КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Древнегреческая цивилизация в силу нараставшей социально-экономической деградации общества разрушалась. Постепенно утрачивалась большая часть достигнутых знаний. Жестокие удары по распадавшейся античной культуре наносила христианская церковь. В IV в. был уничтожен научный центр в Александрии. В начале VI в. император Юстиниан закрыл Афинскую школу (просуществовала около 1000 лет). Христианство, став господствующей идеологией феодального общества, не признавало знаний, основанных на разуме и опыте, внушало веру в непогрешимость церковных догматов и греховность самостоятельного, отличительного от предписанного священными книгами понимания устройства и предназначения человеческой души. Естественнонаучные исследования природы приостановились. Их сменили религиозные представления. Переориентация философского мышления в направлении сближения с позитивным знанием о природе совершалась в этот период в недрах другой культуры – арабоязычной, расцвет которой пришелся на VIII – ХII вв. В VII в. арабские племена объединились, и возникло государство Халифат, имевшее новую религию – ислам. На его территориях жили народы с древними культурными традициями, которые были восприняты в данном государстве. Сочинения античных мыслителей переводились на арабский язык, переписывались и распространялись от Средней Азии и Индии до Пиренейского полуострова и Африки. Именно это стимулировало развитие науки, прежде всего физико-математической и медицинской. В это время появилось большое количество ученых-исследователей, способствующих развитию естественных наук. Среди которых следует выделить среднеазиатского ученого II в. Ибн-Сину (в латинской транскрипции – Авиценну). С позиций развития естественнонаучных знаний о душе, особый интерес представляет медицинская психология Ибн-Сины. В ней важное место отводилось учению о роли аффектов в регуляции и развитии поведения организма. Созданный Ибн-Синой «Канон медицинской науки» обеспечил ему «самодержавную власть во всех медицинских школах средних веков». Ибн-Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды, придавая при этом особое значение воспитанию. Именно посредством воспитания, по мнению ученого, осуществляется воздействие психического на устойчивую структуру организма. Чувства, изменяющие течение физиологических процессов, возникают у ребенка в результате воздействия на него окружающих людей; вызывая у ребенка те или другие аффекты, взрослые формируют его натуру. Физиологическая психология включала, таким образом, предположения о возможности управлять процессами в организме и даже придавать организму определенный устойчивый склад путем воздействия на его чувственную, аффективную жизнь, зависящую от поведения других людей. Идея взаимосвязи психического и физиологического разрабатывались на основе его обширного медицинского опыта. Имеются сведения о том, что, не ограничиваясь наблюдениями, он предпринял попытку изучить этот вопрос экспериментально. В его исследованиях были зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний. Особый интерес арабские натуралисты и математики, в том числе и Авиценна, проявляли к органу зрения. Среди исследователей в этой области можно отметить следующих: Ибн-аль-Хайсам (в латинской транскрипции – Альгазен – XII в.) и Ибн-Рошд (Аверроэс – XII в.). Учение Ибн-Рошда о человеке и его душе оказало наибольшее влияние на западноевропейскую философско-психологическую мысль. Он отрицал бессмертие индивидуальной души, сделал упор на разделении души и разума. Под душой разумелись функции, которые неотделимы от организма (прежде всего – чувственность). Они необходимы (таково было и мнение Аристотеля) для деятельности разума, нераздельно связаны с телом и исчезают вместе с ним. Сам же разум является божественным и входит в индивидуальную душу извне. С исчезновением тела и индивидуальной души «следы», оставленные божественным разумом в душе, отделяются от смертного индивида и продолжают существовать как момент универсального разума, присущего всему человеческому роду. Признание высшего интеллектуального равенства людей (при всем многообразии их индивидуальных различий) и богоподобия человека было несовместимо с идеологией феодального общества, основанной на строгой социальной иерархии его членов. Апология божественного разума оборачивалась у Ибн-Рошда (получившего на Западе почетное имя Комментатора) защитой земного достоинства человека. В то же время в духовной жизни средневековой Европы утвердилась схоластика (от греч. «схоластикос» – школьный, ученый). Этот особый тип философствования («школьная философия») с ХI до ХVI в. сводился к рациональному, использующему логические приемы, обоснованию христианского вероучения. В схоластике имелись различные течения; общей была установка на комментирование текстов. Позитивное изучение предмета и обсуждение реальных проблем подменялось словесными ухищрениями. Католическая церковь вначале запретила труды Аристотеля, но затем принялась «осваивать», адаптировать соответственно своим нуждам. С этой задачей полно справился Фома Аквинский (1225-1274), учение которого позже было канонизировано в папской энциклике (1879 год) как истинно католическая философия (и психология) и получило название томизма, модернизированного в наши дни под именем неотомизма. Томизм складывался в противовес стихийно-материалистическим трактовкам Аристотеля. Фома Аквинский отстаивал одну истину – религиозную, «нисходящую свыше» – и считал, что разум должен служить ей так же истово, как и религиозные чувства. Ему и его сторонникам удалось расправиться с аверроистами в парижском университете, хотя в Англии, в Оксфордском университете, концепция «двойственной истины» в дальнейшем восторжествовала, став идеологической предпосылкой успехов философии и естественных наук. Аверроисты полагали, что несовместимость с официальной догмой представлений о вечности (а не о сотворении) мира, об уничтожаемости (а не бессмертии) индивидуальной души дает основание утверждать, что каждая из истин имеет свою область, в которую другой вторгаться не надлежит. Истинное для одной области может быть ложным для другой и наоборот. Ф. Аквинский расположил различные формы душевной жизни в виде своеобразной лестницы – от низших к высшим. В этой иерархии каждое явление имеет свое место, проложены грани между всем существующим и однозначно определено, чему где надлежит быть. Души расположены ступенчато (растительная, животная, человеческая), внутри каждой из них – способности и их продукты (ощущение, представление, понятие). Работу души Ф.Аквинский представлял в виде следующей схемы: сначала она совершает акт познания – ей является образ объекта (ощущение или понятие); затем осознает, что ею произведен этот акт; и, наконец, проделав обе операции, душа «возвращается» к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность. (Это модернизированный процесс интроспекции, заимствованный из учений древнегреческих мыслителей). Перед нами – замкнутое сознание, из которого нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру. Томизм, таким образом, превратил Аристотеля в столпа богословия, в «Аристотеля с тонзурой» (тонзура – выбритое место на макушке – знак принадлежности к католическому духовенству). В Англии томистской концепции души был противопоставлен номинализм (от лат. «номен» – имя). Он возник в связи со спором о природе общих понятий, или универсалий суть состояла в том, существуют ли эти общие понятия сами по себе, самостоятельно и независимо от нашего мышления, либо представляют собой только имена, реально же познаются лишь конкретные явления. Ярчайшим представителем номинализма был профессор Оксфордского университета Уильям Оккам (ок.1285 – 1349). Отвергая томизм и отстаивая учение о «двойственной истине», он призывал опираться на чувственный опыт; при этом следовало ориентироваться на термины, обозначающие либо классы предметов, либо классы имен. Номинализм способствовал развитию естественнонаучных взглядов на познавательные возможности человека. К знакам, как главным регуляторам душевной активности, неоднократно обращались многие мыслители последующих веков. Так, в психологии утвердилось правило (известно под названием «бритва Оккама»), согласно которому нет смысла прибегать к объяснению каких-либо явлений многими силами или факторами, когда можно обойтись меньшим. Эта «бритва» стала основой своего рода «закона экономии» в психологии, проиллюстрировать который можно таким примером: изучая поведение животных, не надо наделять их умом человека, если есть более простой способ объяснения. В раннем средневековье под пластом чисто рассудочных построений, чуждых реальным особенностям психической деятельности, стали появляться новые идеи, связанные с опытным познанием души и ее проявлений. В противовес принятым схоластикой приемам выведения отдельных психических явлений из сущности души и ее сил складывалась методология, основанная на опытном, детерминистском подходе. Своего расцвета этот подход достиг в следующую историческую эпоху. Переходный период от феодальной культуры к буржуазной получил название эпоха Возрождения. Ее главной особенностью стало возрождение античных ценностей, без которых едва ли бы смогли существовать и арабоязычная, и латиноязычная (в Западной Европе, как известно, языком образованности была латынь) культуры. Мыслители Возрождения полагали, что они очищают античную картину мира от «средневековых варваров». Восстановление античных памятников культуры в их подлинном виде действительно стало признаком нового идейного климата. Возникновение мануфактурного производства, усложнение и совершенствование орудий труда, великие географические открытия, возвышение среднего слоя горожан, отстаивавшего свои права в ожесточенной политической борьбе, – все эти процессы изменили положение человека в мире и в обществе, а следовательно, и его представления о мире и самом себе. Новые философы вновь обращаются к Аристотелю. В главном очаге Возрождения – Италии, разгораются споры между сторонниками Ибн-Рошда (аверроистами) и радикально настроенными александристами. Последний термин происходит от имени древнегреческого философа Александра Афродисийского, который прокомментировал трактат Аристотеля «О душе» иначе, чем Ибн-Рошд. Коренное различие касалось вопроса о бессмертии души. Если Ибн-Рошд, разделяя разум (ум) и душу, считал разум, как высшую часть души, бессмертным, то Александр настаивал на целостности аристотелевского учения и его тезисе о том, что все способности души начисто исчезают вместе с телом. У александристов антиклерикальные мотивы звучали резче и последовательнее, чем у аверроистов. Оба направления сыграли важную роль в создании новой идейной атмосферы, проложив путь к естественнонаучному изучению организма человека и его психических функций. По этому пути пошли многие философы, натуралисты, врачи, которых отличал интерес к изучению природы. Их творчество пронизывала вера во всемогущество опыта, в преимущество наблюдений, прямых контактов с реальностью, в независимость подлинного знания от схоластической мудрости. Одним из титанов Возрождения был Леонардо да Винчи (1452 – 1519). Этот мыслитель представлял новую науку, которая родилась не в университетах, где по-прежнему изощрялись в комментариях к текстам древних, а в мастерских художников и строителей, инженеров и изобретателей. В своей практике они были преобразователями мира, их опыт радикально менял культуру и строй мышления. Высшей ценностью становился не божественный разум, а, говоря языком Леонардо, – «божественная наука живописи». При этом под живописью понималось не только искусство отражения мира в художественных образах. «Живопись, – писал Леонардо, – распространяется на философию природы». Изменения в реальном бытии личности коренным образом изменяли ее самосознание. Субъект осознавал себя центром направленных вовне (в противовес августино-томистской интроспекции) духовных сил, которые воплощаются в реальные, чувственные (в противовес христианской чистой духовности) ценности; он желал подражать природе, на деле преобразуя ее своим творчеством, практическими деяниями. Наряду с Италией, возрождение новых гуманистических взглядов на индивидуальную психическую жизнь достигло высокого уровня и в других странах, где подрывались устои прежних социально-экономических отношений. В Испании возникли направленные против схоластики учения, устремленные к поискам реального знания о психике. Так, Хуан Луис Вивес (1492 – 1540) в книге «О душе и жизни» доказывал, ставшей знаменитой в Европе, что природа человека познается не из книг, а путем наблюдения и опыта, позволяющих, опираясь на теорию, правильно воспитывать ребенка. Другой испанец, врач Хуан Уарте (ок.1530 – 1592), также отвергая умозрение и схоластику, требовал применить индуктивный метод «Исследования способностей к наукам» – (так называлась его книга). Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми для определения их пригодности к различным профессиям.
|