КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вставка № Х. Методика изучения Я-концепции личности 5 страницаСоциализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера. Это двусторонний процесс не только из-за диалектического единства усвоения и воспроизводства социального опыта, но и из-за единства стихийного и целенаправленного влияния на становление человека как субъекта общественных отношений. Социально-контролируемые аспекты воздействия на личность реализуются прежде всего в воспитании и обучении. Стихийное, спонтанное влияние осуществляется через средства массовой коммуникации, ситуации реальной жизни и другие факторы. Двусторонность процесса социализации проявляется в единстве ее внутреннего и внешнего содержания. Внешнее - совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявление присущих субъекту импульсов и влечений. Внутреннее -формирование целостной личности. Социализация может изучаться в филогенетическом плане (родовых свойств человечества) и онтогенетическом (конкретных типов личности). В процессе усвоения и воспроизводства социального опыта человек выступает как объект и как субъект социализации. Б.Г. Ананьев определяет человека как объект в отношении социальных воздействий, направленных на него; и прежде чем рассматривать личность с точки зрения ее внутреннего содержания, т.е. как субъекта общественных отношений, необходимо сначала охарактеризовать совокупность всех социальных сил и влияний, которые воздействуют на нее извне. Иными словами, определив человека как объекта общественного развития, можно понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития. Личность как субъект социальной активности 362 Социализация имеет свои культурно-исторические особенности, зависит от ее реализации на данном отрезке времени, обладает рядом специфических особенностей, определяемых соотношением имического (общекультурного) и итического (культурно специфического) аспектов. Различные общества поддерживают радикально отличные системы ценностей и поведенческой практики даже в отношении таких, казалось бы, фундаментальных вопросов, как мораль, отношение к агрессии, полу, возрастным группа, групповым и индивидуальным целям. Доминирование универсалистских тенденций в психологическом знании привело к упущению из поля зрения многообразия социализации. С ростом популярности конструктивистского подхода происходит изменение и в теории социализации. Отталкиваясь от кросс-культурных данных социальности, Шведер (Shweder) показывает, что дети приобретают правила поведения в результате повторяющегося включения в моральный дискурс с членами сообщества, указывающим им границы этической реальности и помогающие структурировать ее (1991). Такой же точки зрения придерживается и Гудноу (Goodnow), утверждающий, что дети социализируются посредством участия в повседневной жизни, непосредственно вплетающей их в систему ценностей сообщества (1990). Подчеркивание роли существующих социальных репрезентаций не снижает роли активности самих детей и когнитивных ограничений ассимиляции социальной информации, хотя на этот счет имеются различные точки зрения. Сегодня социализация рассматривается как направленная и контролируемая эволюция, сопровождаемая ростом осведомленности личности о включенности в социальную активность, посредством которой осуществляется репродуцирование системы ценностей. Отказ от универсальных представлений и осознание эволюционной природы социализации обусловливают необходимость переосмысления ее на современного этапе развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни. В современной социализации заметно возрастание ее временной продолжительности по сравнению с прошлым. Детство как первичный период социализации значительно увеличилось; изменился сам статус детства. Если раньше оно рассматривалось лишь как подготовка к жизни, то в современном обществе к нему относятся как к особой среде жизнедеятельности, который обладает не меньшей ценностью, чем жизнь взрослого человека; появляются даже законы, охраняющие права детей, на межгосударственном уровне например, Конвенция о правах ребенка от 2.09.1990 г. История знает немало примеров достаточно жесткого обращения с детьми - от хладнокровного уничтожения слабых в древней Спарте до сдачи детей чужим людям на подсобные работы, и массовых убийств при дефиците питания на ранних стадиях развития общества. Примерно с XV века отношение общества к детям постепенно меняется. Сначала ребенок рассматривается как исходный пластичный материал, из которого воспитатель может лепить, что угодно, при этом всякая детская самостоятельность, инициатива и независимость пресекается. С XVIII века наблюдается более мягкое отношение к детям, конечно, при полном контроле со стороны родителей. Постепенно общество начинает стремиться к развитию интеллекта, воли, социальных качеств у детей средствами воспитания и обучения, а сегодня наблюдается целенаправленный процесс массовой социализации, активная помощь детскому развитию и воспитанию. Понятие социализации 363 В.М. Бехтерев отмечал, что для нормального развития такие организации, как школа или семья не только должны, но и вынуждены заботиться об устранении порабощения духа, которое легко прививается к человеку с молоком матери (1905, с. 113). Ребенок - это не маленький взрослый; это человек определенной стадии развития и культуры. В большинстве развитых стран современная социализация характеризуется гуманизацией детства - ребенок выступает там в качестве главной ценности семьи и общества. Чтобы быть полноправным членом общества, способным оптимально функционировать среди других, человеку требуется много времени, короче - приходится социализироваться всю жизнь. Перманентное состояние переходного периода со всеми его издержками приводит к тому, что усвоенный социальный опыт устаревает очень быстро. Меняются не только технологии, другими становятся ценности, нормы, идеалы. Процесс изменения ставших неадекватными отношений получил название ресоциализации. Однако существуют ценности, которые являются неизменными, выработанными человечеством в веках: это справедливость, совесть, истина, красота, любовь, простота, совершенство и др. - уникальные источники взаимопонимания людей разных культур, разных экономических и общественно-политических систем и религий. Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Поскольку смена новых поколений техники быстро опережает смену новых поколений работников, человеку приходится добывать новые знания и использовать их в новых условиях. Здесь важно, насколько он самостоятелен в информационном пространстве, каковы его ориентировочные способности, как быстро он выбирает то, что ему действительно подходит, в чем сможет достигнуть более высокого профессионализма, поскольку сложнейшее производство требует и соответствующих специалистов. Профессиональные ошибки при современных технологиях все дороже обходятся обществу, а иногда платой за них является гибель людей (при технических авариях, катастрофах). Развитие образования как обязательного условия современной социализации связано с многообразием общественных и личностных проблем. Во-первых, все большее количество молодых людей стремится получить высшее образование, связывая с ним надежды на успешную карьеру, оптимальный уровень жизни и социальной адаптации. Во-вторых, качественное образование является весьма дорогостоящей процедурой не только для общества, но и для конкретного индивида, и сегодня заметна явная тенденция к повышению его стоимости. Чем больше возможностей предлагает человеку общество, тем большие сложности он испытывает в профессиональном выборе. Более того, сегодня работа уже не рассматривается только как средство высокого жизненного уровня, она становится еще и своеобразным источником удовольствия - таким же, как досуг. Эти относительно новые тенденции современной социализации охватывают все большую часть населения, в то время как в предшествующие эпохи такой взгляд на образование и профессиональную деятельность был свойствен лишь слоям элиты. Сочетание разнонаправленных характерологических черт, иначе - амбивалентность, обеспечивает взаимную компенсацию их проявлений в поведении человека. Кроме того, сложность и динамика социализации требуют максимальной гармонизации черт личности в процессе развития, предполагающей единство противоположных начал: Личность как субъект социальной активности 364 пластичности и устойчивости, экстернальности - интернальности, конформности -нонконформизма, экстраверсии - интроверсии, мобильности - ригидности и т.д. Если такая гармонизация невозможна, необходима, по крайней мере, компенсация слабовыра-женных или чрезмерно доминирующих качеств. Д.В. Ярцев, исследуя особенности социализации современного подростка, сформулировал в этой связи ряд выводов: 1. У современного подростка затруднено формирование таких ценностных 2. В настоящее время подростки не спешат создавать близкие и доверитель 3. Современный подросток стремится получить от школы не только пред 4. Возникшая на современном этапе развития социально-экономических от Технократия и прагматизм общества, сопровождаемые ростом индивидуализма, приводит к актуальности проблем гуманизма и духовности. Социальная сущность индивида обусловливает проблему гармоничного сосуществования людей на основе идеалов общечеловеческой культуры. Идея толерантности, способности признавать ценности другого, учитывать их во взаимодействии с ним суть приоритеты сегодняшнего дня. Развитие кросс-культурных исследований, реализация идей конструктивистского подхода с его ориентацией на активное построение мира значений субъекта; налаживание межпарадигмального диалога; переосмысление предшествующих взглядов и позиций - направления, которые в этом контексте придерживается и социальная психология. Теоретические подходы к проблеме социализации Теоретические подходы к проблеме социализации 365 Отсутствие какой-либо единственно верной теоретической концепции, еще недавно порождавшее чувство неопределенности, а в отдельных случаях и стремление обойти проблему социализации вообще, стимулирует стремление к налаживанию диалога различных парадигм. И если раньше они либо не вписывались в идеологическую схему, либо игнорировались, либо подавались в критикуемой форме, то сегодня воспринимаются как обладающие определенным потенциалом продуктивности. В рамках интегративно-эклектического подхода представляется полезным непредвзятое знакомство с основными психологическими традициями, внесшими оригинальный вклад в ее разработку. К числу таковых относятся: психодинамическая, когнитивная, интеракционистская, социального научения, деятельностная. В разных научных школах оно получило различную трактовку: в поведенческой психологии - как социальное научение; в символическом интеракционизме - как результат социального взаимодействия; в гуманистической психологии - как актуализация самости; в психоанализе -как стадиальный процесс биосоциального созревания и т.д. В советской психологии проблема социализации развивалась в основном в рамках иерархии диспозиций, синтезирующих систему регуляции социального поведения в зависимости от включенности в общественные отношения Психодинамический подход как наиболее продуктивный и разноплановый, объединяет исследователей, придерживающихся позиции о решающем значении для будущего личности раннего детства. Классические основания его разработаны З. Фрейдом, рассматривавшим ребенка как природно-импульсивного, легковозбуждаемого, обладающего низкой способностью к самоограничению или задержке удовлетворения потребностей. Социализация происходит в результате подавления и дисциплинирования со стороны общества своего нового члена, принятия ими общественно признанных конвенций. Проблемы, связанные с этим принуждением, будут проявляться в психике позже, отражая напряжение между потребностями и побуждениями развивающегося организма, ограничениями и целями окружающего общества. В теории психосексуального развития Фрейд в качестве предмета исследования берет человеческие влечения, эмоции, полоролевое поведение. В процессе пяти стадий психосексуального развития формируются жизненные перспективы ребенка. Если ведущие конфликты на каждой стадии разрешаются успешно, процесс социализации безболезнен, если нет - создается проблемное поле, требующее своего разрешения. На каждой стадии интересы ребенка и окружающих его людей (первичных воспитателей) сосредоточены вокруг какой-то определенной части тела (эрогенной зоны), служащей источником удовольствий, но тут же налицо и конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, навязываемыми первичными воспитателями, а впоследствии и «супер-эго». Основываясь на результатах наблюдений за поведением детей и выделяя ведущие точки их соприкосновения с реальностью бытия, обладающие потенциалом проблемности, З. Фрейд выделил ряд стадий психосексуального развития: 1. Оральная (от рождения до 2 лет). На этой стадии эрогенной зоной является рот. Энергия младенца направлена на то, чтобы получить удовлетворение через рот (в основном сосание, прием пищи). Чрезмерное удовлетворение на стадии грудного вскармливания может привести к тому, что, став взрослым, человек будет предельно самостоятельным без видимых на то оснований. И наоборот, неудовлетворенность, неприятные ощущения в этот период могут обусловить формирование очень зависимого взрослого. Примерами неудачного разрешения данного конфликта являются люди, которые постоянно раздражены, агрессивны, саркастичны, склонны к перееданию, грызут ногти, много говорят, курят, любят жевательную резинку, леденцы. Эти особенности Личность как субъект социальной активности 366 поведения З. Фрейда, свидетельствуют о том, что они «застряли на оральной стадии развития». 2. Анальная (от 2 до 3 лет). Доминирующей проблемной зоной на этой стадии 3. Фаллическая (от 4 до 5 лет). На этой стадии дети внимательны к своим половым Дети, успешно преодолевшие данную стадию, обычно легко разрешают конфликты посредством отождествления себя с родителями того же пола. При этом начинают копировать образцы поведения, интонацию речи, прическу и т.п. родителей соответствующего пола .З. Фрейд полагал, что мальчики, испытавшие трудности на этой стадии, в дальнейшем становятся робкими, застенчивыми, пассивными. Что касается девочек, то они несут «комплекс Электры» всю жизнь, только в каждый возрастной период это проявляется по-разному. Обычно это выражается в неадекватно интенсивном стремлении к половой связи с мужчинами или в желании иметь сына в качестве компенсации в случае отсутствия такой связи. 4. Латентная (от 6 до 12 лет). На данной стадии либидо не концентрируется на 5. Генитальная (от 12 до 18 лет). На этой стадии сохраняются некоторые особен Последним двум стадиям Фрейд уделил мало внимания, так как считал, что основные личностные характеристики закладываются в 5,6 лет. Критика либидозной направленности З.Фрейда, приведшая к постфрейдизму (Адлер, Фромм, Хорни, Юнг), пытающемуся найти иные базовые основания, привела Э. Эриксона к концепции психосоциального развития, основывающейся на приоритетности взаимоотношений с непосредственным социальным окружением ребенка. Э. Эриксон полагал, что лишь здоровый взрослый человек способен удовлетворять свои потребности в личностном развитии, желаниях собственного эго (Я), запросах общества. В отличие от Фрейда, он чаще употребляет понятие «социальное развитие» человека, подчеркивая влияние на него социальных, исторических и культурных факторов. Автор выделил ряд стадий психосоциального развития личности, которые даются в сравнении со стадиями психосексуального развития З. Фрейда (см. схему № 42).
|