КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
На уроке литературы важно добиться единства эмоционально образного исознательного осмысления художественного произведения. Сегодня важно в первую очередь позаботиться о том, чтобы содержанием урока литературы был процесс рождения смыслов произведения и чтобы сами эти смыслы были свободны от политико-идеологической доктрины или общепринятой системы ценностей, но чтобы они были максимально приближены к замыслу автора-творца и подвижной истине самого текста. Нужен метод, который опирается на эстетическую специфику. Отсюда – принципы преподавания литературы: - рассмотрение художественного произведения как эстетического феномена, - широкое использование возможностей литературоведческого анализа, - признание за текстом смысловой полифонии и вытекающая отсюда установка на диалогическую структуру урока. Дети часто не замечают текст, они склонны переноситься в мир книг, жить в нем, отождествляя себя с героями, представляя себя на их месте. Сопереживание герою является важным условием понимания произведения, но явно недостаточным. Одно лишь переживание никак не способствует наслаждению гармонией, ведь в этом случае книга прочитывается как житейская история, а не как явление эстетического ряда. Более того, такое чтение создает лишь иллюзию понимания: в каждом герое ребенок видит себя. Важно «взорвать» эту иллюзию, побудить детей осознать произведение как странное, загадочное, требующее усилия понимания. Нужно, чтобы школьники увидели в прочитанной истории произведение, высказывание иного сознания, высказывание, которое нуждается в понимании, интерпретации, расшифровке. Работа должна быть построена на внимательном, замедленном чтении – с особым внимание к тексту книги, «странностям» его построения, «странностям» слова и фразы, «странностям» в поведении персонажей и т.п. В центре внимания при работе с произведением должна быть его поэтика – то, «что превращает словесное высказывание в произведение искусства» (Р. Якобсон). Необходимо добиться осознания детьми специфики художественного слова, его эстетической и смысловой нагруженности, отличающей его от слова обыденной речи. Школьники должны научиться видеть поэтику, анализировать и интерпретировать ее. Только замечая,как написано произведение, читатель может получить эстетическое наслаждение от чтения. И в то же время поэтика – художественный язык культуры, без анализа которого невозможно действительно глубоко понять произведение как ее (высказывание) высказывание. Анализ художественного языка исторической литературы (поэтики, ее тем, сюжетов, персонажей и пр.) позволяет обнаружить выраженную в нем самом «модель мира» определенной культуры. Или – в иной логике - если в произведении скрыт некий целостный смысл, то только анализ поэтики позволяет этот смысл обнаружить и расшифровать. Так как содержание урока литературы является художественное слово, то это урок искусства. Чтобы быть полноценным, он не может игнорировать законы, по которым создается искусство. Поэтому необходимо должное внимание уделять литературоведению. Важно помнить, что нравственное воспитание должно достигаться посредством постижения смысловой глубины и художественного совершенства произведения, а не довлеть над текстом безусловной истиной (И. Бродский: «Эстетика – мать этики»). Но учитель всегда должен помнить о «синтезе жизней» (Никитин Е.М.) – литературного героя и читателя. Так что литература в школе - это еще и педагогика. Поэтому урок литературы должен стать соединением лучших приобретений науки об искусстве слова (литературоведения) и об искусстве создания человеческой души (педагогики). Сегодня главная задача учителя литературы – помочь учащимся осмыслить е эстетическую и художественную сущность произведения, воспитать вдумчивого читателя, понимая, что «лучший читатель – подготовленный читатель» (В. Гюго). Для этого учитель использует разнообразные формы работы в организации учебной деятельности учащихся, разные методы и приемы. Все они должны помогать углубленному восприятию художественного текста. Одним из действенных способов углубленного восприятия художественного текста во время изучения литературы является использование фоновых знаний. Термин в педагогике возник недавно, хотя опора на эти знания была при изучении литературы всегда (в школьной практике при анализе текста учителя всегда опирались на биографические знания, знания исторических фактов, литературоведческие знания).
|