КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура психологии восприятия.Психология восприятия является прямой проекцией психологической науки в целом и строится по тем же самым основаниям, что и психологическая наука, а именно: выделяются ядро и периферия, причём ядро имеет две стороны. Первая сторона называется общая психология восприятия. Здесь изучаются закономерности восприятия, которые свойственны всем людям. Вторая сторона получила название дифференциальная психология восприятия. Здесь изучается уникальность и неповторимость восприятия, а также типологии восприятия. Чем одни группы людей отличаются от других групп. И то и другое в свою очередь расчленяется на теоретическую и экспериментальную психологию восприятия. Теоретическая психология занята разработкой концепций и теоретических моделей восприятия. Каждое крупное направление имеет свою теорию восприятия. Экспериментальная психология занята разработкой эмпирических методов исследования и получения новых данных, касающихся природы перцептивного процесса. Периферия данной области представлена специальными областями психологического знания, которые связывают психологию с различными сферами науки и практики. В частности, на стыке с социальной психологией возникает социальная психология восприятия, а на стыке с психофизиологией – психофизиологическая теория восприятия. Хочу вас сразу предупредить, что определение восприятия внутри ядра и определение восприятия в пограничной области довольно радикально отличаются друг от друга. Это создаёт известную трудность и неудобство при чтении литературы. Сейчас я покажу это. В чём различие, например, представлений и определений восприятия в рамках общей и социальной психологии.
Общая тенденция исследований заключается в том, что граница между определениями восприятия в общей и социальной психологии постепенно стирается. Это одна из современных тенденций. То же самое относительно понимания восприятия в общей психологии и психофизиологии. В общей психологии восприятие рассматривается как психический процесс. В психофизиологии восприятие – это, прежде всего, нейрофизиологический процесс. Т.е. процесс, связанный с изменением состояния нервной ткани, а не состояний сознания. Как и в психологии в целом, развитие психологии восприятия осуществляется преимущественно за счёт её периферии. Это протекает последние 50 лет. Это тоже очень важная тенденция развития этой области знания. В заключение - совсем коротко о понятиях. Существуют понятия, которые нужно знать и отделять. Скажем, существует понятие экстрасенсорное восприятие или сверхчувственное восприятие. Как правило, академическая психология делает всё, чтобы отказаться от подобного рода терминов и самое главное – от тематики, которая за этими терминами стоит. Экстрасенсорный – это другое название парапсихологического. Следовательно, экстрасенсорное восприятие не входит в предмет исследования психологической науки.
Практические приложения исследований восприятия. 1. Интересно то, что на западе исследования в области восприятия оплачиваются из бюджета министерства обороны. А офицеры, причём крупные чиновники военные выступают в качестве редакторов книг по зрительному восприятию, психологии восприятия, и организации движения глаз. Почему это происходит? Потому что все новинки в области восприятия – особенно зрительного восприятия – так или иначе используются в военной технике. Речь идёт, прежде всего, об обнаружении различного рода объектов, распознавании этих объектов и их отслеживании. Наверное, многие знают, что вооружение на сверхзвуковых истребителях управляется с помощью поворотов головы. Перемещение головы автоматически вызывает изменение ориентации пушек, изменение положения установок ракет и т.д. Почему это делается? Потому что нет времени при таких скоростях каким-то особым образом манипулировать с помощью рукояток, нажимать на какие-то группы кнопок – всё делается максимально просто. Больше всего сейчас военных интересует зрительное восприятие в очень короткие промежутки времени. Эти промежутки времени оцениваются десятками миллисекунд. Я напоминаю, что в одной секунде – 1000 миллисекунд. Чем раньше человек обнаружит цель, тем быстрее он сможет среагировать, спасти себя и машину, а иногда – и целые города. 2. Вторая очень важная область- это всё, что связано со здоровьем человека и в частности с протезированием органов чувств. Исследования по протезированию зрения начались в самом конце 60-х годов и привели к выдающимся результатам. Вот исследование, которое проводилось американским психологом по фамилии Бах-и-Рита. На голове человека устанавливается шлем, на котором укрепляется миниатюрная телевизионная камера. Камера широкоугольная. Она снимает всё, что находится перед головой слепого. Распределение яркости - а камера может определить только распределение яркости – перед лицом человека подаётся на специальный усилитель, который крепится на ремне к поясу. Усиливает сигнал, т.е. распределение яркостей, поступает на пластину вибратора, которая укрепляется на груди. Вибратор представляет собой площадку, заполненную вибраторами, Это ячейки, в которых находятся тоненькие иголочки. Чем ярче свет, тем глубже впиваются иголочки в кожу. Таким образом, предметы и сцены, которые находятся перед лицом слепого, перекодируются в предметы и сцены распределения иголочек на пластине. Зрительный сигнал перекодируется в тактильный. На первый взгляд такое приспособление не должно быть очень эффективным, но в действительности слепой, обученный работать с этой системой, через несколько недель полностью себя обслуживает. Более того, через 3 – 4 недели он научается кататься на велосипеде. У этой методики есть один очень важный и скрытый момент, который необходимо знать. Этот момент в классической теории называется объективация. Суть объективации заключается в следующем: хотя иголочки воздействуют на кожу человека, после определённой практики человек выносит тактильные ощущения во внешний мир. Иначе говоря, он чувствует окружающие предметы и сцены там, где они находятся, а не на своей коже. Чувствительность парадоксальным образом смещается. Это явление было известно давно, его обсуждал – и достаточно подробно – Рене Декарт, основатель новой философии. Обсуждал следующим образом: слепой идёт и стучит палочкой. Он ничего не видит. Он идёт и стучит. Слепой держит палочку в руках, но чувствует предметы, которые находятся на кончике палки. То же самое хирург, который делает операцию. Хирург удаляет пулю. Что он делает? Он берёт зонд. Зонд – это металлический щуп и пытается определить, где находится пуля и какова форма этой пули., на какой глубине она находится. Зонд он держит в руках, но чувствительность находится не там, где рука держит зонд, а там, где зонд соприкасается с пулей. Обратите внимание: чувствительность как бы смещается по зонду к внешнему предмету. Используя зонд или палку, мы чувствуем внешний предмет. Вот на этом принципе и построено протезирование органов зрения. Но это не единственный вариант протеза. На западе этому уделяют очень большое внимание. И современные протезы выглядят следующим образом. Миниатюрная телевизионная камера, а иногда и две телекамеры, устанавливается на очковой оправе, не на шлеме, не на голове, а на очковой оправе. Кстати, такого человека очень трудно выделить, потому что он носит обычные тёмные очки и вот здесь, где дужка и стекло пересекаются, располагается миниатюрная телевизионная камера. Она весит грамм с небольшим. Но эта камера широкоугольная и она охватывает довольно большое поле зрения. Сюда попадают все предметы и сцены. Распределение яркостей поступает на специальный компьютер с набором программ – он очень маленький, который крепится на ремне. А вот дальше – самое интересное. Обработанный сигнал из компьютера направляется в затылочную область, где находится чип. Чип вживляется во внешний слой мозга. Размер вот этого чипа – 1 х 1 дюйм, т.е. 2.5 х 2.5 сантиметра – всего – на всего. Это маленький квадратик. Квадратик-то маленький, но он устроен также, как вибраторы. Это несколько тысяч ячеек, но в каждой ячейке расположены не иголочки, а электроды, на которые поступает определённый ток. Чем выше яркость – тем выше ток. Речь идёт, естественно, об очень малых токах и малых напряжениях. Получается, что у человека из головы торчит штекер. Пластина вживляется во внешний слой мозга – это серьёзная операция. Но этот принцип иной, чем тот, который был у Бах-и-Рита. (Это работы его учеников.) Посмотрите, на чём построен этот метод. Он построен на идее фосфена. Мы говорили о фосфенах. В тёмном помещении мы можем – и часто наблюдаем – небольшое свечение, которое находится перед нами. Это свечение называется фосфен или собственный свет сетчатки. Особенно отчётливо фосфены воспринимаются, если надавить на глазное яблоко. «Искры из глаз» – это и есть разновидность фосфенов. Но фосфен можно вызвать и иным способом. Если воздействовать не на глазное яблоко, а на внешние затылочные области коры. Как правило, речь идёт о 17-м поле (по Бродману) - это макушка, затылок. Здесь расположены зрительные центры и здесь осуществляется глубокая переработка информации. С помощью (фосфенов) наблюдатель видит предметы, события и после определённой практики (практика эта несколько недель) начинает легко определять расстояния, форму предметов, контуры людей и животных и даже ездить на автомобиле. Самое главное то, что эта установка сравнительно дешёвая. Она стоит около 30000 долларов. Для среднего американца это доступно, тем более, если учесть систему страхования. Но я повторяю: практика ношения, практика овладения этой системой – обязательна! Без этой практики ориентировка не получается сама по себе. 3. Следующая область применения – это исследования и организация деятельности операторов различных систем. Особенно таких систем, которые требуют немедленного ответа, сверхбыстрого обнаружения и распознания объектов. Атомные станции, летчики сверхзвуковой авиации и космонавты. Важно знать в какой последовательности происходит восприятие приборов, насколько быстро и в какой степени это адекватно или неадекватно действительности. 4. Четвёртое применение – это реклама, особенно наружная реклама. Подавляющее большинство эффектов светящейся рекламы построено на знании законов восприятия. Как можно искусственно создать впечатление движения. 5. Эстетика, преимущественно техническая эстетика. Создание новых форм, которые косвенно тоже позволяют оптимизировать деятельность человека. 6. Искусство. Принципы создания визуальных эффектов в кино, живописи. Не только визуальное, но и акустическое. После того как появилась фонограмма, большая работа легла на звукорежиссера. Искусство и знание законов восприятия идут рука об руку.
|