондент РАН, главный редактор «Вопросов философии».
1. Философия – высшая форма авторефлексии культуры, анализ предельных оснований познания, деятельности и оценки.
4. Философия, анализируя основания культуры, критикует существующее положение дел и строит идеал знания, моральной жизни и политического устройства. Ни один философский идеал не был реально достигнут (утопия государства у Платона, идеальное социальное устройство у К. Маркса…). Тем не менее, философия играла роль бродильного элемента в культуре, роль силы, динамизирующей культурное развитие.
5. Развитие науки и техники подорвало основы старых форм культуры, вызвало интенсивные социальные перемены. Возникла необходимость в новых способах понимания мира и человека в новой системе ценностей.
6. Современная философия приобретает прямой практический смысл. Не только выявляет основания культуры, но и сохраняет, спасает общекультурные ценности (свободы, личности, рациональности). Современная философия не претендует на нахождение «вечных истин», она постоянно развивается. В современной философии взаимодействуют противостоящие в прошлом школы и направления (аналитическая философия и феноменология…).
7. В период кризиса цивилизации философия направляет усилия на сохранение и спасение ценностей свободы.
В ходе чтения текста возникли некоторые вопросы. Например, утопический философский идеал социального устройства К. Маркса стал идеологической основой революционных потрясений в России 19 века. Философские идеалы не так уж безобидны, если их реально воплощать в практику социальной деятельности. И надо ли? В современном меняющемся мире философия перестает претендовать на нахождение «вечных истин». В роли «вечных истин» продолжают выступать христианские истины (возлюби ближнего своего, не убий …), актуально звучащие во все переломные моменты истории.
Ответы на вопросы по тексту В.С. Степина В.С. Степин – академик РАН, директор института философии РАН.
1. В подходе многих философов (Гегель, К. Маркс, М.К. Мамардашвили) философия соотносится с культурой, характеризуется как рефлексия над предельными основаниями культуры. А значит, выступает рефлексией над мировоззренческими универсалиями, базисными ценностями культуры. Выявляет универсалии культуры, выясняет их смыслы, критически анализирует и порождает новые смыслы.
2. Универсалии культуры – это те жизненные смыслы, которые заключены в понимании человека, его деятельности, природы, пространства и времени, причинности, справедливости, свободы, истины, добра и зла. Универсалии культуры определяют рациональное осмысление человеком мира и эмоциональное переживание человеческой жизни. Универсалии культуры имеют общечеловеческий уровень смысла (выражающий особенности культур различных исторических эпох) и уровень, выражающий личностные и социально-групповые интерпретации универсалий культуры. Обеспечивают воспроизводство того или иного типа общества и предстают, как его культурно-генетический код.
3. Необходимость пересмотра смыслов универсалий культуры возникает в переломные моменты социальной жизни, когда рушится взаимосвязь новых и традиционных видов и смыслов деятельности, поведения, общения людей. Люди утрачивают старые мировоззренческие ориентиры, не знают, что взять из прошлого, что адресовать будущему. Чему учить детей, на какие образцы поведения и деятельности ориентироваться. Люди начинают задавать себе вопросы о добре и зле, справедливости, делая шаг к философии.
4. Философия, исследуя универсалии культуры, способна выйти за рамки этих универсалий и генерировать новые мировоззренческие смыслы, внося мутации в культуру, подготавливая кардинальные изменения социальной жизни.
5. Чертой кризиса культуры современного техногенного общества являются гигантские риски и глобальные кризисы. Сомнительной становится самоценность новых технологий и их внедрение, так как социальные последствия этих внедрений заранее не известны.
6. Современная философия, в отличии от классической, не стремиться строить окончательные и абсолютно истинные системы философского знания, поскольку каждая такая система детерминирована особенностями культуры своей эпохи и в силу этого ограничена. Задача современной философии сориентировать людей в периоды кризисных состояний общества, указать пути выхода из них.
Ответы на вопросы по тексту А.А. Гусейнова
А.А. Гусейнов – академик РАН, зам. Директора Института философии РАН.
1. Философия утопия культуры. Она создает идеализированный образ мира.
6. Состояние современной философии можно назвать постмодернистским бунтом против классики, выражающим конец философско-научной утопии, и, может быть, переходом к новой утопии.
Ответы на вопросы по тексту В.В. Миронова В.В. Миронов – доктор философских наук, декан философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
1. Философия – смысловое пространство, которое носит вневременной характер и внутри, которого все философы являются равноправными партнерами (вне времени и пространства). Философия – сконцентрированное мышление культуры, ее душа. Философия – форма сознания, форма отношения к миру.
5. Коммуникационное пространство современного общества подчиняет себе культуру и диктует условия всемирного культурного диалога. Культуры начинают общаться за счет одинакового и наименее смыслового (одинаковых мифов и стилей поведения, стереотипных рассуждений и действий), превращаются в культуру бессмысленности, шоу-культуру.
Ответы на вопросы по тексту Л. А. Микешина Л.А. Микешина – доктор философских наук, зав кафедрой философии МПГУ.
6. Философия – навсегда приобретенное человечеством богатство, в значительной степени еще не освоенное. Этот интеллектуальный фонд должен привлекаться для понимания происходящего сегодня не с позиций фундаменталистских, абсолютистских представлений, а с позиций диалога различных подходов и их вероятного синтеза.
Ответы на вопросы по тексту И.Т. Касавина И.Т. Касавин – член-корр. РАН, Институт философии РАН.
1. Философия – элитная интеллектуальная забава, игра в культуру, высокая аналогия низкому, карнавальному бытию, свободное пространство для человека на определенном уровне интеллектуального и общего развития.
Ответы на вопросы по тексту В.М. Межуева
В.М. Межуев – доктор философских наук, институт философии РАН.
1. Философия – диалог между людьми, ищущими путь к истине через рациональное мышление, способ познания и способ общения по поводу общей истины.
7. Философия – мышление человека в свободе (политической и духовной). Это сфера, в которой каждый обладает правом на собственное мнение и суждение. Свобода философского поиска состоит в возможности выходить за пределы опыта в своих суждениях и понятиях, выражать в идеях то, что на данный момент реально не существует. Культурная ценность философских идей не только в степени их научной достоверности, но и в той свободе, с какой в них выражены надежды, цели и идеалы своего времени. Философия возвышает человека над обстоятельствами, позволяя противостоять им, т.е. быть свободным существом.
Ответы на вопросы по тексту А.Ф. Зотова. А.Ф. Зотов – доктор философских наук, философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. 1. Философия - не только хранилище знаний об универсалиях культуры, но и исследование перспектив, участие в разработке и экспертизе социальных и культурных проектов. Философия не должна быть разновидностью интеллектуальной игры, в пространстве которой находят свое место те, кому другие формы жизни не по нутру.
3. Потребность в философии возникает в переломные периоды истории, когда перед обществом открываются неизвестные пути его дальнейшего развития.
4. Философия, ища ответы на фундаментальные вопросы о смысле бытия, критикует основания доминирующей культурной традиции, изменяя смыслы универсальной культуры, выявляя альтернативные пути развития человеческого общества. 5. В современном глобализирующемся мире существует угроза исчезновения культурного многообразия различных народов и регионов земного шара. Отсюда противостояние насаждению стереотипов западной культуры в виде экстремизма и религиозного фундаментализма. Преодолеть культурный и социальный кризис может диалог культурных традиций, в котором решающую роль должна сыграть философия.
|