![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть VI. Современные представления о самости и Я-концепции личностиПонимание категории самости связано с необходимостью рассмотрения социально определяемой идентичности (включая роли и взаимоотношения) самой личности во всем многообразии ее содержания и проявлений, знания о собственной самости (т.е. Я-концепции) и многого другого. Явно ошибочным здесь является утверждение о самости как однородной, константной, полностью последовательной и унитарной категории (Manstead, Hewstone, 1996:496). Однако же и многоликость самости не должна гипертрофироваться; Атрибуты, роли, мотивы и субъективные состояния изменчивы и все же принадлежат одной и той же самости, в силу чего ее можно определять как фундаментальное единство, включающее многообразие сторон. Термин «самость», или «эго», был использован по отношению к: «внутренней природе» или «неотъемлемой природе» (essential nature) человека (From); практике и содержанию самоосведомленности (Chein, 1944); индивиду, известному как индивид (Hilgard); совокупности аттитюдов, относящихся к «I», «Me» или «Mine», опыту (James); индивидуальной идентичности и единству личностного характера (Erikson, 1956): ряду мыслительных процессов, оперирующих в интересах способствования внутренним драйвам (Freud, 1933); просто к личности; всеобщности представлений и чувств индивида по отношению к себе. Многоаспектность использования термина «самость», его частое отождествление с понятиями «эго» и «Я-концепцией», находят свое отражение в существующих определениях. По F. Bruno (1986), самость 1) являет собой уникальную человеческую сущность, представленную в пространстве и во времени; 2) представляет своеобразное эго личности; 3) представляет ощущение собственной идентичности, отражение собственного бытия на протяжении всей истории жизни человека (1986, с. 206-207). Полное понимание самости должно включать физическое тело, социально определяемую идентичность (т.е. роли и взаимоотношения), личность и знания человека о самом себе (т.е. Я-концепцию) (R.F. Baumeister, 1995), должно также пониматься как активный агент, принимающий решения, инициирующий действия. В последние годы в западной психологической традиции принято определение самости как сложного, динамического единства, отражающего реализующееся поведение, опосредующее и регулирующего его (Kilhstorm & Cantor,1984; Markus, Wurf, 1987; Pervin, 1990). В отечественной традиции самость определяется как интегральная целостность, «одноличие», «подлинность» индивида, его тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и от других людей). Наиболее часто ассоциируемым с самостью понятием является Я-концепция, попытки же отождествления этих родственных понятий ошибочны. Если самость включает все аспекты человеческой сущности, в том числе и неосознаваемые, то Я-концепция -только осознаваемые, фиксируемые человеком и выступающие для него в качестве ориентиров самооценки, саморазвития и т.п. Понятие «Я-концепция» в западной традиции определяется как многоаспектный феномен - как набор образов, схем, понятий, прототипов, теорий, целей или задач (Mar-kus, 1983; Pervin, 1990). В отечественной же традиции под Я-концепцией понимается относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе. Представленный перечень определений как самости, так и к Я-концепции, демонстрирует широкий спектр подходов, отраженных в литературе, а также их эволюцию, что особенно важно для понимания данной категории.
|