КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Венгерская историография эпохи дуализма(1867—1918) Основные тенденции развития исторической науки. Само движение исторической мысли, ее мировоззренческое содержание, идейно-политические концепции определялись двумя центральными событиями венгерской истории XIX в.: буржуазно-демократической революцией и освободительной войной 1848—1849 гг. и оформившим дуалистическую систему австро-венгерским соглашением 1867 г. Историческое значение и смысл обоих этих событий состояли в ликвидации феодализма и абсолютизма и обеспечении условий для свободного и беспрепятственного развития страны по пути капитализма. Но поскольку соглашение было по своему характеру крайне противоречивым в решении как национального, так и социального вопросов, то компромисс, половинчатость и незавершенность наложили отпечаток на все сферы общественной жизни Венгрии в период дуализма. Благодаря классовому компромиссу венгерского дворянства и австрийской крупной буржуазии Венгрия обрела самостоятельность во внутренних делах, а также и определенное влияние на формирование внешней политики Габсбургской империи. Вместе с тем она не сумела полностью восстановить свой государственный суверенитет, ограниченный не только весьма значительными прерогативами династии Габсбургов, но и интересами австрийской буржуазии и помещиков. Отказ от полной независимости компенсировался упрочением власти венгерских
господствующих классов в многонациональном королевстве Венгрии, в состав которого наряду с этнически мадьярскими землями входили территории, населенные словаками, Закарпатская Украина, Тран-сильвания и Банат, Бачка, а также — на правах автономии — Хорватия-Славония и город-порт Фиуме (Риека). Сохранились существенные пережитки феодализма в экономической структуре, политическом строе, политико-идеологической сфере. Капиталистические преобразования в стране, как и создание нового буржуазного по характеру аппарата власти, осуществлялись в интересах магнатов и дворянства. Слабая экономически и пестрая по этническому составу буржуазия покорно уступила политическую сцену и власть сильному своей организованностью и политическим опытом дворянству, к тому же овеянному славой борца за национальную независимость. Крупные структурные сдвиги в экономике, вызванные завершением промышленного переворота и тенденциями перехода к монополистическому капитализму, стали ощущаться в сфере идеологии и политики лишь на рубеже двух веков. Таким образом, в духовной жизни венгерского общества и в эпоху дуализма тон по-прежнему задавало обуржуазившееся дворянство. Удовлетворенное в целом австро-венгерским соглашением и избавившееся от былой своей революционности, оно искало в национальном прошлом идеологическое оправдание существующего строя и обоснование законности своих притязаний на власть. Отход от традиций многовековой борьбы за национальную независимость прикрывался мнимо радикальной критикой соглашения 1867 г., ущемлявшего суверенные права нации. Политические партии, называвшие себя «партией независимости» и «партией 1848 года», добивались лишь некоторых изменений в соглашении в пользу Венгрии, но всерьез не помышляли о разрыве с Австрией. Организация исторических исследований.Венгерская историческая наука отражала господствующие тенденции развития общественного сознания в дуалистическую эпоху. В процессе завершения формирования новой структуры национальной государственности и строительства аппарата власти происходило и организационное оформление национальной историографии. Выражением своеобразного процесса «огосударствления» исторической науки явилось создание в 1867 г. и в последующие годы основных ее учреждений: Венгерского исторического общества и его печатного журнала «Века» («Sazadok»), а затем в 1874 г. Государственного архива. Общество совместно с архивом проводило большую работу по выявлению и собиранию документальных материалов по венгерской истории, их систематизации и опубликованию. Велика была его роль в организации систематического исследования отечественной истории и популяризации исторических знаний. Собиранием памятников истории и публикацией источников несколько ранее стала заниматься Историческая комиссия Венгерской Академии, приступившая в 1857 г. к осуществлению фундаментальной серийной публикации средневековых источников, образцом для которой послужило немецкое издание «Monumenta Germaniae Historica». Основные черты венгерской историографии второй половины XIX в.В идейно-теоретическом и методологическом плане венгерская историография развивалась под сильным воздействием буржуазной западноевропейской исторической и историко-философской мысли. Предметом поклонения, а зачастую также и образцом для подражания служили сочинения Кон-та, Ранке, Тьерри, Маколея, Мишле и др. Из них венгерские ученые-историки черпали не только элементы методологии и методики, примеры исследования, но и аргументацию, призванную обосновать новую либерально-буржуазную концепцию венгерской истории, разработка которой являлась главной задачей профессиональной исторической науки. Преобладавшее в 70—80-е годы XIX в. в венгерской историографии либеральное направление представляло собой своеобразное отражение господствовавшего в идеологии тогдашнего венгерского общества либерализма. Последний, однако, не оставался некоей неизменной для всей эпохи дуализма субстанцией, а подвергался существенным
изменениям. И венгерская историческая наука почти синхронно повторяла все повороты официальной идеологии. Позитивизм в методологии и буржуазный национализм в интерпретации национальной истории — таковы определяющие черты исторической науки эпохи дуализма. Первые буржуазные историки Венгрии — Михай Хорват(1809—1878) и Ласло Салаи(1813—1864) —активные участники революции 1848—1849 гг.; первый возглавлял министерство просвещения революционной Венгрии, второй представлял ее в Западной Европе в качестве дипломата. Оба выходцы из среднепомест-ного дворянства и после поражения революции вынуждены были покинуть страну. Главные их произведения были завершены в эмиграции и опубликованы в Венгрии после заключения соглашения 1867 г.1 Написанные в либерально-патриотическом духе, эти произведения воспевали идею венгерской независимости и ее традиции, при этом игнорировался фактор классовой борьбы и ее роль в историческом процессе. Перу Хорвата принадлежат первые профессиональные исторические труды, освещавшие венгерскую революцию 1848—1849 гг. и непосредственно ей предшествовавшую эпоху реформ. Консервативно-дворянские историки уделяли преимущественное внимание периоду средневековья. Идейная борьба консервативного и либерального направлений в историографии шла с переменным успехом приблизительно до созыва съезда венгерских историков, состоявшегося в 1885 г. После этого наметился перевес консервативно-дворянской, традиционной школы. Подобный поворот вправо не означал, однако, полного исчезновения со сцены либерально-буржуазного направления. Позитивизм в венгерской исторической науке.Упрочил свое положение и позитивизм, ведущим представителем которого в Венгрии был Дюла Паулер(1841 —1903). Основные идеи и принципы венгерской разновидности позитивизма были изложены Паулером в начале 70-х годов в двух программных статьях теоретико-методологического характера. В них четко проявлялось сознательное стремление отмежеваться от прогрессивных элементов западноевропейского позитивизма, а заодно и от прогрессивных традиций венгерского прошлого. Задачу историка Паулер и его единомышленники сводили к тщательному сбору и обработке фактического материала и к бесстрастно сухой регистрации фактов без какой-либо попытки обобщения, осмысления и синтеза. Паулер внес большой вклад в организацию архивного дела, в сбор и систематизацию отечественных и зарубежных памятников венгерского средневековья, в изучение истории Венгрии периода правления Арпадов — первой венгерской королевской династии 2. К концу XIX в. историческая наука, отчасти благодаря усилиям позитивистов, добилась значительных результатов не только в организации публикаторской работы и критике источников, но и в изучении и освещении отечественной истории, прежде всего политической. Начали складываться также и новые отрасли исторического знания, из которых наиболее успешно развивалась экономическая история (школа К. Тагани и И. Ачади), культурная история (школа Ш. Домановского), а также школа социальной истории (социологическая школа), испытывавшая влияние вульгарного экономизма. Ведущие тенденции в развитии венгерской историографии конца XIX — начала XX в.Значительный импульс развитию исторических учреждений, их материальной базы и повышению общест-ственного престижа исторических дисциплин дали обширные мероприятия по подготовке тысячелетнего юбилея венгерского государства, с помпезностью отмечавшегося в 1896 г. По случаю 1000-летия основания королевства Венгрии под редакцией Шандора Силади (1827—1899) в 90-х годах был подготовлен 10-томный коллективный труд «История венгерской нации». Первый том открывался цветной репродукцией картины, изображавшей изъявления 1 Horvath M. Huszonфtйv Magyarorszйg tцrtenelmebьl (1823—1848). Pest, 1868—1886. I—III k.; Horvвth M. Magyarorszвg fьggetlen-segi horcanak tortйnete. Pest, 1871 —1882 I—III k.; Szalay L. Geschicte Ungarns. Pest, 1869. Bd. I—II. 2 Pauler G. A magyar nemzet tortйnete az Arpвdhйzi kirвlyak alatt. Budapest, 1893. I—II k.
покорности славян перед вождем союза венгерских племен. Шовинистическую концепцию изложенной в десятитомнике истории страны раскрыл автор последнего, 10-го, тома Густав Бекшич, мечтавший о создании 30-миллионной мадьярской империи. Комментируя смысл картины, он подчеркивал: основная идея венгерского государства — это полное политическое, территориальное и административное единство и его исключительно мадьярский характер. Игнорируя наличие в составе королевства Венгрии с самого его основания многочисленных немадьярских народов, националистическая историография изображала его государством единого венгерского народа. Способность организовать государство и управлять им признавалась только за сложившейся якобы в IX—X вв. мадьярской нацией, а по существу за так называемыми историческими классами (клиром, аристократией, дворянством). Шовинистическая интерпретация венгерской истории, особенно усилившаяся на рубеже веков с переходом к империализму, выпукло проявилась в творчестве одного из представителей национально-романтической школы Калмана Тали(1839—1909), внесшего значительный вклад в исследование истории антигабсбургского освободительного движения под руководством трансильванского князя Ференца Ракоци II в начале XVIII в.3 Наиболее выдающимся и образованным историком эпохи дуализма считается Хенрик Марцали(1856—1938). Он занимал последовательно антифеодальные позиции и рассматривал капитализм как высшее достижение цивилизации. В значительной мере под влиянием Ранке и Бен-тама, перед которыми Марцали преклонялся, он первым из венгерских историков сумел вырваться из магического круга «хунгаро-центристского» взгляда на исторический процесс, ограничивавшего их кругозор исключительно явлениями и процессами отечественной истории. Его интерес к проблематике международных отношений, к вопросам истории внешней политики нашел свое выражение, в частности, в монографиях, посвященных жизни императрицы Марии Терезии и «просвещенному абсолютизму» Иосифа II 4. В духе Ранке Марцали провозглашал примат идеи, духа, последовательное неприятие материалистического понимания истории. Стремление к всестороннему охвату процессов каждой из изучаемых им эпох Марцали сочетал с тонким, филигранным анализом источников на основе применения критико-филологического метода. Марцали отрицал роль классовой борьбы в истории, не скрывал, что страшится революции. Он видел в создании буржуазного государства конечную цель исторического прогресса, панацею от всех социальных бедствий. Марцали открыто полемизировал с идеями Тали и многих других своих коллег, апологетизировавших историческую роль дворянства в освободительных войнах и движениях, подчеркивал в них роль народных масс. Вместе с тем он, как и подавляющее большинство историков эпохи дуализма, признавал бесспорной идею гегемонии мадьяр над невенгерскими народами, ратовал за сохранение «тысячелетней империи», хотя и осуждал крайности проводившейся господствующими классами политики принудительной мадьяризации. Еще дальше в критике феодализма с буржуазных позиций шел в своих работах Игнаца Ачади(1845—1906). Как и французские либеральные историки Реставрации (Гизо, Минье, Тьерри), Ачади признавал закономерность классовой борьбы, но только между буржуазией и феодальными классами. В главном своем произведении «История венгерского крестьянства», изданном в 1896 г. (русский перевод опубликован в Москве в 1955 г.), Ачади объявил классовую борьбу в венгерской истории законченной в 1848 г. По его словам, с отменой крепостничества в Венгрии началась эпоха процветания и мирного созидательного труда, а между трудящимися классами и имущими наступил классовый мир. Будучи представителем экономико-социологической школы венгерской историографии, Ачади большое внимание уделял изучению финансов, истории 3 Thaly К. Rвkфcz Ferenc fejedelem ifju-sвga. Budapest, 1881. 4 Marczali ff. Magyarorzвg tortйnete II Jфz-sef korвban. Budapest, 1885—1888. I—III k.
системы налогообложения, широко пользовался в своих исследованиях статистическим материалом. Признание исторической роли католицизма в венгерской истории не мешало ему занимать последовательно антиклерикальные позиции. И, наконец, явное сочувствие народным массам, в особенности крестьянству, легко уживалось в его мировоззрении с шовинизмом, нашедшим выражение в его монографии «История венгерской империи». Известный историк эпохи дуализма Шандор Марки(1853—1925) в отличие от Ачади сосредоточия внимание не на экономических и социальных аспектах крепостничества, а на крестьянских движениях. Его книга о крупнейшем в истории Венгрии крестьянском восстании «Дьёрдь Дожа и его революция» 5 вся пронизана демократизмом и откровенным сочувствием восстанию и революции. Марки осуждал господствующие классы за «неумение» предотвращать социальные взрывы своевременным проведением необходимых реформ. Правителей дуалистической Венгрии Марки предостерегал от повторения «ошибок» их предшественников, предлагая с помощью реформ преградить путь социальным потрясениям. Немногочисленной группе историков буржуазно-либерального толка противостоял целый сонм реакционеров от исторической науки, интерпретировавших исторический процесс с позиций агностицизма и воинствующего католицизма. Среди них ярко выделялся даром увлекательного рассказчика-летописца епископ Вильмош Фракнои(1843—1924), сумевший благодаря своему таланту внушить читателям страх и отвращение к прогрессивным деятелям венгерской истории типа Д. Дожи. Особенно он преуспел в развенчании республиканского движения в Венгрии (1794—1795) и его вождя Игнаца Марти-новича. При этом, как доказала впоследствии марксистская венгерская историческая наука, он сознательно подбирал и использовал порочащие якобинцев документы, замалчивая другие, противоречившие его концепции. Прогрессивная историография начала XX в. Кпоследним десятилетиям эпохи дуализма относятся проникновение в сферу исторической науки элементов материалистического понимания истории и первые попытки его применения к венгерской истории. Этот процесс связан с возникновением в 1900 г. Общества социальных наук и изданием его журнала «Двадцатый век» («Huszadik Szйzad»). Вокруг них сложилась группа прогрессивно мыслящих деятелей научной, общественной и культурной жизни. Часть из них, сочувственно относившаяся к борьбе организованного пролетариата Венгрии за демократию и поддерживавшая связь с видными деятелями венгерской социал-демократии, заявляла о своей приверженности историческому материализму, но воспринимала его в более или менее упрощенном виде. В целом же мировоззрение этой группы отличалось крайней эклектичностью, сочетая в себе наряду с отдельными положениями марксизма идеи Спенсера, Лам-прехта, Дарвина. В этом нетрудно убедиться, перелистав страницы книги основателя Общества социальных наук, теоретика и лидера буржуазного радикализма в Венгрии О. Яси«Государственная философия исторического материализма»6, увидевшей свет в 1905 г. Такой же вульгаризаторской по существу своему была и одна из первых в Венгрии попыток применения марксистского учения к венгерской истории, предпринятая П. Агоштоном, близким к кружку Яси социал-демократом. Его работа, посвященная истории венгерских латифундий, оказалась слабой по методологии и методике и несостоятельной в профессиональном отношении 7. Пионером и родоначальником марксистской историографии Венгрии является Эрвин Сабо(1877—1918), выдающийся деятель венгерского рабочего движения, теоретик, первый переводчик и издатель произведений К- Маркса и Ф. Энгельса на венгерском языке. С марксистских методологических позиций он исследовал особенности капиталистического развития 5 Marki S. Dozsa Gyorgy es forradalma. Budapest, 1883. 6 Jаszi О. A tortenelmi materializmus вllambolcselete. Budapest, 1905. 7 Agoston P. A magyaorszagi nagybirtok tortenete. Budapest, 1913.
Венгрии, экономический базис и классовую структуру венгерского общества, остро злободневные для этой страны аграрно-крестьянский и национальный вопросы. Венцом многообразной деятельности Сабо как историка стал фундаментальный труд «Борьба классов и партий в венгерской революции 1848—1849 годов». Он был завершен незадолго до смерти автора, в июле 1918 г., и опубликован впервые в Вене в 1921 г. с предисловием Оскара Яси. В Венгрии этот поистине эпохальный труд увидел свет лишь после освобождения страны Советской Армией в 1946 г.8 Органический синтез передовой теории, подлинно научной концепции и метода исторического анализа с высоким профессионализмом и блестящей формой, привлечение обширного материала с нетрадиционным его прочтением дали блестящий результат. Значение книги выходит далеко за пределы обозначенной в ее заглавии темы. Данный в ней марксистский анализ классово-социальной структуры венгерского общества в период буржуазной революции и освободительной войны 1848—1849 гг. содержал в себе обоснование неизбежности грядущего столкновения реакции и прогресса в Венгрии. Беспощадной критикой узкоклассовой ограниченности руководящей силы революции — среднепомест-ного дворянства и националистическо-романтической апологии его исторической роли, развенчанием шовинизма и национализма господствующих классов Эрвин Сабо открыл новую страницу в истории венгерской исторической науки, на деле показав возможность иного подхода к освещению национальной истории: без шовинизма и национализма, без идеализации и извращений, с позиций пролетарского интернационализма. Такой подход к истории был насущно необходим в атмосфере разнузданного шовинизма, господствовавшего в Венгрии в последние годы эпохи дуализма. Он диктовался потребностью освободить сознание многонационального пролетариата Венгрии от влияния этой опаснейшей разновидности буржуазной идеологии. Этим отчасти можно объяснить ошибочную оценку Эрвином Сабо венгерской революции как восстания, бунта среднепоместного дворянства против венгерской аристократии. 8 Szabo Е. Tarsadalmi es partharcok а 48— 49-es magyar forradalomban. Budapest, 1949.
|