КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изучение литературы как искусства словаОрганизуя процесс обучения литературе, учитель всегда должен помнить, что имеет дело с искусством слова. Духовные потребности личности учащегося наиболее четко выражаются в образе жизни, основанном на эстетических началах, так как '' эстетически – прекрасное должно вести к реальному улучшению действительности'' ( Вл. Соловьев), '' красота спасет мир'' (Ф. М. Достоевский). Чувства никогда не появляются без эмоционального заряда. Чувства возникают в нас независимо от всякого мышления. Они возникают в той части нашего внутреннего мира, которая существует ниже уровня мышления, т.е. этот ''уровень имеет характер фундамента, на котором строится рациональная часть нашей природы, над этим уровнем воздвигается надстройка мысли, и надстройка эта нормально функционировать может только тогда, когда фундамент в полном порядке…Когда зарождается мысль, она приносит с собой эмоции нового порядка – эмоции, которые могут возникнуть только у мыслителя, причем только потому, что его мысль движется тем, а не иным путем…Вторичная функция мысли, или мысль второго порядка, традиционно отличается от мысли первого порядка и называется ''разум'' в отличие от ''понимания'' (О.А. Кривцун). Художественная литература, музыка, живопись объединяют людей, даже ели они не понимают языка друг друга, потому что у них общее устремление к красоте. В этом устремлении проявляется внутренняя сущность человека. ''Это и есть то Божественное в человеке, что всех объединяет. В его свете мы все едины'' (Р. Тагор). Понять Красоту в ее существенном, космическом проявлении, может лишь высокодуховный человек, прекрасная душа. Поэтому главная задача учителя литературы состоит в том, чтобы формировать у школьников духовные потребности и способности к их самостоятельному развитию.Не каждый ученик может развить у себя творческие способности до уровня Л.Н. Толстого или П.И. Чайковского, зато каждый способен и должен жить по эстетическим законам, освоить духовное наследие предшествующих поколений, обогатить себя и свою жизнь высоким духовным смыслом. Только тогда можно будет сказать, что ученик готов и способен полноценно выполнять систему социальных ролей, т.е. его личность станет гармонически развитой. Классическая литература по своему содержанию способствует реализации принципа гуманизма, духовному обогащению учащихся. Однако отношение к литературе только как к ''учебнику жизни'' привело к тому, что школьники либо вообще не читают текстов произведений, либо читают их по диагонали, не замечая того, что делает произведение художественным, и не обогащая себя духовно. Для того чтобы литература помогала людям понять друг друга, уважать другого, познать человечность, необходимо изучать литературу как искусство слова. Базовым содержанием преподавания литературы как дисциплины эстетического цикла является не перечень авторов и текстов, а природа креативно-рецептивной художественной деятельности. Это содержание должно быть усвоено не в научно-теоретической форме, а в форме духовно-практических навыков эстетически «квалифицированного» чтения. Учитель литературы должен не сообщать о вычитанном из текстов, а учить читать, учить адекватному восприятию художественных произведений как специфических форм национальной и общечеловеческой духовной культуры (В.И. Тюпа). Как отмечает В.И. Тюпа («Инновационный стандарт литературного образования»), культурное развитие есть кумулятивный процесс накопления достигнутого на разных стадиях этого процесса. Становление художественной культуры европейского типа насчитывает к ХХ веку пять базовых стадий. 1. Искусство слова является семиотической деятельностью, что проявляется в конвенциональности литературного творчества, реализующего ряд условностей жанрового характера. Всякое произведение искусства – это высказывание на языке той или иной жанровой традиции. Эта сторона искусства была осмыслена классицистами, видевшими в писательстве особого рода «ремесленную деятельность» «по правилам». Составлению текста в таком случае может быть обучен любой человек. 2. Искусство слова является эстетической деятельностью сопереживания, сострадания, сорадования (М.М. Бахтин), что проявляется в специфической индивидуальной целостности художественных произведений, неподотчетной жанровым «правилам», но оцениваемой с позиций вкуса. Данная сторона специфики литературы была осмыслена сентиментализмом в ходе «эстетической революции» европейского художественного сознания второй половины ХУ11века. 3. Искусство слова является творческой (образотворческой) деятельностью условного (воображаемого) миропорождения (Лермонтов: «В уме своем я создал мир иной / И образов иных существованье»). Образотворчество писателя является актом самовыражения его личности, вследствие чего особенно ценится гениальность (оригинальность в кантовском понимании) уникального творения в случае нарушения им жаровых «правил» или норм вкуса. Творческая специфика искусства обрела свое полное осмысление в эпоху романтизма. Сотворческое овладение авторским текстом как материалом читательской самоактуализации и критерий оригинальности составляют романтический компонент культуры художественного восприятия. 4. Искусство слова является познавательной деятельностью особого рода. Специфический предмет художественного познания – генерализованная индивидуальность, обобщенно «я-в-мире». Познавательная природа искусства легла в основу классического реализма Х1Х века. Отношение к художественному тексту как к «учебнику жизни» (Н. Чернышевский), заключающему в себе типизацию частных фактов действительности и соотносимому с критерием достоверности, составляет реалистический компонент культуры художественно восприятия. 5. Искусство слова является коммуникативной деятельностью особого рода. Произведение искусства созидается автором не только и не столько в тексте (классицизм) или авторском сознании (сентиментализм, романтизм, реализм), сколько в сознании адресата. Читатель оказывается эстетическим субъектом и решающим (завершающим) звеном произведения искусства как смыслообразующего коммуникативного события. Понимание искусства как особой формы духовного общения впервые было развито Л.Н. Толстым («Что такое искусство?»), а впоследствии легло в основание символизма, авангардизма, соцреализма. Оно выдвинуло критерий адресованности, обеспечивающей предпосылки «диалога согласия» (М. Бахтин). Подлинная культура художественного восприятия предстала в ХХ веке культурой интерпретации, не позволяющей себе ни читательского произвола по отношению к авторскому тексту, ни утраты смыслообразующей самостоятельности своего «восполняющего» (М. Бахтин) восприятия. Исходя из названных стадий становления художественной культуры, В.И. Тюпа предлагает пять ступеней изучения литературы как искусства слова.
|