Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Когнитивная психология.




Подходило время для когнитивной психологии, которая в полной мере раскрылась в 60-е годы, но в этом когнитивном направлении надо учитывать наличие 2-х ветвей – европейской и американской. Если американская ветка действительно связана с серединой 60-х годов, то европейская получила своё развитие уже во второй половине 30-х годов и развивалась вплоть до 60-х годов почти непрерывно.

Европейская ветвь.

Европейская ветвь связана с исследованиями Жана Пиаже – крупнейшего психолога 20-го столетия, который и в нашей стране, да и в США чаще всего позиционируется как исследователь развития интеллекта. Однако, помимо интеллекта, Пиаже очень пристально занимался проблемой восприятия и создал свою весьма оригинальную теорию. К рассмотрению этой теории я теперь и перехожу.

Теория восприятия Жана Пиаже.

Исследуя интеллект, Пиаже обратил внимание на то, что у ребёнка в ходе онтогенеза проявляются две разновидности иллюзий. Он назвал их иллюзиями первого и второго рода.

Иллюзии 1-го рода в ходе развития ребёнка уменьшаются по величине. Иллюзии 2-го рода, напротив, увеличиваются в своём эффекте. Примером иллюзии первого рода является известная вам иллюзия Мюллера-Лайера. Примером иллюзии 2-го рода является иллюзия вертикаль-горизонталь. Эта иллюзия заключается в том, что равные по величине отрезки прямой, по-разному сориентированные на плоскости, воспринимаются различно. В частности, вертикальный отрезок всегда воспринимается больше горизонтального (иллюзия Вундта).

Пытаясь разобраться в этом вопросе: почему же так происходит, почему одни иллюзии уменьшаются, а другие увеличиваются, Пиаже пришёл к выводу, что в зрительной системе человека функционирует два механизма.

Первый механизм он назвал «эффекты поля». В основном речь шла об эффектах структурности и целостности, которые прекрасно изучили гештальт – психологи. Пиаже дополнил их находки двумя эффектами. Первый из них получил название «эффект Пиаже – Ламберсье». (Это сотрудник Пиаже, с которым они работали на протяжении свыше 20 лет.) Эффект состоит в следующем: если даны два одинаковых предмета и наблюдатель фиксирует свой взор на одном из них, то этот предмет увеличивается в своих размерах. Иногда в литературе этот эффект называют иначе – эффектом центрации. (Центрация значит то, что находится в центре.) Второй эффект, который использовал в своих исследованиях Пиаже, получил название «эффект сериации». (Сериация означает включение в серию.) Один и тот же предмет, включённый в разные серии, воспринимается то больше, то меньше. Всё зависит от конкретной серии.

Второй механизм зрительного процесса Пиаже называет «перцептивная деятельность», имея в виду любые формы активности в процессе восприятия. Это может быть, например, сопоставление или сравнение фигур, оценка или перцептивное измерение отношений. Это может быть даже просто перевод взора с одного объекта на другой. В любом случае в результате перцептивной деятельности характеристики воспринимаемых предметов меняются. Например, если наблюдатель сначала фиксирует верхний отрезок, он вытягивается в его восприятии по величине. Когда совершается акт перцептивной деятельности, т.е. взор переводится с этого предмета на нижний, всё происходит с точностью до наоборот: нижний отрезок вытягивается по величине, а верхний – сокращается.

Процесс восприятия у Пиаже – это постоянные иллюзии и их исправление. В перцептивном мире нельзя было бы жить, если бы не одно благоприятное обстоятельство, а именно – наличие перцептивных схем. Это познавательные образования, которые в обобщённой форме несут информацию о предметах и событиях, которые окружают человека. В перцептивной схеме представлены масштаб пространства, в котором находится человек, предметы, которые расположены в ближайшем и отдалённом окружении, а также возможность их видоизменения. Благодаря схемам, человек ориентируется в пространстве и времени в каждый момент времени. Позднее, начиная с 70-х годов, понятие схемы становится центральным для когнитивной психологии.

И в 30-е и в 40-е годы Пиаже пытался установить, чем отличается восприятие от мышления. Он выделил целый ряд стадий развития мышления и считал, что интеллект у человека, в среднем, формируется к 12 годам. После этого интеллектуального развития в его понимании не происходит. Критерием развитого мышления у Пиаже выступает принцип аддитивности. Он заключается в следующем: A+B=C+D (уравнение). Мы можем перебрасывать члены уравнения из левой части в правую по определённым правилам. При этом ничего принципиального не изменится. Можно записать A+B-C-D=0, можно перебрасывать члены ещё как-то – всё останется без изменений. Уравнение подчинено требованию аддитивности. Так работает наша мысль. Мы переставляем предметы и события без изменения их природы.

А вот с восприятием всё не так. На протяжении всего онтогенеза имеют место эффекты поля и эффекты, порождаемые перцептивной деятельностью. Восприятие не дотягивает до предельных, развитых стадий интеллекта. Вместе с тем существует много общего у восприятия и мышления на ранних стадиях интеллектуального развития, где-то до примерно 7 лет. Пиаже отмечает следующие параллели или сходства восприятия и мышления:

1 – синкретизм. Синкретизм означает объединение случайного, несущественного, незначимого. То, что это имеет место с восприятием, я уже показывал, в частности на эффекте Пиаже – Ламберсье, а вот пример с мышлением. Основной метод, который использовал Пиаже, называется «клиническая беседа». Это беседа с ребёнком, казалось бы на свободные темы, в весьма свободной обстановке. Пиаже спрашивает ребёнка, показывая на луну: «Жан, скажи пожалуйста, почему Луна не падает?». Обратите внимание, насколько сложный и глубокий вопрос задаёт Пиаже: «почему Луна не падает». Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо знать, по крайней мере, закон гравитации. Ребёнок этого не знает. А ребёнок и не задумывается. Он отвечает моментально: «потому что она жёлтая!», или «потому что сейчас темно», или «потому что вечер». Любое случайное событие связывается ребёнком с Луной и он даёт соответствующий ответ. Это синкретизм.

2 – эгоцентризм. Восприятие эгоцентрично. Это вещь очевидная. Она означает следующее: все оценки, которые я делаю относительно величины, формы, движения окружающих предметов, я делаю с учётом своей собственной позиции в пространстве и времени, собственного размера и собственного движения. Маленькое или большое для меня определяется моим ростом. Воспринимаемая скорость движения обусловлена возможностями моего собственного перемещения. С эгоцентризмом мышления всё обстоит несколько иначе, но всё равно довольно близко. Я, по-моему, рассказывал вам о знаменитом эксперименте Пиаже с макетом альпийских гор, когда Пиаже гулял вместе с ребёнком вокруг этого макета. Они внимательно изучали разные предметы на макете, их устройство и т.д. После этого ребёнок сажался перед макетом и его просили рассказать, что он видит. Ребёнок прекрасно описывал, что он видит. Затем ставили ещё один стульчик с обратной стороны, сажали куклу или мишку и спрашивали ребёнка, что видит мишка или кукла. Ребёнок с жаром описывал то, что он видел сам в данный момент времени. Иначе говоря, ребёнок не мог в определённом возрасте, а этот возраст 3-4, а иногда 5 лет – не может встать на позицию другого. Его позиция всегда эгоцентрична.

3 – не сохранение количества. (феномены Пиаже). Я напомню: в уравнении количество сохраняется, оно никуда не девается. В восприятии всё зависит от точки центрации, окружения и т.п. А вот теперь – не сохранение в мышлении на ранних стадиях. Ребёнку показывают две одинаковые бутылочки, в которые налита одна и та же жидкость. Ребёнка спрашивают: скажи пожалуйста, где больше? Ребёнок смотрит, сравнивает, отвечает: одинаково! Пиаже говорит: молодец, Жан! Ты, как всегда, прав! И после этого делает следующую процедуру. Прямо на глазах у ребёнка Пиаже переворачивает одну из бутылок. Уровень жидкости меняется, он становится выше. Пиаже задаёт свой вопрос: ну а сейчас где больше? Ребёнок говорит: конечно здесь!

Количество жидкости не сохраняется. Объективно оно одно и то же, но ребёнок ориентируется на другие критерии. Это очень похоже на восприятие.

Вот другой пример: Пиаже даёт ребёнку два одинаковых пластилиновых шарика и спрашивает: где больше пластилина – в этом шарике или в этом? Ребёнок смотрит и спрашивает: можно потрогать? Можно потрогать, можно взвесить. Ребёнок трогает, взвешивает и говорит: одинаково. Молодец! – говорит Пиаже. После этого он берёт один из шаров и, разминая, делает из него блин. После этого спрашивает: а теперь, где пластилина больше? Ну конечно здесь (в блине)! Феномен не сохранения количества. Это похоже на аконстантность восприятия (нарушение константности).

 

Американская ветвь.

Начало обычно связывают с серединой 50-х годов, когда с одной стороны американская наука устала от бихевиоризма и стала искать какие-то новые пути, а с другой стороны, весьма кстати, началась научно-техническая революция в западном мире. Появились компьютеры, в космос запускали ракеты с сотрудниками, широко разрабатывалось научное направление, которое называется кибернетика, появилась информатика. И вот это понятие информации, центральное для многих дисциплин – технических и естественных – стали переносить и в область психологии. Стали утверждать, что человек также как и компьютер, принимает, перерабатывает, хранит и использует информацию.

Вот это положение, как вы очевидно знаете, стали называть компьютерной метафорой, а главной задачей психологии восприятия в этом отношении стали рассматривать поиск механизмов приёма и переработки информации. Если обратиться к известной вам схеме переработки информации (она появилась в 50-е годы):

Вот, отсюда поступает информация на органы чувств, она регистрируется в сенсорных регистрах. Сенсорные регистры – это своеобразные блоки сверхкороткой памяти. Их столько же, сколько органов чувств. Они хранят всю информацию, которая воздействует на органы чувств, но ограниченное время. Время хранения информации зрительной – не более 1000 мс, т.е. 1 сек. Время хранения акустической информации – не более 2000 мс, т.е. 2 сек.

После того, как информация попадает в сенсорные регистры, она подвергается преобразованию. Происходит выделение наиболее значимого стимула, его включение в контекст, наличную ситуацию, в результате чего информация оказывается в блоке кратковременной памяти. Отличительная особенность этого блока – ограниченность объёма информации. Этот объём равен 7 +- 2 информационные единицы, но вместе с тем хранение информации в этом блоке увеличивается на несколько порядков и допускает пролонгированное сохранение информации путём многократных повторений. Информация постоянно как бы поступает на вход кратковременной памяти.

Ну и наконец – третий блок долговременной памяти. Этот блок не только принимает, хранит, перерабатывает информацию, которая приходит из кратковременной памяти, но так или иначе влияет на переработку информации в кратковременной памяти, а также – переработку информации на участке сенсорные регистры – кратковременная память. С точки зрения этой концепции, процесс восприятия – это процесс, который начинается с воздействия на рецепторы органов чувств, фиксируется в сенсорных регистрах, многократно перерабатывается и входит в кратковременную память.

Я напомню фамилии исследователей, которые пользовались подобной схемой. Это, прежде всего, Аткинсон, Норман, Найссер. Найссеру принадлежит термин когнитивная психология.

Эта теория представлялась весьма удобной прежде всего потому, что она мало что меняла в мышлении американских психологов. Долгое время их интересовал вопрос, а как собственно соотносятся вход и выход, стимул и реакция. Познавательную систему, которая изображена на доске, тоже можно описывать в терминах стимул – реакция. Вы предъявляете испытуемому какую-то информацию и регистрируете оба ответа на эту информацию. Всё очень просто. Только если бихевиористов интересовало самоё отношение входа и выхода, то когнитивных психологов стало интересовать наполнение вот этого чёрного ящика. Они пытались понять, как устроен этот чёрный ящик, почему при таком действии стимула имеет место такой ответ. Появляется методология т.н. прозрачного или открытого ящика. Именно эта методология и подводила к исследованию образов - тех психических образований, от которых классический исследователь старался избавиться.

Центральной проблемой когнитивной психологии в этой сфере становится проблема распознавания образования образов. Вот схема, к которой прибегали большинство когнитивных психологов. Схема процесса распознавания некоторого объекта, который называется буква А.

1. Первый шаг: А воздействует на рецепторы органов чувств и оказывается в зрительных регистрах, в сенсорной памяти.

Но здесь А пока ещё не дифференцировано, не различено. Здесь А – просто отпечаток. Отпечаток внешнего мира. Он, как таковой, не воспринят.

2. На втором шаге или на второй стадии обработки информации происходит разложение вот этого А на отдельные элементы: линии, чёрточку, угол и т.д. Эта аналитическая стадия обработки информации связывается с наличием особых механизмов, которые называются «детекторы признаков». Это объединения или констелляции рецепторов, которые как правило замыкаются на одну нервную клетку, аксоны которой направлены к зрительным центрам мозга, прежде всего к четверохолмию либо к наружному коленчатому телу. Это подкорковые структуры мозга. Так называемый зрительный тракт.

Итак, специальные механизмы или детекторы признаков, настроенные на выделение в окружающей среде определённых свойств объектов. Они настроены на наличие контрастности, определённого направления или скорости движения, наклона контура и т.п.

3. Вслед за аналитической стадией следует синтетическая стадия, когда из выделенных, вычлененных и зарегистрированных элементов складываются некоторые формы. Их может быть несколько и каждая из них может быть интерпретирована как гипотеза, нуждающаяся в проверке.

4. Четвёртая стадия переработки информации – это стадия принятия решений. Познавательная система определяет, какая из синтезированных форм в наибольшей степени соответствует форме объекта. Это становится возможным только при одном условии: если у человека или живого существа вообще имеется опыт восприятия. В том числе – существует некоторый алфавит форм. Вот сопоставление прошлого опыта с синтезированными формами и приводит к выбору наиболее вероятного решения: «это буква А».

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что эта теория чем-то напоминает первую классическую теорию, предложенную Гельмгольцем. Особенно в этом завершающем звене, когда прошлый опыт так или иначе сопоставляется с синтезированными формами. Это означает, что теория Гельмгольца вовсе не ушла в прошлое, не умерла, а преобразовалась на новом историческом этапе развития.

Схема перцептивного процесса, которая изображена на доске, больше характерна для исследований 50-х и 60-х годов. В начале 70-х годов эта схема была модифицирована, а в конце 70-х была сделана попытка радикального преобразования этой схемы. Вот новый вариант этой же схемы. Он получил название top and down (вверх и вниз). Она очень похожа на предыдущую схему, только повёрнута. Информация поступает в ней не сбоку, а снизу. И попадает в первый, нижний уровень обработки информации, тот который называется down. Здесь перерабатывается информация о цвете, величине, освещённости предмета, его форме, движении и локализации. В переработанном виде информация попадает на более высокий уровень, который называется top, где устанавливается её предметная отнесённость и где информация включается в смысловой контекст. Очень важно в этой схеме следующее: верхний уровень не остаётся безучастным к процессам, которые совершаются на нижнем уровне. Он так или иначе включается в обработку информации нижнего уровня и вот этот вот обратный ход стал предметом специального изучения психологов восприятия.

Я приведу в качестве иллюстрации только один пример. Шахматистам высокого уровня – гроссмейстерам или мастерам спорта международного класса предъявлялись с помощью слайдов различные позиции на шахматной доске, причём предъявлялись на короткое время. Время предъявления было менее 200 мс. Шахматистам задавались два вопроса: первый – скажите пожалуйста, какие фигуры имеют более предпочтительную позицию? Иначе говоря: белые или чёрные выиграют эту партию. И второй вопрос: скажите, пожалуйста, как были расположены фигуры на предъявленном слайде? Результаты этого исследования следующие: подавляющее большинство шахматистов правильно определяет преимущество той или иной стороны, белых или чёрных фигур. (до 95% .) Вместе с тем менее половины шахматистов правильно указывали расположение фигур на шахматной доске. Отсюда был сделан вывод, что переработка информации на более высоком уровне может оказаться более эффективной и в какой-то мере опережать переработку информации на нижележащих уровнях.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты