КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Таким образом, подводя итог историческому обзору трезвенного воспитания в России и за рубежом, мы можем сказатьТаким образом, подводя итог историческому обзору трезвенного воспитания в России и за рубежом, мы можем сказать, что борьба за нормальную трезвую жизнь в мире ведётся с древнейших времен. Более того, все народы традиционно живут трезво, развивая свой быт, культуру, общество, согласно племенным, родовым, семейным устоям. Вместе с тем, история показывает, что с развитием экономических отношений в обществе появляются представители, чаще всего иной этнической, религиозной группы, которые используют алкоголь, табак и другие наркотики вначале в качестве товара, а затем орудия эксплуатации и даже оружия геноцида автохтонов. Постепенно власть мафии расширяется настолько, что под их влиянием оказываются государственная власть, страны. Образуя между собой коалиции, чужеземцы могли не только подавлять недовольства народных масс, но и противостоять давлению извне, оказывая вооружённое сопротивление, начинать военные действия с другими странами за свои экономические интересы. С запозданием, но в обществе находились силы, которые жили трезво, сопротивлялись политике спаивания, ибо именно алкоголь – коварнейший из всех веществ наркотик, с которого начиналось закабаление всех народов мира. Поэтому вопросам трезвенного воспитания уделялось особенное внимание, как в странах Ближнего Востока, так и, намного позднее, Европы. Не устояла под натиском врагов и Россия, которая в XVI в. была захвачена сторонниками алкоголизации и превращена в колонию. Всегда трезвый образ жизни оформлялся в религиозные каноны, через которые религиозные институты прививали пастве навыки поведения. Поэтому не удивительно, что почти сразу же захватчики ощутили сопротивление со стороны русского народа. Новой власти потребовалось применить неслыханное насилие против аборигенов, затратить множество усилий и средств ради того, чтобы изменилась ситуация в стране, чтобы население начало пить, а религия одобрила пьянство. Но всех заставить употреблять спиртное не удалось, не все поддались на уловки. Хранители древнего благочестия семьями уходили с насиженных мест, скрывались в лесах, степях, горах, тем самым сохраняя веру, образ жизни, традиции. Именно выходцы из таких семей в годы, когда менялось отношение власти к народу, когда ей казалось, что тот лояльно относится к ней и даже любит её, вставали на защиту русского народа: богатыри, из самой народной российской глубинки. Поэтому мы можем сказать, что трезвость – национальная черта русского народа. Трезвость никуда не уходила из России, всегда жила в народном сознании, как непреходящая ценность, которую не купишь ни за какие деньги, но которую можно потерять и сгинуть самому. При малейшей возможности русские люди вставали за Трезвость, как за Премудрость Божию, как народный образ жизни. Даже в самые активные годы, когда власть позволяла самовыражаться через неповиновение непопулярным мерам, борьба велась не столько против продажи алкоголя, сколько за возможность оставаться самим собой: русским, благочестивым, трезвым. А как же антиалкогольная деятельность? Она была направлена против политики спаивания, политики программирования подрастающего поколения на употребление спиртного. В качестве аргументации трезвого образа жизни и отрицания алкоголизации использовались как религиозные, так и научные доводы. Факты вещь упрямая, а если факты ещё и подкреплены народными массами, готовыми погромами и революциями отстаивать правду, то с этим трудно спорить. Отсюда появляется теория культурного, умеренного пития, когда пьянствовать – это плохо, а пить «культурно», «умеренно», «хорошие» слабоалкогольные жидкости – можно и даже полезно. Именно для этого в 1907 г. открывается лаборатория по изучению влияния алкоголя на организм и для исследования алкоголизма в населении. В 1912 г. лаборатория «выросла» до Экспериментально-клинического института по изучению алкоголизма. Против этого категорически выступали трезвенники, члены Государственной Думы М.Д. Челышов и др. Разгромный материал проекту дал лауреат Нобелевской премии академик И.П. Павлов. Тем не менее, в 1911 г. на международной выставке в Турине проект института получил почётный диплом, а в 1913 г. международным противоалкогольным съездом в Париже была принята резолюция об обращении к правительству России сделать Противоалкогольный институт в Санкт-Петербурге Международным научным центром. Впрочем, с 1914 г. функционирование данного учреждения стало нецелесообразным, и вскоре он был трансформирован в военный госпиталь. Тем не менее, можно говорить о том, что именно В.М. Бехтерев способствовал официальному закреплению в России идеологии «культурного» употребления алкоголя, тем более, что партия, которую он представлял, точнее, которая инвестировала его научную деятельность, совсем не желала видеть Российскую империю, а затем и СССР трезвым государством, а русский народ трезвым хозяином своей земли, своей страны. Кроме того, открытия академика в области рефлексологии были в полной мере использованы для привития массам привычки к пьянству, выдавая сей бред за национальную традицию. Сегодня известно, что делалось это исключительно из корыстных, человеконенавистнических, русофобских побуждений. Несмотря на то, что алкогольная мафия усиленно сопротивлялась, её теснили на всех фронтах. Особенный прорыв наметился в образовании и религиозной сфере. В школах и других учебных заведениях, в том числе учительских, духовных семинариях, военных училищах, университетах преподавались основы алкоголеведения. Благодаря этому как минимум два поколения взрослеющих россиян получили в советские годы от своих наставников научные знания о спиртном. На их плечи легла вся тяжесть возрождения народного государства, тяготы войны, устранение послевоенной разрухи. Начиная с середины 50-х годов ХХ в. в стране начинается новый виток массовой алкоголизации, резко ослабивший духовный, нравственный, демографический потенциал, изменивший за четверть века экономико-политический курс государства, очередной раз закончившийся потерей народной власти. К слову сказать, «алкогольный институт» вновь активно забурлил в 1959 г. И если все предыдущие годы он только «робко», исподволь поддерживал идею культурной алкоголизации, то теперь это делалось громко и открыто, в масштабах всей страны. Если учесть, что «алкогольный институт» был частью психоневрологического института им. В.М.Бехтерева, то можно считать, что массовая алкоголизация советского общества проводилась на высоком научном уровне. С началом нового витка спаивания народа озабоченная общественность начала «бить в колокола», в обществе началось движение в сторону трезвого образа жизни. Такие патриоты, как Я. К. Кокушкин, И. А. Красноносов, П.П. Дудочкин, Ф.Г. Углов, Г.А. Шичко и др. грудью встали на защиту отечества от алкогольной угрозы. Силы были неравны, т.к. против патриотов стояло государство, в управление которого проникла алкогольная мафия, в чьих руках находились все институты власти. Наши же герои имели только слово правды. Поэтому, надеясь быть услышанными, они писали письма, читали лекции, выступали перед трудящимися, публиковались в газетах и т.д. Публичные формы трезвенного воспитания возымели своё действие, и трезвенное движение началось! Его организаторы были уверены, что оно обязательно окончится победой! Основатель психологии И.М. Сеченов, защитивший диссертацию по физиологии алкогольного опьянения, считал, что из древности современники унаследовали лишь симптоматологию опьянения. В свою очередь мы можем сказать, что были унаследованы также и формы педагогического воздействия, благодаря которым человечество сохраняет естественную трезвость. Что касается России, то трезвенное воспитание в досоветский, советский и постсоветский периоды имеет ряд отличий. Так, например, в начале ХХ в. в образовательных учреждениях были уроки трезвости или алкоголеведения, тогда как в советской и постсоветской России таковых дисциплин нет. Неизвестно, появились ли бы они в годы правления государя Николая II, если бы «алкогольный» институт появился 20-50-ю годами раньше. Отметим, что в 19 столетии трезвеннические процессы в Швеции и Норвегии начинались почти одновременно с таковыми в царской России. В результате планомерно проводимой трезвенной политики, в этих государствах уровень жизни граждан является образцовым для многих стран мира. Особое внимание обращалось на них в перестроечный период. По многим спортивным и иным показателям эти страны впереди многих государств. К слову сказать, всё меньше медалей на Олимпийских играх и других международных соревнованиях завоёвывают представители российских славян, а всё больше представители российских этносов, где алкогольные изделия запрещены, например, дагестанцы, чеченцы и т.д.. Кроме того, что в Швеции и Норвегии бесплатное образование и здравоохранение, там количество курильщиков едва достигает 20 %, что намного меньше, чем в других развитых странах мира, тем более России. Любопытно, что в этих странах для продажи алкоголя и табака на весь округ (область) имеется только один специализированный магазин, причём «зелье» дороже российского алкоголя и табака в 50-100 раз. Результатом такой политики явилось то, что опустели тюрьмы, а количество совершаемых убийств в этих трезвых странах, на 10 тысяч жителей, в 20-30 раз меньше, чем в России. И мы склонны в этом видеть именно результаты антиалкогольной политики. Будущее принадлежит трезвым нациям. К счастью, человечество представляет собой на 2/3 – безалкогольное сообщество, хранящее трезвость – нормальное состояние человека, семьи, общества в целом. Чтобы обезопасить себя от агрессии наркотизма, которая исходит от производителей и распространителей алкоголя, табака, других наркотиков, антиалкогольное законодательство сегодня действует в 80 странах мира. Это: Албания, Алжир, Бангладеш, Бахрейн, Бенин, Бруней, Буркина-Фасо, Бурунди, Бутан, Восточный Тимор, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, Египет, Замбия, Западная Сахара, Зимбабве, Индия, Индонезия, Иордания, Ирак, Исландия, Йемен, Камбоджа, Камерун, Катар, Кения, Китай, Коморские острова, Кот-д'Ивуар, Кувейт, Лаос, Лесото Ливан, Ливия, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальдивы, Марокко, Мьянма, Нигер, Нигерия, Норвегия, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Пакистан, Палестина, Папуа-Новая Гвинея, Пенал, Руанда, Саудовская Аравия, Свазиленд, Сейшельские острова, Сенегал, Сингапур, Сирия, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Таиланд, Танзания, Того, Тунис, Туркменистан, Турция, Уганда, Центральноафриканская Республика, Чад. Швеция, Шри-Ланка, Эфиопия, Экваториальная Гвинея. Печально, но Российской Федерации в этом списке нет. На Земле безалкогольный образ жизни ведут 694 народа: китайцы – 1 млрд. 125 млн.; алжирцы – 22,2 млн.; бенгальцы –189,15 млн.; бахарцы – 97,6 млн.; вьетнамцы – 62,15 млн.; гуджаратцы – 47 млн.; египтяне – 54,6.; кушиты – 30 млн.; малая ли – 35 млн.; маратхи – 66,5.; ория – 32,3 млн.; панджабцы – 99 млн.; персы – 25,9 млн.; сиамцы – 30,13 млн.; сунды – 24,5 млн.; таи – 70 млн.; тамилы – 64,11 млн.; телугу – 74,5 млн.; турки – 53,3 млн.; жауса – 30,8 млн.; хиндустанцы – 245 млн. человек и др. Русских в этом списке нет. Приверженцы 416 религий Земли исповедуют не только принципы трезвения, но и воздерживаются от употребления спиртного. Среди них: адвентисты седьмого дня – 16 млн.; амидаизм – 19,7 млн.; ассамблея Бога – 22 млн.; буддизм – 500 млн.; вишнуизм – 506 млн.; амамиты – 140 млн.; индуизм – 793 млн.; ислам – 1 млрд. 126 млн.; кальвинизм – 62 млн.; маликиты – 200 млн.; методизм – 60 млн.; новый век – 100 млн.; пятидесятничество – 373 млн.; суннизм – 850 млн.; ханафиты – 400 млн.; христиане-староверы – 2 млн.; шиваизм – 198 млн.; шиизм – 180 млн. человек и др. Современное православное христианство сюда не входит… Таким образом, мы видим, что трезвенное воспитание и образование, выйдя из эпохи Античности, пройдя горнило Реформации, преодолев ад революций, поступательно движется вперёд в светлое будущее, в котором не будет места веществам, вызывающим опьянение, оглупляющих людей, делающих их зависимыми. На наш взгляд, это говорит не о революционном характере трезвеннической мысли, а о духовно-нравственной эволюции человеческого мировоззрения, в основу которого положено нормальное, естественное как биологическое, так и социальное развитие. Итак, трезвенное воспитание понимается нами как целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого осуществляется развитие разумной, сознательной личности, отвергающей всякое употребление опьяняющих веществ, строящей свою жизнь без мифов и иллюзий, на принципах здравомыслия, правильного поведения и духовно-нравственных ценностях своего народа. Целью трезвенного воспитания является развитие разумной, сознательной, здравомыслящей, высоконравственной, образованной, грамотной, гуманной личности, которая отличается от других людей отрицательным отношением к опьяняющим средствам. Результатом такого воспитания является трезвомыслящий человек. Традиционно трезвость понимается как нормальная, естественная жизнь любого живого существа. Но для понимания смысла этого не достаточно, т.к. человек – существо разумное, при этом обладает не просто разумом, а нравственностью – мерилом любви к людям, к окружающему миру. Поэтому под трезвенниками следует понимать нормальных людей: как тех, кто хранит себя в трезвости с рождения, так и тех, кто вновь обрёл трезвость в результате переосмысления своей жизни, в том числе через освоение теории опьянения, теории алкоголизма. В природе только в социуме наблюдается крен в сторону наркотизма. Причём, этот перекос в развитии человечества возник не сам по себе. Проблема искусственно создана несколько десятилетий назад и взращивается безнравственными фигурантами, заинтересованными в реализации наркотиков для наживы и порабощения масс. Поэтому сознательные трезвенники, помимо того, что не употребляют спиртное и другие опьяняющие вещества, противостоят злу. Они даже своим трезвым образом жизни противодействуют политике глобального опьянения и оглупления. Если к тому же они активны, применяют в своей деятельности различные формы трезвенного воспитания, то это уже бойцы невидимого фронта, словом правды отвоевывающие мир. И победа обязательно будет за ними! ЛИТЕРАТУРА: 1. Авдонина Т.И. Формирование трезвого образа жизни учащихся ПТУ средствами культурно-просветительской работы: Дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 1991. 2. Ананьев В.А. Легальные и нелегальные наркотики. Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях. С-Пб, ГМНПП «Иматон», 2000. 3. Аникин С.С. Аспекты собриологического воспитания. Ч.1. Диагностика наркотизма в учебном заведении: Метод. рекомендации. – Красноярск, 2004. 4. Аникин С.С. Домик для трезвости. – Красноярск, 2003. 5. Аникин С.С. Информационное пространство как фактор становления трезвенного мировоззрения: Монография /С.С. Аникин; Краснояр. гос. ун-т. – Красноярск, 2004. 6. Аникин С.С. Трезвость, трезвенность и трезвенное воспитание// XXI век: здоровый образ жизни: Международная научно-практическая конференция. Г. Елец, 24 марта 2003 г. (Статьи, программы, тезисы докладов и выступлений). – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. – С. 7-13. 7. Аристотель / Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. – Большая Российская энциклопедия, 1993. – Т.1., с.48. 8. Беляева Л.Н., Зиновьева М.К., Никифоров М.М. Библиография периодических изданий России, 1901-1916. В 4-х тт. 9. Беляева Л.Н., Зиновьева М.К., Никифоров М.М. Библиография периодических изданий России: 1901–1916. Т. 1–4. Л., 1958–1961. 10. Библия / Новый Завет: 1 Петр. 5, 8 // Библия,– М., 1994. с. 1214. 11. Болонев Ф.Ф. Семейские: Историко-этнографические очерки. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1992. С.10-11. 12. Будде Е. К университетскому вопросу / Русская школа, № 9, 1901. 13. Бычков М. Н. “Наше наследие”, 1989, № 5 14. Введенский И.Н. Опыт принудительной трезвости. Новосибирск, «Книжица» , 1996 15. Вержбицкий А.И.. Правда о спиртных напитках. Изд. Всеросс. Трудового Союза Христиан-Трезвенников. Спб. 1912. Стр. 32. 16. Ганзберг Ф. Основные идеи современной педагогики / Русская школа, 1914, № 3, с. 113 17. Горбунов-Посадов И. К русским учителям начальной, средней и высшей школы. Учитель и школа в борьбе с народным пьянством./ Библиотека нового воспитания и образования и защиты детей. Вып.XXXI. Под ред. И. Горбунова-Посадова. Москва. 1912. 18. Гринченко Н.А. Основы антинаркотического воспитания (Спецкурс для студентов педвузов). – 2-е изд., испр. и доп. – Липецк: Липецкое изд-во, 2000. 19. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации / Предислов. С.Б. Лаврова. – М.: Экопрос, 1993. – с. 146. 20. Даль В. Толковый словарь великорусского языка. 7-е изд., Т-11, М., 1979. С.349. 21. Даль В. Толковый словарь. Т. 4. – М., 1935. 22. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001. 23. Диомидов И. Кружок деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом / Русская школа, 1915. № 2, с.97-101 24. Диомидов И.. Совещание по вопросу о борьбе с алкоголизмом при Обществе русских врачей в память Н.И. Пирогова в Москве./ Русская школа. 1915. № 11. С.61-65 25. Диомидов. И. Сергиевская Школа Трезвости. (Опыт борьбы с народным пьянством посредством школы). / Русская школа, 1914, № 9-10. С.113-117. 26. Добротолюбие – т.1-5. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. 27. Дроздов И.В. Геннадий Шичко и его метод. – Л., 1991. 28. Дудочкин П. Нетерпимость // Известия. – 1978. -19 апреля. 29. Иванов А.В. Педагогическая система святителя Тихона Задонского / автореф. диссерт. канд.п.н. – Елец, 2000 30. История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. Т 1: годы 1917-1970. С.60-61 31. Кальмина Л.В. Еврейская община Западного Забайкалья (60-е годы XIX века – февраль 1917 г.) / автореф. диссерт. канд. и.н. – Улан-Удэ, 1998. 32. Кальмина Л.В., Курас Л.В. Еврейская община в Западном Забайкалье (60-е годы XIX века – февраль 1917 года). – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. 1999. 33. Коровин А.М., «Бьют тревогу» /"Вестник трезвости", 1909№ 173 34. Литвинцев С.В. Наркомании в России и в вооружённых силах / Военно-медицинский журнал, 1998, №9, 21-23 с. 35. Лихачёв Д.С. Национальный идеал и национальная действительность / Заметки о русском. – Изд-во КГУ, Красноярск. – 1994. 36. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. – 6-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 2000 (б-ка словарей рус. яз). 37. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. 38. Макунин Ю.И. Климат: тех убиваю, кто меня забывает /Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии (Тезисы докладов Международного семинара). Вып.12 / Под общей ред. проф. А.Н. Маюрова. – Н.Новгород: МАФР, 2003. – С.78. 39. Маркс К. Нищета философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т.4.- С.97. 40. Маюров А.Н. Антиалкогольное воспитание: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. 41. Медынский Е.. Харьковский Съезд по устройству разумных развлечений для народа / Русская школа, № 7-8, 1915, с. 97-108 42. Михельсон М.И. Русская мысль и речь: Своё и чужое: Опыт русской фразеологии: Сборник образных слов и иносказаний: В 2 т. Т.1. – М.: ТЕРРА, 1994. 43. Михельсон М.И. Ходячие и меткие слова: Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов (иносказаний). – М.: ТЕРРА, 1994. 44. Мордвинов И.П. Учение о трезвости в начальных школах. / Вестник трезвости, 1909, № 182 // Для чего люди одурманиваются?: Сборник / Сост.: Л.А. Богданович, Г.Т. Богданов. – М.: Моск. рабочий, 1988. – 288 с. 45. Немцов А.В. Потребление алкоголя и смертность в России /Социологические исследования, №4, 1997, 113-120 с. 46. Нестюк Н. Первый Всесоюзный педологический съезд. Итоги и значение / Народный учитель. № 1-2, с. 101. 47. Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. Опыт исторической характеристики. – Лениздат, 1972. с.51 48. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН; Рос. фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ 1994. 49. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2000. - С. 57. 50. Отечество, история, люди, регионы России: Энциклопедический словарь / Сост.: А.П. Горкин, В.М. Калев. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. 51. Полный церковно-славянский словарь: В 2 т. Т.2 / Сост. свящ. магистр Г. Дьяченко. – М.:ТЕРРА. – Книжный клуб, 1998. 52. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Наркотизация в России – шаг до национальной катастрофы /Социологиченские исследования №8, 1998, 65-68 с. 53. Похлёбкин В.В. История водки (IX-XX вв.). – М.: Интер – Версо, 1991. – 288 с. 54. Похлёбкин В.В. Чай и водка в истории России. – Красноярск: Красн. кн. изд-во; Новосиб. кн. изд-во, 1995. 55. Прыжов И.Г. История кабаков в России / Вступ. ст. М. Альтмана. – М.: Дружба народов, 1992. 56. Рабинович В.Ю. Евреи дореволюционного Иркутска как предпринимательское меньшинство / Автореф. диссерт. канд. и.н. – Иркутск, 1998. 57. Рачинский С.А. Сельская школа: Сб. статей/ Сост. Л.Ю. Стрелкова. – М.: Педагогика, 1991. 58. Романова О.Л. Тренинг жизненных навыков. Пособие по развитию здорового стиля жизни и личности подростков. Москва, 1996. 59. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. / Гл. ред.: А.М. Прохоров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. 60. РПЭ, т.1, с.454-455 61. Русская школа, 1914, № 1,./ Хроника, с.12-15. 62. Русская школа, 1903, № 1, / известия и сообщения. С.111-112. 63. Русская школа, 1913 64. Русская школа, 1914, № 1, С.87-88. 65. Русская школа, 1914, № 4 66. Русская школа, 1915, № 11 67. Русская школа, 1916. № 1. С.49 68. Рябушинский В.П. Старообрядство и русское религиозное чувство. Русский хозяин. Статьи об иконе. – Москва – Иерусалим: «Мосты», 1994. 69. Савиных М.Н. Законодательная политика российского самодержавия в отношении евреев во второй половине 19 – начале 20 вв. / Автореф. диссерт. канд. и.н. – Томск, 1999. 70. Сикорский И.А. О постановке преподавания и воспитания сообразно естественному ходу умственного развития / Русская школа, 1900. № 2, с.44 71. Скворцова Е.С., Сулаберидзе Е.В. О распространённости алкоголизации, курения и наркотизации среди старшеклассников Нижнего Новгорода /Социологические исследования, 1997, №4, 117-121 с. 72. Словарь русского языка: В 4 т./ РАН, Ин-т лингвист. исслед; под ред. А.П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз., Полиграфресурсы, 1999. - т.4. С-Я. 73. Старов. Школьные противоречия / Русская школа, №1, 1914, с.95 74. Трезвый мир. № 5, 2003 75. Труды // Первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством. СПб.: Тип. П.П. Сойкина, 1910. Т. 1–3. 76. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-т – М.: Учпедгиз. – Т.1. Вопросы воспитания. – 1953. С.456 – 175 77. Фалеев В.. Кто убил Григория? Новые материалы к биографии Г.Е. Распутина. / Дорогами тысячелетий: Сб.ист.ст. и очерков. Кн.4 / Сост. В.П. Янков. – М. : Мол. Гвардия, 1991. С. 179 78. Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. М.: Наука, 1985. – с. 48. 79. Фортова Л.К. Антиалкогольное воспитание школьников в России (конец XIX – начало ХХ веков) / Диссерт. канд.п.н., Владимир, 1993. 80. Фундаментальный библиографический обзор русской дореволюционной печати 20 в. 81. Цыганков В. Народный учитель Сергей Александрович Рачинский / Православный летописец Санкт-Петербурга, № 10, 2002. С. 63-79. 82. Челышов М.Д. Речи М.Д. Челышова, произнесённые в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством и по другим вопросам. СПб.: Б. м., 1912. VIII. 786 с. 83. Шипов Н.Н. Алкоголизм и революция. – Екатеринбургские епархиальные ведомости, 1908. № 11-19. 84. Шичко Г. «Культура пития» – нелепое понятие. // Ленинградский рабочий. – 1978. – 14 октября. 85. Шичко Г.А. Основной словарь трезвенника. – Казань: РИЦ «Школа», 2002. 86. Шичко Г.А. Противоалкогольное и противокурительное воспитание детей в семье: Методические рекомендации / Маюров А.Н. Антиалкогольное воспитание: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. С. !54-!67. 87. Шкаровский М.В. и др. История РПЦ. 88. Якушев А.Н. Движение сторонников трезвого образа жизни: история и современность: Дис….д-ра истор. наук. – М. 1993.
Учебное пособие
|