Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Начало нового периода




Читайте также:
  1. Http://energodar.net/vedy/kalendar.html#ЛетоотпериодаТрехЛун
  2. I.2.2. Начало славянской письменности
  3. II. Начало процесса исторического развития общества.
  4. II. НАЧАЛО ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА 1 страница
  5. II. НАЧАЛО ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА 1 страница
  6. II. НАЧАЛО ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА 10 страница
  7. II. НАЧАЛО ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА 11 страница
  8. II. НАЧАЛО ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА 12 страница
  9. II. НАЧАЛО ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА 13 страница
  10. II. НАЧАЛО ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА 14 страница

В XVII в. начинается новая страница в Российской истории. Новая не потому, что начался новый век, а потому что в этом столетии во всех областях жизни Российского государства происходили серьезные качественные изменения. В советской историографии сущность этих качественных изменений базировалась на данном В. И. Лениным в работе “Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов” определении, что примерно с XVII в. начинается «новый период русской истории», который характеризовался «действительно фактическим слиянием всех…областей, земель и княжеств в одно целое. Слияние это… вызывалось усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Так как руководителями и хозяевами этого процесса были капиталисты-купцы, то создание этих национальных связей было ничем иным, как созданием связей буржуазных». Это определение В.И. Ленина вполне правомерно. Между тем оно не в полной мере отражало характер перемен.

Прежде всего, в истории российской цивилизации в это время начался важный процесс – переход от ориентации на Восток к ориентации на Запад, отход от традиционного характера русской культуры к восприятию европейских ценностей. Можно сказать, что в XVII ст. в России идет сложный процесс взаимодействия архаики, традиционализма и прогрессивных тенденций социально-экономического развития. В сознании человека на место провиндециализма (т. е. понимания, что все в жизни предопределено Богом) приходят рационализм и прагматизм (понимание роли человека в жизни общества). Идет процесс обмирщения во всех областях культуры. Формируются новые национальные связи.

XVII в. принес многочисленные испытания России и её государственности. Две мощные гражданские войны. Волна восстаний в городах в середине столетия. Массовые уходы крестьян и горожан с насиженных мест подальше от вотчинников, государевых воевод и помещиков, от приказных людей на поиски воли. Церковный раскол. Борьба между боярами и дворянами и внутри самого боярства и дворянства. Первые выдвинутые купечеством сословные претензии. Все это дало основание исследователям назвать XVII в. «бунташным», «смутным временем». Но через все «смуты» шел процесс укрепления государства: как бы «подгоняемый» социальными противоречиями, господствующий класс совершенствовал и укреплял государственную машину, вплотную подходил



к завершению централизации, которая наступит в начале следующего столетия.

Не последнюю роль в становлении национального самосознания русского народа играла напряженная борьба с внешними врагами, заполнившая собою

с малыми перерывами всё столетие. От интервенции польско-шведских феодалов, поставившей страну на грань утраты национальной независимости, и до решительного вступления в борьбу с могущественной тогда Швецией за достижение вековой цели России – выхода к Балтийскому морю.

Подвигом народного ополчения К. Минина и Д. Пожарского Россия в начале столетия была спасена как самостоятельное государство; подвигом народа в петровских полках в начале следующего столетия она превратилась в сильную европейскую державу.

В последние годы в общественных кругах России и, прежде всего, среди служителей православной церкви, стали часто звучать утверждения о российском обществе XVII ст., как обществе единения и согласия, обществе лишенном различных потрясений и катаклизмов. Именно это общество, по их мнению, должно стать образцом при построении современной России. Навряд ли можно повернуть историю 300 лет назад. Современные россияне другой психологии, другого менталитета. Главное - изучать прошлое. Брать из прошлого полезные примеры и не допускать серьезных ошибок как во внутренней, так и во внешней политике государства.



 

 


Дата добавления: 2015-04-04; просмотров: 3; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты