КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психодинамический подходПсиходинамический подход во многом обязан разработкам З. Фрейда и его учеников. Введя в широкий научный обиход понятие бессознательной психической активности, Фрейд обратил внимание на то, что отнюдь не все в поведении человека осознается и подлежит рациональному объяснению. Факт наличия бессознательного, во многих случаях оказывающего существенное влияние на самоощущение и самореализацию человека, поставил вопрос о необходимости изучения личности, предполагающих включение в плоскость рассмотрения косвенных проявлений психической активности, подвергаемой цензурированию. Отсюда внимание к свободным ассоциациям, проекциям, сновидениям и т.п., к исследовательской методологии на углубление в мир переживаний человека с последующей реконструкцией их подоплеки. Обладая существенной свободой от традиционных рамок «объективности» изучаемой феноменологии, психодинамический подход привнес множество оригинальных идей в рассмотрение проблемного поля личности. Несмотря на жесткую критику классического психоанализа за субъективность, «ненаучность», «нефальсифицируемость» и т.п., он широко используется и сегодня, обогащая психологическое познание личности новыми идеями и исследовательскими метафорами. Применительно к социально-психологическому аспекту изучения личности продуктивными оказались идеи зависимости личности от влияния непосредственного социального окружения, или первичных воспитателей, определяющих как самоотношение, так и ми-роотношение формируемого субъекта. В рамках теории объектных отношений (M. Klein, O. Kernberg, H. Kohut, D. Winnicott и др.) получила развитие идея эмоциональной валентности, определяемой характером взаимоотношений со значимыми другими. Столь же большим потенциалом продуктивности обладает и категория «эго», в современных версиях отождествляемая с широко распространенной в других традициях категорией самости. Самость рассматривается как конструкт, используемый для описания и организации мыслительной активности. Являясь обобщенным объяснением происходящего, самость является и переживанием его. Мы не только воспринимаем себя как некоторую конструкцию, но и переживаем себя как центр бытия и активности [K. Thomas, 1996]; при этом наши переживания самих себя могут быть только частичными, так как большинство их сокрыто от нас в силу вытесненности в подсознание и искаженности психологической защиты. Самость выступает в качестве центра активности, хотя и сама может быть защитной иллюзией. Формы и патологии ее варьируются в различных культурах на протяжении истории. Именно культурная обусловленность человеческой самости становится объектом анализа современного психодинамического подхода
|