КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия как сущностная характеристика бытия человека. Роль философии в формировании ценностных ориентаций личностиСтр 1 из 25Следующая ⇒ Тема 1. Статус и предназначение философии в жизни общества Вопросы к теме: Философия как сущностная характеристика бытия человека. Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности. Социокультурный статус и функции философии. Философия и мировоззрение. Формирование современной системы философского знания. Место социальной философии в этой системе. Ответы на вопросы к теме: Философия как сущностная характеристика бытия человека. Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности Вопросы к теме: 1. В чем заключаются трудности определения понятия философии? 2. Почему вопрос о сущности философии подводит нас к вопросу о сущности человека? 3. Почему личностный характер философии наиболее ярко проявляется в наше время? Ответы на вопросы к теме: 1.Трудности в определении понятия философии заключаются в том, что невозможно определить философию через сравнение с другими сферами духовной жизни человека (наукой, религией, искусством), нельзя дать определение понятия философии через обобщение определений этого понятия, которые давались философами прошлого. 2. С точки зрения мыслителей прошлого и настоящего философия принимается и определяется человеком через его собственное философствование, т.е. через размышление о смысле его собственной жизни. Поэтому вопрос о том, что такое философия, приводит нас к новому вопросу – кто такой человек, который философствует. 3.Современный кризис культуры техногенного общества носит системный и глобальный характер. Требования к ответственности каждого человека за все происходящее в мире неизмеримо возрастает. Личное участие человека в решении важнейших проблем человеческого бытия невозможно без философствования, личностного поиска смысла бытия. Вопросы к тексту М. Хайдеггера:
Ответы на вопросы к тексту М. Хайдеггера: Хайдеггер Мартин (1889 – 1976) – немецкий философ. Сыграл ведущую роль в становлении и развитии экзистенциализма. В центре его исследований – вопрос о смысле бытия.
1. В сравнении с однозначными истинами и выверенными результатами наук философия предстает как сумятица мнений, сталкивающихся концепций, позиций и школ. Истолкование философии как науки – заблуждение, принижающее подлинное существо философии. 2. Нельзя рассматривать философию как проповедь некоего мировоззрения, так как мировоззрение есть личное убеждение отдельного мыслителя. 3. Философию можно сравнить по существу с искусством и религией, однако это не будет означать их одинаковости. 4. Многочисленные разнородные представления философов прошлого о том, что такое философия не дают понимания сущности философии. 5. Философию можно определить только через саму себя и в качестве самой себя – вне сравнения с чем-либо. Философия есть философствование, т.е. размышление человека о смысле его жизни. Таким образом, вопрос о том, что такое философия, приводит к новому вопросу – кто такой человек. 6. Высказывание Новалиса о том, что «философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома» означает потребность человека понять смысл своего конечного существования. 7. Главные проблемы философии заключены в поиске ответов на вопросы: что такое мир, конечность, уединение? Что тут с нами происходит? Что такое человек? 8. Философское мышление есть мышление предельными смыслами, вбирающими иные понятия. Философские смыслы (понятия) захватывают и понимающего человека и его бытие. Вопросы к тексту В. Виндельбанда
Ответы на вопросы к тексту В. Виндельбанда 1. Невозможно определить понятие «философия» обращаясь к истории, поскольку философская мысль прошлого имела слишком разные позиции во взглядах на сущность философии. 2. В эпоху Платона слово «философия» означало то, что мы теперь обозначаем словом «наука». В недрах философии зародилась единая неразделенная наука. Впоследствии из философии выделяются отдельные науки, получая названия по своему предмету. Общее название «философия» сохраняется за более общими данными познания. 3. Аристотель создает «первую философию», т.е. науку об основах, изучавшую высшую и последнюю связь всего познаваемого, объединяющую все научные понятия в общее учение о Вселенной. 4. В постклассической античной философии интерес к устройству личной жизни ослабил чистую жажду знания. Философия стала нужна лишь для того, чтобы узнать, какое положение занимает человек в мире и как он должен устроить свою жизнь. 5. В эпоху Средневековья этическая мысль превращается в религиозную, и «философия» начинает означать Богопознание. 6. В эпоху Нового времени стремление к знанию делается свободным от господства религиозного сознания. Философия снова становится метафизикой, познающей мир на основе «естественного» разума. 7. В 19 в. философия перестает быть наукой миропознания, учением о вселенной и человеке. Она становится учением о «метафизике знания».
|