КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Схема № 44.Стадии развития справедливости и прощенияСтадии справедливости Стадия Ориентация на наказание и Стадия Относительная справедли- вость. У меня есть чувство взаимности, которое определяет справедливость для меня, если вы помогаете мне. Я буду помогать вам. Стадия Справедливость хорошего Стадия Справедливость закона и по Стадия Ориентация на социальный контракт. Я проявляю интерес к тому, что создает общество, но понимаю, что существуют и несправедливые законы. Таким образом, я понимаю, что надо действовать для изменения системы. Стадия Ориентация на универсаль- ные этические принципы. Мое чувство справедливости основывается на сохранении индивидуальных прав всех людей. Скорее мое сознание, а не законы определяет то, что я буду принимать в случае возникновения сомнений Стадии прощения Мстительное прощение. Я прощу своего обидчика, если отомщу ему в равной степени. Возмещающее или компен Ожидающее прощение. Я могу простить, если другие оказывают давление на меня, чтобы я простил. Легче простить, когда другие люди ожидают этого. Ожидаемая законность Прощение как социальная гармония. Я прощаю, когда это помогает установлению гармонии взаимоотношений с обществом. Отметим, что прощение является одним из путей контроля общества; это путь сохранения мирных отношений. Прощение как любовь. Я прощаю без всяких условий, т.к. это способствует истинному чувству любви. Этот тип отношений открывает возможность примирения и закрывает двери для мщения. Отметим, что в этом случае прощение не зависит от социального контекста как на пятой стадии. Прощающий не контролирует других прощением; он или она Теоретические подходы к проблеме социализации 375 ________________________________ отпускают на волю других. Модель, предложенная Енрайтом, в большей степени соотносится с представлениями сегодняшнего дня и позволяет найти объяснения более широкому классу ситуаций, но и она не является исчерпывающей. В логике интегративно-эклектического подхода полезными являются обе модели, каждая из которых более продуктивна в одних аспектах и менее продуктивна в других. Вместе они углубляют представление о феноменологии социализации в целом и морального развития в частности. Гендерный подход. Теоретическую модель морального развития, в контексте ген-дерного подхода, предлагает К. Джиллиган [C. Gilligan, 1988], подвергшая сомнению ва-лидность теории Колберга по отношению к женщинам. Она считает, что качества взрослого человека, положенные в основание теории (автономное мышление, четкое принятие решений и ответственные действия) соотносятся скорее с маскулинностью, нежели феми-нинностью. По ее мнению, характеристики, ассоциируемые с хорошей женщиной (мягкость, такт, заинтересованность в чувствах других, проявление чувств) соотносимы с другим понятием морали. Как следствие, Джиллиган утверждает, что различные образы Я приводят к различным интерпретациям морального поведения. Девочки, воспитываемые с представлением о том, что привязанность является желательной, развиваются с осознанием неравенства; мальчики, воспитываемые на представлениях о желаемой обособленности, развиваются с осознанием независимости. В силу того, что решения женщины основываются скорее на этике заботы, нежели морали справедливости, Джиллиган обосновывает наличие отличных условий для морального развития женщин. Для мальчиков обособление от матери является существенным для развития маскулинности, в то время как для девочек, фемининность ассоциируется с привязанностью к матери. Половая идентичность мальчика подвергается угрозе в случае привязанности и, наоборот, такой угрозе подвергается половая идентичность девочек в случае обособленности. Женщины определяют себя через контекст человеческих взаимоотношений и оценивают себя по критерию заботливости. Джиллиган разработала собственную модель развития женщины, состоящую из трех стадий (см. схему № 45).
|