КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА 8. Публичные формы трезвенного воспитания в РоссииС 29 декабря 1909 г. по 6 января 1910 г. в Петербурге прошел 1-й Всероссийский съезд по борьбе с пьянством. На пленарном заседании было оглашено письмо, полученное от Льва Николаевича Толстого: «Очень рад буду содействовать, чем могу, вашему прекрасному намерению. Чем больше я вижу зло, проистекающее от пьянства (а вижу я это зло в ужасных размерах), и чем чаще мне приходиться говорить об этом зле с страдающими от него, тем больше я убеждаюсь, что спасение от него преимущественно, если не исключительно, в сознании людей губительности не для тела, а для души этого греха. Избавится от него человек не тогда, когда он будет лишён возможности пить, а тогда, когда он не станет, хотя бы перед ним в его комнате стояло вино, и он слышал бы его запах, и ему стоило бы только протянуть руку. А это будет только тогда, когда человек будет считать благо духовное выше блага телесного. А такое предпочтение души перед телом может быть только у человека религиозного, так что, по-моему, пьянство от отсутствия религиозного сознания и спасение от него в пробуждении этого сознания. Лев Толстой». В ответ съездом послана в Ясную Поляну гр. Толстому следующая телеграмма: «Первый всероссийский съезд по борьбе с пьянством приветствует вас как великого наставника и учителя трезвости, гордость и славу русского народа». Столь лестные слова были искренни, т.к. великий писатель раньше других начал борьбу против алкоголизации России и ещё в 1887 г. создал «Согласие против пьянства». Съезд выработал стратегию и тактику отрезвления России, провозгласив «своим руководящим принципом и руководящим началом общественного движения против пьянства полное воздержание от потребления спиртных напитков». Он обратил внимание на то, что «с учреждением монополии в ведении правительства соединены несовместимые функции: с одной стороны, извлечение наибольшего дохода путём назначения и повышения цен на водку, повсеместной продажи её и контроля над продажей, с другой стороны и одновременно – борьба за отрезвление народа». Такая политика создала «непреодолимую преграду для общественных организаций и государственных учреждений в деле принятия действительных мер для борьбы с пьянством». Съезд отверг мысль «о возможности борьбы с пьянством посредством распространения пива и других спиртных напитков», признав, что «коренной мерой в отрезвлении населения было бы постепенное упразднение питейного дохода путём уменьшения количества выпускаемых в продажу… спиртных напитков и замена питейного дохода другими источниками государственного дохода». Делегаты обсуждали также вопросы о школьной реформе, отношении к спиртному врачей, педагогов и т.д. Съезд выдвинул предложение о предоставлении сельским обществам и городским самоуправлениям права составления запретительных приговоров о продаже алкоголя. По мнению участников, «открытие новых заведений в селениях должно быть допущено только с согласия населения, выраженного на сходах с участием женщин». В резолюцию был также включён пункт: «Рабочим на фабриках и заводах должно быть предоставлено право ходатайствовать о закрытии винных лавок вблизи фабрик и заводов на расстоянии одной версты». Инновационными были требования съезда о введении «в виде отдельного предмета обязательного преподавания начал трезвости в низшей и средней школах», устранении «всех существующих стеснений по организации всех видов внешкольного образования» и предложение «допустить свободную организацию школьных союзов и разных других обществ трезвости среди учащихся», допустить «ознакомление студентов с фактами о вреде от употребления алкоголя при посредстве лекций». Незадолго до мероприятия в статье «Бьют тревогу» доктор А.М. Коровин писал: «Сомнения никакого нет, пивная промышленность процветает, а народ-то нет. И мы, сознательная часть населения, должны бороться против мнимых, вредных и разорительных потребностей. Производители алкоголя не жалеют средств на всяческие рекламы, чтобы только убедить публику как можно больше пить. У капитала совести нет, а есть одна забота о наращении себя. Верить можно только истинной науке; науке, делающей людей здоровее, умнее, честнее и счастливее». И съезд резюмировал: «Ввиду того, что современные научные данные делают питательные свойства алкоголя более чем сомнительными и ввиду того, что врачами-специалистами по лечению алкоголизма наблюдается немало случаев алкоголизма, обязанных лечебному назначению спиртных изделий, съезд обращает особое внимание врачей на эти факты». Было принято решение: «Признать необходимой более энергичную работу русских врачей для внесения в широкие народные массы правильного представления о благотворном значении полного воздержания от всех спиртных изделий». Там же группой врачей в сорок человек было основано Российское медицинское общество врачей-трезвенников, отказавшихся от употребления всяких алкогольных изделий и от угощения ими. В периодической печати тех лет отмечалось, что съезд прервал долгий, всенародный сон благодушного отношения к пьянству. Возлагалась надежда, что данная форма поспособствует созданию «общественного движения, необходимого для завоевания в пользу антиалкоголизма активного большинства в Государственной Думе и Государственном Совете». Съезд не прошёл бесследно. Уже в феврале на четвёртой сессии Думы был принят при втором обсуждении законопроект о борьбе с пьянством, в котором предусматривались меры в отношении водки, как ограничительного, так и просветительного характера. Трезвенные идеи о полном запрете спиртного нашли своё отражение в работе ГосДумы и ГосСовета в последующие годы. Так, в период 1911 - 1914 гг. шли дебаты о целесообразности мер, ограничивающих пьянство. В качестве оппонентов выступали, с одной стороны, представители русской интеллигенции, с другой – алкогольного лобби. Алкогольный капитал оказывал давление на делегатов, добиваясь изменений законопроекта в ходе третьего обсуждения, намеченного на осень 1911 г. На защиту трезвеннических инициатив встала общественность, которая «бомбардировала» Думу письмами, воззваниями, обращениями, статьями и т.д. В конце концов, законопроект был принят на пятой сессии III Государственной Думы при третьем обсуждении, дополненный рядом положений. В частности, было выделено право вынесения запретительных приговоров о продаже крепких спиртных напитков волостным, сельским сходам, городским думам и другим органам местного самоуправления на подведомственных им территориях. Кроме того, при обсуждении этого вопроса на сельских сходах матери домохозяев, их совершеннолетние жёны получили право решающего голоса. Законом были прописаны условия реализации спиртного. Например, полностью устанавливался запрет на торговлю спиртным в воскресные и праздничные дни, вводилось ограничение в субботние и предпраздничные дни, когда продажа крепкого алкоголя была запрещена после двух часов дня. В столичных и губернских городах места продаж могли находиться от церквей и учебных заведений всех типов не ближе 40 сажен (85 м), в остальных местностях – не ближе 100 сажен (213 м). Но, пожалуй, самое важное предписание касалось подрастающего поколения: «сведения о вреде, приносимом употреблением спиртных напитков» должны были получать учащиеся всех начальных, средних и педагогических учебных заведений. Любопытно, что ярыми антагонистами по алкогольному вопросу были видный общественный деятель Г.Е. Распутин-Новых и председатель Совета Министров, министр финансов В.Н. Коковцев. Первый придерживался трезвеннических взглядов, в качестве инструмента в борьбе с народным алкоголизмом предлагал введение принудительной трезвости в России по опыту Швеции, Исландии и других стран, второй – был сторонником либеральных взглядов. В конце концов, возобладал разум: противник трезвости был снят со своего поста, после чего в июле 1914 г. был введён временный запрет на торговлю водкой и пивом, пролонгированный затем на весь период военных действий. Данный указ был поддержан народом. Так, Л.Б. Грановский сообщает, что за 1914 год и начало 1915 года 467 городскими и земскими управлениями и 8390 сельскими обществами были возбуждены ходатайства о запрещении продажи спиртных «напитков». Н.П. Жиров, Ф.Н. Петрова, исследуя антиалкогольное законодательство Российской империи, отмечают, что причинами его развития являются: 1) антиалкогольная правовая политика государства; 2) массовые трезвеннические движения на территории страны; 3) проведение исследований в университетах и академиях России по антиалкогольной тематике. Особая роль в деле отрезвления русского народа принадлежит духовенству. В 1912 г. с благословения Святейшего Синода в Москве состоялся Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, привлекший около четырехсот пятидесяти участников с разных мест Российской империи. Съезд открылся 6 августа торжественным молебствием, совершённым высокопреосвященным Владимиром, митрополитом Московским, в сослужении с председателем съезда Арсением, архиепископом Новгородским, и преосвященными: Митрофаном Гомельским и Анастасием Серпуховским. Пред молебствием митрополит Московский Владимир произнёс речь о цели и задачах съезда. После молебна состоялось первое заседание съезда. Председатель съезда высокопреосвященный Арсений, архиепископ Новгородский, указал задачу съезда в объединении всех борцов с алкоголизмом: правительства, общества, отдельных лиц и духовенства, которое первым выступило на борьбу с пьянством в 50-х годах прошлого столетия. И теперь насчитывается церковных обществ трезвости до двух тысяч, а членов в них свыше полумиллиона. При открытии съезда владыка Арсений говорил: «В соответствующей обстановке, которую даёт Церковь, и под её благодатным воздействием дающий обещания воздерживаться от винопития укрепляется мало-помалу и, наконец, совершенно отстаёт от этого порока. Поступок ведёт к привычке, привычка создаёт характер, а характер создаёт человека в полном христианском смысле этого слова». Председатель съезда отметил, что работа обществ трезвости при приходах даёт изумительные результаты. Преосвященный Митрофан, епископ Гомельский, остановил внимание на уличном пьяном озорстве-хулиганстве в столицах, городах и в деревнях. Борьба с пьянством должна вестись при помощи Церкви и школы, и если эта борьба пойдёт энергично, то « всероссийское древо пьянства зашатается». Затем были прочитаны приветствия, в том числе и от профессора-психиатра И.А.Сикорского, приславшего членам съезда тысячу экземпляров своих брошюр: «Надвигающийся великий кризис от вина» и «Основы алкогольной политики в России». Попечитель учебного округа А.А.Тихомиров лично приветствовал съезд, высказав, что вместе с пьянством, проникающим и в школу, необходима энергичная борьба и с другим врагом, растлевающим нашу родину – антихристианством в науке, для чего также желательны особые съезды. Большую речь о пьянстве в России произнес депутат Государственной Думы Михаил Дмитриевич Челышов. Собрание троекратно исполнило народный гимн, покрытый восторженным «ура!», и митрополит Владимир огласил текст телеграммы Государю Императору с выражением верноподданнейших чувств участников съезда. Снова трижды пропели народный гимн. Затем прошли выборы председателей отделов съезда. Народный гимн трезвости: Слышите ль, братья, вы вздохи и стоны, Слышите ль зов удручённых семей?! Гибнут под властью вина миллионы Честных, но слабых людей. Припев: Встаньте на дело, прекрасное дело! Что вам насмешки! Сомкнёмтесь дружней, Бог вам поможет! Идёмте лишь смело! Ждёт нас заря лучших дней… Спутники пьянства – разврат и безделье, Бедность, болезни и злая тоска, Пагубно, лживо хмельное веселье, Слёз в нём таится река. Припев: Встаньте на дело, прекрасное дело... Крепкие узы позорного плена Смелой и сильной рукой разобьём. С Божией помощью будет нам смена, Если в труде мы уснём! Припев: Встаньте на дело, прекрасное дело... Бедные дети тревог и печали, Ваши молитвы до Бога дошли: Трезвости чистой несли мы скрижали В царство порока и зла. Припев: Встаньте на дело, прекрасное дело...
С 7 августа начались деловые заседания съезда. По вечерам в зале Епархиального дома велись антиалкогольные беседы с народом, сопровождаемые общенародным пением и туманными картинами. Александро-Невское общество трезвости и первая российская Сергиевская школа трезвости устроили при съезде выставку своих изданий, фотографий, а также диаграмм и картограмм. Особенного внимания на съезде заслужили доклады А.Т. Соловьёва о постановке общества трезвости и об устройстве работных домов для пьяниц, священника Т. Михайлова о «Религиозно-нравственном кризисе современной жизни, как скрытом следствии алкоголизма и как немолчном призыве к борьбе с этим злом через общества трезвости при церквах», свящ. И. Силина «Об употреблении алкоголя пред судом христианства и науки», свящ. Верхоустенского об «Интеллигенции и народном алкоголизме», Г.Ф. Маркова «О школьном алкоголизме и борьбе с ним», иеромонаха Павла об основанной им первой российской Сергиевской школе трезвости, д-ра А.М.Коровина «О методике борьбы с алкоголизацией», протопресвитера Любимова о «Способах борьбы с пьянством» и др... 9-го августа утром состоялось общее собрание съезда в присутствии Владимира, митрополита Московского. Протопресвитер Н.А. Любимов доложил съезду телеграмму министра Императорского двора: «Государь Император повелеть мне соизволил благодарить ваше высокопреосвященство и всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом за выраженные в вашей телеграмме чувства. Министр Императорского двора барон Фредерикс». Эта телеграмма получена в ответ на следующую всеподданнейшую телеграмму Государю Императору: «Проникнутый горячим желанием бороться с великим российским бедствием пьянства, разъедающим душу народную, Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, собравшись с благословения Святейшего Синода в Первопрестольной Москве, повергает к Твоим стопам, Великий Государь, верноподданнические чувства беспредельной любви и готовности служить благу Родины». Высочайшая благодарность была выслушана стоя и покрыта троекратным дружным «ура!» и пением народного гимна. Затем протопресвитер Н.А.Любимов прочитал обширный доклад митрополита Владимира на тему: «Против ли нас (абстинентов) Библия?». Доклад отвечает профессору галльского университета Гарнаку, доказывающему, что Библия против трезвости. Владыка Владимир доказывает, что Библия на стороне трезвенников. Она не осуждает употребления только вина не перебродившего, которое не производило опьянения и употреблялось как питательное средство. Употребление вина, содержащего алкоголь, Библией безусловно осуждается. Владыка митрополит привёл целый ряд весьма ценных соображений в пользу того, что совершенное воздержание от спиртных напитков находит полное оправдание для себя именно в Священном Писании. Собрание с глубоким вниманием выслушало доклад и, по окончании его чтения, пропело многая лета высокопреосвященному Владимиру, а затем через председателя выразило благодарность Московскому Архипастырю за доклад и за его весьма широкую научную и практическую борьбу с пьянством. Затем был выслушан доклад д-ра И.В. Сажина: «За нас ли, трезвенников, наука?». В России ежегодно тратится на водку около миллиарда рублей. А если принять во внимание понижение трудоспособности пьющих, то потребление алкоголя обходится России ежегодно в три миллиарда рублей. Докладчик скорбит, что некоторые врачи высказываются за безвредность умеренного употребления спиртных «напитков». Такой взгляд обусловливается отчасти недостаточным изучением природы алкоголя в университете, на медицинском факультете. Алкоголь полезен только в чисто медицинских случаях так же, как и стрихнин. Научная попытка определить безвредную дозу алкоголя не только для молодого, но и для взрослого организма окончилась неудачно. На основании последних данных науки, потребление даже небольшого количества алкоголя, как выпитая кружка пива, отражается не только на самом потребителе, но и на потомстве его. Вопроса о безвредности алкоголя не может быть: можно говорить только о стойкости организма в отношении алкоголя. Закончил свой доклад д-р Сажин словами профессора Бергмана: «Систематическое, вдумчивое изучение вопроса приводит лишь к одному выводу: конечною целью антиалкогольного движения является признание идеи полного воздержания от спиртных напитков нравственным законом. И этот закон, несмотря на все вражеские препятствия, будет достигнут». По докладам Московского митрополита Владимира и д-ра И.В. Сажина единодушно принята съездом резолюция: «Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом единогласно признал необходимость проведения в жизнь принципа полного, абсолютного воздержания от употребления спиртных «напитков», как такого фактора, который, нимало не противореча указаниям Библии, наоборот, находя именно в ней глубокое основание, в то же время подтверждаемый и всеми позднейшими научными исследованиями, является единственно надёжным ручательством успеха противоалкогольной борьбы». 11-го августа съезд обсуждал доклад М.Д. Челышова «Проект закона Государственной Думы, как мера борьбы с народным пьянством». Докладчик был известен тем, что инициировал в 1907 г. создание при III Государственной Думе Комиссии о мерах борьбы с пьянством, которая стала в 1907–1912 гг. центром выработки антиалкогольной политики. По мнению самого М.Д. Челышова, главным результатом пятилетней деятельности Комиссии явилось то, что «пробудилось население»; появилась «громадная волна антиалкогольной идеи», которая прокатилась по России, росла и ширилась, имея истоком своим Государственную Думу. Антиалкогольный законопроект, принятый III Государственной Думой, поступил в Государственный Совет, где несколько лет обсуждался и в 1914 г. возвращён на доработку в IV Государственную Думу, но так и не обрёл силу закона. 12-го августа состоялось заключительное собрание съезда. Оглашены были принятые съездом резолюции и был прочитан адрес от съезда высокопреосвященному митрополиту Московскому Владимиру за высокое покровительство и материальное содействие съезду. Важнейшие положения резолюции съезда выглядели следующим образом: 1) противоалкогольный съезд признаёт, что в основу борьбы с алкоголизмом должны быть положены религиозно-нравственные начала; 2) Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом единогласно признал необходимость проведения в жизнь принципа полного, абсолютного воздержания от употребления спиртных напитков, как такого фактора, который, нимало не противореча указаниям Библии (Слова Божия), наоборот, находя именно в ней своё глубокое основание, подтверждаемый в то же время и всеми позднейшими научными исследованиями, является единственно надёжным ручательством успеха противоалкогольной борьбы; 3) приходские общества трезвости, при современном состоянии приходской жизни, суть необходимые учреждения в каждом приходе и являются нравственно-обязательным пастырским делом каждого священника; 4) съезд рекомендует духовенству параллельно с трезвенническою деятельностью усилить свои заботы и об открытии и развитии в приходах учреждений кооперативного характера (товариществ мелкого кредита, потребительских обществ, сельскохозяйственных складов и т. под.), но ввиду того, что открытие на местах кооперативных учреждений (особенно потребительских лавок) нередко встречает большие препятствия со стороны частных торговцев, съезд полагает необходимым возбудить ходатайство пред соответствующими правительственными учреждениями о том, чтобы местная администрация содействовала обществам трезвости в беспрепятственном открытии деятельности кооперативных предприятий; 5) ввиду ясно определившейся продуктивности деятельности церковных обществ трезвости, съезд считает желательным возбудить пред правительством ходатайство о субсидировании церковных обществ трезвости; 6) для взыскания необходимых средств, направленных к борьбе с пьянством, и организаций обществ трезвости желательно установить всероссийский (церковный и общественный) сбор и трезвенный праздник (29 августа), и возбудить пред высшею церковною властию ходатайство о разрешении всем церквам расходовать на распространение в народе противоалкогольной литературы потребную сумму, в размере, устанавливаемом местною епархиальною властью; 7) признать желательным, чтобы все монастыри привлечены были к участию в борьбе с алкоголизмом путём устройства школ наподобие Сергиевской школы, что близ Петербурга, и организации монастырских обществ трезвости, о чём и ходатайствовать пред Святейшим Синодом; 8) для поддержки приходских деятелей по борьбе с пьянством и для внесения в эту деятельность большей планомерности необходимо устройство в каждой епархии «Епархиальных братств трезвости». 9) в целях успешной борьбы с пьянством желательно учреждение во всех епархиях при архиерейских кафедрах особых проповедников трезвости, которые бы, по поручению епископа, объезжая города и сёла, вели противоалкогольные беседы и чтения; 10) для осуществления мер, имеющих не местное, а всероссийское значение, необходимо «Всероссийское Братство Трезвости»; в это «Братство» желательно преобразовать «Алексанро-Невское общество трезвости при Воскресенской церкви, в С.-Петербурге». Поручить Александро-Невскому Обществу составить нормальный устав приходских и епархиальных братств; 11) для борьбы с алкоголизмом необходимо сообщение систематических сведений во всех школах о вреде алкоголя и его влиянии; 12) сообщение означенных сведений должно именовать наукой трезвости; 13) ходатайствовать перед правительством о том, чтобы преподавание науки в возможно скором времени было введено обязательно во всех школах всех ведомств; 14) за неимением многими земскими и церковноприходскими школами денежных средств на приобретение учебников, учебных руководств и наглядных пособий по науке трезвости, просить Господина Министра Финансов о том, чтобы губернские и уездные комитеты попечительства о народной трезвости из средств, ежегодно отпускаемых в их распоряжение, непременно уделяли часть их на снабжение начальных школ всех ведомств таковыми учебниками, руководствами и наглядными пособиями; 15) возбудить ходатайство о воспрещении входа детям на зрелища, могущие оказать дурное влияние на нравственность их, и о том, чтобы лица, предлагающие алкогольные «напитки» детям, не достигшим 16-ти летнего возраста, были караемы штрафом; 16) съезд признаёт весьма желательным: устройство книжных складов, летучих библиотек, читален и противоалкогольных музеев, издание в печатном виде противоалкогольных картограмм с рисунков и моделей, имеющихся в оригиналах в Московском противоалкогольном музее; 17) съезд находит необходимым учреждение особых книгонош для раздачи антиалкогольной литературы на ярмарках по большим городам и сёлам, на станциях и в вагонах железных дорог, а для этого ходатайствовать пред г. Министром Путей Сообщения о выдаче таковым книгоношам именных бесплатных билетов на проезд по всем казённым железным дорогам; 18) так как в русской народной литературе не имеется истинно-художественных антиалкогольных песен и других антиалкогольных произведений, которые бы поражали порок пьянства бичом сатиры, то съезд высказывает пожелание, чтобы лучшие русские литературные силы взяли на себя задачу дать народу такие произведения. Желательно также, чтобы наши талантливые художники употребили всю силу своего таланта на создание хороших художественных произведений, которые бы наглядно показывали весь ужас и позор пьянства; 19) продажа спиртных напитков не должна производиться в станционных буфетах, на пароходных пристанях и в вагонах-ресторанах. 20) съезд, единогласно признавая страшное зло шинкарства, находит необходимым возбудить ходатайство пред Правительством о принятии самых сильных и решительных мер наказания за шинкарство, возлагаемых не только на самих шинкарей, но и на те сельские общества, которые допускают в своей среде существования шинкарства; 21) законы о наказаниях за проступки, совершаемые в нетрезвом виде, должны выполняться без послаблений. 22) репрессии за преступления, совершаемые в нетрезвом виде, необходимо усилить; 23) Съезд выражает желание, чтобы Всероссийские съезды практических деятелей по борьбе с пьянством собирались периодически. В начале 1913 г. в Петербурге был проведён I Всероссийский Съезд по семейному воспитанию, на котором были приняты резолюции и пожелания, в том числе «О борьбе с алкоголизмом». По данному вопросу в ней говорилось: «Ввиду неуклонно растущей алкоголизации населения, захватывающей всё более и более в свои цепкие объятия и молодое поколение, неотложно необходимо живое, горячее, энергичное участие семьи в борьбе с ведущим к вырождению алкоголизмом. Для этого прежде всего должно, чтобы все, имеющие то или иное отношение к воспитанию юного поколения, были вполне осведомлены о всеобъемлющей тлетворной роли алкоголя, как тормоза прогресса во всех областях народной жизни. В основу борьбы с алкоголизмом, согласно современным научным данным, должно положить принцип полного воздержания от спиртных напитков, как ввиду установившихся диких питейных обычаев, так и алкогольных предрассудков. Успех в борьбе с алкоголизмом, как показал уже опыт наиболее культурных стран, может быть обеспечен лишь тогда, когда центр её будет перенесён с последствий отравления на предупреждение зла, когда главнейшее внимание будет сосредоточено на воспитании юных, подрастающих поколений в духе полного воздержания от каких бы то ни было спиртных напитков. I-ый Всероссийский Съезд по семейному воспитанию признаёт желательным: 1) распространять идею, что особенно важное значение для борьбы с алкоголизмом в семьях имеет женщина, которая может вступать во все ассоциации для борьбы с этим злом, что облегчается уставами обществ, разрешающими открытие филиальных отделений в провинции; 2) поручить Исполнительной Комиссии войти в сношение с педагогическими и родительскими организациями с предложением о выработке проектов борьбы с алкоголизмом в семьях». В декабре 1913 г. – январе 1914 г. на I Всероссийском съезде по вопросам народного образования, в котором приняло участие 6882 человека, из которых 163 были представители периодической печати, была принята резолюция[25] по вопросу «О борьбе с алкоголизмом». В ней говорилось: «Признавая всё растущее и растущее в России употребление спиртных напитков одним из губительных врагов народного просвещения, подрывающих духовные силы народа, уничтожающих результаты просвещения народа, II-ая Секция обращает самое глубокое внимание русского учительства на необходимость одушевлённой, систематической, планомерной борьбы народного учителя и школы с народным алкоголизмом. Борьба эта может вестись школою и учителем путём общей просветительной работы, путём организации истинно-разумных и здоровых развлечений и путём социального антиалкогольного просвещения народа и его детей. Принимая во внимание выдающееся значение в развитии и распространении алкоголизма неведения об алкоголе, алкогольных предрассудков, питейных обычаев и самообмана в подъёме сил от алкоголя, – II-ая Секция считает необходимым, чтобы воспитанники всех учебных заведений, подготавливающих к учительской деятельности, были достаточно ознакомлены с алкогольным вопросом, социально-гигиеническим и вообще противокультурным значением алкоголизма и мерами борьбы с ним. Ввиду неотложной потребности, необходима теперь же организация особых временных курсов для подготовки учителя в этом отношении. Во всех учебных заведениях до народной школы включительно, – необходимо противоалкогольное обучение. Для выполнения культурной задачи борьбы с алкоголизмом необходима дружная совместная работа школы с семьёй, при содействии общественных сил и государства». Фактически сразу по окончании I Всероссийского съезда по вопросам народного образования, 10 января 1914 года, было обнародовано правительственное распоряжение № 1397: «О введении преподавания гигиены (и сведений о вреде алкоголизма) в учительских институтах, семинариях и др. учреждениях, подготавливающих учителей[26]», в котором говорилось: «Признавая важное значение сообщения учащимся сведений по гигиене вообще и в частности о вредном влиянии на организм человека злоупотребления спиртными напитками, Министерство Народного Просвещения, в целях как охраны здоровья самих учащихся, так и распространения через последних полезных понятий в обществе, в подтверждение и дополнение циркуляра от 20 марта 1906 г., за № 6854, предлагает гг. попечителям озаботиться введением преподавания гигиены в таких учительских институтах, учительских семинариях и других учреждениях, подготавливающих учителей, где таковое ещё не введено и где это представится возможным по состоянию специальных средств учебного заведения. Преподаванию гигиены с сообщением сведений о вреде алкоголя должен быть отведён один час в неделю в течение года, в одном из старших классов, и таковое может быть поручено или школьному врачу или врачу, приглашённому отдельно для этой цели, с уплатой вознаграждения из специальных средств учебного заведения в размере, устанавливаемом в каждом отдельном случае по соглашению с лицом, которому будут поручены занятия по указанному предмету. При учебных заведениях желательно иметь модели, таблицы и др. пособия для чтений об алкоголизма. В дополнение к циркуляру от 22 сентября 1906 года, за № 19856, при сем препровождается примерная программа для сообщения сведений об алкоголизме. Программа для сообщения сведений о вреде алкоголизма: Что такое алкоголь. Способ его получения и его свойства. – Применение в практической жизни и технике. – Значение алкоголя, как пищевого вещества. – Общее действие алкоголя на организм. – Действие алкоголя на отдельные органы – печень, почки, сердце, нервную систему и пр. – Что такое алкоголизм, формы его проявления. – Влияние алкоголизма на заболеваемость и смертность вообще, от чахотки, нервных и душевных болезней и пр. – в частности. – Влияние употребления спиртных напитков на работоспособность и вырождение, на число несчастных случаев и самоубийств. – Последствия алкоголизма для семьи и общества (разорение, преступность и пр.). – Потребление спиртных напитков в разных государствах и меры борьбы с пьянством». В 1915 г. с 9 по 11 мая в Москве при Обществе русских врачей в память Н.И. Пирогова происходило совещание о борьбе с алкоголизмом[27], в котором приняло участие свыше 100 врачей, представителей городских и земских врачебно-санитарных организаций и общественных деятелей, было представлено 35 докладов. Председатель совещания Б.Ф. Вериго обозначил цель совещания. Она сводилась к подготовке необходимых средств, прежде всего «путём распространения среди населения правильных взглядов на задачи «трезвого» движения в России, создать восприимчивую почву для осуществления программы maximum Совещания, преследующей своей конечной целью полное прекращение употребления спиртных напитков». А.Л. Мендельсон, автор книги «Учебник трезвости» (1913), в своём докладе о принудительной трезвости рядом убедительных фактов и цифр доказал, что запрещение продажи спиртного отразилось на сокращении алкогольных заболеваний, самоубийств и на улучшении материального положения населения. Ф.Е. Термитин сообщил, что 84 % высказались за безусловное запрещение продажи спиртного. А.В. Шилов сказал, что отрезвление народа заметно повысило трудоспособность населения, создало потребности в улучшенном питании, жилище и пр. И.И. Горбунов-Посадов в докладе «Ускорение трезвой жизни в народе» говорил, что трезвая жизнь может укорениться в народе при условии: во-первых, всё возрастающего развития высшей духовной культуры, во-вторых, глубокого укрепления антиалкогольного просвещения всех классов населения, в третьих, широкого развития трезвенных общественных организаций. Н.Н. Иорданский в докладе «Трезвость и внешкольное образование» указал на внешкольное образование как форму трезвенного воспитания и образования населения. Д.П. Никольский привёл данные алкоголизации школьников и молодёжи. Согласно им, среди русских школьников процент пьющих колебался для мальчиков от 65 до 83%, для девочек от 45 до 79%. Анкетирование среди воспитанников высших учебных заведений показало, что 3/4 всех учащихся знакомились с употреблением спиртного в средней школе. Докладчик заключил, что именно школа должна являться институтом трезвенного воспитания и образования учащихся. Подобных точек зрения придерживались другие докладчики. Совещание вынесло резолюции по всем вопросам, затронутым докладчиками, которые сводятся к следующим положениям: «Алкоголь должен быть отнесён по своим действиям к вредным веществам. Малые дозы алкоголя сами по себе способны вызвать увеличение различных проявлений ослабленной психики: понижение трудоспособности, самоубйства и т.д. и могут привести к моральному вырождению. Массовый алкоголизм должен быть приравнен к социальному злу, почему в борьбе с ним необходимы самые решительные меры. Государство обязано запретить свободную продажу алкоголя так, как оно запрещает продажу всех ядов, к числу которых принадлежит и алкоголь. Запрещены должны быть не только напитки, производимые в России, но и ввоз иностранных. Признать, что те врачи, которые приписывают алкоголь, не как лекарство, а для употребления внутрь, нарушают свой профессиональный долг. Признать необходимым введения в курс университетских наук алкоголеведение. Для борьбы с детским алкоголизмом школа должна среди детей и родителей распространять правильные сведения об алкоголизме. В целях укрепления в населении начал трезвой жизни признано необходимым поднять культурный уровень народных масс при посредстве широкой организации библиотек и читален, различных народных развлечений. Реформы школы на основаниях свободного развития личности ребёнка и юноши и их самоопределения, а также устранения существующих стеснений в области внешкольного образования. Продуктивная борьба с алкоголизмом может быть успешной только при условии активного участия в ней самого населения, для чего является необходимым ввести мелкую земскую единицу. Для борьбы с алкоголизмом не достаточно одних запретительных мер. Необходимо создание таких правовых условий общественной жизни, при которых возможна широкая самодеятельность трудящихся масс. Кроме того, Совещание признало необходимым созвать через Пироговское общество противоалкогольный съезд». 7-12 июня 1915 г. в Харькове прошёл первый в России съезд, включивший в свою программу все вопросы внешкольного образования. Количество участников превысило 350 человек. Работа, после общей пленарной части, велась по секциям: 1) общие вопросы по устройству разумных развлечений для населения и народные дома; 2) секция образовательных мероприятий (библиотеки, народные чтения, курсы, музеи, дошкольное воспитание); 3) секция народных развлечений (народный театр, музыкальное развитие народа, ознакомление его с живописью, народные праздники, спортивные кружки). По окончанию работы съезда была принята резолюция, в которой даются рекомендации трезвенного воспитания и образования народа: «VII. 1) Запрещение продажи водки, а также предоставленное общественным (земским и городским) самоуправлениям право составлять обязательные постановления о запрещении продажи пива и виноградного вина на местах – должно быть сохранено не только на все времена войны, но и навсегда. При этом секция выражает настойчивое пожелание, чтобы в интересах скорейшего подъёма народной культуры все земские и городские самоуправления немедленно воспользовались правом, которое предоставлено им в настоящее время. 2) Наряду с мероприятиями, направленными к улучшению экономического, правового, культурного быта населения, наряду с энергичным развитием мероприятий культурно-просветительного характера и разумных развлечений, наряду с поднятием общего образования и просвещения народа, секция признаёт необходимой специальную противоалкогольную пропаганду, в смысле распространения сведений об истинных свойствах алкоголя и о губительном влиянии его на здоровье отдельного человека и общества даже при так называемом «умеренном» потреблении. 3) Этой цели могут способствовать противоалкогольные лекции, беседы, кинематографы, выставки, особенно подвижные, распространение в населении книг, брошюр, листков, картин и плакатов, посвящённых противоалкогольной пропаганде. 4) Одними из органов этой противоалкогольной пропаганды и связанного с нею распространения санитарно-гигиенических знаний вообще могут быть больничные кассы рабочих, объединяющие широкие массы рабочего населения. 5) В целях борьбы с алкоголизмом желательно устройство земскими и городскими общественными учреждениями столовых, чайных, закусочных и т.п., а равно оказание ими денежной помощи тем общественным организациям, которые пожелают открыть и содержать такого рода заведения». В том же 1915 г. прошло совместное заседание и было принято обращение Общества врачей-трезвенников и Постоянной Комиссии по борьбе с алкоголизмом при Русском Обществе охранения народного здравия, которая, занимаясь вопросом об алкоголизме «во всей полноте в течение 17 лет» (с. 27), выработала ряд положений, благоприятных для отрезвления русского народа. Прежде всего, Комиссия констатировала, что алкоголь – вещество наркотическое, как в чистом виде, так и в различных разведениях (водка, пиво, вино и пр.). Поэтому первый шаг к отрезвлению народа она видела в затруднении получения спиртного, т.е. введение повсеместно запретительных и ограничительных мер, в первую очередь изъятие алкогольных изделий из производства и продажи (вне аптек). «Такая система радикального насаждения трезвости заключает в себе ещё меньше отрицательных сторон, чем это ранее предполагалось, она вполне совпадает с желанием массы населения» (с.28). Программа отрезвления помимо запретительных мер включала в себя ряд рекомендаций культурно-просветительного, экономического, образовательного и иного характера. В частности, она предусматривала: «1) Специальное противоалкогольное образование, школьное и внешкольное, как для широких кругов, так и в особенности для учащих (курсы, лекции, противоалкогольная литература, учебные пособия и пр.); 2) Содействие организациям борьбы с нетрезвостью, а также всех организаций, которые, преследуя цели просвещения, развлечения и отвлечения от пьянства, включают тем самым трезвость в свою программу (спортивные, певческие, обще- и специально-образовательные общества, народные дома и пр.) и прежде всего активная деятельность органов самоуправления». Особое внимание было уделено слабоалкогольным изделиям, в частности пиву, про которое было сказано, что оно является ядовитым продуктом, при употреблении которого создаются предпосылки для пивного алкоголизма среди детей и женщин. Благодаря активности граждан, озабоченных финансовой поддержке со стороны государства, члены обществ открывали библиотеки и школы, читали лекции, разрабатывали методики уроков трезвости, выпускали книги, газеты, открывали музеи, театры и т.д. Трезвенническая работа проходила повсюду: в школах, государственных учебных заведениях, в медицинских пансионатах, в церквях, чайных и т.д. Антиалкогольная работа охватывала школьников, учителей, родителей. Трезвенное воспитание проходило в форме бесед, лекций, вечеров, праздников т.д. Большую антиалкогольную работу проводили взрослые и детские общества трезвости. Работа просветительного характера включала активную пропаганду здорового образа жизни, обобщение деятельности общественных организаций по выработке трезвеннических установок и традиций. Российская общественность выступала с образовательными и просветительскими программами, которые отличались друг от друга как методами, так и формами работы. Деятельность была разнообразной: от проповедей, бесед и просветительских лекций, открытия библиотек, народных домов и музеев до строительства школ и организации клубов, обществ и т.д. Трезвенники стремились обхватить трезвенническими знаниями как можно более широкий круг российской общественности. Вместе с распространением идеи трезвости расширяется информационная база по антиалкогольному вопросу, а с ростом числа читателей увеличивается количество выпускаемой литературы. Ниже приводится не полный список авторов, чьи работы о трезвости и борьбе с алкоголизмом предлагал своим читателям только один журнал «Русская школа», в период с 1906 г. по 1916 г. : А.Г. Авчинников, П.С. Алексеев, С. Ананьина, Д.М. Березкин, Бодриллар, П. Булгаков, Д.Г. Булгаковский, Бунге, А.И. Вержбицкий, Гаупе, Гонзер, И. Горбунов-Посадов, Л.И. Дембо, Джювет, Гелениус, Ф.А. Желтов, Л.А. Золотарёв, М. Ильина, К. Кенига, Э. Крепилин, О. Курке, Д.М. Лавров, Е.В. Ландышев, Л. Линдрум, В. Лукьянская, А.Н. Мендельсон, М. Новиков, О. Ланг, А. Пакин, С.П. Петровский, П. Пейверинт, Н. Пощмин, И.Г. Прыжов, В. Рахманов, В. Савихин, И.В. Сажин, П. Саломатин, С. Семёнов, П.Ф. Сергеев, В. Смирнова, И. Старинин, Н.Э. Сум, Л.Н. Толстой, А. Трюкс, М. Успенский, С. Успенский, Фок, Антипов, К. Фомушкин, А. Форель, Францман, Френсис, М. Хелениус, П. Хотымский, А. Шилов и др. Всего в период с 1703 года по 1917 год в России выходило 56 антиалкогольных периодических издания. Основная часть из них берёт своё начало на рубеже ХIХ – ХХ вв. «Трезвость», «Праздник трезвости», «Друг трезвости», «Листок трезвости», «Народная трезвость», «Отрезвление», «Сеятель трезвости», «Сила трезвости», «Трезвая жизнь», «Трезвость и бережливость», «Трезвые всходы», «Царицынский трезвенник», «Заря трезвости» – вот далеко не полный перечень названий трезвеннической печати. В период с 1910 г. по 1913 г. обществами трезвости и благотворительными организациями были изданы в Москве, Петербурге, Архангельске, Риге 18 наименований отечественных и зарубежных учебников, учебных пособий, хрестоматий по науке трезвости (алкоголеведению) для начальной и средней школы. Россия не была пионером в этом вопросе, ей было с кого брать пример. В то время на десяти европейских языках выходила литература и издавалось более сотни периодических изданий. Антиалкогольная периодическая печать в России в начале XX века включала в себя следующие издания: В борьбе за трезвость. – Ежемесячный духовно-литературный и популярно-научный журнал. М., 1911-1914. С 1914 – Антиалкогольный журнал – 6 раз в год. Ред. Н.А. Любимов, протопресвитер. Изд. Московское епархиальное общество борьбы с народным пьянством; с 1914 – Московское столичное попечительство о народной трезвости. В борьбе за трезвость. – Антиалкогольный журнал. Отдел религиозно-нравственный и общественный. М., 1915-1916 – ежемес. Ред. Н.А. Любимов, протопресвитер. Изд. Московское столичное попечительство о народной трезвости. (До 1915 это издание являлось отделом журнала «В борьбе за трезвость».) В борьбе за трезвость. – Противоалкогольный журнал. Отдел научно-популярный. М., 1915-1916 – 6 раз в год. Ред. Н.А. Флеров. Изд. Московское столичное попечительство о народной трезвости. (До 1915 это издание являлось отделом журнала «В борьбе за трезвость».) Вестник попечительств о народной трезвости. – СПб., 1903-1905 – еженед. Ред. В.А. Богданов, Н.П. Дучинский. Изд. Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей. Вестник трезвости. – Бесплатное приложение к газете «Ежемесячный сельскохозяйственный листок Островского общества сельского хозяйства». Остров (Псковск. губ.), 1912-1913 – ежемес. Ред. Н.Н. Спиринг. Изд. Островский уездный комитет попечительства о народной трезвости. Вестник трезвости. – СПб., 1894-1916 – ежемес. Ред.-изд. Н.И. Григорьев, д-р. Вопросы алкоголизма. – Вестник Клинического противоалкогольного института. СПб., 1913. Ред. В.М. Бехтерев, акад. Воскресный благовест. – СПб., 1903-1917 – еженед. Ред. А.В. Рождественский, свящ., П.А. Миртов, свящ., И.П. Слободской, прот., Е.М. Кондратьев, прот. Изд. Александро-Невское общество трезвости, с 1905 – Совет Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в лице прот. Ф.Н. Орнатского. Воскресный листок. – Еженедельное религиозно-назидательное издание. Серпухов (Моск. губ.), 1912-1913. Изд. И. Березкин, свящ. Всероссийский вестник трезвости. – СПб., 1911-1912 – 2 раза в мес. Ред.-изд. Д.Г. Булгаковский. Деятель. – [Общественно-литературный журнал.] Казань, 1896-1916 – 1-2 раза в мес. Ред.-изд. А.Т. Соловьев. Приложения: 1902-1906, 1908-1911 – отчеты Казанского общества трезвости и больницы Казанского общества трезвости для алкоголиков; издания религиозно-нравственного содержания, научно-популярные и по борьбе с алкоголизмом. Друг трезвости. – Двухнедельный журнал. СПб., 1900-1901 – 2 раза в мес. Ред.-изд. В.В. Белогостицкий, свящ. Друг трезвости. – Остров (Псковск. губ.), 1914 – ежемес. Ред. Н.А. Панов, прот. Изд. Казанское общество трезвости [в Острове]. Заря трезвости. - Двухнедельный иллюстрированный журнал. Воронеж, 1914-1916. Ред. В.Я. Бахметьев. Изд. Воронежский отдел Всероссийского союза христиан-трезвенников. Зелёный змий. – Газета общественная и литературная. Одесса (Херсонск. губ.), 1915. Ред.-изд. И.И. Безнощенко. Зорька. – Листок «Трезвой жизни» для детей. СПб., 1909. Изд. Александро-Невское общество трезвости. К свету. – [Религиозно-нравственный журнал.] Тверь, 1910-1911 – еженед., 1912-1916 – 2 раза в мес. Ред.-изд. Н.В. Лебедев, свящ. Приложения: 1911-1914 – серия брошюр «Друзьям трезвости»; 1913-1915 – листки «Добрые уроки» (к каждому номеру). Листок трезвости. – Приложение к журналу «Приходская жизнь». Ярославль, 1904-1913 – ежемес. Ред. Ф. Успенский, прот.; с 1911 – Корнилий, иером. Листок трезвости для школьников. – Бесплатное приложение к журналу «Трезвая жизнь». СПб., 1905-1908 – ежемес. Ред. П.А. Миртов, свящ. Изд. П.А. Миртов, с 1907 – Александро-Невское общество трезвости. Народная трезвость. – Приложение к журналу «Трезвые всходы». СПб., 1911 – ежемес. Ред.-изд. В.П. Галкин, прот., М.В. Галкин, свящ. Отдых христианина. – Ежемесячный религиозно-назидательный журнал. СПб., 1901-1916. Ред. А.В. Рождественский, свящ., П.А. Миртов, свящ. Изд. Александро-Невское общество трезвости, с 1915 – Всероссийское Александро-Невское братство трезвости. Приложения: 1901-1914 – серия «Трезвая жизнь» (по 6 кн. в год). 1903-1916 – книги и брошюры богословского, религиозно-назидательного и беллетристического содержания. Отрезвление. – Еженедельный народный журнал. СПб., 1914. Ред. М.В. Митроцкий, свящ., член Гос. Думы, С.А. Володимеров, М.Д. Плетнев. Изд. С.А. Володимеров, М.Д. Плетнев. Приложение: листки о вреде пьянства, №№ 1-12. Праздник трезвости. – [Однодневная газета.] Казань, 1914. Изд. Казанское общество трезвости. Разумное, доброе, вечное. – Ежемесячный иллюстрированный [литературно-художественный] журнал. СПб., 1910. Ред.-изд. Н.Н. Вакуловский. Родная жизнь. – (Ранее – «Трезвая жизнь», 1905-1914.) Еженедельный журнал. Пг., 1915-1916. Ред. П.А. Миртов, прот. Изд. Всероссйское Александро-Невское братство трезвости. Приложения: 1915-1916 – Труды Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, т. 2, 3; Трезвенная библиотека «Родной жизни» (12 книг). Трезвая жизнь. – Ежемесячный журнал, с 1909 – ежемесячный литературный и народно-публицистический журнал. СПб., 1905-1914. Ред. А.В. Рождественский, свящ., П.А. Миртов, свящ. Изд. Александро-Невское общество трезвости. Приложения: 1905-1906, 1908, 1910-1911, 1913 – книги, брошюры, иллюстрированный материал по борьбе с алкоголизмом; 1905-1908 – журнал «Листок трезвости для школьников»; 1909 – журнал «Зорька»; 1912 – Указатель всей русской противоалкогольной литературы, вышедшей из печати в 1911 г.; 1914 – Труды Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, т. 1. Сеятель трезвости. – [Ежемесячный журнал.] Армянский Базар (печ. в Перекопе Таврическ. губ.), 1913-1916. Ред.-изд. В. Веселицкий, свящ. Сила трезвости. – Ежемесячный журнал. Пг., 1916. Ред. О.Ф. Лобач, Н.Ф. Григорьев. Изд. Общество трезвенников в России в лице Ф.Н. Григорьева. Трезвое слово по всем вопросам жизни личной, семейной, общественной и государственной. – СПБ., 1907. Ред.-изд. П.И. Поляков, свящ. Трезвость. – Первая в России противоалкогольная газета с рисунками. Орган всех трезвенников и ревнителей трезвости. Издаётся при Литейном отделении Александро-Невского общества трезвости. СПб., 1914-1916 – еженед. Ред.-изд. П.И. Поляков, свящ. Трезвость. – Приложение к ежемесячному военно-народному патриотическому журналу «Верность». М.-СПб., 1910. Ред. М.Д. Плетнёв. Изд. И.И. Восторгов, прот. Трезвость и бережливость. – Ежемесячный иллюстрированный научно-популярный журнал. СПб., 1902-1904. Ред.-изд. Д.Н. Бородин. Трезвые всходы. – Ежемесячный литературный журнал. СПб., 1908-1914. Ред.-изд. В.П.Галкин, прот., М.В. Галкин, свящ. Приложения: 1910 – Народное чтение № 1 (янв.); 1910 – проповеднические листки «Слово жизни», «За трезвость!»; 1910-1911 – календари трезвенника; 1911 – журнал «Народная трезвость». Трезвый понедельник. – Приложение к еженедельной общественно-литературной газете «Рассвет». М., 1914. Ред.-изд. В.И. Востоков. Уфимское попечительство о народной трезвости. - Приложение к неофициальной части [«Уфимских губернских ведомостей»]. Уфа, 1898-1902 – еженед. Ред. В.А. Богданов. Изд. [Уфимский губернский комитет попечительства о народной трезвости]. Царицынский трезвенник. – Еженедельный журнал [Царицынского общества трезвости]. Царицын (Саратовск. губ.), 1911-1913. Ред. М.М. Костромин. Изд. В.М. Ефремов. Анализ публикаций журнала «Русская школа» показал, какие антиалкогольные работы выпускались трезвенниками в массовом порядке: 1. Авчинников А.Г. Не пущу пьянствовать. Иллюстрированный сборник рассказов и стихотворений против пьянства. Екатеринослав, 1912. 2. Берёзкин Д.М. Пора опомниться. Алкоголизм и школа. Изд. Я.Башмакова, СПб, 1914. 3. Булгаковский Д.Г. Горе злосчастье. Картины из жизни людей, преданных пьянству. Продолжение альбома "Эхо". 7-е изд. СПб., 1911. 4. Булгаковский Д.Г. Это ли жизнь? Картины из жизни людей, преданных пьянству. Продолжение альбома "Эхо". 2-е изд. СПб., 1911. 5. Булгаковский Д.Г. Эхо. Пьянство и его последствия. Иллюстр. альбом с бытовыми сценами из жизни людей, преданных пьянству. 3-е изд. А.Д. Ступина. М., 1913. 6. Булгаков П. Вино пить – беде быть. Рассказ. Изд. 2-е. М.В. Клюкина. М., 1915. 7. Вержбицкий А.И. Об участии школы в борьбе с алкоголизмом и об организации школьного О-ва воздержания "Заря". Изд. Русская школа. 1910. 8. Гонзер, проф. Противоалкогольное обучение в школах Германии и других стран. М., 1913. 9. Горбунов-Посадов И. К русским учителям начальной, средней и высшей школы. Учитель и школа в борьбе с народным пьянством. "Библиотека нового воспитания и образования и защиты детей", вып. ХХХ1. Под ред. И. Горбунова-Посадова. Москва, 1912. 10. Дембо Л.И. Очерк деятельности Комиссии по вопросу об алкоголизме за 15 лет (1898-1913). Изд. Ком. СПб., 1913. 11. Джювет, Френсис. Берегите ваше здоровье. Что надо делать, чтобы быть здоровым. Азбука гигиены для детей в школе и семье (Со сведениями о вреде алкоголя и табака). Перев. с англ. П. Хлебникова (Библиотека И. Горбунова-Посадова для детей и юношества, №197). М., 1912. 12. Золотарёв Л.А. О предупреждении курения табаку в детском возрасте. 1914. 13. Ильина М. Исповедь запойного пьяницы. Изд-во "Посредник". 14. Курке О. Путь к оздоровлению человека и общества. 15. Лавров Д.М. орд. проф. Юрьев. унив. Влияние алкогольных напитков на человека. Две публичные лекции. Москва. Изд. "Посредник" под ред. И.И. Горбунова-Посадова, 1913. 16. Лавров Д.М. проф. К вопросу о выносливости человека по отношению к алкогольным напиткам. Доклад Постоянной Комиссии по вопросу об алкоголизме 31 марта 1913г. СПб. 1913. 17. Ландышев Е.В. К свету и трезвости. Издание 3-е Е.И. Фесенко. Одесса, 1914. 18. Мендельсон А.Н. Учебник трезвости. По соч. Жюля Дени. Изд. Российского общества борьбы с алкоголизмом. СПб 19. Петровский С.П. Организация обществ трезвости, как одна из радикальных мер борьбы с народным алкоголизмом. Издание 3-е Е.И. Фесенко. Одесса, 1914. 20. Петровский Сергий. Путь к трезвости. Изд. 3-е Е.И. Фесенко. Одесса, 1912. 21. Петровский Сергий. Пьянство – могила семейного счастья. Изд. 4-е Е.И. Фесенко. Одесса, 1912. 22. Правда о спиртных напитках. Изд. Всероссийского Трудового Союза Христиан-Трезвенников. СПб, 1912. 23. Прыжов И.Г. История кабаков в России в связи с историей русского народа. Изд.2. Изд-во "Молодые силы", Казань. 24. Сажин И.В. Что говорит о спиртных напитках наука? Изд. Горбунова-Посадова. М., 1914. 25. Сажин И.В. Чахотка и алкоголизм. 26. Сажин И.В. Умеренное употребление спиртных напитков или полное воздержание от них. 27. Сажин И.В. Наиболее распространенные причины алкоголизма и необходимость борьбы с ними. 28. Сажин И.В. Наиболее распространенные причины алкоголизма и необходимость борьбы с ним. (Борьба с пьянством (алкоголизмом). Под ред. И.Горбунова-Посадова. Вып. 36.) М. 1914. 29. Сажин И.В. О влиянии спиртных напитков на растущий организм. Роль семьи в борьбе с алкоголизмом. (Борьба с пьянством (алкоголизмом). Под ред. И.Горбунова-Посадова. Вып. 35.) М. 1914. 30. Сажин И.В. О вреде пива и виноградных вин. (Борьба с пьянством (алкоголизмом). Под ред. И.Горбунова-Посадова. Вып. 43.) М. 1914. 31. Сажин И.В. Влияние спиртных напитков на нервную систему взрослого и развивающегося организма. СПб., 1914. 32. Сажин И.В. Значение психологических основ в деле развития и распространения алкоголизма и борьбы с ним. Петроград, 1915. Оттиски из "Русского врача". 33. Саломатин П. Не пей и не кури! Собрание задач и вопосов, вычисляющих вред и убытки от пьянства и курения. (Борьба с пьянством (алкоголизмом). Под ред. И.Горбунова-Посадова. Вып. 39.) М. 1914. 34. Сергеев П.Ф. Уроки трезвости. Курс среднего отделения начального училища. Архангельск, 1914. 35. Сум Н.Э. Почему, действительно, нельзя пить денатурированный спирт, политуру и одеколон? Книгоизд-во "Жизнь и знание". (Дешевая библиотека. Кн. 61-я.) П., 1915. 36. Смирнова В. Георгиевский детский кружок как мера борьбы со школьными пороками. М., 1914. 37. Успенский С. Под ред. Н.А. Любимова. Трезвые всходы. Иллюстрированная противоалкогольная хрестоматия. Издание т-ва И.Д. Сытина. М., 1914. 38. Шилов Алексей. Кружок деятелей по борьбе со школьной алкоголизацией в Москве. М., 1914. 39. Издательство "Посредник" М. "Борьба с пьянством": · Бодриллар. Приключение бутылки с вином. · И. Горбунов-Посадов. Почему я никогда не пью спиртных напитков. · И. Горбунов-Посадов. Грех и безумие пьянства. · Д-р Гаупе. Как действуют спиртные напитки на человека. · Ильин М. Исповедь запойного пьяницы. · Проф. Крепилин Э. К молодёжи. · Отто Ланг. Спиртные напитки как причина преступлений. · Лукьянская В. Пьянство - горе наше. · Лукьянская В. Какой вред делает человеку вино. · Линдрум Л. Уроки трезвости. · Лавров Д.М. Влияние алкогольных напитков на человека. · Новиков Михаил. Братьям - крестьянам. · Пакин А. Пора опомниться! · Рахманов В. Беседа о том, какая отрава в водке, вине и пиве. · Семёнов С. Будь трезв! Изд. 3. · Старинин И. Получка. · Сажин И.В. Наиболее распространенные причины алкоголизма и необходимость борьбы с ними. · Сажин И.В. Чехотка и алкоголизм. · Сажин И.В. О влиянии спиртных напитков на растущий организм. · Сажин И.В. Умеренное употребление спиртных напитков или полное воздержание от них. · Сажин И.В. Что говорит о спиртных напитках наука? · Саломатин П. Не пей и не кури! · Толстой Л.Н. От неё все качества. · Толстой Л.Н. Благодарная почва. · Толстой Л.Н. Первый винокур. · Толстой Л.Н. Праздник просвещения. · Толстой Л.Н. Богу или маммоне. · Толстой Л.Н. Для чего люди одурманиваются? · Д-р Францман. Об алкоголизме. · Проф. Форель А. Спиртные напитки как причина сумасшествия. · Проф. Форель А. К студенчеству! · Д-р Фок. Народное здоровье и разрушение его водкой, вином и пивом. · Антипов. На железной дороге. Первое понятие о том, как живёт наше тело и что для него полезно и вредно. · Желтов Ф.А. Перед людьми. · Пощмин Н. Омут. · Пощмин Н. Василиса Морковная. · Пощмин Н. Разуваевские мужики у московской кумы. · Пнтери Пейверинт. Загубленная жизнь. · Савихин В. Два соседа. · Савихин В. Кривая доля. · Савихин В. Прошумела слава. · Семенов С.Т. Васька. · Семенов С.Т. Хорошее житье. · Семёнов С.Т. Порченый. · Толстой Л. Как чертёнок краюшку выкупал. · Хотымский П. Гришка. · Фомушкин К. Счастливый день Дудкина.
40. Шилов Алексей. К вопросу об укреплении трезвости. М.1917. · Бодриллар. Берегитесь спиртных напитков. Изд. 2. · Проф. Бунге. Алкоголизм и вырождение. Изд. 2. · Св. Василий Великий. О пьянстве. Изд. 3. · Семёнов С. Верное средство. Изд. 3. · Алексеев П.С. Чем помочь великому горю. Изд. 5. · Проф. Бунге. Вино – яд. Изд. 5. · Семёнов С. Вино. Изд. 8. 41. Ананьина С. Русские ведомости, № от 24.04.1911г. 46. Издательство Горбунова-Посадова «Борьба с пьянством»: · Горбунов-Посадов М.И. К русским учителям начальной, средней и высшей школы. М., 1912. · Листки №: · 15. Я не враг себе. · 16. Пора опомниться. · 17. Фабричные гуляют. · 18. Перестать вино пить и угощать им. · 19. Богу или мамоне? · 20. Что делает вино с человеком. · 21. О пьянстве. · 22. Что должна знать каждая мать о спиртных напитках. · 45. Счастлив тот, кто вина не пьёт. · 46. Какой вред от пива? · 47. Какой вред от виноградного вина? · 50. Не одурманивайтесь вином. 47. Отчёт Российск. Медиц. О-ва врачей трезвенников за 1911-12 гг. СПб. 1914. 48. Опыт методики обучения трезвости в начальной школе (Речи, отчёты и показательные беседы учащих Первой Российской Сергиевской Школы Трезвости). Ст. Сергиевская Пустынь. 1913. 49. Опыт методики обучения трезвости в начальной школе (для учителей семинарий и институтов). Ст. Сергиевская Пустынь. 1913. 50. К решению вопроса о виноградном вине и пиве. Открытое письмо городск. и земск. самоуправлением России. М., 1915. 52. Каталог противоалкогольной литературы для низшей и средней школы. М., 1914. 53. Школьный алкоголизм (Основные положения и изложения вопроса). М., 1911. 54. Краткий список книг по алкогольному вопросу для школьной библиотеки и самообразования. СПб., 1914. 42. Св. Василий Великий. О пьянстве . № 984. Изд-во "Посредник". 43. Успенский М., врач. О вреде курения. № 997. Изд-во "Посредник". 44. Хелениус, Алли Трюкс и Хелениус, Матвей. Влияние алкоголя, 1905. Изд. Русская школа. 45. Кенига К. Школа в борьбе с алкоголизмом. М., 1914. 51. Борьба с алкоголизмом в школе и через школу. М., 1913. По мнению А.Л. Афанасьева (2003), из всех обществ трезвости наиболее влиятельным был Всероссийский трудовой союз христиан–трезвенников (ВТСХТ, Союз), основанный в 1911 г. в Петербурге. Инициаторами его создания выступили высокооплачиваемые работники умственного труда, в количестве 34 человек. Председателем Союза стал потомственный дворянин Борис Ильич Гладков, товарищем председателя – врач Пажеского корпуса (привилегированного военно-учебного заведения) доктор медицины коллежский советник Александр Идельфонсович Вержбицкий. Покровителем ВТСХТ стал поэт Романов Константин Константинович – двоюродный дядя царя Николая II, президент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, генерал-инспектор военно-учебных заведений, Анализируя деятельность Союза, приходишь к выводу, что развитие трезвенного воспитания и образования опирается на административный ресурс, социальное и финансовое положение, занимаемое в обществе, на связи в высших структурах власти. Иначе чем объяснить столь грандиозную воспитательную и образовательную акцию, которую провёл ВТСХТ, с участием других столичных обществ трезвости? Едва ли на голом энтузиазме можно было бы провести 28-29 сентября 1911 г. в Петербурге первый в России городской праздник трезвости, повторив это мероприятие 23-24 сентября 1912 г. Знакомясь с исторической атмосферой того времени, всё больше убеждаешься, что отрезвление народа – идея государственной политики, инициированная если не самим монархом, то его ближайшим окружением, подхваченная русским образованным сообществом. По-видимому, ещё,будучи цесаревичем, путешествуя по России, Николай II «заболел» ею, о чём свидетельствуют его первые шаги на царском троне. Развитие идеи, воплощение её в конкретное дело, оформление задуманного в проект требуют достаточного ресурсного обеспечения. А такой глобальный проект, как отрезвление Российской империи, без сомнения, требовал не только колоссальных финансовых вливаний, но и осторожности, времени, научных обоснований на запрет. Поэтому деяния трезвенников были поддержаны на самом верху. Обретя существенную поддержку Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом и вдохновлённый его решениями, ВТСХТ провёл в 1913 г. первый Всероссийский праздник Трезвости, который состоялся 28-29 апреля (11-12 мая по новому стилю). Столь масштабное мероприятие было поддержано не только Церковью, но и гражданским обществом: в 52 российских губерниях в нём приняли участие 213 организаций. Народы Российской империи дружно выступили за трезвость. На площадях городов и населённых пунктов вместе праздновали русские, татары, финны, поляки, эстонцы, латыши, литовцы, немцы, киргизы и т.д. Это были люди разных вероисповеданий. Но организаторами выступали светские деятели. Благодаря их усилиям праздник охватил 56 из 89 регионов, часть которых расположена ныне на территории суверенных государств – Финляндии, Украины, Белоруссии, Казахстана, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши и пр. Но в те дни общее торжество охватило Акмолинскую, Архангельскую, Астраханскую, Владимирскую, Волынскую, Воронежскую, Вятскую, Гродненскую, Войско-Донскую, Забайкальскую, Енисейскую, Иркутскую, Казанскую, Калужскую, Киевскую, Ковенскую, Костромскую, Кубанскую, Курляндскую, Курскую, Лифляндскую, Люблинскую, Минскую, Могилевскую, Нижегородскую, Новгородскую, Олонецкую, Оренбургскую, Орловскую, Пензенскую, Пермскую, Полтавскую, Приморскую, Псковскую, Рязанскую, Самарскую, Санкт-Петербургскую, Саратовскую, Семиреченскую. Симбирскую, Смоленскую, Ставропольскую, Сувалскую, Таврическую, Тамбовскую, Тверскую, Тобольскую, Томскую, Тульскую, Тургайскую, Уральскую, Уфимскую, Харьковскую, Черниговскую, Эстляндскую, Ярославскую губернии. У участников было ощущение, что вся Россия дружно сказала алкогольному бизнесу «нет!», потребовав от власти право на трезвую жизнь. Ведь ещё в 1909-1910 гг. первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством провозгласил, что борьба против пьянства и алкоголизма это, прежде всего, борьба с политикой получать прибыль за счёт спаивания народа. Теперь об этом заявил народ! В дни празднования члены братств и обществ трезвости проводили различные воспитательные и просвещенческие мероприятия, направленные на развитие трезвости: лекции, проповеди, беседы, театрализованные выступления, просмотр и чтение картинок (слайдов) с туманным фонарём, продажа цветов, сбор пожертвований и пр. За эти дни было роздано 309 тыс. 109 значков «Голубь потопа» с надписью на масличном листке «трезвись» (напоминание о голубе, принёсшем библейскому Ною весть о спасении на твёрдой земле), 223 тыс. значков с надписью «Трезвость – счастье народа», 350 тыс. листков. В сотнях тысяч тетрадях на промокашках в школьны
|