Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


За­мы­сел Бо­га в его тво­ре­ни­ях




 

На ру­бе­же 16-17 ве­ков, ко­гда нау­ка (в со­вре­мен­ном смыс­ле сло­ва) еще толь­ко за­ро­ж­да­лась, боль­шин­ст­во уче­ных бы­ли ве­рую­щи­ми хри­стиа­на­ми и счи­та­ли, что их ис­сле­до­ва­ния при­ро­ды по­зво­ля­ют луч­ше уви­деть и по­нять муд­рость и бла­гость Гос­по­да, про­яв­ляе­мую в Его соз­да­ни­ях. Од­на­ко в 18-м и 19-м ве­ках под влия­ни­ем ма­те­риа­ли­сти­че­ской фи­ло­со­фии воз­ник­ло пред­став­ле­ние о са­мо­дос­та­точ­но­сти при­ро­ды и ее пол­ной (хо­тя и по­сте­пен­ной) по­зна­вае­мо­сти че­ло­ве­че­ским ра­зу­мом. Убе­ж­де­ние, что «нау­ка до­ка­за­ла, что Бо­га нет», про­дол­жа­ет со­хра­нять­ся и в XX ве­ке, не­смот­ря на то, что но­вые на­уч­ные дан­ные в раз­лич­ных об­лас­тях ес­те­ст­во­зна­ния яв­но ука­зы­ва­ют на впол­не це­ле­на­прав­лен­ный ха­рак­тер при­род­ных про­цес­сов и струк­тур (Все­лен­ной как це­ло­го, га­лак­тик, звезд, Солн­ца, пла­нет, обо­ло­чек Зем­ли, свойств мик­ро­ми­ра и, осо­бен­но от­чет­ли­во, жи­вых ор­га­низ­мов). При со­вер­шен­но не­пред­взя­том, т.е. ней­траль­ном (как и долж­но быть в нау­ке) от­но­ше­нии к изу­чае­мым объ­ек­там, у ис­сле­до­ва­те­лей со­вер­шен­но не­про­из­воль­но воз­ни­ка­ет идея о Соз­да­те­ле и Про­мыс­ли­те­ле, ко­то­рый при­дал ми­ру упо­ря­до­чен­ность, ие­рар­хич­ность и ос­мыс­лен­ность, дал при­ро­де Свои за­ко­ны, со­тво­рил не­во­об­ра­зи­мо слож­ные сис­те­мы и не­пре­рыв­но под­дер­жи­ва­ет их су­ще­ст­во­ва­ние.

На­рас­та­ние в XX ве­ке убе­ди­тель­ней­ших фак­тов, под­твер­ждаю­щих акт соз­дан­но­сти ми­ра Бо­гом, сни­ма­ет объ­ек­тив­ные при­чи­ны для не­ве­рия, ко­то­рые ма­те­риа­ли­стам XIX ве­ка мог­ли ка­зать­ся су­ще­ст­вую­щи­ми и су­ще­ст­вен­ны­ми для обос­но­ва­ния их атеи­сти­че­ских взгля­дов.

Да­же в ма­те­ма­ти­ке, наи­бо­лее ней­траль­ной и ра­цио­наль­ной нау­ке, тео­ре­ма Ге­де­ля (1931 г.) ут­вер­жда­ет, что без внут­рен­не при­су­щей ра­зу­му ин­туи­ции ак­ту­аль­ной бес­ко­неч­но­сти не­воз­мож­но по­строе­ние сколь­ко-ни­будь слож­ных тео­рий, по­зво­ляю­щих опи­сать хо­тя бы «эле­мен­тар­ную» ариф­ме­ти­ку. Фи­зи­ка XX ве­ка (тео­рия от­но­си­тель­но­сти, кван­то­вая элек­тро­ди­на­ми­ка и тео­рия эле­мен­тар­ных час­тиц) на­столь­ко из­ме­ни­ли на­ши пред­став­ле­ния о строе­нии ма­те­рии, что ста­ло не­воз­мож­но го­во­рить о вол­нах и час­ти­цах, о дви­же­нии ма­те­ри­аль­ных то­чек по оп­ре­де­лен­ным тра­ек­то­ри­ям, о том, что сис­те­ма од­но­го уров­ня со­став­ле­на из бо­лее мел­ких час­тей ниж­не­го уров­ня. Вы­яс­ни­лось, что акт со­еди­не­ния бо­лее зна­чим, чем от­дель­но рас­смат­ри­вае­мые со­еди­няе­мые объ­ек­ты, и на ка­ж­дом уров­не оп­ре­де­ляю­щую роль иг­ра­ют свои осо­бые спе­ци­фи­че­ские за­ко­ны и прин­ци­пы, не вы­во­ди­мые из за­ко­нов ниж­них уров­ней. Кро­ме то­го, фи­зи­че­ские за­ко­ны име­ют ве­ро­ят­но­ст­ный ха­рак­тер, так что да­же мель­чай­ший элек­трон об­ла­да­ет не­ко­то­рой сте­пе­нью сво­бо­ды и прин­ци­пи­аль­ной не­пред­ска­зуе­мо­стью.

 

От­бле­ски тро­ич­но­сти в со­тво­рен­ном ми­ре

 

Сущ­ность Пре­свя­той Трои­цы, бу­ду­чи пол­но­стью не­по­зна­вае­мой для че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма, от­кры­ва­ет­ся ве­рую­ще­му серд­цу (в той ме­ре, в ка­кой оно очи­ще­но от стра­стей) в Свя­щен­ном Пи­са­нии и уче­нии От­цов Церк­ви, ут­вер­жден­ном в Ее дог­ма­тах, при­ня­тых на Все­лен­ских Со­бо­рах.

Во мно­гих при­род­ных про­цес­сах так­же мож­но об­на­ру­жить со­че­та­ния из трех взаи­мо­свя­зан­ных по­ня­тий. Сам че­ло­век соз­дан, по по­до­бию Бо­жие­му, три­со­став­ным. Бу­ду­чи еди­ным, че­ло­век со­сто­ит из те­ла (строе­ние и функ­ции ко­то­ро­го ис­сле­ду­ют­ся ана­то­ми­ей и фи­зио­ло­ги­ей), ду­ши с ее спо­соб­но­стя­ми к вос­при­ятию ре­аль­но­сти че­рез ор­га­ны чувств, к ее ос­мыс­ле­нию ра­зу­мом и во­об­ра­же­ни­ем, к во­ле­вым же­ла­ни­ям и уси­ли­ям по их дос­ти­же­нию (что изу­ча­ет­ся в пси­хо­ло­ги­че­ских нау­ках). Тре­тья выс­шая (часть че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­ва) ‑ это его дух, со­дер­жа­щий в се­бе яд­ро лич­но­сти и глав­ную уст­рем­лен­ность су­ще­ст­во­ва­ния и об­ла­даю­щий спо­соб­но­стью к Бо­го­об­ще­нию.

В ми­ре жи­вой при­ро­ды мы ви­дим три боль­ших цар­ст­ва рас­те­ния, жи­вот­ные и мик­ро­ор­га­низ­мы – су­ще­ст­вен­но раз­ли­чаю­щие­ся, но имею­щие тем не ме­нее об­щую мо­ле­ку­ляр­но-ге­не­ти­че­скую ос­но­ву.

Ве­ще­ст­во мо­жет на­хо­дить­ся в трех со­стоя­ни­ях ‑ твер­дом, жид­ком или га­зо­об­раз­ном. Для ка­ж­до­го ве­ще­ст­ва име­ет­ся спе­ци­фи­че­ская «трой­ная точ­ка», в ко­то­рой эти три фа­зы со­су­ще­ст­ву­ют од­но­вре­мен­но. Не­дав­но бы­ло вы­де­ле­но чет­вер­тое со­стоя­ние ‑ плаз­ма (силь­но ио­ни­зо­ван­ный газ, на­при­мер, в пла­ме­ни ог­ня, с ря­дом осо­бых свойств).

Фи­зи­че­ское про­стран­ст­во име­ет раз­мер­ность три (дли­на, ши­ри­на и вы­со­та) Ака­де­мик Б.В.Рау­шен­бах в сво­ей ра­бо­те «Ло­ги­ка Трие­дин­ст­ва» про­во­дит ана­ло­гию ме­ж­ду век­то­ром с тре­мя ко­ор­ди­на­та­ми и Трие­ди­ным Бо­же­ст­вом.

Вре­мя чет­ко раз­де­ля­ет­ся на три сво­их мо­ду­са (про­шед­шее, на­стоя­щее и бу­ду­щее). В спе­ци­аль­ной тео­рии от­но­си­тель­но­сти про­стран­ст­во и вре­мя взаи­мо­свя­за­ны по­сред­ст­вом ско­ро­сти све­та, ко­то­рая оди­на­ко­ва во всех инер­ци­аль­ных сис­те­мах от­сче­та, а в об­щей тео­рии от­но­си­тель­но­сти Эйн­штей­на про­стран­ст­во-вре­мя со­еди­не­но с мас­сой, рас­пре­де­ле­ние ко­то­рой оп­ре­де­ля­ет его струк­ту­ру. Эта кон­цеп­ция «ис­крив­лен­но­сти», од­на­ко, на­чи­на­ет сей­час под­вер­гать­ся кри­ти­ке.

В мик­ро­ми­ре вы­яв­ле­ны три ти­па фун­да­мен­таль­ных взаи­мо­дей­ст­вий: силь­ное, свя­зы­ваю­щее тя­же­лые час­ти­цы в атом­ных яд­рах, элек­тро­маг­нит­ное, от­вет­ст­вен­ное не толь­ко за элек­три­че­ские и маг­нит­ные яв­ле­ния (к чис­лу их от­но­сит­ся и рас­про­стра­не­ние све­та), но и объ­яс­няю­щее струк­ту­ру обыч­ных ве­ществ и их хи­ми­че­ские пре­вра­ще­ния, и, на­ко­нец, так на­зы­вае­мое сла­бое взаи­мо­дей­ст­вие, на­ру­шаю­щее мно­гие за­ко­ны со­хра­не­ния и де­лаю­щее мир ме­нее сим­мет­рич­ным. В глу­би­не эле­мен­тар­ных час­тиц об­на­ру­жи­ва­ют­ся со­вер­шен­но осо­бые суб­час­ти­цы «квар­ки» (их на­счи­ты­ва­ют 3 «цве­та» и 6 «аро­ма­тов»), элек­три­че­ский и ба­ри­он­ный за­ряд ко­то­рых дроб­ный (1/3 или 2/ 3) и ко­то­рые не мо­гут су­ще­ст­во­вать от­дель­но, а толь­ко в свя­зан­ных со­стоя­ни­ях (по три или по два), ко­то­ры­ми и опи­сы­ва­ет­ся все мно­же­ст­во из­вест­ных сей­час эле­мен­тар­ных час­тиц (бо­лее 500 ти­пов).

В со­вре­мен­ной нау­ке воз­ник­ло и ин­тен­сив­но раз­ви­ва­ет­ся син­те­ти­че­ское по­ни­ма­ние при­род­ных про­цес­сов как трие­дин­ст­ва ве­ще­ст­ва, энер­гии и ин­фор­ма­ции. Пер­вые две ка­те­го­рии изу­ча­ют­ся уже бо­лее 300 лет, то­гда как тре­тья ста­ла ис­сле­до­вать­ся лишь в 40-х го­дах 20-го ве­ка. Не­дав­но поя­ви­лась да­же от­дель­ная на­уч­ная спе­ци­аль­ность «ин­фор­ма­ти­ка». Под ин­фор­ма­ци­ей по­ни­ма­ет­ся ме­ра струк­тур­ной упо­ря­до­чен­но­сти не­ко­то­ро­го объ­ек­та или про­цес­са ‑ сис­те­ма ато­мов, ге­не­ти­че­ский код (мо­ле­ку­ла ДНК), текст на ес­те­ст­вен­ном или ис­кус­ст­вен­ном язы­ке (про­грам­ма для ком­пь­ю­те­ра, нот­ная пар­ти­ту­ра). В са­мой ин­фор­ма­ции вы­де­ля­ют три ее ас­пек­та - ко­ли­че­ст­во, смысл и цен­ность. Ко­ли­че­ст­во ин­фор­ма­ции по­ка­зы­ва­ет сте­пень умень­ше­ния не­оп­ре­де­лен­но­сти (эн­тро­пии сис­те­мы) и из­ме­ря­ет­ся в би­тах (1 бит - ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­щая­ся в со­об­ще­нии об од­ном из двух рав­но­ве­ро­ят­ных со­бы­тий). Смысл же («Ло­гос») ин­фор­ма­ции мо­жет быть вскрыт толь­ко при ее со­от­не­се­нии с не­ко­то­рым за­па­сом («те­зау­ру­сом») ин­фор­ма­ци­он­ной сис­те­мы (на­при­мер, зна­ние ос­нов­ных слов и кон­ст­рук­ций не­ко­то­ро­го ес­те­ст­вен­но­го язы­ка или ме­ха­низм пе­ре­во­да ге­не­ти­че­ской ин­фор­ма­ции с ДНК на по­сле­до­ва­тель­но­сти ами­но­кис­лот в бел­ко­вых це­поч­ках). Еще бо­лее слож­но оп­ре­де­ле­ние цен­но­сти, ко­то­рая про­яв­ля­ет­ся лишь в про­цес­се фак­ти­че­ско­го ис­поль­зо­ва­ния ин­фор­ма­ции в оп­ре­де­лен­ных ус­ло­ви­ях ок­ру­жаю­щей сре­ды (при­род­ной, со­ци­аль­ной, куль­тур­ной, ин­тел­лек­ту­аль­ной). В от­ли­чие от ко­ли­че­ст­ва, опи­сы­вае­мо­го тео­ри­ей Шен­но­на, смысл и цен­ность ин­фор­ма­ции еще не при­об­ре­ли сво­его аде­к­ват­но­го ма­те­ма­ти­че­ско­го ап­па­ра­та, хо­тя их важ­ность на­мно­го пре­вос­хо­дит уме­ние под­счи­ты­вать чис­ло бит или бо­лее круп­ных еди­ниц (Байт, ки­ло­Байт, ме­га­Байт) в це­поч­ке сим­во­лов.

Един­ст­во ве­ще­ст­ва, энер­гии и ин­фор­ма­ции об­на­ру­жи­ва­ет­ся во мно­гих яв­ле­ни­ях не­жи­вой при­ро­ды, во всех жи­вых ор­га­низ­мах (ко­то­рые бу­к­валь­но про­пи­та­ны ог­ром­ным ко­ли­че­ст­вом со­дер­жа­тель­ной и цен­ной ин­фор­ма­ции), а так­же в ис­кус­ст­вен­но соз­дан­ных че­ло­ве­ком кон­ст­рук­ци­ях, в ка­ж­дой из ко­то­рых яс­но вид­на мысль изо­бре­та­те­ля.

Ра­зу­ме­ет­ся, упо­мя­ну­тые при­ме­ры из раз­лич­ных об­лас­тей ес­те­ст­во­зна­ния ни­ко­им об­ра­зом не рас­кры­ва­ют сущ­но­сти Твор­ца при­ро­ды, так же как в со­су­дах, сде­лан­ных гор­шеч­ни­ком, лишь в ни­чтож­ной сте­пе­ни про­яв­ля­ет­ся его внут­рен­няя со­кро­вен­ная жизнь.

В кон­це зем­ной жиз­ни у че­ло­ве­ка по­яв­ля­ют­ся муд­рость и ин­туи­ция, ду­хов­ное зре­ние и уми­ро­тво­рен­ность, по­кая­ние и сми­ре­ние, ко­то­рые впол­не со­от­вет­ст­ву­ют пред­стоя­щей бес­ко­неч­ной жиз­ни бу­ду­ще­го.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-04; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты