КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Либеральные историки.Ведущими представителями буржуазно-либеральной историографии Аргентины второй половины XIX в. являлись ВисентеФидель Лопес (1815—1903) и Бартоломе Митре⇐ ПредыдущаяСтр 54 из 54 2 См.: Альберди X. Б. Преступление войны. М., 1960.
(1821 —1906), создатели монументальных исторических трудов. Главным итогом многолетних исторических изысканий В. Ф. Лопеса стала «История Аргентинской республики», изданная в 80—90-х годах в 10 томах. Написанная Лопесом на ее основе «Краткая история Аргентины» стала на многие годы самым популярным учебником по истории страны, неоднократно переиздававшимся. В своем труде Лопес добросовестно и подробно, на основе огромного количества источников, изложил ход исторических событий, начиная с колониального периода и до падения в 1852 г. диктатуры Росаса. Гражданскую историю он изображал как постепенную эволюцию общества, сводил ее к борьбе отдельных личностей, добившихся тем или иным способом влияния на массы. Хотя иногда он упоминал об экономических причинах событий, в целом социально-экономический аспект истории остался вне его внимания. Лопес осуждал колониальное господство Испании и попытки Англии в начале XIX в. поработить Аргентину, большое значение придавал Майской революции 1810 г. и деятельности ее руководителей. Он клеймил диктатуру Росаса, тиранические методы правления, обскурантизм и религиозный фанатизм. Избавление общества от всех бед Лопес видел впросвещении народа, в восприятии европейской цивилизации, в постепенном утверждении идеальной буржуазно-демократической республики. В этом его взгляды были близки Сармьенто и Альберди. Генерал Б. Митре был видным военным, политическим и государственным деятелем и одновременно историком и журналистом. На посту президента Аргентины (1862— 1868) он немало сделал для консолидации страны и ее буржуазного развития. В 1870 г. Митре основал ведущую буржуазную газету Аргентины «Нация» («La Nacion»). Из-под пера Митре вышло много исторических сочинений, важнейшие из которых — «История Бельграно и независимость Аргентины» (в 4 т.; 1857—1887) и «История Сан-Мартина и освобождение Южной Америки» (в 4 т.; 1888). В центре внимания автора — деяния выдающихся руководителей борьбы за независимость генералов М. Бельграно и X. Сан-Мартина. Книги Митре, как и Лопеса, отличались широкой источниковой базой и обилием фактического материала и вместе с тем некритическим отношением к источникам. Бельграно и Сан-Мартин предстают со страниц его произведений идеализированными героями, творящими историю и ведущими за собой народные массы. Осуждая колониальное господство Испании и восхваляя борцов за независимость, Митре в то же время изображал конкистадоров эпохи завоевания Испанией Нового Света героями, принесшими сюда «дух независимости». Находясь, как и Сармьенто и Альберди, под влиянием расово-биоло-гических концепций, Митре скептически оценивал роль индейцев и негров в истории как «инертного элемента». В конце XIX — начале XX в. либеральные историки опубликовали ряд работ, посвященных исследованию отдельных вопросов истории Аргентины на основе архивных материалов. Примерами могут служить «История средств сообщения» (в 2 т.; 1893) и «Историческая эволюция общественных земель в 1810—1916 гг.» (1917) Мигеля Анхеля Каркано, а также «История порта Буэнос-Айрес» (1902) Эдуардо Мадеро. Консервативно-клерикальное течение.Наряду с преобладавшим либеральным направлением существовали и другие течения, в частности консервативно-клерикальное. Заметной фигурой среди историков-клерикалов был епископ провинции Парана А. Баса-и-Бустос, автор «Представления о церковной истории Аргентины» (1915). К тому же направлению можно отнести и Ромуло Д. Карбиа, написавшего «Церковную историю Рио-де-Ла-Платы» (в 2 т.; 1914) и «Учебник истории аргентинской цивилизации» (1917). И Бустоса, и Карбиа отличала апологетика цивилизаторской роли церкви и колониального режима на Ла-Плате, негативная оценка реформаторской деятельности борцов за независимость и буржуазный прогресс, особенно их антицерковных мероприятий. Школа «психологической интерпретации истории».Историки школы «психологической интерпретации», испытавшие влияние И. Тэна и Г. Спенсера, абсолютизировали расово-биологический и психоло-
гическии подход к оценке исторических событий и действий их участников. Основными представителями этой школы были Хосе Мария Рамос Мехия, автор книги «Аргентинские массы. Исследование коллективной психологии» (1899), и Поль Груссак, написавший в 1907 г. работу о Сантьяго де Линье, политическом деятеле последних лет колониального режима на Ла-Плате. Для этих авторов характерны идеалистическое, субъективистское понимание исторических событий, искажение фактов, тезис о превосходстве белой расы и господствующей элиты. Исторический прогресс они видели в победе белой расы, реакционных диктаторов типа Росаса изображали героями. Хосе Эрнандес.Особое место в аргентинской общественно-исторической мысли второй половины XIX в. принадлежит публицисту, поэту и общественному деятелю Хосе Эрнандесу(1834—1886), автору эпической поэмы-размышления «Мартин Фьерро» (1872, 1879). Образно и ярко Эрнандес показал изнанку помещичье-буржуазного, олигархического варианта развития капитализма в Аргентине, безжалостное ограбление, истребление и закабаление населения пампы, ее пастушеской вольницы — гаучо. Он поднял голос протеста против «цивилизации» страны ценой отрицания самобытной культуры, истории и самого существования местного креоль-ско-индейского населения, в котором даже наиболее либеральные поборники европейской «цивилизации» видели лишь «варваров». Эрнандес выступал за прогресс для обездоленных и с участием обездоленных, мечтал об утопическом идеале мирной пастушеской жизни, дополненной благами цивилизации, без эксплуатации человека человеком. «Мартин Фьерро» быстро приобрел и сохранил до наших дней необычайную популярность, став поистине народным эпосом 3. Правда, в век торжества помещичье-буржуазной «цивилизации» позиции и взгляды Эрнандеса не нашли широкого отклика общественности, воспринимались многими как тоска по уходящему патриархальному миру «варварства». Однако позднее они оказали заметное влияние на развитие левонационалистических течений, стимулируя национальное самосознание, антиимпериалистические и антикапиталистические настроения масс. Марксизм и социал-реформизм.Конец XIX — начало XX в. ознаменовались в Аргентине быстрым развитием капиталистической промышленности, формированием промышленного пролетариата и бурным ростом рабочего движения. Вместе с иммиграцией трудящихся из развитых капиталистических стран Европы в Аргентину проникли социалистические идеи, в том числе марксизм. Уже в 70-е годы XIX в. в Аргентине действовали секции I Интернационала, с 80-х годов — социалистические кружки и организации, объединившиеся в 1896 г. в Социалистическую партию Аргентины (СПА). Накануне первой мировой войны СПА пользовалась большим влиянием в стране, особенно в столице. Наиболее выдающимся из первых аргентинских марксистов был выходец из Германии, активный участник первых социалистических организаций в Аргентине и один из основателей СПА Герман Аве Лальман. В созданной по его инициативе газете «Рабочий» («El Obrero», 1890— 1892) Лальман пропагандировал идеи научного социализма. Первым из аргентинских социалистов он предпринял попытку проанализировать с марксистских позиций особенности развития капитализма в Ар-гентин Лальман обратил внимание на главенствующую роль в стране помещичьей олигархии и на влияние иностранного капитала. Он считал, что рабочий класс в первую очередь должен бороться против этих сил и поддержать буржуазно-демократические движения против олигархии при сохранении своей самостоятельности . На рубеже XX в. в социалистической партии возобладало ревизионистское течение, ведущей фигурой которого был лидер 3 Книга издана на русском языке в двух разных переводах в 1984 и в 1985 гг. 4 Lallement G. A. La clase obrera y el nacimi-ento del marxismo en la Argentina. Selecciфn de articulos. Buenos-Aires, 1974.
и главный идеолог партии Хуан Баутиста Хусто(1865—1928), автор многих работ по истории и политэкономии. Его можно считать основоположником социал-реформистского течения в аргентинской историографии. Главным трудом Хусто явилась «Теория и практика истории» (1909). Хусто внес важный вклад в экономическую интерпретацию истории Аргентины, в изучение развития капитализма в стране, ее социально-политической эволюции. Коренной порок аргентинского общества он усматривал в недостаточном развитии капитализма, в сохранении господства консервативной креольской олигархии. Искренний противник капиталистической эксплуатации, пламенный трибун, отстаивавший интересы трудящихся, убежденный сторонник социализма, переводчик 1-го тома «Капитала» К. Маркса на испанский язык (1898), Хусто тем не менее не понимал и отрицал суть марксистского учения о революции. Помимо марксизма он испытал сильное влияние позитивизма Г. Спенсера, социал-дарвинизма, ревизионизма Э. Бернштейна. Суть общественного развития Хусто видел в поступательной эволюции от низших, «варварских», проявлений общественной жизни (к ним он относил и господство «креольской олигархии») к высшим формам «цивилизации». Прогресс Аргентины он и его последователи связывали с европейской иммиграцией, с привнесением достижений передового европейского капитализма, уже созревшего для перехода к социализму. Хусто верил в возможность постепенной трансформации капитализма в социализм с помощью реформ и завоевания социалистами большинства в парламенте. Во многом сходных позиций придерживался аргентинский ученый, социолог и общественный деятель Хосе Инхеньерос(1877—1925). Общественно-политические и исторические взгляды Инхеньероса довольно полно были изложены в его работах 1899—1916 гг., изданных в 1918 г. под общим названием «Аргентинская социология». Анализируя историческое развитие Аргентины, он верно определил экономические причины Войны за независимость, охарактеризовал основные этапы капиталистического развития страны, роль латифундизма в консервации докапиталистических пережитков. Инхеньерос подробно проследил эволюцию общественной и исторической мысли в Аргентине на протяжении XIX в., особо выделив роль Эчеверрии, Сармьенто и Альберди. Инхеньерос указал на опасность экономической зависимости Аргентины и других стран региона от иностранного капитала: «Проблема империалистической политики Англии, Германии, Соединенных Штатов задевает непосредственно судьбы многих американских стран. Их нынешняя независимость является больше формальной, чем действительной» 5. Особую тревогу он высказывал по поводу гегемонистской политики США. На воззрения Хосе Инхеньероса повлияли расово-биологические и социал-дарвинистские идеи. Признавая решающую роль экономических факторов в развитии общества, он видел в них, как и в классовой борьбе, проявление биологического закона борьбы за существование. Путь к прогрессу и процветание Аргентины Инхеньерос связывал с торжеством белой европейской расы над «низшими» по природе расами. Он верил в возможность достижения классового сотрудничества и эволюции капитализма в сторону большей социальной справедливости. Серьезное значение Инхеньерос придавал духовному и моральному совершенствованию самого человека, решающую роль в осуществлении передовых идей отводил просвещенной элите. Октябрьская революция в России и революционные события в других странах были восприняты Инхеньеросом сочувственно и побудили его к пересмотру многих прежних взглядов.
Чили «Национальная школа» чилийской историографии.На волне буржуазного либерализма в 50-е годы XIX в. в Чили сформировалась классическая «национальная школа» буржуазно-либеральной историографии, занявшая во второй поло- 5 Ingenieros J. La sociologia argentine. Buenos Aires, 1918. P. 76.
вине века доминирующие позиции в исторической науке страны. Историки этой школы испытали влияние французских просветителей XVIII в., позитивизма и эволюционизма О. Конта и С. Милля, идей Г. Бокля и И. Тэна, а также Д. Ф. Сармь-енто. Для «национальной школы» были характерны осуждение колониального прошлого, антиклерикализм, патриотизм, приверженность идеям буржуазного прогресса и либерализма, вера в то, что исторический прогресс определяется развитием разума и просвещения. Помещичье-клерикальной верхушке историки «национальной школы» противопоставляли народ, в который они включали трудящиеся массы и буржуазию. Родоначальником «национальной школы» был Мигель Луис Амунатеги(1828— 1888), видный общественный деятель и историк. Его перу принадлежат «Диктатура О'Хиггинса» (1853), «Главы чилийской истории» (1855), 4 тома «Биографических очерков», 3-томная «Хроника 1810 года». Прекрасный стилист, он пользовался популярностью у читателей. Основной задачей историка Амунатеги считал выяснение хода событий и прославление деятелей-патриотов. Он признавал роль народных масс в истории. Во имя борьбы с помещичье-церковной верхушкой Амунатеги отстаивал необходимость диктатуры, опирающейся на народ, в которой он видел средство обуздания полуфеодального сепаратизма и утверждения режима «на службе народных интересов». Пример он видел в диктатуре О'Хиггинса (1817—1823), руководителя борьбы за независимость Чили. Крупнейшим историком «национальной школы» был профессор и ректор Чилийского университета Диего Баррос Арана(1830—1907), написавший свыше 100 исторических работ. Его политическим идеалом была французская буржуазная республика 1848 г. Работу Ламартина «История жирондистов» он считал образцовым историческим сочинением и перевел ее на испанский язык. Отстаивая буржуазный прогресс, Д. Баррос Арана был сторонником эволюции и реформ. Он осуждал помещичье-клерикальные диктатуры в Латинской Америке. Книги Д. Барроса Араны написаны на основе изучения архивов. Главным его трудом является 16-томная «Всеобщая история Чили» (1854—1881), доведенная до 1833 г. В ней ярко изображены жизнь индейцев до испанского завоевания, их героическое сопротивление конкистадорам. Автор показал жестокие методы господства испанских колонизаторов, говорил о ханжестве и лицемерии католической церкви, наживавшейся за счет порабощения местного населения. Войне за независимость посвящено несколько томов, где О'Хиггинс и другие патриотические деятели представлены как руководители народа в борьбе за свободу. В «Истории Тихоокеанской войны» (1881 —1882), посвященной войне Чили против Перу и Боливии 1879—1883 гг. из-за селитряных месторождений, Арана осудил войны между народами Латинской Америки. Он обличал английских капиталистов и банкиров, «богатевших на крови малых народов» и использовавших противоречия между соседними латиноамериканскими странами для усиления своего влияния. К концу жизни взгляды Д. Барроса Араны стали консервативными, что проявилось в его нападках на революционеров и социалистов как «глашатаев социальной анархии». Видным представителем «национальной школы» был и Бенхамин Викунья Маккенна(1831 —1886), активный общественный и политический деятель леволи-берального направления. Он автор более 100 исторических сочинений, многие из которых написаны на основе архивов Латинской Америки и Европы. Из трудов Викуньи Маккенны наиболее известны «Остракизм генерала Бернардо О'Хиггинса» (1860), 5-томная «История десяти лет администрации дона Мануэля Монтта» (1863), посвященная насыщенйНм политической борьбой 50-м годам и написанная по свежим следам событий, а также «Жизнь дона Диего Порталеса» (1864) 6. Им создан цикл работ по истории отдельных городов и провинций (Сантьяго, Вальпараисо и др.). Труды Викуньи Маккенны написаны живым литературным языком. Большое 6 Диего Порталес (1793—1837) —выдающийся буржуазный политический и государственный деятель Чили 20—30-х годов XIX в.
место он отводил экономической истории. Историю Чили он разделил в соответствии с развитием основного производства на периоды добычи серебра, золота, селитры и меди. Викунья Маккенна страстно выступал против олигархии и иностранного капитала, за раздел крупных латифундий, развитие национальной промышленности, за демократизацию Чилийской республики. Он находился во Франции в период Парижской Коммуны 1871 г. Это событие и деятельность I Интернационала произвели на него большое впечатление. По возвращении на родину Викунья Маккенна в своих работах стал больше освещать положение рабочих горнодобывающей промышленности, считая их «важным фактором социальной жизни Чили». Большой вклад в изучение социальной истории Чили внес Доминго Амунатеги Со-лар(1860—1946). В работах «Майорат и кастильские титулы» (в З т.; 1901 —1904) и «Энкомьенды индейцев в Чили» (в 2 т.; 1909—1910) 7 он рассматривал аграрные проблемы, социальную структуру общества, формы эксплуатации сельского населения, крестьянские и индейские движения в колониальную эпоху. Д. Амунатеги Со-лар призывал изучать жизнь народа и утверждал, что не герои, а сам народ творит историю, способствует величию или падению нации. Под народом он понимал всю нацию, кроме аристократии, не признавая классовых антагонизмов и осуждая революционное насилие. Ученик Д. Барроса Араны, профессор Чилийского университета Луис Гальдамес получил известность в начале XX в. как автор популярного, ярко написанного учебника «История Чили» (1906—1907), выдержавшего много изданий. Историк, по его мнению, должен быть добросовестным летописцем событий. Задача истории «ограничивается изложением причинной и хронологической связи событий, оказавших наибольшее влияние на прогресс нации или способствовавших его задержанию и прекращению» 8. Гальдамес осуждал испанское колониальное господство, жестокую эксплуатацию масс, роскошь олигархии. С патриотических позиций он осветил борьбу за независимость. Исключительное значение Гальдамес придавал географическому фактору. То, что Чили «находится на крайнем юге света, за горами, определило ее вековую изоляцию и отсталость» 9,— писал он. Путь к прогрессу он видел в развитии просвещения и объединении всей нации на основе «идеи отечества» и концепции «социальной гармонии» во имя общего блага. Консервативное направление.Параллельно буржуазно-либеральной «национальной школе» в Чили сформировалось и консервативное направление в историографии, родоначальником которого был историк и дипломат Рамон Вальдес Сото-майор(1830—1903), блестящий стилист и эрудит. Широкую известность принесла ему «История Чили за 40 лет с 1831 по 1871 год» (в 2 т.; 1875). Его произведения содержат большой фактический материал, хорошо документированы. Он первым обратился к вопросам внешней политики и международных отношений. Р. Вальдес Сотомайор отстаивал традиционные устои чилийского общества, права собственности, позиции церкви. Главную роль в истории Чили он отводил консервативным силам в лице олигархии, которую считал хранителем национальной самобытности страны. Сотомайор критиковал либералов, особенно левых, усматривая в их идеях и деятельности разрушительные иностранные влияния. Его работы содействовали формированию консервативного чилийского национализма, усилившегося в годы Тихоокеанской войны (1879—1883). Наиболее видным представителем консервативного направления в первой трети XX в. стал Альберто Эдварде Вивес(1874—1932). В 1903 г. появилась его «История политических партий Чили (1822—1891)». Единственной реальной силой в истории он признавал аристократическую элиту, приписывая массам лишь разрушительные функции. Эдварде Вивес отрицал возможность подлинной демократии, считая, что только сильная автори- 7Энкомьенда — особая форма феодальной эксплуатации индейцев в испанских колониях в XVI—XVIII вв. 8 Galdames L. Historia de Chile. Santiago de Chile, 1952. P. XVIII. 9 Galdames L. Historia de Chile., P. XIV.
тарная власть представителей элиты способна уберечь общество от анархии и разрушения. Пролетарское направление.В конце XIX — начале XX в. в Чили сформировался промышленный пролетариат, возникло рабочее движение, началась пропаганда идей социализма. Выдающимся руководителем рабочего движения в Чили стал типографский рабочий Луис Эмилио Рекабаррен, основатель и руководитель созданной в 1912 г. Социалистической рабочей партии Чили (позднее преобразованной в коммунистическую). Это был пламенный трибун, пропагандист идей социализма. С именем Рекабаррена связано появление в начале XX в. пролетарского, марксистского направления в общественно-исторической мысли Чили. В его многочисленных выступлениях, статьях и брошюрах освещались рабочее движение, проблемы формирования чилийского пролетариата, его бедственное положение. В связи со 100-летием независимости Чили Рекабаррен в лекции «Богачи и бедняки» подверг критике буржуазных историков за то, что они всю историю, в том числе и борьбу за независимость Чили, сводили к деяниям «великих людей», умалчивая о подлинном творце истории — трудовом народе: «Книги по истории ничего не говорят нам об этом. Историки искали героев только среди высокопоставленных семей, среди состоятельных людей. В исторических монументах также не отражены заслуги народа». Плодами независимости воспользовалась буржуазия, а народ, который помог ей завоевать свободу, «остался в том же рабстве, в котором жил раньше». Правда, в связи с этим Рекабаррен делал упрощенный выв.од о том, что пролетариат не имеет «ничего общего с годовщиной национальной независимости», поскольку она ничего ему не дала 10. Рекабаррен осуждал милитаризм и войны: «Война пожирает миллионы, за которые народ расплачивается своей нищетой. Война губит людей, убивая или калеча их» ". Он считал несправедливой, спровоцированной капиталистами в интересах их прибылей войну Чили против Перу и Боливии 1879—1883 гг. В лекции «Родина и патриотизм» (май 1914 г.) он говорил о социалистическом патриотизме, который связан с борьбой против войн и за социальный прогресс своего народа, с братством всех людей и народов '2. У Рекабаррена в те годы еще не было ясного представления о характере и путях будущей революции в Чили. Но уже до первой мировой войны он заложил основы подхода к истории Чили с революционных пролетарских позиций, сделал историю рабочего класса и его борьбы важным объектом исторического исследования.
Мексика Диктатура Диасаи консервативное направление историографии.С середины XIX в. Мексика пережила полосу бурных и трагических событий. В результате отторжения Техаса и вооруженной агрессии США в 1846—1848 гг. она потеряла более половины своей территории. В 1854—1860 гг. страна стала ареной буржуазной революции и гражданской войны, а в 1861 —1867 гг.— французской интервенции. На борьбу против интервентов поднялся весь народ во главе с президентом республики левым либералом Бенито Хуаресом. Победа революции и разгром интервентов, казалось, открывали благоприятные перспективы для дальнейшего развития страны. Однако вскоре после смерти Хуареса (1872) в Мексике на три с половиной десятилетия утвердилась реакционная диктатура генерала Порфирио Диаса, выражавшая интересы помещичье-буржуазнои олигархии. Восторжествовал путь развития капитализма, связанный с усилением помещичьего землевладения и внедрением в экономику иностранного капитала. В то же время развитие капитализма вело к формированию местной промышленной буржуазии и рабочего класса. Обострились классовые и социальные противоречия, идеологическая борьба. Рост массового недовольства вылился в буржуазно-де- 10 Рекабаррен Л. Э. Избранные статьи и речи. М., 1977. С. 63—65. 11 Там же. С. 96. 12 Рекабаррен Л. Э. Избранные статьи и речи. М., 1977. С. 93—99.
мократическую революцию 1910—1917 гг., опрокинувшую диктатуру и открывшую новый этап в истории Мексики. В период диктатуры Диаса официальной поддержкой пользовалась консервативная идеология. Крупнейшим историком-консерватором был Франсиско Бульнес(1853—1924). Сподвижник диктатора, сенатор, он активно защищал режим Диаса и стремился разработать концепцию исторической незыблемости господства олигархии. Бульнес утверждал, что вся история Мексики доказывает вред либерализма, ведущего к анархии, что для спасения страны необходима твердая власть президента — «сильной личности». Причину нищеты масс Бульнес видел в неблагоприятных климатических условиях Мексики и расовой неполноценности индейцев и метисов, враждебно относился к рабочему и крестьянскому движению. В то же время, выражая консервативно-националистические настроения части господствующих классов, он протестовал против бесконтрольного хозяйничания в стране иностранных компаний. В работе «Война за независимость» (1910), написанной к 100-летию ее начала, Бульнес идеализировал колониальный режим и изображал народную войну 1810—1815 гг. против испанского гнета как разрушительную, приписывая все заслуги в достижении независимости (1821) креольской верхушке. Буржуазно-либеральное направление.В борьбе с консервативным направлением отстаивали свои позиции буржуазно-либеральные историки. Левый либерал, писатель и историк, активный участник борьбы с французскими интервентами, Игнасио Мануэль Альтамирано в 80-е годы опубликовал «Историю и политику Мексики», где большое внимание уделил позициям разных социальных сил в период Войны за независимость. К силам, активно боровшимся за независимость, он относил индейцев, метисов и дискриминированную часть креолов, а к ее противникам — колониальную администрацию, высшее духовенство, помещиков и купцов. Выступление креольской верхушки в пользу независимости в 1821 г. после спада волны народного движения он объяснял не ее патриотизмом, а боязнью нового выступления масс и стремлением сохранить свои привилегии. Альтамирано показывал, что поскольку события 1821 г. не устранили тех зол, против которых выступили патриоты в 1810 г., последующая история Мексики была заполнена борьбой за решение проблем, унаследованных от прошлого. Видным либеральным историком на рубеже XX в. был Хусто Сьерра(1848— 1912), автор «Политической эволюции мексиканского народа» (1902). В этом и других трудах он отразил ненависть мексиканского народа к иностранным поработителям, его патриотизм и героизм в борьбе с врагами. Большое внимание он уделил раскрытию агрессивного характера политики США в отношении Мексики, особенно в период американо-мексиканской войны 1846—1848 гг. Говоря о героическом сопротивлении мексиканского народа американским агрессорам, Сьерра обвинял тогдашнее реакционное руководство мексиканской армии и государства в бездарности, в том, что оно обрекло это сопротивление на неудачу. Резко осуждал он французскую интервенцию 1861 —1867 гг., рисуя Б. Хуареса, возглавившего народную борьбу с интервентами, как достойного защитника суверенитета нации. Сьерра осуждал притязания католической церкви на политическое и идеологическое господство в стране, ратовал за развитие народного просвещения. Он видел в ла-тифундизме одно из социальных зол, препятствующих развитию страны, хотя и не ставил вопроса об экспроприации крупной земельной собственности. Сьерра отрицал революционные действия и опасался революции, противопоставляя ей эволюционный путь буржуазного развития. Революционно-демократическая тенденция.Выразителем революционно-демократической тенденции в общественной мысли Мексики начала XX в. был революционер и публицист Рикардо Флорес Магон. Он призвал свергнуть диктатуру Диаса, создать демократическую республику, провести глубокую аграрную реформу, ограничить влияние иностранного капитала, осуществить прогрессивное трудовое законодательство, а в дальнейшем передать основные средства производства в руки трудящихся. Р. Флорес Магон критиковал либералов за их боязнь революции. Всю
историю Мексики он рассматривал как историю борьбы народа с деспотизмом и тиранами, опиравшимися на крупных помещиков и церковь. Представителем революционно-демократического направления в мексиканской историографии начала XX в. был Андрее Молина Энрикес(1866—1940), автор трудов «Хуарес и реформа» (1906) и «Великие национальные проблемы» (1909). Он также решительно выступал против диктатуры Диаса, призывал к установлению демократической республики, осуществлению аграрной реформы и других демократических преобразований. А. Молина Энрикес считал прогрессивным элементом в мексиканской истории индейцев. Он рассматривал Войну за независимость как восстание прежде всего метисов, поддержанных индейцами, против колониальной власти, а их господ-креолов — как реакционную силу, стремившуюся после достижения Мексикой независимости к ниспровержению республиканского строя и восстановлению режима привилегий и эксплуатации. В то же время Война за независимость, по мнению историка, породила процесс социальной дезинтеграции и анархии. Буржуазная революция 1854—1860 гг. и борьба с французской интервенцией в 1861 —1867 гг. явились, считал А. Молина Энрикес, началом формирования и сплочения единой мексиканской нации на основе метисного элемента; завершится же этот процесс тогда, когда исчезнут классовые и социальные противоречия, разделяющие мексиканское общество. Он особо отмечал роль Хуареса в борьбе за преобразования в годы революции и в организации сопротивления французским интервентам, видя в нем отца отечества, подлинного основателя мексиканской нации.
Бразилия Консервативно-монархическое течение в 60—80-е годы XIX в.В это время в Бразильской империи официальной поддержкой пользовалось консервативно-монархическое течение историографии. К нему принадлежал Ж. М. Перейра да Силва, опубликовавший в 1877 г. 6-томную «Историю основания империи в Бразилии», где восхвалялось правление императора Педру II (1831 —1889). Но вместе с тем автор подробно описывал придворные интриги, раздоры в правительстве, злоупотребления местной администрации, что противоречило его выводам о процветании Бразилии под властью монарха. Откровенной апологией рабства и монархии была проникнута книга А. Бесер-ры ди Менезиса «Рабство в Бразилии» (1878). Подтасовывая факты и цифры, он стремился доказать, что отмена рабства будто бы приведет к гибельным последствиям для сельского хозяйства. Буржуазно-либеральная историография конца XIX— начала XX в.Ликвидация рабства (1888), а затем свержение монархии и установление республики в результате буржуазной революции 1889 г. создали более благоприятные условия для капиталистической эволюции Бразилии, хотя в экономической и политической жизни страны сохранилось преобладание олигархии, связанной с экспортом кофе. Возросло влияние буржуазно-либеральной идеологии и философии позитивизма. В историографии возобладало буржуазно-либеральное направление. Крупнейшим либеральным историком Бразилии был Жозе Франсиску Роша Помбу(1853—1933). Он утверждал, что исторической науки в Бразилии нет, ибо за историю принимают рассказы о жизни монархов и полководцев, регистрацию фактов, описание войн. Он призывал к изучению «сущности жизни народа», т. е. его обычаев, законов, учреждений, морали, естественных и духовных богатств. Роша Помбу считал движущей силой исторического процесса географическую среду, признавал важную роль расового фактора в жизни бразильского общества. В 1905—1923 гг. вышел основной труд Роша Помбу— 10-томная «История Бразилии», охватывающая период с 1500 (открытие Бразилии европейцами) по 1889 г. Ее сокращенный вариант был издан в качестве учебника для студентов колледжей и университетов, который много раз переиздавался, а в 1962 г. опубликован на русском языке 13. «История Бразилии» содер- 13 Роша Помбу. История Бразилии. М., 1962.
жала богатый материал о народных движениях колониальной эпохи, о борьбе за независимость, республиканских движениях, борьбе против рабства индейцев и негров. Все эти движения Помбу оценивал весьма сочувственно. Роша Помбу был сторонником буржуазного республиканизма и эволюционного пути развития. Одновременно он признавал право трудящихся на борьбу за свои права и неизбежность революций, обусловленных, по его мнению, развитием сил природы и противоречиями внутри общества. Важным рубежом мировой истории Помбу считал Французскую революцию. Он приветствовал Октябрьскую революцию в России как великое историческое событие. Но глубинных базисных процессов, классовой природы народных движений и революций он не видел. Расово-биологическое течение. Расово-биологический подход к историческому процессу наглядно проявился в трудах Хуана ди Абреу Капистрану (1853—1927). Широкую известность получила его работа «Главы колониальной истории (1500— 1800)», изданная в 1907 г. в качестве учебника. Заслугой Абреу Капистрану является то, что он обратил внимание на изучение истории колонизации Бразилии, в особенности на освоение ее внутренних районов. Он отвел значительное место социально-экономической характеристике отдельных периодов колониальной эпохи. Правда, социально-экономические аспекты раз-чития общества он ставил в зависимость от географических и расово-биологи-ческих факторов. Абреу Капистрану многое заимствовал у Бокля, Спенсера и Мальтуса. Он пренебрежительно отзывался об индейцах, оправдывал жестокость белых колонизаторов, доказывал экономическую необходимость ввоза негров-рабов из Африки и плантационного рабства для прогресса страны, враждебно относился к народным движениям. Абреу Капистрану возвеличивал бразильского императора Педру I (1822—1831) как основателя независимой Бразилии. Консервативно-эмпирическоетечение. Известный бразильский историк Ж. Оли-вейраЛима (1867—1953) был ведущим представителем консервативно-эмпирического течения. Он собрал ценный документальный материал в европейских и бразильских архивах, на основе которого написал ряд крупных работ — «Историческое формирование бразильской нации», «Движение за независимость в 1821 — 1822 гг.» и др. В его произведениях содержатся сведения о внутренней и внешней политике Бразилии и колониальной политике Португалии. В отличие от Абреу Капистрану он описывал и народные движения, борьбу за республику, деятельность тайных обществ. Однако он рассматривал эти события лишь как болезнь роста формирующейся нации. Оливейра Лима защищал представление о бразильском обществе как обществе классовой гармонии, идеализировал португальскую и бразильскую монархии, восхвалял «добродетельные» деяния императоров и королей. Как и Абреу Капистрану, он утверждал, что своей независимостью Бразилия обязана воле просвещенного монарха-самодержца Педру I. Революционно-демократическое направление.На левом фланге общественно-исторической мысли Бразилии конца XIX-начала XX в. находилось революционно-демократическое направление, ярким представителем которого был революционер, мыслитель, писатель и историк Эуклидис да Кунья (1866—1909). Помимо содержавших исторические суждения многочисленных социологических работ ему принадлежат произведения на исторические темы: «Сертаны» (1902) 14 и сборник статей и очерков «На полях истории» (1909). Э. да Кунья выступал за глубокие демократические преобразования при решающем участии народных масс, рабочих и крестьян. В своих работах он развенчивал «героев» буржуазной историографии как «творцов истории», отстаивая мысль о том, что движущей силой истории является революционная борьба крестьянства и рабочих. Э. да Кунья испытал влияние марксизма, однако не воспринял в полной мере материалистического понимания истории, преувеличивая роль географического и расово-биологического факторов в развитии общества. 14 Сертанами назывались засушливые степи на северо-востоке Бразилии.
Э. да Кунья был первым, кто нарисовал широкое полотно жизни и борьбы бразильского крестьянства. В «Сертанах» он описал как очевидец крупнейшую в истории страны крестьянскую войну 1896— 1897 гг. В этой работе подробно показаны трагедия безземельного, нищего сельского населения, героическая борьба восставших, жестокая расправа над ними, заклейменная автором как «величайшее преступление против нации». Э. да Кунья проявил интерес к революционным событиям 1905 г. в России. В очерке «Миссия России» (1907) он высоко оценил значение русской культуры для европейской цивилизации.
Куба Общественно-историческая мысль Кубы периода войн за независимость (1868— 1898). X. Марти. На Кубе, остававшейся испанской колонией, в обстановке кризиса колониального режима и упадка плантационного рабства в 1868 г. вспыхнула война за независимость и отмену рабства. В ней участвовали широкие слои населения — от негров-рабов до зажиточных креолов, включая и часть плантаторов. Эта война, получившая название Десятилетней (1868—1878), нанесла сильный удар по колониальному режиму, хотя и не увенчалась победой. Испания была вынуждена пойти на некоторые уступки, в частности на окончательную отмену рабства (1886). В 1895 г. началась вторая война за национальное освобождение, в ходе которой Испания оказалась на грани поражения. Тогда в войну под видом помощи кубинцам вмешались США. В результате после 1898 г. Куба, освободившись от испанского колониального гнета, подверглась американской оккупации. В 1902 г. она была провозглашена независимой республикой, но на деле оказалась в экономической и политической зависимости от США. Войны за независимость вызвали подъем национального самосознания кубинского народа, наиболее ярко воплотившийся в деятельности выдающегося вождя и идеолога освободительной борьбы, пламенного трибуна, революционного демократа и антиимпериалиста Хосе Марти (1853—1895). Он был философом и юристом, поэтом и политическим деятелем. Марти решительно выступал за независимость Кубы, завоевать которую, по его мнению, можно было только в ходе освободительной революции с участием всего народа. Он мечтал о том, чтобы в будущей республике была установлена «подлинная и полная свобода» для всего народа, «без преобладания какой-либо одной группы»15. Марти не был социалистом и не понимал исторической роли рабочего класса в борьбе за социальное освобождение, но глубоко сочувствовал трудящимся и видел в них важную силу в борьбе за освобождение родины. Он с восторгом высказывался о Марксе, которого называл «пламенным преобразователем», «могучим и неутомимым организатором» европейских рабочих, «прозорливым ясновидцем причин человеческой нищеты и скдеб людей, человеком, охваченным жаждой делать добро» 16. Марти придавал достижению независимости Кубы важное значение для защиты Латинской Америки от агрессии США: «Мы должны добиться независимости Кубы, иначе Соединенные Штаты захватят Антильские острова и отсюда обрушатся на земли нашей Америки» 17. Он предугадал, что с рождением трестов и монополий США, расширяя торговую и экономическую экспансию, станут еще более агрес- 15 Марти X. Избранное. М., 1974. С. 155, 177. 16 El movimiento obrero cubano. Documentos y articulos. La Habana, 1975. T. I. 1865—1925 P. 137. 17 Март X. Избранное. С. 179.
сивными и опасными для Латинской Америки. В своих многочисленных статьях и очерках Марти касался ряда исторических сюжетов. Он подходил к истории с позиций рационализма, усматривая ее смысл в совершенствовании человека и общества 18. Он писал, что «на Кубе цивилизация взошла на человеческой крови», бичевал рабство. Колониальная Куба, по его мнению, представляла собой «картину чудовищного произвола» 19. Марти нарисовал яркую панораму героической и самоотверженной борьбы кубинского народа за свободу в годы Десятилетней войны: «Своими руками мы сжигали родные города и строили в девственных лесах новые селения и фабрики, наши женщины носили одежду из коры деревьев, 10 лет мы вели борьбу и не раз наносили сокрушительные удары противнику, потерявшему 200-тысячную, хорошо вооруженную армию в боях с малочисленной армией патриотов, которых поддерживала только природа»20. Многие статьи и очерки Марти посвящены современной ему истории США, где он провел 15 лет в эмиграции (1880— 1895). Он разоблачал тех представителей большого бизнеса, которые «создают компании, обещают дивиденды, покупают красноречие и влияние, опутывают конгресс невидимыми сетями... изменяют законы в своих целях... К их услугам газеты, телеграф, светские дамы, красноречивые и авторитетные господа депутаты... Всё в их руках, они все могут купить» 2l. Марти подробно и волнующе, по свежим следам описал драматическое положение и борьбу американских трудящихся, жестокую расправу властей над рабочими-анархистами в Чикаго в 1886 г. («Трагические события в Чикаго», 1887). Его перу принадлежит историко-биографический очерк, посвященный известному американскому генералу, а позднее президенту У. Гранту. Гибель Марти в самом начале подготовленной под его руководством второй войны за независимость (май 1895 г.) была невосполнимой утратой для кубинского народа. Революционно-демократические и антиимпериалистические идеи Марти оказали огромное влияние на последующие поколения кубинских революционеров и прогрессивную историографию. В конце XIX — на рубеже XX в. появился ряд исторических произведений, написанных сторонниками борьбы за независимость. В 1877 г. вышли «Страницы политической истории Кубы» Хуана Арнао, где впервые излагалась история антиколониальных движений на Кубе с 1818 по 1868 г. Десятилетней войне были посвящены работы Энрике Кольясо «От Яры до Санхона» (1893) и Фернандо Фигередо «Революция Яры. 1868—1878» (1902). Крупным историком буржуазно-либерального направления был профессор Гаванского университета Антонио Бачиль-ер-и-Моралес, которого Марти называл «гордостью Кубы». Он выступал против колониального строя, за автономию, постепенную отмену рабства и капиталистическое развитие страны. Бачильер-и-Мора-лес являлся автором монографических исследований по конкретным проблемам истории Кубы, в том числе о древнем индейском населении Кубы — «Первоначальная Куба» (1883), и о захвате Гаваны англичанами в 1762—1763 гг. (1883). Учеником и последователем Бачильера-и-Моралеса был Видаль Моралес-и-Мора-лес, автор популярной работы «Вдохновители и первые герои Кубинской революции» (1901) и учебника «Сведения по истории Кубы» (1904), написанных с патриотических позиций. Антиимпериалистические тенденции в общественной мысли и историографии Кубы в начале XX в.После провозглашения республики в официальной историографии преобладали консервативные тенденции, превозносилась «освободительная» миссия США в отношении Кубы. Тем не менее в среде демократической общественности уже тогда проявлялись антиимпериалистические настроения. На их развитие оказали влияние патриотические выступления популярных общественных деятелей конца XIX — начала XX в. Энрике Вароны, Мануэля Сангили и Хуана Гуальберто Гомеса. Все они актив- 18 См.: Март X. Избранное. С. 193. 19 Март X. Избранное. М., 1956. С. 268. 20 Март X. Избранное. М., 1974. С. 167. 21 Там же. С. 242.
но участвовали в освободительной борьбе конца XIX в., а после провозглашения республики занимались общественно-политической деятельностью: Варона был вице-президентом (1913—1917), Сангили — сенатором, затем министром иностранных дел, Гомес — депутатом и сенатором. Они защищали национальные интересы, осуждали коррупцию в республиканской администрации, критиковали империалистическую политику США в отношении Кубы. В работе «Империализм в свете социологии» (1906) Варона показал, что экономическая зависимость от США лишает Кубу политической независимости. Но он, как и Сангили и Гомес, не видел действенных средств борьбы против империализма, не ставил острых социальных вопросов, наибольшие надежды возлагал на просветительскую пропаганду и развитие образования. Появились некоторые исторические исследования, в которых разоблачался империалистический характер политики США в отношении Кубы. Э. Кольясо, автор книги о Десятилетней войне, написал работы «Американцы на Кубе» (1905) и «Интер-венированная Куба» (1910). X. Сесар Кан-дарилья в 1913 г. опубликовал монографию, посвященную «поправке Платта», узаконившей политическое вмешательство США в дела Кубы, и борьбе против нее кубинских патриотов.
Оглавление Предисловие................................................................................................................................................3 Введение (И. П. Дементьев)...................................................................................................................5 Раздел 1. От Гуманизма к Просвещению: зарождение и становление исторической мысли и исторической науки нового времени (XVI—XVIII века)………………………………..15 Введение (А. В. Адо)...........................................................................................................................16 Глава 1. Гуманистическая историческая мысль (Е. В. Гутнова).....................................................24 Глава 2. Социально-политическая мысль и история в период Английской революции XVII века. Проблема происхождения власти и собственности (Н. А. Ерофеев) ....................................................................................................35 Глава 3. Век Просвещения во Франции: исторические взгляды просветителей. Развитие исторической мысли в период Великой французской революции (А. В. Адо)...................................................................................................................44 Глава 4. Английское Просвещение и историческая мысль. Шотландская школа (Н. А. Ерофеев).....71 Глава 5. Философия истории в немецком Просвещении (А. И. Патрушев) ...................................79 Глава 6. Война за независимость и социально-исторические воззрения североамериканских просветителей (И. П. Дементьев)………………………………………………..89 Глава 7. Рационалистические идеи и просветительские течения русской исторической мысли (В. И. Моряков)…………………………………………………………………………………………..97 Раздел 2. Историография первой половины XIX века. Романтизм ...............................................107 Введение (А. В. Адо)..........................................................................................................................108 Глава 1. Французская историография. Школа историков периода Реставрации и ее концепция классовой борьбы. Проблемы революции 1789 года (А. В. Адо)…………………….116 Глава 2. Германская историография: от Просвещения к романтизму. Немецкий идеалистический историзм (А. И. Патрушев)……………………………………………………...........133 Глава 3. Торийская и вигская историография в Англии. Влияние романтических идей (Н. А. Ерофеев)......................................................................................................................148 Глава 4. Русская историческая мысль в дореформенный период. Проблема «Россия и Запад» (В. А. Дунаевский)…………………………160 Глава 5. Становление исторической науки в США. «Ранняя школа» (И. П. Дементьев)……..............176 Глава 6. Формирование польской национальной историографии (конец XVIII— первая половина XIX века) (Л. А. Зашкильняк).....................................................................................186 Раздел 3. Возникновение марксизма. Позитивизм и историческая наука во второй половине XIX века........................................................................................................195 Введение (И. В. Григорьева) ...........................................................................................................196 Глава 1. Материалистическое понимание истории. Исторические взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса (Н. Е. Застенкер, Н. Ю. Колпинский).....................................................................202 Глава 2. Английский позитивизм. Основные направления в историографии (Н. А. Ерофеев)........227 Глава 3. Историческая наука во Франции. Позитивистская историография (А. В. Адо)...............241 Глава 4. Немецкая историография. Малогерманская историческая школа (А. И. Патрушев)...........256 Глава 5. Историография США в период Гражданской войны и Реконструкции. Утверждение позитивизма в конце XIX века (И. П. Дементьев) ............................................273 Глава 6. История нового времени в России в пореформенный период (Б. Г. Могильницкий)......288 Глава 7. Итальянская историография после национального объединения. Позитивизм в Италии (И. В. Григорьева)…………………………………………………………………...309 Глава 8. Польская историография 60— 90-х годов (Д. А. Зашкильняк)…………………………………319 Глава 9. Чешская и словацкая историография в XIX веке (3. С. Ненашева)……………………….. 327 Раздел 4. Историческая наука в начале XX века............................................................................333 Введение (А. И. Патрушев)...............................................................................................................334 Глава 1. Проблемы новой истории в трудах В. И. Ленина ( | И. С. Галкин |) . 343 Глава 2. Германская историография: неоранкеанство и упадок позитивизма (А. И. Патрушев)........363 Глава 3. Французская историография. Кризис позитивистской методологии и начало формирования «новой научной школы» (70. Н. Афанасьев) .......................................377 Глава 4. Историческая наука в Англии. Кризис ортодоксального позитивизма (Н. А. Ерофеев)........389 Глава 5. Эволюция позитивизма в историографии США. Возникновение прогрессистского направления (И. П. Дементьев)………………………............400 Глава 6. Изучение новой истории в России (Б. Г. Могильницкий).................................................415 Глава 7. Итальянская историография. Крочеанский идеалистический историзм против позитивизма (И. В. Григорьева) ......................................................................................425 Глава 8. Польская историография начала XX века (Л. А. Зашкильняк) ..........................................432 Глава 9. Австрийская историография в эпоху дуализма (1867—1918) (А. И. Патрушев)........................................................................................................................440 Глава 10. Венгерская историография эпохи дуализма (1867—1918) (Т. М. Исламов)………............446 Глава 11. Чешская и словацкая историография (3. С. Ненашева)...................................................451 Глава 12. Румынская историография в конце XIX— начале XX века (А. К. Мошану, Г. Н. Негру)..........................................................................................................456 Глава 13. Болгарская историография в XIX — начале XX века (Л. В. Горина)………………………463 Глава 14. Югославянская историография в XIX — начале XX века (В. Г. Карасев)……………… 470 Глава 15. Консервативная традиция и демократическое направление в испанской историографии в последней трети XIX — начале XX века (Н. В. Кирсанова, Э. Н. Рапп-Лантарон).......................................................................................476 Глава 16. Формирование и развитие национальной историографии в странах Латинской Америки во второй половине XIX — начале XX века (А. И. Строганов) ............481 Библиография....................................................................................................................................499 Именной указатель............................................................................................................................504
|