Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Основной источник___________________________________ 10 страница




огромными объемами информации, подлежащей анализу; неопределенностью вопроса о том, сколько срезов и в какой последователь­ности необходимо для схватывания смыслов;

невольным формированием определенной структуры межличностных взаи­моотношений между участниками исследования, повышающими воз­можность субъективной интерпретации.


Методы социально-психологического исследования 278

Как видим, любое качественное продвижение в области исследовательской методо­логии не преодолевает всех проблем изучения социального бытия личности и ее окруже­ния в их экзистенциальной феноменальности и пространственно-временной континуаль­ности. Не решается она и в исследовательских компромиссах количественной и качест­венной методологий.

Некоторые исследователи утверждают, что проблема заключается не в нахождении методов сопряжения количественных и качественных методологий исследования, подоб­ную постановку они считают не верной в принципе (A.A. Bryman). По мнению G. Morgan и L. Smircich, проблема находится в плоскости нахождения механизмов сопряжения раз­ных парадигмальных координат и сопутствующих им методологических эпистемологиче­ских и онтологических оснований (1980, c. 494). Блайкие (N.W. Blaikie) считает, что ком­бинирование методов, основанных на различных теоретических основаниях, невозможно в принципе (1991, с. 134). При внешне кажущемся радикализме представленных суждений, есть в них один крайне важный аспект: соотнесение или сопряжение методов, адресован­ных разным типам реальности, и самих этих реальностей в их проявлении исследователю и наблюдателю.

В контексте тримодальной модели, оснований человеческой активности, ее автор, R. Stevens, подчеркивает, что надо иметь в виду очень различающиеся оценочные критерии, требуемые этими отличными эпистемологиями и, соответственно, социально-психологическими традициями, которые с ними связаны. В номотетическом измерении, используемом для исследования биологических оснований действий, критическим вопро­сом является "проверка истинности". Хороши ли предсказания теории? Является ли пони­мание, сформированное теорией, валидным? Когда мы перемещаемся к герменевтическим стратегиям, вовлеченным в символическую, второсигнальную область, мы нуждаемся в прояснении любого анализа или прикосновений, которые мы делаем: оценки того, на­сколько эффективно они репрезентируют систему значений (представлений, чувств и тд.), на которой они фокусируются. Мы нуждаемся в познании того, что наше описание "схва­тывает смысл" того, что делает информант, что он чувствует и думает, а также в формиро­вании некоего осмысления самих себя в аспекте его сходства с описаниями, которые мо­жет давать своим переживаниям сам информант. Критерии определения валидности в этом случае, тем не менее, не будут столь внушающими доверие или откровенными; они будут скорее включать оценки правдоподобности и соответствия и будут освобождены от необходимости выводов о природе и основаниях человеческих переживаний и действий. По отношению к трансформационной эпистемологии, соответствующей третичному уровню - рефлексивности, мы сами становимся субъектами "проверки истинности", со­провождая ее еще более сложными вопросами, связанными с осознанием того, что часто мы говорим не то, что люди являются такими и способны делать то-то, а что они способны быть такими и делать это; таким образом, призывы к реальности могут оказаться не ре­шающими. То, что поставлено на карту на третичном уровне, не может быть более точ­ным, а скорее, возможным или желательным» (1998, с. 82).

Обсуждение трех модальных типов оснований человеческих действий в контексте их качественного различия и целесообразности использования не снимает вопроса о нахо­ждении новой методологической триангуляции, строящейся на принципе многомерности.


Интегративная эклектика путем триангуляции



Основание для таких поисков предлагает интегративная эклектика, предполагающая многоплоскостной, многомерный, разновекторный анализ, создающий возможность каче­ственно иного инсайтирования, рассмотрение аспектов множественности, диалогичности, диатропичности феномена

Наличие единых сопрягающих оснований по измерению системообразующих дихо­томий: количественное - качественное и идиографическое - номотетическое, биологиче­ское - символическое - рефлексивное обусловлено тем, что, при всем понимании, ограни­ченности, а зачастую и объективной неадекватности количественного подхода к описанию и объяснению живого, пульсирующего социального бытия личности и ее окружения, тем не менее необходимо наличие систем, пусть и относительных, грубых, сравнительного соотнесения людей друг с другом, т.е. нахождения номотетики и итики. Эти сопостави­тельно-сравнительные системы координат должны варьироваться от уровня индивидуаль­ной культуры, с доминированием идиографии и имики, до уровня общечеловеческой культуры, с доминированием номотетики и итики.

Предлагаются следующие уровни сопоставительно-сравнительных систем коорди­нат:

уровень индивидуальной культуры;

уровень субкультуры;

уровень национальной культуры;

уровень межнациональных сообществ;

общечеловеческий уровень.

Продвижение от уровня индивидуальной культуры, характеризующейся доминиро­ванием идиографии и имики, к уровням более высокого обобщения, сопровождается сни­жением веса идиографии и итики и повышением веса номотетики и имики. Уровень инди­видуальной культуры предполагает доминирование качественных методов исследования, сопровождаемое ростом веса количественных исследований при переходе на более обоб­щенные уровни.

По измерению биологическое - символическое - рефлексивное также присутствует движение от доминирования номотетики и, соответственно, предпочтительности и боль­шей информативности количественных методов, к доминированию идиографии и качест­венных методов на уровне рефлексивной модальности (см. схему № 34).

Схема № 34. Подход интегративной эклектики методом триангуляции


Общечеловеческая культура


Рефлексивное



Номотетика

Символическое

Итика

Имика


Методы социально-психологического исследования



В своей практической конкретизации этот подход предполагает использование по­зитивистски ориентированных методов на уровне выявления номотетических и итических особенностей; герменевтически ориентированных методов на уровне идиографических и имических особенностей; рефлексивных практик и критического рефлексивного позицио­нирования - на уровне остраненного анализа субъективности и предубежденности.

На уровне биологической номотетики существенна роль внутренней и конструкт-ной валидности, на уровне символической идиографии - экологической валидности, на уровне рефлексивной идиографии и номотетики - критической рефлексии, достигаемой посредством рефлексивных практик и критического рефлексивного позиционирования.

Жестко валидизированные схемы экспериментального типа, наиболее ярко пред­ставленные в комбинации, известной под названием многочертной-многометодной матри­цы, позволяют схватить особенности функционирования человека как представителя био­логического вида. Особая сложность в этом случае связана с обеспечением «освобожде­ния» исследования от «наносных влияний» культуры, проявляющихся в символической и рефлексивной природе человека

Наиболее полное постижение идиографии последней в ее экзистенциальной фено­менальности достигается методом типа sensemaking и подхода обоснованной теории, ори­ентирующихся на схватывание динамики значений. Еще большими возможностями в схватывании глубинных смыслов и переживаний человека обладают техники, наработан­ные в рамках психоанализа и феноменологии, ориентированных на скрупулезное пости­жение эмоционального поля человека (см. табл. 31, где Кл М - количественные методы, Кч М -качественные).

Таблица 31. Схема соотношения количественных и качественных методов в зависимости от уровня исследуемой культуры

Уровни Идиография Имика
Индивидуальная культура КчМ КчМ
Субкультура Кч М; Кч М Кч М; Кч М
Национальная культура КлМ КлМ

Интегративная эклектика путем триангуляции 281

 

Межнациональная культура со­обществ КлМ КлМ
Общечеловеческая культура КлМ КлМ
  Номотетика Итика

Рефлексивный уровень постижения сущности бытия продуктивно схватывается средствами рефлексивных практик и критического рефлексивного позиционирования.

В целом подход интегративной эклектики методом триангуляции предполагает оп­ределение в системе исследовательских координат по измерениям идиографическое - но-мотетическое, итическое - имическое, биологическое - символическое - рефлексивное. Все это очерчивает круг исследовательских интересов и, соответственно, возможностей и ог­раничений предполагаемых результатов; позволяет определиться в приоритетных методах исследования (количественные - качественные), их комбинациях, определяемых исследо­вательскими приоритетами; наметить зону согласия в аспекте межуровневого, межпара-дигмального диалога

Необходимость пересмотра позитивистских оснований методологии и методов социальной психологии

Многоаспектность ответов на вопрос о соотношении физического и психического, многомерность истины подталкивают психологов к пересмотру укоренившихся подходов к определению научности и объективности анализируемых фактов и результатов.

По мнению исследователей, адекватное постижение человека в условиях его реаль­ной жизни невозможно без обращения к анализу интерпретаций, который предполагает герменевтизацию психологического знания. Следует отметить, что герменевтизация часто ассоциируется с субъективизаций, гуманитаризацией и тому подобной терминологией, а речь в сущности идет об одном и том же - о необходимости смещения акцентов в исследо­ваниях на постижение своеобразия интерпретации человеком самого себя и окружающего его мира. Без знания этих интерпретаций невозможно понимание установок человека в происходящем и прогнозирование им своего будущего.

Ортодоксальные (позитивистские) методы исследований оказались совершенно не­приемлемыми ко многим психологическим феноменам и областям исследований, в част­ности, социальной психологии. Искусственность экспериментальных социально-психологических исследований предопределяется прежде всего тем, что в условиях как лабораторного, так и естественного экспериментов практически невозможно, в первом случае «очистить голову» испытуемых от «побочных» мыслей, во втором - самому на­блюдателю освободиться от собственных проекций при реконструировании контекста происходящего, формирующегося у наблюдаемых.

В систематизированном виде противоречия подхода к исследованию социально-психологической феноменологии с позитивистских позиций представлены Coolican и их можно свести к следующему:


Методы социально-психологического исследования 282

1. Исследователи традиционной ориентации обращаются с людьми как с
изолированными от их социального контекста. Более того, исследуют от­
дельные части, например, память, аттитюды, вне их взаимосвязи с цело­
стной системой, которой является человек. Часто, изучаемые «субъекты»
выступают в качестве абстрактных единиц подтверждения предубежде­
ний исследователей в отношении неизменности природы человека.

2. В то время как в реальной жизни познание человека предполагает уста­
новление более тесных взаимоотношений, исследователь, наоборот,
стремится к сохранению дистанции якобы во имя объективности. Атти­
тюды и мотивы исследователя по отношению к исследованию не призна­
ются, не обнаруживаются, рассматриваются как не относящиеся к про­
цессу и результату.

3. Ориентация на объективность часто обретает очертания мистической.
Попытка сохранения холодной дистанцированности, следование количе­
ственной парадигме ослепляют исследователя в отношении его собствен­
ного влияния и активной роли в процессе исследования, точнее - искус­
ственного и тенденциозного управления им. Забывается, что как исследо­
ватель, так и процесс исследования сами составляют социальный кон­
текст и должны анализироваться в нем.

4. Ситуация эксперимента или интервьюирование позволяют получать
только поверхностную информацию. Так, в частности, при изучении со­
циальной перцепции традиционными методами часто рассматривается
только первое впечатление и ничего больше.

5. Экспериментальные процедуры ограничивают способности нормального
субъекта планировать, реагировать и проявлять соответствующее соци­
альное поведение в контексте изучаемого вопроса. И на этом основании
исследователь приходит к заключению о природе человека в анализируе­
мом вопросе. В результате выстраиваемая модель получается упрощен­
ной и механистичной.

6. Попытки маскировки целей исследования могут приводить к фальсифи­
кации его контекста и искаженным результатам, к тому же это может вы­
звать недоверие со стороны исследуемых.

7. Высокоструктурированные методы исследования предетерминируют
природу результирующей информации. Непроизвольно на участников ис­
следования налагается теоретическая конструкция которой придержива­
ется исследователь. Например, опросники строятся на определенной ис­
следовательской логике и пропускают много важной информации, кото­
рую можно было бы получить от опрашиваемых. Получаемая же инфор­
мация ограниченна, неполноценна, не всегда отражает реальность.

8. Высокоструктурированное кодирование и категориальная система часто
не совпадают с индивидуальным своеобразием индивида.

С нашей точки зрения, данный перечень уязвимых мест позитивистской методоло­гии исследования можно дополнить следующими характеристиками:


Пересмотр позитивистских оснований методологии исследования 283

9. Ориентированность на прошлый опыт исследуемого, который, во-первых,
не всегда является адекватным основанием для понимания настоящего и
будущего социального поведения, во-вторых, субъективно воспроизво­
дится, анализируется и интерпретируется самим испытуемым. По суще­
ству, отвечая на тот или иной вопрос или решая предлагаемую задачу, он
оперирует некоторой конструкцией самого себя и своих взглядов, которая
далеко не всегда является адекватной и подтверждаемой окружающими.

10. Абсолютизация информированности испытуемого о причинности своих
поступков и реакций, исповедование рациональной модели социального
поведения и это при полном понимании того, что в реальной жизни имеет
место очень много иррационального.

11. Генерализация результатов исследования на все богатство контекстов,
которые далеко не всегда представляют последовательную и логически
согласованную цепочку жизненных эпизодов.

12. Ограниченность учета влияния на испытуемого его социального окруже­
ния, обстоятельств, их динамики.

Без поисков убедительных ответов на широкий круг вопросов невозможно продви­жение вперед.

Гуманитарная парадигма в методологии психологического исследо­вания.

В истории психологии всегда были целые направления: позицивизм, интеракцио-низм, экзистенциально-феноменологическая линия, феминизм, социальный конструкти­визм. Общим для всех их является принцип познания таинств психического с максимально возможной приближенностью к условиям реальной жизни людей дает обзор следующих решений Куликан:

1. Психологические исследования должны концентрироваться на значениях действий в их социальном контексте, а не на изолированных «объектив­
ных» единицах поведения и деятельности, т.е. придерживаться холизма, а
не атомизма.

2. В психологических исследованиях акцент должен смещаться на взаимо­
действие, в максимально широкой системе непосредственно и опосредо­
ванно контактирующих людей, в связанных с ними обстоятельствах.

3. Значения и взаимодействия являются принадлежностью социальных си­
туаций и их контекстов и не могут быть изолированы от них.

4. Исследования должны проводиться в максимально приближенных к есте­
ственным условиях и посредством качественных методов.

5. Исследования должны проводиться в как можно более близком контакте
с изучаемым индивидом или группой.

По словам Hall, исследователь социальных наук часто уподобляется врачу, пытаю­щемуся поставить диагноз пациенту, находясь за углом и не видя его. Социальный ученый использует для измерения реакций испытуемого «инструменты», подобные длинному сте­тоскопу. Причем интерес его больше связан с удлинением стетоскопа, чтобы быть как


Методы социально-психологического исследования 284

можно дальше от испытуемого, вместо того чтобы максимально приблизиться к нему и узнать, как он живет в реальной жизни (1975).

7. Наиболее значимыми данными должны быть собственные высказывания
и интерпретации испытуемого.

Испытуемые, в случае возможности представлять свои собственные интерпретации, часто вводят ряд значений и имплицитных теорий, весьма отличающихся от тех, которые выстраивает исследователь.

8. Более продуктивными являются некоторые разновидности индуктивного
анализа по сравнению с гипотетико-дедуктивным. В последнем случае
теории, модели и гипотезы базируется скорее на обработке полученных
количественных данных, нежели подтверждаются ими. В процессе ин­
дуктивного анализа происходит постоянное переопределение понятий и
моделей в свете поступающих данных. Он предоставляет возможность
существования гипотез без предварительно проведенных исследований,
что создает предпосылки для снятия предустановленных выводов.

9. Существующие теории должны быть скорее локальными, нежели содер­
жать широкие генерализации о природе человеческого мышления и лич­
ности.

10. В отличие от предшествующей парадигмы в новой должно иметь место
тесное сотрудничество исследуемого и исследователя, а последний дол­
жен выступать в роли аналитика и консультанта. Любые находки или ин­
терпретации должны обсуждаться и изменяться в соответствии со взгля­
дами группы.

11. В исследованиях новой парадигмы имеет место «исследовательский
цикл», происходящий многократно, решающим моментом его является
достижение приемлемости и точности конструируемых теорий, моделей
и категорий.

Представленные контуры новой исследовательской парадигмы создают возможно­сти для разрешения проблемы препарированного характера психологических знаний и их оживления, но обладают т уязвимыми местами.

Глоссарий

Андроцентризм - понятие, используемое в кросс-культурной психологии для обозначения феномена влияния на объективность, адекватность изучения и интер­претацию исследуемого феномена принадлежности переводчика и интерпретатора к изучаемой аборигенной культуре, выражающегося в дискредитации им своей прошлой культуры, мотивируемое стремлением снять внутриличностные кон­фликты, связанные с адаптацией к новой культуре. На практике данный эффект проявляется скорее всего в том, что интерпретатором по мере идентификации с новой культурой теряется адекватность в оценке своей прошлой культуры, обра­зуется своеобразная производная от двух культур, не позволяющая адекватно оце­нить и проинтерпретировать ни одну из них.

Идиография (производное от греч. idios), обозначает личное, частное, самопро­дуцируемое, уникальное; конкретно специфичное, индивидуальное в человеке.


Глоссарий 285

Используется для обозначения теоретических подходов, ориентированных на изу­чение неповторимости каждого человека, его отличий от других людей [Reber, 1995, 356]. В качестве парной категории к идиографическому предлагается номо-тетический подход, ориентированный на изучение общего, характерного для лю­дей в целом.

Имика - термин, введенный лингвистом K.L. Pike [1967] для характеристики культурно-специфического, уникального, отличающегося от других культур; дан­ное понятие есть производное от лингвистического «фонемика», имическая точка зрения является результатом изучения поведения изнутри системы.

Интегративная эклектика методом триангуляции - разработанная В.А. Ян-чуком авторская модификация подхода методологической триангуляции. Пред­ставляя комбинирование продуктивных возможностей количественных и качест­венных методов исследования, она предполагает использование процедур альтер­нативных методологий, направленных на выявление динамического, экзистенци­ально-феноменального, неосознаваемого аспектов исследуемого явления за счет схватывания и уточнения тождественности значений и смыслов в системе иссле­дователь - исследуемый. Привлечение процедур феноменологического и психо­аналитического интервью, дискурсного анализа и сенсмейкинга позволяет достичь необходимого уровня взаимопонимания с позиции методологии второго лица.

Итика - термин, введенный лингвистом K.L. Pike (1967) для характеристики общего, универсального в культурах. Ценность итического подхода в следующем: 1) он предос­тавляет широкую перспективу и возможность обучения распознанию того, что различные события, происходящие в мире, обладают распознаваемыми сходствами и различиями; 2) приобретаются техники описания различных феноменов; 3) итический подход является исходным, так как не существует каких-либо других способов анализа, не предполагаю­щих грубой, пробной (неточной) оценки»; 4) итическое сравнение выбранных культур может помочь исследователю достичь поставленных целей с минимальными затратами. Наибольшее распространение получил в кросс-культурной психологии, занимающейся изучением особенностей культурного многообразия и адаптации к другой культуре.

Качественные методы исследования, ориентированные на схватывание индивиду­ально-специфичного, уникального, максимально приближенного к условиям реальной жизни. Исходя из посылки о невозможности дискретизации и статизации поточности че­ловеческого бытия без ущерба для понимания его сущности и схватывания тончайших нюансов индивидуального переживания и интерпретации происходящего, качественные методы ориентированы на неструктурированность, максимальную адаптируемость к из­менению условий, выявлению новых контекстов и идей. Примерами качественных мето­дов являются неструктурированное или свободное интервью, неструктурированное или полевое, а также включенное наблюдение, изучение документов или артефактов, феноме­нологическое интервью, sensemaking, фокус группы, и т.п. Преодолевая традиционные ограничения количественных методов исследования, качественные методы акцентируют­ся на своеобразии контекстов, выявлении значений и своеобразия интерпретаций, они гибки, диалогичны, интерактивны по процедуре, естественны по характеру.

Количественные методы, ориентированные на получение строго объективных, ко-личественно выраженных данных. Основываясь на позитивистской методологии, утвер Методы социально-психологического исследования 286

ждающей в качестве оснований научности исследования операционализации и верифика­ции, количественные методы отличаются высоким уровнем валидности и надежности, структурированностью, при одновременно низком уровне реалистической естественно­сти, конструктной и экологической валидности. Примерами количественных методов яв­ляются эксперимент, структурированные интервью, наблюдение, квази-эксперимент, ря­ды данных, тесты и т.п.

Методологическая триангуляция - комбинирование качественных и количествен­ных методов, получившее название третьего пути, приводящее к соединению преиму­ществ обоих методологий, и как следствие — более надежным данным. Под триангуляци­ей подразумевают термин, используемый в навигации и геодезии, описывающий технику построения третьей точки на основе двух известных. Впервые по отношению к методоло­гии психологического исследования данный термин был использован Д. Кэмпбеллом [1959]. В современной психологии под триангуляцией понимается использование данных из различных источников, добытых различными методами и исследователями, по воз­можности, всеми триангуляционными техниками, обладающими необходимой надежно­стью.

Номотетика - нечто общее, универсальное, присущее всем людям. Традиционный позитивистский, объективистский подход к исследованию психологической феномено­логии, ориентированный на нахождение универсальных свойств, качеств, черт характе­ризующих личность и ее поведение. Примерами такого рода подхода являются различ­ные факторные теории, пытающиеся определить универсальные характеристики лично­сти, выступающие в качестве своеобразных сопоставительных шкал.

Этноцентризм понятие, используемое в кросс-культурной психологии для обоснования неадекватности англосаксонских эталонов, доминирующих в пси­хологическом тестировании, по отношению к другим культурам, так как эти эта­лоны исходно навязывают другим культурам критерии, которые могут быть в них просто не представленными.

Вопросы для обсуждения

1. Каковы исторические причины дискуссий по проблеме метода в социальной психо­
логии?

2. Каковы отличительные особенности количественных и качественных методов в со­
циально-психологических исследованиях?

3. В чем специфика и ограничения экспериментального метода в социально-
психологическом исследовании?

4. В чем причина неудовлетворенности позитивистскими основаниями методов соци­
ально психологических исследований?

5. Какая альтернатива предлагается представителями гуманитарной парадигмы в от­
ношении социально-психологических исследований? В чем ограничения предлагае­
мых сторонниками гуманитарной парадигмы решений?

6. Каковы особенности сравнительных исследований в социальной психологии?

7. В чем особенности кросс-культурных исследований в социальной психологии?

8. Какие методы наиболее часто используются в рамках социально-
конструктивистского подхода к анализу социально-психологической феноменоло­
гии?


Глоссарий 287

9. В чем особенности подхода методологической триангуляции к изучению социаль-

но-психологических явлений?_______________________________


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты