Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ГЛАВА 4. Алкоголизация общества как форма порабощения масс




С момента появления водки в России начинается нравственное разложение народа (Т.И. Авдонина, 1993[4]). Поэтому трезвый образ жизни становится для русских людей ценностной категорией, а трезвость выделяется в значимое для человека качество, за которое начинается борьба, как со стороны простого люда, так и церкви.

Из анализа литературы мы вынесли, что распространение пьянства в России начинается сразу же после смерти первого русского царя Ивана Грозного, которого в народе называли Иван Добрый, и приближения к царскому трону иноземцев. Им дозволялось повсюду выстраивать кабаки и предоставлялись широкие полномочия и льготы по торговле табаком и спиртным, отчего те имели более 100 % прибыли, а населению вменялось в обязанность раскупать товар (Иностранцы о …, 1991; И.Г. Прыжов, 1992).

В.В. Похлёбкин (1991, с. 149) отмечает, что примерно через сто лет после появления водки в России, в середине XVII в., «произошло обнищание и разорение народных масс». Исследователь (В.В. Похлёбкин, 1991) указывает, что в 1648 году произошёл «кабацкий бунт», в котором участвовало более 500 человек, 200 из которых принадлежали к православному духовенству. Бунт был подавлен и, несмотря на народные протесты, в 1652 г. введена винная монополия. Так спаивание населения из разряда узко собственнического интереса перешло в разряд государственного регулирования спаивания народа. Автор (В.В. Похлёбкин, 1995)[5] приводит широко известный афоризм в пользу алкогольной политики, который приписывается Екатерине II: «Пьяным народом легче управлять». И.Г. Прыжов (1992)[6] отмечает, что торговля спиртным становится государственной политикой. В.А. Михайлов (1999) из всех социальных персон особо выделяет кабатчиков, трактирщиков, откупщиков, которые из-за своих корыстолюбивых соображений всячески создавали в стране проблему пьянства и алкоголизма. В России большей частью винным промыслом занимались иноземцы и иноверцы, тогда как русским людям это запрещалось, как с правовой, так и морально-этической стороны (В.П. Рябушинский, 1994 [7], И.Г. Прыжов, 1992; Н.В. Гоголь 1993; Н.Н. Шипов[8]; Л.В. Кальмина, 1998[9], Л.В. Курас, 1999[10], В.Ю. Рабинович, 1998[11], М.Н. Савиных, 1999[12] Н.Н. Шипов, 2003).

«К восемнадцатому столетию винное дело стало почти главным занятием евреев. Этот промысел часто создавал столкновения между евреем и мужиком, этим бесправным «холопом», который шёл в шинок не от достатка, а от крайней бедности и горя». (S.M. Dubnow, p.265; Джеймс Паркс «Евреи среди народов: Обзор причин антисемитизма». Париж: YMCA-Press, 1932, с. 154).

История открывает, что государство может влиять на трезвенное воспитание и образование своих граждан, показателем чего служит срез законодательной сферы Российского государства, произведённый Н.П. Жировым и Ф.Н. Петровой (1998). Только с начала IХ века по 1640 год было принято около 30 антиалкогольных правовых актов, что показывает заботу государства о своих подданных. Выше мы показали, что данный период был самым трезвым периодом в истории Руси. С 1640 г. по 1917 г. в России было принято 2344 законодательных актов, которые, в первую очередь, отражали вопросы производства и продажи алкогольных изделий, регламентации деятельности питейных заведений, казённого управления винной регалией, развития пьянства и алкоголизма и т.д. И только 57 из них способствовали движению за трезвый образ жизни и были направлены на борьбу с корчемством, на организацию работы обществ трезвости и попечительств о народной трезвости, причём большая часть из них датируется концом XIX – началом ХХ веков. Это говорит о том, что около 300 лет царская династия Романовых была не заинтересована в трезвости народа. «Правитель, желавший упрочить своё положение в государстве, обычно отменял монополию на водку» (В.В. Похлёбкин, 1995, с.214).

Одновременно с началом массовой продажи спиртного в России происходят изменения в политической, экономической, религиозной жизни страны. Смена идеологии ещё более разделила общество на два лагеря: власть и народ. Кризис взаимоотношений выразился в церковном Расколе, который показал персоны идейных противников. Неприятелями реформации выступили передовые русские деятели того времени. Наиболее яркими их представителями стали: духовный лидер традиционного староверия, протопоп Аввакум Петров, который называл реформаторов не иначе как «немцы русские», и боярыня Морозова, которую русский художник В.И. Суриков увековечил на своих полотнах.

М.Я. Волков указывает, что во второй половине ХVII в. произошёл спор между ревнителями древнего православия и церковными представителями светской власти, которые стремились укрепить свои позиции и связи России с католическими Речью Посполитой и Священной Римской империей. Предметом спора стал, казалось бы, узко богословский вопрос: о времени пресуществления святых даров. Согласно христианскому вероучению, во время совершения священником таинства евхаристии (причащения) происходит чудесное и непостижимое для человеческого разума превращение хлеба и вина в тело и кровь Христовы. Приверженцы ортодоксального православия считали, что хлеб и вино пресуществляются в тело и кровь Иисуса Христа во время совершения таинства евхаристии, при благословении священником святых даров. Приверженцы «латинской» партии настаивали на том, что словами «Приимите, ядите» такое таинство уже свершилось и благословения не требуется (Русское православие…, 1989, с. 227-228). Таким образом, новая трактовка, которую стала внедрять официальная церковь в умы прихожан, как бы укрепляла государственные позиции в отношении алкоголизации коренного населения. Несмотря на то, что новшество позднее было обозначено как «хлебопоклонная ересь», вопрос актуален до сей поры.

Мы предполагаем, что спор внёс не только сумятицу в умы прихожан и разделил их на два противоборствующих лагеря, но и способствовал формированию у части населения алкогольных традиций, обычаев, ритуалов, выработке алкогольного мировоззрения.

Повсеместное внедрение спиртного в российскую среду, огромный вред, наносимый им здоровью и условиям жизни людей, вызывали как стихийное, так и организованное движение народа за трезвость. Народные массы, большинство которых являлись православными людьми, вдохновляемые религиозными воззрениями, трезвость понимали как духовно-нравственную ценность. «Трезв буди всегда», – читаем мы в старообрядческой книге «Цветник». Только затем трезвость рассматривается как средство, с помощью которого можно уберечь своё здоровье, потомство от пьянства, нищеты, болезни; получить семейную экономическую выгоду; улучшить состояние здоровья домочадцев и условия жизни родственников; дать образование детям, этим изменив их гражданское и политическое положение в обществе. Следует заметить, что трезвость, как духовно-нравственная ценность, была более почитаема староверами, которые ради Истины шли на многие лишения и даже на смерть, чем приверженцами церковной реформы,

Раскол в православной церкви и проявление старообрядчества показал глубину и внутреннюю противоречивость религиозного чувства у русского народа. С середины XVII в. и вплоть до 1971 г. старообрядчество Русской Православной Церковью (РПЦ) называлось не иначе, как расколом, а его последователей раскольниками, тогда как собственное наименование старообрядчества – старообрядство, староверие, древлеправославное христианство. О.Н. Савицкая (2000) показывает, что до середины 90-х гг. ХХ в. на старообрядчество существовало два взгляда: первый из них рассматривал старообрядство как консервативное религиозное движение, противостоящее официальной церкви; второй видел в нём народное движение антифеодального протеста (или движение социального протеста против государственного феодального строя).

Доктор исторических наук Ф.Ф. Болонев (1992, с.10-11)[13] отмечает, что почти все социальные и экономические преобразования, а также религиозные реформы на Московской Руси, а позднее и в России претворялись в жизнь насильственным путём, самыми жестокими и жёсткими мерами, которые ни тогда, ни теперь ничем не были оправданы. Как пишет учёный, они были нужны только «тиранам и властолюбцам для утверждения их честолюбия и их мнимого превосходства, безропотного подчинения трудового народа их власти». В таких случаях населению обычно приказывали покорно повиноваться, а не размышлять; в противном случае начинались «массовые репрессии инакомыслящих с применением самых изощрённых методов насилия, дабы подавить любое противодействие, непослушание, от кого бы то оно ни исходило».

П.Г. Рындзюнский (1989) отмечает, что старообрядцы сохранением старого культа и бытовых ограничений придерживались строго. Ф.Ф. Болонев (2001, с.47), сравнивая две группы россиян, проживающих в Сибири в дореволюционное время («ленивых табакуров-сибиряков и трудолюбивых прилежных старообрядцев»), указывает на то, что староверы, несмотря на трёхсотлетнее преследование их со стороны государства, сохранили древнюю систему ценностей, религиозность, духовность. Именно среди этой категории сибиряков существовали жёсткие запреты на курение табака, употребление спиртного и на прочие вредные привычки и безнравственные поступки.

Вероятно, эту категорию лиц подразумевает М.И. Шилова (2002), рассуждая о сибирском характере, который, на наш взгляд, отличает исключительная трезвость. К сожалению, как указывает Ф.Ф. Болонев (2001, с. 47), в советское время потомками староверов физическая и духовная крепость была сдана, «началось табакокурение, пьянство, духовное и нравственное вырождение».

Вопросы к 4 главе:

1. Как Вы считаете, с чего началось нравственное разложение русского народа?

2. С какого времени берёт отсчёт массовое пьянство на Руси, как социальное явление?

3. Какую фразу «обронила» Екатерина II, аргументируя необходимость проведения алкогольной политики в стране?

4. Как Вы понимаете выражение «Трезв буди всегда»?

5. Как Вы считаете, почему у православных христиан, тех, которые придерживаются религиозных традиций доцерковных реформ, проведённых патриархом Никоном, и тех, кто отверг «старину» и стал сторонником новшеств, кардинально противоположное отношение к спиртному?

6. Какие преимущества Вы видите в укладе старообрядцев?


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты