Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ГЛАВА 10. Трезвенное воспитание в постсоветской России




Постсоветский период – это этап осмысления. Проблему исследуют: Т.И. Авдонина, А.Л. Афанасьев, Н.А. Гринченко, А.Г. Макеева, Л.К. Фортова, Э.А. Колесникова, К.Р. Исмагилов, Л.Х. Казаков, Д.В. Колесов, Е.Г. Костылев, Ю.М. Золотов, С.Л. Панов, Ю.В. Вершиненко, А.Н. Галагузов, Р.Ф. Теперик, А.А. Немцев, Л.П. Федоренко, О.К. Галактионов, В.В. Тишаев, М.А. Прохорова, А.Д. Вислов, Л.Д. Набатникова, А.С. Миронов, К.А. Разуванов, А.Н. Якушев, А.Н. Маюров, В.Г. Жданов, В.П. Кривоногов, Е.Г. Батраков и др. Диссертационные исследования посвящены профилактике пьянства, курения, наркомании в школьной и молодёжной среде, но не трезвенному воспитанию.

С начала 1990-х годов появляется ряд диссертационных исследований, затрагивающих вопросы трезвого образа жизни. (Т.И. Авдонина, 1991; Н.А. Гринченко, 1993; Л.К. Фортова, 1993; 2002; А.Н. Якушев, 1993; др.). Появляются публикации о трезвости (А.Л. Афанасьев, 1987, 1994, 1995, 1996, 1997; А.А. Зверев, 1999; др.), о православных братствах трезвости (В.А. Михайлов, 1998, 1999; 2001, 2002; В.А. Цыганков, 2000; А.В. Захаров, 1999; др.). Выходят книги и газеты как трезвеннического содержания, так и радикального толка, призывающие к возрождению «сухого закона».

В 1992 г. в Санкт-Петербурге возрождается первое братство трезвости, а уже с 1997 г. ежедневно на его базе с 18 часов до 21 часа в рамках «Православного радио Санкт-Петербурга» начала выходить в эфир «Радиошкола трезвения», автором и ведущим которой становится В.А. Михайлов. Стала появляться аудио- и видеопродукция с лучшими выступлениями трезвенников.

Вводится календарь знаменательных дат трезвости. Трезвенниками СНГ отмечаются общие даты – дни Трезвости: 1 января – день святого мученика Вонифатия; 2-й день Пасхи – день Первого Всероссийского праздника трезвости; 18 мая – день иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша» и день рождения Г.А. Шичко; 11 сентября – день Иоанна Предтечи и день православной трезвости; 5 октября – день рождения Ф.Г. Углова, 19 декабря – день утверждения Трезвости; и др.

Можно сказать, что с начала III тысячелетия с новой силой вспыхнуло движение за трезвый образ жизни. Появились общенародные движения «Трезвый мир», «Трезвая Россия», «Трезвость ради будущего» и др. Вновь, как и сто лет назад, «оживают» лозунги: «Будущее принадлежит трезвым нациям», «Только Трезвая Россия станет Великой» и т.п. В населённых пунктах учреждаются организации, в наименованиях которых слово «трезвый» соседствует рядом с названием, например, города: «Трезвая Тюмень», «Трезвый Саратов», др. Создаются межрегиональные объединения «Трезвая Сибирь», «Трезвый Урал», «Трезвая Камчатка», «Трезвый Байкал», «Трезвый Алтай» и т.д. (С.С. Аникин, 2002; Г.И. Тарханов, 2003; А.А. Зверев, 2002; В.А. Куркин, 2003; А.Н. Глущенко, 2003; др.).

По стране основываются трезвеннические клубы, организации, партии, движения. В настоящее время в странах СНГ и Балтии активно действуют: Союз борьбы за народную трезвость; Общероссийское движение «Оптималист», издающее одноимённую газету; Международная ассоциация по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, издающая журнал «Мир без наркотиков» и одноимённое приложение к нему; Белорусское объединение «Оптималист» с одноимённой газетой; Российский фонд «Нет алкоголизму и наркомании»; Общество спасения детей от наркотиков; Ассоциация борьбы с курением; Литовское общество трезвости; Православное братство трезвости; Безалкогольное литовское общество им. Мотеюса Валанчуса; Трезвенническое общество Латвии «Северное сияние»; Российская общественного здоровья ассоциация (РОЗА); Российская ассоциация борьбы с курением (РАБК); Российский фонд «Здоровье и окружающая среда»; Международный фонд Милосердия и Здоровья; Центр реабилитации Нарконон; Движение «Женщины мира против наркотиков»; Московское городское общество «Трезвость»; Всероссийский православный фонд «Паломник»; Фонд «Возрождение»; Александро-Невское братство трезвости; Российский фонд «Здоровье человека»; Международная ассоциация психоаналитиков; Волго-Вятское содружество клубов «Народная трезвость»; Ассоциация наркологов России; Фонд А. Довженко; Ассоциация семейных клубов трезвости по системе Удолина; Российская наркологическая ассоциация; научно-практическое объединение «Соловецкий Конгресс»; Международная лига трезвости и здоровья; Международная независимая ассоциация трезвости; другие общественные объединения.

Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что в России возрождается религиозное массовое трезвенническое движение. В июле 2003 г. состоялась учредительная конференция по созданию Всероссийского православного братства трезвости. Его председателем избран кавалер ордена Сергея Радонежского В.А. Михайлов, основатель первого православного братства трезвости в 1992 году в г. Санкт-Петербурге, которого за вклад в дело трезвости, за возрождение православных обществ трезвости в России Русская Православная Церковь в декабре 2002 отметила высокой наградой.

Активно ведутся научные исследования по вопросам, касающимся трезвости. В этом направлении работают: академик Ф.Г. Углов (С-Петербург), академик С.И. Жданов (Москва), академик Б.И. Искаков (Москва), академик Д.В. Колесов (Москва), доктор педагогических наук А.Н. Маюров (Н-Ногород), доктор исторических наук А.Н. Якушев (Ставрополь), доктор медицинских наук В.Г. Кондрашенко (Минск), доктор технических наук З.В. Коробкина (Владимир), доктор физико-математических наук Л.Е. Попов (Томск), доктор медицинских наук В.Л. Романов (Москва), доктор физико-математических наук Н.Г. Загоруйко (Новосибирск), доктор педагогических наук Л.К. Фортова (Владимир), доктор физико-математических наук А.В. Иванов (Петрозаводск), кандидат педагогических наук Т.И. Авдонина (Челябинск), кандидат педагогических наук Н.А. Гринченко (Елец), кандидат педагогических наук А.Г. Макеева (Москва), кандидат педагогических наук Л.Х. Казаков (Москва), кандидат исторических наук А.Л. Афанасьев (Томск), кандидат экономических наук Н.И. Удовенко (Москва), кандидат физико-математических наук В.Г. Жданов (Новосибирск), кандидат педагогических наук С.С. Красновидов (С-Петербург), кандидат психологических и филологических наук В.А. Бондаренко (Краснодар), кандидат педагогических наук В.А. Толкачёв (Минск) и многие другие учёные.

Поднимается вопрос о создании в России Государственного института собриологии (трезвости), который мог бы подготавливать грамотных и квалифицированных специалистов по трезвенному воспитанию и образованию для всех учебных заведений страны. С этой целью проводятся семинары, научно-практические конференции, съезды. Так, в сентябре 2003 г. в Севастополе состоялось учредительная конференция Международной Академии Трезвости, созданной по инициативе известных учёных ряда стран и при поддержке соответствующих структур ООН, ВОЗ, Юнеско и других международных организаций. Идею по созданию Академии поддержали: наследный принц Саудовской Аравии Абдала Ибн Абдель Азиз, королева Испании София, король Камбоджи Сианук, премьер-министр Австралии Джон Уинстон Говард, принц Лихтенштейна Ханс-Адам 2, принц Уэльский Чарльз, президент Тайваня Чен Шуйбинь, министерства иностранных дел Коста-Рики, Зимбабве, Китая, Эквадора и других государств.

Почётным президентом Академии избран старейший действующий хирург планеты, академик Углов Фёдор Григорьевич (г. Санкт-Петербург), а президентом – А.Н. Маюров.

Важнейшими целями Академия считает:

· Содействие развитию фундаментальных и прикладных исследований в сфере гуманитарно-общественных и естественно-технических наук по ведущим направлениям отрезвления народов мира;

· Содействие трезвенническому образованию и просвещению жителей Земного шара, включая подготовку кадров высшей квалификации, необходимых для подлинного трезвенного возрождения и развития народов мира;

· Содействие возрождению и развитию культуры здоровья и здравосозидательных ценностей всех народов, населяющих Землю;

· Изучение и обобщение достижений мировой и отечественной трезвеннической науки, содействие наиболее полному её использованию в народном хозяйстве народов, проживающих в различных странах;

· Содействие укреплению братских и дружественных научно-культурных и трезвенных связей между народами всего мира, укреплению межнациональных и дружественных межгосударственных отношений на планете.

В ноябре 2003 года в Новосибирске состоялась учредительная конференция российского общенародного движения «Трезвая Россия», целью которого является утверждение и сохранение в России трезвости, как нормального, естественного образа жизни.

Таким образом, можно сказать, что трезвенническое движение России приобрело другие формы и возможности влияния на умы россиян. У людей, ведущих трезвый образ жизни, впервые за всю историю мирового трезвеннического движения возникла реальная перспектива формирования единого трезвенного информационного пространства Земли: во всемирной компьютерной сети открылись странички для русскоязычных и иностранных трезвенников. Поэтому, данное направление целесообразно обозначить как информационное.

В российской истории постсоветского периода трезвенническое движение отличается от предыдущих этапов тем, что трезвенникам приходится вести борьбу уже не только против пьянства и алкоголизма, но наркомании и табакокурения (В.Г. Жданов и др., 1997; др.). Причём, наркотики стали представлять угрозу не только для личности, но и для страны (Н.Ф. Герасименко, 1998; др.). Следует отметить, что после отмены государственной монополии на алкогольную и табачную продукцию при отсутствии в стране алкогольной и табачной политики потребительский рынок заполнили алкогольные и табачные суррогаты как отечественных, так и зарубежных производителей (Г.А. Онищенко и др., 2001; др.). Резко увеличивается смертность и сокращается продолжительность жизни населения, что связывают с ростом потребления спиртного (А.В. Немцов, 1997; др.)[29]. Либерализация законов в отношении наркомании позволила наркомафии расширить рынок сбыта нелегальных наркотиков, который пришёлся на детей и молодёжь (В.Т. Лисовский, Э.А. Колесникова, 2001; др.). В стране появилась целая армия потребителей наркотиков, у которых имеется подобие субкультуры, своя идеология (А.И. Долгова и др., 1999; др.).

Примерно с середины 90-х годов общественность обращает пристальное внимание на угрозу наркотизации общества (Е.С. Скворцова, Е.В. Сулаберидзе, 1997[30]; С.В. Литвинцев, 1998[31]; др.) и возможность наркотического перерождения общества (В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева, 1998; др.)[32]. Начинается борьба со всеми формами наркотизма. Ведутся исследования в данном направлении (П.Д. Шабанов и др., 1998, 1999, 2000; др.). Появляются рекомендации по профилактике наркотизма в учебном заведении (Д.В. Колесов, Л.Х. Казаков, Г.В. Плешкова (1992); О.Л. Романова, 1996[33]; А.В. Соловов (1999); В.А. Ананьев, 2000[34]; Н.Ю. Максимова, 2000[35]; Э.Ф. Ахметзянова (2000); С.В. Березин и др. (2000); Д.В. Нимаева, В.С. Тубчинова (2002); Р.Х. Шакуров, Р.Р. Гарифуллин (2002); С.С. Аникин, Л.Н. Медведев (2002); Н.А. Гусева (2003); др.)

В настоящее время трезвенным воспитанием и образованием в России занимаются активисты трезвеннического движения. Как правило, они разрабатывают следующие направления:

превентивно-профилактическое (С.А. Беличева, 1993; Н.А. Гринченко, 1990, 2000; Л.К. Фортова, 2002; С.В. Березин, К.С. Лисецкий, И.Б. Орешникова и др., 2000; В.А. Ананьев, 2000; А.К. Демин, Г.Б. Ткаченко, А.В. Ляхович и др., 1998; А.М. Карпов, 2001; Э.Ф. Ахметзянова, 2000; Л.М. Шипицина, Л.С. Шпиленя, А.Ю. Егоров, В.М. Сорокин, И.В. Добряков, А.В. Иванов, С.В. Иванова, 2001; А.Л. Афанасьев, 2003; др.);

оздоровительно-культурологическое или собриологическое (Т.И. Авдонина, 1993; В.А. Толкачёв, 2001; Н.А. Гринченко, 1990; Л.К. Фортова, 2001; А.Н. Маюров, 2000; др.);

общественно-политическое (Ф.Г. Углов, 1991; 1999; В.Г. Жданов, 1996, 1999, 2002; А.А. Зверев, 1999; др.);

религиозно-просветительское (В.А. Михайлов, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002; В.А. Цыганков, 1998, 1999, 2001; 2002; В.Д. Солдатов, 2001, 2002; Д.А. Авдеев, 1999; А.Л. Афанасьев, 1996, 1997, 1998, 1999; А.В. Захаров, 1999; А.Н. Маюров, 1987, 2000; др.);

научно-практическое (Т.И. Авдонина, 1993; Н.А. Гринченко, 1990; А.Н. Маюров, 1987, 1996, 1997; Л.К. Фортова, 1993, 2002; А.Л. Афанасьев, 1987, 1994; 1995, 1996, 1997; В.М. Ловчев, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002; Г.А. Шичко, 1989; С.С. Аникин, 2002; А.Н. Якушев, 1993; А.Г. Макеева, 1993; др.);

управленческое (А.А. Зверев, 1999, 2002; др.);

информационное (С.С. Аникин, 2002; др.)

Превентивно-профилактическая деятельность развивается в двух направлениях:

предупреждения наркотизма, и проведения в связи с этим различных профилактических мероприятий и превентивных мер (С.А. Беличева, 1993; Л.М. Шипицина и др., 2001; Н.А. Гринченко, 2000; Л.К. Фортова, 2002; пр.);

трезвого, трезвеннического, трезвенного воспитания и образования, связанного с сохранением, утверждением, развитием трезвости как естественного биологического состояния человека, т.е. качества, которое от рождения присуще как отдельной личности, так и всем народам планеты Земля. Поэтому такое воспитание рассматривает трезвый образ жизни как единственно правильный (Т.И. Авдонина, 1991; А.Н. Якушев, 1993; А.Л. Афанасьев, 1994; А.Н. Маюров, 1998; др.). Воспитатели транслируют реально практикуемые безопасные нормы, правила и варианты поведения людей, способы их повседневной деятельности, характеризующиеся сознательным отказом от употребления опьяняющих средств и активным участием индивида в предупреждении и преодолении предрассудков суррогатных форм поведения, которые навязываются человечеству извне потребительской идеологией.

Оздоровительно-культурологическую или собриологическую деятельность.Так как представители трезвости, трезвения, трезвенности имеют каждый свою культуру, свою среду, своё информационное пространство и всех их объединяет то, что они находятся в одном семантическом поле, мы предположили, что целесообразно ввести понятие «собриологическая (слово «собриология» происходит от лат. Sobrietas – трезвость, разумность) культура», тем самым объединив всех трезвенников в один класс.

По нашему мнению, собриологическую культуру можно рассматривать в плоскостях отношения:

к опьяняющему веществу (Ф.Г Углов, 1995; В.Д. Колесов, 1988; др.);

к собственному здоровью (В.А. Толкачёв, 1988, 2001; Н.А. Гринченко, 1990, 2000; Л.К. Фортова, 2002; др.);

к досугу и отдыху или рекреации (А.С. Орлов, 1995; М.В. Осорина, 2000, 2001; Б.А. Титов, 2001; Р. Бофилль, 1993; Т.И. Авдонина, 1991; др.);

среде, пространству (Ю.Г. Панюкова, 2002; А.К. Лукина, 2002; Ю.Г. Абрамова, 1995; др.)

Степень отношения к употреблению опьяняющего вещества имеет два диаметрально противоположных полюса. В основе одного из них лежит полное отрицание какого-либо употребления опьяняющих средств, другой – допускает возможность их употребления в допустимых пределах того или иного психоактивного или наркотически действующего препарата. В основном спор разгорается вокруг алкоголя, как легализованного, поэтому наиболее доступного наркотика, вошедшего в быт и культуру человечества.

Степень отношения к собственному здоровью заключается в умении человека работать над собой по изменению своего сознания с тем, чтобы преобразовать себя и увеличить продолжительность жизни через разумное питание, воздержание, закаливание, саногенное мышление, трезвый образ жизни и т.д. (В.А. Толкачёв, 2001; Е.И. Кардаш, 1999, 2000, 2001; Ф.Г. Углов, 2002; Ю.М. Орлов, 1991; А.Я. Тизул, 2001; др.).

Степень отношения к досугу и отдыху (или рекреации) характеризуется умением отдыхать, т.е. наличием определённых знаний, и на их основе выработки умений и навыка по поиску, созданию условий для полноценного отдыха (А.С. Орлов, 1995, П.А. Виноградов, С.И. Гуськов, 1990; др. ).

Степень отношения к среде предполагает выбор, а также преобразование среды в соответствие со своим мировоззренческим концептом, воспитания и развития «эмоций высокой ценности» (Б.И. Додонов, 1978).

Общественно-политическая деятельностьотличается от иных видов деятельности тем, что трезвенники объединяются в группы, клубы, общества, братства, союзы, партии не только по функциональным признакам (не употребления алкоголя и т.д.), но и по идейным соображениям. Основная задача, которую они решают, это принятие государством ограничительных мер в отношении наркотически действующих веществ, в первую очередь алкоголя, вплоть до самых крайних, т.н. «сухого» закона – полного его запрета. Но пути достижения этой цели различны: от просветительской деятельности, которая предполагает длительный процесс осознания человеком и обществом необходимости принятия подобных мер для себя, семьи, государства и сознательного выбора трезвого образа жизни, до самых жёстких, принудительных мер

Религиозно-просветительская деятельностьвключает в себя распространение морально-этических, морально-нравственных, нравственно-духовных норм и правил человеческого общества. Если предыдущая деятельность подразумевает трезвый образ жизни не потому, что жить по иному – вредно для здоровья, а из принципов групповых, либо политических, то в данном случае человек выбирает трезвую жизнь ради высшего идеала, как единственно верную жизненную альтернативу: так жить – правильно, а жить иначе – не этично, аморально, безнравственно, т.е. – плохо. Критерии оценки и выбора образа жизни и форм поведения переходят из разряда банально-обывательских в сферу абстрактно-философских понятий и подразумевают под собой мистическое мировосприятие и религиозное мировоззрение.

Научно-практическая деятельностьотражает научный взгляд на трезвый образа жизни, используемый в практической деятельности. Данный вид деятельности положен в основу всех выше обозначенных. Так, к примеру, любая превентивно-профилактическая деятельность базируется на фактах науки. То же самое можно сказать о собриологической, общественно-политической, религиозно-просветительской, управленческой деятельности.

Управленческая деятельность находится в стадии возрождения.

Информационная деятельность находится в стадии становления.

Вопросы к 10 главе:

1. Как можно обозначить постсоветский период трезвенного воспитания в России? Почему?

2. В каких направлениях развивается трезвенническая деятельность на современном этапе? Охарактеризуйте их.

3. Какие новые трезвеннические организации появились в этот период? Как Вы считаете, с чем это было связано?

4. Когда была открыта Международная академия трезвости? Какие задачи она призвана решать? Какие страны мира поддержали её создание? Кто является её президентом?

5. Какие научные направления разрабатывают сторонники и участники трезвеннического движения в настоящее время?


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты