КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эмпирическая концепция восприятияПервая из них принадлежит Герману Гельмгольцу – выдающемуся немецкому физику, физиологу и в какой-то мере психологу. Его теория включает три звена: Физическое, физиологическое и психологическое. Посмотрите, как рассуждал Герман Гельмгольц и его последователи, рассуждающие так до сих пор. Есть предмет – вот эта вертикально ориентированная стрелка – которая освещается внешним источником света. Свет падает на поверхность предмета, отражается от этой поверхности, проникает в глазное яблоко. Напоминаю, что глаз представляет собой оптический прибор. На внутренней поверхности глаза формируется уменьшенный и перевёрнутый образ предмета. Всё происходящее очень похоже на процессы в фотоаппарате. Здесь нет никакой психологии. Здесь даже нет физиологии. Всё совершается по законам преломления и отражения света. То есть по физическим законам. Вот этот механизм первого звена был предложен в 17 веке и о нём знали выдающиеся физики и математики, такие как, например, Кеплер, Ньютон и т.д. Они тоже пытались построить свои теории зрения, как и Гельмгольц. А вот что происходит дальше. Изображение, уменьшенное и перевёрнутое, воздействует на рецепторы сетчатки. Рецепторы представляют собой два вида чувствительных элементов. Они имеют разную форму и по форме делятся на палочки и колбочки. Вытянутые и немножко приплюснутые. Колбочки преимущественно связаны с цветовым зрением, палочки – с изменением яркости. Воздействие света на палочки и колбочки вызывает химический процесс. Этот процесс называется разложение зрительного пурпура. И в результате этого разложения возникает электрический сигнал, который направлен в сторону центральных отделов мозга. Раздражаемы рецепторы я обозначу как R1, R2,…Rn.. Рецепторы активированы, импульс пошёл в кору, а оттуда перешёл на двигательные или моторные пути, вызвал движение глаз, головы, рук и т.д. Процессы, которые протекают в этом звене, подчинены законам физиологии. Это процессы возбуждения и торможения, ничего больше здесь нет. В принципе, такую вот логику зрительного процесса знали исследователи и до Гельмгольца. Заслуга Гельмгольца заключается в том, что он ввёл третье звено, звено психологическое. Посмотрите, как он это сделал. Гельмгольц допустил, что каждому активированному рецептору, т.е. каждой активированной палочке либо колбочке соответствует своё ощущение S1, S2, S3, … Sn .Сколько активируется рецепторов, столько ощущений возникает в сознании. А активируются обычно тысячи и даже десятки тысяч рецепторов. Следовательно, и в сознании есть место тысячам ощущений. Причем ощущения эти могут быть двух различных видов: специфические и неспецифические. Специфические – это те, которые связаны с раздражением рецепторов сетчатки. Неспецифические связаны с раздражением рецепторов мышц. В мышцах тоже находятся чувствительные элементы, которые реагируют на напряжение мышцы, её длину, растяжение либо сокращение. Благодаря этим рецепторам и возникает ещё один ряд ощущений K1, K2, K3, … Kn. Их называют кинестетическими или проприоцептивными. И здесь речь идёт о тысячах ощущений. Теперь мы начинаем рассматривать собственно психологическую логику восприятия. Первый шаг состоит в том, что ощущения, которые приходят в сознание, объединяются в некоторое целое. И это целое Гельмгольц назвал «первичный образ» P’ . Это как бы сенсорный слепок окружающей человека действительности. Причём в этом слепке специфические и неспецифические ощущения равноценны. Это положение очень важно. Оно в психологии многократно обсуждалось и сводится к следующему: мышца – это не только орган движения, мышца не только может сокращаться или менять состояние, это одновременно и орган познания. Состояние мышцы сигнализирует о форме, величине предмета, его удалённости, движениях и т.д. Однако первичный образ – это пока ещё заготовка, это не настоящий образ, который известен каждому из нас. Первичный образ лишён очень важного компонента, а именно – предметной отнесённости. Именно это делает восприятие восприятием. Для того, чтобы появилась предметность, необходимо обратиться к прошлому опыту. Здесь располагаются различного рода значения, которые человек приобретает в процессе взаимодействия с действительностью. Вторым шагом процесса восприятия является образование вторичного образа P”, который представляет собой синтез или интеграцию сенсорного слепка P’с прошлым опытом. P” – это как раз тот образ восприятия, который известен каждому из нас по самонаблюдению. Всё, что происходит в третьем звене, подчиняется законам ассоциации. Выделяют три основные закона ассоциации: - ассоциация по смежности в пространстве и времени, - ассоциация по сходству и - ассоциация по контрасту. Смежное в пространстве и времени, сходное и контрастное объединяется в сознании само собою, автоматически, без временных усилий. Вот смысл этих законов. Обратите пожалуйста внимание, что для Гельмгольца, как, впрочем, и для всех его последователей, восприятие – это всегда встреча того, что идёт извне с тем, что уже существует, с прошлым опытом. Если убрать прошлый опыт, то восприятие не состоится. В зависимости от опыта одно и то же воспринимается по-разному, как, например, в этой школьной шутке: Что здесь изображено? Первый ответ – мексиканец едет на велосипеде – для тех, у кого нет достаточных знаний по математике, Второй – если такие знания есть - две окружности, причём большая окружность касается двух отрезков прямой – это совершенно иная интерпретация и совершенно иное видение. Неконкретное видение того, что представляют собой эти палочки и кружки. Прошлый опыт структурирует наши ощущения. Только благодаря этому структурированию наши восприятия становятся предметными. Гельмгольц ввёл в психологию ещё одно очень важное понятие – бессознательные умозаключения.Это процессы, очень похожие на процесс мышления, на процесс логического вывода, но которые совершаются как бы сами собой, автоматически. Вот на этой схеме представлены два бессознательных умозаключения. Первое умозаключение заключается в синтезе ощущений, специфических и неспецифических, которое заканчивается с формированием первичного образа. И второе проявление бессознательных умозаключений – это синтез первичного образа с прошлым опытом. Итак, бессознательное умозаключение уже в данной схеме встречается дважды. Но оно может встречаться много раз в разных ситуациях. Ещё один очень важный момент: посмотрите: между первым и вторым звеном существуют причинно – следственные отношения. Свет проходит в глаз, воздействует на рецепторы сетчатки, рецепторы сетчатки активируются, вызывают электрический импульс и т.д. – до мышечного сокращения. Вся эта цепочка легко прослеживается. Но вот выйти в поле сознания путём причинно – следственных отношений невозможно! Здесь Гельмгольцу и многим другим исследователям приходилось вводить специальные логические мостки для того, чтобы наметить переход от физиологии к психологии. Главный такой мосток называется «Закон специфических энергий органов чувств» Этот закон был сформулирован в первой половине 19 столетия немецким физиологом Иоганесом Мюллером. Он пришёл к следующему: Неважно как вы воздействуйте на органы чувств, и как вызываете раздражение. Орган чувств содержит модально-специфическую энергию, которая разряжается в сознании человека всегда одним и тем же способом. Можно по-разному воздействовать на органы чувств, вплоть до каждого рецептора, но результат будет всегда один и тот же. Например, мы можем воспринимать свет тогда, когда сидя в темноте, включили лампочку. Обычный нормальный способ. Но свет можно воспринимать и в том случае, если стукнуть по глазу или надавить на глаз. Фосфены, о которых я сегодня рассказывал. Свет можно воспринимать и в том случае, если пропустить через глаз электрический ток. Неважно, как действовать на глаз. Главное, что эффект будет одним и тем же, а именно – переживание света. Это явление Мюллер объяснял следующим образом: каждый орган чувств, каждый рецептор содержит в себе специфическую энергию: зрительную, акустическую, вкусовую и т.п. При воздействии на орган чувств эта энергия начинает выделяться в виде переживаний света, звука, запаха и т.п. И ещё один логический концептуальный мосток, которым пользовался Герман Гельмгольц, был предложен немецким философом и физиком по фамилии Лотце. Лотце в середине 19 столетия предложил теорию, которая называлась «теория локальных знаков». Суть этой теории заключается в том, что каждое ощущение S1, S2 и т.п. имеет не только модальность (зрительную, вкусовую и т.д.) и не только интенсивность, но и пространственную координацию. Иначе говоря, ощущения упорядочены в пространстве и времени. Они сами образуют психологическое пространство или феноменальное пространство сознания. Вот эта теория построена на нескольких основаниях: во-первых, на знаниях об оптике и оптических свойствах глаза, которые активно исследовались в 19 столетии. Это первая предпосылка, первое основание. Второе основание – это знание того, как устроены органы чувств, как устроена периферия любого перцептивного процесса – зрения, слуха, обоняния – не имеет значения. Что такое мозг во времена Гельмгольца знали очень плохо. Что такое центральные структуры, особенно что собой представляет кора. Наконец, последняя, третья предпосылка. Это философская предпосылка. На будущее, пожалуйста, запомните, что схемы мышления, которые применяются в психологии, как правило заимствованы у философов. В частности, подобное представление психологического звена можно обнаружить у Канта – выдающегося философа. Он различал форму и содержание в процессе познания. Содержание связывал с воздействиями внешнего мира, а форму – с так называемыми априорными понятиями. Априорный означает доопытный. Понятия или идеи или же идеальные формы, которые существуют в нас до нашего взаимодействия с внешним миром. Вот эти доопытные образования и как бы вылепливают или конструируют воспринимаемый нами мир. Но Кант говорил на философском языке, а Гельмгольц говорил на естественно – научном, в том числе на психологическом языке.
Краткое изложение концепции Гельмгольца. Акт восприятия предполагает наличие 3-х звеньев. Первое звено – физическое, оно подчиняется законам оптики. Суть этого звена – построение изображения внутри глазного яблока. Второе звено – физиологическое. Смысл этого звена заключается в том, что распределение света у поверхности сетчатки вызывает нервные импульсы, которые поступают в мозг, а оттуда к мышцам. Всё, что происходит в этом звене – подчиняется законам возбуждения и торможения, т.е. законам физиологии. Третье звено – это звено собственно психологическое – представляет собой следующее. С каждым рецептором органов чувств связывается определённое ощущение S1, S2, S3,… Ощущения бывают специфические и неспецифические – K1, K2, K3,… Неспецифические связаны с мышцами. Сам психологический акт состоит из нескольких шагов. Первый шаг – это объединение ощущений в первичный образ. Второй шаг – объединение первичного образа с прошлым опытом. В результате возникает образ восприятия P”, который известен нам из самонаблюдения. Вот общая схема. Теперь посмотрите, как эта схема объясняет акт восприятия движения. Из пункта А в пункт Б перемещается какой-то предмет. Есть два варианта объяснения восприятия движения. Первый вариант: глаз неподвижен. Движение = 0. Это означает следующее: есть глазное яблоко, которое находится в одной и той же позиции. Вот проекция А’. При перемещении предмета из А в Б изображение на сетчатке смещается в противоположную сторону. Последовательно смещаясь, изображение на сетчатке раздражает рецепторы R1, R2, R3,… и так далее, вызывая последовательную цепь ощущений S1, S2, S3,… и так далее. Эти ощущения объединяются благодаря закону ассоциации (закону смежности ассоциации) и возникает впечатление движения. Второй вариант объяснения. Глаз находится в движении, причём скорость движения глаза равна скорости перемещения предмета. В этом случае глаз как бы всё время смотрит на предмет, отслеживая его. Глаз перемещается, меняется состояние мышц и изменение состояния мышц является источником кинестетических ощущений K1, K2, K3,… Эти ощущения объединяются в некоторое целое, создавая непрерывность перемещения объекта из А в Б.
|