КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 6. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
6.1. Основные задачи социологии культуры . 6.2. Культура как предмет социологического анализа. 6.3. Практическое применение социологии культуры .
Познавательные задачи
1. Представить социологию культуры в качестве особой отрасли как социологического, так и культурологического знания. 2. Показать, что социологический анализ культуры предполагает изучение реального функционирования культуры, ценностей и смыслов в реальной социальной среде. 3. Показать, что практическая значимость социологии культуры состоит в том, что она вырабатывает знание процесса формирования практической культуры, обеспечивающей устойчивую социальную регуляцию, накапливание и сохранение тех элементов, без которых бессмысленными оказываются и высокие духовные ценности.
Первый вопрос (6.1.) Социология культуры, как особая отрасль знания, предполагает решение довольно широкого круга задач: - раскрыть содержание системы культурных ценностей и норм, присущих данному обществу в целом и его отдельным слоям и группам; - показать соотношение различных уровней и компонентов культуры: мифологии, религии, идеологии, науки, религиозных и светских ориентаций, классического наследия и современных течений; - выяснить соотношение высокой культуры и массового уровня, показать место культурной элиты в производстве и поддержании духовных ценностей, различных разрядов интеллигенции в поддержании, распространении и содержании достижений культуры; - раскрыть культурные факторы, необходимые для других сфер деятельности: этику труда и предпринимательства, отношение к богатству, накоплению, труду, знаниям, без чего эти сферы деятельности лишаются духовного обеспечения; - показать роль культуры во взаимодействии различных общностей и социальных слоев: этнических групп и наций, трудящихся и собственнических классов, половозрастных и расовых групп; - определить характер перемен, совершающихся в культуре различных слоев города и деревни, общества в целом, связь этих перемен с процессами, происходящими в политической и производственно-хозяйственной деятельности. Таким образом, исходная задача социологии культуры – это общий социологический анализ тех разнообразных культурных явлений и процессов, которые входят не только в сферу художественной культуры или нравственности общества, но и присутствуют в хозяйственной или политической системе деятельности, отражаются в историческом развитии общества. За образами и символами, идеями и мотивами, но вместе с тем и за переменами в их интерпретации или их нарушениями и разрушениями стоят те более глубоко действующие факторы и причины, которые составляют объективную систему социальной регуляции. Социология культуры способствует выявлению важной части этой системы. Социология культуры – это особая отрасль знания, использующая данные целого комплекса наук (социологии искусства и литературы, религии и идеологии, знания, информации, межкультурного взаимодействия; социальной философии, теории культуры, теории цивилизации и т.п.), но при этом она реализует различные подходы к изучению культуры. (С бесконечным разнообразием подходов к изучению культуры в рамках социологии Вы можете познакомиться в книге Ерасова Б.С. «Социальная культурология»: пособие для студентов вузов. М.: Аспект-пресс, 1994. Гл.1). Социология культуры решает свои специфические задачи и использует особые методы, но главное, опирается на глубокое знание предмета изучения – культуры.
Второй вопрос (6.2).Приступая к изучению темы, необходимо прежде всего уяснить смысл понятия «культура». Понятие «культура» относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Однако следует иметь в виду, что в обыденной речи и даже в научном употреблении это понятие имеет разные значения. Кроме того, существуют различия в светской и богословской трактовке понятия «культура». Сопоставление множества определений культуры показывает: каждое из них фиксирует реальные и значимые черты и особенности культуры, но ни одно не является исчерпывающим. В рамках социологического анализа культуры можно выделить пять основных ее определений: 1. Культура как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественной культурой, принятыми нормами поведения и т.п. 2. Культура как общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути «от дикости к цивилизации». 3. Культура как общность, характеризуемая особым набором ценностей и смыслов, такими как этносы, нации и цивилизации. 4. Культура как общая система ценностей и представлений того или иного класса, как классовая культура (выступающая в обществе обычно как социально-статусная или профессиональная субкультура). 5. Культура как духовное измерение всякой деятельности, в котором формируются мотивы, принципы, правила, цели и смыслы деятельности. Социология культуры изучает ее как на макро-, так и на микроуровне. Социологический взгляд на культуру не ограничивается собственно духовными явлениями и тем более проблемами художественной культуры, а проникает в культурный подтекст и смысл процессов и событий, происходящих в обществе, таких как смена технологий и социальных структур, политических систем, революций, реформ, войн и т.д. Кроме того, объектом внимания становится повседневная жизнь общества. Социологический подход позволяет выявить соотношение между нормой и действительностью, механизмы реализации ценностных ориентаций и их роль в жизни общества, динамику и факторы культурных изменений, влияние культуры на социальные процессы и различные стороны жизни общества. Повседневное непосредственное поведение индивидов и групп в локальных рамках и конкретных ситуациях подлежит социальному наблюдению, эксперименту и опросу, которые могут раскрыть нам внутренний облик индивидов или малых групп, нормативно-ценностные установки, действующие в конкретных ситуациях. Однако следует заметить, что даже в рамках отдельного учреждения, предприятия или тем более современного города, мы сталкиваемся со значительным и огромным разнообразием культурных проявлений и факторов, которые необходимо сравнивать и обобщать. С одной стороны, обилие представителей разных культур в городе, а с другой - подчиненность действий членов любой организации некоторым общим принципам и нормам, источник которых находится где-то за пределами культуры, - все это заставляет нас выходить за рамки конкретных наблюдений и опросов и ориентироваться на более общие уровни культурной жизни, которые формируются национальной культурой, религией, городской средой, наукой, государством, мировыми связями, а также культурным наследием и ориентацией на будущее. В этой познавательной ситуации мы должны обращаться к тем познавательным моделям, которые вырабатываются в теоретической социологии, общей теории культуры, теории цивилизации. Следует отметить, что для социологии культуры, как и для других социальных наук, существует серьезная проблема соотношения между пониманием эмпирической реальности и теоретическими конструкциями. Эффективность решения этой проблемы во многом определяет как теоретическую, так и практическую значимость исследования социологии культуры.
Третий вопрос (6.3). При подготовке темы обратите внимание на то, что научное знание не только дает мировоззренческие ориентации, но и способствует практическому анализу жизненных явлений. Социология культуры выявляет принципы понимания своего общества с его переплетением норм, ценностей и представлений и одновременно способствует восприятию людьми других обществ с присущим им своеобразием в отношении к миру, целям человеческого бытия. Именно такое взаимное изучение должно обеспечить ту степень понимания и терпимости, которая необходима для налаживания гармоничных отношений и успешного развития различных обществ. Каждый человек, изучающий культуру в научном плане как существующий вне его объект, одновременно включен в собственную культурную среду. Это не только его непосредственное окружение, но и те нация и цивилизация, к которым он принадлежит. В этом качестве он становится, в определенной степени, продуктом взаимодействия культуры, ее носителем и представителем, а потому должен специально вырабатывать в себе профессиональную способность объективного анализа. Без такой отрасли знаний как социология культуры, вряд ли здесь можно обойтись.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
1. В чем состоит различие между гуманитарным и социологическим подходами к культуре? 2. Определите варианты изменений в состоянии российской культуры 90-х гг. ХХ в. Каковы движущие силы этих изменений? 3. Каковы причины межкультурных конфликтов в современном мире, и каковы пути утверждения межкультурного взаимопонимания?
|