Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАЗОХИЗМА СО ВРЕМЕН ФРЕЙДА: ПРЕВРАЩЕНИЕ И ИДЕНТИЧНОСТЬ 28 страница




Необходимо также подчеркнуть, что разделение на «действительные» и «мнимые» болезни весьма неудачно. Для больного все его симптомы реальны, даже если наши методы не позволяют ни диагностировать, ни излечить их. То, что чувствует человек, основывается на его личном восприятии и опыте. Мы не вправе отметать его наблюдения и жалобы как плод воображения; нередко нам не достает понимания и знания, чтобы постичь истинную природу этих симптомов. Пора уже отказаться от представления, что любая жалоба и любой симптом непременно должны иметь бесспорную органическую основу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ипохондрия понимается в этой статье как многоголовая гидра, как конгломерат взаимосвязанных комплексных компонентов.

Один компонент проистекает из наследия психиатрии, в подходе которой к психическим заболеваниям делался чрезмерный акцент на биологической стороне и игнорировались причины болезни, коренящиеся в отношении индивида к окружающему миру. Другим компонентом является часто наблюдаемый феномен конкретизации, на который впервые указал Курт Гольдштейн (Goldstein 1940). Под этим понимаются когнитивные искажения, возникающие из односторонней интерпретации симптомов и процессов общего рода. Центр восприятия пациента поражен постоянным страхом расстройств телесных функций, из-за чего искажается всякая нормальная самооценка. Кроме того, указывалось на значение социокультурных факторов в выборе симптомов.

Сюда, к примеру, относится и своего рода «культурно обусловленная ипохондрия», выражающаяся в соматизации нашей повседневной жизни. Постоянное давление рекламы, в которой подчеркиваются те или иные аспекты здоровья, приводит к чрезмерной заботе о телесных функциях. Наконец, следует также учитывать то, что в большинстве культур всегда считалось желательным, как с социальной, так и с культурной точек зрения, проявлять сочувствие к больному, если его симптомы можно объяснить органическими причинами. Считается по меньшей мере нетактичным поворачиваться спиной к несчастной жертве органического заболевания.

По сути, ипохондрический симптом представляется своего рода символом распада жизненно важных форм коммуникации и взаимодействия. Многое указывает на редуцированное самовосприятие и искажение эмоциональных отношений с внешним миром. Расшифровать ипохондрическое «послание» наилучшим образом удается через анализ нарушенных трансакций между индивидом и его семьей или его социальным окружением. В данной статье ипохондрия понимается как некая «стенограмма» для кодировки конфликтов в области межличностных отношений. Она сигнализирует о страхе и отчаянии индивида, который использует свое тело в качестве защитного механизма, чтобы не признаваться в нарушенных отношениях с собой и заодно страдающим окружением. Ипохондрик пользуется невербальным языком тела, чтобы скрыть от себя свои настоящие потребности и глубоко коренящееся чувство одиночества. Ипохондрия характеризуется также паранойяльными компонентами. Все конфликты и проблемы проецируются ипохондриком на соб-

ственное тело, которое в свою очередь несет ответственность «за все плохое». В результате этой интенсивной и болезненной сосредоточенности на себе и без того одинокий индивид еще более изолируется от своего окружения. Проходит немного времени, и он попадает в порочный круг, в котором как внутренние, так и внешние каналы коммуникации приходят во все большее запустение.

Немецкие психиатры Вульфф и Руффин описали ипохондрию как утрату связи с миром, возникающую из экзистенциального страха и использования тела в качестве мнимого партнера, причем качества истинных телесных переживаний должны скрываться точно так же, как эмоциональные факторы в коммуникации и окружения (Eicke 1973). В литературе, однако, пока еще мало работ, посвященных этой болезни.

ЛИТЕРАТУРА

Ari.ow, J. А., Brenner, С: Psychoanalytic Concepts and the Structural Theory. New York: Int. Univ. Press 1964

Blau, A.: In support of Freud's Syndrome of Actual Anxiety Neurosis. B: S. Lorand (изд.): Yearbook of Psychoanalysis. Vol. IX. New York: Int. Univ. Press 1954

Bleuler, E.: Lehrbuch der Psychitrie. Berlin: Springer 1937

Bräutigam, W.: Analyse der hypochondrischen Selbstbeobachtung. Nervenarzt, 27, 1956

Brenner, С: An Elementary Textbook of Psychoanalysis. New York: Int. Univ. Press 1955

Carp, E.: Zur psychoanalytischen Auffassung der Hypochondrie. ZNP, 115,1928

Chrzanowski, G.: Neurasthenia and Hypochondriasis. B: A. Freedman, H. Kaplan (Eds.): Comprehensive Textbook of Psychiatry. Baltimore: Williams & Wilkins 1967

A Presentation of the Basic Practical Features in the Application of the Psychoanalytic Method. New York: Grune & Stratton 1960

The Impact of Interpersonal Conceptions on Psychoanalytic Technique. B: Internaional Yearbook für Psychoanalysis. Vol. 1. Göttingen: Hogrefe 1964

An Obsolete Diagnosis. International Journal of Psychiatry, 9,1970-1971

Neurasthenia and Hypochondriasis. B: S. Arieti (изд.): American Handbook of Psychiatry. New York: Basic Books 1974

Dunbar, H. E.: Mind and Body: Psychosomatic Medicine. New York: Random House 1955

Eicke, D.: Leibliche Erlebnisfähigkeit. B: Der Körper als Partner. Geist und Psyche, т. 2108. München: Kindler 1973

Federn, P.: Ego Psychology and the Psychoses. New York: Basic Books 1952

Feldmann, H.: Hypochondrie, Leibbezogenheit, Risiko-verhalten, Entwicklungsdynamik. Berlin, Heidelberg: Springer 1972 /

Fenichel, Q: The Psychoanalytic Theory of Neurosis. New York: Norton, 1945

Ferenczi, S.: Über Aktual- und Psychoneurosen im Lichte der Freudschen Forschungen und über die Psychoanalyse. Wiener Klin. Rundschau, 22, 1908, 755

Freud, A.: The role of bodily illness in the mental life of children. Psychoanalyt. Stud. Child, 7,1952, 69-81

Freud, S.: Ober die Berechtigung, von der Neurasthenie einen bestimmten Symptomkomplex als «Angstneurose» abzutrennen (1895). G. W I

Obsessions et Phobies. Leur Mechanisme Psychique et leur Etiologie (1895). G. W. I

Zur Kritik der Angstneurose (1895). G. W. I Zur Einführung des Narzißmus (1914). G. W. X Glover, E.: Psycho-Analysis. London: Stiles 1939

Goldstein, K.: Human Nature in the Lights of Psycho-pathologie. Cambridge, Mass.: Harvard University Press 1940

Hansen, J.: Hypochondrie und Antrieb. Stuttgart: Enke 1969

Henderson, D., Gillespie, R. D.: A Text-Book of Psychiatry. London, New York: Oxford Univ. Press 1956

Holungshead, А. В., Redlich, F. C: Social Class and Mental Illness. A Community Study. New York: John Wiley & Sons 1958

Janet, P. M. F.: Les medications psychologiques. Paris:

Alcan 1919 Jones, E.: Essays in Applied Psycho-Analysis. Vol. 1.

London: Hogarth 1951

The Life and Work of Sigmund Freud. Vols. I and II.

New York: Basic Books 1955

Kehrer, F.: Über Hypochondrie. Z. Pt., 2,1929

Masserman, J. H.: The Practice of Dynamic Psychiatry. Philadelphia: Saunders 1955

Meyer, A. B: A. Lief (изд.): The Commonsense Psychiatry of Dr. Adolf Meyer. New York: McGraw-Hill 1948

Mullahy, Р. (изд.): A Study of Interpersonal Relations. New York: Hermitage Press 1949

Noyes, A. P.: Modern Clinical Psychiatry. Philadelphia: Saunders 1953

Opler, М. К.: Culture, Psychiatry and Human Values.

Springfield, 111.: Charles С Thomas & Co. 1956 Plügge, H.: Wohlbefinden und Mißbefinden. Tübingen:

Niemeyer 1962

Radö, S.: Psychoanalysis of Behavior. New York: Grüne &Stratton 1956

Ruffin, H.: Lieblichkeit und Hypochondrie. Nervenarzt, 30,1959

Selye, R: The Stress of Life. New York McGraw-Hill 1956

Sullivan, H. S.: Clinical Studies in Psychiatry. New York: Norton 1940a

Conceptions of Modern Psychiatry. New York: Norton 1940b

The Interpersonal Theory of Psychiatry. New York: Norton 1953

Szasz, Тн. S.: A Contribution to the Psychology of Bodily Feelings. Psychoanal. Quart., 26, 1957

Weidelhofer, H.: Zur Differentialdiagnose hypochon-drischer Syndrome. Med. Diss. Münster 1971

Weinstein, E. A.: Linguistic Aspects of Delusions. B: J. Masserman (изд.): Progress in Psychotherapy. Vol. III. New York: Grune & Stratton 1958,132-136

Weinstein, E. A., Kahn, R. L.: Denial of Illness. Springfield, 111.: Charles С Thomas & Co. 1955

Zilboorg, G., Henry, G. W: A History of Medical Psychology. New York: Norton 1941

 

ЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ОТКЛОНЕНИЙ В СЕКСУАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ. ВКЛАД ПСИХОАНАЛИЗА

Чарльз В. Сокаридес

I ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ: СЕМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ

Сегодня психоаналитики работают в условиях сексуальной революции; наиболее часто упоминаемым признаком этого является терпимость к отклонениям в сексуальном поведении. Как люди, разделяющие судьбу человечества, и как специалисты в области нарушений поведения, мы должны всерьез задаться вопросом, действительно ли то, что мы видим, является результатом терпимости в подлинном смысле, то есть свободы для каждого жить по собственной воле, ведь именно облигатные формы отклонений в сексуальном поведении детерминированы бессознательно, то есть человек здесь лишен свободы выбора.

В известной степени эта терпимость наблюдалась только в крупных городах, избавившихся от осуждения и отрицания. Некоторые священники полагают, что гомосексуализм не является больше «грехом» или «мерзостью», как сказано в Библии, а кое-кто из них даже выражает готовность проводить обряд венчания для гомосексуальных пар. Ряд политиков единодушны в том, что гомосексуальные акты не должны более рассматриваться как подлежащие наказанию, если они происходят между взрослыми людьми и по взаимному согласию. Различные социологи подтверждают, что трудности для гомосексуалистов в первую очередь создает общество, причем как в эмоциональной сфере так и в отношениях с окружением. Биологически ориентированные психологи заявляют, что нарушения в половой идентификации гомосексуалистов вызывает некая врожденная «биологическая сила», а часть антропологов рассматривает гомосексуализм как неизменную, устойчивую форму поведения людей. Воинствующие группировки гомосексуалистов провозглашают себя представителями «третьего пола»', существующего наряду с двумя другими. В соответствии с этой тенденцией к сексуальному уравниванию Американское психиатрическое общество 15 декабря 1973 года постановило вычеркнуть гомосексуализм из «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам». Я 2 полагаю, что это является попыткой устранить социальную несправедливость — закон должен предоставлять всем страдающим гомосексуализмом равные права.

Гомосексуализм принял размах эпидемии; по разным оценкам, количество гомосексуалистов в Соединенных Штатах составляет от двух с половиной до двадцати миллионов человек. Последнее число приводится гомосексуальными организациями, которые таким образом пытаются придать психиатрической проблеме статус меньшинств. В какой мере им удалось провести обычно более прозорливых членов нашего общества, показывает и тот факт, что за последние пять лет «гомофильные»

клубы появились в некоторых из наиболее знаменитых наших университетов, что официально подтверждает их равный статус с традиционными академическими группами (Socarides 1970).

В последнее время психиатрия все больше ощущает необходимость понять признаки, симптомы и происхождение этого состояния, а также методы его лечения. Для всех тяжелых расстройств, в том числе и для тех, что классифицированы как отклонения в сексуальном поведении, нашим медицинским школам требуются соответствующие места обучения, а практикующим медикам. — знания о психодинамике. Подобно психозам, которые прежде рассматривались как проявления моральною или духовного вырождения или же как конституциональная и необратимая патология, к гомосексуализму следует подходить со всей научной объективностью скорее как к эмоциональному расстройству или нарушению поведения, которое может и должно быть исследовано и излечено квалифицированными психотерапевтами. Гомосексуалист, независимо от степени его адаптации и способности функционировать в других сферах жизни, значительно ущемлен в самой важной из них — в сфере межчеловеческих отношений. Он не только испытывает страх перед женщинами и теряется, если вступает с ними в контакт как с группой или по отдельности, зачастую он таит сильную агрессию по отношению к мркчинам. Он словно испускает жалобный, тоскливый крик, взывая о симпатии и расположении, в которых ему постоянно отказывали в детстве.

Большинство гомосексуалистов страдает от чувства глубокой изоляции. Поскольку гомосексуалист может осуществить свое стремление к удовлетворению и сохранить тесную связь с матерью только путем последовательного избегания других женщин и поскольку он не испытывал близости к отцу, — потому ли, что тот ему в этом отказывал, вел себя враждебно или недостаточно нежно, — он всю жизнь страдает от сильного чувства одиночества. Гомосексуализм помогает ему обрести контакты с людьми, и он отчаянно пытается преодолеть свою глубокую изоляцию.

Одним из аргументов, сбивавшим нас с толку и приводившим в недоумение в отношении гомосексуализма, являлся вопрос: «Разве может состояние, наблюдаемое у столь многих способных людей, в том числе несомненно отмеченных печатью гения, состояние, ставшее, похоже, уже частью самой жизни и известное с античных времен, быть болезнью?» Я полагаю, сегодня мы уже знаем, почему гомосексуализм так широко распространен, существует с незапамятных времен и почему он затрагивает людей из самых разных социокультурных слоев. Это расстройство не делает различия по общественному стандарту, интеллектуальному уровню или достижениям тех, кто им страдает. Причина этого, на мой взгляд, без сомнения, состоит в том, что все мы когда-то были детьми; мы вынуждены были принять вызов, пройти через необычайные сложности процесса отделения и инди-видуации (от рождения до трех лет), чтобы обрести отдельное и независимое от наших матерей бытие. Фаза отделения и индивидуации 3 — столь же универсальный феномен человеческого развития, как и эдипова фаза (от трех до пяти лет). Многочисленные научные исследования показали, что гомосексуализм нельзя свести к гормональным, генетическим или наследственным причинам, но он не является и свободным выбором поведения. С этих позиций уже не кажется странным, что значительная часть населения оказалась неспособной достичь стабильной половой идентификации в соответствии со своей анатомией. Психоаналитические исследования показывают, что этот дефект в -развитии весьма вероятно является причиной и ядром последующего проявления гомосексуальности.

Те, кто настаивают на признании гомосексуализма в качестве нормальной формы половой жизни, а не нарушения поведения, задержки развития или иного дефекта, отражают стирание границ в социальном поведении, которое и так с разных сторон постоянно угрожает благополучию нашего общества.

Психолог как ученый должен сначала устранить заблуждение, господствующее в вопросе о гомосексуализме и других сексуальных отклонениях; он должен избавиться от страха и предрассудков, сопровождающих старания с научных позиций исследовать сексуальные процессы.

Большая часть психических проблем в сфере сексуальных отклонений была бы устранена, если бы удалось разграничить или классифицировать виды полового поведения, а именно те, что протекают в соответствии с паттерном нормального коитуса между мужчиной и женщиной, и те, что протекают по измененному паттерну сексуального возбуждения и оргазма. Это предложение впервые было сделано выдающимся психоаналитиком Шандором Радо (Radö 1949).

Стандартный паттерн коитуса между мужчиной и женщиной сформировался во взаимодействии нашего биологического (как представителей класса млекопитающих) и культурного наследия.

Для стандартного или нормального сексуального переживания характерно прежде всего то, что половой акт совершается между партнерами противоположного пола. Оргазм обычно достигается при проникновении пениса в вагину. Вместе с тем существует тенденция к смешению ощущений удовольствия, например орально-генитальных действий с другими сенсорными модальностями. Прикосновение, поцелуй, рассматривание нацелены на то, чтобы повысить степень возбуждения, предшествующего оргазму. Дефекация и мочеиспускание не входят в эту доставляющее сексуальное удовольствие деятельность. Наличие социальных и/или заботливых чувств — любви, радости, нежности — добавляют к удовольствию компонент, основанный на такого рода приятных переживаниях. Садизм, злость, страх, ярость, боль, ненависть, горе — короче говоря, все неприятные переживания организма — явно отсутствуют. Если они привносятся в сексуально мотивированное состояние, сексуальное удовольствие обычно снижается или элиминируется.

Люди, которые достигают оргазма исключительно в отсутствие взрослого партнера противоположного пола или только тогда, когда мужской член не проникает в женские половые органы, страдают расстройством сексуальной функции, сексуальным отклонением или измененным паттерном поведения.

Мы рождаемся в культурной системе-матрице, которая во взаимодействии с биологической предрасположенностью, связанной с нашей принадлежностью к млекопитающим, определяет паттерн нормального коитуса между мужчиной и женщиной. В рамках этого паттерна поведения, разумеется, существует множество индивидуальных здоровых вариаций сексуального возбуждения и выражения. Эти здоровые паттерны поведения содержат весь спектр личного опыта и особых пристрастий. Поскольку способов удовлетворения существует предостаточно, никто не может утверждать, что нормальный секс — это скучный секс.

II ВВЕДЕНИЕ

Определению гомосексуализма должны предшествовать определения сексуального, гетеросексуального и гетеросексуальности.

Слово «сексуальный» пришло из биологии, где оно обозначает форму размножения, в которой принимают участие две отличные друг от друга клетки. Этой форме размножения в эволюции предшествовало бесполое размножение или клеточное деление, в результате которого образуются две одинаковые клетки. Половое размножение явилось результатом образования двух разных клеток, генный материал которых стал основой всего эволюционного развития. Вначале сексуальная

деятельность была связана исключительно с размножением, в дальнейшем развитии ее функции расширились и включают в себя половое поведение, нацеленное на получение сексуального удовольствия. Лишь на этой последней стадии развития она стала независимой от цели размножения.

Поэтому гетеросексуальный выбор объекта можно рассматривать как выбор, определенный двумя с половиной миллиардами лет человеческой эволюции, как продукт половой дифференциации, изначально основанной просто на размножении, но затем расширенной за счет включения сексуального удовлетворения, то есть проделавшей путь от одноклеточного полового размножения через дифференциацию органов до развития двух отдельных индивидов, которые анатомически, эндокринологически и психологически во многом друг от друга отличаются, однако один к другому приспособлены.

У человека ни гетеросексуальный, ни гомосексуальный выбор объекта не является врожденным или инстинктивным. Выбор сексуальных объектов не предопределяется свойствами хромосом; и все же гетеросексуальный выбор объекта в высшей степени предопределен анатомией и подкреплен культуральным и внешнесре-довым давлением. Он поддерживается общими для всех людей представлениями о партнерстве, традиции семейной жизни, а также о взаимодополнении и противоположности двух полов.

От рождения до смерти все нацелено на сохранение комбинации мужского и женского. Эта тенденция, как уже говорилось, обусловлена не только культурой, но и предначертана анатомически, она поощряется также институтами брака, общества и семьи как основы нашей жизни. Когда мы говорим «предначертана анатомически», мы не имеем в виду, что выбор индивида противоположного пола (гетеросексуальность) является инстинктивным, это означает, что мы должны рассматривать человека как биологическое существо, возникшее в процессе эволюции и нацеленное на выживание.

У человека в силу чрезвычайной развитости мозга огромную роль при выборе лиц и/или объектов, вызывающих сексуальное возбуждение и оргазмическую разрядку, играет — как осознанная, так и неосознанная — мотивация. Там, где массивные детские страхи нарушают и разрушают стандартный паттерн мужское—женское, стремление достичь оргазмическои разрядки приводит к образованию паттерна мркское— мркское или женское—женское (гомосексуальности). Ранние бессознательные страхи ответственны не только за последующее развитие гомосексуализма, но и за все другие измененные паттерны сексуального поведения.

Гомосексуализм, следовательно, можно определить как сексуальную деятельность между лицами одного пола. Она представляет собой измененный паттерн полового поведения, поскольку осуществляется не между мркчиной и женщиной, поскольку не включает в себя проникновение мужского органа в женский в тот или иной момент перед оргазмом и, разумеется, она неэффективна с точки зрения размножения. Психиатрам хорошо известны и другие виды измененного паттерна сексуального поведения: фетишизм, вуаейризм, эксгибиционизм, педофилия и т.д. Общим признаком людей, страдающих от подобных состояний, является неспособность совершить нормальный половой акт между мужчиной и женщиной; поэтому они пытаются достичь оргазмическои разрядки с помощью эрзаца. Таким образом, в узком смысле слова гомосексуализм — это измененный паттерн сексуального поведения, к которому обращаются лица одного пола с целью достичь оргазмическои разрядки.

Если человек неоднократно и в силу внутренней необходимости вступает в сексуальный контакт с лицами того же пола, его можно рассматривать как гомосексуалиста. Характерно то, что, будучи вынужденным поступать иначе — если такое вообще возможно, — он испытывает очень мало удовольствия или не испытывает его вовсе.

ИСТОРИЯ

Взгляд на природу гомосексуализма, возникающего на основе опыта, изложен Фрейдом в 1905 году в «Трех очерках по теории сексуальности». Фрейд, Задгер и Ференци исследовали взаимосвязь между детской сексуальностью, перверсией и неврозом и пришли к выводу, что невроз есть обратная сторона перверсии. Примерно в 1910 году первыми из исследователей-психоаналитиков они определили основные психологические факторы развития, ведущие к гомосексуализму. Они установили, что будущий гомосексуалист на самых ранних стадиях развития очень сильно фиксируется на матери. Избавившись от этой привязанности, он продолжает идентифицировать себя с матерью, при этом нарниссически выбирая себя в качестве объекта любви. Как следствие он ищет мужчину, который был бы похож на него и которого он пытается любить так, как он бы хотел, чтобы его самого любила мать. Психоаналитические исследования причины и развития этого нарушения, а именно необычайно сильной фиксации на матери, из-за чего не происходит полного отделения от матери и возбуждение нарциссическим образом переносится с женщин на мужчин, указывают на неразрешимый эдипов конфликт.

Фрейд считал, что последние детерминанты в направлении гомосексуальности добавляются в подростковом возрасте, когда происходит «революция в психической экономике». Когда подросток должен заменить мать другим сексуальным объектом, он может выбрать объект одного с ним пола. Кроме того, трудности при формировании мужской идентификации усиливает наличие холодного, жестокого отца.

Клинические работы того времени чуть ли не исключительно сосредоточивались на неспособности разрешить эдипов комплекс как причинном факторе гомосексуализма. Сам Фрейд не был удовлетворен применением эдиповой теории в качестве окончательного ответа и подчеркивал необходимость искать другие детерминанты, которые бы объясняли ответственные за гомосексуализм психические механизмы.

Фрейд полагал, что гомосексуализм есть задержка и диссоциация психосексуального развития, патологическое следствие эдиповой фазы.

Аналитические исследования к тому моменту не обнаружили ни одного генетического или структурного признака, который можно было бы приложить ко всем или хотя бы к большинству случаев гомосексуализма. Фрейд писал, что задачей будущих исследователей является установить, какие генетические факторы ответственны за гомосексуализм, изучить терапевтические проблемы, присущие лечению гомосексуализма, и исследовать связи между половым влечением и выбором объекта при гомосексуальном поведении.

Пытаясь провести строгую разграничительную линию между нормальным и патологическим поведением, Фрейд столкнулся с большими сложностями. Он говорил, что в тех случаях, когда обязательно имеет место исключительная фиксация, мы вправе назвать гомосексуализм патологическим симптомом. Фрейд придерживался мнения, что конституциональные факторы должны играть определенную роль в гомосексуализме, но он также говорил, что аналогичную роль они играют при любом психическом нарушении. Это ни в коей мере не означает отрицание психологических факторов, ответственных за диспозицию к гомосексуальности. Фактически тем самым он подчеркивал эти сохраняющие свою силу факторы развития 4.

ТИПЫ ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МОТИВАЦИИ

Примерно семьдесят лет назад Фрейд предложил классификацию, основанную на мотивации — как сознательной, так и бессознательной, — и учитывавшей также внешнесредовые факторы, например недоступность другого пола. В 1905 году он выделил три категории гомосексуалистов:

1. Полностью инвертированные, сексуальные объекты которых относятся исключительно к их собственному полу и неспособные совершить половой акт с человеком противоположного пола или испытать при этом какое-либо чувство удовольствия. (Многие психиатры и исследователи-психоаналитики считают, что в основе этой неспособности лежит страх или тревога.)

2. У инвертированных индивидов с двухсторонней ориентацией сексуальный объект в равной степени может относиться к тому же полу или к противоположному, поскольку этот вид инверсии лишен свойства исключительности.

3. У случайно инвертированных недоступность нормального сексуального объекта может привести к тому, что они выбирают в качестве сексуального объекта лицо того же пола.

Дальнейшее исследование показывает, что гомосексуальность следует классифицировать по трем основным рубрикам: облигатный (истинный) гомосексуализм, эпизодическое гомосексуальное поведение и скрытая гомосексуальность.

Облигатный (истинный) гомосексуализм

Этот тип по своей природе является «репаративным» (см. прим. 5) и выражается в нарушении паттерна нормального течения вследствие ранних (детских) страхов. Он возникает в результате компенсаторных процессов, которые в основном являются бессознательными, и характеризуется высокой степенью жесткости. Индивид при любых обстоятельствах ориентирован на гомосексуальные отношения с целью достичь полного оргазмического удовлетворения. И хотя в некоторых обстоятельствах он может оказаться вынужденным совершить гетеросексуальный половой акт, получить таким образом удовлетворение для него невозможно. Можно показать, что оргазмическая потребность, направленная на лиц того же пола, основывается на самых ранних конфликтах детства и представляет собой психологический процесс восстановления, помогающий смягчить и утолить психическую боль. Это соответствует биологическому процессу восстановления ткани как реакции на термическое, бактериальное или токсическое воздействие или иные формы физиологических вредностей.

Гомосексуальная активность мотивируется бессознательно, она основана на страхе, негибка и стереотипна. У многих, если не у большинства таких людей, невозможность осуществить свои гомосексуальные наклонности вызывает невыносимую тревогу. Этот тип гомосексуалистов навязчивым образом должен совершить половой акт. Если он этого не делает, то страдает от тревоги, достигающей такой интенсивности, что его психическая организация и функционирование оказываются под угрозой. Его желание бывает порой настолько сильным, что его можно сравнить с зависимостью наркомана. Поэтому очень часто гомосексуальный симптом можно рассматривать как чрезвычайно сложную форму реакции, которая служит сохранению патологического душевного равновесия у индивида, страдающего сильнейшим расстройством.

Исследователю поведения гомосексуальный акт часто представляется жизненно необходимым средством реинтеграции Я. Как поясняют некоторые пациенты, «все очень просто — получаешь заряд мужественности и вновь в полном порядке. Словно при инъекции морфия, избавляешься от тревоги, боли, напряжения, депрессии, одиночества; ты снова в норме, все вновь функционирует». Это полностью противоречит тяжелому душевному недугу и патологии, которая вскрывается при клиническом обследовании в процессе психоанализа, необходимого для того, чтобы отыскать истоки этого состояния.

Патологическое качество острой, сопровождающейся огромным напряжением депрессии гомосексуалиста — наряду с нарастающей тревогой — угрожает его душевному равновесию, если не удается быстро наладить контакт. Он не способен сублимировать или отвлечься, что так часто сдерживает импульсивное или деструктивное поведение у нормальных и некоторых невротических личностей. Такая настоятельная необходимость найти партнера для полового акта бросается в глаза как при мужском, так и при женском гомосексуализме и является одним из признаков облигатной (истинной) открытой гомосексуальности.

Таким образом, открытая облигатная гомосексуальность мотивирована стремлением компенсировать чувства тревоги, вины, боль или травму; она приводится в действие ранними бессознательными страхами, отличается упорством и стереотипностью и является единственной формой, которую можно рассматривать в качестве истинной гомосексуальности.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 102; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты