КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гештальт-теория восприятия.В 1912 году Макс Вертхаймер (один из основателей гештальт-психологии) предложил следующий эксперимент. Испытуемым демонстрировались последовательно вспыхивающие лампочки A и B. Основная независимая переменная называется межстимульный интервал. Вот это временная развёртка лампы A. Вот она не горит, вот она горит, вот она снова не горит. Лампа B. Вот она не горит, горит, гаснет. Межстимульный интервал – это время между включением лампочки A и включением лампочки B. Итак, изменение межстимульного интервала – это главная переменная в этом эксперименте. Когда межстимульный интервал очень мал (1 мс.), наблюдатель воспринимает одновременное вспыхивание A и Б. Если межстимульный интервал увеличить до 10 мс, то наблюдатель видит следующее: лампочка из позиции A плавно перемещается в центр отрезка между A и B, а затем резким скачком достигает позиции B. Это впечатление Вертхаймер назвал «частичное движение». Если межстимульный интервал увеличить приблизительно до 20 мс, то наблюдается плавное перемещение лампочки из пункта A в пункт B . Это перемещение Вертхаймер назвал «оптимальное движение». Ещё увеличиваем до 30 мс. Время и наблюдатель видит парадоксальную вещь. Он видит движение, но движение чего – он сказать не может. Вертхаймер писал: «испытуемый видит чистое движение или фи – феномен». Вот появляется самый известный феномен гештальт – психологии – «фи – феномен». Дальше увеличиваем межстимульный интервал до 40 мс. Наблюдатель вновь видит оптимальное движение. Ещё увеличивается время – 50 мс. Наблюдатель видит следующее: скачок примерно на середину расстояния между A и B, а затем плавное смещение к пункту В. Это ещё одна разновидность частичного движения. Наконец, при 60 мс. И выше наблюдатель видит то, что происходит на самом деле: сначала включается одна лампочка в позиции А, затем – лампочка в позиции В. Спрашивается, как объяснить результаты исследований Макса Вертхаймера? Кстати сказать, в этом эксперименте в качестве испытуемых участвовали Вольфган Кёллер и Курт Коффка, т.е. люди, являются основателями гештальт – психологии. Этот эксперимент ставил много вопросов. Самый главный вопрос – следующий: как объяснить появление движения там, где на самом деле объективно его нет. Схема объяснения, предложенная Германом Гельмгольцем не работала. Поэтому для объяснения полученных данных Вертхаймер обращается к совершенно новой схеме. Радикальной по отношению к предшествующей. Прежде всего, Вертхаймер считает, что никаких ощущений в действительности не существует. Ощущения не связаны с раздражением рецепторов органов чувств. Да, действительно, первое – физическое звено очень похоже на то, которое описывал Гельмгольц: свет отражается от поверхности предмета, попадает внутрь глазного яблока, формируя уменьшенное и перевёрнутое изображение. Дальше действительно происходит раздражение рецепторов, но рецепторы играют просто передаточную роль. Они транслируют возбуждение в центральные отделы мозга, прежде всего в кору, которая, несмотря на клеточную структуру, представляет собой сплошной электролит. Любое возбуждение в коре начинает взаимодействовать с любым другими возбуждениями в коре. Образуется структура, которая называется гештальт. Отличительная особенность гештальта – неразложимость на элементы.Это всегда некоторое целое, которое больше суммы своих частей. Психологическое звено тоже существует по мнению гештальт – психологов, но это звено является полной проекцией событий, которые совершаются в коре. Психологическое звено получило название «феноменальное поле». Также как и в коре, здесь действуют силы притяжения и отталкивания. Если силы притяжения больше сил отталкивания, наблюдатель воспринимает структуру, которая называется треугольник, если же силы притяжения меньше сил отталкивания, то структура не возникает. Это имеет место тогда, когда, например, точки расставлены очень далеко относительно друг друга. Вместо законов ассоциации гештальт – психологи предложили свыше сотни законов, которым подчиняется образование гештальта. Но главным из них является закон прегнатности или хорошей формы.Согласно этому закону, гештальт воспринимается ясно, чётко, без искажений, стремится к правильной форме (правильная – имеется в ввиду завершённая, симметричная и вертикально или горизонтально ориентированная). Эти утверждения вытекали из конкретных экспериментов, в которых фигура показывалась незавершённой на очень короткое время – меньше 200 мс. Наблюдатели не замечали разрыва, который имел место. То же самое - с симметричностью. Равнобедренный треугольник, когда его предъявляют на очень короткое время, воспринимается как равнобедренный, а квадрат, который расположен под некоторым углом к горизонтали, переживается как лежащий на горизонтали. Если фигура появляется в центре рамки, например, круг появляется в центре квадрата, он воспринимается устойчивым и неподвижным. Если же круг находится где-то эксцентрично, он воспринимается как неустойчивый и стремящийся переместиться в центр. Появляется совершенно другая логика анализа феноменов восприятия и совершенно иная специфика. Гештальт – психологи пришли к открытию феномена фигура – фон. Собственно, это открытие принадлежит не немецким психологам, а датскому психологу по фамилии Рубин. Это он предъявлял профили и впервые обнаружил феномен фигура – фон. Мы можем видеть в один момент времени либо профили, смотрящие друг на друга, но не то и другое одновременно. Смена гештальтов совершается мгновенно по мнению Рубина. Фигура имеет отчётливые контуры, приближена к наблюдателю и воспринимается наиболее ясно. Фон не имеет отчётливых контуров, удалён от наблюдателя и как бы размыт. В 1932 году гештальт – психологи эмигрируют из Германии в связи с приходом к власти фашистов. И к сожалению эта эмиграция отрицательно сказалась на самом направлении. Случилось так, что они должны были заниматься совершенно другими проблемами. Скажем, Коффка занялся обобщением результатов, полученных гештальтистами за 20 с лишним лет и написал книгу «принципы гештальт – психологии» в 1935 году. Макс Вертхаймер стал изучать творческое мышление или продуктивное мышление, как тогда говорили. Эмигрировал и Курт Левин. Хотя Курт Левин, строго говоря не был гештальт – психологом. Он был автором собственного оригинального направления, которое иногда называют динамическая психология. В американский период Курт Левин занялся проблемами конфликтов и считается родоначальником американской социальной психологии. Единственный, кто остался верен теме восприятия – это был директор берлинского института психологии Вольфган Кёллер, тот самый, который изучал животных и открыл явление инсайта. Кёллер в американский период обратил внимание на работы в общем-то молодого тогда человека, которого звали Джеймс Гибсон. Впоследствии Гибсон стал выдающимся учёным, а в середине 30-х годов он открыл два весьма любопытных феномена. Если в тёмном помещении испытуемому показывать светящуюся дугу и просить его смотреть в центр дуги в течении 2 – 3 минут, то прошествии этого времени дуга воспринималась вертикальным отрезком прямой. Дуга как бы выпрямлялась в восприятии. То же самое имеет место, если в тёмном помещении 2 – 3 минуты смотреть на наклонённый отрезок прямой. Он выравнивается и видится как вертикальная линия. Этот эффект был назван эффектом нормализации Гибсона. Но это было не всё. Если в тот момент, когда дуга воспринималась прямой, в это место продемонстрировать действительно прямую линию, то эта прямая линия будет восприниматься дугообразно. То же самое и во втором случае – с наклонённой линией. Если в тот момент, когда действительно наклонённая линия воспринимается прямой, показать прямую линию, то прямая линия будет восприниматься наклонной. Этот второй феномен получил название эффект последействия (after-effect). Кёллер обратил внимание на эти работы прежде всего потому, что гештальт – психологи работали прежде всего с фигурами, с формами, а Гибсон открыл свои феномены на отдельных линиях. Поэтому Кёллер решил проверить, работают ли сходные явления применительно к фигурам. Посмотрите, какого рода исследования проводили Кёллер и его ученик Уаллах (Wallah). Испытуемый должен был 2 – 3 минуты фиксировать небольшой крест. Справа в поле зрения располагался квадрат, слева ничего не было. Через 3 минуты первая картинка убиралась и появлялась вторая картинка – два небольшие квадрата, которые находятся на одинаковом расстоянии (…) . Испытуемым задавали один и тот же вопрос: скажите, пожалуйста, какой квадрат меньше? Меньшим всегда был правый квадрат. Кёллер и Уаллах объяснили это действием сил поля, которые создавались предшествующим большим квадратом. Они как бы сжимают маленький квадрат. Это явление Кёллер и Уаллах назвали эффект фигурного последействия(figural after effect). Моделей, на которых изучался этот эффект, было много. Например, одна из моделей была следующая: наблюдатель смотрел на небольшой крест, справа от него располагался вытянутый прямоугольник. Через 3 минуты эта стимульнавя структура исчезала и появлялась другая – два одинаковых прямоугольника на одинаковом расстоянии от креста. Вопрос, который задавался здесь, звучал так: какой из прямоугольников располагается выше? Выше всегда располагался правый прямоугольник. Это объяснялось действием сил поля, которое создавалось в предшествующий момент времени. Эти силы поля как бы выталкивали этот прямоугольник относительно предшествующего. Отличительная особенность гештальт – психологов состояла в том, что они считали, что большинство психических явлений, в том числе восприятие формы, совершается только в настоящем и не зависит от прошлого. Всё совершается в данный момент времени и представляет собой результат действия разнообразных сил поля. Их оппонентами были немецкие психологи, которые работали в Лейпциге, в той самой лаборатории, которую создавал Вундт, правда позднее лаборатория была преобразована в институт и называлась психологический институт. Исследователи, которые работали в Лейпциге, называли себя лейпцигская ветвь психологии целостности. В это течение входили: Крюгер, Фолькельт, Зиммель и др. После эмиграции берлинских гештальт – психологов лейпцигские психологи стали единственной серьёзной научной школой в Германии в фашистский период. Они тоже исходили из представлений о целостности, но считали, что целостность не возникает в данный момент, что сама целостность развивается. Собственно, их исследования и были посвящены развитию гештальтов, развитию целостных образований. Они предложили две основные модели исследования, первая из которых получила название актуалгенез формы. Актуалгенез означает развитие в настоящем, в данный момент времени. Посмотрите, как было организовано исследование. Наблюдателю с помощью тахистоскопа предъявляется 8-угольник на очень короткое время. Время варьируют начиная от 0.1 мс. Восьмиугольник предъявляется на такое короткое, даже сверхкороткое время и испытуемого спрашивают: что ты видел? Он говорит: ничего не видел, что-то промелькнуло. Тем не менее то, что что-то промелькнуло уже является некоторым содержанием, которое отмечали исследователи. Дальше вновь показывается та же самая форма на время 1мс. Испытуемого спрашивают: что ты видел? Ответ: видел какие-то обрывки линий, но что они собой представляют – я сказать не могу. Если время увеличить до 5 мс. И вновь предъявить ту же самую форму, то наблюдатель увидит замкнутую фигуру, но что это за фигура – он не скажет. При 10 мс. Наблюдатель скажет, что видел восьмиугольник, но затем сам себя перебьёт и скажет – нет, наверное это всё-таки был не восьми-, а шестиугольник. Однако, подумав скажет – нет, всё-таки это был восьмиугольник. Испытуемые как бы колеблются и высказывают очень большое число гипотез относительно предъявляемой формы. Наконец, при времени 20 и более мс. Наблюдатели отчётливо и правильно описывают форму, её ориентацию в пространстве и даже некоторые особенности её сторон. По мнению исследователей в этом эксперименте обнаруживается актуалгенез формы, т.е. процесс развития формы. В процессе восприятия форма проходит ряд стадий или этапов, основная тенденция которых заключается во всё большей детализации и спецификации воспринимаемого. (Спецификация – это определение, обнаружение нюансов, деталей и т.д.) Обратите внимание на времена, которые здесь указаны. Это очень короткие времена. Смысл исследований лейпцигских психологов – показать, что гештальт развивается. Но гештальт развивается не только в данный момент времени. Гештальт развивается и в онтогенезе. С онтогенезом связана вторая методика, которая известна в истории науки как срисовывание фигур. Эта работа проводилась Фолькельтом с детьми начиная с 2-3 лет. Фолькельт предъявлял самые различные фигуры, например ромб, и полагал, что если законы гештальт – психологии действительно имеют место, то маленькие дети буду рисовать не столько ромб, сколько эллипс либо круг. Однако ни того, ни другого дети не рисовали. Дети рисовали какие-то странные вещи. Фолькельт отмечает, что многие из детей рисовали «усики», природа которых была непонятна. Но потом в ходе бесед выяснилось, что дети изображали особые свойства этого предмета, свойства колкости. Вообще, дети не видят геометрических фигур. Они воспринимают предметы и изображают их. Причём в предметах они изображают наиболее важные и значимые свойства. Геометрическая форма воспринимается как форма много позднее – к 7, 8 и даже 9 годам. Она как бы отщепляется от предмета и становится независимой, самостоятельной. Здесь всё, что говорили гештальт – психологи по поводу мгновенного образования гештальта – повисает в воздухе. Процесс развития восприятия формы проходит сходные стадии с теми, которые наблюдались при актуалгенезе. Сначала воспринимается что-то очень общее, имеющее предметную форму, затем это общее постепенно дифференцируется и специфицируется и наконец форма отщепляется от предмета, становится относительно независимой. Как дети срисовывают решётку. Изображения могут быть самыми различными. Когда исследователи стали разбираться, почему имеют место такого рода изображения, то оказалось, что дети срисовывают не геометрическую форму этого объекта, а основные предметные свойства. Основное предметное свойство – это наличие дырок, дырчатость. Вот что рисуют дети – и это самое важное.
|