![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ H3IMEREHHI
Г. Брейкуэлл подчеркивает социальное происхождение идентичности, причем считает личностную идентичность вторичной по отношению к социальной. Во взаимодействии с социальным миром человек активно усваивает понятия, с помощью которых познает себя. Усвоенные им категории социальной идентичности и социальных ролей обеспечивают: а) формирование структуры личностной идентичности (набора характеристик, используемых для самоописания); б) оценку элементов содержательной структуры (моральные и социальные нормы, задаваемые референтной группой). Таким образом, личностная идентичность является продуктом социальной, но, будучи сформированной, активно влияет на последнюю. Эволюция идентичности человека - процесс непрерывного диалектического взаимодействия личностной и социальной идентичности. На схеме № 38 показан рост идентичности, начиная с рождения человека, в процессе взаимодействия биологического организма с социальным контекстом. Содержательное и ценностное измерения изображены как расширяющиеся в течение жизни, но не обязательно сопровождающееся усложнением структурной организации идентичности. Можно было бы сказать, что люди с простой структурой имеют незрелую идентичность, однако Г. Личность как субъект социальной активности 324 Брейкуэлл считает, нет оснований полагать, что иметь идентичность с более дифференцированной структурой «лучше», чем с простой. Содержательное и оценочное измерения идентичности развиваются в соответствии с особенностями социального опыта индивида. Если опыт ограничен, может сформироваться простая структура идентичности. Но даже при полном прекращении изменений во внешнем мире (если такое возможно) в структуре идентичности они не прекращаются, обеспечиваясь взаимодействием между ее элементами. Развитие идентичности осуществляется с помощью 1) ассимиляции и аккомодации: происходит отбор новых компонентов в структуру идентичности, а затем приспособление структуры к этим компонентам (переструктурирование); 2) оценки значения содержаний идентичности, новых и старых, при этом процесс оценивания может влиять в плане отбора на содержание ассимиляции и на форму аккомодации. С другой стороны, ассимилируются ценности, которые задают критерии оценки. Взаимодействие этих процессов во времени приводит к формированию содержательного и ценностного измерений идентичности. Так как социальные изменения постоянны, индивид сталкивается с изменением информации для ассимиляции. Для поддержания своей идентичности он может какое-то время не воспринимать эти изменения, используя для этого различные стратегии защиты. Н.В. Антонова в свете оказанного приходит к следующим обобщениям: 1. Идентичность имеет структурное строение. Основными параметрами ее из 2. Возможно выделение двух аспектов идентичности — личностного и соци 3. Идентичность - динамичная структура, она развивается на протяжении всей 4. Возможно выделение различных типов идентичности. Классификации ос 5. На поведенческом уровне возможно рассмотрение идентичности как про 6. Идентичность является социальной по происхождению, так как она форми Теоретические подходы к социальной идентичности 325 Проведенный анализ проблемы идентичности показывает перспективность межпа-радигмального диалога, способствующего углублению представлений, определяет рамки соотнесения понятия идентичности с более объемными понятиями самости и Я-концепции. Содержание Я-концепции Люди обладают огромным объемом информации о самих себе, зафиксированной в структурах памяти и определенным образом структурированной. Психологи предпочитают рассуждать о Я-концепции не как о некой унитарной сущности, а скорее как о системе представлений человека о самом себе, фиксирующей уникальное своеобразие собственного Я. Причем в последние годы чаще речь идет о схемах самости, что является некоторым упрощением, т.к. фиксируется скорее на общем нежели уникально-специфичным в ней. Рассмотрение Я-концепции как всеобщности мыслей и чувств индивида по отношению к самому себе как объекту предполагает вычленение следующих составляющих: 1) компонентов, 2) структур, 3) измерений, 4) фокусов внимания, 5) областей, 6) планов и 7) мотивов (Rosenberg, M., 1982, с. 1 -12). Компонентами Я-концепции являются части, элементы или единства, составляющие ее. В первую очередь они представлены именами существительными (белорус, мужчина, студент и т.п.) и прилагательными (интеллигентный, чувствительный, добропорядочный и т.п.). и действительно сталкиваясь с вопросами - кто ты такой или какой ты? Человек начинает описывать себя при помощи имен существительных и прилагательных причем на такого рода описании самым непосредственным образом сказывается уровень общей культуры, представляемые в том числе и богатством языка. Чем более развит язык, т.е. широка и многообразна понятийная система, тем больше возможностей передать различные тонкости и нюансы собственного Я и наоборот - чем она менее развита, тем более упрощена характеристика. Например мир известного персонажа Эллочки-людоедки представлен всего 32 понятиями, за рамки которых она объективно и выйти не может, т.к. нечем это сделать. Чем более разработан понятийный аппарат, тем богаче и самоописание личности, тем больше граней собственного Я она фиксирует. Вот почему важен анализ самоописаний, по которому можно судить о богатстве представлений человека о самом себе. По отношению к этим компонентам весьма сложно сформировать какую-либо упорядоченную классификацию из-за обилия слов, обозначающих по-разному характеристики личности в разных языках и по разной их представленности в конкретных индивидуальных самосознаниях. Тем не менее попытки создания общих словарей самоописаний достаточно многообразны. Одной из наиболее успешной явилась попытка C. Gordon, систематизировавшего ответы опрашиваемых по широко применяемому опроснику «Кто Я?», что позволило ему сформировать 30 широких категорий, охватывающих более 5000 слов. Эта во многом софистическая классификация явилась наглядной иллюстрацией множественности элементов Я-концепции. В русскоязычной психологической литературе такая же попытка была произведена В.Ф. Петренко, составившего тезаурус, состоящий из 1500 слов. Подобное расхождение англоязычного и русскоязычного словарей, по нашей оценке, вовсе не свидетельствует о богатстве английского языка по сравнению с русским, а скорее о менее скрупулезной работе его автора. Свидетельством чему является наличие более
20000 слов, описывающих характеристики Я в словаре Даля. Понятно, что многие из них дублируют друг друга, рядоположны и т.д. но они никак не сводимы к упомянутым 1500 слов. Структура - категория, отражающая взаимоотношения элементов относительно один другого, способ их упорядочения. Не все компоненты в ней равноположны; одни являются основополагающими, другие - периферическими. Вместе с тем крайне важно выяснение того, насколько характерен тот или иной компонент для данной личности, какой является наиболее значимым. Важной характеристикой также является последовательность частей, описанная Morse и Gergen (1970, с. 148 - 156), как степень, в которой (индивид) рассматривает различные компоненты Я-концепции как формирующие связное целое и как последовательные друг относительно друга. Последовательность элементов Я-концепции, по мнению McGuire, не обязательно обусловлена мотивом самоуважения. В отдельных случаях в качестве наиболее характерных элементов могут осознаваться и негативные качества. Вопрос не в том, является то или иное качество хорошим или плохим, а в том, насколько характерным оно воспринимается. Особенности структуры Я-концепции, ее взаимосвязь со структурами Я-концепций других людей иллюстрирует Вставка №Х. «Методика изучения Я-концепции личности» (Ю.Н. Емельянов, 1985, с. 124-128).
|