КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Начале XX векаОсновные черты социально-политическойи идейной жизни Румынии.В 1859 г. произошло объединение Дунайских княжеств, под руководством князя Александру Иоана Кузы сформировалось единое Румынское государство. Это важное в истории румынского народа событие было подготовлено предшествующими социально-экономическими и политическими процессами. С конца XVIII в. появляются ростки капиталистического уклада, которые в последующие десятилетия набирают силу. Но этот процесс идет медленно, ибо княжества начиная с XVI в. находились в вассальной зависимости от Османской империи. Постепенно нарастает борьба народных масс и нарождающейся буржуазии против феодальных порядков и национального гнета. К наиболее крупным выступлениям в XIX в. относится движение под руководством Тудора Владимиреску (1821). В 1848 г. в Молдавском княжестве развертывается оппозиционное и революционное движение, а в Валахии и Тран-сильвании происходит революция, имевшая буржуазно-демократический и национально-освободительный характер. Однако из-за слабости и разрозненности революционных сил, а также вмешательства Турции и царской России она потерпела поражение. После 1859 г. кардинальное значение для развития Румынии имели аграрная реформа 1864 г., отменившая барщину и другие феодальные повинности, и провозглашение в 1877 г. государственной независимости. В результате этих изменений Румыния стала приобретать облик буржуазной страны, хотя и весьма отсталой. Свыше 80% ее населения проживало в деревне. Развивалась промышленность, особенно после 1877 г., когда в стране развернулась промышленная революция. Постепенное укрепление буржуазных отношений в аграрном секторе экономики привело к росту сельскохозяйственного производства. В 60—70-х годах XIX в. оформились политические партии господствующих классов. Либеральная партия выражала в основном интересы буржуазии. Выразительницей взглядов класса помещиков выступала консервативная партия. Экономические и политические интересы наиболее влиятельных кругов румынской буржуазии тесно переплетались с устремленностью крупных землевладельцев. В 1866 г. князь Куза был свергнут в результате государственного переворота, в осуществлении которого объединилась оппозиция его власти и справа, и слева (союз этих разнородных сил, устранивших Кузу, вошел в историю под названием «чудовищной коалиции»). В том же году организаторы переворота предложили румынскую корону иноземцу — Карлу Гогенцоллерну-Зигма-рингену, представителю боковой ветви прусского королевского дома. Становление новых социально-экономических структур, переплетение буржуазных и полуфеодальных методов эксплуатации делали положение трудящихся Румынии неимоверно трудным. Особенно жесткому гнету подвергались жители деревень, где господствовала отработочная система. Недовольство крестьян время от времени выливалось в восстания. Самые крупные из них произошли в 1888 г. и особенно в 1907 г. Все более организованной становилась борьба рабочего класса, процесс формирования которого ускорился в конце XIX в. В 60-е годы XIX в. появились его профессиональные организации. В середине 70-х годов зарождается социалистическое движение, которое вскоре начинает переходить на позиции марксизма. Социал-демократическая партия была создана в 1893 г. Изменения й экономической и социальной сферах, а также в международном статусе Румынии наложили свой отпечаток и на существовавшие в стране идейно-политические течения в виде либерализма, консерватизма, разного рода националис-
тических концепций. В противовес им развивались течения, выражавшие интересы и потребности трудящихся масс,— революционный демократизм, а затем и марксистская общественная мысль. Все эти процессы так или иначе отразились и в сфере историографии. Развитие исторической науки. Традиции историографии Румынии нового времени связаны с деятельностью летописцев XVII в. и историков Константина Канта-кузино (около 1640—1716 гг.), Дмитрия Кантемира (1673—1723). Глубокий след в румынской историографии оставила ар-дяльская школа (вторая половина XVIII— начало XIX в.). Ее главными представителями были Самуил Мику (1745—1806), Георге Шинкай (1754—1816), Петру Майор (около 1761 —1821 гг.). Передовая историческая мысль Румынии черпала идеи из историографического наследия революционера-демократа Николае Бэлческу (1819—1852). В истории он искал опору для своей революционной деятельности, направленной на свержение феодальных порядков, избавление народа от чужеземного ига, объединение Дунайских княжеств. Бэлческу понимал историю как процесс, развивающийся по восходящей линии; он уделял большое внимание изучению социально-экономических проблем, роли народных масс и классовой борьбы. Этими идеями пронизаны его труды «История румын во время Михая Храброго»1, «Экономические проблемы Дунайских княжеств», «Развитие революции в истории румын» и др. Вместе с А. Т. Лаурианом Бэлческу издает в 1845—1851 гг. журнал «Исторический вестник для Дакии» («Magazin istoric pentru Dacia»), в котором были опубликованы важные источники по истории Валахии. Большое влияние на развитие румынской историографии оказало научное творчество Михаила Когэлничану (1817— 1891). Еще, обучаясь в Германии, в 1837 г. он публикует труд «История Валахии, Молдовы и Трансдунайских валахов» 2; по возвращении на родину издает в 1845—1847 гг. первый в Дунайские княжествах исторический журнал «Румынский архив» («Arhiva romàeasca») и «Летописи Молдавии» (в 3 т.; 1845—1852) 3. Когэлничану первым начинает читать в Михайлянской академии в Яссах курс лекций по национальной истории. Стоя на позициях буржуазного демократизма, Когэлничану подчеркивал роль народных масс в истории. В 1848 г. он принял участие в революционном движении в Молдавском княжестве. Бэлческу и Когэлничану заложили основы румынской историографии. Ее дальнейшее развитие приходится на период после объединения Запрутской Молдовы и Валахии и создания Румынского государства. Возрастание роли исторической науки в Румынии выразилось в усилении внимания к ней со стороны официальных кругов и общественных сил страны. В 1867 г. организуется Академическое общество, которое с 1879 г. превращается в Румынскую академию. Ее историко-археологи-ческая секция занималась публикацией исторических источников, изданием работ средневековых и современных авторов, популяризацией истории, организацией археологических раскопок, охраной памятников старины. Результаты исследований печатались в «Анналах Румынской академии» («Analele Academiei Romane»), а с 1886 г.— в специальном органе «Труды исторической секции» («Memoriile sectionii istorice»). 1 Bälcescu N. Istoria românilor sub Mihai-Vodä Viteazul. Bucuresti, 1878. 2 Kogälniceanu M. Histoire de la Valachie, de la Moldavie et des Valaques transdanubiens. В., 1837. 3 Letopisetele tärii Moldova. Lasi, 1845— 1852. V. I—III.
В 1882 г. Г. Точилеску основал «Журнал по истории, археологии и филологии» («Revista pentru istorie, arheologie ci filologie»), который выходил до 1909 г. Исторический журнал «Траяна Колонна» («Соlumna lui Traian») издавался в 1870— 1877 гг., в 1882—1883 гг.— под руководством Б. П. Хасдеу. При Ясском и Бухарестском университетах были созданы кафедры румынской истории и всеобщей истории. В 1864 г. организуется Национальный музей древностей. Историко-археологичес-кие музеи или секции появляются и в других городах. Большое внимание уделялось публикации источников, улучшению качества их издания. Из наиболее крупных коллекций исторических источников следует отметить коллекцию Хурмузаки 4. Она содержит документы из зарубежных архивов. В 1889—1909 гг. было осуществлено издание документов об истории создания Румынского государства («Акты и документы, относящиеся к истории возрождения Румынии»5); в 1902—1910 гг. опубликована коллекция «1848 год в румынских княжествах»6; в 1907—1908 гг.— коллекция «Акты и законы, касающиеся аграрного вопроса» 7. В Трансильвании интенсивную историческую работу проводило Трансильванское общество румынской литературы и культуры румынского народа «Астра», созданное в 1861 г. Основные течения в историографии.Волновавшие румынское общество вопросы решались историками в зависимости от их теоретико-методологической ориентации и принадлежности к различным историческим школам. В период революционного подъема 40-х годов зародилась романтическая историография, связанная с именем Н. Бэлческу и М. Когэлничану. Она формировалась под влиянием в основном французской и немецкой историографии. После 1848 г. школа романтизма претерпела определенные изменения, но продолжала господствовать в румынской историографии примерно до 70-х годов XIX в. Самым выдающимся представителем послереволюционного романтизма был Богдан Петричейку Хасдеу(1836—1907). Высшее образование он получил в Харьковском университете. Хасдеу был разносторонним ученым — не только крупнейшим в Румынии историком, но и виднейшим лингвистом, фольклористом, правоведом, экономистом. Его знали далеко за пределами Румынии. Хасдеу заложил основы научной археологии в стране, стал первым крупным румынским славистом. В своих трудах, основанных на многочисленных и разнообразных отечественных и зарубежных источниках, Хасдеу осветил в основном проблемы древней и средневековой истории Румынии. Трактуя историю с позиций идеализма, он в то же время отмечал и роль социально-экономических факторов в жизни общества, стремился выявить причинно-следственные связи в историческом процессе, подчеркивал роль народных масс, важность изучения их обычаев. Хасдеу считал, что источники — «единственный авторитет» для историка, что «здание истории» необходимо возводить, держа в руках «горящий факел критики». Он отмечал, что историк должен сочетать в себе качества не только ученого, но и художника, не проводя, однако, четкой грани между наукой и искусством. Эти принципы нашли отражение в его монографии «Иоан Водэ Лютый» ( 1865)8. Она была посвящена господарю, проводившему в 1572—1573 гг. антибоярскую политику, к которой Хасдеу относился одобрительно. Опубликование этой работы в момент осуществления аграрной реформы 1864 г. должно было, по идее автора, помочь князю Кузе преодолеть сопротивление боярской оппозиции. С наибольшей силой талант ученого проявился в двухтомной фундаментальной «Критической 4 Documente privitoare la istoria romвnilor culese de Eudoxiu Hurmuzaki. Bucuresti, 1876— 1942. V. 1—45. 5Acte ci documente relative la istoria rena-scerii Romaniei. Bucuresti, 1889—1909. V. 1 — 10. 6 Anul 1948 оn Principatele Romane. Bucuresti, 1902—1910. V. 1—6. 7 Acte si legiuiri privitoare la chestia {arвnea-scд. Bucuresti, Ploiesti, 1907—1908. V. 1 — 12. 8 Haзdeu В. P. loan Vodд eel Cumplit. Edifie si cuvоnt оnainte de C. Mohanu. Bucuresti, 1968.
истории румын», вышедшей в 1873— 1875 гг.9 В ней освещены вопросы формирования в XIV в. Валашского и Молдавского княжеств. В 1864—1865 и 1867 гг. Хасдеу издает «Исторический архив Румынии» («Archiva istoricа a Romвniei»), в котором увидели свет ценнейшие документы по средневековой истории страны. Видными представителями послереволюционного романтизма были основатель научной археологии в Румынии А. Одо-беску, трансильванский историк А. Папиу-Илариан и др. Во второй половине XIX в. румынская историография испытала воздействие позитивизма. На концепцию и методы исследований румынских ученых оказали влияние О. Конт, Г. Т. Бокль, Г. Спенсер. Распространению идей позитивизма в румынской историографии способствовала деятельность литературного общества «Жунимя», основанного по инициативе Т. Майореску в Яссах в 1863 г. Член этого общества М. Эминеску выразил его кредо так: «...неправда не становится правдой от того, что она национальна». Жунимисты остро критиковали тех деятелей, которые под прикрытием патриотических лозунгов искажали историческое прошлое страны. Но при этом они стояли на идеалистических и нередко консервативных позициях. Самым крупным румынским историком, имевшим в молодые годы отношение к обществу «Жунимя», был Александру Димитрис Ксенопол(1847—1920). Высшее образование он получил в Германии, где учился у Моммзена и Ранке. Большое влияние на него оказали произведения Гизо. Главным произведением Ксенопола является «История румын от Траянской Дакии» 10 — первый в румынской историографии обобщающий фундаментальный шеститомный труд, охватывающий период с древнейших времен до 1859 г. Содержащиеся в нем оценки и выводы сделаны на основе анализа комплекса факторов: политических, экономических, социальных, культурных, идеологических, моральных, которые автор старался, по его словам, объединить «в соответствии с общим ходом развития народа». Позднее Ксенопол написал еще два тома, посвященные правлению князя Кузы (1859—1866), и два тома истории политических партий в Румынии, а также другие работы. Ксенопол оставил значительное теоретическое наследие. В 1899 г. в Париже вышла его работа «Основные принципы истории», переизданная с добавлениями через несколько лет под названием «Теория истории»11. Под влиянием неокантианства Ксенопол подчеркивал, что история — наука об индивидуальном. Ряд последовательных, никогда не повторяющихся явлений и фактов образует, согласно его взглядам, «историческую серию». Она конструируется не из произвольно выбранных явлений, а при помощи элемента причинной связи, выполняющего в серии функцию, схожую с функцией обобщения в сфере повторяющихся явлений, которые исследуются естественными науками. Ксенопол в некоторой мере признавал роль материального фактора в истории и писал, что материальные условия являются непременным условием интеллектуального развития народа. Однако прогресс ставился им в зависимость в первую очередь от расы и географической среды. Движущей силой развития человечества Ксенопол считал в конечном счете идеи и их носителей. Дальнейший шаг в развитии буржуазной историографии в Румынии связан с деятельностью «критической школы», основанной в конце XIX в. И. Богданом, Д. Ончулом и Н. Йоргой. Она принадлежала к позитивистскому течению в историографии. Но не исчез и романтизм. В конце XIX — начале XX в. позитивизм, представленный главным образом «критической школой», и романтизм сосуществовали как разные историографические течения. Историки «критической школы» стремились придать историческому исследованию большую научность. Этой цели они 9 Нasdеи. В. P. Istoria critica a romвnilor din ambele Dacie. Bucuresti, 1873—1875. V. 1—2. 10 Xenopol A. D. Istoria romвnilor din Dacia Traianд. Iasi, 1888—1893. V. 1—6. 11 Xenopol A. D. Les principes fondamentaux de l'histoire. P., 1899; Idem. La thйorie de l'histoire. P., 1908.
предполагали достигнуть с помощью интенсивного выявления источников, прежде всего письменных, строгого их критического анализа в соответствии с требованиями более совершенной методики. Было усилено внимание к фактической стороне исследований, расширению их проблематики, специализации, развитию вспомогательных исторических дисциплин. Однако углубление исследований по отдельным направлениям исторического прошлого было сопряжено с таким отрицательным явлением, как ослабление внимания ученых к теоретико-философским обобщениям. Димитрие Ончул(1856—1923), профессор истории Румынии Бухарестского университета, окончил Черновицкий университет, проходил специализацию в Вене, где получил хорошую подготовку в области источниковедения. Он организовал семинар («самый методичный из семинаров», по выражению Н. Йорги), в котором сформировалась большая плеяда румынских историков. Ончул придерживался идеалистической исторической концепции. По своим политическим убеждениям он был консерватором, монархистом, что нашло отражение и в его трудах. Наиболее значительное исследование Ончула — «Происхождение румынских княжеств» (1899) 12. Он внес в румынскую историографию хорошо отточенную технику изучения и интерпретации источников. Иоан Богдан(1864—1919), профессор славистики Бухарестского университета, окончил Ясский университет, проходил специализацию по славянской истории и филологии в Вене, Петербурге, Москве, Кракове. Заслуга Богдана заключается в том, что он создал научную школу славистских исследований в Румынии. В Бухарестском университете он руководил кафедрой славянских языков. Победе в румынской историографии нового критического направления Богдан способствовал прежде всего изданием на высоком научном уровне большого числа документов — старославянских, русских, польских и др., сопровожденных компетентными комментариями, с помощью которых был внесен ценный вклад в изучение средневековой истории княжеств Молдавии и Валахии. Наиболее важными из его публикаций являются «Древние молдавские летописи до Уреке» (1891), «Неизвестные летописи, касающиеся истории румын» (1895), «Документы времени Штефана Великого» (1913) 13 и др. В работах Богдана проявились элементы материалистической интерпретации, стремление к выявлению социальной структуры общества, классового характера исторических событий. Подчеркивая роль народных масс в истории, проявляя симпатию к крестьянам, Богдан осуждал действия бояр. В начале 90-х годов XIX в. начинается научная деятельность Николае Йорги(1871 —1940), который позже стал одной из наиболее ярких фигур в румынской историографии. Он был широко известен далеко за пределами Румынии. Йорга был учеником Ксенопола, учился в Париже, Берлине, Гейдельберге, Лейпциге. В 1894 г. он стал профессором Бухарестского университета. Он создатель Института юго-восточных европейских исследований (1914). Библиография трудов Йорги насчитывает 1003 книги, 12 755 статей и 4963 рецензии 14. В их число входят работы по истории Румынии и всеобщей истории, а также по истории литературы. Историческая концепция Йорги была идеалистической и эклектичной. Движущей силой истории он считал духовное начало, включающее, по его мнению, особые свойства расы и чувство национальной общности, которые являются постоянными факторами. Йорга недооценивал классовое расслоение феодального общества. Йорга издал многочисленные документы, извлеченные из зарубежных архивов. Они основательно обновили документальную базу исследований по истории 12 Onciul D. I. Serien istorice. Bucuresti, 1968. V. 1. P. 560—715, 131—260. 13 Bogdan I. I. Vechile cronici moldovenesti pоnа la Ureche Bucuresti, 1891; idem. Cronice inedite atingatoare de istoria romanilor. Bucuresti, 1895; idem. Documentele lui Stefan cel Mare. Bucuresti, 1913. V. 1 — 12. 14 Enciclopedia istoriografiei romanesti. Bucuresti, 1978. P. 183.
Румынии. Первый крупный и обобщающий труд Йорги по истории Румынии «История румынского народа в рамках его государ-ствообразования» 15 был написан по предложению Лампрехта и вышел в 1905 г. на немецком языке. В 1907 г. в Лондоне была опубликована его «Византийская империя», а в 1908—1913 гг. в Готе — пятитомная «История Османской империи» и много других крупных работ, посвященных истории Румынии, балканских государств, крестовых походов и т. д. В своих трудах Йорга стремился связать историю Румынии с историей других стран и народов Европейского континента. Многое из того, что сделал Йорга в рассматриваемый период в смысле издания источников, ликвидации белых пятен в исторической науке, постановки важных исследовательских проблем, выдвижения оригинальных точек зрения, вошло в фонд не только румынской, но и европейской историографии. Принципиально важное значение для развития румынской историографии имело зарождение в Румынии марксистской исторической мысли. Ее первые шаги связаны с именами Константина Доброджану-Гери(1855—1920), Иоана Надежде(1854— 1928) и других социалистов, которые пропагандировали в рабочей прессе учение марксизма, пытались применять его к анализу исторического прошлого Румынии. Нэдежде написал несколько небольших работ, посвященных истории права и некоторым деятелям феодальной Молдавии. В начале XX в. он порвал с рабочим движением и перешел в ряды либеральной партии. Что касается работ Доброджану-Гери, то они оказали более серьезное влияние на общественно-политическую мысль страны. Речь идет о таких его работах, как «Чего хотят румынские социалисты?» (1886), «Материалистическая концепция истории» (1892) 16. В них автор пропагандировал материалистическое понимание истории и теорию классовой борьбы. В начале XX в. Доброджану-Геря написал еще несколько работ, среди которых самая крупная — «Неокрепостничество. Экономико-социологическое исследование нашей аграрной проблемы» 17. Аграрные отношения рассматривались им на фоне социально-экономического иполитического развития Румынии конца XIX — начала XX в. Однако, определив аграрный строй страны как неокрепостнический, Геря допустил ошибку. Он весьма противоречиво оценивал в этой работе характер социально-экономического развития Румынии: то утверждал, что в ней развивается капитализм, то заявлял, что страна «не вышла еще из стадии средневекового развития». Геря абсолютизировал значение влияния капиталистических государств Запада на Румынию, считая, что важнейшие социальные и политические события произошли исключительно благодаря воздействию на нее развитых западных стран. Он отрицал необходимость революции, высказываясь за эволюционный путь развития страны. Вклад в марксистскую интерпретацию новой истории Румынии внес один из видных руководителей рабочего и социалистического движения Румынии начала XX в.— Христиан Раковский. Он автор брошюры «Сорок лет нищеты, рабства и позора» 18, выпущенной по случаю юбилея правления румынского короля, а также работы, посвященной истории румынской олигархии 19. Главные темы исследований.Румынские историки сосредоточили основное внимание на изучении тех процессов и событий национальной истории, которые стали важнейшими вехами на пути зарождения и развития единого Румынского государства. Одним из наиболее дискутируемых вопросов в румынской историографии 15 Iorga N. Geschichte des rumanischen Volkes im Rahmen seiner Staatsbildungen. Gotha, 1905. V. 1—2. 16 Dobrogeanu-Gherea C. Conceptia materialists a istoriei // Opere complete. Bucuresti, 1976. V. 2. P. 213—244. 17 Dobrogeanu-Gherea С. Neoibagia. Studiu economico-sociological problemei noastre agrare // Opere complete. Bucuresti, 1977. V. 4. 18 Patruzeci de ani de sдrдcie, de robie si rusine. Galati, 1906. 19 Racovski C. Din reginul arbitrariulii si lasitii (Contributii la istoria oligarhiei romane). Bucuresti, 1909.
исследуемого периода был вопрос о характере восстания 1821 г. под руководством Т. Владимиреску. Первая крупная работа на эту тему «История румынской революции 1821 г.» опубликована в 1874 г. Ее автор — Константин Д. Арическу. События 1821 г. представлены им только как борьба против греков-фанариотов, грабежами доведших народ до отчаяния. Наиболее распространенной была концепция А. Ксенопола, согласно которой Т. Владимиреску почти с самого начала преследовал цель освобождения крестьян от боярского ига, и лишь позднее направление движения изменилось, восстание приобрело национально-освободительный характер. В трудах Йорги Т. Владимиреску представлен как «защитник бедных». Проводя эту идею, Йорга не учитывал факты, свидетельствующие о связи Т. Владимиреску с греческой Гетерией и об антиосманской направленности его движения. Другим крупным событием, привлекшим внимание историков, была революция 1848 г. Трансильванский общественный деятель и историк Д. Барициу посвятил ей один из трех томов «Избранных страниц истории Трансильвании за двести лет» (1889—1891). Считая революцию 1848 г. в Трансильвании составной частью европейской революции, Барициу усматривал причину ее возникновения в феодальной эксплуатации крестьян и «духовном крепостничестве», под гнетом которого находилось национальное большинство Трансильвании. По мнению Ксенопола, революция 1848 г. явилась «делом либеральной партии», которая всеми средствами старалась способствовать осознанию народными массами своего положения. Трансильванскую революцию Ксенопол объяснял преимущественно теми же причинами, что и Барициу. Йорга осветил события 1848 г. в ряде работ, в том числе в «Истории румын Трансильвании и Венгрии» (1906, 1915). По его мнению, революции, как таковой, ни в Молдове, ни в Валахии не произошло. Были лишь волнения, вызванные революцией во Франции. Только в Трансильвании он допускал наличие «внутреннего фактора» — «социальное недовольство миллиона румынских крестьян». В целом буржуазная историография, освещая 1848 г., не вышла за пределы описательства, простого воссоздания хода событий. Ей не удалось правильно определить главную причину и движущую силу событий 1848 г. Объединение Молдовы и Валахии в 1859 г. по праву рассматривается в историографии как одно из важных событий в истории румынского народа. Наибольшего внимания заслуживают работы А. Д. Ксенопола «Правление Куза-Водэ» (1903) и Н. Йорги «История объединения княжеств» (1909). Как и большинство румынских исследователей, они рассматривали объединение княжеств в культурном и политическом аспектах, не выявляя его социально-экономических корней. В такой трактовке объединение представляется в большей мере как результат действия ограниченного круга энтузиастов и благоприятной внешнеполитической обстановки, в частности содействия Наполеона III. 9 мая 1877 г. Румыния провозгласила свою независимость от Турции и выступила на стороне России в начавшейся русско-турецкой войне 1877—1878 гг. О войне за независимость написаны сотни книг, статей, брошюр как историками, так и военными, дипломатами, политическими деятелями. Было опубликовано множество мемуаров непосредственных участников военных действий. Оценки, содержащиеся в книге А. Д. Ксенопола «Войны между русскими и турками и их влияние на румынские княжества» (1880), несут отпечаток обострившихся после 1878 г. русско-румынских отношений. Подробная информация о военных действиях, русско-румынских отношениях, румынской армии содержится в труде коллектива авторов «История войны 1877— 1878. Участие румын в этой войне» (1897). Н. Йорга в годы первой мировой войны издал ряд работ, посвященных внешней политике Румынии в 70-х годах. Они написаны с учетом тогдашней ориентации страны на Антанту. В целом для румынской историографии рассматриваемого периода характерны игнорирование того факта, что только вооруженная поддержка со стороны России предопределила успешный исход освободительной борьбы румын, недооценка вклада народных масс в войну за независимость. Вне поля зрения исто-
риографии остались социально-экономические аспекты войны. К началу XX в. в румынской историографии наблюдалось возрастание интереса к социальной тематике. Объяснялось это прежде всего вниманием к эволюции аграрных отношений в стране. Многочисленные феодальные пережитки, сохранившиеся в румынской деревне, препятствовали развитию страны, усугубляли тяжелое положение крестьян. Доведенные до отчаяния, в 1907 г. они восстали. Развернувшаяся в румынской историографии полемика отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию и интересы различных классов. Крупным историком либерального направления, выступившим по этой проблеме, был Раду Росетти(1848—1910), им опубликованы работы «Земля, крестьяне и землевладельцы в Молдавии» (1907), «Почему восстали крестьяне» (1907). Считая, что главным виновником восстания крестьян в 1907 г. являлись «эгоизм, жадность и наглость, беззаботность правящего класса», он выступил за ограничение крупной земельной собственности и передачу крестьянам за выкуп около 60% помещичьих земель. Видный представитель консервативного направления Георге Пану(1848— 1910) опубликовал в 1910 г. работы «Исследование о положении крестьян в прошлом» и «Попытка исторической мистифи-кации», где в полемике с Р. Росетти он старался доказать «историческое право» существования помещичьей собственности (изначальна не крестьянская, считал он, а помещичья собственность). Схожие выводы сделал К. Джуреску. По его мнению, крепостничество в Дунайских княжествах явление не новое; оно якобы наблюдалось и до XIV в. Однако К. Джуреску, как и Г. Пану, не учитывал факт широкого распространения в средневековье свободных крестьянских общин и преувеличивал степень распространения крепостничества. Экономической стороне аграрного вопроса посвящены работы В. Когэлничану, Г. Д. Крянгэ и других авторов. Итак, конец XIX — начало XX в. были для румынеКой историографии периодом ее становления как науки. Она прошла путь от разрозненных исследований отдельных ученых до первых крупных обобщающих трудов, основанных на широкой источниковой базе и представлявших целостную концепцию национальной истории. В это время формировались как ученые и творили такие крупнейшие историки европейского масштаба, как Б. П. Хас-деу, А. Д. Ксенопол и Н. Йорга. Они так же, как и многие другие, внесли вклад в разработку проблем всеобщей истории. С конца XIX в. начинает развиваться марксистская историческая мысль.
|