Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Социальная идентичность как существующая концепция самости




Традиционно социальная идентичность рассматривается как элемент Я-концепции, порождаемый членством в социальной группе и обособляемый от личностной идентично­сти, связываемой с индивидуальными особенностями и взаимоотношениями с другими людьми [Turner, 1982]. Осознавая условность такого рода дифференциации, следует отме­тить, что определение собственной идентичности (как социальной, так и личностной) име­ет крайне важное значение для человека: она помогает ему строить отношения с самим собой и с другими людьми, определиться в качествах, идентифицируемых с собственной персоналией и со своим окружением. Без такого рода идентификации человеческое Я предстает в виде ничего не значащей абстракции: лишь описав себя, т.е. идентифицировав набор своих качеств, свойств и особенностей, я начинаю осознавать себя для самого себя и себя в мире людей.

Любое относительно полное описание существующей концепции самости должно содержать следующие четыре области.

Первое - части (содержание самости); второе - взаимоотношения между частями (структура самости); третье - пути описания всех частей как целого (измерения самости); четвертое - границы объекта (эго-протяженность).

Части или компоненты, самости включают элементы социальной идентичности, диспозиции и физические характеристики; в то время как элементы социальной идентич­ности обычно выражаются в языке именами существительными, диспозиции или черты выражаются именами прилагательными, или описательными фразами, включая глаголы.

Социальная идентичность является характеристикой человеческого мышления, на­правленного на классификацию частей реальности, которые существуют в виде категорий. Едва ребенок входит в мир, он уже классифицируется в понятиях пола, возраста, расы, на­циональности, религии, семейного статуса, легального статуса (законнорожденный, неза­коннорожденный), имени и т.д. В процессе жизни появляются новые критерии классифи­кации: доктор, машинист, демократ, масон и т.д.

Именно эти категории составляют социальную идентичность индивида — что озна­чает группу, статус или категорию, к которым он социально принадлежит. На сегодня


Понятие социальной идентичности 313

можно выделить шесть категорий социальной идентичности: социальный статус, группу членства; наименование ("label"); приоритетный статус; тип; личностную идентичность.

1) Социальный статус является универсальной основой социальной классификации
и самоопределения. Пол, возраст, семейный статус, стратификационная позиция и зани­
маемое место являются критериями классификации в любом обществе.

2)По мере развития общества они подразделяются на группы, базирующиеся на
добровольном объединении, сходстве представлений или интересов, разделяемых в куль­
турах или субкультурах, общности происхождения, физического или регионального един­
ства и т.д.

3)Наименование социальной идентичности базируется на процессе «социального
обозначения» (labeling). Когда человек ведет себя в противоречии с социальными норма­
ми, его поведение рассматривается как отклоняющееся (алкоголик, проститутка и т.д.). По
мере перехода языка глаголов на язык существительных (часто пьющий - алкоголик -
В.Я.), скорее через процедуру формального удостоверения или общего социального при­
знания, начинается процесс обозначения и порождаются ситуативные элементы социаль­
ной идентичности.

4)Приоритетный статус имеет свои корни в истории и биографии индивида, в су­
щественной мере обусловлен статусом, группой членства или другими обозначениями.
Так, человек может быть классифицирован, как бывший осужденный, бывший алкоголик,
и т.д. Эти категории влияют на его жизнь разнообразно, когда он включается в скрывае­
мый статус (бывший осужденный), или на основе признания причин прошлых достижений
(заслуженный деятель искусств на пенсии).

5)Более общие формы категоризации могут быть названы социальными типами,
для них характерны некоторые интересы, аттитюды, привычки, которые социально пони­
маются как рядоположенные, например интеллектуал, плейбой, и т.д. Эти типы крайне
разнообразны, не поддаются упорядоченной классификации, так как могут относиться к
тому, как индивид видит себя, что он думает о себе, каким хочет показаться окружающим,
на деле вовсе таким не являясь.

Последним компонентом социальной идентичности, как это ни парадоксально, яв­ляется личностная идентичность, термин, часто используемый по отношению к глубин­ным мыслям, представлениям и желаниям, но не отражающий их сути.

Важно заметить, что элементы социальной идентичности несколько больше, чем просто согласованные категории, в которых определяется индивид; скорее это социальные модели, служащие стандартом для самооценки. Женщина не просто воспринимает себя как доктора, католичку или мать, она относится к себе как к «хорошим» - доктору, католи­ку или матери, т.е. берет на себя некоторую идеальную социальную роль, которая содер­жит в себе много таких элементов, как черты, аттитюды, поведение, ценности, нормы, ко­декс чести.

Как отмечает М. Хогг [M.A. Hogg, 1999], социальная идентичность регулирует по­ведение именно таким образом, как это осуществляется на практике в силу самокатегори­зации. На основании самоопределения как личности, опыта взаимоотношений с другими людьми, в групповой принадлежности (что относится к ингруппе и к аутгруппе) люди формируют свои представления о возможном развитии событий, возможной реакции со стороны окружения, своей роли в нем, проявляют тенденцию к снижению внутригруппо-


Личность как субъект социальной активности 314

вых и концентрации на межгрупповых отличиях, когда, категоризируя других как ингруп-пу (своих) или аутгруппу (чужих), мы акцентируем внимание на соответствующих прото­типах, часто носящих этноцентрическую окраску. Когда мы категоризируем себя, мы оп­ределяем, воспринимаем и оцениваем себя в понятиях ингрупповых прототипов и ведем себя в соответствии с ними. Самокатегоризация продуцирует ингрупповое нормативное поведение и самостереотипизацию, определяя таким образом основу группового поведе­ния, деперсонализирует поведение людей, делая его соответствующим ингрупповым нор­мам.

Теория самокатегоризации, разработанная Р. Тарнером [1985], пытается объяснить явление межгрупповой дискриминации при помощи понятий потребности в позитивной самоидентичности. При этом личностная идентичность рассматривается как уникальность человека, проявляющаяся в его отличиях от других членов ингруппы. Социальная же идентичность связана с категоризацией себя и других как обладающих сходством с опре­деленной категорией в противопоставлении с другими людьми, относящимися к другой социальной категории.

Исходно эта теория разрабатывалась для объяснения группового поведения. Пред­полагалось, что разделяемая социальная идентичность становится характерной в случае продвижения от индивидуального самовосприятия к деперсонализации, т.е. когда член группы начинает воспринимать себя как менее отличного от остальных членов некоторой социальной категории. Например, когда человек подчеркивает что он мужчина, он проти­вопоставляет себя женщинам, акцентирует свое сходство с другими мужчинами и отличие от женщин. Его самость изменяется и по уровню, и по содержанию, а самовосприятие и поведение становятся деперсонализированными. Деперсонализация самости представляет собой субъективную стереотипизацию себя в понятиях соответствующей социальной ка­тегоризации и рассматривается как когнитивное основание группового поведения.

Эмпирические исследования процесса самокатегоризации показали активную изби­рательность людей в использовании категорий по критериям полезности, уместности и подтверждаемости в реальных обстоятельствах. В процессе этой избирательности прояв­ляется два типа приспосабливания: сравнительный и нормативный. Первый основывается на принципе метаконтраста, в соответствии с которым утверждается, что ряд стимулов с большей вероятностью будет категоризирован как (высокоупорядоченный) единый в той степени, в которой их воспринимаемые отличия будут меньше их средних отличий от ис­ходной точки отсчета. Например, ряд людей с большей степенью вероятности будет вос­приниматься как относящийся к одной социальной категории в случае, если различия ме­жду привлекаемыми социальными категориями будут больше, чем различия между этими людьми.

Второй тип приспособления относится к содержательному аспекту противопостав­ления проясняемой категории и представленного примера. Например, для категоризации людей как католиков относительно протестантов необходимо не только нахождение отли­чий от протестантов (в аттитюдах, действиях и т.п.), но и правильное направление в изме­рении специфического содержания сравнения. Сходства и отличия должны соответство­вать нормативным представлениям о существе социальной категории.

Гипотеза приспособления предсказывает, что самокатегоризация относительна, ва­риативна, гибка относительно точки отсчета, всегда зависит от контекста, не отражает


Понятие социальной идентичности 315

фиксированных, абсолютных качеств воспринимаемого. Эта гипотеза послужила основа­нием для многих современных исследований, использующих идею социально контексту­альных оснований самокатегоризации для понимания того, как общество формирует зна­ния посредством процессов, реализующихся в самости.

Представленный анализ социальной идентичности в ее соотношении с личностной, роль социальной категоризации в их формировании и проявлении в большей степени от­ражает доминирующую сегодня когнитивную версию социально-психологической интер­претации. Однако наряду с ней присутствуют и другие теоретические подходы, имеющие значительно большую историю рассмотрения проблемы.

Теоретические подходы к социальной идентичности

Подход к проблеме идентичности с позиций символического интеракционизма свя­зан с концепцией самости Дж. Герберта Мида, под которой он понимал способность чело­века воспринимать свое поведение и жизнь как связаное единое целое.

Типы идентичности. Рассматривая проблему соотношения социальной детерми­нации идентичности и свободы личности, Дж. Мид выделяет не осознаваемую и осозна­ваемую идентичности. Неосознаваемая базируется на неосознанно принятых нормах, при­вычках; это принятый человеком комплекс ожиданий, поступающих от социальной груп­пы, к которой он принадлежит. Осознаваемая идентичность возникает, когда человек на­чинает размышлять о себе и о своем поведении. Здесь подчеркивается значение когнитив­ных процессов, так как переход от неосознаваемой к осознаваемой идентичности возмо­жен только при наличии рефлексии. Человек осознает свою идентичность, размышляя о себе с помощью приобретенного в социальном взаимодействии языка. Следовательно, осознаваемая идентичность не означает автономии личности от социума: она формируется при помощи категорий, выработанных в языке. В то же время наличие ее означает момент относительной свободы личности, так как человек перестает следовать ритуализированно­му развертыванию действий и начинает думать о тактике своего поведения. Соотношение между социальной детерминацией и самодетерминацией личности решается Дж. Мидом через аспекты идентичности «I» и «me». «Me» описывает человека как существо, детерми­нированное социально заданными условностями и привычками. Это как бы представитель общества в индивидууме: оно состоит из интернализованных «генерализованных других». «I» описывает человека как существо, которое способно реагировать на социальную си­туацию своим индивидуальным неповторимым образом. При интерпретации человеческо­го поведения необходимо учитывать оба аспекта идентичности.

Идею Дж. Мида о наличии типов идентичности - социально заданной идентичности и отражающей индивидуальное в человеке - развивает И. Гофман. Он выделяет три вида идентичности: 1) социальную - типизацию личности другими людьми на основе атрибу­тов социальной группы, к которой он принадлежит; 2) личную - речь идет об индивиду­альных признаках человека: 1) уникальных признаках данного человека (например, отпе­чатки пальцев; 2) уникальной комбинации фактов истории его жизни; 3) Я-идентичность -субъективное ощущение индивидом своей жизненной ситуации, непрерывности и своеоб­разия. Личная идентичность также является социальным феноменом: восприятие ее про-


Личность как субъект социальной активности 316

исходит при условии, что информация о фактах жизни человека известна его партнеру по взаимодействию.

Для анализа взаимодействия И. Гофман вводит понятие знака. Знак - это любой признак человека, который используется им в ситуации взаимодействия для подчеркива­ния некоторых своих качеств, своего отличия от других. Для понимания этого процесса вводится различие между актуальной и виртуальной социальной идентичностью. Акту­альная - это типизация личности на основе атрибутов, которые легко доказуемы, очевид­ны. Виртуальная - это типизация личности на основе атрибутов, которые только можно предположить. Влияние человека на информацию о себе, идущую на социальное окруже­ние, И. Гофман называет «политикой идентичности». Для осуществления такого влияния используются различные техники. Например, «техники избегания» направлены на то, что­бы принять меры изоляции от того человека, который мог бы открыть нежелательные зна­ки. «Техники компенсации» включают меры, с помощью которых информация человека о себе искажается или фальсифицируется. Возможны техники «деидентификации», направ­ленные на изменение интерпретации признаков виртуальной идентичности в желаемом направлении, и др.

Модели И. Гоффмана близка модель «борьбы идентичностей» Р. Фогельсона [R.D. Fogelson, 1982], где выделяются четыре вида идентичности: 1) реальная - самоотчет инди­вида о себе, его самоописание «я сегодня»; 2) идеальная - позитивная идентичность, инди­вид стремится быть таким, каким бы ему хотелось себя видеть; 3) негативная, «вызываю­щая страх» - когда индивид стремится избегать того, каким он не хотел бы себя видеть; 4) предъявляемая - набор образов, которые индивид транслирует другим, чтобы повлиять на оценку своей идентичности. Человек старается приблизить реальную идентичность к иде­альной, максимизировать дистанцию между реальной и негативной, что достигается путем манипулирования предъявляемой идентичностью в социальном взаимодействии с помо­щью «работы идентичности» - процесса, аналогичного «политике идентичности».

Развитие идентичности. Дж. Мид считал, что при рождении человек не обладает идентичностью, она возникает только при условии включенности индивида в социальную группу, в общении с членами этой группы. При этом исключительное значение придается символической коммуникации - вербальной и невербальной.

Развитие идентичности идет от неосознаваемой к осознаваемой. Осознаваемая предполагает наличие способности к рефлексии. Аспекты «I» и «mе» олицетворяют сосу­ществование принципов социального изменения, социального контроля, социальности, индивидуальности. С одной стороны, общество определяет идентичность индивида, зада­вая нормы и законы ее существования; с другой - индивид задает собственное окружение в смысле выбора целей, ценностей, потребностей.

Возможны ситуации, когда человек стоит перед проблемой, каким образом достичь переживания себя как взаимосвязанного целого. Такие ситуации возникают, когда он на­ходится между социальными группами, имеющими разные нормы и ценностные ориента­ции. В таком случае могут возникнуть две различные идентичности.

Л. Крапман (L. Krappman, 1985) систематизировал идеи Дж. Мида об осознаваемой идентичности; он рассматривал условия социальной ситуации, при которых идентичность остается сохранной, и назвал ряд способностей, необходимых человеку для сохранения своей идентичности в ситуации взаимодействия. Представления принимающих участие во


Теоретические подходы к социальной идентичности 317

взаимодействии партнеров о значении одних и тех же символов не только бывают различ­ны, но часто и противоречивы. Постоянно поступающая в процессе взаимодействия новая информация должна перерабатываться индивидом так, чтобы привести ее в соответствие с накопленным опытом. При этом особенно важна самопрезентация во взаимодействии. Ус­пех поддержания идентичности зависит от наличия у человека способности к ролевому дистанцированию, эмпатии, толерантности, успешной презентации своей идентичности.

По Ю. Хабермасу, Я-идентичность образуется из совокупности личностной и соци­альной, фактически двух измерений, в которых реализуется балансирующая Я-идентичность (концепция баланса идентичности). Вертикальное измерение - личностная идентичность - обеспечивает связность истории жизни человека. Горизонтальное измере­ние - социальная идентичность - обеспечивает возможность выполнять различные требо­вания всех ролевых систем, к которым принадлежит человек. Я-идентичность возникает в балансе между личностной и социальной. Установление и поддержание этого баланса происходит с помощью техник взаимодействия, среди которых исключительная роль от­водится языку. Во взаимодействии человек проясняет свою идентичность, стремясь соот­ветствовать нормативным ожиданиям партнера. В то же время стремится к выражению своей неповторимости.

Ряд идей относительно природы идентичности, зародившихся в рамках символи­ческого интеракционизма (выделение двух аспектов идентичности - ориентированного на социальное окружение и ориентированного на уникальность человека; представление о взаимосвязи между этими аспектами, а также о необходимости определенных усилий со стороны индивида для поддержания идентичности) получили развитие в исследованиях когнитивно ориентированных авторов.

Психодинамический подход к проблеме идентичности традиционно связывают с именем Э. Эриксона, который определил идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности, выделив следующие элементы ее на уровне индивидуального опыта:

1) чувство идентичности - чувство личностного тождества и историче­
ской непрерывности личности;

2) сознательное чувство личностной идентичности, основанное на вос­
приятии себя как тождественного и осознании непрерывности сво­
его существования во времени и пространстве и восприятии того,
что и другие признают мое тождество и непрерывность;

3) переживание чувства идентичности с возрастом и по мере развития
личности усиливается: человек ощущает возрастающую непрерыв­
ность между тем, что он пережил за свое детство, и тем, что он
предполагает пережить в будущем; между тем, кем он хочет быть, и
тем, как воспринимает ожидания других по отношению к себе (Ан­
тонова, 1996, c. 132).

Все эти наблюдения относятся к форме существования идентичности: обладать идентичностью - значит 1) ощущать себя, свое бытие как личности неизменным, незави­симо от изменения ситуации, роли, самовосприятия; 2) прошлое, настоящее и будущее переживаются как единое целое; 3) человек ощущает связь между собственной непрерыв­ностью и признанием этой непрерывности другими людьми. Об идентичности Э. Эриксон


Личность как субъект социальной активности 318

говорит, что это есть конфигурация, которая возникает путем успешного эго-синтеза и ре-синтеза в течение детства, постепенно объединяя конституциональные задатки, базовые потребности, способности, значимые идентификации, эффективные защиты, успешные сублимации и постоянные роли [Erikson, 1960, с. 49].

Таким образом, чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправлен­ности и осмысленности собственной жизни, уверенности во внешнем одобрении.

Э. Эриксон в своих работах не прибегал к эмпирическим исследованиям, ограничи­ваясь теоретическим анализом проблемы идентичности. Когда же последователи попыта­лись обосновать его идеи эмпирически, оказалось, что они метафоричны и широки; это не позволяло выделить переменные эмпирического исследования, появились попытки дать более строгое и операциональное определение идентичности

Дж. Марсиа (J.E. Marcia, 1970) определил идентичность, в основном на исследо­ваниях подростков, как «структуру эго - внутреннюю самосоздающуюся, динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории». Для операционализации понятия идентичности он выдвинул предположение, что данная гипо­тетическая структура проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны «ре­шения проблем». Например, подросток для достижения идентичности должен решить: идти ему учиться или работать, какую выбрать работу, вести ли половую жизнь и т.п. Ре­шение каждой, даже незначительной, жизненной проблемы вносит определенный вклад в достижение идентичности. По мере принятия все более разнообразных решений относи­тельно себя и своей жизни развивается структура идентичности, повышается осознание сильных и слабых сторон, целенаправленности, осмысленности жизни. Дж. Марсиа под­черкивает, что развитие идентичности может включать многие другие аспекты, но его мо­дель базируется именно на аспекте решения проблем.

В работах А. Ватермана (A.S. Waterman, 1982) в большей степени акцентируется ценностно-волевой аспект развития идентичности. Он считает, что она связана с наличием у человека четкого самоопределения, включающего выбор целей, ценностей и убеждений, которым он следует в жизни. Они формируются в результате выбора из различных вари­антов в период кризиса идентичности и являются основанием для определения смысла жизни.

А. Ватерман рассматривает идентичность с процессуальной и содержательной сторон. Во-первых, процесс формирования ее охватывает средства, с помощью которых человек идентифицирует, оценивает и отбирает ценности, цели и убеждения, которые впо­следствии станут элементами его идентичности. Так, подросток делает выбор из огромно­го количества потенциальных элементов идентичности, оценивая преимущества, ограни­чения каждого из них, его значимость для собственной личности. Во-вторых, идентич­ность невозможно рассматривать без учета содержательной специфики целей, ценностей и убеждений, которые человек выбирает. Каждый элемент идентичности относится к какой-либо сфере человеческой жизни; А. Ватерман выделяет следующее: 1) выбор профессии и профессионального пути; 2) принятие и переоценка религиозных и моральных убеждений; 3) выработка политических взглядов; 4) принятие набора социальных ролей, включая по­ловые роли и ожидания в отношении супружества и родительства. Исследование идентич­ности следует вести с учетом процессуальной и содержательной сторон в их единстве и


Теоретические подходы к социальной идентичности



взаимосвязи, это даст возможность не только проследить пути формирования идентично­сти, но и понять значения для личности выборов, сделанных в той или иной сфере жизни.

Типы идентичности по Э. Эриксону, следующие:

а) эго-идентичность и более широкое понятие идентичности; б) позитивная и нега­тивная идентичность. В статусной модели Дж. Марсиа выделяются четыре состояния (ста­туса) идентичности. Для построения модели используются два параметра: 1) наличие или отсутствие кризиса — состояние поиска идентичности; 2) наличие или отсутствие единиц идентичности—личностно значимых целей, ценностей, убеждений (см. схему № 36).

Схема № 36. Статусы идентичности

 

единицы идентич- после кризиса кризис до кризиса
ности      
сформировались достигнутая идентич- - преждевременная иден-
  ность   тичность
не сформировались диффузная идентич- мораторий диффузная идентичность
  ность    

Приводится по: Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации со­временного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии, 1996. № 1, с. 134.

Для исследования идентичности Дж. Марсиа разработал метод полуструктуриро­ванного интервью: на основе анализа магнитофонной записи интервью группа экспертов приписывала индивиду один из следующих статусов идентичности.

Достигнутая идентичность - статус человека, прошедшего период кризиса и самоисследований и сформировавшего определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений. Такой человек знает, кто он и чего он хочет, и со­ответственно структурирует свою жизнь. Ему свойственно чувство доверия, стабильности, оптимизма в отношении будущего. Осознание трудностей не уменьшает его стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения он пережива­ет как личностно значимые, обеспечивающие ему чувство уверенности и осмысленности жизни.

Мораторий - термин, который, вслед за Э. Эриксоном, Дж. Марсиа использует по отношению к человеку в состоянии кризиса идентичности и активно пытающемуся раз­решить его, пробуя различные варианты. Такой человек постоянно в поисках информации, полезной для разрешения кризиса (чтение литературы, беседы с друзьями, родителями, реальное экспериментирование со стилями жизни), на ранних стадиях человек переживает чувства радостного ожидания, любопытства.

Преждевременная идентичность - статус, приписываемый человеку, который никогда не переживал состояния кризиса идентичности, но обладает определенным набором целей, ценностей и убеждений. Содержание и сила этих элементов могут быть такими же, как у достигших идентичности, различен процесс их формирования. У людей с преж­девременной идентичностью элементы формируются относительно рано не в результате самостоятельного поиска и выбора, а в основном вследствие идентификации с родителями или другими значимыми людьми. Принятые таким образом цели, ценности и убеждения могут быть или сходными с родительскими, или отражать ожидания их.

Диффузная идентичность - состояние, характерное для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и не пытаются активно сформировать их. Они или никогда не находились в состоянии кризиса, или вовсе не способны решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности люди переживают ряд негатив­ных состояний: пессимизм, апатию, тоску, неизъяснимую злобу, отчуждение, тревогу, чув­ство беспомощности и безнадежности.

Развитие идентичности Э. Эриксон трактовал как взаимодействие биологиче­ских, социальных и эго-процессов, причем эго ответственно за интеграцию первых и вто­рых. Результатом интегративной работы эго, или эго-синтеза, является некоторая конфи­гурация элементов идентичности, которая строится в течение детства и обеспечивает пе­реживание чувства идентичности. В подростковом возрасте происходит переструктуриро­вание совокупности детских идентификаций в новую конфигурацию посредством отказа от некоторых из них и принятия других, т.е. происходит одновременная интеграция и дифференциация различных взаимосвязанных элементов (идентификаций). Для каждого человека они образуют уникальный гештальт. Всякий раз, когда возникают какие-либо изменения - биологические или социальные, необходимы интегрирующая работа эго и переструктурирование элементов идентичности, так как разрушение структуры ведет к потере идентичности и связанным с этим негативным состояниям, вплоть до депрессии и самоубийства.

Процесс формирования идентичности не заканчивается в юношеском возрасте, это лишь фаза в развитии идентичности, период наиболее яркого ее кризиса. В эпигенетиче­ской диаграмме Э. Эриксон выделяет восемь стадий развития идентичности, каждая из которых имеет свою проблему, требующую разрешения; новые элементы должны быть интегрированы в уже имеющуюся структуру, старые - реинтегрированы или отброшены. Развитие идентичности нелинейно, оно проходит через так называемые кризисы - перио­ды, когда возникает конфликт между сложившейся к данному моменту конфигурацией элементов идентичности с соответствующим ей способом «вписывания» себя в окружаю­щий мир и изменившейся биологической или социальной нишей существования индиви­да. Для выхода из кризиса индивид должен приложить определенные усилия, чтобы найти и принять новые ценности, новые виды деятельности.

Дж. Марсиа отмечает два пути достижения идентичности: 1) постепенное осознание некоторых данных о себе (имя, гражданство, наличие способностей и т.п.), приводящее к формированию присвоенной, или преждевременной, идентичности; 2) самостоятельное принятие человеком решений относительно того, каким ему быть, - приводящее к форми­рованию конструируемой, или достигнутой, идентичности.

Кризис идентичности, как правило, не охватывает всей жизни человека, а фокусиру­ется на ограниченном числе проблем его жизненных сфер, т.е. в каждый момент жизни человек имеет смешанное состояние идентичности и отнесение его к тому или иному ста-


Теоретические подходы к социальной идентичности 321

тусу достаточно условно. Д. Маттесон (D.R. Matteson, 1975) ввел понятие «многофазового кризиса», обнаружив, что в разных сферах жизни идентичность развивается по-разному (например, проблема независимости в раннем подростковом возрасте). Аналогичные вы­воды сделал и Дж. Коулман (I.C. Coleman, 1974), считая, что человеческая жизнь предстает как путь преодоления различных по содержанию кризисов идентичности.

А. Ватерман смотрел на формирование идентичности как не на единичный акт, а на серию взаимосвязанных выборов, посредством которых человек принимает личные цели, ценности, убеждения (см. схему № 37).

Схема № 37. Модель развития идентичности А. Ватермана


 

м ^ м   —-ли
пи пи<^ —^пи м<С   —^^> м
ДФ ^^" ДФ    

ДФ — диффузная идентичность; ПИ - преждевременная идентичность; М — морато­рий; ДИ — достигнутая идентичность.

Приводится по: Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпрета­ции современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии, 1996. № 1, с. 136.

Согласно модели А. Ватермана, развитие идентичности не является линейным про­цессом, оно может идти и вспять, возвращаться на более низкий уровень. Даже имея дос­тигнутую идентичность, человек может вновь испытать кризис и ввергнуться в аморфное состояние. Чувство решенности, достижения идентичности разрушается по мере того, как цели, ценности и убеждения теряют свою силу, перестают соответствовать требованиям изменившейся жизни. Если при этом наблюдается процесс разрешения кризиса, есть шанс вновь достичь идентичности. Но, если человек не хочет замечать происходящих измене­ний и затрачивать усилия на личностные поиски, возникает опасность погрузиться в со­стояние апатии.

Когнитивный подход к проблеме идентичности. Идея о наличии двух аспектов идентичности - ориентированного на социальное окружение и на уникальность проявле­ний человека - наиболее полно воплотилась в теории социальной идентичности X. Тэдж-фела и Дж. Тарнера.

Идентичность, или «Я-концепция», представляется здесь как когнитивная система, выполняющая роль регуляции поведения в соответствующих условиях и включающая в себя две подсистемы: личностную и социальную идентичности. Первая относится к само­определению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт. Вторая складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, полу и т.д. По мнению X. Тэджфела, эти идентичности представляют собой два полюса одного континуума. На од­ном - поведение, полностью определяющееся личностной идентичностью, на втором -поведение, полностью определяющееся социальной идентичностью. Более типичным яв­ляется поведение, находящееся между этими двумя полюсами.


Личность как субъект социальной активности 322

Г. Брейкуэлл по-иному решает проблему соотношения личностной и социальной идентичности. С точки зрения реальной динамики, это не различные аспекты единой идентичности, а разные точки в процессе развития последней.

Он выделяет следующие структурные компоненты идентичности:

1. Биологический организм. Идентичность является продуктом взаимодейст­
вия биологического организма с социальным контекстом. Биологический
организм - «сердцевина» идентичности, однако со временем он становится
все менее значимой ее частью.

2. Содержательное измерение. Включает все характеристики, которыми ин­
дивид пользуется, чтобы описать себя, и которые описывают его как уни­
кальную личность.

Содержательные характеристики, образующие это измерение, относятся как к соци­альной (роли, групповое членство), так и к личностной (ценности, мотивы, эмоции, уста­новки, каузальные схемы, персональные конструкты) идентичности. Предполагается, что содержательное измерение непрерывно во времени и сводит воедино характеристики, от­носящиеся к личностной и социальной идентичности. Если признать, что социально-ролевые категории порождают личностные установки, поддержание дихотомии между социальной и личностной идентичностью теряет смысл.

Содержательное измерение расширяется по мере жизни человека. Актуальные со­держания идентичности не статичны, как и структурная организация этих содержаний. Они изменяются в соответствии с изменениями социального контекста. Люди различаются по степени связанности между элементами идентичности. Одни обладают строгой иерар­хической структурой содержательных элементов идентичности, другие - хаотическим на­бором отдельных ее элементов. В зависимости от актуальной ситуации какие-то из них более «выпуклы», какие-то менее.

3. Ценностное измерение. Каждый элемент содержательного измерения име­
ет свою оценку, позитивную или негативную, которая приписывается ему
индивидом исходя из социальных норм и ценностей. Оценки также не ста­
тичны, они могут меняться в соответствии с изменениями в социальной си­
туации.

4. Время. Развитие идентичности протекает в плане субъективного времени.
Биографическое время определяется содержательным и ценностным пара­
метрами измерения идентичности, влияя, в свою очередь, на их структур­
ную организацию (см. схему № 38).

Схема № 38. Структура идентичности по Г. Брейкуэлл



Теоретические подходы к социальной идентичности 323

iV^O-TlOf—l^^-l ЕСКИИ ОРГАНИ31—1


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 623; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты