Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Важно помнить, что результативность любой инновационной




технологии обеспечивают психолого-педагогические условия:

- учет возрастных особенностей восприятия школьниками художественно произведения;

- учет начального уровня читательской культуры, мотивов обращения школьников к книге;

- прогнозирование результатов влияния инновационной технологии;

- соблюдение принципов индивидуализации, эмоциональности, психологической комфортности, самоорганизации, проблемности;

- обеспечение поэтапной реализации учебного процесса;

- вариативность методов, приемов, видов и форм обучения в процессе изучения зарубежной литературы;

- интегрированное использование индивидуальных, групповых методов и форм учебной деятельности, классной и внеклассной работы.

Инновационные технологии, несомненно, делают процесс обучения эффективным. Но претворять их в самоцель нельзя. Инновации ни в коем случае не должны вытеснить на второй план традиционные методы обучения, формы и приемы работы с художественным текстом. Урок, нашпигованный новыми технологиями, может иметь обратный результат, если дети не понимают, зачем они использовали нетрадиционные методы обучения, что нового узнали во время урока.

Как известно, индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Мы не можем сказать о человеке, каков он – добрый или злой – до тех пор, пока не увидим его во взаимодействии с окружающим миром. Понять свое место в мире, вписаться в этот мир школьнику поможет изучение художественного произведения как явления культуры, как эстетического феномена.

 

Культурологический подход к преподаванию литературы

 

Художественная литература – это мир, увиденный через текст, это культурное наследие человечества. Через него можно увидеть связь культур, многообразие культур, и в то же время есть возможность изучать человеческую культуру как единое целое.

Библер В.С. констатировал, что ХХ век для мировой философской и культурологической мысли стал веком диалогических концепций (Бахтин, Бубер, Розеншток – Хюсси, Розенцвейг и др.)

По мнению М.М. Бахтина, «быть - значит быть для Другого и через него – для себя. Я не могу обойтись без Другого, не могу стать собой без Другого, я должен найти себя в Другом, найти Другого в себе» («Эстетика словесного творчества»). Это же утверждает А. Белый: « Мое «я», оторванное от всего окружающего, не существует вовсе; мир, оторванный от меня, не существует тоже» (« Символизм как миропонимание»).

Поэтому перед учителем стоит важная задача - помочь учащимся «понять произведение так, как понимал его сам автор, не выходя за границы этого понимания» (М.Бахтин). Потому что «поэты говорят на языке всех времен, всех культур», и задача читателя – «ответить писательскому гению собственным творческим даром – способностью прочитать» (О. Мандельштам «Слово и культура»).

Читательские способности – те грани читательской личности, формирование которых составляет смысл и результат литературного образования.Чтение как сотворчество – художественная основа читательской культуры.

Художественный текст, представляющий собой застывшую форму бытия, вновь обретает начало бытия при условии установления общения автора и читателя. Так начинается жизнь в культуре, представляющая собой диалог читателя с героями, авторами, другими читателями, критиками, веками, культурами (Доманский В.А.).

М.М. Бахтин помещает в центр этого общения не текст вообще, а слово, взаимное общение людей. Он видит «человека там, где речь, речь там, где диалог, диалог там, где литература», где существует силовое поле культуры.

Поэтому бытие в культуре, общение в культуре есть общение и «проживание» жизни на основе произведения.

Бахтиным основан культурологический смысл филологии, заключенный в идее «текста текстов» – текста-монады, отражающего в себе и втягивающего в себя существовавшие и возможные тексты. Вобрав бытийный смысл других текстов, а шире – текста определенных культур, каждое художественное произведение раскрывает свой смысл на грани культур как общение, диалог сознаний, личностей, культур.

Так, например, в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой оценивается не только с позиций быта и бытия русской жизни второй половины Х1Х века, но и с позиций христианства с его главной заповедью: «Не убий!». Вместе с тем трагедию Раскольникова можно сопоставить с трагедией Эдипа, мучительно осознающего свое преступление, которое предопределено древним хаосом, роком, с которым отчаянно, но тщетно борется герой. Преступление Раскольникова определяется его выбором между «теорией» и «натурой». Его трагедия – проникновение хаоса внешнего мира в цельное внутреннее «я» героя, и следствие – создание антигуманной теории.

Являясь самосознанием культуры, произведение литературы отражает определенный тип художественного сознания, характеризует определенный культурно-исторический тип человека. Для того чтобы воссоздать культурный фон эпохи на уроке литературы, необходимо обращаться и к произведениям беллетристики, которые, как небольшие горы, окружают высокие вершины – художественные шедевры. Вершинные произведения и произведения второго ряда составляют своеобразные культурные гнезда, отражающие специфику исторической эпохи, весь спектр в развитии приоритетов духовности. Так о человеке 20-30 гг. Х1Х в. нельзя судить только по произведениям А. Пушкина, но необходимо привлекать и творения М.Загоскина, Н. Кукольника,

А. Бестужева, В. Бенедиктова (Доманский В.А.).

Художественный текст начинает жить, приобретает разное звучание, когда читатель встречается с автором. И только тогда происходит вхождение реципиента в культуру. Это «оживление», функционирование текста возможно только при активной деятельности сознания читателя, его сотворчества с автором. Читатель должен подняться до уровня авторского понимания, «заразиться» его мыслями и чувствами. Так происходит диалогическое усвоение культуры, что позволяет личности воспринимать мир как целое, переживая, осмысливая, осознавая свою связь с прошлым и будущим, свою принадлежность к целостности духовной культуры. Диалог в силовом поле культуры – это со-бытие, со-существование.

Задача учителя – организовать этот диалог посредством художественного текста, перевести его во внутренний диалог учащихся. В ходе диалога школьнику необходимо перевоплощаться, входить в «роли» героев, людей разных эпох, культур, сопоставлять их с собой, со своим временем. Педагогу также необходимо играть разные роли, вести диалог от лица писателя, критика, историка, искусствоведа.

Как известно, исторический автор обращался не к сегодняшнему читателю, а к свои современникам, понимавшим его художественный язык, разделявшим представления автора о мире, о природе и назначении поэзии и т.п. Поэтому, чтобы сегодня понять Горация, «нужно выучить его поэтический язык»

(М.Л. Гаспаров). Понимание произведения должно строиться на анализе и освоении его художественного языка и содержащегося в нем взгляда на мир, способа постижения мира, умонастроения эпохи. И, конечно, чтение должно предваряться и постоянно сопровождаться историко-культурным комментарием.

Культурологический подход предполагает изучение конкретных художественных текстов с опорой на разные контексты (Доманский В.А.):

- контекст биографии автора (например, при изучении повести Н.В. Гоголя

«Тарас Бульба» целесообразно сравнить две редакции произведения. Но для того, чтобы понять причины изменений в тексте, следует познакомиться с жизнью и деятельностью писателя за период между двумя редакциями повести, почитать его письма и т.п.);

- социально – исторический контекст (например, невозможно понять

стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума», если не познакомиться с социально исторической обстановкой в России в эпоху Лермонтова);

- культурный контекст эпохи (например, чтобы понять лирику А. Блока,

К. Бальмонта, З. Гиппиус, Н. Гумилева, В. Маяковского и других поэтов начала ХХ века, важно разобраться в своеобразии культурной жизни России на рубеже Х1Х –ХХ веков)

Методический аспект культурологического контекста изучения

художественного произведения, как отмечает А. Мельник, строится на взаимодействии отдельных составляющих духовной культуры (таких, как философия, религия, наука, традиции, художественная культура и т.д.) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия художественного произведения школьниками.

А. Мельник предлагает виды культурологического контекста изучения художественного произведения:

- социально-исторический,

- философско-религиозный,

- этнокультурный,

- литературный,

- читательский,

- искусствоведческий.

Организуя работу над изучением художественного произведения в школе, необходимо акцентировать внимание на актуальных именно для этого произведения культурно-контекстых связях.

При таком подходе можно будет понять «замысел» книги, а значит –

увидеть мир (и само произведение) глазами автора книги, обратиться к «смыслу» книги, к тому, что открывается в ней. И тем самым обогатить свой духовный мир. Так как в сознание читателя в таком случае погружается другой голос, «чужое» превращается в «свое чужое», и у читателя появляется возможность отстраниться от собственного «я», осмотреть на него глазами другого (культуры, автора, героя) в избытке его (другого) видения, о-сознать,

о-смыслить себя.

Диалогическая ситуация создается исходя из реакции учащихся на сообщаемые или приобретенные факты, смыслы, ценности (этим урок-диалог отличается от урока-беседы, где ответы на вопросы заранее известны учителю). Она прогнозируется учителем, но не может быть запрограммированной.

Мастерство учителя заключается в умении создавать ситуацию удивления, парадокса, поиска, желания кого-то выслушать и задать вопросы (загадка имени, портрета, пейзажа, интерьера, исторического персонажа, Человека, Дома, Космоса и т.п.) Загадки – это побуждение к работе не только мысли, но и воображения, ассоциаций, эмоциональной сферы.

Культурологические тенденции в преподавании литературы могут отражать как традиционные приемы работы с текстом, так и новые (главное - чтобы в любом случае учащийся оставался субъектом обучения):

- разного вида комментарии историко-культурного, этнографо-бытового, лингвистического и литературоведческого плана (Н.А. Демидова), которые помогают «раскодировать» изучаемый текст (например, чтобы школьники поняли, за что обиделись на столичного щеголя Онегина деревенские соседи – помещики, следует им объяснить, какое значение в пушкинское время имели слова со «словоерсами». Соседям не понравилось, что Онегин

…дамам к ручке не подходит;

Все да да нет ; не скажет да-с

Иль нет-с

Выходит, по мнению провинциалов-дворян, произносить «да-с», «нет-с»

и тому подобные слова со «словоерсами» было признаком хорошего воспитания, вежливости. Столичный же аристократ Онегин никак не желал выражаться столь вежливо. По его мнению, разговор со «словоерсами» был унизителен, показывал плохое воспитание и невысокое положение в обществе того, кто к нему прибегал.

Совершенно ясно, что своеобразная приставка эта не только являлась в

тогдашнем обществе чем-то весьма привычным и распространенным: ей еще придавалось особое значение в разных общественных слоях, О ней судили по-разному);

- обеспечение взаимодействия текста с философским, историческим,

художественным, культурным контекстом эпохи (например, учащиеся

вряд ли смогут понять личность Базарова, героя романа И.С. Тургенева

«Отцы и дети», если не разберутся в причинах и особенностях общественно – политической, культурной и литературной ситуации в России во второй половине Х1Х века);

- «погружение», вживание в определенную историко-культурную эпоху

(например, вся школа в течение определенного времени живет в мире культуры серебряного века: «поэты» читают стихи и анализируют их, «философы» участвуют в философских диспутах, «журналисты» освещают вопросы культуры в газетах и телепередачах, «художники» представляют свои картины и т.п. И все заканчиваются театральной постановкой пьесы драматурга-представителя изучаемого периода);

- проведение многочасовых занятий по определенной эпохе: установочная

лекция учителя, самоподготовка учащихся по вопросам, семинарские занятия (например, учитель читает лекцию об особенностях русской культуры второй половины Х1Х века, учащиеся самостоятельно знакомятся со статьями современников И.С. Тургенева о Базарове, затем проводится семинарское занятие, на котором школьники ищут ответ на вопрос: почему роман Тургенева вызвал такие споры);

- театрализация драматических произведения (например, ученики сами

выбирают себе роли актеров, режиссера, декоратора, костюмера, литературного критика, оформителя, а затем ведут обсуждение, сравнивая текст и сценическую версию пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума»);

- публичная защита учащимися исследовательских проектов (докладов,

сообщений на малоизученные литературные темы);

- презентация собственных сочинений (например, дописывание сцены

разговора Кабановой с сыном после смерти Катерины в драме

А.Н. Островского «Гроза», диалога Базарова и Аркадия в романе

И.С. Тургенева «Отцы и дети», которые могли бы существовать в тексте; составление письма автору и героям романа «Евгений Онегин», написание киносценариев по текстам изучаемых произведений);

- проведение ролевых игр (имитация литературных гостиных, салонов,

кабачков; создание и расшифровка постмодернистского текста; разыгрывание сцен из жизни мифологических античных богов с придумыванием новых ситуаций, суд над литературным героем и т.п.).

В процессе культурологического подхода устанавливается связь между исторической эпохой, типом культуры и способами мышления, особенностями восприятия мира людьми. Так читатель, воспринимая и интерпретируя текст, включается в «диалог» культур.

Но учитель при этом всегда должен помнить о том, что «оживление «и функционирование текста возможно лишь при активной деятельности реципиента, его сотворчества с автором. Читатель должен подняться до уровня авторского миросозерцания, «заразиться» его мыслями и чувствами, понять его модель мира и человека» (Доманский В.А.).

Все это возможно при работе с художественным текстом как произведением искусства (искусство и его составная часть – литература – рассматриваются как самосознание культуры). Что делает актуальным литературоведческий подход.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты