КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Права больных в конце жизни
В 1993 г. в нашей стране принята новая конституция РФ, в которой провозглашаются гарантия и защита прав человека, а применительно к сфере здравоохранения – «прав пациента». Принцип «информированного согласия» нашел отражение в российской Конституции: «Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским или иным опытам» (ст. 21). Пациент имеет право получать детальную информацию относительно: · его состояния здоровья, включая результаты любых медицинских исследований;
Пациенты имеют право участвовать в обсуждении и принятии решений по поводу проведения исследований и лечения. Для проведения любого медицинского вмешательства необходимо получение информированного согласия пациента. Право на отказ от лечения : если пациент страдает тяжелым заболеванием, которое согласно современным достижениям медицины должно привести к смерти больного в течение короткого промежутка времени даже при проведении необходимого лечения в полном объеме, от проведения поддерживающих жизнь или продлевающих жизнь вмешательств можно отказаться, позволив болезни протекать естественным образом. Дееспособный пациент, пока он еще может самостоятельно принимать решения относительно предстоящего лечения, может отказаться в официальном документе (например, так называемом «последнем распоряжении пациента») от определенных поддерживающих методов лечения в том случае:
Кроме того, пациент имеет право назначить доверенного человека для осуществления его права на принятие решений в случае своей недееспособности. «Последнее распоряжение пациента» в последующем может быть отменено по желанию больного в любое время.
Этическая проблема «святой лжи» в медицине очень сложная. Общеизвестно, что традиция врачебной «святой лжи» восходит к идеям самого Гиппократа. В его книге «О благоприличном поведении», в частности, говорится: «Все... должно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях». Данная тема получает развитие в книге «Наставления»: «Но сами больные, по причине своего плачевного положения, отчаявшись, заменяют жизнь смертью». В то же время, несмотря на непререкаемый авторитет Гиппократа, решение этой сложнейшей этической проблемы никогда не было однозначным и прямолинейным. Так, М. Я. Мудров говорил в 1820 г.: «Обещать исцеление в болезни неизлечимой есть знак, или незнающего, или бесчестного врача». Хорошо известно, что врачи, осматривавшие и лечившие умиравшего в течение 40 часов после дуэли А. С. Пушкина, сказали ему правду о безнадежности его состояния. У С. П. Боткина и Г. А. Захарьина можно найти представления в защиту «святой лжи» врачей. Применение «святой лжи» в отношении умирающих больных 100 лет назад считался этическим правилом, допускавшим, однако, исключения (при наличии серьезных оснований), сейчас же действует принцип «информированного согласия». Острого противоречия между требованиями Закона и нормами этики не должно быть. Новая редакция «Лиссабонской декларации о правах пациента» ВМА (принята в 1995 г.) предписывает: «в исключительных случаях, когда врач уверен в нанесении серьезного ущерба пациенту сообщением правдивой информации, такая информация может быть от пациента сокрыта», т.е., действующий российский закон решает эту труднейшую моральную дилемму слишком прямолинейно. Приверженность большинства отечественных медиков (врачей и медсестер) традиции «святой лжи» общеизвестна и подтверждается результатами целого ряда социологических опросов. Для каждого врача проблема информирования обреченного больного – это тяжелейший моральный выбор. Специалист по врачебной этике может здесь только посоветовать врачу «взвешивать» все «за» и «против», когда он выбирает традиционную, классическую этическую тактику сокрытия правды или же современный подход полной правдивости. Врач паллиативной помощи исповедует следующее этическое кредо: если невозможно прервать или даже замедлить развитие болезни, качество жизни больного становится более важным, чем ее продолжительность. Паллиативная медицина - особая область медицины, где одинаково важны как высокая специальная подготовка медперсонала, так и умение контактировать с больным. Нарушение этого единства может весьма печальным образом отразиться на судьбе пациента.
|