КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА 2. Зарубежный опыт борьбы за трезвого человекаИстория показывает, что человек, ведущий трезвый образ жизни, ценился всегда намного выше, чем любитель весёлой жизни. Многими народами пьянство расценивалось как порок, который, как считалось, можно было исправить простыми методами: нравоучением, наглядным примером, запретом на употребление опьяняющих средств, применяя, в случае его нарушения, телесное наказание, вплоть до смертной казни. Так, в Греции Залевк, живший за 700 лет до Р.Х., строгими законами для локриян запретил употреблять вино под страхом смертной казни. Ведущие трезвый образ жизни спартанцы отвращали молодёжь от пьянства посредством демонстрации пьяных рабов и назидательных бесед. Ликург, спартанский законодатель, приказал уничтожить все виноградники. Юлий Цезарь в своих «Комментария» сообщает, что суевы, жившие на Дунае, не только не пили вина, но запрещали его ввоз к себе. Примечательно, что этот и другие народы были побеждены мечом лишь после того, как запреты на потребление спиртного были сняты. Древнеримский историк Плиний Старший (23-79 по Р.Х.) сообщал о том, что персы и мидяне были побеждены греками под водительством Александра Македонского. Главной причиной поражения летописец назвал пьянство и связанные с ним пороки. Учитывая влияние вина на боеспособность, римский император Домициане (51-96 по Р.Х.) с целью сокращения производства вина приказал вырубить половину виноградной лозы и запретил её дальнейшие посадки. Историк А. Нечволодов показывает на некогда непобедимых скифов, которые потерпели поражение после того, как их одолело пьянство. М. Литвин описывает падение Литвы, которое произошло по той же причине. Учитывая «пьяные» уроки истории, трезвомыслящие правители были строги по отношению к пьянству и носителям «пьяной» идеологии, причём чем выше по статусу был представитель, тем жёстче подобало наказание. К примеру, в Афинах правитель Солон ввёл закон, согласно которому архоиты (должностные лица) наказывались за пьянство: первый раз – крупным штрафом, а при повторении – смертной казнью. В Древней Индии представителям высших каст категорически запрещалось употреблять спиртное. Служителей культа – браминов, изобличённых в пьянстве, заставляли пить кипящее вино до тех пор, пока не наступала смерть. Особое отношение было к женскому и молодёжному пьянству. В той же Индии, если в употреблении хмельного уличали женщину высшей касты, то ей на лбу выжигали клеймо в виде сосуда для вина, изгоняли из дому, и никто не имел права приютить её. В Древнем Риме закон запрещал употреблять хмельное свободным женщинам, а рабам и благородным римлянам до тех пор, пока им не исполнится тридцать лет. Можно приводить ещё массу примеров подобного рода, но суть, как нам кажется, ясна: пьянство всегда вызывало неприятие и отторжение, трезвость же была нормой жизни, поэтому в особый ранг добродетели она не возводилась. К тому же трезвость – это духовно-нравственная категория, обладающая морально-этическими свойствами, качества которых передаются из поколения в поколение, в первую очередь через народную педагогику, а уж затем через различные приёмы, методы, формы и системы воспитания и правового воздействия. К первым методологам трезвенного воспитания можно отнести Пифагора (около 540 –500 гг. до Р.Х..) и Аристотеля (384–322 гг. до Р.Х.), которые отражены мыслителями Древней Греции и Древнего Рима как личности, имеющие трезвеннические позиции, которые они передавали своим ученикам и последователям. Так, мудрец 1 века нашей эры Аполлоний Тианский считал себя пифагорейцем и человеком трезвенного мировоззрения. Он писал: «Трезвенники, вроде меня, наблюдают сущее таким, каково оно есть, не расписывая и не воображая того, чего не существует; никогда не проявят они безрассудства или скудоумия, не станут дурачиться или попусту веселиться, но всегда они в здравом уме и исполнены рассудительности». Учеником и последователем Аристотеля был выдающийся полководец-трезвенник Александр Македонский. Аристотель, наряду с классическим воспитанием и образованием, внимательно относился к информационной среде, окружающей ребёнка. На его взгляд, очень важен строгий контроль зрительных и слуховых впечатлений ребёнка, ограждение от всего непристойного и «низменного», а также обязательная цензура детских сказок и т.д. Мыслитель считал, что индивид – это уменьшенная копия социума, поэтому, воспитывая нравственно неполноценных профессионалов, общество неизбежно придёт к моральному вырождению. Одновременно с тем, надо понимать, что философы были идеалистами и, вероятно, понимали под трезвостью модель идеальной и несколько утопической жизни нормального человека, хотя пьянство, как патология, в то далёкое время имело относительно частный характер. Однако, говоря о воспитании, они подразумевали воспитание здоровой личности, обладающей правами свободного гражданина. Отсюда воспитание здорового человека, с целью сохранения и преумножения его здоровья, можно рассматривать как трезвенное воспитание. Вероятно, следует согласиться с тем, что истоки трезвеннического движения, как массового явления и формы социального протеста, пик которого приходится на XIX век, следует искать в промышленном производстве спиртного. В связи с увеличением реализации алкогольной продукции растёт количество людей, страдающих от пьянства, это, в первую очередь, сами потребители спиртного, их семьи, общество, государство. Так как процесс алкоголизации общества приобрёл лавинообразный процесс, единичные и коллективные протесты переросли в массовый характер. Повсюду стали возникать трезвеннические организации, члены которых выступали против алкоголизма. Чтобы как-то противостоять машине спаивания, разрабатываются новые формы трезвенного воспитания и образования. Они отличаются от известных методов чётко обозначенной политической направленностью. Немецкий экономист К. Маркс отмечал, что «громадное распространение водки», которая «если её употреблять в качестве пищевого продукта, является «отравой», своего рода «европейским опиумом», объясняется следствием капиталистического способа производства, которое продиктовало свои законы потребления. В связи с этим трезвенниками-революционерами разрабатываются программы, направленные на свержение политического режима и захвата власти. В части случаев революционерам это удавалось, как это произошло, например, во Франции. Там не был решён противоалкогольный вопрос, более того, со сменой власти в этой стране увеличилось производство и реализация вина, что не увеличило число людей, ведущих трезвый образ жизни, а, скорее наоборот, уменьшило их количество. Это показывает, что выступление трезвенников было спланировано и стало скорее поводом для высказывания недовольства со стороны оппозиции, чем действительной причиной выступления. Данный приём неоднократно был использован недругами власти в других странах, в том числе и в России. Известно, что первые алкогольные заводы появились в европейских странах, оттуда же пошла традиция пополнение казны за счёт массовой реализации алкогольной продукции (Ю.П. Лисицин, Н.Я. Копыт, 1983; и др.). Издревле замечено, что пьянство населения является индикатором нравственного и социального благополучия государства. Поэтому неудивительно, что первые антиалкогольные протестанты объявились именно в Европе среди религиозных деятелей, знакомых, как мы понимаем, с текстами Библии, богословскими работами, типа «Добротолюбия», т.е. имеющих задатки трезвенного мировоззрения и идею исправления общества в целях взаимопонимания, сотрудничества, развития гуманистических ценностей и т.д. Нам кажется, что трезвенническое воспитание отличается от трезвенного тем, что в первом случае игнорируются религиозные методы становления трезвенного мировоззрения. Поэтому мы, для полноты понимания этого процесса, рассматриваем его религиозный аспект, считая, что пренебрежение им исказит объективную картину явления. Заметим, что религиозное воспитание, как и образование, предшествовало светскому, можно сказать, дало ему основу. Например, педагог-классик Я.А. Коменский (1592-1670 гг.) был членом протестантской общины, ведущим представителем реформаторской церкви, однако это не помешало ему разработать классно-урочную систему, которая используется сегодня в образовательных заведениях многих стран мира, в том числе и в России. Мы подозреваем, что только в атеистической стране, коими когда-то являлись Советский Союз и страны социалистического лагеря, могло возникнуть мнение о том, что люди, участвуя в трезвенническом движении, принимают активное участие в революционном процессе своих стран. Так как революционеров в СССР быть не могло по определению, то советская пропаганда трезвенников обозначала не иначе как членами религиозных групп, которые распространяли трезвость в виде учения религиозно-нравственного самосовершенствования. В этой трактовке трезвенники, как и трезвость в атеистической стране, автоматически переходят в разряд изгоев. Поэтому при ответе на вопрос: «Почему человек выбирает трезвость?» более привлекательной для нас является точка зрения кандидата исторических наук А.Л. Афанасьева (1997), который предположил, что поиск высшего идеала заставляет людей выбирать трезвую жизнь. Вероятно, исходя только из атеистических соображений, понимая трезвость как не пьянство или не употребление хмельного, советские исследователи рассуждают о трезвенничестве как об антиалкогольной деятельности. В работах историков, изучающих мировое трезвенническое движение, за точку отсчёта начала антиалкогольной деятельности берётся 1517 год, когда в Германии был создан «Орден умеренности». Его члены, отвергая пьянство, как злоупотребление спиртным, стремились утвердить в обществе умеренное употребление алкоголя. Отметим, что это был период Реформации, когда наиболее прогрессивные деятели стремились отмежеваться от католической церкви, служители которой, а вслед за ними и паства, погрязли к тому времени в пьянстве и безнравственной жизни. Об этом сообщают разные источники. Так, со слов С. Герберштейна и др. известно, что в Москве для иностранцев-католиков в 1514 году была построена так называемая «Немецкая слобода», которую местное население обозначило как «Наливки». Это прозвание было получено за пьянство жителей местечка: «…пили старики, женщины и дети…». В отличие от иноземцев православные «московиты» отличались трезвостью. По мере распространения протестной идеологии создаются общества воздержания от алкоголя, которые вслед за протестантами распространяются по всему миру. В США общество трезвости было образовано в 1808 г. в Морсо и Саратоге (штат Нью-Йорк), а в 1813 г. в Бостоне возникла национальная трезвенническая организация. В Старом Свете движение за умеренное употребление алкоголя началось в 1829 году, когда в Великобритании появились трезвенники. В 1832 г. появилось движение, предусматривающее полный отказ от употребления алкогольных изделий. В середине 30-х годов трезвенническое движение достигло Австралии, и в 1838 г. возникла организация, полностью отвергающая опьяняющие вещества. Она была названа «обществом тотальной абстиненции». В 1842 г. в Нью-Йорке было основано общество «Сыновья трезвости», а в 1845 г. в Вашингтоне была создана организация «Кадеты трезвости», которая в 1850 г. была преобразована в орден «Рыцари Иерихона». На его основе в 1851 году появился «Орден добрых храмовников», из которого в 1852 г. отделился «Независимый орден добрых храмовников», организация, аббревиатура которой стала знаком всемирного братства трезвенников – ИОГТ (Independent Order of Good Templars – IOGT). ИОГТ росла и ширилась, охватывая всё новые страны: Англию – 1868, Ирландию –1870, Австралию – 1871, Южную Африку – 1874, Индию – 1875, Норвегию – 1877, Швецию – 1879, Данию – 1880, Швейцарию – 1883, Германию – 1889, Россию – 1894 (1914) и др. Наибольшего числа братство достигло в 1876 г. – 735 тысяч. Наибольшее число лож было в 1888 г. – 12845. В 1983 г. ИОГТ насчитывала более миллиона членов. В 1906 году трезвенники Швейцарии, отдельные ложи Германии, большая часть нидерландских трезвенников основали религиозно нейтральную ИОГТ, которую возглавил видный общественный деятель, учёный с мировым именем Август Форель. Новоявленная организация привлекла в свои ряды католическое население и верующих иных протестных конфессий. В неё вступили национальные организации ИОГТ Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Нидерландов, Сербии, Франции, Швейцарии, а также отдельные трезвенники из Англии, Бразилии, Греции, Египта, Италии, Китая, Чехословакии. Ныне на своих Всемирных конгрессах ИОГТ награждает наиболее выдающихся исследователей трезвости медалью Августа Фореля и предоставляет им право произнести мемориальную лекцию (В.М. Ловчев, 2003). Вместе с ростом числа поклонников протестантизма растёт количество религиозных течений. Непосредственными продуктами Реформации становятся лютеранство, анабаптизм, англиканство, цвинглианство, кальвинизм, унитаризм, социализм. Из них до наших дней сохранили своё значение лютеранство, англиканство, различные формы кальвинизма. Они интересны нам тем, что члены этих религиозных объединений ведут трезвый образ жизни, т.е. не употребляют спиртное, чем и привлекают к себе внимание жителей России и стран СНГ. Представителями этих церквей становятся учителя, медицинские работники, государственные служащие, студенты, учащиеся и т.д., которые берут на себя миссию и кроме видимых религиозных форм используют светские формы завлечения людей в свои ряды, в том числе и за счёт распространения трезвеннических знаний. Можно сказать, что благодаря стараниям таких активистов во многих странах живёт движение за трезвый образ жизни, члены которого для привлечения адептов в свои ряды используют различные формы миссионерства: анкетирование, беседы, лекции, проповеди, курсы, школы и т.д. К примеру, в конце 19-го века почти во всех государствах Западной Европы проводилось анкетирование на предмет «распространения школьного алкоголизма». В Германии и России в сборе данных участвовали школьные врачи и врачебные инспекции; в Сербии и Австро-Венгрии и др. – школьная администрация и органы управления. Также существовало до шести противоалкогольных союзов, первый из которых был основан в Германии в 1896 г. Антиалкогольное воспитание и обучение в школах США и Европы введено в конце 19 столетия. В Бельгии, согласно циркуляру министра от 1892 г., предписывалось всем учителям преподавать о вреде пьянства, создавать среди учеников общества трезвости и самим не пить. В Швеции, Норвегии и Швейцарии с 1892 года во всех народных школах и средних учебных заведениях преподавались сведения о вреде алкоголя. Примерно в то же время во Франции была организована комиссия по борьбе с алкоголизмом, которая побудила министерство учебных заведений ввести антиалкогольное преподавание в пяти вузах и во всех учительских семинариях, а также оказывать содействие кружкам трезвости учащихся. А.Л. Афанасьев (1994, 1997) указывает, что в период с 1876 по 1902 гг. противоалкогольное обучение было введено в школах 11 капиталистически развитых стран четырёх частей света: в США с 1876 г. обучение вводилось по штатам, и к 1909 году из 48 штатов действовало в 35; в Великобритании – с 1878 г.; в Швеции, Норвегии, Японии – с 1892 г.; в Нидерландах – с 1893 г.; в Бельгия с 1898 г. Одно из первых обществ трезвости в Швеции возникло в 1819 г., в Англии в 1828 г. В 1900 г. был организован Швейцарский социалистический союз трезвости, в котором активное участие принимали учителя. В 1875 г. в Голландии был создан «Нидерландский союз для воспрещения потребления спиртных напитков», а в 1892 г. в Амстердаме основан клуб учителей для распространения трезвости. В конце 1879 г. был создан «Датский союз трезвости», а в 1891 г. – сформирована государственная комиссия для изучения спаивания несовершеннолетних. Преподавателями трезвости становились учителя общих предметов или школьные врачи, получившие специальную подготовку на курсах или прослушавшие лекции по антиалкоголизму. При этом использовались различные формы работы с детьми. Уроки трезвости были широко распространены в Англии, Швеции, Румынии, Швейцарии. В Америке антиалкогольные знания были обязательной частью уроков по физиологии и гигиене. В Дании, Германии, Франции, Италии, Нидерландах учение о трезвости распространялось совместно с остальными предметами учебного курса. Кроме того, в Дании, Англии и Германии (факультативно), а во Франции, Швеции и некоторых других государствах Западной Европы уроки трезвости велись также в средних и высших учебных заведениях. К началу ХХ в. уроки трезвости были распространены среди военнослужащих ряда европейских стран. Например, во Франции такие занятия проводятся в армии с 1901 г., в Дании – с 1903 г., в Германии с – 1906 г., и т.д. В российской императорской армии такие занятия были введены только в 1914 г. Наряду с урочной деятельностью в странах Западной Европы были широко распространены формы внеурочной, внешкольной, кружковой работы. Показали себя с положительной стороны школьные союзы трезвости, в которые входили как учащиеся, так и преподаватели. Так, детский союз «Надежда», основанный в Англии в 1847 г., имел к началу ХХ в. около 3 миллионов членов. Через полвека по его подобию были созданы в России такие общества, как «Георгиевский детский кружок», «Кружок деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом» и др. В 10-х годах ХХ в. трезвенническое движение охватило многие страны мира. Международные активисты вели трезвенное просвещение не только печатным словом, но и путём чтения лекций, проповедей, проведения международных семинаров, встреч и т.д. В 1909 году в Лондоне состоялся Международный Противоалкогольный Съезд, на котором присутствовала делегация из России. В Брюсселе 23-26 июля 1913 г. прошёл I Международный конгресс по призрению детей, в котором также приняла участие делегация из России. На нём был рассмотрен вопрос о мерах для охраны несовершеннолетних от алкоголизма (Русская школа, 1913.. № 5-6, с. 143). В 20-е годы ХХ в. активизировалось движение за трезвый образ жизни в Австрии. Таким образом, для трезвенного воспитания и образования граждан в странах Европы и Америки в конце 19-го – начале 20 вв. использовались разные способы воздействия на сознание людей, начиная от религиозных и общественно-политических и заканчивая образовательными и законодательными инициативами. В результате совместных действий к началу 1911 г. в девяти странах Европы, в США и России в трезвенническом движении участвовало более 3,7 млн. человек. Под влиянием прогрессивной общественности, во многих странах мира вводятся ограничения на продажу алкоголя. Такие указы были приняты в Швеции в 1825, 1892 и 1905 гг. (Русская школа, 1914. № 3-4,). В России подобный запрет действовал с 1914 по 1917 гг., а затем продлён до 1925 г. В США существовал как полный запрет на производство и продажу водки в отдельных штатах, так и местный. Так, если в 1846 г. был только один штат, который принял запрет первым – Орегон, то в 1893 г. было шесть «сухих» штатов. В 1913 г. из 48 штатов под полным запретом было девять, а в 31 штате действовал местный запрет. В начале ХХ в. 16 млн. школьников США получили правдивые знания по алкогольному вопросу. Это позволило в 1919 г. ввести ограничительный закон, который просуществовал 13 лет, до декабря 1932 г. На сегодняшний день только в штате Юта действует «сухой закон». Следует отметить, что во многих европейских странах ограничения, связанные с продажей алкогольных изделий, отменялись под давлением государств, объединённых в торговый экономический союз, для которых производство и экспорт алкогольной продукции являлись одной из основных статей пополнения бюджета страны. Ярким примером этому служит Исландия. Там закон о запрете производства и продажи спиртного впервые был принят в 1912 г. Под давлением Испании – крупнейшего винного импортера – он был отменён в 1923 г. К началу ХХ в. насчитывалось 16 международных объединений по борьбе с алкоголизмом. В странах, где была введена государственная монополия на производство и реализацию спиртного, появились молодёжные политические организации, зачастую из отпрысков виноделов, в чьих руках, до введения монополии, был сосредоточен алкогольный бизнес. Новоявленные борцы включили в свои программы пункты борьбы с промышленным производством спиртного, т.е., по сути, с государством. Известно, что экономические идеи К. Маркса и Ф. Энгельса были привлекательны для молодых демократов, которые использовали антиалкогольные идеи в своей революционной деятельности. В своих публикациях, ораторских речах они яро выступали против производства и продажи алкоголя, что способствовало не только просвещению населения по данному вопросу, но и развитию мирового трезвеннического движения.
Вопросы ко 2 главе: 1. Какие методы борьбы за трезвого человека использовались в древнем мире? Чем они отличаются от методов, используемых в XIX-XX веках? 2. Какое различие между трезвенническим и трезвенным воспитанием? 3. Где и когда появились движения за умеренное употребление спиртного и за полный отказ от алкоголя? 4. В каком году возникло всемирное братство трезвенников (Independent Order of Good Templars – IOGT)? 5. Когда и где появилось нейтральное ИОГТ? Сколько стран оно объединяло? Кто был её первым председателем? 6. Кого и за что награждают медалью Августа Фореля? 7. На начало ХХ века: в скольких странах в школах было введено трезвенное воспитание? Сколько трезвенников состояло в детском союзе «Надежда»? 8. Сколько насчитывалось международных объединений по борьбе с алкоголизмом? Какие цели они преследовали? 9. Скольких трезвенников участвовало в трезвенническом движении в 1911 году? Из каких они были стран? 10. Сколько школьников США получили правдивые знания по алкогольному вопросу в начале ХХ века? 11. В каких странах был принят «сухой закон»? Как долго он просуществовал? Когда и по каким причинам был отменён? 12. В каком штате США сегодня действует «сухой закон»?
ГЛАВА 3. Семейное воспитание –
|