КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Польская историография начала XX векаКризис позитивизма. Новые направления в историографии. В конце XIX — начале XX в. польские земли по-прежнему оставались под властью России, Австро-Венгрии и Германии. В условиях империализма на польских землях усилился социальный и национальный гнет. В ответ на него ширилась борьба народных масс за демократические и национальные права, росло движение пролетариата. Часть буржуазии и буржуазной интеллигенции разочаровалась в соглашательской политике консервативных кругов и стала выступать за независимость Польши либо за предоставление польским землям автономии. Все это отразилось на духовной жизни общества. Революция 1905—1907 гг. в России ускорила поляризацию польской общественно-политической мысли. Первая мировая война, в которую оказались вовлеченными все три монархии, разделившие Польшу, оживила в польском обществе надежды на благоприятное решение польского вопроса. Новые явления общественной жизни — скачкообразный характер исторического развития в период империализма, мощные классовые выступления пролетариата, дальнейшая социально-политическая дифференциация общества — не укладывались в позитивистскую схему историчес-кого процесса. Позитивизм, представлявший историческое развитие как прямолинейное, прогрессивное, эволюционное движение, оказался неспособным объяснить усложнившийся ход истории, ее диалектику. Все это вело к кризису позитивистской историографии. Она все более уходила в описание отдельных явлений и событий. Теоретическая беспомощность позитивизма стала особенно ощутимой в связи с тем, что марксизм к этому времени уже показал образцы более глубокого материалистического анализа исторических фактов. Польская историческая наука на рубеже двух столетий представляла собой сложную и пеструю картину. Позитивистская историография к концу XIX в. исчерпала свои возможности. Назревала общественная потребность в создании новой концепции национальной истории, которая соответствовала бы изменившимся условиям. Краковская и варшавская школы переживали кризис. Революционные события 900-х годов сыграли свою роль в эволюции вправо историков варшавской школы. Ее родоначальники Т. Корзон и В. Смоленьский сблизились с буржуазно-националистической партией национальных демократов, отказались от критического освещения истории Польши.
Краковские историки разделились на ряд направлений и школ, сохранив при этом верность интересам реакционных магнатско-аристократических кругов. В 1896 г. ряд молодых краковских историков решительно выступил против концепции национальной истории, созданной краковской школой. В противовес своим старшим коллегам они устроили громкое празднование годовщины со дня рождения И. Лелевеля, выступили в защиту историков-романтиков. Поворотным моментом в развитии польской историографии стал III съезд историков в 1900 г., на котором лагерь позитивистских историков окончательно распался. После съезда стали складываться новые школы, среди которых выделились историко-юридическое, экономическое и неоромантическое направления. Развернулась деятельность реформистских историков, связанных с правым крылом Польской социалистической партии (ППС). В противовес им выступили первые марксистские историки и публицисты, являвшиеся идеологами революционной пролетарской партии — Социал-демократии Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ), а также близкой к ней ППС-левицы (образовалась в 1906 г. вследствие раскола в ППС). В своих исторических трудах и публицистике революционные марксисты остро критиковали буржуазных и мелкобуржуазных авторов, уходивших от рассмотрения вопросов классовой борьбы, проводивших идеи межклассовой солидарности и национального единства. Связи польской историографии с европейской наукой несколько возросли. Ряд историков обучался в университетах Вены, Берлина, Парижа. Однако публикации поляков за рубежом были явлением редким. Вместе с тем возросла активность польских историков на международной арене. В частности, в IV Международном конгрессе историков (Лондон, 1913 г.) участвовали пять польских ученых. Такая активность была связана со стремлением напомнить мировому общественному мнению о польском вопросе. Историко-юридическое направление.Несмотря на кризис позитивизма, его методология продолжала оказывать влияние на польских историков. Это наглядно проявилось в научной деятельности буржуазных исследователей, принадлежавших к историко-юридической школе. Позитивизмом был навеян преимущественный интерес этой школы к изучению государственного строя и законодательства Польши, правовых норм и институтов, приводивших в движение весь государственный механизм. Для представителей историко-юридической школы главной движущей силой развития общества были право и государство, представлявшие собой, по их мнению, надклассовые институты. Все это приводило к подмене истории народа историей государства и права. В то же время скрупулезный анализ источников, богатство фактического материала сближали их труды с исследованиями историков варшавской и краковской школ. Основателем историко-юридической школы являлся профессор Львовского университета Освальд Бальцер(1858—1933), оставивший значительные труды по истории польского государства, польского и славянского права. В конце 90-х годов он сформулировал так называемую родовую теорию ранней польской государственности, согласно которой польское государство образовалось как объединение родов. Более знатные роды дали начало шляхте, а остальные — крестьянству. Родовые начала Бальцер усматривал в институте наследования трона, а также в политической дифференциации страны в раннефеодальный период. Эта теория была встречена в среде польских историков по-разному, но оказала значительное влияние на формирование концепции национальной истории в последующий период. Подобно многим польским историкам начала XX в. Бальцер под влиянием национально-освободительных стремлений постепенно эволюционировал от «пессимистического» к «оптимистическому» освещению истории Польши. Переломным моментом в развитии его взглядов стала книга «Из проблем устройства Польши» (1915), в которой он старался реабилитировать правовые и государственные институты Речи Посполитой накануне разделов XVIII в. Сравнивая устройство Польши этого периода с некоторыми западноевропейскими странами, Бальцер пришел к выводу о его соответствии веле-
нию времени. При этом он ограничился анализом правовых норм и институтов без учета общественно-политических условий, в которых они действовали. Все это позволило Бальцеру возложить ответственность за упадок страны не на какие-либо силы внутри нее, а на соседей Польши. Такая оценка встретила поддержку национально-патриотических кругов, восхвалявших гражданскую позицию историка. Работы Бальцера по сравнительной истории славянского права отличались скрупулезностью поиска и обработки фактического материала и получили широкое признание. Бальцер был избран действительным членом Польской, Чешской Академий науки членом-корреспондентом Российской Академии наук. Другим известным представителем школы был профессор Краковского университета Станислав Кутшеба(1876— 1946). В своих исследованиях он старался учесть социально-экономические факторы и их воздействие на формирование правовых институтов. Такой подход был связан с тем, что научную деятельность Кутшеба начал с изучения торговли, финансов и права средневековой Польши. На основе собранного материала он написал обобщающий труд по истории общественно-государственного строя Польши и Литвы с древнейших времен до XVIII в. ' Высказывая критическое отношение ко многим сторонам устройства Польши, Кутшеба все же не сумел освободиться от идеализации строя шляхетской республики. Несостоятельной была и его периодизация истории страны, основанная на изменении правовых норм. Кутшеба и Бальцер считали, что государство и право являются надклассовыми институтами, призванными регулировать отношения в обществе. Они разделяли ту точку зрения, что правовые формы государственного устройства поляки заимствовали с Запада, но вследствии ослабления центральной власти с конца XVI в. Польша стала отставать в развитии от других стран Европы. Неоромантическое направление.Оживление национально-освободительного движения в начала XX в. привело к усилению патриотических настроений, стремлению воскресить романтические идеалы. Такие тенденции соответствовали умонастроению широкой польской интеллигенции. Возвращение к идеалам романтизма в новых условиях происходило на базе субъективно-идеалистических теорий, получивших распространение в начале века. Оно способствовало затушевыванию с помощью национальной идеи обострившихся классовых противоречий польского общества. Все это усиливало реакционные черты неоромантического направления, представители которого выступили с критикой позитивизма. Одним из основателей неоромантического направления был Станислав Зак-шевский(1873—1936). Выпускник Краковского университета, продолжавший образование в университетах Вены и Берлина, Закшевский в 1907 г. стал профессором Львовского университета. По своим политическим убеждениям он тяготел сначала к правым социалистам, затем к национальным демократам, а в период первой мировой войны к пилсудчи-кам. Закшевский одним из первых выступил против концепции краковской школы, считая, что она принижает прошлое польского народа. Он отбросил позитивизм как методологию исследования, обосновывая это тем, что познание прошлого не может опираться только на факты, а должно учитывать «интуицию» как иррациональное чувство, необходимое для понимания истории. В 1908 г. Закшевский опубликовал методологическую работу «Исторические проблемы», в которой развил два кардинальных положения своей теории — интуитивные начала исторического познания и так называемую героическую концепцию, согласно которой историю творят «сильные личности»; утверждая иррациональный подход к познанию минувшего, Закшевский отводил интуиции большую роль, чем знанию точных фактов. Он писал, что интуиция — это способность человеческого ума ощущать связь между современностью и прошлым, которая позволяет восстанавливать черты прошлого. 1 Kutrzeba St. Historia ustroju Polski w za-rysie. Lwфw, 1905; 1914. T. 1—2.
К этим чертам, характерным для всего неоромантического направления, следует добавить стремление все исторические явления соизмерять с идеалами борьбы за национальную независимость. У Закшев-ского и его последователей национальная идея приобрела великодержавный характер. Не случайно неоромантическая концепция была по достоинству оценена пил-судчиками, которые в период режима санации придали ей официальный характер. В конкретно-исторических исследованиях Закшевский отдавал предпочтение начальному этапу польской истории, особенно истории католической церкви. Большинство его оценок и суждений, опиравшихся на шаткие аргументы, не выдержали испытания временем и были забыты. Однако накануне первой мировой войны неоромантическая концепция оказала влияние на определенную часть польских историков. Вместе с Закшевским против взглядов историков краковской школы выступил Вацлав Собеский (1872—1935). Еще в молодом возрасте он испытал влияние К. Лампрехта, развивавшего мысль об определяющей роли общественной психологии в истории. Попытавшись применить эту идею при исследовании контрреформации в Польше, Собеский пришел к выводу, что она была результатом спонтанных, иррациональных по своей сути действий фанатичных толп народа. Эти взгляды не были приняты в кругу буржуазных историков. В последующих трудах Собеский пытался объяснить общественную психологию действием политических и социальных факторов. Это позволило ему в событиях польской истории выделить прежде всего массовые движения как отражение определенных общественных потребностей. Как и другие неоромантики, Собеский абсолютизировал национальную идею, связывая ее с национальной психологией, которая, по его представлениям, определяла судьбу страны. Позднее он сблизился с пилсудчиками, поддерживал их идеи в своей научной деятельности. Под влиянием неоромантических идей находился и Шимон Аскенази (1866— 1935). В отличие от других неоромантиков Аскенази унаследовал от позитивистов добросовестное отношение к источникам. Однако ему не были чужды «героическая концепция» и повышенное внимание к национальному вопросу. Изучая международное положение Польши в XVIII в., Аскенази пришел к выводу, что решающим фактором ее краха была политическая игра европейских держав. При этом он стремился подчеркнуть антироссийскую направленность польского национально-освободительного движения, пропагандировал ориентацию на западные страны. В 900-е годы вышло несколько крупных трудов Аскенази, посвященных развитию польского национально-освободительного движения в начале XIX в. В них внимание акцентировалось на героических моментах борьбы поляков. Аскенази создавал ореол героя вокруг умеренно-либеральных, а не радикальных деятелей. Эти взгляды нашли отражение в монографиях «Князь Ю. Понятовский», «Лукасиньский» 2. Еще до войны были опубликованы фрагменты самой крупной работы Аскенази «Наполеон и Польша», полностью вышедшей в 1918—1919 гг.3 Откровенно восхищаясь Наполеоном, историк стремился показать значимость польского вопроса в международных делах Европы начала XX в. В трудах Аскенази деятели польского национального движения, в первую очередь пилсудчики, находили нравственное, историческое и политическое обоснование программы своих действий. Под воздействием неоромантизма оказались многие польские историки и публицисты, связанные в той или иной мере с правым крылом ППС или пилсудчиками. Близкий к пилсудчикам писатель и публицист Вильгельм Фельдман(1868—1919) активно разрабатывал вопросы истории польской политической мысли и культуры в XIX в. При этом он подчеркивал значимость умеренных национально-патриотических течений в политической мысли и литературе, принижал и искажал революционные традиции польского народа. Последнее особенно характерно для работы Фельдмана «История польской полити- 2 Askenazy Sz. Ksiaze Jфzef Poniatowski 1763—1813. Warszawa, 1904; idem. Lukasinski. Warszawa, 1908. T. 1—2. 3 Askenazy Sz. Napoleon a Polska. Warszawa, 1918—1919. T. 1—3.
ческой мысли после разделов» 4. В книгах по истории польской литературы Фельдман опирался на метод интуитивного проникновения в психологию творца, что вело к субъективистской интерпретации творчества отдельных писателей в русле борьбы за «национальное дело». Под влиянием неоромантизма в начале XX в. многие польские историки сошли с позиций реалистического мышления, отказались от критической оценки явлений национального прошлого. Неоромантизм способствовал возрастанию у историков интереса к изучению периодов величия и могущества Польши, проблем унии Польши и Литвы, борьбы за Балтику. Экономическое направление.Капиталистическая индустриализация, обострение классовой борьбы, распространение марксизма и активное обсуждение экономических вопросов в социалистической периодике, отдельные успешные попытки привлечения экономического материала к освещению истории Польши в трудах предшествовавших поколений историков, наконец, быстрое развитие буржуазной социологии на Западе — все это способствовало возрастанию интереса польской историографии к социально-экономическим проблемам и выделению в ней особого экономического направления. Уже некоторые польские буржуазные экономисты под влиянием немецкой исторической школы в политэкономии живо интересовались историей и являлись авторами известных работ по этой тематике. Обращение историков к экономическим сюжетам привело к использованию новых видов источников — статистики, счетов, описей, инвен-тарей и т. д. Определенное влияние на развитие социально-экономических исследований оказали работы известного буржуазного экономиста, историка и политического деятеля Владислава Грабского(1874—1938), сосредоточившего внимание на изучении истории аграрных отношений и крестьянства в XIX в. Исследуя польское село, Грабский пришел к выводу о том, что капиталистические отношения в XIX в. неуклонно пробивали себе дорогу и требовали проведения аграрных реформ. С большой скрупулезностью проанализировал Грабский реализацию земельной реформы 1864 г. в Королевстве Польском. Собранные им материалы послужили отправным пунктом для дальнейшего исследования этой проблемы. Грабский оставался на позициях социального солидаризма, ратовал за сохранение доминирующих позиций на селе за помещиками и зажиточными крестьянами. Накануне первой мировой войны началась научная деятельность двух крупнейших исследователей экономической истории Польши Ф. Буяка и Я. Рутковского. Воспитанник и профессор Краковского университета Францишек Буяк(1875—1953) считается одним из основателей польской школы социально-экономической истории. С самого начала своей научной деятельности он обратился к изучению экономической истории польских сел и местечек, экономики и населения западной части Галиции. Главное внимание он уделил освещению многообразных социально-экономических и общественно-культурных отношений в польском селе, стремясь привлечь внимание общественности к бедственному положению крестьянства. К изучению села Буяк подходил всесторонне, охватывая и такие аспекты, как история, этнография, экономика и статистика, география, культурная жизнь. Его книги отличались скрупулезной обработкой фактического материала, характерной для позитивизма. Экономические проблемы рассматривались им в отрыве от классовой борьбы и политической истории. Другой крупный историк Ян Рутковский(1886—1949) значительное внимание уделял социально-экономическим вопросам более раннего периода. Завершив свое образование во Франции, Рутковский занялся изучением аграрных отношений в Польше в XVII—XVIII вв. В ряде работ, опубликованных накануне первой мировой войны, он убедительно показал ухудшение социально-экономического положения крестьянства в связи с развитием фольварочно-барщинной системы 5. 4 Feldman W. Dzieje polskiej mysli politycz-nej w okresie porozbiorowym. Krakow, 1913. T. 1—2; Krakow, 1920. T. 3. 5 Rutkowski J. Studia nad polozeniem wlos-cian w Polsce w XVII w. Krakow, 1914.
Реформистская историография.Реформистское направление в польской историографии представляли правые социалисты. Отличительными чертами их мировоззрения были национализм и враждебное отношение к революционному марксизму. В области методологии для этих историков было характерно эклектическое сочетание идей позитивизма и неоромантизма. Одним из основателей реформистского направления был видный деятель польского социалистического движения, историк и социолог Болеслав Лимановский(1835—1935). Выходец из деклассированной шляхты и участник восстания 1863 г., он долгое время оставался приверженцем радикальной демократической программы повстанцев. Позднее его взгляды претерпели эволюцию под влиянием утопического социализма, лассальянских идей и позитивизма. Принимая участие в рабочем движении, Лимановский с самого начала стремился ограничить его задачи рамками национальных требований завоевания независимости Польши и установления демократической республики. Будучи далек от марксистского понимания исторического процесса, он не признавал действия закономерностей общественного развития, борьбы классов, не выделял промышленный пролетариат из других классов трудящихся. Исторические работы Лимановского были посвящены проблемам национально-освободительного движения и истории демократической мысли XIX в. В начале 80-х годов XIX в. вышла его крупная работа о национально-освободительном движении в 1861 —1864 гг.6, где он критически оценил позиции умеренных шляхетских кругов в восстании и одобрительно высказался о сотрудничестве польских и российских революционеров. Вместе с тем Лимановский недооценивал роль народных масс в движении и преувеличивал роль и влияние его руководителей. В позднейшем переиздании этой работы, когда во взглядах Лимановского усилились националистические тенденции, он отказался от положительной оценки русско-польского революционного сотрудничества. В начале XX в. Лимановский опубликовал цикл работ по истории польской демократической мысли и революционного движения в XIX в. Изучение и популяризация этих проблем имели прогрессивное значение. Особенно важными были освещение Лимановским революционных событий 1846 г. и написанная им биография революционера-демократа Станислава Ворцеля 7. Однако Лимановский не признавал обусловленности общественно-политических теорий интересами определенных классов польского общества, связывал их с восприятием западных идей и веяний, а деятельность отдельных революционеров изображал как действия оторванных от народа утопистов-мечтателей. Историки реформистского направления уделяли большое внимание освещению истории социалистического движения в Польше во второй половине XIX в. Одним из первых обратился к этой тематике Люд-вик Кульчицкий(1866—1941), социолог и публицист, выступавший до войны под псевдонимом М. Мазовецкий. В начале своей деятельности он пытался применять отдельные положения марксистского учения, сочетая их с позитивизмом; впоследствии эволюционировал вправо. В 1903 г. Кульчицкий опубликовал обширную работу, освещавшую историю возникновения и развития социалистического движения на польских землях России 8. Ее достоинством был интересный фактический материал о деятельности различных социалистических и рабочих организаций. Автор верно отметил в польском рабочем движении наличие двух течений — интернационалистского и национально-социалистического, связь между размахом рабочего движения и промышленным развитием страны. Однако он преувеличивал роль интеллигенции в социалистическом движении и влияние в нем ППС, игнорировал программу и деятельность революционного крыла рабочего движения. 6 Limanowski В. Historie ruchu narodowego 1861 — 1864. Lwфw, 1882. T. 1—2. 7 Limanowski В. Historia ruchu rewolucyj-nego w Polsce w 1846. Krakow, 1913; idem. Stanistaw Worcell. Krakow, 1910. 8 Mazowiecki M. Historia polskiego ruchu socjalistycznego w zaborze rosyjskim. Krakow, 1903.
С других позиций выступал один из руководителей и идеологов ППС Феликс Перль(1871 —1927). Он также опубликовал книгу по истории социалистического движения в Королевстве Польском 9, где противопоставлял польское революционное движение российскому, старался доказать отрицательное воздействие последнего, выразившееся якобы в навязывании «террористических» форм борьбы. Перль поддерживал проникновение в рабочее движение националистических идей, выдавая их за «патриотический» социализм. В своей книге он старался всячески принизить российское революционное движение, изобразить Россию оплотом реакции в Европе, ссылаясь при этом на оценку К. Марксом и Ф. Энгельсом роли России применительно к первой половине XIX в. Выдвигая на первый план борьбу за национальную независимость Польши, Перль оставлял в тени социально-классовые моменты, а переход к социализму представлял в виде постепенных реформ. Реформистские историки предприняли и попытку создания обобщающего труда по истории Польши. Казимеж Гожицкий(1865—1912) опубликовал в 1901 г. очерк истории польского государства. Он стремился проследить взаимосвязь политического и социально-экономического развития, наметить новую периодизацию польской истории. Однако ему не удалось преодолеть влияния историко-юридическо-го направления, что выразилось в преувеличенном внимании к политической истории. Возникновение марксистского направления.Представители революционного крыла рабочего движения Р. Люксембург и Ю. Мархлевский в конце XIX — начале XX в. выступили с работами, в которых развивались марксистские взгляды на многие вопросы истории Польши. Они положили начало марксистскому направлению в польской историографии. Роза Люксембург(1871 —1919) была тесно связана с польским и немецким рабочим движением, являлась крупным теоретиком марксизма. Вместе с тем в ее работах содержался ряд ошибочных выводов, проистекавших из неверных представлений о роли экономических факторов в развитии общества, накоплении капитала и т. д. Эти моменты отразились и на ее исторических трудах. Первой крупной работой Люксембург стала ее докторская диссертация, изданная в 1898 г. в Лейпциге на немецком языке,— «Промышленное развитие Польши» 10. На основе анализа обширного статистического и экономического материала Р. Люксембург доказывала, что в последней трети XIX в. на польских землях окончательно победили капиталистические отношения. В ее работе впервые и в основном верно были намечены этапы капиталистического развития Польши. Вместе с тем, выявив растущую взаимосвязь экономики польских земель с хозяйством разделивших Польшу держав, Р. Люксембург пришла к выводу, что достижение независимости в этих условиях является утопией, а лозунг о праве наций на самоопределение теряет свою актуальность для польского рабочего движения. В. И. Ленин, критически оценивая эту позицию, писал: «Восставая против лозунга независимости Польши, Роза Люксембург ссылается на свою работу 1898 года, доказавшую быстрое «промышленное развитие Польши» с сбытом фабричных продуктов в России. Нечего и говорить, что отсюда еще ровно ничего не следует по вопросу о праве на самоопределение, что этим доказано только исчезновение старой шляхетской Польши и т. д.».11 В ряде других работ Р. Люксембург касалась вопросов истории польского рабочего движения, в частности характеризовала его начальный этап, деятельность партии «Пролетариат». Она высоко оценивала деятельность первых польских социалистов, но при этом несколько идеализировала их программные документы, считая их вполне зрелыми. 9 Res [Perl] F. Dzieje ruchu socjalistycz-nego w zaborze rosyjskim. Warszawa, 1910. 10 Luksemburg R. Die industrielle Entwicklung Polens. Leipzig, 1898.-—Pyсск. пер.: Люксембург Р. Промышленное развитие Польши. СПб., 1899. 11 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 25. С. 266.
Значительным был вклад в формирование марксистской историографии Юлиана Мархлевского (1866—1925) —видного ученого-экономиста и историка. Его перу принадлежит несколько больших трудов по истории Польши, написанных в разные периоды жизни. Свою первую крупную работу — докторскую диссертацию, защищенную в 1896 г. в Цюрихе, Ю. Мархлевский посвятил польской экономической мысли второй половины XVIII в.12 В ней он с марксистских позиций показал, что иод влиянием французских просветителей польские физиократы пытались уменьшить произвол шляхты и духовенства, но (Цеш в значительной мере были связаны с правящим классом и поэтому их проекты имели ограниченный характер, не могли вывести страну из упадка. Разделы Польши явились закономерным результатом эгоистической политики польских магнатов и шляхты, поставивших свои классовые интересы выше национальных. Мархлевский подверг глубокой критике пессимистическую концепцию истории Польши, представленную в трудах В. Калинки. В работе «Конституция 3 мая 1791 г.» он показал связь реформаторских стремлений части польской шляхты со своеобразием социально-экономического развития Речи Посполитой. Мархлевский убедительно раскрыл ограниченный характер конституции, который объяснялся тем, что ее авторы отражали интересы шляхетского сословия и были далеки от народа. В результате ликвидация крепостничества, стоявшая на повестке дня, не состоялась. В 1903 г. Мархлевский опубликовал обширное исторнко-экономическое исследование «Социально-экономические отношения на польских землях под властью Пруссии» 13. На основе внимательного критического анализа официальной статистики он показал, что отрыв западных польских земель от остальных и их насильственное присоединение к Пруссии привели к упадку промышленности и консервации феодальных порядков на селе. Мархлевский раскрыл пути и формы проникновения капиталистических отношений в западные польские земли. В отличие от Р. Люксембург, он не абсолютизировал значения экономических связей этих земель с Пруссией и после внимательного изучения данных пришел к выводу о большой жизнеспособности и действенности традиционных экономических связей между всеми польскими землями. В 1897—1908 гг. Мархлевский опубликовал несколько статей и брошюр о положении крестьянства и аграрных отношениях в Польше, убедительно показав их капиталистическую эволюцию. Труды Р. Люксембург и Ю. Мархлевского заложили в польской историографии плодотворную традицию научного изучения развития капитализма в Польше, истории рабочего и крестьянского движения. 12 Marchlewski J. Der Physiokratismus in Polen. Zürich, 1896. 13 Marchlewski J. Stosunki spoleczno-eko-nomiczne na ziemiach polskieh zaboru pruskiogo. Lwôw — Krakow, 1903.
|