КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основной источник___________________________________ 7 страница
Кросс культурные исследования Исследования представителей различных культур называются кросс-культурными. Часто психологи, проверяющие закономерности развития на представителях одной культуры, хотят понять, является ли это универсальной закономерностью, и если это так - используется данный метод. Кросс-культурные исследования сравнивают выборки из двух или более культур по определенной психологической переменной. Различия обычно объясняются или разнообразием условий социализации, или генетическими факторами. Но большинство считает именно социальные факторы в качестве возможной причины. Исследования, проведенные в начале ХХ века, в основном были направлены на изучение неразвитых культур и обществ, описываемых как примитивные. Методы социально-психологического исследования 250 Обычно психологи тестировали членов таких обществ на зрительные иллюзии и задачи счета. Основное внимание уделялось тому, что у них отсутствует, включалась определенная доля этноцентризма. Западные психологи, которые приветствуют друг друга рукопожатием и прямым взглядом, были склонны описывать приветствия, используемые в рамках других культур (например, наклон головы без контакта глазами) как отличные от нормы. В данном случае имело место этноцентрическое описание, в котором интерпретация основана на сравнении изученного поведения с собственным, взятым в качестве нормы или эталона в исходной системе координат. Этноцентризм обычно приводит к неверным интерпретациям поведения. В Мозамбике детей попросили выполнить обычный проективный тест «рисунок человека». Мелкие рисунки в углу листа были интерпретированы как плохое представление детей, вызванное вековой колонизацией Мозамбика со стороны Португалии, несмотря на то, что исследование проводилось, когда он уже был независимым. А размер рисунков был вызван строгой инструкцией не тратить зря бумагу в тяжелое для страны время. Нисбет (Nisbet, 1971) утверждал, что кросс-культурный метод - это лишь замаскированный наукообразный способ обоснования расположенности европейской культуры на вершине иерархии. Кемпбел считал, что некоторая преодоление этноцентризма может быть достигнуто при использовании схемы, когда исследователь из культуры А изучает культуры А и В ( общая схема кросс-культурных исследований), а исследователь из культуры В изучает культуры А и В. Работы, не имеющие этноцентрической окраски можно найти у социальных антропологов, проводящих интенсивные включенные наблюдения в исследуемых культурах на протяжении длительного периода времени. Они изучают эти культуры вне сравнения со стандартами западной культуры, акцентируясь на изучении местных традиций, норм, табу и специфике социального взаимодействия. Классическим примером являются исследования Маргарет Мид девочек подростков Самоа, различия в ролевом поведении в Новой Гвинее. R. Benedict (1934) использовала термин «культурная относительность» для обоснования необходимости понимания индивидуального поведения в данной культуре посредством включения рефлексии мировоззрения и собственной культуры исследователя. На этот момент указывают многие психологи, считая, что зависимые и независимые переменные в строго контролируемых исследованиях трудно или невозможно сравнить из-за культурных различий. Количество кросс-культурных исследований возросло в конце 60-х годов. Современные исследования не имеют такой доли этноцентризма, как раньше. Например, стадии морального развития, по Колбергу, были изучены в Тайване, Турции, Мексике, Индии и Кении, где были получены сходные результаты. Но современные исследования Миллера и др.(1990) показывают, что теория Колберга не совсем верна. Например, он нашел, что в Индии в основном при решении нравственных проблем используют понятие социальных обязанностей, в то время как американцы более индивидуалистичны и концентрируются на правах человека Важной областью применения кросс-культурных исследований является приспособление к новой культуре (во время эмиграции или других объективных факторов), когда Кросс-культурные исследования создаются специальные программы по снижению стресса от такой перемены привычных условий жизни. Исследование может быть кросс-культурным, лонгитюдным или использующим метод поперечных срезов и при этом либо экспериментальным, либо нет. Но в большинстве своем это не экспериментальные, а исследования, основывающиеся на использовании наблюдений, адаптированных тестов, шкал и интервью. Если в качестве независимой переменной используется межкультурные различия, берется схема ex post facto. Выборка должна быть рандомизированной, что крайне сложно осуществить. В последние годы, во многом благодаря работам Х. Триандиса (1994) и его коллег, метод кросс-культурных исследований начал приобретать новое содержание, и прежде всего - в связи с дифференциацией итического и имического аспектов. В случае итики речь идет об изучении общего в различных культурах, в случае имики - культурно специфичного, уникального. Имический аспект обусловил необходимость нового осмысления возможностей использования инструментов применительно к западной и другим культурам. Преодоление этноцентризма в исследования было обусловлено отказом от традиционных позитивистских методологических оснований и господствовавшего в течении десятилетий, особенно в рамках бихевиористской традиции, стремления к открытию универсальных законов поведения (см. табл. 26). Таблица 26. Преимущества и недостатки традиционных кросс-культурных исследований
Методы социально-психологического исследования 252 Понимание сложности кросс-культурных исследований можно проиллюстрировать на примере оценки уровня интеллекта у представителей разных культур, приводимом Три-андисом в работе - «Культура и социальное поведение» (1994, с. 57-62). По его мнению, прежде чем делать какие-либо обобщения в плане интеллектуальных различий, исследователь должен знать следующие моменты: 1. Две культуры могут обладать отличающимися определениями интеллек 2. Инструкции могут пониматься не одинаково, что особенно заметно в от 3. Уровень мотивации может быть различным, во многих культурах любое 4. Могут иметь место различные реакции на исследователя, например, во 5. Значение тестовой ситуации может быть разноплановым. Как показали 6. Многие люди в ситуации тестирования уровня их интеллекта начинают 7. Во многих культурах реакции разнятся: в одних - люди отвечают на во 8. Одни и те же образцы в разных культурах могут оказаться не эквивалент 9. Этическая приемлемость используемого метода может быть различной. Подобные отличия можно перечислять до бесконечности. Однако проблема не в констатации различий, а в механизмах их преодоления. В числе возможных называется привлечение к исследованию конкурирующих гипотез, выведение предложенного Триан-дисом, Кашимой (Kashima), Шимадой (Shimada) и Виллареалем (Villarreal) индекса аккультурации, позволяющего учитывать реальные культурные отличия, особенно в оценках эмигрантов, проходящих процесс адаптации к новой культуре. Определенную помощь могут оказать здесь методы математической статистики, в частности, факторного анализа В целом можно говорить о следующих условиях продуктивности кросс-культурных исследований: 1. Прежде чем выявлять различия между культурами, следует определить 2. Необходима разработка исследовательских методов в отношении ко всем Кросс-культурные исследования 253 культуру. Посредством варьирования стимульного материала, уточнения его интерпретаций со стороны представителей изучаемой культуры необходимо добиваться тождества значений. 3. Культурные различия должны демонстрироваться посредством привлечения ряда методов, в частности оперантных, предполагающих предъявление минимума стимульного материала и получение множественных ответов, и респондентных, предполагающих однозначную реакцию изучаемых на стимульный материал. При анализе данных не следует забывать о собственной субъективности исследования в их интерпретации, снижении влияния проекций, этноцентрических и андроцентри-ческих предубеждений. В заключение предлагаем критерии квалифицированного кросс-культурного исследования (Triandis, 1994, c. 85-86), включающего как можно большее количество сходств между изучаемыми культурами и лишь дополняемых различиями; использующего мультиметодные и конвергирующие исследовательские процедуры; не включающего взаимоисключающие гипотезы; включающего имическое измерение этических конструктов, сопровождаемое разработкой итических показателей, генерируемых для каждой культуры для схватывания итических конструктов; этически проведенного; предполагающего учет влияния этноцентрических и андроцентрических предубеждений самого исследователя. Феноменологическое интервью Особое место среди методов психологического исследования занимает феноменологическое интервью, разработанное на теоретическом фундаменте экзистенциально-феноменологического подхода. Поллио, Хенли и Томпсоном. Его цель - в достижении точного и значимого описания мира повседневных переживаний в их максимальном приближении к тому, как они проживаются и описываются конкретным человеком применительно к конкретной ситуации (1997, c. 28). С точки зрения авторов, «психология более не может оставаться психологией третьего лица, как это принято в естественных науках, или психологией первого лица, как это было характерно для ранних интроспекционистов или представителей гештальт психологии, а должна быть свободной в выборе методов второго лица, для которых характерно избрание диалога в качестве ведущего метода. И хотя процедуры первого и третьего лица продолжают оставаться уместными при изучении некоторых вопросов и феноменов, процедуры второго лица более подходящи для задач описания человеческих жизненных переживаний. В отличие от процедуры третьего лица, принимающей психологию незнакомца, и процедуры психологии первого лица, подходящей к человеку как отшельнику, диалогические методы обогащают и себя и других (меня и тебя), проясняя значения друг для друга в процессе установившегося диалога между ними. Диалог позволяет говорящему не только описывать свои жизненные переживания; он также Методы социально-психологического исследования 254 требует от них прояснения значений вовлеченных других людей и, возможно, их реализации в процессе разговоров самих по себе. К своей выгоде методы второго лица могут приводить к точной психологии, зависящей как от моей, так и от вашей удовлетворенности переживаниями некоторого события или феномена, выраженных в словах, понятных друг для друга» [там же, c. 29]. Вопросы, утверждения и обобщения, используемые интервьюером, направлены на вызывание описаний, ориентированных не на подтверждение теоретической гипотезы, а на фокусирование максимально детализированных описаний жизненных переживаний. Интервьюер поддерживает диалог вопросами, типа: «На что это было похоже?»; «Что вы чувствовали, когда это произошло?», подключает вопросы и самого информанта. В феноменологическом интервью имеет место не исследование в традиционном академическом смысле, а со-исследование участвующих сторон. Здесь задача исследователя - в экстернализации репрезентаций без каких-либо предубеждений и искажений. Как и в психоанализе, особое внимание уделяется снятию собственных проекций, максимально возможному взаимопониманию. В контексте такого интервью вопросы обладают описательной и вспомогательной функцией и ни в коей мере не направлены на оценку предсуществующих взглядов, атти-тюдов или знаний. Диалог выступает скорее в качестве аспекта разговоров, нежели просто вопросов и ответов. В силу поточности диалога интервьюер делает паузы, задает вопросы, казалось бы, не вписывающиеся в обсуждаемую тематику. Задача интерпретации огромных массивов информации, получаемой в процессе интервью, довольно сложна. Спектр используемых средств анализа информации варьируется от контент-анализа до постпозитивистких герменевтических процедур толкования. Для эвристических целей возможно описание интерпретируемых структур в понятиях следующих контрастных пар: категориальный - герменевтический номотетический - идиографический структурный - эмпатический подтверждающий - опровергающий Данные дихотомии отражают контрастные аспекты оцениваемой информации, фиксируя внимание исследователя на повторяющемся и на уникальном, субъективном, относительно объективном и т.п. Применительно к текстам жизнеописаний используются два типа интерпретационных процедур: «взятие в скобки» и «герменевтический цикл». «Взятие в скобки» или «закавычивание» направлено на приостановку влияния предшествующих представлений, предположений, предубеждений, тенденциозности. Так как «взятие в скобки» не всегда удается, предусматриваются три процедуры их преодоления: 1) анализ исследователем причинных оснований проведения им изучения данного вопроса; 2) возможность избежать навязывания личных значений интерпретируемому содержанию, достигаемому посредством использования языка информанта; 3) интервью в условиях группового обсуждения как своеобразной оценки соответствия интерпретации анализируемому тексту. «Герменевтический цикл» представляет собой интерпретационную процедуру, предполагающую продолжительный процесс связывания частей текста в единую целост- Феноменологическое интервью ность; позволяет преодолеть относительно линейную процедуру интерпретации посредством постоянного обращения к различным частям текста в попытке понимания взаимоотношений предшествующих текстов с постшествующими и т.п. Любой абзац текста понимается в его взаимосвязи с целым. Логика герменевтического исследования реализуется тремя путями интерпретаций: групповой, идиографической, номотетической. Функцией групповой интерпретации является ориентация и исследователя, и группы на природу данных. Идиографическая интерпретация предполагает выяснение индивидуальных особенностей конкретного случая, описанного в тексте конкретного интервью. Номотетиче-ская интерпретация предполагает анализ всех интервью в контексте схватывания общего. Наиболее уязвимым моментом феноменологического интервью является валид-ность в ее традиционном понимании. A. Giorgy предлагает следующее определение валид-ности феноменологического исследования: видение информантом того, что видит исследователь вне зависимости от того, согласен или не согласен он с этим видением [1975]. Столь вольно трактуемое понятие валидности, тем не менее, вполне соотносимо с экологической валидностью, которая трудно достижима при традиционном, подходе. Некоторые исследователи считают, что валидность должна в конечном счете рассматриваться в понятиях беспристрастности, а не следования идеализируемой парадигме естествознания (Polkinghorne [1997]; Spence [1987]). Своеобразный компромисс представлен в следующей форме (см. табл. 28). Таблица 28. Феноменологическая концепция валидности Методологические интересы Интересы жизненных переживаний
Точность Соответствие Правдоподобность Разъяснение Приводится по: [Pollio, Henley, Thompson, 1997, с. 55]. Чтобы считаться валидным, феноменологическое исследование должно соответствовать всем четырем представленным выше критериям. В целом оно представляет собой весьма специфический метод исследования, обладающий высоким потенциалом продуктивности применительно к изучению жизненных переживаний человека в их реальных проявлениях. Соотношение количественных и качественных методов в психологическом исследовании Проблема соотношения количественных и качественных методов психологического исследования в последние годы начинает приобретать новое содержание. В наиболее рельефной форме это проявляется в контексте «оживления» психологии, отказа от мето- Методы социально-психологического исследования 256 дов, разработанных для анализа неживой природы в естествознании, перехода к методам, учитывающим специфику сущности человека. Ряд исследователей рассматривает количество и качество как фундаментальную дихотомию в исследовании социального бытия личности и ее окружения, по отношению к которой существует три возможных решения: 1) признание количественных измерений единственно научными, так как только при их наличии возможно оперировать «объективными» данными по аналогии с естественными науками (позитивизм); 2) количественные измерения не применимы к психологической феноменологии в принципе, так как измеряемы лишь косвенные проявления психики в виде поведенческих реакций (социальный конструктивизм); 3) возможен компромисс, позволяющий использовать продуктивные возможности как количественных, так и качественных данных (методологическая триангуляция). Ряд авторов придерживается мнения, что конфронтация количественного и качественного подходов является искусственной, так как на деле они представляют два подхода к изучению одних и тех же феноменов, две стадии одного и того же процесса исследования, в котором качественный подход поставляет идеи, изучаемые в последующем посредством количественного подхода (Clarle, Carter, 1998, c. 3). Короче, один исследует явления в изоляции или при минимизации влияния посторонних факторов, что приводит к возможности контроля над ситуацией со стороны исследователя. Варьируя один аспект в единицу времени и наблюдая имеющие место изменения, возможно установть взаимоотношения между факторами, когда же феномен изымается из естественных условий своего проявления, он изменяется. В результате выявленные закономерности становятся искусственными, не соотносимыми с реальным миром. Любая попытка лабораторного моделирования реального мира обречена на неудачу в виду невозможности реконструирования контекста реальности в сознании субъекта, что порождает проблему экологической валидности. Таким образом, чем строже исследователь контролирует ситуацию, тем она искусственнее. Эта искусственность приводит, по выражению Хейеса, к постепенному снижению ценности количественных методов (в том числе и высокоструктурированных теорий) по причине их ориентированности на идеализированную модель физического эксперимента, провозглашающего надежность, генерализуемость и переопределение валидности [1998, c. 2]. Лежащая в основе использования количественных методов идея обеспечения «научности» и логической последовательности результатов психологического по аналогии с эталоном физики приводит к тому, что природа социального мира становится менее проблематичной, нежели природа естествознания - частично скрытая, в зависимости от обстоятельств, но принципиально раскрываемая посредством соответствующим образом организованного исследования. Наиболее существенно с этой точки зрения чтобы мы были уверены в том, что измеряем; и чтобы организация исследования была такова, чтобы заключения исследователя, логически следовали из очевидности [Sankey, 1997, c. 147]. Настойчивое требование надежности исследовательских результатов сводит на нет изучение необычных или исключительных человеческих переживаний, в то время как поиск генерализуемых правил приводит к созданию нормативных методов, в свою очередь сводящих на нет возможности изучения уникальных для данной личности человеческих Соотношение количественных и качественных методов 257 переживаний. Валидность переопределяется самоустраивающимся образом, делая акцент на сравнение новых методов с предустановленными критериями и тем самым снижая возможность соотнесения изучаемого поведения с его проявлениями в условиях повседневной жизни; в результате у научного сообщества вырабатывается скептическое отношение к использованию количественных методов. Попытки привлечения компьютерного моделирования к исследованию психологической феноменологии опять-таки приводят к неудаче. Блестящая имитация все равно не походит на реальность. Как подчеркивает D.E. Polkinghorne: «наша виртуальная реальность, создана биологической природой, культурой и языком, в которые мы вплетены. Не существует машин, способных проверить валидность наших переживаний. На наши переживания нельзя полагаться как на репрезентирующие реальность, точно также как наши размышления не являются зеркалом порядка реальности. У нас нет надежных эпистемологических оснований для построения наших знаний. Наши переживания всегда фильтруются интерпретативными схемами» [1997, c. 149]. Так как эта фильтрация неизбежна, становится невозможной точность количественных показателей реальности в силу недоступности подхода к ней количественными методами. Критическое отношение последним привело к повышенному интересу к методам качественным, что особенно ощутимо на исследовательском уровне. При этом качественное исследование часто ассоциируется с субъективизацией, гуманитаризацией и тому подобной терминологией, в то время как количественное - с научностью, особенно в естествознании. В более широком плане они обсуждаются в аспекте различных эпистемологических оснований и исследовательских парадигм. B. Wildemuth утверждает, что различие количественных и качественных методов, представляющих позитивистскую и интерпретативист-скую парадигмы, заключается в том, что первая признает существование объективной реальности как независимой от исследователя, а вторая рассматривает ее как субъективную и социально конструируемую. Бредли говорит, что «позитивистский подход с его направленностью на нахождение статистической регулярности поведения ориентирован на выявление и измерение изучаемого поведения. В противоположность этому, интерпретативный подход, с его направленностью на понимание социального мира с точки зрения действующего в нем, ориентирован на детальное описание познавательных и символических действий, точнее значений, ассоциируемых с наблюдаемым поведением» (1993, c. 431). G. Morgan и L. Smircich (1980) доказывают, что решающими являются именно онтологические и эпистемологические основания, выделяя широкий спектр возможных позиций, начиная с объективистской, опирающейся на онтологические основания рассмотрения реальности как конкретных процессов и структур объективной реальности и кончая социально конструктивистской, опирающейся на представление о реальности как результате мыслительной активности субъекта. В частности, Г.А. Ковалев [1987] рассматривает процесс эволюции психологических парадигм как переход от субъект-объектной к субъект-субъектной, косвенно поддтверждая тем самым необходимость смещения акцентов и в области превалирующих методов исследования от количественных к качественным в силу избранной одномерной логики рассмотрения. Пиджен и Хенвуд (K. Henwood) говорят о двух полюсах - движении от объекта к субъекту в случае позитивизма Методы социально-психологического исследования и конструировании объекта субъектом - в случае социального конструктивизма (1998, c. 248). Объективистски ориентированные исследователи стремятся к обособлению субъекта от исследуемого объекта в целях постижения объективных законов реальности. Субъективистски ориентированные исследователи, наоборот, стремятся поместить субъекта в контекст ситуации для более углубленного понимания. Таким образом, отношения между субъектом и объектом становятся индикатором предпочитаемых онтолого-эпистемологических оснований. Отражение различий в субъект-объектных отношениях находят свое выражение и в теории. В субъективистски ориентированных исследованиях теория порождается в процессе исследования, в объективистски ориентированных - формулирование гипотез предшествует эмпирическому исследованию, истина здесь единственна, как и пути ее достижения. В субъективистском исследовании существует возможность признания валидности ряда теорий, основывающихся на разных интерпретациях. Морган и Смирчич предлагают следующее описание спектра имеющих место дискуссий по проблеме объективное - субъективное (см. схему 29). Схема 29. Сеть основоположений, характеризующих дебаты по проблеме объектив-ность - субъективность в социальных науках
|