КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основной источник___________________________________ 8 страница
Приводится по: Morgan, Smircich, 1998, c. 492. Анализируя соотношение объективистски ориентированных количественных и субъективистски ориентированных качественных методов, представители новой парадигмы указывают на следующие моменты: во-первых, при использовании количественных методов человек исследуется вне социального контекста, без присущих ему связей с другими; во-вторых, исследуемое поведение отличается от естественного, так как действия Соотношение количественных и качественных методов испытуемого строго ограничены и даже заранее обусловлены, он не может планировать и реализовывать свое поведение, как это происходит в обычных условиях. Кроме того, моделируемые явления настолько узки, что вряд ли они встречаются в таком виде в реальной жизни. Было бы большим преувеличением говорить о триумфе качественных методов в психологических исследованиях. Трансформация сознания психологов-профессионалов, социализирующихся на количественных методах, вооруженных инструментарием статистического анализа, формирует естественные барьеры на пути переоценки ценностей. Тем не менее, изменения в психологической ментальности очевидны, как очевидна и другая крайность - игнорирование продуктивных возможностей количественных методов. Сопоставительный обзор возможностей и ограничений анализируемых методов представлен в табл. 29. Таблица 29. Сравнительная характеристика специфики, возможностей и ограничений количественных и качественных методов
Методы социально-психологического исследования
Соотношение количественных и качественных методов
Из схемы видно, что у обоих типов анализа есть уязвимые места, ограничивающие возможности психологического исследования. Наиболее уязвимым местом количественных методов является ограниченность их возможностей по отношению к изучению феноменологии жизни человека в его экзистенциальной-феноменальности и пространственно-временной континуальности. Различия между количественными и качественными исследованиями заключаются в том, что первые являются позитивистскими, ограничивающими, не способными схватывать перспективу субъекта, абстрактными и основанными на безжизненных описаниях; вторые проявляют тенденцию к ненаучности и основываются на не строгой методологии. Приверженцы их утверждают, что они вводят постмодернистский и пост-позитивистский взгляд, соответствующий превалирующим социальным установкам. Если брать за исходное тримодальную модель оснований человеческих действий Стивенс, социальной активности, фиксирующую наличие биологической, символической и рефлексивной сущностей (1998, c. 75-83), то количественные методы наиболее продуктивны по отношению к изучению биологической природы человека, так как на этом уровне наличествует возможность точных измерений; в значительно меньшей степени они применимы к символической, сущности и совсем неприменимы к рефлексивной сущности. Главной проблемой качественных методов является их субъективность. Еще в конце XIX века Дильтей утверждал необходимость четкого разделения между науками о природе, Naturwissenschaften, и науками о человеке Geistewissenschaften. По мнению Дильтея, первым соответствуют внешнее наблюдение и причинно-следственное объяснение, вторым - постижение значений или понимания. Как отмечают Пиджеон и Хенвуд, «если исследователь стремится к пониманию участия человека в социальном мире, он обязан быть вовлеченным в теснейшую проверку того, как этот мир воспринимается глазами самого участника- с его феноменальной и социальной перспективы» (1998, c. 249). В то же время это «окунание» в мир личных переживаний должно сопровождаться некоторой степенью остраненности исследователя от исследуемого, рефлексии собственной субъективности и проекций, связанных с воздействием собственного жизненного опыта. В наиболее разработанном виде эта проблема представлена в психоанализе и в герменевтике. И если в позитивистской методологии акценты делаются на «очищение» эмпирических данных от посторонних «примесей», то в названных традициях они смещаются на «очищение» от неизбежной субъективности интерпретаций и не в контексте доступа к объективным данным, а в контексте наиболее полной их репрезентативности тем смыслам и значениям, которыми оперирует автор. В традиционном социально-психологическом разрезе эта проблема рассматривается в аспекте соотношения внешней и внутренней перспектив. Сегодня утверждается, что исследователь и исследуемое взаимозависимы, и постижение субъекта возможно только с позиций взаимогенерации знаний, а не «холодной» нейтральности или дистанцирования от изучаемого, что предполагается позитивистской методологией (1996, c. 251). Отдавая приоритетность качественным исследованиям, как наиболее полно схватывающим реалии социальной жизни субъекта во всей гамме ее оттенков, Пиджеон и Хенвуд подчеркивают, что «исследователь, полагающийся на квантификацию для операционали-зации предсуществующих концептов в целях проверки ригидной теории, претендующей на развитие (с позиции внешнего наблюдателя по отношению к переживаемому миру исследуемого), не в состоянии решить поставленную задачу. Это происходит в силу того, что он фиксирует значения вместо их изучения через взаимодействие исследователя и исследуемого» (Pidgeon, Henwood, 1998, с. 252). Различение количественной и качественной исследовательских парадигм по их отношению к объекту исследования сказывается и на их возможностях. В то же время многими авторами они рассматриваются не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие друг друга. Квантификация (число) и качественная репрезентация (слово) вместе могут рассматриваться как способы организации и упорядочивания сложного неструктурированного материала и в этом смысле могут последовательно сочетаться с социальным конструктивизмом (Kvale, 1997, c. 98). Сегодня очевидно, что феномен человека не может полностью контролироваться или быть изолированным, как это предполагается в экспериментальном исследовании. Исключая качественные методы, исследователи могут упустить многие феномены социальной сущности человека, которые могут быть поняты только в контексте обстоятельств. В то же время, исключая причинные взаимосвязи между переменными, устанавливаемые посредством количественных методов, а также квантификацию и анализ этих переменных для определения статистической вероятности, мы можем столкнуться с отсутствием какого-либо осязаемого результата вообще. Более того, не полагаясь на количественную определенность, мы лишаемся возможности сравнения как исследуемых феноменов, так и изучаемых характеристик человека или конкретного сообщества людей. Другое дело проблема критериев и способов соотнесения их друг с другом, что особенно остро стоит в рамках кросс-культурных исследований. Количественное исследование стремится к идентификации и обособлению определенных переменных (поиск корреляций, взаимоотношений, причинности), в то время как качественные фокусируются на холистическом подходе к исследованию (анализ документов, история случая, наблюдение, интервью). Количественные данные собираются в контролируемых условиях, следуя принципу вероятности того, что исследуемая переменная может описывать идентифицируемые взаимоотношения, в то время как качественные данные собираются в контексте естественных условий. Однако как те, так и другие стремятся к достижению надежности и валидно-сти полученных результатов. Постоянство или стабильность данных показывают способ- Соотношение количественных и качественных методов 263 ность исследователя повторно подтверждать полученные результаты в рамках количественного подхода, в качественных же исследованиях главным является репрезентативность данных по отношению к истинной или полной картине. Правда нераскрытым остается фундаментальный вопрос, связанный с разграничением их сферы компетенции. Должно быть, создаваемые на данном основании оценочно-сравнительные системы координат должны восприниматься как относительные и требующие, во-первых, постоянного уточнения в связи с динамикой истории, во-вторых, адаптации к конкретной культуре и субкультуре, как обладающими собственной имикой и итикой, обусловливающими своеобразие мира смыслов и значений, определяющих отношение к происходящему. Качественные методы, будучи практически неприменимыми по отношению к биологическому аспекту человеческой тримодальной сущности, в высшей степени продуктивны по отношению к аспекту символическому и исключительно - к рефлексивному. Способность улавливания тончайших нюансов поточного мира экзистенциально-феноменальных переживаний личности является для них приоритетной, но одновременно создает ряд проблем, связанных с соотнесением уникальных переживаний в рамках одной личности, а тем более - множества людей и их социального окружения. Решения проблемы оптимального сочетания количественных и качественных методов Осознание ограниченности попыток решения проблемы углубления психологических представлений в рамках одного из полюсов исследовательской дихотомии количественное - качественное стимулировало поиск поля возможных решений, предпринимаемых в психологии, социологии, антропологии, педагогике и т.п. При внешней простоте решения в виде простого механического объединения или эклектизации продуктивных возможностей данных двух групп методов оно сталкивается с рядом объективных сложностей: 1) с нахождением механизмов сопряжения разнокачественных подходов; 2) с переводом «живых», эмоционально и экзистенциально окрашенных, холистичных и поточно-процессуальных переживаний на «препарированный», «сухой», дискретный, статичный язык количественных данных. На этой проблеме мы и остановимся. Многочертные-многметодные матрицы Понимание ограниченности ресурсов отдельно взятых, пусть и высоконадежных, методов побудило D. Campbell и D. Fiske) [1959] к разработке процедуры обеспечения конструктной валидности исследований, предполагающих наличие ряда измерений и связанных с все той же проблемой соотнесения результатов исследования с реалиями феноменологии. К числу классических вариантов, построенных исключительно на посылках позитивистского подхода, относится метод многочертных-многометодных матриц (далее обозначаемый аббревиатурой МММ). Сам этот метод был разработан исследователями, которые пытались решить сложные психологические задачи, но не имели методологически строгого инструментария. Для реализации подхода МММ D. Campbell D. и Fiske ввели понятия конвергентной и дискриминантной валидности. Первая представляет степень, в которой теоретически взаимосвязанные конструкты взаимосвязаны друг с другом в реальности. В соответствии с принципом конвергентной валидности измерение теоретически сходных конструктов должно быть высоко взаимосвязанным. Дискриминантная валидность представляет собой степень, в которой концепты, не взаимосвязанные теоретически, являются таковыми в реальности. В соответствии с принципом дискриминантной валидности теоретически отличные конструкты не должны коррелировать друг с другом. МММ позволяет оценить как конвергентную, так и дискриминантную валидность и представляет собой таблицу, или матрицу, корреляций, помогающих интерпретировать оценку конструктной валидности, т.е. исследователь должен оценивать каждый из изучаемых концептов каждым из используемых методов. По этой причине МММ относится к разряду методов, ограничивающих исследователя, и предполагает большую по затратам времени и средств работу. Представленные в матрице корреляции группируются по диагоналям, треугольникам и блокам, отражающим результаты полученных измерений при помощи ряда методов. Комбинации установленных взаимосвязей заносятся в матрицу соответственно методам их получения, затем подвергаются интеркорреляционному анализу. Выделяются следующие интеркорреляции значимых Диагональ надежности (моночертная-монометодная) оценивает надежность каждого из измерений матрицы; оценка надежности может проводиться рядом образов (например, тест-ретест, внутреннее соответствие); число корреляций должно соответствовать числу измерений. Диагональ валидности (моночертная-гетерометодная) представляет корреляции между измерениями одних и тех же черт разными методами. Так как МММ организована в блоки методов, для каждого из них определяется одна валидность, а поскольку они измеряют одну и ту же черту, предполагается, что корреляция будет строгой. Гетерометодный треугольник представляет те корреляции между измерениями, к которым применялся один и тот же метод. В данном случае речь идет о корреляции между методами, а не чертами. Если эта корреляция высока, можно говорить о том, что присутствует выраженный фактор влияния метода на результаты исследования. Гетерочертный-гетерометодный треугольник представляет те корреляции, которые отличаются как по методу, так и по чертам. Так как они не относятся ни к методам, ни к чертам предполагается, что они будут наименьшими в матрице. Монометодные блоки включают все корреляции, которые относятся к одному исследовательскому методу измерений. Гетерометодные блоки состоят из корреляций, не относящихся к одним методам. Многочертные-многометодные матрицы 265 После идентификации различных частей МММ начинается процесс интерпретации. В случае соблюдения принципов МММ в полученных результатах исследования можно вести речь о конструктной валидности. К числу их относятся: Коэффициенты диагонали надежности должны быть последовательно самыми высокими в матрице. Черты должны коррелировать максимально друг с другом и ни с чем больше. Коэффициенты диагонали валидности должны значимо отличаться от нулевого уровня и быть достаточно высокими для гарантии результативности дальнейших исследований. Это особенно важно для конвергентной валидности. Коэффициент валидности должен быть выше по сравнению с другими, представленными в его столбце и ниже по сравнению гетерочертным-гетерометодным треугольником. Коэффициент валидности должен выше по сравнению со всеми другими коэффициентами в гетерочертном-монометодном треугольнике Во всех треугольниках должны присутствовать одни и те же паттерны взаимоотношений черт. Основная идея МММ заключается в предоставлении операциональной методологии для оценки конструктной валидности. В рамках одной матрицы присутствует возможность одновременной проверки конвергентной и дискриминантной валидности. И в этом смысле МММ представляет собой строгую структуру оценки конструктной валидности. Однако МММ не получил широкого распространения в исследовательской практике, прежде всего потому, что требует полностью пересекающейся организации измерений - каждая черта должна измеряться каждым методом. Акценты делаются именно на возможности множественных повторений оценки одних и тех же черт различными методами. Это условие практически исключает использование МММ по отношению к социальной феноменологии. Основанность на принятии решений создает сложности для его распространения, особенно для тех исследований, которые предполагают проверку конструктной валидности посредством проверки отдельных или единственных статистических коэффициентов. Эта же основанность на принятии решений может приводить к тому, что различные исследователи могут легитимно приходить к существенно отличающимся решениям. Сстрогая структурированность, проверяемость взаимозависимости используемых методов в их адекватности по отношению к изучаемому предполагают обязательную операциона-лизируемость концептов, создают дополнительные сложности по отношению к классу явлений, связанных с феноменологией социального бытия личности и ее окружения. Безусловно, МММ являет собой идеальную модель обеспечения конструктной валидности результатов исследования, но имеет один весьма уязвимый аспект: позволяя определиться в таких важных аспектах, как повторяемость подтверждений выявленных закономерностей и характеристик, их свобода от влияния фактора метода, он не дает самого главного - доказательности подлинной соотнесенности измеряемого с реальным (что предполагается конструктной валидностью), так как нет возможности измерить непосредственно эту реальность наличными инструментами и средствами. Можно вести речь только о некоторой гипотетической соотнесенности, да и то лишь проводя сомнительную, с точки зрения, уместности аналогию с достижениями естествознания, в частности, биоло- Методы социально-психологического исследования 266 гии. Человек же, являясь существом биосоциальным, вряд ли может быть описываем при посредстве этой аналогии, так как невозможно даже гипотетическое изъятие биологического из социального, и наоборот. Sensemaking Термин "Sensemaking (англ. - формирование смысла, значения) предполагает наличие активного субъекта, создающего разумные, имеющие смысл представления, которые структурируют неизвестное. Исследователя, в данном случае, интересует, как и что люди конструируют, для чего они это делают и насколько эффективно. Ряд авторов (R.L.M. Dunbar, 1981); W.H. Starbuck, F. Milliken, 1988) определяют sensemaking как включение стимулов в некую имеющуюся структуру, которое позволяет людям понимать, объяснять, атрибутировать, делать предположения и предсказания. К примеру, люди используют следующую стратегию, имеющую вид структуры, которая включает поступление, производство, синтез, манипулирование и распространение информации таким образом, чтобы обеспечить формирование значения, цели и направления для организации Westly, 1990. M. Louis (1980) считает, что sensemaking - это мыслительный процесс, который с помощью размышлений о прошлом объясняет неизвестное. Sensemaking можно рассматривать и как повторяющийся цикл, охватывающий последовательность событий в течение какого-то периода времени. Начинается он с индивидуально осознанных (и неосознанных) предчувствий, антиципаций и предположений будущих событий. Далее индивид последовательно переживает некие события, которые не всегда соответствуют его предвосхищениям. Несоответствующие события или неожиданности вызывают у него потребность в объяснении, или постдикции, и соответственно продуцируют процесс интерпретации неожиданностей. Интерпретация здесь заключается в том, что значение присваивается неизвестному в результате формирования смысла (sensemaking), а не восприятия или определения различий. Поэтому понимание особенностей формирования смыслов означает одновременно и понимание того, как люди справляются с возникающими перед ними при решении той или иной задачи, препятствиями, неожиданностями. Томас с соавторами (S.M. Clark и D.A. Gioja, 1993) описывают sensemaking как обоюдное взаимодействие потребности в информации, приписывания значения и действия, что предполагает включенность таких процедур, как изучение окружающей реальности, интерпретация и ассоциативные ответы. M.S. Sackman (1991) говорит о sensemaking как о механизмах, которые используются членами организации, чтобы приписывать значения событиям, включают стандарты и правила для восприятия, объяснения и действия, используемые в данной культурной среде. M.S. Feldman (1989) настаивает на том, что sensemaking не всегда заканчивается действием. Формирование смысла может закончиться пониманием того, что действие в данном случае невозможно, или, что необходимо лучшее понимание ситуации. Включиться в sensemaking - значит строить, ограничивать, создавать факты, переделывать субъективное в нечто более ощутимое. B. Dervin определяет sensemaking как ряд выводов и предположений, а также ряд методов, разработанных для изучения процесса формирования смыслов в повседневной Sensemaking 267 жизни людей [1992]. Прежде всего это ряд метатеоретических предположений о природе информации, использования человеком природы межличностной коммуникации. Некоторые из этих предположений принимаются как аксиомы, другие выводятся дедуктивно. К числу таковых относится положение о пространственно-временной континуальности между реальностью и органами чувств человека, между человеком и культурой, между человеком и социальными институтами, между институтами, между народами и т.п. В русле данного подхода осуществляется изучение того, как концептуализируется информация, конечно, не рассматриваемая как нечто находящееся вне человека и независимо от него. Учитывая то, что в каждый момент времени человек не обладает исчерпывающей информацией, констатируется наличие информационных пробелов, заполнение которых изучается в рамках sensemaking. Формирование смысла подразумевает реальность, обретающую форму в результате ретроспективного осмысления ситуаций, в которых люди обнаруживают себя. Этот процесс характеризуется сильным рефлексивным качеством: люди формируют смысл вещей, наблюдая мир, в который, как им кажется, они уже погружены; объясняют, почему sensemaking понимается ими как изобретение, а интерпретация - как открытие. Можно выделить семь основных характеристик, которые отличает процесс формирования смыслов от других интерпретационных процессов - понимания, интерпретации, атрибутирования. Sensemaking понимается как процесс, основанный на конструировании идентичности; ретроспективный; предписанный чувствительным окружением; социальный; продолжающийся; фокусирующийся на и посредством вычлененных сигналов; движимый в основном правдоподобностью, а не точностью (Porac с соавт., 1989). Эти характеристики отобраны как чаще всего упоминаемые в литературе. Каждая из них содержит ряд исследовательских вопросов, касающихся самости, непосредственно связана с остальными шестью характеристиками, объединяет действие и контекст, которые являют собой ключевые аспекты процесса формирования смысла. Все семь характеристик можно представить в виде последовательности: люди соприкасаются со своей идентичностью в контексте того, как другие связывают последующие события, из которых они извлекают ориентиры и ретроспективно формируют разумный смысл, что в конечном итоге приводит более или менее в порядок текущие события. Прикладной аспект данного подхода к анализу социальной феноменологии разрабатывается с 1970-х годов Брендой Дервин. Она попыталась создать альтернативу в изучении того, каким образом люди используют информацию и информационные системы в своем постижении окружающего. Теория формирования смысла изучает потребности, образы, удовлетворение пользователей информационных и коммуникационных систем, короче - что пользователь хочет получить от системы, что получает на деле, что думает об этом. Sensemaking имеет широкое практическое применение, поскольку формирование смысла - основа любой коммуникационной ситуации (внутриличностной, межличностной, массовой, кросс-культурной, общественной или межнациональной).
|