КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вставка № Х. Методика изучения Я-концепции личности 1 страницаВероятно, у каждого человека есть своя собственная теория, касающаяся того, что именно делает его уникальным, единственным в своем роде индивидом, отличающимся от всех остальных людей. При этом невольно возникает вопрос: разделяют ли окружающие мое мнение о самом себе, видят ли меня другие таким же, каким я считаю себя? Если они определяют меня иначе, то, что же лежит в основе их восприятия и оценки? Попробуем выяснить этот вопрос в ходе выполнения следующих заданий. Возьмите несколько листов чистой бумаги и напишите на одном из них в правом верхнем углу одно из своих имен, к которому Вы в наибольшей степени привыкли (это могут быть имя и отчество, просто имя фамилия уменьшительное имя, кличка и т.п.). После этого: А. Дайте 10 Ответов на вопрос: Кто я такой? Сделайте это быстро, записывая свои ответы точно в той форме, как они сразу приходят в голову. 2. 3. ~ 4. 5. 6. ~ 7. 10. Б. Ответьте на тот же вопрос так, как, по Вашему мнению, отозвались бы о Вас Ваши отец или мать (выберите одного) 2. 3. 4. 5. 6. ~ 7. 8. 9. Содержание Я-концепции 327 В. Ответьте на тот же вопрос так, как, по Вашему мнению, отозвался бы о Вас Ваш лучший друг (подруга). 2. 3. 4. 5. 6. 7. 9. 10. Теперь сравните эти три набора ответов и в письменной форме и укажите следующее: 1.В чем состоит сходство?___________________ 2.Каковы различия? ~ 3. Если есть различия, то, как Вы их объясняете применительно к самому себе? В ка 4. Каким образом эти различия объяснимы исходя из индивидуальных особенностей 5. Укажите, какие из 10 ответов Вашей самохарактеристики (пункт 1) касались: а) физических качеств (облик, сила, здоровье и т.п.) б) психологических особенностей (интеллект, эмоциональная сфера и т.п.)_____________________________________ в) социальных ролей (профессиональная деятельность, семейное положение и Теперь установите очередность, которую Вы считаете целесообразной при перечислении этих трех групп качеств. Остаетесь ли Вы теперь на своих первоначальных позициях в составлении своей самохарактеристики? Если нет, то запишите новый порядок следования упомянутых Вами в самом начале качеств. Прибавились ли или заменились какие-либо из них и чем Вы это объясняете? Если Вы выполнили упражнение, то написанный Вами итог можно определить как словесное определение Вашей Я-концепции, т.е. относительно зафиксированного представления о самом себе. Тут же отметим зависимость Я-концепции от воспринимающих Вас других людей, предпочитаемого Вами варианта своего имени, который, кстати, тоже во многом зависит от окружающих. Теперь попробуем разобраться в том, как на суждения о других людях влияет наше отношение к ним, т.е. выяснить особенности Я как субъекта восприятия других. Упражнение 2. Вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нам нравятся или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами воспринимаемых нами людей, а не с особенностями собственного восприятия. Данное упражнение ставит целью продемонстрировать существование переменных, заключенных в нас самих и не относящихся к оцениваемым другим людям. Это наглядно проявляется в нашем отношении, часто противоречивом, к людям, которых мы хорошо знаем. А. Вспомните двух людей, которые Вам очень нравятся (Для обозначения используйте их инициалы). Укажите пять качеств, которые Вам в них нравятся. Инициалы первого__________ Инициалы второго____ Качества __________________ 1. ______________ 2. Личность как субъект социальной активности 328 3. 4. 5. Б. Вспомните двух людей, которые Вам совсем не нравятся. Обозначив их по той же схеме запишите их качества, которые Вам не нравятся. Инициалы первого__________ Инициалы второго Качества 2. ~ 3. ~ 4. ~ В. Указав эти качества, Вы сможете увидеть, в чем схожи те люди, которые Вам нравятся и не нравятся. Например, включают ли два первых списка одни и те же прилагательные (предположим, «добрый», «щедрый»)? Произведя такое же сравнение второй пары списков, Вы увидите сходство не нравящихся Вам людей в отмеченных Вами качествах (например, «жестокий», косный»). Теперь сравните все четыре перечня и определите, какие личностные параметры людей заставляют вас любить их или, напротив, ненавидеть. Отметьте, какие качества людей важны для Вас, что Вы ищите в окружении и что Вас в них возмущает и отталкивает. Запишите свои выводы. Измерения отражают некоторые абстрактные качества, характеризующие особые компоненты Я-концепции, или самости как всеобщности. Примерами их являются самооценка, стабильность Я-концепции, самоуверенность, самокристаллизованность. Проиллюстрировать все это можно на примере такого значимо личностного качества, как ум: во-первых, выяснить, как он сам оценивает себя по данному параметру (самооценка); во-вторых, является ли это отношение постоянным или изменчивым (стабильность); в-третьих, насколько уверен в этой своей характеристике человек (самоуверенность); в-четвертых, насколько четко он структурирует суждения о типе и уровне своего интеллектуального развития (самокристаллизованность. Эти же измерения могут быть отнесены к отношению индивида к себе как к целому. Так понимание Я-концепции может привести нас к выводам, является ли она положительной, стабильной, сохраняет ли уверенность в себе по мере перемещения в жизненном пространстве, устойчива ли, кристаллизована ли. Наиболее распространенным измерением является самооценка личности. Фактически человек постоянно сравнивает себя с различного рода внешними или внутренними эталонами. Результатом такого рода сравнений и является самоотношение и самоудовлетворенность или несамоудовлетворенность. Наиболее сложным вопросом в этом случае является адекватность самооценки. Практика показывает, что люди могут либо недооценивать, либо переоценивать себя. Как в первом, так и во втором случае это приводит к неадекватности во взаимоотношениях с окружающими. Человек с завышенной самооценкой часто не может понять почему окружающие недооценивают его. Человек с заниженной самооценкой часто замыкается в самом себе и не берется за решение задач объективно доступных ему. Сложность определения уровня самооценки заключается и в том, что она может сильно отличаться в зависимости от оцениваемого качества или измерения личности. существовавшие ранее представления о существовании некого универсального уровня самооценки, характеризующего самоотношение человека вообще с течением времени показали Содержание Я-концепции свою несостоятельность. Человек может высоко оценивать себя по одному параметру (например, внешности) и низко по другому (например, обучаемости). Таких параметров величайшее множество.. более того, они могут меняться во времени и от ситуации к ситуации. Вы можете оценивать себя определенным образом в учебной группе и противоположным в компании друзей на вечеринке. В современных представлениях общая самооценка представляет своего рода интеграл различного рода самооценок по многим и многим параметрам. Существенна роль и контекста или системы координат в которой она производится. Можно быть лучшим среди худших и худшим среди лучших. В первом случае оценка будет позитивной, во втором - скорее негативной. По этой причине самооценочный инструментарий должен привязываться к конкретной оценочной системе координат и опираться на измерения понятные и субъективно значимые для человека. Пример такого рода инструментария представлен во вставке № Х. Вставка №Х. Методика самооценки личности (модификация В.А. Янчука).
Личность как субъект социальной активности членами группы. Как правила процесс группового обсуждения достаточно продолжителен и требует нахождения компромиссов, а также организаторских способностей со стороны неформального лидера-организатора обсуждения. Полезность такого обсуждения непереоценима, т.к. оно дает дополнительную информацию о поведении каждого из членов группы, а так же способствует формированию коллективного мнения, которое часто является решающим для оценки отдельных членов группы. В качестве дополнительного задания, направленного на оценку адекватности может быть включено предложение участникам, предварительно разбившимся на пары, предположить как провели второе ранжирование их партнеры, не знакомясь с их результатами непосредственно. После проведения такого рода ранжирования партнеры предъявляют друг другу свои результаты, выясняя адекватность своих предположений. Это задание полезно так же для развития рефлексивных способностей, а также ознакомления с теми представлениями о себе, которые сформировались у партнеров. В последующем возможно обсуждение вопроса о том почему именно сформировалось у них такое представление друг о друге. На этапе обработки данных проводится корреляционный анализ двух рядов ранжирования, представленных в колонках №иN,в которых представлены идеальный и реальный образ Я. Возможно и сравнение ранжирований N и Nгр.. Последнее важно для получения субкультурального сравнения, тле человек оценивает себя не относительно некоторого абстрактного эталона, а относительно конкретного окружения, в котором он и реализует и оценивает самого себя. Далее вычисляется разница между реальным и реальным Я, которая заносится в колонку d. эта разность возводится в квадрат и вычисляется общая сумма Σ. Затем вычисляется коэффициент корреляции по данным в таблице формулам Ы Е (п-п2)п 0,00075 В результате произведенных преобразований мы получаем упрощенную формулу подсчета коэффициента корреляции, рассчитанную для 20 пар переменных r=1-0,00075хΣd2. эта формула доступна для любого человека, владеющего арифметическими действиями и существенно ускоряет процедуру подсчета Полученная в результате корреляционного анализа величина может колебаться в пределах от 0 до 1. Чем ближе она к единице, тем самооценка выше, чем ближе к 0, тем самооценка ниже. В более подробной интерпретации показатели по 0,3 включительно свидетельствуют о низкой самооценке, в пределах 0,4—0,6—средней, от 0,6 и выше—о высокой самооценке. Следует заметить, что данная самооценка касается только конкретного измерения (например, практического психолога) и не более. По другим измерениям описанная процедура должна осуществляться снова Для общей ориентации вполне пригодными могут оказаться и методики шкалирования, общая иллюстрации принципа которых представлена на приводимой схеме № Х. Схема №Х. Шкала самооценки
Глупый Малообщи-
тельный Некраси- Средний Cpejgnrii Умный Общи- Очень умный
Очень общи- Содержание Я-концепции 331 Преимуществом метода шкалирования является и возможность формирования общего самооценочного профиля, позволяющего создать представление об особенностях структуры измерений самооценки. Правда следует отметить и ограниченные возможности соотнесения различных шкал друг с другом, индивидуальные критерии отнесения того или иного оценочного параметра к соответствующему пункту шкалы могут сильно отличаться. Измерение самоуверенности или самоэффективности характеризует степень владения человека самим собой на пути к достижению целей, особенности возложения ответственности за свои действия. Роттер (Rotter) предложил своеобразную классификацию людей на два типа: с внутренним и внешним локусом контроля (1966). Первые проявляют тенденцию к объяснению причинности собственных достижений своими способностями и усилиями, вторые склонны возлагать ответственность на внешние обстоятельства. По аналогии, Франкс и Маролла предложили различать внутреннюю и внешнюю самооценку (Franks, Marolla, 1976, c. 324-341). Первая проявляется в склонности приписывать причинность своим способностям, вторая - внешнему миру. Проблема самоэффективности исследовалась А. Бандурой, проанализировавшим особенности ее формирования и техники развития. Самоуверенность и самооценка представляют различные измерения: последняя отражает степень принятия человеком самого себя, уважения к себе, значимость. Фокусы внимания относятся к сфере центральности Я-концепции в сознании индивида применительно к тем или иным ситуациям; позволяют выявить место, которое занимает Я-концепция в сознании человека: сосредоточено его внимание преимущественно на себе или на внешнем мире, озабочен он своими внутренними качествами или особенностями своей самопрезентации и т.п. Фокусы внимания ассоциируются с такими категориями, как «само-осведомленность», «само-направляемое внимание» и «самофокусирование». Duval и Wicklund (1972) формулировали теорию, часто определяемую как объективная самоосведомленность, в соответствии с которой человек рассматривается как объект собственного анализа. Этот анализ, или фиксация внимания на определенных аспектах собственного Я, приводит к определению интернализованных аттитюдов, ценностей, морали, физического бытия, и наконец, на таком образовании, каким выступает самость. Как только в поле зрения оказывается тот или иной аспект самости, в область анализа включаются связанные с ней характеристики. Интересно отметить, что, пока человек не обращает внимания на какую-нибудь негативно характеризующую его деталь внешнего облика, он чувствует себя относительно спокойно. Фиксация же в сознании его дефекта другим формирует у него гипертрофирование роли данного негативного аспекта. Как следствие, он теряет непроизвольность управления своим внешним обликом, начинает прятать дефект и - тем выдает себя. Внешний наблюдатель фиксирует в своем сознании элемент искусственности в поведении наблюдаемого и начинает для себя выяснять его причину. В случае фиксации негативной моральной самохарактеристики часто используется другая стратегия - проявляющаяся либо в избегании ситуаций возможной оценки морального Я, либо дискредитация оценщика. В этой связи Duval и Wicklund различают субъективную и объективную самоосведомленность. Субъективная представляет состояние сконцентрированности сознания на внешних по отношению к индивидуальному сознанию событиях, личной истории, в то время как объективная сфокусирована исключительно на самости личности. Как отмечают Личность как субъект социальной активности 332 эти же исследователи, можно говорить о наличии хронических индивидуальных различий в самоосведомленности. Механизм самоосведомленности способствует своеобразному введению самости в ролевую игру. Человек, концентрирующийся на себе, начинает действовать в соответствии с интернализованными аттитюдами и моральными стандартами. Противоречия между этими стандартами и реальным поведением, включаясь в плоскость осознания, начинают преодолеваться с той степенью интенсивности, в с какой личность оценивает их значимость для себя самой в конкретной ситуации. Области Я-концепции включают широкие пласты, или сферы, к которым относят телесное и социальное; внутреннее и внешнее; сознательное и бессознательное; аутентичное и неаутентичное; эго и эго-протяженность и т.п. Особый интерес представляют для нас области аутентичного и неаутентичного, эго и эго-протяженности. Аутентичное обычно определяется как осознаваемое человеком, т.е. как относящееся к его самости. Это своеобразное искреннее согласие человека с тем, что такого рода особенности присутствуют в структуре его Я-концепции. Причем аутентичное далеко не всегда ассоциируется с положительными характеристиками: человек может осознавать свою неискренность, необязательность, несдержанность, непунктуальность и т.п. Точно так же обстоит дело и с неаутентичным - осознаваемым человеком как не характерное для себя, но предъявляемым в соответствии с ситуативно решаемыми задачами, примером чему является повышенная "интеллигентность" в присутствии особо значимого лица Предъявляя это идеальное Я, человек может осознавать, что в реальной жизни и при других обстоятельствах он далеко не всегда соответствует данному идеалу, и это осознание собственной неаутентичности может вносить в его сознание элементы эмоционального напряжения. Хотя и в данном случае процесс осознания этого далеко не одномерен: человек может идентифицироваться с неаутентичным и искренне «верить», что как раз оно-то и является аутентичным. Хорошей иллюстрацией сказанному являются романтические взаимоотношения, в которых партнеры, особенно на первых порах, стремятся создать образ идеальных рыцаря и принцессы, демонстрируя набор качеств, которыми далеко не всегда предполагается оперировать в будущем. Общей особенностью такого рода идеализированных самопрезентаций является осознание партнером элементов собственной неаутентичности при наивной уверенности, что партнер как раз аутентичен и таким будет всегда. В частности, именно на этом обстоятельстве основаны многочисленные прозрения, сопровождаемые предъявлением искренних претензий и обвинений в адрес друг друга. Область эго-протяженности охватывает круг объектов (одушевленных и неодушевленных), сопричастных к самости человека и косвенно характеризующих ее. Это родители, родственники, ВУЗ, квартира, книги, увлечения, город и многое другое, оказывающее определенное влияние на становление личности и косвенно характеризующее его внутренние психологические особенности. Так, квартира человека дает характеристику таким его особенностям, как аккуратность, вкус и т.д. Родители также создают некоторые основания для характеристики возможных особенностей их детей. Не случайно в народе существует убеждение в точном прогнозе в отношении будущего поведения жениха или невесты на основе анализа взаимоотношений между их родителями. Определенные основания для такого рода утверждений, конечно же, имеются. Именно родители часто выступают в качестве эталонов или моделей для решения определенного класса задач и именно они Содержание Я-концепции 333 формируют огромное количество поведенческих алгоритмов, схем и эвристик, воспроизводимых при решении сходных задач. Причем вооружение подобного рода поведенческим алгоритмом часто является основанием для будущего проблемного поля у детей, обусловленного ее неадекватным применением. В любом случае можно констатировать, что область эго-протяженности является крайне важной и информативной в отношении Я-концепции человека Плоскости Я-концепции харктеризуют уровни ее осмысленности. Люди склонны рассматривать себя такими, какими являются в реальности, какими могли бы быть в идеале, в динамике, в глазах других людей и т.п. Наряду с этим Я-концепция включает в себя аспекты реального, возможного, фантазии, морали, исполнения и т.п. Соответственно различаются образы Я-реального, Я-идеального, Я-динамического, Я-воображаемого, Я-фантастического, Я-должного и Я-представляемого, как бы характеризующие представления человека о том, каким он видит себя в данный момент; какое Я кажется ему возможным; кем он воображает себя; каким хотел бы стать; каков образ его морального Я и т.п. Каждый такой образ формирует своеобразную когнитивную схему, имеющую собственную систему координат. Особый интерес представляет соотношение Я-реального и Я-идеального, часто определяющее проблемное поле человека. Во вставке № Х представлен метод их изучения. Личность как субъект социальной активности Вставка №Х. Тест различий между идеальным и реальным Я (Butler и Haigh)
Содержание Я-концепции
|