КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вставка № Х. Методика изучения Я-концепции личности 4 страницаДеймон и Харт (Damon, Hart, 1988) в процессе становления самости выделяют ряд последовательных стадий самопонимания. В раннем детстве оно обычно сосредоточивается на характеристиках собственного состояния, предпочтениях и антипатиях. В отрочестве дети предпочтительнее используют социальное сравнение относительно значимых других, описывая себя в определенной системе координат. В юности акценты смещаются на межличностные характеристики, в старости - на мировоззрение, философию и мораль. Розен-берг (1986), подчеркивая полностью межличностный характер самости на протяжении ее становления и развития, отмечает в то же время возрастное изменение ее формы. У детей характерной особенностью является включение других в самоописания, взрослые более склонны к включению в описания самих себя межличностных чувств, взаимодействий с другими людьми. В целом характеризуя возрастную динамику развития Я-концепции, можно отметить увеличение количества описательных категорий; гибкость и определенность в их использовании, повышение уровня избирательности, последовательности, сложности и ин-тегрированности информации; использование все более тонких оценок и связей между ними, способностей анализировать и объяснять поведение людей, большее внимание к изложению материала, желание сделать его более убедительным. В процессе взросления образы Я становятся 1) более дифференцированными и многокомпонентными; 2) более обобщенными, переходя от фиксации случайных, внешних 3) более индивидуальными и психологическими, подчеркивая скрытые 4) собственное Я кажется более устойчивым; 5) возникает и постепенно усиливается разграничение и противопос Возрастная динамика Я-концепции 353 6) меняется удельный вес и значимость осознаваемых компонентов и свойств самости (Кон, 1984, с. 189). Динамический аспект самости не исключает интереса к аспекту статическому. Понимая, что аккумулируемая человеком информация должна создавать предпосылки для постоянного изменения его представлений о самом себе, нельзя не заметить существенного элемента стабильности этих представлений. Рассмотрим этот элемент функционирования самости ниже. Психологическая устойчивость Я-концепции и механизмы ее поддержания Одной из центральных проблем рассмотрения специфики функционирования Я-концепции личности является проблема ее устойчивости. Констатация того, что человек находится в постоянном потоке информации, меняющей его представления о мире и о самом себе, сталкивается с фактами избирательного отношения к этой информации в целях некоторой устойчивости своих представлений. Подоплека этого понятна - если представления будут изменяться по мере поступления любого нового знания, то человек будет просто дезориентирован в происходящем. Более того, у него не будет точек опоры как в миро-, так и самоотношении, нивелируя его способность к прогнозам развития событий. Как человеку сохранить относительную стабильность в ориентирах? Чем он жертвует и во имя чего? Какие механизмы использует и как? Попытаемся ответить на эти и многие другие вопросы. Наша обыденность представляет столь огромное количество фактов, что человек часто не замечает очевидного для других, что он делает множество, казалось бы не имеющих рационального объяснения ошибок. В чем их причина? Что кроется за ними? Видимо, желание устойчивого отношения к самому себе. Посредством каких механизмов? Посредством субъективной интерпретации происходящего, избирательного отношения к поступающей информации. Этот процесс, получивший название социально-психологической самозащиты, рассматривается современными авторами как один из наиболее мощных ресурсов поддержания устойчивости самости в целом и Я-концепции в частности. В широком спектре психологической самозащиты особый интерес вызывает психодинамический подход, предлагающий ряд механизмов как способов поддержания представлений человека в относительно устойчивом и стабильном состоянии. Привлечение психодинамической традиции к анализу категории самости является тем более продуктивным, что именно в ее рамках появляется возможность нахождения достаточно оригинальных и полезных решений по ряду вопросов, вызывающих сложности с позиций когнитивной и других социально-психологических традиций. Представления о психологической защите обычно ассоциируются с психоанализом З. Фрейда, хотя он по сути не был автором этого понятия и не считал теорию защитных механизмов проработанной. Упоминания о них разбросаны по различным его работам. В соответствии с его моделью структуры личности (бессознательные желания и инстинкты -«id», «ego», «super-Ego» - система интериоризованных норм и запретов) психологическая защита рассматривается как бессознательные, приобретенные в процессе личности способы «Я» достижения компромисса между противодействующими силами «оно» и «сверх-Я» и внешней действительностью. Направлены они на уменьшение тревоги, вызванной Личность как субъект социальной активности 354 интрапсихическим конфликтом, и представляют собой специфические бессознательные процессы, с помощью которых Я пытается избегнуть неврозов, сохранить интегративность и адаптивность личности. Описание механики психологической самозащиты как совокупности способов поддержания стабильности и устойчивости системы представлений человека о самом себе и окружающем его мире сопряжено с определенными сложностями. Во-первых, описано большое количество различных механизмов психологической самозащиты; во-вторых, они неопределенны и, как следствие, многотрактуемы; в-третьих, лишь часть из них имеет отношение к социально-психологической самозащите, направленной на поддержание устойчивости представлений человека. Анна Фрейд указывает, что в работах ее отца насчитывается около девяти механизмов защиты. Она называет 15, считая, что в отдельные периоды жизни и в соответствии со своей собственной структурой индивидуальное «Я» выбирает то один, то другой способ защиты и может использовать как в своем конфликте с инстинктами, так и в защите от высвобождения аффекта. В дальнейшем последователи психоанализа чрезвычайно расширили этот перечень и даже классифицировали. Так, Г. Нанберг делит механизмы на две группы: примитив-ные(проекция, идентификация, обращение в противоположность, замещение) и более сложные, формирующиеся вслед за генезисом Я (вытеснение, регрессия, реактивное образование, изоляция, уничтожение). Э. Гловер предлагает рассматривать их как бессознательные механизмы, которые могут быть использованы не только для защитных целей, но и для более позитивных целей, выделяя примитивные и более сложные. Другие исследователи называют в этом ряду амбивалентность, дереализацию, деперсонализацию, торможение и т.д. В работе шведского психоаналитика Х. Себэка приводится 27 защитных механизмов. Среди них наряду с теми, существование которых признается практически всеми авторами (проекция, интроекция, отрицание, интеллектуализация, рационализация, сублимация), есть и такие, которые упоминают лишь немногие. Общей чертой в традиционном представлении о психологической защите является их интраличностная локализация: ■ вытеснение: психотравмирующий конфликт выносится за пределы «поля ■ реактивное образование: процесс, который при возникновении какого- ■ проекция: перенос своих личностных черт на других людей; ■ интроекция: восприятие черт «значимых других» как частей своего Я; ■ идентификация: отождествление себя с каким-либо объектом внешнего ■ изоляция аффекта: мысль и действие отрываются от аффекта; ■ отрицание: человек ведет себя так, будто не помнит о совершении какого- Психологическая устойчивость Я-концепции 355 ■ интеллектуализация: при воспоминании о психотравмирующей ситуации ■ рационализация: приведение логических рассуждений для маскировки же ■ сублимация: смена предмета катексиса (от сексуального объекта к друго ■ регрессия: возвращение в условиях стресса к онтогенетически более ран ■ смещение: разрядка эмоции (обычно эмоции гнева) на объекты животных Сконцентрируемся на конкретных механизмах, так или иначе проявляющихся в обеспечении устойчивости самости. Вытеснение - подавление, исключение из сознания информации, вносящей напряжение и тревогу. Сталкиваясь с такой информацией человек предпринимает целенаправленные неосознаваемые усилия, чтобы «честно» забыть ее, обеспечивая сохранение позитивного самоотношения. Примером применения такого рода защиты является целенаправленное выталкивание из сознания негативных действий или событий, отрицательно характеризующих личность. Подавление - блокирование неприятной, нежелательной информации, осуществляемое при переводе ее из воспринимающей системы в память, либо при выводе из памяти. Нежелательная информация маркируется таким образом, чтобы в последующем не воспроизводиться. Исследования когнитивных психологов показали наличие существенных сложностей, связанных с припоминанием информации, вызывающей отрицательные эмоции. Отрицание - стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями. Человек становится невосприимчив к тем граням своей жизни, которые чреваты неприятными ощущениями; человек ничего не хочет видеть и слышать, тревожась, что выстроенный им иллюзорный мир рухнет. Избегание - тенденция миновать фрустрирующую ситуацию или объекты, ассоциирующиеся с неприятными воспоминаниями. Этот механизм проявляется в стремлении людей не встречаться со знакомыми, оказавшимися свидетелями их негативных проявлений, избежать мест, напоминающих о неприятных событиях. Обособление - изоляция внутри сознания особых зон, связанных с травмирующими факторами, часто ведущих к расщеплению, диссоциации личности. В рамках сохранения «собственного лица» люди часто как бы обособливают свои негативные действия, объясняя их себе тем, что они вынуждены экстраординарными обстоятельствами. В обычной ситуации эти действия просто не имели бы места. Так, человек, совершивший хамский поступок, и вызвавший осуждение, выгораживает себя ссылкой на вынудившие его обстоятельства. Рационализация - самообман, попытка рационально обосновать абсурдный импульс или идею. Примером рационализации является стремление найти у несимпатичного Личность как субъект социальной активности 356 человека уйму недостатков. Причем рационализация может быть негативно, и позитивно валентной. Примером последней является кумиризация или идеализация героя, вождя, идола и т.п. В частности, влюбленные часто приписывают друг другу набор качеств, объективно не существующих, что часто создает основу для последующих разочарований. Логика тут простая - моим избранником может быть только идеал, следовательно, у него должен быть набор только позитивных характеристик. Проекция - бессознательный перенос собственных чувств, влечений, качеств на другое лицо. Нечистый на руку видит и других такими же. Курильщик снимает тревогу в кругу, находя себе подобных. Двоечник ищет «друзей по несчастью». Здесь тоже можно говорить о позитивно и негативно валентных разновидностях. В первом случае человек начинает проецировать свои позитивные качества на другого, забывая, что наличие их вовсе не является нормой. Человек, отдающий долги, не сомневается, что такой же ответственностью обладает и берущий в долг. Правда, у берущего может сработать и иная логика - беру чужие ненадолго, отдаю свои навсегда. Идентификация - разновидность проекции, неосознанное отождествление себя с другим человеком и перенос на себя желательных свойств и качеств. Особенно это характерно для младшего возраста, в котором часты случаи ролевой идентификации с героем. Ребенок начинает верить в то, что он Рембо, ощущает себя сильным и уверенным. Конверсия - изменение значения или содержания явления на более приемлемое. Человек обозначает то или иное негативное деяние более мягким термином, тем самым, уменьшая остроту переживаний. Не украл, а взял, не сбежал, а ушел, не стащил, а унес и т.п. Причем, конверсия часто используется и для успокоения общественного самосознания. Регрессия - замена значимой, но труднодостижимой цели на менее значимую, но легче достижимую. В данном случае человек, опасаясь возможной неудачи в решении сложной задачи (например, поступление в престижный ВУЗ) выбирает ношу полегче, а себе рассказывает «сказку» о том, что образование можно получить везде, приложив усилие и способности, в наличии которых у себя он не сомневается. Компенсация - неудачи в одной сфере деятельности компенсируются сверхдостижениями в другой. Пример тому - «уход» в работу, семью и т.п., когда человек, предчувствуя возможные претензии в собственный адрес, начинает создавать почву для самооправданий по поводу своих неудач, отдавая «бразды правления» другому. Шаблоны типа «своих детей не умеешь воспитывать - нечего воспитывать чужих», однако, вовсе не являются аксиомой. Существуют примеры, когда человек неудачливый в собственной семейной жизни, добивается выдающихся успехов на производстве и пр. Фантазия - использование в качестве реальных мнимых образов. Человек достигает в мечтах глобальных целей и тем самым удовлетворен. Пример тому - является маниловщина. Формирование реакций включает подчеркивание представлений и характеристик, противоположных наличным недостаткам. Например, мать неосознанно ненавидящая ребенка, всячески демонстрирует свою любовь к нему, человек, склонный к гомосексуализму, становится Доном Жуаном (Rosenberg, 1986, с. 550). Перечисленные механизмы социально-психологической самозащиты, конечно же, не исчерпывают всего их многообразия. Важно показать, какими ресурсами обладает че- Психологическая устойчивость Я-концепции 357 ловек для поддержания позитивного в своей самости, оправдания собственных деяний. Обладая способностью множественной интерпретации событий, люди имеют возможность наделять их самыми разнообразными смыслами. Глоссарий Аутентичность- понятие, обозначающее тождественность внешне проявляющихся качеств личности их внутренней выраженности. Как правило, рассматривается во взаимосвязи со своей противоположностью - неаутентичностью, под которой понимается осознание того, что внешне презентируемое не совсем (или совсем) не соответствует внутренне присущему. Самость(Self) - всеобщность присущего ей (В. Джемс). В широком смысле - все то, что связано с человеком и оказывает влияние на его само- и мироотношение. По П. Бруно, она, во-первых, являет собой уникальную человеческую сущность, представленную в пространстве и во времени; во-вторых, представляет своеобразное Я, Эго личности; в-третьих, является ощущением собственной идентичности, отражением собственного бытия на протяжении всей истории жизни человека. По объему категория « самость» шире родственных ей категорий «Эго» и «Я-концепция», так как включает и то, что выходит за рамки конкретного человека, в частности, его эго-протяженность, осознаваемое и неосознаваемое, культуру и субкультуру и т. п. Социальная идентичность- элемент Я-концепции, порождаемый членством в социальной группе. Обычно он обособляется от личностной идентичности, связываемой с индивидуальными особенностями и взаимоотношениями с другими людьми. Личностная идентичность рассматривается как уникальность человека, проявляющаяся в его отличии от других членов группы. Социальная же идентичность связана с категоризацией себя и других как обладающих сходством с определенной социальной категорией в противопоставлении к людям, относящимся к другой социальной категории. Социальная идентичность является характеристикой человеческого мышления, направленного на классификацию объектов реальности, которые существуют в виде категорий. Эго-протяженность- в широком смысле все то, на что проецируется самость человека, и все то, что оказывает непосредственное или опосредованное влияние на нее (семья, субкультура, место жительства, страна и т.п.). Причем эго-протяженность носит пространственно-временную континуальность, так как на человека оказывают опосредованное влияние его предки, потомки и многое другое. Я-концепция- в западной традиции определяется как многоаспектный фено Вопросы для обсуждения 1. В чем необходимость введения в социальную психологию столь обширной 2. Как соотносятся категории «самость», «эго» и «Я-концепция» друг с другом? Личность как субъект социальной активности 358 3. Что представляет собой социальная идентичность человека? Чем она отлича 4. Опишите особенности и процессы самокатегоризации. Как она отражается на 5. Как соотносятся друг с другом когнитивный, аффективный и оценочно- 6. Опишите содержательные конституирующие самости. В чем они дополняют 7. Какие принципы лежат в основе процесса становления и развития самости? 8. Чем обусловлено столь сильное влияние на формирование содержания само Для дополнительного чтения 1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. 2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Педагогика, 1986. 3. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. - СПб: 4. Как построить свое «Я». М: Педагогика, 1991. 5. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М: Политиздат, 1984. 6. Пайнс А., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СП б, Изда 7. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: 8. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. - М.: Изд-во Моск. 9. Социальная психология личности в вопросах и ответах. / Под ред. В.А. Ла- 10. Шефер Б., Шредер Б. Социальная идентичность и групповое сознание. // Основной источник 1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: 2. Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХ- СОЦИАЛИЗАЦИЯ Одним из важнейших в сфере социальной психологии является вопрос о том, как человек развивается и как он входит в социальную жизнь. Обычно данная проблематика ассоциируется с категорией «социализация»; в наиболее общем смысле это процесс, по- ЯнчукВ.А. 359 средством которого индивид приобретает знания ценности, усваивает язык, социальные умения и социальную чувствительность, позволяющие ему интегрироваться в общество и адаптивно вести себя в нем» (Reber, 1996, с. 732). Понятие это было введено в социальную психологию в работах Бандуры и Коулма-на, изучавших особенности формирования социального опыта личности. В разных научных школах оно получило различную трактовку: в поведенческой психологии - как социальное научение; в символическом интеракционизме - как результат социального взаимодействия; в гуманистической психологии - как актуализация самости; в психоанализе -как стадиальный процесс биосоциального созревания и т.д. В советской психологии проблема социализации развивалась в основном в рамках иерархии диспозиций, синтезирующих систему регуляции социального поведения в зависимости от включенности в общественные отношения (Петровский, Ярошевский, 1990, с. 373). К сожалению, отечественные исследования в области социализации существенно идеологизированы и сегодня находятся в глубоком кризисе. Не менее важной проблемой является природа социализации. О наличии какого-либо общепризнанного подхода тут говорить рано, поэтому рассмотрим ее в контексте широкого спектра подходов в разных традициях. Казалось бы процесс социализации достаточно прост по своему содержанию, и в то же время довольно трудно определить, как он осуществляется непосредственно. Можно проследить, как люди пытаются социализировать других (например, как родители обучают, направляют или корректируют своих детей), но способы воздействия, как правило, интернализируются и могут быть выведены лишь из внешне проявляемых действий и поступков, а о том, что происходит во внутреннем мире человека, можно только догадываться, что не исключает многообразных, зачастую взаимоисключающих друг друга, теоретических подходов. Понимание процесса социализации определяется и мировоззрением исследователя, работающего, как правило, в рамках конкретной психологической парадигмы. Правила поведения и система ценностей пронизывают огромное количество феноменов, от непосредственной повседневной практики, ожиданий сообщества в отношении соответствующего возрасту, полу, классу и т.п. поведения до разработки социальных структур и системы морали. Научение эффективному оперированию в рамках каждого из них включает не только огромную базу информации, но и изменение личностной ответственности (например, переход от детской зависимости к автономии), где задействовано множество сторон и институтов - включая родителей, родных, ровесников, Церковь, школу, средства массовой коммуникации и т.п., вклад каждого из них и дополняет друг друга, и может вступать в конфликт. В процессе социализации осуществляется включение индивида в общественные отношения, благодаря чему происходит изменение его психики. Л.С. Выготский, рассматривая проблему перехода ребенка на более высокий уровень развития, подчеркивал необходимость специального обучения; суть его - в ознакомлении с системой знаков, универсальным выражением которых выступают слова. Будучи взаимосвязанными, развитие психики и социализация не являются тождественными понятиями. Первое является более широким, включающим в себя и спонтанные процессы, обусловленные созреванием, и социальное развитие. Личность как субъект социальной активности 360 Социализация, начинающаяся в большинстве своем в детстве, не заканчивается никогда, включая приобретение новых социальных ролей, вовлечение в новые отношения и институты, приспособление к изменениям в сообществе и массе других. Стало быть, понимание ее особенностей связано с многими теоретическими подходами. Сторонники природного подхода считают, что ребенок генетически запрограммирован на обладание позитивной (или негативной) природой. Сторонники приобретенного подхода, наоборот, уподобляют новорожденного «белому листу», на котором общество пишет желаемое. Существует и третья линия, пытающаяся найти компромисс между природным и приобретенным в развитии личности. Познакомимся со спецификой предлагаемых подходов к развитию личности. Наиболее характерными из них являются психодинамический, поведенческий, когнитивный, гуманистический, деятельностный, системный и эклектический подходы. Начнем с психодинамического. В самом широком смысле в отечественной традиции понятие социализации трактуется как совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Человек, постепенно усваивая социальный опыт, использует его в целях адаптации к социуму. Такое усвоение происходит и стихийно, и целенаправленно. Целенаправленность определяется усилиями семьи, школы, различных общественных организаций. Стихийность - многообразными аспектами жизни, свидетелем которых является человек. Один из крупнейших специалистов в этой области К. Дуркин определяет социализацию как процесс, посредством которого люди приобретают правила поведения, систему представлений и аттитюдов, обеспечивающих им возможность эффективного функционирования в качестве членов конкретного общества [K. Durkin, 1996]. Многообразие аспектов социализации создает объективные сложности ее анализа. Правила регулирования поведения и системы ценностей, варьируясь от культуры к культуре, покрывают огромное количество феноменов от повседневной житейской практики конкретного индивида, его семьи, сети межличностных отношений, соответствующих общественных ожиданий в отношении поведения в соответствии с полом, возрастом, классом, другими характеристиками, социетальными структурами, моральными нормами. Как отмечает Е.В. Андриенко, [2000], в системе отечественной психологии употребляются два термина в качестве синонимов социализации: развитие личности и воспитание. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоения им социальных влияний, приобщения его к системе социальных связей и т.д. Определение же социализации как совокупности социальных процессов вызывает ряд возражений у отечественных исследователей, а именно: если личность изначально социально детерминирована, то какой смысл говорить о вхождении ее в систему социальных связей. Не будет ли при этом повторяться старый тезис, что новорожденный не есть еще человеческое существо, что ему еще предстоит пройти путь «гоминизации». Как известно, Л.С. Выготский решительно протестовал против изображения ребенка как существа, которому еще надо гоминизиро-ваться. Родившись, он уже задан как элемент определенной культуры и определенных социальных связей. Если социализацию отождествлять с гоминизацией, есть Понятие социализации 361 все основания крайне негативно относиться к «ней». Сегодня общепризнано, что новорожденные обладают рефлексами, способностью и преддиспозициями, позволяющими изучать этот мир, реагировать на него, на людей и предметы. Исследования новорожденных, основанные на выявлении ситуативных предпочтений, продемонстрировали их предрасположенность к определенным сенсорным ощущениям. Например, они скорее предпочитают родителей движущихся и говорящих, нежели родителей, не подающих признаков своего присутствия, внемлют активнее голосовым звукам, нежели другим. Исследования взаимоотношений в системе родитель -ребенок, основанные на использовании микроаналитических техник анализа моментальных срезов экспрессивного и коммуникативного поведения родителей и новорожденных, показали наличие взаимных усилий на создание максимально оптимальных условий взаимодействия. Вместе с тем следует иметь в виду, что каждый из элементов этого взаимодействия имеет право на рассмотрение без опасения, что внимание к одной из сторон обернется ее абсолютизацией и недооценкой другой. Подлинно научный вопрос о социализации ни в коей мере не снимает проблемы развития личности, а напротив, предполагает, что последняя понимается как становящийся активным социальный субъект, обладающий свойствами системного динамического целого, — утверждение, демонстрирующее проблему соотношения атомистического и холистического подхода в психологии.
|