КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА 7. Образовательные формы трезвенного воспитанияИ. Диомидов (1914)[17] указывает, что пионерами трезвенного воспитания и образования посредством школы были С.А. Рачинский и А. Штевен, которые заложили основы трезвенной педагогики, считая, что главным действующим лицом в школе является учитель. Он не только даёт знания ученикам, но и является для них примером для подражания, поэтому, прежде всего, учитель должен сам быть трезвенником и личным примером показывать учащимся стремление к сохранению и развитию трезвости. Этой же позиции придерживались А.И. Вержбицкий (1912[18]), И.П. Мордвинов (1909),[19] С. Успенский (1914), А.Л. Мендельсон (1913) и др. Одним из вдохновителей трезвенного воспитания стал К.Д. Ушинский[20] Следует заметить, что трезвость в трезвенной педагогике не является целью воспитания и образования. В связи с образовательными реформами в начале ХХ в. часто поднимался вопрос: «Каким высшим целям должна служить школа?». Высказывались различные точки зрения. Например, один из идеологов трезвенного воспитания, почтенный профессор И.А. Сикорский отмечал: «Важнейшей задачей всякого рода школы должно быть всего более – воспитание человека. Сообщая воспитаннику специальные знания, развивая его технику, обогащая его ум, школа должна также воспитать силу воли и характер, возрастить чувство, насадить убеждения». Особую опасность он видел в умственной деградации, которую может нанести учебное заведение, недостаточно развив вышеназванные качества. Почтенный профессор подчёркивал, что примером умственной узости или односторонности развития «может служить юноша, который считает современным Евангелием – учение Карла Маркса о капитале и который искренне убеждён, что устройством человеческого хозяйства достигается высшее счастье на земле. Как будто бы за пределами политической экономии уже ничего не остаётся, и нет ничего возвышенного в мире!». Профессор Е. Будде[21] (1901) особое внимание обращает на цели образования: «Школа поможет развитию самодеятельности, пытливости ума и сознательному нравственному отношению человека к себе, к людям, к Богу. Идя по этому пути дальше, человек, естественно, дорастает до желания: всё приобретённое связать с высшей философской и религиозной точкой зрения». Старов, размышляя о школьных противоречиях, писал: «В общих чертах идеал школы, несмотря на постоянную смену течений в обществе, очень устойчив, а изменяются, подправляются, выясняются только частности. Так как мы христиане, то школа наша должна быть христианскою: в христианстве и нужно искать главных основных черт школьного идеала. В христианстве прежде всего находим образ учителя-пастыря. Педагог, в идеале, должен быть «пастырем таким, за которым дети шли бы так покорно, как овцы. Если дети боятся воспитателя, бегут, скрываются от него, и на этом страхе всё зиждется, он – не пастырь, а «чужой». Но какая цель пастыря, куда он поведёт своих овец? Цель выражена словами молитвы перед учением: педагог заботится, дабы дети «возросли Создателю во славу, родителям на утешение, церкви и отечеству на пользу». В приведённых словах вполне определённо указан очень возвышенный идеал, официально признанный уставом гимназий и прогимназий. Кто, безусловно, может быть полезен отечеству? – Конечно, «человек физически здоровый, нравственно воспитанный и просвещённый». Ф. Ганзберг, выделяя основные идеи современной педагогики, считал, чтов школе ребёнок должен «научиться говорить и жить с себе подобными и со взрослыми, здесь же нужно заложить фундамент для развития добрых нравов и привычек. И сделать это тем необходимее, чем семья, как воспитатель, всё больше устраняется и от природы, и от мест труда человека». В 1892 директор Красноярской учительской семинарии И.Т. Совенков в работе «Опыт наставления выпускным воспитанникам учительских семинарий и народным учителям о главнейших обязанностях сельского учителя» писал: «Никогда не забывать, что охрана детского здоровья от всяких вредных влияний – главнейшая из учительских обязанностей, потому что здоровье – важнейшее из важнейших благ… Делать ребёнка счастливым и помнить, что то, чем выйдет ученик, гораздо важнее чем то, чему он теперь учится». И. Горбунов-Посадов, известный публицист, трезвенник-толстовец был уверен, что «необходима реформа школьного воспитания и образования на основе естественного, свободного развития личности ребёнка и юноши, на основе полного, свободного развития их самодеятельности и творчества, на основе полного удовлетворения всех нормальных запросов и потребностей духовной и физической природы детей и юношей». В поисках Новой школы, по инициативе иеромонаха Павла Горшкова, насельника Сергиевой Пустыни, находящейся вблизи Петербурга, была создана в 1904 г. первая в России школа трезвости, изначально предназначавшаяся для детей пьющих родителей, которых весьма предостаточно было в Сергиевском околотке. Сказать, какая это была школа: земская или церковноприходская, сегодня не представляется возможным, но однозначно, это была нетипичная школа, совмещавшая в себе передовые педагогические технологии тех лет. А начиналась она скромно: с полена и доски, служащих первым ученикам партой. Плата за обучение с учащихся не взималась. Занятия проходили в необорудованном для этого помещении на 7-10 человек. И. Диомидов так характеризует её создателя: «Это был энергичный и неутомимый деятель, вложивший все свои силы и незаурядные организаторские способности в дело борьбы с пьянством посредством школы, в короткое время сумел призвать к жизни целый ряд разнообразных просветительных учреждений». Энтузиазм директора поражал, за короткое время ему удалось создать, как сейчас бы сказали, школу-комплекс. Вначале была учреждена школа грамоты, открытая им 14 сентября 1905 г. на народные пожертвования. Впоследствии школа, по сути класс, вмещавший дюжину детей, была преобразована в Общество Первой Всероссийской Сергиевской Школы Трезвости. В её состав входили: образовательные учреждения: две начальные двухгодичные школы для девочек и мальчиков, эти школы ежегодно посещали свыше 200 детей; двухгодичное училище; Комиссия по устройству народных воскресных общеобразовательных чтений (с 1904 г. по 1913 г. чтения посетили 31.170 чел.); народная библиотека (в ней в 1913 г. было 5.521 книг, причём с 1904 г. по 1913 г. было произведено 19.384 выдачи); антиалкогольный музей. Основная задача, которую решала Сергиевская Школа Трезвости – обучение детей грамоте. Наряду с этим, каждый школьный предмет включал знания основ трезвой жизни. Кроме этого, отдельным предметом шли уроки трезвости антиалкогольного содержания. Кроме того, в основу организации Сергиевской Школы Трезвости было положено начало трудового воспитания. Наравне с прохождением учебного курса, дети в зимнее время обучались ремеслу (сапожному, столярному, переплётному и рукоделиям), а в летние месяцы, под руководством опытных инструкторов, дети занимались огородничеством и садоводством. В школах особое внимание также уделялось физическому воспитанию детей. В результате такой деятельности выпускники Сергиевской Школы Трезвости имели прочные навыки к трезвой и трудовой жизни. Кроме того, при школах были организованы питательные пункты с бесплатными обедами для бедных (с 1906 г. по 1913 г. было выдано 160.429 обедов). При школах для мальчиков безвозмездно осуществлял свою деятельность приют, в котором содержались несколько взрослых, лишившихся трудоспособности вследствие пьянства. На I Всероссийском съезде по борьбе с пьянством о. Павел Горшков сказал: «Целью школы я поставил не только обучение детей грамоте, но и предохранение их всеми силами от порока пьянства. Вся система воспитания в школе состоит в том, чтобы убедить учащихся во вреде, причиняемом крепкими «напитками». Она проводится в антиалкогольном преподавании, которое внушает детям отвращение к спиртным «напиткам». В школе дети обучаются по наглядному методу при помощи картин. Между прочим, картины эти касаются и антиалкоголизма. Они вывешиваются в классе и объявляются детям». И. Диомидов также указывает на методы, которые использовались в первой Школе Трезвости: «Для преподавания основ трезвости в школах в широких размерах пользуются наглядными пособиями, в виде возможных моделей, картин и показательных таблиц. На уроках остальных предметов учебного курса детям внушаются те же начала трезвой жизни. Учебными пособиями для педагогического персонала при обучении детей трезвости служат соответствующие курсы и школьные хрестоматии, а также руководство по методике преподавания трезвости, составленное одной из учительниц Сергиевской Школы Трезвости. Такое обучение трезвости, разумеется, предполагает со стороны педагогического персонала школы глубокую веру в своё дело. И мы не ошибёмся, если скажем, что Сергиевская Школа Трезвости своими успехами в значительной мере обязана бескорыстной и самоотверженной деятельности её руководителей». На десятый год своей деятельности Сергиевская Школа Трезвости получила официальное признание в деле народного отрезвления в лице Государственной Думы, Государственного Совета и Царя. И. Диомидов приводит данные о том, что десятилетнее наблюдение за 77 бывшими воспитанниками и воспитанницами школы-комплекса показало, что только один из них начал употреблять алкогольные изделия, тогда как все остальные вели трезвую жизнь и занимали хорошие места или имели самостоятельное дело. Следует отметить, что за введение во всех учебных заведениях уроков трезвости, как самостоятельной дисциплины, на которых бы внушалась учащимся мысль о полном воздержании от спиртного, выступали как зарубежные, так и отечественные учёные. Впрочем, были и те, кто был против введения таких уроков в школе. Так, И. Горбунов-Посадов (1912)[22] ратовал за косвенное антиалкогольное воспитание. «Главная задача распространения антиалкоголических знаний должна быть предупреждающая», пояснял он. «Антиалкоголические сведения могут сообщаться от времени до времени и во время внеклассных бесед учителя с детьми, и на уроках по тому или другому предмету, и во время школьных чтений с волшебным фонарем и т.д.». При этом он рекомендует воспользоваться советами союза немецких учительниц-трезвенниц, которые предназначены для уроков, где ученики могут свободно обмениваться мыслями с учителем. Например, при рассмотрении картин наглядного обучения (корова, коза и т.д.) или при чтении возникает беседа о молоке и воде, как о таких напитках, которые полезны для детей. О водке же, пиве и вине говорится, что они делают ребёнка слабым и глупым. Кроме этого, предлагается учителям становиться инициаторами создания при школах обществ трезвости, а молодёжи – открывать клубы и активно участвовать в праздниках детства и юности. Одной из форм трезвенного воспитания в царской России было создание при учебном заведении обществ трезвости, членами которых становились сами учащиеся. Одним из первых из них было общество трезвости при школе С.А. Рачинского. Активно участвовали в их организации польские и финляндские, прибалтийские трезвенники. В Финляндии, которая в то время была частью Российской империи, в 1893 году возникли самостоятельные трезвеннические организации под общим названием «Союз надежды». Дети в нём состояли до 15 лет, а затем могли вступить в общества трезвости взрослых. Будущих членов организации вначале знакомили с пагубным влиянием алкоголя на человеческий организм, семью и общество. Трезвеннические организации такого типа проводили активную деятельность, поддерживали связь со своими зарубежными коллегами. Так, в 1901 г. по приглашению членов кружка «Деятели по борьбе со школьным алкоголизмом[23]», опыт работы которого был перенят у англичан, а также обществами «Друзья трезвости», «Трезвость студентов[24]» и др., зарубежные коллеги из Швеции провели ряд встреч. В Гельсингфорсе (Финляндия) для 100 учительниц сельских школ, в каникулярное время были даны бесплатные курсы трезвости на шведском языке. Они состояли из лекций профессора Холсти, доктора Хелениуса, бесед г-жи Солберг, и пробных уроков трезвости, данных г-жей А. Трюгг группе детей. В прениях и собраниях рассматривались вопросы образования и деятельности обществ трезвости. Гости обстоятельно доказали с медицинской, моральной и религиозной точки зрения вред не только пьянства, но и умеренного употребления алкоголя, и настаивали на необходимости энергичного распространения идеи абсолютной трезвости и введения преподавания трезвости во всех финляндских учебных заведениях, по примеру Англии, Бельгии и других стран. Позднее по этому принципу для всех педагогов были организованы специальные курсы трезвости, и в 1904 г. всем учителям Финляндии было предложено развивать идеи трезвости на уроках истории, гигиены и пр. Инициатива привлечь школу на борьбу с пьянством, как указывает священник Иоанн Пьянков, принадлежит доктору Вержбицкому, который в декабре 1909 года в Педагогическом музее военно-учебных заведений в С.-Петербурге и в январе 1911 года на Съезде по борьбе с пьянством прочитал доклад «Об участии школы в борьбе с алкоголизмом и об организации школьных обществ воздержания «Заря», после чего попечитель Петербургского учебного округа разрешил организацию этих обществ при средних учебных заведениях. По словам И. Диомидова, одним из первых исследователей детского пьянства стал А. Коровин, который провёл в учебных заведениях анкетирование, на предмет употребления учащимися спиртного. Представленные общественности результаты заставили на самом высоком уровне говорить о проблеме алкоголизации детского населения. Согласно полученным данным, большая часть школьников имела опыт употребления спиртного, причём обретение такого опыта начиналось в раннем детстве. В 1910 г. в Москве был учреждён Кружок деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом, который возник по инициативе председателя, профессора Московского университета доктора медицинских наук А.А. Корнилова. Кружок состоял преимущественно из врачей и педагогов, численность которых достигала 50 человек. Согласно уставу, кружок имел целью ведения борьбы с употреблением спиртных напитков среди учащихся в различных учебных заведениях Московского учебного округа. Для выполнения своей задачи Кружок устраивал совещания деятелей борьбы со школьным алкоголизмом, учреждал свои отделы, составлял воззвания, издавал книги и пособия, устраивал лекции, выставки и т.д. Кружок имел помещение под библиотеку, где располагались научные и популярные издания по алкоголизму. При помощи этой библиотеки Кружок выработал примерный каталог антиалкогольной библиотечки для средних учебных заведений Российской империи. Также в помещении Кружка имелся антиалкогольный музей, который занимал три зала. В двух из них размещены были собственно его коллекции, а в третьем зале экспонировалась передвижная антиалкогольная выставка, принадлежащая Московскому Обществу по устройству публичных чтений и библиотек для народа. Экспонаты музея были научно классифицированы и размещены в известной последовательности. Сначала посетителям музея показывали коллекции диаграмм, объясняющие причины алкоголизма и условия его развития, далее шли диаграммы и к ним примыкали муляжи для объяснения патологии алкоголизма. Параллельно с патологией алкоголизма размещались диаграммы о социально-экономическом вреде пьянства. Всё это, а также коллекция диаграмм и прочих предметов по борьбе с алкоголизмом – было помещено в первом зале. Второй зал был посвящён специально школьному алкоголизму. Музей имел около 300 диаграмм, свыше 50 диапозитивов, 3 витрины с муляжами, препаратами, коллекциями разных видов алкоголя и анализов спиртных «напитков», а также большим числом фотографических групп и видов, иллюстрирующих деятельность обществ и попечительств о народной трезвости. Музей был открыт два дня в неделю. Его посещали учителя, воспитатели, учащиеся, военные нижних чинов, члены различных профессиональных рабочих организаций, просветительных обществ и пр. В качестве экскурсоводов по очереди выступали дежурные члены Кружка. Кроме того, согласно уставу, Кружок устраивал в учебных заведениях постоянные и передвижные выставки, производил анкетирование учащихся. В своей деятельности Кружок руководствовался основными положениями: потребление спиртных напитков детьми школьного возраста – явление широко распространённое; доказано, что алкоголизм взрослых зарождается и складывается в школьном и юношеском возрасте; предупредительные меры борьбы с болезнью всегда более существенны и важны, чем меры лечебные; поэтому борьба со школьным алкоголизмом плодотворнее, чем борьба с формировавшимся алкоголизмом взрослых; из всех мер борьбы с алкоголизмом одна из самых важных – просвещение детей школьного возраста относительно свойств алкоголя и последствий его употребления; необходимо вести серьёзное противоалкогольное обучение в школах – для учеников, и лекции по алкоголизму в учительских семинариях – для учителей. Два раза в месяц проходили общие собрания членов Кружка, на которых обсуждались текущие дела, доклады и разработки борьбы со школьным алкоголизмом. Посредством такого коллективного труда в 1910 году Кружком была составлена обширная записка о школьном алкоголизме и разработан обстоятельный доклад «Борьба с алкоголизмом в школе и через школу» по вопросу противодействия употреблению спиртного детьми школьного возраста. Содержание доклада сводилось к следующим положениям: учение об алкоголизме должно преподаваться не как часть гигиены или какой-либо другой науки, а как вполне самостоятельный предмет, ибо он не укладывается по обширности и многообразию разбираемых им вопросов ни в какую науку; антиалкогольное преподавание должно внушать детям не умеренность, а полное воздержание от спиртных напитков; преподавание должно вестись во всех классах, но в первых двух – хрестоматически, т.е. в младших отделениях оно должно быть вкраплено во все предметы курса начальной школы, начиная с Закона Божия и кончая чистописанием, и везде служить поводом к самым серьёзным беседам и определённым выводам; в старших отделениях на него должны быть отведены особые часы; что касается школ повышенного типа, то в них должно вестись преподавание антиалкогольного курса. С 1910 г. в помещении Кружка на протяжении ряда лет читались бесплатные лекции по трезвенному воспитанию и образованию для учителей начальных школ и слушателей учительских семинарий, которые сопровождались демонстрацией показательных опытов, диаграмм, диапозитивов и прочих наглядных пособий. Лекторами на курсах являлись члены Кружка. Полный курс учения об алкоголизме и мерах борьбы с ним состоял из 25 систематических лекций, а сокращённый – из 5 эпизодических лекций. Полный курс учения излагался по следующей программе: Понятие об алкоголе: · Алкоголь, добывание его и основные свойства (физические, химические и пр.). Различные виды спиртных напитков. · Исторические сведения о спиртных напитках. Влияние алкоголя на животных и человека: · Алкоголь в ряду пищевых веществ (алкоголь и обмен веществ в организме). · Алкоголь и сосудистая система. · Алкоголь и органы дыхания. · Алкоголь и органы пищеварения. · Алкоголь и нервно-мышечная система. · Алкоголь и психическая сфера. · Алкоголь и органы воспроизведения. · «Умеренное» употребление или абсолютное воздержание? Статистика алкоголизма: · Распространение спиртных «напитков» по различным нациям, слоям населения, профессиям, полам, возрастам и пр. Алкоголизм: · Острое и хроническое отравление алкоголем. · Причины алкоголизма. · Алкоголизм и наследственность. · Алкоголизм и народное здравие вообще: заболеваемость, смертность. · Алкоголизм и туберкулез. · Алкоголизм и душевные болезни. · Алкоголизм и самоубийство. · Алкоголизм и преступления. · Алкоголизм и нравственность. · Алкоголизм и сексуальная жизнь. · Алкоголизм и нищенство. · Алкоголизм и вырождение. · Общественно-экономическое значение алкоголизма. · Алкоголизм и прогресс. Алкоголизм и дети: · Влияние алкоголя на детский организм. · Алкоголь и патологические явления в жизни детей (самоубийства и преступность, сексуализм и пр.). · Алкоголизм и школа («Школьный алкоголизм»). Борьба с алкоголизмом: · Законодательные мероприятия по борьбе с алкоголизмом. · Воспитание детей в семье в духе трезвости. · Роль женщины в борьбе с алкоголизмом. · Роль духовенства в борьбе с алкоголизмом. · Роль врачей в борьбе с алкоголизмом. · Лечение алкоголизма и уход за больными алкоголизмом. · Общества, кружки. Союзы трезвости. Патронаты. · Роль школы в борьбе с алкоголизмом. (Преподавание учения о вреде спиртных «напитков»). · Школьные союзы трезвости. Кроме того, Кружок занимался изданием отечественной и зарубежной (переводной) литературы, касающейся школьного алкоголизма и трезвенного воспитания. В разных столичных и провинциальных учебных заведениях также начали учреждаться Кружки и Союзы трезвости, членами которых становились как педагоги, так и учащиеся. Вскоре были организованы периодические антиалкогольные курсы для учителей низших и средних школ, в чём, наряду с общественными организациями, деятельное участие приняло и правительство. Подобные курсы были открыты «Обществом охранения народного здравия», «Московским кружком деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом», Духовным Ведомством, а также Министерством Народного Просвещения и Путей Сообщения – последним для педагогического персонала железнодорожных начальных народных училищ. Все указанные мероприятия имели своей целью воспитать в детях осознание вреда, причиняемого человеку пьянством. Вопросы к 7 главе: 1. Кто заложил основы трезвенной педагогики в России? 2. Какими выпускниками хотели видеть педагоги своих учащихся? 3. По чьей инициативе была создана первая школа трезвости в России? Насколько удачен был эксперимент? Какую цель преследовали организаторы? 4. Когда, кем и где был учреждён Кружок деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом? Какими положениями в своей деятельности он руководствовался? 5. Из каких отделов состоял Кружок деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом? Как проходило обучение сторонников? По какой программе излагался полный курс учения? 6. На какие формы трезвенного воспитания во внеурочное время обращалось педагогами особое внимание? Почему?
|