Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ГЛАВА 5. Религиозные формы трезвенного воспитания




«Русское православие – это, прежде всего, добротолюбие», – замечает О.А. Платонов. Вспомним, что добротолюбие априори духовное преображение, бдение, трезвость, трезвение человека. В этой связи русское православие – это трезвость, трезвение, трезвый образ жизни, бытие, наполненное нравственным смыслом религиозного содержания.

Антонимом слова «трезвость» является слово «пьянство». В религиозном понимании опьянение – это, в первую очередь, духовная страсть, нравственное заблуждение, которое неизбежно ведёт к биологическому опьянению. Поэтому борьбу со страстями и духовными заблуждениями церковь ставит на первое место, подразумевая, что человек имеет свободную волю и способен сделать сознательный, трезвый выбор между добром и злом.

После гонений на Церковь, государством вновь совершаются попытки сделать православие государственной идеологией. В XIX веке на приходы наряду с её основной миссией – воцерковлением – была наложена новая, не свойственные им ранее функция: борьба с безграмотностью народа. Обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев в качестве образца взял Татевскую школу С.А. Рачинского. В результате к концу XIX в. в России сформировалась целая сеть церковноприходских школ (ЦПШ), преследующих цели начального образования и религиозного воспитания обучающихся. Основной чертой приходского образования была «церковность», которая выражалась в том, что руководителями образовательного и воспитательного процесса в приходах были православные священники, а преподаваемый ими Закон Божий составлял центр учебной программы. Церковность приходского образования обеспечивалась соответствием жизнедеятельности приходских школ внутреннему укладу и традициям Православной Церкви: учащиеся и педагоги были воцерковлены, школьный коллектив участвовал в храмовых богослужениях, учебные занятия начинались и заканчивались молитвой. В 1880 г. по всей стране насчитывалось 273 ЦПШ с 13 036 учащимися, в 1905 г. было 43 696 ЦПШ с 1 782 883 учениками (В.А. Цыганков, 2002).

В начале ХХ в. каждое государственное учебное заведение имело собственный храм или закреплялось за определённым приходом, посещение которого было обязательным для всех педагогов и учащихся. Кроме этого, в учебные программы вводятся религиозные дисциплины. Но хотя в начальных и средних школах учащиеся получали хотя бы ограниченное православное воспитание, то дальнейшее продолжение образования часто заглушало ростки религиозности (РПЦ и право (1999); История РПЦ (1997); Русское … (1989); А.В. Карташов, 1997; др.).

А.В. Иванов (2000)[14], изучая особенности воспитательной системы, которыми обладает религиозное общество – церковь, на примере педагогического наследия типичного представителя РПЦ, святителя Тихона Задонского, показывает формы и методы православной педагогики, такие, как, вера, богослужение, молитвы, посты, чтения Святого Писания, а также исповедь, покаяние, другие церковные таинства. Соискатель указывает на то, что православная педагогическая система предъявляет особые требования к наставникам – родителям, пастырям Церкви, учителям. В ней подробно раскрываются «должности» или роли, функциональные обязанности родителей и пастырей. Особо отмечается «должность» учителя, которая находит свой образ и смысл на стыке понимания семьи и Церкви. Исследователь делает заключение, что в православной педагогике все наставники действуют в одном направлении, ведут ребёнка к одной цели, используя для этого разнообразные средства и организуя взаимодействие с ребёнком с различных исходных позиций. Он также утверждает, что одной из ведущих характеристик наставника в святоотеческой педагогике является «воцерковлённость», т.е. степень освоения наставником духовно-нравственной воспитательной среды, которую являет собой Церковь.

С.А. Рачинский (1991)[15] обратил внимание на положительные свойства церковного воспитания и широко использовал опыт духовного наследия отечественных мыслителей в своей педагогической деятельности. Он считал, что посредством оживления религиозного чувства и углубления познаний в православной вере люди без принуждения, естественным образом обретают трезвость. Им было выведено правило трезвой жизни: жизнь может быть плодотворной только: 1) у верующего человека и 2) при церковном приходе, при котором возможно исцеление души от пороков (В.А. Цыганков, 2002)[16].

На эту сторону трезвенного воспитания обращают внимание ряд современных авторов. К примеру, В.И. Дубинский считает, что работа педагога должна включать в себя ориентацию учащихся на осознаваемый успех и наделяет религию свойствами объединяющей силы, подвижнической, социально-значимой составляющей. Он утверждает, что борьба с наркоманией среди учащейся молодёжи может успешно проходить на основе «возрождения нравственных общественных приоритетов» (с.41).

Только к середине XIX – началу ХХ вв. Россия начинает «зализывать» раны, нанесённые Расколом. До этого на протяжении всего ХVIII столетия Россию сотрясают народные бунты и мятежи, как в отдельных городах, так и в целых регионах страны. Отдалённым результатом Раскола стало появление различных сект, куда вовлекались верующие всех сословий (А.И. Клибанов и др., 1989; М.В. Шкаровский и др., 1997; А.В. Карташёв, 1997). Одной из них стало православное братство трезвости, которое было образовано в 1894 г. купцом Иваном Чуриковым, успешно функционировало и к 1927 г. в его рядах насчитывалось более 360 тысяч человек. Следует сказать, что, в отличие от легальных светских и религиозных обществ, созданных в то время в России, данное общество не прекращало своего существования и в годы советского лихолетья и действует по сию пору. Центр общества находится в посёлке Вырица Ленинградской обл.

Огромный авторитет Л.Н. Толстого сподвиг многих честных людей отказаться от спиртного и примкнуть к толстовскому сообществу «Согласие против пьянства». Для этого требовалось взять на себя личное обязательство жить трезво, подписав текст, который был создан писателем в декабре 1887 г.: «Ужасаясь перед тем страшным злом и грехом, которое происходит от пьянства, мы, нижеподписавшиеся, порешили сами для себя: во-первых, никогда ничего самим не пить пьяного – ни водки, ни вина, ни пива, ни мёда, – и не покупать, и не делать и не держать у себя ничего пьяного, и не угащивать ничем пьяным других людей; во-вторых, по мере сил внушать другим людям, и особенно детям, о вреде пьянства и о преимуществах трезвой жизни и привлекать людей в наше согласие.

Просим всех согласных с нами заводить себе такой же лист и вписывать в него новых братьев и сестёр и сообщать нам.

Братьев и сестёр, изменивших своему согласию и начавших опять пить, просим сообщать нам.

Первые записавшиеся братья – Лев Толстой, Михаил Крюков, Мария Толстая, Вера Толстая, Михаил Толстой.

Адрес для извещения: Москва, Хамовники, 15».

В Согласие вошли многие известные россияне тех лет, среди которых были художник И.Е. Репин, путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай и др. Движение набирало мощь и составило реальную конкуренцию христианству, за что официальная церковь обвиняла сторонников Л.Н. Толстого в сектантстве.

Вместе с тем, указами от 5-11 июля 1889 г., Святейший Синод официально обязал духовенство заниматься организацией и поддержкой обществ трезвости. В 1890 г. было основано Петербургское общество трезвости, в 1891 – Одесское, Нижне-Тагильское, в 1892 – Казанское, в 1893 – Рыбинское, Подольское, Сарапульское, Тобольское, в 1895 – Московское общество трезвости. В 1896 г. в Киеве было открыто Юго-Западное общество трезвости, в 1898 – в Туле и Астрахани. И т.д.

Устав попечительств о народной трезвости был утверждён царём 20 декабря 1894 г., министерству финансов вменялось курировать общества трезвости по всей стране. Результатом такой деятельности стало то, что в 1900 году в России было зарегистрировано 140 церковно приходских, 15 городских и 10 фабрично-заводских обществ трезвости. Это говорит о том, что деятельность православных братств трезвости, которые организовывались при церквях, была более активной и более эффективной, чем светских обществ трезвости. Следует заметить, что в Петербурге только одно православное Александро-Невское общество трезвости, созданное по инициативе лидера трезвеннического движения в Санкт-Петербурге священника Александра Рождественского (1872-1905), через пять лет после создания насчитывало более 70 тысяч членов.

В истории РПЦ о нём сообщается следующее: «Отец Александр понимал, что трезвость – это не самоцель, а лишь средство для возвращения к нормальной христианской жизни и духовному возрастанию. Пьяница должен был не просто бросить пить, но заполнить свою жизнь иным смыслом, который защищал бы его от рецидивов старого порока. Видя нехватку дешёвых, написанных простым живым языком религиозно-нравственных книжек для народа, он решил сам заняться издательской деятельностью. В 1901 г. о. Рождественский основал духовный ежемесячный журнал «Отдых христианина» (с бесплатным приложение книжек), вслед за которым начал издавать другие журналы – «Трезвая жизнь», «Воскресный благовест» и «Известия по Санкт-Петербуржской епархии». Помимо периодических изданий он выпустил в свет около ста книг и брошюр, причём популярность таких книжек, как «Семья православного христианина», «Азбука трезвости», «Памятная книжка трезвенника», «Пить до дна, не видать добра» и др. потребовала их переиздания. Народ валом валил на устраиваемые отцом Александром беседы, чтения со световыми картинами, ездил в паломничества. В 1905 г. «Александро-Невское общество трезвости» насчитывало 75 тысяч членов и продолжало увеличиваться, несмотря на преждевременную смерть своего основателя».

Если в прежние времена трезвенническое движение было возможно погасить одним негласным указанием, то теперь его неизбежность диктовала сама жизнь. По призыву Священного Синода с 1909-1910 учебного года стали проводиться противоалкогольное просвещение и подготовка к трезвенной пастырской деятельности в духовных семинариях. В 1911 г. из всех сибирских трезвеннических организаций 96,4 % были организованы при церквах (А.Л. Афанасьев, 1996). Члены обществ брали на себя обет трезвости, участвовали в крестных ходах, тем самым выражая протест против народного пьянства, собирали пожертвования в пользу общества, издавали брошюры, открывали библиотеки, распространяли трезвенные знания среди различных слоёв населения и пр.

28-29 апреля (11-12 мая но новому стилю) 1913 г. епархии Астраханская, Волынская, Воронежская, Донская, Екатеринбургская. Киевская, Ковенская, Курская, Могилевская, Нижегородская. Олонецкая, Пензенская, Полтавская, Псковская, С.-Петербургская, Саратовская, Смоленская, Таврическая, Тамбовская, Тверская, Тобольская, Томская, Харьковская, Херсонская, Черниговская приняли участие в Первом Всероссийском празднике Трезвости.

Во всех православных храмах названных епархий в эти дни проходили службы с оглашением воззвания, составленного Советом Союза, о значении и цели праздника Трезвости. Были проведены крестные ходы. Так, в Петербурге митрополит Владимир, покровитель и участник трезвенного движения, осенил собравшуюся 70-тысячную толпу чудотворной иконой Казанской Божией Матери. Руководитель церковного Александро-Невского братства трезвости протоирей Пётр Алексеевич Миртов сказал проповедь. После всеобщего молебна многотысячная толпа с пением псалмов прошла по улицам города. По благословению Св. Синода и митрополита Московского и Коломенского Макария в Москве праздник Трезвости проводился 29 августа 1913 г., в день усекновения главы Иоанна Предтечи (А.Л. Афанасьев, 2003).

Вопросы к 5 главе:

1. Как Вы считаете, чем была вызвана активизация религиозной жизни в России?

2. Какую роль играла церковь в формировании трезвенного мировоззрения?

3. Почему школа С.А. Рачинского была взята за образец народного образования?

4. Подготовьте доклад об Александро-Невском братстве трезвости и его руководителях.

5. Найдите информацию об обществах трезвости начала ХХ в. Каковы их особенности?

6. Сделайте сообщение о первом городском празднике Трезвости.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты