Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ГЛАВА 9. Трезвенное воспитание в советской России




Советский период, как исторический этап общественного развития российского общества, короче, чем предыдущий, но более сложный. Следует отметить, что либерализация в вопросе антиалкогольной политики начинается практически сразу после прихода к власти в 1917 г. Временного правительства. Захват власти большевиками характеризуется как «диктатурой трезвости», так и послаблением в алкогольном вопросе (Ф.Н. Петрова, 1996). В 1919 г. 19 декабря было обнародовано Постановление СНК, отражающее антиалкогольную политику нового Правительства (Сборник «Декреты Советской власти», т. 7, с. 34). Но уже с 1925 г. руководство страны официально берёт курс на алкоголизацию населения. Декретом СНК РСФСР от 25 сентября 1926 г. «О ближайших мероприятиях в области лечебно-предупредительной и культурно-просветительной работы по борьбе с алкоголизмом» в школьную программу всех ступеней было введено антиалкогольное просвещение.

В связи с либерализацией алкогольной политики, в 20-е годы в стране были проведены сотни антиалкогольных демонстраций, митингов, маёвок. Так, с 1928 г. по 1931 г. в СССР проводился «детский поход на взрослых», напоминающий собой крестные ходы в царской России, который имел двоякое значение и воздействовал как на зрителей, так и на самих участников антиалкогольного мероприятия. В руках детей были призывы к родителям жить трезвой жизнью. При обществе борьбы с алкоголизмом была сформирована юношеско-школьная секция. Главполитпросветом в программу работы всех школ при клубах и Домах культуры было введено преподавание основ антиалкогольной пропаганды. На первом Всесоюзном съезде педологов, который состоялся в 1928 г., Н.И. Бухариным[28] был озвучен заказ по формированию советского человека: «Нам нужны люди трезвые, дельные, энергичные, умеющие считать время и добиваться максимального эффекта, ищущие новых и новых усовершенствований, люди с твёрдыми ногами, с литыми мускулами, идущие к раз поставленной цели».

Постановление Наркомпроса РСФСР от 23 апреля 1929 г. предусматривало к новому учебному году закончить отработку плана и программы преподавания противоалкоголизма в школах первой и второй ступеней, в педагогических и медицинских вузах, а также во всех техникумах и на специальных курсах. Было принято решение переиздать соответствующие учебники с добавлением основных сведений о вреде алкоголя, а в планы переподготовки учителей начальных школ на летних курсах были включены вопросы трезвого воспитания. В Москве 15 августа 1929 г. прошла конференция пионеров и Общества борьбы с алкоголизмом, которая в своих решениях потребовала от комсомольцев и руководителей отказа от выпивки, а также участия в антиалкогольных демонстрациях и преподавания трезвеннических знаний в школе.

Под давлением алкогольного лоббирования, в связи со сменой политических пристрастий руководства страны, к 30-м годам ХХ в. трезвенническое движение в России ликвидируется, а сама идея трезвости подвергается дискредитации. Начинаются гонения и преследования трезвенников, и в апреле 1930 г. закрывается единственный, выпускавшийся после 1917 г., печатный орган трезвенников – журнал «Трезвость и культура». В 1931 г. были закрыты общество борьбы с алкоголизмом и Всесоюзный совет противоалкогольных обществ. В директивах ВКП (б) по вопросам просвещения, опубликованных в 1930 г., уже не упоминается об антиалкогольном или антинаркотическом воспитании молодёжи. Были запрещены такие формы трезвеннического воспитания, как митинги, демонстрации, манифестации трезвости. К 40-м годам были уничтожены почти все педагоги-инициаторы трезвеннического движения среди школьников.

Вслед за этим начинают заметно меняться критерии оценки пьянства, которое стало расцениваться как неумелость, личностная слабость потребителя, ущербность и т.д. Сместились акценты и в отношении алкоголя, который перестаёт фигурировать как наркотическое вещество, а приобретает статус пищевого продукта. Трезвенников считают людьми религиозными, что в годы атеизма налагает на человека определённый отпечаток изгоя. Из религиозных трезвенников сохраняется православная община «чуриковцев», члены которой отказываются причащаться вином.

Несмотря на то, что пьянство приносит государству экономический и демографический убыток, исследования по этому вопросу почти не велись. С повышением шкалы грамотности населения стало считаться, что алкоголиком становится человек необразованный, невежественный, не умеющий употреблять спиртное, а человек культурный и спиртное употребляет культурно, поэтому алкоголиком быть не может. Был взят курс на обучение населения «культуре потребления алкоголя». К концу 30-х гг. исследования по детской и подростковой алкоголизации были сведены к нулю и возобновились только в 60-х годах. В основном это были клинические исследования, показывающие либо отдельные случаи алкоголизма у детей и подростков, либо описания особенностей лечения. Период стагнации в антинаркотическом и антиалкогольном воспитании продлился до 1972 г., когда было принято правительственное постановление по борьбе с пьянством (А.С. Миронов, 2000).

Заметную роль в возрождении трезвости в стране и начале очередного трезвеннического движения сыграла работа социолога из г. Орла И.А. Красноносова «Тропинка в трезвость». Она была написана им в 60-х г. и распространена среди советской интеллигенции, предоставлена в директивные органы страны. Также свою роль сыграла статья Я.К. Кукушкина «Если взяться по-рабочему», опубликованная в газете «Правд» (1970, 18 сентября).

В городе Горьком (ныне Нижний Новгород) в 1968 г. был организован Российский оргкомитет по созданию общества трезвости России. Большую роль в консолидации трезвеннического движения внесла записка горьковчан «Предложения по организации всенародной борьбы за трезвость» (1972). Она включила в себя:

· разработку и опубликование для всенародного обсуждения проекта «Перспективного плана отрезвления страны»;

· создание Госкомитета СМ СССР по борьбе за трезвость;

· создание Всесоюзного общества трезвости;

· организацию изучения идей и опыта преподавания курсов личной культуры и трезвости;

· снижение зависимости местных бюджетов от продажи алкоголя, постепенное прекращение его производства;

· разработку и внедрение широкой программы профилактики и лечебных антиалкогольных мероприятий, подготовку к всенародному обсуждению проекта «Основ законодательства против алкоголизма и наркомании» и др.

Одновременно с этим начали появляться в стране первые общества трезвости: в конце 60-х в Оренбурге и Горьком; в 70-х годах – в Киеве, Нижнем Тагиле, Риге, Клайпеде, в Тарту, в Москве и др. Тогда же активизировали трезвенническое движение СМИ: журналы «Молодой коммунист», «Агитатор», «Наш современник», «Эко»; газеты «Рабочая газета» (Киев), «Ленинская смена» (Горький), «Ленинградский рабочий», «Южная правда» (г. Николаев), «Высокогорский горняк» (Н-Тагил) и др. Огромную роль сыграли книги трезвеннического содержания, авторами которых были: В.М. Банщиков, В.И. Белов, И.В. Стрельчук. Ф.Г. Углов, В.М. Шукшин, Г.М. Энтин и др. В противовес им вышли книги идеологов «умеренных» выпивок: Б.М. Левина, Э.А. Бабаяна, Г.Г. Заиграева и пр.

В декабре 1981 года в г. Дзержинске Горьковской (ныне Нижегородской) области состоялась Всесоюзная межведомственная научно-практическая конференция «Профилактика пьянства и алкоголизма в промышленном городе». На ней против «культурной» алкоголизации населения выступил академик медицинских наук Ф.Г. Углов, утверждая, что с 1940 г. по 1980 г. в стране от алкоголя погибло более 60 млн. человек. Это был первый публичный всесоюзный бой, который трезвеннические активисты дали защитникам питейных взглядов. На конференции трезвенническое движение было представлено методологами: Г.А. Шичко (Ленинград), к.б.н., социолог И.А. Красноносов (Орёл); главный нарколог Чечено-Ингушской республики М.А. Дольсаев (Грозный); психотерапевт В.Н. Добровольский (Харьков). Присутствовали другие активисты-трезвенники. По результатам выступления академика, 52 % участников конференции высказались за введение в стране «сухого закона». Там же было принято решение о создании Всесоюзного общества трезвости. Надо заметить, что эта конференция стала точкой отсчёта 5-го трезвеннического движения.

Текст выступления Ф.Г. Углова в самиздатовском варианте разбудил многих думающих людей. В первой половине 80-х гг. повсеместно стали формироваться клубы и общества трезвости. 10 апреля 1982 г. в Москве собрались председатели клубов трезвости страны на свою первую конференцию. В результате чего было сформировано правление. К 1985 г. трезвеннических объединений в стране было уже более 200. Особо следует отметить заочные клубы трезвости. Так, в 1983 г. такой клуб был организован при газете «Камчатская правда», которая для трезвенников регулярно предоставляла целую страницу. Последовательную активность проявлял клуб «Трезвость» при газете «Машиностроитель» в г. Краматорске. В 1984-85 гг. активно функционировало подобное объединение при «Магаданской правде» и др. Особо отличилось Добровольное общество трезвости г. Новосибирска, деятельности которого отводили свои полосы центральные газеты страны, такие, как «Правда», «Известия», «Советская Россия» и др.

Вероятно, опасаясь стихийных выступлений народных масс, руководство страны взяло управление антиалкогольным движением в свои руки. Сегодня можно говорить о том, что в период «застоя», относительного спокойствия и благополучия, национального самомнения «самой читающей страны мира», антиалкогольная политика послужила закваской для «перестроечных потрясений». В 1985 г. было издано Постановление, в котором специальным пунктом было отмечено, что пропаганда «умеренного» и «культурного» винопития – есть не только ошибочная, но провокационная акция. Вскоре данное мероприятие приобретает черты управляемого массового («народного») противоалкогольного движения, имеющего политическую подоплёку, базирующегося на научных данных о вреде алкоголя. Тогда же, в 1985 г., было создано мощное (около 300 сотрудников) научное учреждение по изучению только медико-биологических проблем алкоголизма, но ничего не было предпринято для развития педагогических и социально-экономических исследований по утверждению трезвого образа жизни. В период «гласности и перестройки» массовыми тиражами начинает выходить литература по борьбе с пьянством и алкоголизмом, авторы которой о трезвенниках старались не упоминать.

А.Н. Маюров (2000) указывает, что в 80-х годах ХХ столетия появились работы не только антиалкогольного, но и трезвеннического содержания. Среди авторов были: Н.М. Амосов (г. Киев), Г.В. Антонов-Романовский (г. Москва), Г.М. Блинов (г. Москва), И.И. Беляев (г. Н. Новгород), А.А. Благоразумный (г. Москва), А.А. Габиани (г. Тбилиси), Э.С. Дроздов (г. Москва), В.Н. Добровольский (г. Харьков), М.А. Дальсаев (г. Грозный), Г.Г. Заиграев (г. Москва), В.В. Коклюхин (г. Брест), Д.В. Колесов (г. Москва), И.А. Красноносов (г. Орёл), В.П. Киселёв (г. Горький), В.Н. Лужбин (г. Ленинград), Р.О. Лирмян (г. Москва), Б.М. Левин (г. Москва), И.А. Невский (г. Москва), В.Б. Ольшанский (г. Москва), Ю.И. Прядухин (г. Томск), И.В. Стрельчук (г. Москва), М.Я. Сонин (г. Москва), П.И. Сидоров (г. Архангельск), Б.И. Тучин (г. Новосибирск), В.Я. Титаренко (г. Вильнюс), И.Г. Ураков (г. Москва), Ф.Г. Углов (г. Ленинград), Ю.Н. Федоров (г. Ленинград), С.Н. Шевердин (г. Москва), Г.А. Шичко (г. Ленинград), Г.М. Энтин (г. Москва), Г.Я. Юзефович (г. Хабаровск) и др. (А.Н. Маюров, 2000, с.42).

В стране стихийно организуются и административно создаются общества трезвости, между членами которых разворачивается публичная идеологическая борьба, «яблоком раздора» становится теория «культурного и умеренного употребления алкоголя» (В.Д. Колесов, 1988; Ф.Г. Углов, 1991; А.Н. Маюров, 2000, др.). В 1988 г. между трезвенниками и «культурнопитейщиками» происходит отрытое размежевание: в ноябре в г. Новосибирске создаётся общественная организация Союз борьбы за народную трезвость, председателем СБНТ избран академик Ф.Г. Углов. Идеологической платформой выбрано направление российских обществ трезвости начала ХХ в. – абсолютная трезвость для себя, детей, семьи, общества. Целью становится – введение в стране «сухого закона». В январе 1991 г. в Москве создаётся Международная независимая ассоциация трезвости (МНАТ), дочернее общество ИОГТ.

Заметную роль в трезвенническом движении 80-90-х годов ХХ в. играет метод кандидата биологических наук Г.А. Шичко, который для отрезвления сограждан использует открытие, сделанное им в области 2-й сигнальной системы. Суть его сводится к тому, что правдивая информация – слова услышанного, увиденного, произнесённого, записанного и прописанного перед сном – может «вызреть» в потребность и перерасти в убеждение. Предложенная им методика формирования трезвеннического мировоззрения позволяет человеку выработать «психоиммунитет» (Г.А. Шичко, 1969) в отношении любого наркотически действующего вещества и сознательно выбрать трезвый образ жизни.

В 1984 г. в Ленинграде (Санкт-Петербурге) под руководством Г.А. Шичко начинает действовать клуб трезвенников «Благоразумие», «Оптималист», где люди, после прослушанных лекций, учатся жить трезвой жизнью. После смерти руководителя клуба в 1986 г., «оптималисты» разделяются по идеологическим и морально-этическим соображениям. Ю.В. Соколов и Л.Ю. Захарова «метод Шичко» ставят на рельсы бизнеса и коммерции. Результатом их деятельности стало создание Всесоюзного, позднее Международного, движения «оптималистов» – сторонников здорового образа жизни. В.А. Михайлов и остальные члены клуба продолжили заложенную Г.А. Шичко традицию и развили свою деятельность за трезвый образ жизни, руководствуясь архивными образцами дореволюционных обществ трезвости Санкт-Петербурга и России. Ими было развёрнуто Всероссийское движение за воссоздание православных братств трезвости и открыт первый в послереволюционной России храм в честь иконы «Неупиваемая Чаша». Вскоре стала выходить радиошкола «Трезвение».

В советский и постсоветский период «метод Шичко» активно используют в своей деятельности члены СБНТ, МНАТ, Международного объединения «Оптималист» и других общественных и политических организации стран СНГ.

Советский период дал трезвенному образованию и воспитанию России глубокую научную базу, которая основывается на последних достижениях в различных областях знаний. Так, например, с помощью новейших технологий было окончательно установлено, что алкоголь даже в малых количествах является ядом и наркотиком. С позиции науки это аксиома – положение, не требующее дополнительных доказательств. Подобный взгляд существует и в отношении никотина, который обнаружен в табаке. Также было обосновано утверждение, что алкоголь – это химическое вещество, которое, для достижения геополитических или иных целей, с успехом может быть использовано как химическое оружие массового уничтожения, как орудие геноцида (Ф.Г. Углов, 1991; Б.И. Искаков, 1997; др.). Кроме того, на рубеже 80-х и 90-х годов советскому народу было показано, что привычка к курению табака может быть инструментом политического давления.

Безоговорочным фактом является то, что образовательный уровень народонаселения при советской власти стал намного выше, чем в досоветский период. Поэтому данный этап дал трезвенническому движению не только грамотных людей, но и высококачественных специалистов, методологов, которые разработали концептуальные основы движения, идеологию трезвости. Кроме того, были заложены базисные направляющие для научных поисков.

Справедливости ради следует сказать, что в этот период, с 1985 г. по 1989 г., велись исследовательские работы и в области профилактики алкоголизма среди детей и молодёжи, также выходили методические рекомендации по данному вопросу, типа: «Антиалкогольное гигиеническое воспитание в школе» (1985), «Принципы антиалкогольной, антинаркотической и антитоксимонической пропаганды среди подростков и молодёжи» (1987), «Актуальные вопросы антиалкогольной пропаганды и пути повышения её эффективности» (1987) и т.д. К сожалению, данный вид литературы был не востребован, а приёмы на практике оказались малоэффективными. Возможно, причиной явилось то, что зачастую авторы этих пособий не до конца понимали стратегию отрезвления общества и её значение для его развития, а их предложения были голословны. Большинство «советчиков» не стояли на позициях трезвости, чем дискредитировали благородную идею трезвого образа жизни. Кроме того, педагоги, психологи, которым было доверено проводить профилактическую деятельность в учебных заведениях, также были не прочь выпить «хорошего» вина, что, безусловно, сказалось на качестве проводимых ими мероприятий. Одновременно с тем они были невежественны в вопросах трезвенного воспитания, не были знакомы с историей антиалкогольной деятельности в России и в мире. Это и другие причины сделали антиалкогольную компанию 80-х неэффективной и бессмысленной, которая не только не привела страну к отрезвлению масс, но и вызвала отторжение попыток оздоровления общества.

Следует признать, что запрет трезвеннической и введение идеологии «культурного» алкоголизма даёт плохие результаты, как народу, так и государству. Достаточно сравнить две такие страны, как Швеция и Россия, где государственная трезвенническая политика стала проводиться почти одновременно. Но в России она была приостановлена в 20-х годах ХХ столетия, а в Швеции – продолжает развиваться и в настоящее время. Сегодня Швеция является одной из самых малопьющих стран мира и по своим экономическим показателям опережает многие государства, Россия же по потреблению алкоголя стоит в первых, а по экономическим – в последних рядах. Или Финляндия, которая до 1917 года была частью Российской империи, и где трезвеннические процессы продолжились уже после обретения независимости, также является более развитым государством, чем Россия. Подобная ситуация наблюдается с Польшей, где, несмотря на годы нахождения страны в социалистическом лагере, антиалкогольная политика была более эффективной, чем в РСФСР. Другой пример: Туркмения – одна из бывших советских республик, которая после 1991 года продолжила антиалкогольные реформы, начатые в СССР в 1985 году. В настоящее время это одна из развитых стран, где потребление алкогольной продукции сведено к нулю. Обращает на себя внимание Китай. Эта некогда отсталая страна, выбрав трезвый путь развития, сделала в конце ХХ века резкий экономический рывок вперёд, обогнав по всем показателям Россию и другие алкоголефильные страны мира, составив реальную конкуренцию США, Японии, Израилю, ЕЭС.

Вопросы к 9 главе:

1. Когда и почему в советской России вопросам трезвенного воспитания стало уделяться меньше внимания?

2. Когда началось возрождение трезвеннического движения в стране? Назовите фамилии его вдохновителей.

3. Какова роль академика Ф.Г. Углова в развитии трезвеннического движения в СССР?

4. Какие основные трезвеннические организации действовали в СССР к середине 80-х гг.?

5. Как Вы считаете, почему антиалкогольная политика Польши, Финляндии, Швеции была более успешной, чем в СССР и РСФСР?

6. С какими трудностями столкнулись трезвенники в своей деятельности?

7. Что было привнесено в учение о трезвости в советский период? Что было достигнуто?


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты