Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. Понятие эколого-футурологической парадигмы социального знания




1. Охарактеризуйте основные принципы эколого-футурологической парадигмы социального знания: философия как критическая рефлексия над универсалиями культуры техногенного общества, антропокосмизм как новая концепция бытия, футуросинергетика как методология социального познания, диалог культур и глобальная социальная демократия как принципы духовной и социальной жизни современного общества?

 

Ответ на вопрос к теме:

1. Основные принципы эколого-футурологической парадигмы социального знания:

  • Философия, как критическая рефлексия над универсалиями культуры, оглашает умолчания, выявляет неочевидное, разоблачает ложь обещаний навсегда устроенного порядка и мечтаний о всеобщем согласии во имя единой правды. Критическая функция философии не отменяет фундаментального принципа философской мысли: принципа существования человечества как единой социальной системы.
  • Антропокосмизм рассматривает общество как подсистему, входящую в биосферу Земли, гармонизирующую стихийные силы природных процессов, действующую как коллективный разум космоса. С точки зрения антропокосмизма, история человечества рассматривается как постепенный процесс освоения стихийных сил природы, их превращения в производительные силы самого общества. Идеи антропокосмизма были выдвинуты Н.Ф. Федоровым, К.Э. Циолковским, В.И. Вернадским, А.Л. Чижевским. Из антропокосмизма вытекают следующие идеи – коэволюции природы и общества, экологических прав человека, подчинения экономической целесообразности требованиям экологической безопасности.
  • Синергетика предполагает рассмотрение общества как открытой, неравновесной, развивающейся системы, включенной в более широкую систему взаимосвязи общества и природы. Вблизи точки бифуркации перед человечеством стоит дилемма: или перестройка социальных отношений в соответствии с принципами антропокосмизма, или широкомасштабная катастрофа.

Футурология рассматривает общество как самосознающую, саморефлексирующую систему, способную к предсказанию путей своего дальнейшего развития, к сомоизменению на основе этих предсказаний.

  • Диалог культур ведет к освобождению массового сознания от агрессивности к носителям иной культуры, к выработке единых гуманистических ценностей, к преодолению глобальных проблем развития человечества.

Диалог культур невозможен без глобальной социальной демократии, поэтому фундаментальным принципом новой парадигмы должны стать идеи нового социализма.

 

Вопросы к тексту З. Баумана:

1. Что такое «мир как объект администрирования» и каковы основные черты его самосознания?

2. Каковы причины и характерные черты кризиса самосознания «мира как проекта»?

3. В чем заключаются особенности современного социального познания?

4. Какова роль социальной философии на современном этапе исторического развития?

Ответы на вопросы к тексту З. Баумана:

1. «Мир как объект администрирования» - это мир, обозреваемый с высоты генерального директора, в котором ставятся и реализуются цели. Чертами административного мышления являются: рассмотрение мира как целостного механизма, проекта в процессе реализации; отождествление общества с национальным государством, ставящим задачи; рассмотрение культуры как собрания верований и навыков поведения, делающих возможной координацию усилий по достижению целей.

2. Причины и черты кризиса самосознания «мира как проекта» в том, что нет власти с универсальными претензиями. Власть ослабевает. Нормативное регулирование поведения обывателя заменяется соблазнением потребителя, идеология – рекламой. Вместо легитимизации власти – пресс-центры и пресс-бюро. Государство и власть как таковые потеряли авторитет, потерял силу призыв: терпеть сегодня во имя светлого будущего. Обострение противоречий современной цивилизации. Освобождение мышления от категорий ценностной социологии.

3. Современное социальное познание видит действительность человеческого общежития как область слабо скоординированных процессов. Культура выступает как поле творчества и коммуникации.

4. Роль философии на современном этапе развития заключается в критической рефлексии над универсалиями культуры техногенного общества.

 

Вопросы к тексту А.П. Назаретяна:

1. Каковы научные предпосылки становления концепции коэволюции природы и общества?

2. Что такое Универсальная (Большая) история?

3. Какова природа эндоэкзогенных кризисов?

4. Каким образом человечество выходит из этих кризисов?

Ответы на вопросы к тексту А.П. Назаретяна:

1. В первой половине 20 в. было установлено глубокое взаимовлияние геологических биотических и социальных процессов; в результате оформилось новое направление исследований – глобальная история. Это история Земли, рассматриваемая как последовательное образование, развитие и взаимодействие планетарных сфер, в процессе которых биота, а затем общество становились ведущими агентами преобразований. Основоположниками глобальной истории стали В.И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден, Э. Леруа.

Два ключевых достижения в науке 20 в. – релятивистские модели эволюционной космологии получили подтверждение; были выявлены механизмы, дестабилизирующие и стабилизирующие равновесное состояние открытых физических систем – способствовали обнаружению единства биологического, геологического и космофизического эволюционного процесса, пронизанного сквозными векторами.

2. Универсальная (Большая) история – это картина эволюционных процессов от Большого Взрыва до современного общества.

3. Эндо-экзогенные кризисы возникают, когда система (организм, биологическая популяция, общество) сталкиваются с неблагоприятными изменениями среды, вызванными ее собственной активностью. Такие кризы приводят к бифуркационной фазе. Если невозможно сменить среду обитания, система либо деградирует, либо еще более удаляется от равновесия, усовершенствовав антиэнтропийные механизмы.

4. Человечество выходит из кризисов путем усовершенствования антиэнтропийных механизмов (смена технологий, рост информационного объема интеллекта, усложнение социальной организации, совершенствование культурных ценностей и норм). При этом важен техно-гуманитарный баланс. Конструктивное решение каждого антропогенного кризиса сопровождается повышение неравновесности социальной системы, усилением искусственной опосредованности социоприродных и внутрисоциальных отношений.

 

Вопросы к тексту В.С. Степина:

1. Какие направления существовали в философии русского космизма? Какие мыслители примыкали к этим направлениям?

2. Каковы основные идеи религиозного и естественнонаучного направлений русского космизма?

3. Почему идеи русского космизма актуальны для нашего времени?

4. Каковы особенности классической науки?

5. Чем отличается современная постнеклассическая наука от классической и неклассической науки 17 – первой половины 20 в.?

6. Какую роль в современной постнеклассической науке играют принципы этики?

Ответы на вопросы к тексту В.С. Степина:

1. В русском космизме выделяют три течения: естественнонаучное (Н.А. Умов, Н.Г. Холодный, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский); религиозно-философское (Н.Ф. Федоров); поэтически-художественное (С.П. Дьячков, В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин).

2. Религиозному космизму присущи идеи взаимосвязи человека и космоса, единства рационального и нравственного начала человека, идеала единства человечества как планетарной общности людей.

Естественнонаучное направление космизма рассматривает человека как одну из органических частей мира. Выступая как фрагмент эволюционного космоса, человек сам явился фактором эволюции, с помощью новой техники и технологии активно воздействуя на окружающий мир.

3. Космисты предупреждали о возможных негативных последствиях безудержной технологической эксплуатации природы, что особенно актуально в период кризиса техногенного общества.

4. Классическая наука воспринимала восприятие сложившихся идеалов и норм познания в качестве выражения самой природы мыслительной деятельности человека, которая рассматривалась как неизменная в своей основе. Не

Видела оциальных детерминаций человеческого познания (деятельностно-практическая природа познания, влияние мировоззрения).

5. Неклассическая наука рассматривает природу как конгломерат изолированных объектов, как механическую систему, противопоставляет человека и среду его обитания.

Постнеклассическая наука рассматривает природную среду как целостный живой организм, изменение которого может происходить лишь в определенных границах. Видит человека как органичную часть природы, входящую в единое целостное образование.

6. Постнеклассическая наука встраивает в систему современного научного знания этические нормы. Э. Ласло отмечает, что человечество нуждается в новой этике, основанной на требованиях адаптации человечества как глобальной системы к окружающей природной среде. О. Леопольд различает этику в философском смысле, как различение общественного и антиобщественного поведения, и этику в экологическом смысле как ограничение свободы действий в борьбе за существование.

 

Вопросы к тексту Л.В. Лескова:

1. В чем заключается принципиальный недостаток современного естествознания?

2. Каковы основные понятия и концепции социосинергетики?

3. Каково значение синергетики для анализа развития общества?

4. В чем заключается роль философии в формировании нелинейного мышления?

Ответы на вопросы к тексту Л.В. Лескова:

1. В рамках существующей научной парадигмы и на основе традиционных методологических приемов не могут быть решены важнейшие задачи: разработка методологии моделирования процессов социокультурной динамики; определение научных направлений, решающих современные глобальные проблемы.

2. В основе синергетики лежат следующие принципы: открытый характер моделируемых систем, учет нелинейности и когерентности. Это позволяет рассматривать эволюцию систем как свободное пространство альтернативных сценариев, между которыми возможен осознанный выбор.

Синергетика рассматривает систему как целостную совокупность ее структурных подсистем в их взаимодействии. Система называется динамической, если ее характеристики изменяются во времени. Развитие системы по установившемуся режиму называется аттрактором. Внезапное изменение состояния системы, вызванное изменением ее параметров, называют катастрофой. Точка разрыва и ветвления эволюционного процесса называется бифуркацией. Принцип подчинения является следствием механизма аттракции: число факторов, определяющих поведение системы после прохождения точки бифуркации, минимально. Эти факторы зовутся параметрами порядка.

3. Предсказательную силу синергетики понимают следующим образом. Путь к аттрактору лежит через зону бифуркации. Аттракторы притягивают процессы: будущее влияет на настоящее. Будущее неоднозначно, но предсказуемо. Его выбор может быть случайным или сознательным.

4. Философия должна приходить на помощь футуросинергетике в решении общих проблем. В условиях вероятностей философия должна помочь людям действовать решительно, хоть и без абсолютной уверенности, должна отвечать на вопросы морали в переходные периоды к сценариям грядущего. Философия отвечает на вопросы, не входящие в сферу науки, делает людей интеллектуально скромнее, показывая, что нет короткой дороги к знаниям.

Вопросы к тексту В.С. Библера:

1. Что понимает под термином «диалог культур» В.С. Библер?

2. Почему в 20 в. культура может существовать и развиваться только как диалог культур?

Ответы на вопросы к тексту В.С. Библера:

1. Культура есть форма общения различных культур. Реальное общение культур (взаимовопрошание, взаимоответственность) формирует континуальность настоящего, когда все культуры одновременны, могут слышать друг друга и отвечать друг другу, а также снимает временную стрелу – прошлое – настоящее – будущее.

2. Процесс глобализации сделал встречи культур неизбежными. Эти встречи не всегда мирные, часто - беспощадные кровопролития. Диалог культур становится бытийной актуальностью в жизни человека 20 в.

 

Вопросы к тексту А.А. Галкина:

1. Каковы ценностные ориентации современных левых партий и общественных движений?

2. Каков вклад левых идеологических направлений в развитии культуры 20 в.?

3. Какие новые проблемы встали перед левыми в начале 21 в.?

Ответы на вопросы к тексту А.А. Галкина:

1. Левые ценности представляют собой выражение стремлений человечества к лучшей организации общества, лучшей жизни, лучшему будущему.

2. Под воздействием левых ценностей сформировались лучшие стороны современной культуры, апеллирующие к высшей нравственности.

3. Проблемы 21 века:

  • Необходимость рационального подхода к отношениям человека и природы.
  • Регулирование процессов, вышедших на надгосударственный уровень посредством международных институтов.
  • Регулирование наднациональных социальных проблем, вызванных выравниванием социальных условий по низшему уровню.
  • Регулирование массовых потоков эмигрантов.
  • Продолжающееся сужение объемов занятости.

 

Вопросы к тексту В.С. Барулина:

    1. В чем заключаются основные принципы натуралистических концепций общества?
    2. Какие социально-политические выводы следуют из натуралистических концепций общества?
    3. Чем принципиально отличается коэволюционная концепция взаимосвязи общества и природы от натуралистических?

Ответы на вопросы к тексту В.С. Барулина:

1. Натуралистические концепции упрощенно понимают связь природы и общества, преувеличивают роль природных факторов и недооценивают социальные.

  • Механическая школа (Кэрри Генри Чарлз, Освальд Вильгельм Фридрих) рассматривает общество как статистический агрегат частей, подчиняющийся законам, общим для всей материи.
  • Географическая школа (Риттер Карл, Ратуэль Фридрих) используют географический принцип для объяснения жизни человека и общества.
  • Расово-антропологическая школа (Ляпуж Жорж Ваше де, Гобино Артюран) анализирует общество из антропологических данных.
  • Биоорганическая школа (Лименфельд Пауль, Вормс Рене, Шеффле Альберт) рассматривает общество как аналог биологического организма и объясняет общественную жизнь посредством проекции биологических закономерностей.
  • Социал-дарвинистская школа (Спенсер Герберт, Гумилович Людвиг, Самнер Уильям Грэм) распространяет идеи естественного отбора, борьбы за существования и выживание наиболее приспособленных на общественную жизнь.

 

2. Натуралистические концепции приравнивают к законам природы социальное неравенство и социальный антагонизм, отменить которые общество не в силах.

3. Натуралистические концепции отождествляют процессы развития общества и закономерности биологических организмов.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 255; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты