КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социально-конструктивистский подходОсобую позицию в проблематике соотношения личностной и социально-психологической компоненты занимают социальные конструктивисты, с точки зрения которых личность создается посредством коллективистских процессов и таким образом существует интерперсонально, а не интраперсонально. В более радикальной форме они настаивают на существовании лингвистической реальности, приоритетной по отношению к актуальному поведению. В менее радикальной они представляют личность как социальную конструкцию, основанную на реальности (Hampson, 1999, c. 441), включающую три базовых элемента: действующего, наблюдателя, самонаблюдателя. Действующий представляет собой комбинацию наследственных и приобретенных факторов, включающих историю прошлых переживаний. В качестве наблюдателя выступает другой человек, присутствующий реально или воображаемо в процессе осуществления действий и оказывающий влияние на их осуществление. Это происходит и за счет предоставления необходимой информации, поддержания обратной связи, результативности реализуемого поведения, внешнего впечатления и возможностей. Самонаблюдение, или способность к самоосведомленности, отражает способность личности к самомониторингу, самоконтролю и рефлексии. Все три компонента функционируют в единстве, конструируя личность. Этот процесс усложняется тем, что действующий и наблюдатель находятся в стадии постоянного взаимообмена друг с другом и самонаблюдения. Совершая какое-либо действие, человек находится под наблюдением других людей, в том числе представляя себя и с их позиции. В то же время любое действие, как и оценка со стороны, подвергаются самоанализу. Соответственно процесс конструирования личности есть континуальный процесс согласования позиций действующего и наблдателя. Одним из достоинств рассмотрения личности как социально конструируемой является то, что это дает возможность интеграции вопросов и аспектов традиционно изучаемых обособлено в рамках отдельных дисциплин и областей психологического знания. Например, как отмечает Хампсон, традиционные для социальной психологии области изучения - социальная перцепция, атрибутирование, формирование впечатления - отражают особенности рассмотрения личности с позиции наблюдателя. В то же время такая фундаментальная область, как самость во всем многообразии ее аспектов, изучается с позиции самонаблюдения. Отсутствие какой-либо интеграции между обозначенными элементами, в том числе и единой категории, приводит к расчленению личности и обособлению социально-психологической проблематики. Проблемное поле изучения личности в современной социальной психологии Изучение личности в принципе представляет собой своеобразный интеграл исследований, накопленных в различных традициях психологической науки и практики. Многие перспективы, представленные в них, продуктивно дополняют друг друга, вносят новое видение, дают возможность взаимообогащения и инсайтирования. Центральной категорией, если не сказать, своеобразным ядром социально-психологической проблематики личности, выступает категория самости, рассматриваемая с различных позиций в интеракционистской, когнитивистской, психодинамической, экзистенциально-феноменологической и других традициях. Несмотря на разночтение в содержании самости (эго, Я-концепции и т.п.) существует согласие в том, что она суть стержневое образование, определяющее как само-, так и миропонимание субъекта. Это достаточно наглядно продемонстрировано в исследованиях социального познания, или социальной перцепции, где показана зависимость само- и мировосприятия от особенностей личности, задающей приоритеты, и формирующей отношение к отдельным аспектам воспринимаемого. В области социального объяснения, или атрибутирования, хотя и исследуемой чаще всего с позиции наблюдателя, также показана зависимость тех или иных оснований от индивидуальных особенностей атрибутирующего. В области межличностного общения накоплен огромный эмпирический материал, показывающий детерминированность процесса личностными особенностями взаимодействующих и ситуативным контекстом. Причем характер взаимодействия и ситуативный контекст и определяются личностью, и определяют и самоотношение личности. В области изучения групповых процессов также не менее очевидным является активное участие личности в них: личность не просто подчиняется сложившимся в группе нормативным регуляторам, «плывет по воле волн», но и принимает активное участие в их формировании, свидетельством чему являются различные типологии подчинения групповому воздействию. Перечень аргументов в пользу признания активного участия личности в социально-психологической феноменологии может быть существенно дополнен. Без обращения к личности как субъекту и объекту межличностных отношений мы останемя в плену чисто спекулятивных рассуждений. В работе ведущих зарубежных социальных психологов «Перспективы социальной психологии» (о ней уже отчасти говорили выше. В числе разделов, непосредственно связанных с личностью, являются: социальное познание; теории атрибуции; социальные установки; эмоции, коммуникация и отношения; просоциальное поведение; агрессивное поведение; социальные предубеждения. Данный перечень не включает, однако, базовой, системообразующей категории, в качестве которой многими авторами предлагается категория самости. В учебнике по социальной психологии, написанном авторским коллективом (Д. Кенрик, С. Ньюберг, Роберт Кьялдини) «Социальная психология: разгадка мистерии», стержневая глава посвящена анализу проблемы личности в ситуации, о чем говорят уже сами подразделы ее: «Загадка обычного и необычного человека»; «Мотивационная система»; «Репрезентативная система»; «Аффективная система»; «От личности к поведению». Далее рассматриваются такие проблемные вопросы, как: понимание себя и других; презентация самости; убеждающее воздействие, социальное влияние; аффилиация и дружба; любовь и романтические отношения; просоциальное поведение; агрессия; предубеждения, стереотипизация и дискриминация; группы; глобальные и социальные дилеммы. Из них мы получаем представление о социальной психологии как об области знания, с которой человек непосредственно сталкивается в повседневной жизни, в которой есть место этому человеку, которая пытается объяснить, что происходит с ним в мире окружающих его людей. Мы включим в логику рассмотрения личностной проблематики: самость, социализацию; социальное познание, социальное объяснение и будем раскрывать их с интралич-ностной и интерличностной перспективы, с позиций самонаблюдения, и внешнего наблюдения в их непосредственной привязке к социальному поведению, включая принцип детерминизма, предполагающий взаимообусловленность личностного, ситуативного и ак-тивностного компонентов социального поведения. Именно такое построение позволит представить социальное поведение как целостное, привлечь максимально возможное число детерминирующих факторов, использовать идеи интегративно-эклектический подход, обосновывающий продуктивность рассмотрения анализируемой феноменологии с позиций парадигмальных и теоретических перспектив. Глоссарий Интенциальность - структурная тенденция, или "данность", через которую существуют фундаментальные, единовременные, не обособляемые отношения между человеческим сознанием и миром, в которых реальность, как человечески переживаемая, формируется или интерпретируется. Принцип детерминизма - утверждение о взаимообусловленности личностных, ситуативных и поведенческих факторов по отношению к социальному бытию человека; предложен А. Бандурой в рамках разрабатываемой им метатеории поведения человека. Самость - по Джемсу, сложное, динамическое единство, отражающее реализующееся поведение, опосредующее и регулирующего его. В отечественной традиции самость определяется как интегральная целостность, «одноличие», «подлинность» индивида, его тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и от других людей. Я-концепция в западной традиции - многоаспектный феномен, включающий в себя набор образов, схем, понятий, прототипов, теорий, целей или задач. В отечественной традиции под Я-концепцией понимается относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая сис тема представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе. В отличие от самости, включающей все аспекты человеческой сущности, в том числе и неосознаваемые, Я-концепция включает только осознаваемые аспекты, фиксируемые человеком и выступающие для него в качестве ориентиров для самооценки, самораз- вития и т.п.___________________________________________ Вопросы для обсуждения_______________________________ 1. Каковы исторические причины изменения представлений о роли и месте категории личности в структуре социально-психологического знания? 2. Каковы отличительные особенности рассмотрения проблематики личности в отечественной социально-психологической традиции? 3. Каковы отличительные особенности рассмотрения проблематики личности в зарубежной социально-психологической традиции? 4. С чем связаны дискуссии по предмету социальной психологии в контексте определения места и роли категории личность в нем? Задания для самостоятельной работы 1. Провести сопоставительный анализ изменений представлений о личности в 2. Провести сравнительный анализ специфики представления социально-психологической проблематики личности в отечественной и зарубежной психологической литературе.
|