Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


От «Песчаной




россыпи»

к «Горящему факелу»

Дирижер коллектива.— Путь к вершине.Станции: «Песчаная рос­сыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горя­щий факел».— Как формировать коллектив.Самоаттестация.Программа роста.В ногу с коллективом.Советы организатору,

Очень часто мы слышим, что коллектив является луч­шим воспитателем человека. И это правильно, но при условии, если коллектив является по-настоящему друж­ным и сплоченным. Ведь далеко не о каждой классной группе или другом объединении (бюро ВЛКСМ, комитет комсомола, совет дружины, штаб или совет дела и др.) можно сказать, что здесь живут и действуют по правилу «один — за всех и все — за одного». Когда в таких груп­пах каждый сам по себе, когда люди беспокоятся лишь о собственном благополучии, выгоде, разве по плечу им такая сложная задача — воспитывать своих членов? Если организатор постоянно взывает к совести учащихся, «тя­нет» всю работу один или с несколькими активистами, о каком дружном коллективе может идти речь?

Даже очень хороший организатор не сможет длитель­ное время один нести это тяжкое бремя руководителя, ес­ли у него не будет твердой и надежной опоры под назва­нием коллектив. Вот почему сверхзадачей организатора является формирование и сплочение коллектива.

Что значит «формировать»? Это значит создавать, ле­пить, придавать чему-либо новую форму. Но люди не ку­сок глины, поддающийся любому воздействию. Этот че­ловеческий материал может сопротивляться, неожиданно принимать непредусмотренные мастером-организатором формы, «уплывать» из рук мастера.

Слово «сплотить» означает плотно соединить, добить­ся единства. Сплочение людей не механическая подгонка одного к другому. В открытом музее русского зодчества в Костроме стоят прекрасно сработанные русскими умель­цами избы, терема, в которых вы не найдете ни единого гвоздя. Мастера так умели «слышать» каждую балку, каждую перекладину, что ловко могли соединить их, за­ставить опираться одна на другую и одновременно под­держивать все без исключения элементы строения. Мож­но, разумеется, сколотить все это огромными гвоздями, но насколько долговечно будет такое сооружение? Можно и ребят посадить за одну парту, записать помимо их ин­тересов в какой-нибудь кружок, но это соединение будет механическим, искусственным.

Ничего не получится у того организатора, который, придя в класс, заявит: ты дружи с этим, а ты с тем; тебе лучше проявлять симпатии к тому, а тебе знаки внима­ния к этому. Смешно. В жизни так никогда не получится. Но почему?

Одно из удивительных свойств коллектива — его спо­собность к саморазвитию. Без всяких команд извне люди начинают знакомиться, радость одного может переда­ваться другим, неудача товарища может повлиять на са­мочувствие остальных, энтузиазм руководителя может охватить всех учащихся. В трудные моменты люди стре­мятся быть ближе друг к другу — опасность легче пре­одолеть сообща. Люди сами выбирают себе друзей, то­варищей, объясняются в любви, клянутся в верности, ссо­рятся.

Организатор должен в этих условиях быть дирижером, руководить, управлять процессом становления коллектива, его формированием. Он не волен заставить дружить ре­бят, но помочь каждому раскрыться, показать свои луч­шие стороны, которые могут привлечь к нему сверстни­ков,— это ему под силу. Организатор может создать та­кие условия, в которых взаимопомощь, сотрудничество, взаимопонимание всех ребят станут обязательными для всех.

Обратите внимание, как точно и образно говорит о задачах организаторов В. И. Ленин. «Чтобы центр мог не только советовать, убеждать, спорить (как делалось до сих пор), а действительно дирижировать оркестром,— писал он,— для этого необходимо, чтобы было в точно­сти известно, кто, где и какую скрипку ведет, где и как какому инструменту обучался и обучается, кто, где и по­чему фальшивит (когда музыка начинает ухо драть), и кого, как и куда надо для исправления диссонанса пере­вести и т. п.».

Формирование и сплочение коллектива — это как вос­хождение к вершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый «кол­лектив».

Если считать, что у подножия этой вершины группу людей мы еще не можем назвать коллективом (хотя в жизни мы часто называем коллективом любую группу лю­дей), а оказавшейся на вершине «присваивается» это «звание», то весь путь будет состоять из переходов раз­ной сложности, каждый из которых заканчивается вообра жаемой станцией. Давайте условно обозначим эти стан­ции-ступени.

У самого подножия расположилась станция «Песча­ная россыпь». На расстоянии одного перехода — «Мяг­кая глина». Примерно на середине пути к коллективу — ступень «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и при­водит она к «Алому парусу». Еще один рывок, правда са­мый сложный, и вершина — «Горящий факел».

Чтобы было понятно, что означает каждая ступень, дадим им более подробную характеристику. А вы попы­тайтесь одновременно сопоставить описание с уровнем развития вашего класса.

«Песчаная россыпь»

Присмотритесь к песчаной россыпи — сколько песчи­нок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер по­сильней, и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый от­дельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло лю­дей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или про­сто не решаются, а может быть, и не желают пойти на­встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.

Группа эта существует формально, не принося радо­сти и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина — материал, который срав­нительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть бюро, комсорг, организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым ку­ском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.

В группе, находящейся на этой ступени, заметны пер­вые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опы­та совместной работы.

Скрепляющим звеном здесь еще являются формаль­ная дисциплина и требования старших. Отношения раз­ные — доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Су­ществуют замкнутые приятельские группировки, кото­рые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Под­линного мастера — хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк»

В штормовом море маяк и опытному и начинаю­щему мореходу приносит уверенность: курс выбран пра­вильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоян­но, а периодически выбрасывает пучки света, как бы го­воря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание — это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиноч­ных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню,— организаторы, актив.

Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хва­тает сил подчиниться коллективным требованиям у неко­торых членов группы. Недостаточно проявляется инициа­тива, не столь часто вносятся предложения по улучше­нию дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус»

Алый парус — символ устремленности вперед, неуспо­коенности, дружеской верности, преданности своему дол­гу. Здесь действуют по принципу «один — за всех, все — за одного».

Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной тре­бовательностью. Командный состав парусника — знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они беско­рыстно оказывают ее.

У большинства членов «экипажа» проявляется чувст­во гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах, от­рядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел»

Горящий факел — это живое пламя, горючим мате­риалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, от­ветственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый па­рус». Но это еще не все.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя пер­вые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастли­вым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя груп­пы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоя­щий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, по­добно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Если представить себе, что на пути к «Горящему фа­келу» находятся все классные группы вашей школы, то можно быть уверенным — цепочка растянулась по всей горе. Кто-то вырвался вперед и приближается к верши­не, кто-то топчется у «Песчаной россыпи», кто-то нахо­дится на переходе от одной станции к другой.

Интересным бывает это движение. Вот какой-то класс решил в два прыжка достигнуть вершины. Ничего не вышло, порастеряли дорогой свой состав: дружные груп­пировки, прибывшие на высотные станции, обнаружили, что некоторые одноклассники так и остались внизу. На­до спускаться и помогать остальным. Забыли, что к вер­шине группировками не добраться, можно прийти только всем составом.

Не всегда зависит скорость продвижения к коллекти­ву от того, в каком классе вы учитесь. Нередко восьми­классники достигают высотных станций, в то время как усталые десятиклассники надолго решили остановиться у «Мерцающего маяка».

У каждого класса может быть свой путь к коллективу. Как это выглядит на практике?

Недавно мы обратились с необычной просьбой ко мно­гим старшеклассникам-организаторам школ Костром­ской области: рассказать о своем классе так, будто они рассказывают об отдельном человеке с его характером, способностями, сильными и слабыми сторонами, его радо­стями и огорчениями. Кроме того, мы попросили юно­шей и девушек попытаться определить, на какой ступени развития находятся их классы. О наших станциях все они знали.

Были написаны сотни сочинений на тему «Я и мой класс». Среди портретных характеристик классов не ока­залось двух одинаковых. Да и не могло быть. Для одних ребят класс выступал добрым, симпатичным и целе­устремленным, для других он открывался малопривлека­тельным, трудным, рассерженным... В сочинениях старше­классники пытались разобраться во взаимоотношениях, выяснить причины успехов и неудач.

Вчитайтесь внимательно в эти строчки:

«Мой класс не блещет ничем среди других в школе. Класс не дружный, дружат только два-три человека, а остальные не находят себе друзей не только в своем клас­се, но даже в школе. Некоторые даже враждуют.

Есть у нас хорошие организаторы, они ведут за собой ребят, но не на хорошие дела... Немало ребят думают только о себе, если что и делают, то лишь бы прославить­ся, утверждая, что если бы не они, то в классе ничего бы не было. Сколько раз я пытался собрать ребят вокруг се­бя, сдружить их — ничего не получалось. Мы на «Песча­ной россыпи», и не мешало бы нам добавить цементу и воды для скрепления» (Виктор Г., VIII класс).

«В этот класс я пришла четыре года назад из другой школы. Всех держал в руках главный заводила Сергей Р. Класс был страшно неорганизованным, я даже испуга­лась. Все изменилось в VII классе. Многие ребята и де­вочки вступили в комсомол. А Сергей Р. стал дружить с одной девочкой и изменил свое отношение к нам. Остальные мальчишки, может глядя на него, стали тоже относиться к нам по-хорошему.

Хотя класс сейчас у нас и дружный, но иногда еще вспыхивают небольшие ссоры. Но особенно нас сдружил лагерь труда и отдыха этим летом. Все мы лучше узнали друг друга, стали смотреть на всех другими глазами.

Я думаю, что наш класс находится на ступени «Мер­цающий маяк». Иногда все ребята делают что-то для класса, стараются как лучше, а то вдруг затихнут и си­дят, как кроты в норе. Конечно, так бывает не со всеми. Часть ребят постоянно активно работает.

Но все же я люблю свой класс. Когда я иду в школу, то думаю, что мы снова будем весь день вместе. Труднее сказать, как класс воспринимает меня. Если что-то не ла­дится, то просят помочь, что-то посоветовать. Но не надо думать, что все гладко и у меня неудач не бывает. Всякое встречается. Самое главное — когда мне плохо, все при­ходят на помощь» (Вера Т., X класс).

«Вместе с нашим классом мы прожили восемь лет. За эти годы много было радостей и огорчений. Сначала мы как-то не могли понять друг друга. Все началось, мне ка­жется, со школьного конкурса «Вот какие наши мальчиш­ки!», где наши ребята заняли первое место, а торт раз­делили на весь класс. Вот с тех пор мы все время вместе. Работа ведется интересная и большая. Очень удаются та­кие дела, как походы, встречи с интересными людьми, кон­курсы между девчонками и мальчишками, задушевные классные «огоньки». Мы любим обсуждать прочитанные книги, собираемся для этого просто так, без официаль­ных объявлений. Вместе ходим в кино. Всюду вместе с нами наш классный руководитель. Он наш старший това­рищ и приложил немало сил, чтобы сдружить нас, увлечь общим делом.

Все ребята у нас задорные, хорошие организаторы. Инициативу одного подхватывают все. В нашей комсо­мольской организации действует не ядро, а весь коллек­тив. Что касается меня, то я такая же, как и все. Только должность — комсорг. А класс наш «Горящий факел» (Наталья Г., IX класс).

«Такой сильной группы комсомольцев, в которой больше половины учатся на «4» и «5», нет ни в одном клас­се школы. Наш класс почти во всех делах впереди. Для других он внешне дружный, сильный. Но это внешне. А на деле? Собираем металлолом: девчонки таскают тяжести, а предприимчивые мальчишки на машине привезут и — домой! А девчонки все еще работают.

В классе есть кучка активистов, которые участвуют во всех делах. Другие остаются в тени. Отношения между мальчишками и девчонками плохие. Мальчишка может обидеть девчонку, девчонка в свою очередь наябедничает учителю. Да и между девчонками часто идут ссоры. Пы­тались провести собрание без учителя, поговорить начи­стоту обо всем — все впустую.

Кажется, и хотим стать дружными, но что-то еще ме­шает, чего-то не хватает. Из класса может получиться хороший коллектив, только нужен хороший организатор, нужно внимание друг к другу. Ведь некоторые дела мы можем делать!

Класс находится между «Мягкой глиной» и «Мерцаю­щим маяком», но ближе, кажется, к «Мягкой глине» (Анна Ю., IX класс).

«Для учителей наш класс — это самый бедовый, са­мый сумасшедший из всех трех параллельных классов. Может быть, мы, правда, бываем иногда такими. Но все же ни один из нас ни за что не согласился бы променять его на другой.

Нет, мы далеко не идеальные. С учебой у нас не со­всем. Хотелось бы лучше, но зато в труде все становятся неузнаваемыми, один к одному. У нас редко случает­ся, что кто-то отлынивает от работы, таких у нас пре­зирают.

У нас добрый и справедливый класс. Может, потому класс дружный, что у нас много общих дел. Всем клас­сом мы работали на стройке у наших шефов. Это было совершенно самостоятельное дело. Видел бы кто, как мы работаем. Ведь обычно в трудовых делах рядом стоит кто-нибудь из учителей и указывает: ты сделай то-то, ты — это... А здесь ребята такую деятельность развернули! И организаторскую, и трудовую. Жутко уставали, но вы­полняли задание и домой уходили счастливые. Выполнили партийное поручение, данное нам коммунистами шко­лы (в нашей школе существует традиция партийных по­ручений), заработали на этой стройке свыше пятидесяти рублей и передали в фонд школы.

К сожалению, у нас есть и пассивные ребята. Рабо­таем «взрывами»: придумаем какое-то дело или идею кто подбросит — и загораемся, буквально горы ворочаем. А дело закончится, и все остывают. Думаю, что наш класс на ступени «Алый парус».

О себе. Как организатор я не очень. Честно. Есть у нас более способные люди. Но с нашими ребятами мы пони­маем друг друга, мне доверяют самое сокровенное, тай­ное» (Ольга Ш., IX класс).

Нелегок путь к коллективу. Даже у тех, кто прибли­зился к вершине, не может быть самоуспокоения. Доста­точно небольшой остановки, как вас может отбросить на­зад. Опыт показывает, что первые ступени роста группа­ми преодолеваются быстрее, но, начиная с «Мерцающего маяка», движение затрудняется, путь к единству стано­вится сложнее. В чем дело? А дело в том, что взаимоот­ношения здесь начинают строиться не на уровне личных симпатий и привязанностей, а на чувстве долга, ответст­венности перед коллективом. Интересы личные не явля­ются главными, они на этих ступенях развития коллек­тива уступают дорогу отношениям ответственной зави­симости, отношениям сотрудничества. А наладить их бывает сложнее.

Может возникнуть вопрос: почему в одной и той же школе, в одних и тех же условиях классы-соседи находят­ся зачастую на разных ступенях развития? Почему одни упорно, постепенно продвигаются к цели, а других по­стоянно лихорадит? Почему ряд классных групп на про­тяжении нескольких лет так и не может «перевалить» че­рез «Мерцающий маяк»?

Причины тут разные. Замечено, например, что в клас­сах с меньшей численностью учащихся взаимопонимание достигается быстрее. Это и понятно, в большом коллек­тиве имеется опасность «потеряться» отдельной личности. Бывает, что ребята «устают» от однообразия отношений, если учатся вместе длительное время. Монотонность об­становки приводит к тому, что может потеряться интерес не только друг к другу, но и к делам. Точно так же как постоянная бурливость, «взрывы» могут изматывать ребят и в конечном счете приостанавливать продвижение коллектива вперед. Нужно разумное сочетание темпа коллективной деятельности.

Можно говорить о том, что у разных классов слишком разные перспективы — эти «звездочки», к которым стре­мится приблизиться каждый коллектив. Двигаться впе­ред можно значительно быстрее, если к себе манит об­щее интересное дело. Трудно создавать коллектив, если цель, да и вся деятельность неинтересна ребятам. Тут не помогут ни давление учителя, ни усилия организаторов. Увлекательная цель — это не значит, что она должна вы­глядеть веселой и занимательной. Дело, которое несет серьезный гражданский смысл, которое необходимо лю­дям, увлекает не менее глубоко, чем иное яркое, эмоцио­нально окрашенное дело.

Работа по достижению общей цели должна быть обя­зательно совместной. Хорошее, интересное дело в клас­се можно провести усилиями нескольких человек. Но кол­лектив от этого навряд ли станет сплоченнее. Нужна та­кая организация, при которой каждый человек станет активным участником дела. Как это легче сделать? Рас­пределять поручения, задания между небольшими груп­пами, как постоянными, так и специально создаваемыми. В таких группах можно лучше проявить инициативу, са­мостоятельность, творчество, здесь нет опасности зате­ряться в пассиве. Это не говорит о том, что старшеклас­сники не должны действовать и в одиночку. Однако такие действия нельзя возводить в правило.

Но главное в становлении и развитии коллектива — это умелое руководство им. Классный руководитель и ком­сомольские организаторы должны быть настоящими про­водниками вышедших натрудный маршрут ученических групп.

Формирование коллектива — процесс непрерывный. Но прежде чем ставить цель и конкретные задачи перед клас­сом на какой-то период, скажем на учебный год, надо бо­лее точно определить его «местонахождение» на пути к коллективу. Точно так же как штурман, прежде чем проложить маршрут, определяет положение своего кораб­ля, так и организатор, класс в целом должны знать ту точку, от которой отправляется в путь класс.

Как это лучше организовать? Костромские школьни­ки, например, используют для этого ежегодные коллективные самоаттестации. Коллективная самоаттестация ставит своей целью дать диагноз развития коллектива в классе, выяснить, вырос ли класс как коллектив за про­шедший период, и если вырос, то насколько. Задача са­моаттестации — составить программу роста коллектива на следующий срок.

Нет каких-то очень строгих правил проведения само­аттестации. В костромских школах инициаторами кол­лективных самоаттестаций являются комсомольские ор­ганизации. Самоаттестация проводится раз или два раза в год. В ряде школ самоаттестация приурочена к общест­венно-политической аттестации по программе Ленинского зачета. Самоаттестация имеет смысл, если во время ее проведения создана дружеская, доверительная обстанов­ка, атмосфера взаимной требовательности.

Вот как была проведена самоаттестация в одной из школ. Она проходила по следующему плану:

1. Вступительное слово ведущего самоаттестацию
(в данном случае это был комсорг класса).

2. Общий разговор «Кто мы, какие мы».

3. Наша программа роста.

Во вступительном слове комсорг говорит о значении коллектива в жизни каждого человека, о необходимости сознательно всем вместе участвовать в его становлении, быть обеспокоенными за его судьбу.

Затем комсорг знакомит с условными ступенями раз-, вития коллектива, дает краткую характеристику каждой ступени (как это сделали мы в этой книге). Он просит всех присутствующих принять участие в разговоре о сво­ем классе, напоминает, что задача разговора состоит не в отгадывании ступени своего развития, а в анализе ра­боты классной группы в целом, степени вклада каждого учащегося в становление коллектива. Важно отметить, что удалось сделать группе за этот период, продвинулась ли она вперед, где находится сейчас и почему, что надо сделать, чтобы подняться выше.

В процессе подготовки самоаттестации были написаны и вывешены вопросы:

Делаем ли мы полезное, нужное дело всем классом вместе: для класса? для школы? По своей инициативе или нас просят об этом?

Можно ли сказать, что у нас в классе отличная орга­низация и мы «один — за всех, все — за одного»? Если да, то в чем это проявляется? Если нет, то почему это так?

Все ли мы внимательны друг к другу? Переживаем ли мы все, если кому-то из нас очень плохо? Радуемся ли мы успехам товарищей? Успехи и неудачи класса прини­маются ли близко к сердцу всеми или только некоторыми?

Достаточно ли мы понимаем друг друга, умеем ли на­ходить общий язык, вырабатывать общее мнение по важ­ным вопросам?

Когда трудности, когда «надо», можем ли, готовы ли мы собрать свою волю в кулак, проявить настойчивость, принципиальность?

Какое общее дело мы можем поднять в новом году?

Под силу ли нам «Алый парус»?

Все эти вопросы помогли живому обсуждению судьбы класса, настоящей и будущей.

Следующая важная сторона самоаттестации — выра­ботка программы роста своего классного коллектива: по­становка конкретных задач перед классом и определение путей их достижения. Составление программы роста — дело коллективное.

Программой роста могут стать предложения, выска­занные на самоаттестации. Они могут потом войти в план работы комсомольской организации. Программа роста коллектива не может быть одинаковой для всех классов, ведь мы говорили, что путь к коллективу у каждого клас­са бывает индивидуален.

Но вернемся к самоаттестации, о которой мы расска­зывали выше. Вот какие предложения были внесены в программу роста коллектива в этом классе.

Определив свое «местоположение» на ступени «Мер­цающий маяк», ребята посчитали возможным укрепить свое положение в предстоящем году и подойти к ступени «Алый парус». Для этого необходимо:

— работать по принципу: коллективно планируем, кол­лективно действуем, коллективно подводим итоги;

— инициативу в делах держать в своих руках;

— чтобы никому не было в классе плохо, а каждый на­ходил себе дело, а дела находили каждого;

— научиться не только красиво говорить, но так же красиво и делать;

— чтобы весь класс стал коллективным вожатым в пионерском отряде;

— выбрать трудовой объект — строительство стрел­кового тира. Работать, чтоб дух захватывало;

— выйти на тесную связь с другими классами: при­глашать их на наши дела. Провести совместный диспут «Как живешь, товарищ коллектив?»;

— организовать туристский поход.

Как мы видим, ребята кратко сформулировали на этот период свои задачи и основные конкретные дела. Они и помогут в организации коллективной работы. Это, разумеется, не вся работа классного коллектива, его ком­сомольской организации. Это стержень, сверхзадача.

Как показывает опыт, сам факт проведения такой са­моаттестации, откровенный разговор на ней дают много полезного для формирования и сплочения коллектива. Главное, что каждый имеет возможность взглянуть на свой класс, как будто немного отойдя в сторону, посмо­треть на себя со стороны. Ведь не секрет, что очень мно­го старшеклассников не задумываются серьезно о сво­ем классе как коллективе, еще недостаточно осознают роль коллектива в жизни класса. Свидетельство тому — сочинения «Я и мой класс». В них подавляющее боль­шинство юношей и девушек откровенно признавали, что впервые задумываются над тем, насколько зрелым яв­ляется их класс, почему «так получается», можно ли самим развивать, строить и поднимать коллектив. Очень хорошо, что в коллективной дискуссии на самоаттеста­ции ребята могут аргументировать свои мнения по по­воду уровня развития класса, сами разбираться в неко­торых «секретах» коллектива, законах его движения.

Каждый уровень развития классного коллектива тре­бует своих способов организации и руководства им. Со­гласитесь, что действия организатора должны отличать­ся, если он работает с людьми в группе, где нет настоя­щей ответственности, разболтанная дисциплина, где всем «все равно», и если он руководит слаженным, дружным коллективом.

Свойство хорошего организатора — учитывать все из­менения, происходящие в группе. Если группа не стоит на месте, если она развивается, становится зрелым кол­лективом, то необходимо изменять способы руководства. Если этого не делать, может пострадать не только кол­лектив, не только авторитет организатора, но и дело. При­ведем пример.

На комсомольском собрании секретарем бюро в клас­се, который считался в школе одним из трудных, была избрана энергичная и волевая девушка. Хотя ребята к ней не питали особых симпатий, она привлекала их своей «цепкостью», умением доводить дело до конца, че­го бы это ни стоило. Работала она с удовольствием, не­много жестковато, себя не жалела, но и другим сидеть сложа руки не давала. Ей было очень трудно, но резуль­таты не заставили себя ждать. В течение года классная организация стала одной из лучших в школе, класс ста­вили в пример, а комсорг стала популярной личностью в школе.

На следующий год ее избрали комсоргом вторично. Она так же энергично взялась за дело. Через некоторое время в ее адрес все чаще стала раздаваться критика на собраниях, в разговорах одноклассников. Ее упрекали во властолюбии, нежелании советоваться с людьми, в стрем­лении действовать приказом, а не убеждением (узнаете стиль «Разящие стрелы»?). Стали возникать конфлик­ты. Дело дошло до того, что часть ребят стала требовать вывести ее из бюро, не дожидаясь отчетно-выборного со­брания.

В чем дело? Почему комсомольская организация вдруг отвергла те качества, которые ранее ценила в ком­сорге? Ведь девушка, в сущности, не изменила своего поведения во взаимоотношениях с группой. Все дело в том, что за это время изменилась сама группа. Когда-то она была на уровне «Мягкой глины», но постепенно развивалась, сплачивалась под руководством своего комсорга и становилась зрелой — подошла к «Алому па­русу». А здесь «разящие стрелы» комсорга стали тормо­зом. Группа на этой ступени требовала других, более де­мократических способов руководства. Комсорг, к сожа­лению, не почувствовала этих качественных перемен.

Помню, как на заседании комитета комсомола шко­лы члены комитета горячо выступили в поддержку комсорга, обвиняя «неблагодарный класс» в предвзято­сти, необъективности. Копья ломались тогда отчаянно.

Разобрались в этом конфликте с трудом. Кто-то пред­ложил не горячиться и спокойно поговорить обо всем в классе. Так и сделали. Разговор пошел на пользу и клас­су, и его комсоргу, которая честно и откровенно пообе­щала пересмотреть свой организаторский багаж

Одна из основных задач организатора состоит в том, чтобы, сплачивая и поднимая группу, расти вместе с ней, совершенствовать свой стиль руководства и всю орга­низаторскую работу в целом.

Организатору, работающему с классными или другими группами, находящимися на разных ступенях развития, мы можем посоветовать следующее:

В группах на уровне «Песчаная россыпь» предпочти­тельнее может оказаться стиль руководства «Разящие стрелы» (настаивающий, требующий, приказывающий). Подчеркиваем, стиль предпочтительный, а не единствен­ный: все зависит от конкретных условий. Здесь будет преобладать единоначалие, четкость в определении за­дач, подробный инструктаж, жесткий контроль на всех этапах работы. Другие стили руководства могут иметь вспомогательное значение.

В группах «Мягкая глина» стиль «Разящих стрел» может еще преобладать, но сюда все активнее вводятся «бумеранговые» приемы (напоминаем, это — стиль кол­легиальный, советующийся, консультирующийся и тре­бующий) : создание актива, опора на него, привлечение одноклассников к обсуждению вопросов жизни и работы класса. Здесь организатор, исходя из знания личных и деловых качеств одноклассников, предоставляет акти­ву, помощникам возможность самим принимать решение, оказывает им помощь.

Если существуют серьезные, конфликтные отношения, надо выяснить, на чем они основаны. Могут не помешать «челночные» рейды организатора по примирению на основе общих дел конфликтующих группировок и лично­стей.

 

В группах «Мерцающий маяк» эффективно сочетание стилей «Возвращающийся бумеранг» и «Разящие стре­лы». Как правило, на этой ступени органы самоуправле­ния имеют большой вес и организатор может активнее использовать мнение группы, считаться с позицией боль­шинства, если оно стоит действительно на правильном пути.

В целях создания Положительного эмоционального климата коллектива в отдельных случаях можно исполь­зовать как вспомогательные способы воздействия типа «Снующий челнок» и «Плывущий плот»: быть уступчи­вым, при необходимости идти на компромисс.

Организация и руководство группой через органы самоуправления и актив становится основным способом на ступени «Алый парус». Стиль руководства «Возвра­щающийся бумеранг» является ведущим на этом этапе работы с коллективом.

В основе взаимоотношений организатора и группы — взаимное доверие. Дело в том, что сплоченность и сра­ботанность группы освобождают организатора от необ­ходимости всякого рода напоминаний, проверок, тща­тельного инструктажа перед началом дела и т. д. На этом этапе организатор выполняет чаще функции «мозго­вого центра», разрабатывающего идеи, подающего ини­циативу, поддерживающего начинания других ребят. Это не значит, что надо «плыть по течению», но и сковывать инициативу многочисленного актива тоже не следует.

 

В основе руководства группами, находящимися на ступени «Горящий факел»,— самоуправление, опора на группу в целом. Требования организатора к личности предъявляются от имени коллектива. Основное внимание организатора направлено на установление связей с дру­гими группами, на формирование активной позиции сво­его коллектива в школе, среди других объединений. Рас­порядительные действия организатора носят вспомога­тельный характер. К делам коллектива, к руководству привлекаются в разной форме все члены коллектива.

 

Требуется настройщик

Мастерская настроений.— Что такое хорошо и что такое плохо,— Ко­гда работается с удовольствием. Как это делается.— Значимость дела.— Эмоциональная привлекательность.— Новизна.— Неожидан­ность.— Чувство меры.— Требуется настройщик.— Советы организа­тору.

Вообразите себе: мы заходим в мастерскую, где по нашему заказу могут изготовить... настроение. Обслу­живают тут бойко.

«Вы заказывали настроение жизнерадостное, бодрое, типа мажор? Пожалуйста, вот в этой коробочке, желто-красной. Для праздничных вечеров, субботников, турпо­ходов».

«Вам что-нибудь минорное для поэтического салона? Да-да, мы приготовили вам, как просили. Возьмите вот эту розово-голубую коробку. А в этой фиолетовой при­готовлено настроение тревожно-напряженное».

«Вы хотели сильное средство для мобилизации вни­мания ребят в самом начале дела? Пожалуйста. Что? Почему в коробке слон на мотоцикле? Такого не бывает? Вот видите, как вы разволновались, находитесь в полном недоумении. А мы как раз на это и рассчитывали. Кажу­щаяся абсурдность привлекает внимание. В свое время Маяковский со своими друзьями-поэтами пользовались подобным приемом для «разжаривания» публики. Пред­ставьте, открывается сцена, а на ней сидят поэты, пьют спокойно чай («почему пьют чай?»), а над ними висит привязанный за одну ножку рояль («почему висит ро­яль? что это еще такое?»). Нет-нет. Вам рояль вешать не нужно. Дирекция школы не разрешит».

«Вы что заказывали?..»

Мистика, думаете, выдумка. По форме да. А вот по существу о та­кой «мастерской» можно говорить серьезно. А «мастеровые» в ней сами организаторы. В принципе у каждого организатора возможна такая миниатюрная, переносная «мастерская» настроений. Нахо­дится она в воображаемом чемо­данчике с отделениями: «Значи­мость дела», «Эмоциональная при­влекательность», «Новизна», «Не­ожиданность», «Чувство меры».

Ну а зачем это все нужно?

Сколько раз приходилось видеть, как тщательно под­готовленное, разложенное по полочкам дело, которое, по мысли организатора, должно увлечь ребят, вдруг встре­чает их полнейшее равнодушие. Выкладывается пол­ностью вожак, в изнеможении его помощники, а вокруг скучающие, тоскливые лица ребят. Дело рассыпается на глазах, как песчаный замок. Почему? Да потому, что не подумали об эмоциональном обеспечении дела. Что это такое?

Утверждают, что раны у победителей заживают быст­рее, чем у побежденных. Иначе говоря, минуты радости ускоряют ритм жизни человека, минуты печали, наоборот, замедляют, ослабляют этот ритм. «Мажор», то есть бод­рое, радостное настроение, обладает свойством увеличи­вать силы человека, делать его активнее, а его самочув­ствие значительно лучше. Недаром выдающийся англий­ский врач XVII века Сиденхем однажды заметил, что прибытие паяца в город значит для здоровья его жителей гораздо больше, чем десятки мулов, нагруженных лекар­ствами.

Очень важно сделать предстоящую работу интересной, увлечь ею ребят, тогда и делать ее будут с удовольстви­ем, а значит, и результат будет лучше.

Слово «настроение» — от слов «строй», «настраивать». Похоже, из музыкальной терминологии. Звуки наших внутренних струн — эмоции. Они как сигнал, отражение происходящих вокруг нас и с нами изменений. Встретил­ся прохожий, посмотрел, улыбнулся. Хорошо. Выпал первый снег. Все запорошило, все по-новому. Приятно. Поскользнулся на первом льду. Шлепнулся. Боль­но. Плохо. Поднялся, увидел, что ко мне спешит на помощь незнако­мый человек. Спасибо, обошелся.
Хорошо. Чего было сегодня боль­ше — хорошего или плохого, при­ятного или неприятного? Мы, как
правило, над этим не задумываем­ся. Но, помимо нашего сознания, эмоции делают пометки в нашем настроении. Другими словами, наш организм все время в состоянии настройки, а результат — наше настроение.

Обширна гамма душевных состояний человека. Ино­гда не хватает слов, чтобы выразить свою взволнован­ность. И прав М. Ю. Лермонтов, утверждавший, что

 

Холодной буквой трудно объяснить

Боренье дум. Нет звуков у людей

Довольно сильных, чтоб изобразить

Желание блаженства. Пыл страстей

Возвышенных я чувствую: но слов

Не нахожу...

У меня дома стоит пианино. Время от времени, когда мое ухо улавливает фальшь в его звучании, я приглашаю настройщика, который, вооружившись камертоном и спе­циальным ключом, приводит этот музыкальный агрегат в порядок.

Человек, как ым уже говорили, тоже наделен этим «музыкальным» свойством расстраиваться, настраивать­ся и перестраиваться.

Музыкант-настройщик подходит к инструменту с ка­мертоном — эталоном звучания. Когда организатор возь­мется настраивать эмоциональные состояния перед общим делом или в процессе самой работы, то эталоном должно явиться содержание дела.

Всмотритесь, какими прекрасными «настройщиками» являются талантливые актеры. Они в какие-то считанные минуты могут вызвать в нас сострадание и жестокость, гнев и восхищение, радость и смятение. По миру давно уже гуляет легенда о ковбое, который, явившись на спек­такль «Отелло», не выдержал гнусных происков Яго и тут же всадил в актера обойму из своего кольта. Говорят, по решению судьи он был казнен в тот же вечер. Их по­хоронили в одной могиле, выбив на памятнике слова: «Лучшему актеру и лучшему зрителю».

У настроений есть свои «визитные карточки», по ко­торым люди узнают состояния друг друга. Это вырази­тельные движения тела, рук, лица, глаз, интонация го­лоса, изменения цвета лица, походка, форма обращения к товарищам. Следует быть гораздо внимательнее к про­явлению чувств, и вы научитесь «прочитывать» настрое­ния, посмотрев на человека.

Умение зажечь каждого предстоящим делом — это то­же искусство организатора. Давайте разберем некоторые приемы создания в группах и коллективах необходимых настроений, вызывающих интерес к делу, помогающих его успешному проведению.

Дело увлекает человека, если оно оказывается для него значимым, то есть важным, нужным, необходимым. Главное, чтобы человек не только поверил нам, что это дело важное и нужное, надо, чтобы он прочувствовал, как говорят, сердцем эту важность, значимость.

Нередко бывает, что подростки и юноши из-за недо­статка осведомленности, опыта не всегда могут самостоя­тельно оценить значение предстоящего дела, в котором им следует принять участие. Здесь должен поработать организатор. Это достигается различными способами.

Бывает важно подчеркнуть, что работа, которую мы выполняем, является частицей общего труда, и из этих частиц как раз и создается общее дело. Значение дела может быть подчеркнуто в его названии, девизе, броском лозунге, написанном по этому случаю. Например, тема комсомольского собрания «Готов ли ты к труду и оборо­не?» звучит не только выразительно, но и более значимо, чем «Об участии комсомольцев в сдаче норм на значок ГТО». Одно дело, когда старшеклассники трудятся ле­том, ремонтируя школу и «отрабатывая» установленный срок, и другую окраску приобретает их труд, когда они участвуют в трудовой четверти всех школьников страны, проходящей под девизом «Мой труд вливается в труд моей республики!». И дело не только в «красивости» на­звания, что тоже имеет немаловажное значение, а в воз­можности увидеть каждому свое место в строю многомил­лионного отряда юношества и пережить состояние сопри­частности к важной общественной акции молодежи.

Не все можно взять «кавалерийской атакой», нале­том. Часто требуется кропотливая, внимательная работа по разъяснению важности того или иного дела.

Каждый человек имеет право на то, чтобы на него обра­тили внимание, и каждому старшекласснику хочется, что­бы дело, которое он выполняет, имело значение не только для него лично, но и для остальных.

Как-то к Наташе С., ученице одной из костромских школ, подошел секретарь комсомольской организации и сообщил, что комитет комсомола решил дать ей поруче­ние — заходить ежедневно в школьную библиотеку, брать там номер «Комсомольской правды» и подшивать его в комплект, находящийся в комитете ВЛКСМ. На всякий случай, чтобы Наташа не подумала отказаться, добавил доверительно: «Не волнуйся, дело пустяковое. Много вре­мени не займет, а будешь считаться теперь с поручени­ем». Последняя фраза больно кольнула девушку, но от поручения она отказываться не стала.

Наташа не блистала усердием. От случая к случаю за­ходила в комитет, оставляла газеты, чтобы появиться че­рез неделю. Ворчали политинформаторы, забегавшие в комитет, чтобы заглянуть в газету, сердился секретарь ко­митета комсомола. Тем не менее Наташа на замечания не реагировала. Поручение для нее, действительно, было «пустяковым».

Однажды на доске объявлений в коридоре школы она прочитала: при комитете комсомола школы организуется информационный центр, и при нем создаются посты. Вдруг в списке членов постов Наташа увидела свою фамилию, под которой значилось, что она «командир поста полити­ческой информации». Именно командир, а не «подшиваль­щик», как себя называла Наташа.

За этой, казалось, небольшой деталью для девушки вдруг раскрылась нужность, полезность ее поручения. Обратите внимание, там поручение ей давалось с глазу на глаз, здесь о нем говорится публично, там под­черкивалась его незначительность, здесь — место задания в ряду других важных поручений комсомольцев. Да и на­звание должности «командир» ставило девушку в пози­цию вожака, человека ответственного, призванного про­являть инициативу. Это сыграло свою роль в отношении Наташи к поручению. Она приходила в комитет комсо­мола теперь регулярно, по своей инициативе создала в комитете уголок политинформатора. Вскоре командиру поста комитет комсомола объявил благодарность.

Значимость предстоящего дела может подчеркивать­ся на первый взгляд незначительными деталями. Можно еще подумать, стоит ли идти на читательскую конферен­цию, если туда приглашает обрывок бумаги, висящий на одной кнопке с «абы как» написанным текстом. Через это можно угадать отношение к делу самого организатора. Немаловажное значение имеет и серьезность тона, с каким организатор будет давать поручение, и то внимание, с которым он будет относиться к человеку в ходе выполне­ния им задания.

Для того чтобы ваши товарищи участвовали в рабо­те с удовольствием, с хорошим настроением, дело должно быть эмоционально привлекательным, то есть притягива­ющим к себе, вызывающим яркие переживания.

Эмоционально привлекательным дело может стать, если организатор будет использовать в работе элементы романтической условности, игры, призывать на помощь юмор, остроумие.

В IX А и в IX Б зашел после уроков прораб с соседней стройки. «Ребята, очень нужна ваша помощь. Надо про­рыть срочно траншею, а канавокопатель встал, поломка. Тянем теплоцентраль к школе».

Ребята восприняли предложение без особого энтузи­азма. Но раз надо, значит, надо. На следующий день оба класса дружно трудились на отведенных участках. Сер­гей В., комсорг IX А, водрузил шест с табличкой «Лири­ки» у своего участка, а затем великодушно изготовил еще один для соседей, решив, что «Физики» это как раз для них. Когда через час сделали перерыв и «лирики» на­несли визит «физикам», обнаружилось, что «лирики» вы­полнили работу объемом чуть ли не вдвое больше, чем их соседи. Те искренне удивились, побежали на участок к «лирикам», проверили, не мягче ли тут грунт, не занижен ли объем. Нет, все оказалось правильным. Так в чем же дело?

Сомнения разрешил подошедший прораб. «Это пото­му.— сказал он,— что ваши «лирики» работают с улыб­кой». И действительно, за работу ребята IX А принялись с песней. Затем, когда с песнями «выдохлись», на арене появился Сергей Д., парень, обладающий великолепным чувством юмора. Он не оставил без внимания ни себя, ни товарищей, ни соседей. Смех стоял неудержимый. Так с шуткой да с песнями и не заметили, как дело сделали... А рядом молча, сосредоточенно трудился IX Б. Если, гля­дя на «лириков», создавалось впечатление, что они стре­мятся найти золотоносную жилу, то их соседи просто от­рабатывали задание.

Хороший эмоциональный настрой работы создают традиции, ритуалы, символы. Есть в разных школах свои традиции — встречи новичков в классах («посвящение в одноклассники»), праздники рождения комсомольской ор­ганизации (создание комсомольской группы в VII— VIII классах), ритуалы на комсомольских собраниях (вы­нос Красного знамени комсомольской организации, рапор­ты-отчеты классных комсомольских организаций о выпол­нении заданий комитета комсомола школы) и при организации классных и общешкольных дел (линейки-ми­тинги «Имена на поверке» памяти павших в Великой Отечественной войне, традиционная форма «десантов» трудовых отрядов старшеклассников) и др. Следует ак­тивнее использовать символы и ритуалы при вручении комсомольских билетов, проведении Ленинских уроков, уроков мужества, трудовых дел.

Будничная, порой не очень приятная работа может оказаться вдруг интересной, притягивающей к себе, если ее умело «подать» (применяется термин «инструменто­вать»), заставить сверстников посмотреть на нее другими глазами. Музыка, песня в этом смысле прекрасный союз­ник организаторов. Если организатор побеспокоится, что­бы перед началом комсомольского собрания прозвучали песни (надо найти и запевал — «ответственных за пес­ню», и музыкантов, и пластинки или магнитофонные запи­си), то этим самым он обеспечи-вает бодрую, мажорную обстанов­ку, так необходимую на комсо­мольских собраниях. Да и не только на собраниях.

У музыки есть замечательное свойство настраивать человека на определенный лад. Поэтому не случайный подбор музыкальных произведений, песен должен сопут­ствовать тому или иному делу. Если туристская группа в поход ной колонне затянет «Ромашки спрятались...», то да­леко она не уйдет. В этом случае помощником будет весе­лая, бодрая и задорная песня. Другая программа может оказаться на вечернем «огоньке» или у костра в том же туристском походе, где требуется откровенно поговорить; здесь задушевность, лиричность звучания помогут реше­нию задачи. Хорошо, если бы в школе, классе были свои музыкальные организаторы, понимающие «что к чему», как нужно «конструировать» настроения

Организатору никак нельзя недооценивать огромные возможности музыки делать человека отзывчивым, активным, способным к преодолению трудностей. Вот эпи­зод из коллективной «ребячьей» книги «Фрунзенская ком­муна»: «Утром в первый день каникул я побежала в Дом пионеров. После общего сбора нас вывели в фойе, разда­ли ведра и тряпки. Думаете, мне хотелось мыть пол? Только пришли и сразу—нате, пожалуйста, работайте! Но тут заиграл духовой оркестр, и мне почему-то захо­телось и мыть пол, и петь, и сделать больше всех. И взрослые вместе с нами, на равных мыли и убирали наш Дом. Из-за этого субботника мы его и полюбили».

Союзники организатора — цвет и свет. Давно замече­но, что различные цвета обладают способностью по-раз­ному воздействовать на эмоциональные состояния людей. Есть цвета теплые, вызывающие удовлетворенность, спо­койствие, радостные настроения. Есть цвета холодные, настраивающие на собранность, деловой тон, подчерки­вающие официальность обстановки. Хотя в восприятии цвета очень много субъективного, зависящего от конкрет­ного человека, его жизненного опыта, тем не менее орга­низатор вполне может использовать цветовую «партиту­ру», предлагаемую психологами.

Освещая помещения, делая подсветки при помощи ламп, различных светильников, оформляя помещения ри­сунками, плакатами, цветовыми аппликациями, можно воспользоваться следующим цветовым «ключом»:

красный цвет — цвет активизирующий, возбуждаю­щий, создающий впечатление жизнерадостности, тревож­ности. Нечто беззаботное и веселое не должно быть вы­ражено одним красным цветом;

желтый и оранжевый цвета и их сочетания создают теплоту, приподнятость, праздничность, способствуют об­щительности, откровенности;

светло-коричневый — успокаи­вающий, смягчающий, теплый;

синий и зеленый цвета — хо­лодные; синий создает дистанцию, настораживает, зеленый вызывает стремление к естественности;

фиолетовый действует несколь­ко беспокойно, создает ощущение глубины, тяжести; розовый вызывает нежность, производит впечатление таинственности.

В цветопсихологии существуют такие сочетания цве­тов, которые: способствуют созданию сильной напряжен­ности (желтый и синий), лучезарности (красный и жел­тый), подвижности, импульсивности (оранжево-красно-зеленый), беспокойства (оранжево-синий, зеленый-синий) и др.

К сожалению, мы совсем плохо используем удиви­тельные свойства цвета при организации диспутов (надо создать откровенную обстановку доверия, искренности), школьных вечеров (сочетание разнообразных цветовых оттенков светильников, флажков, шаров, цветных полос бумаги создает настроение праздничности, приподнято­сти, активности), торжественных митингов и собраний (состояние собранности, тревожности, серьезности).

Эффективным средством создания заинтересованно­сти делом и внесения в работу соответствующего настро­ения является использование элементов новизны.

Потребность в новых впечатлениях — одна из самых важных потребностей человека. Новое всегда привлекает к себе внимание, заставляет реагировать человека уже на сам факт появления нового. Как говорил римский философ Сенека, для нас естественнее удивляться но­вому, чем великому.

Введение, может быть, даже и небольших, но новых деталей в приемы и методы работы организатора, в фор­мы обращения к учащимся, в оформление помещений, где собираются ребята, создает хорошие возможности для психологической атмосферы предстоящей деятельности. В одной из школ готовился музыкально-поэтический вечер. Обычно подобные вечера проводились в актовом зале: на сцену подымались «артисты», внизу, в зале, сиде­ли зрители. И так всегда. На этот раз организаторы вечера все кресла в зале развернули полукругом, и центр оказался у боковой стены. Там стоял столик с вазой, в ней два-три цветка. И все. Больше никаких украшений, ни­чего лишнего. Да еще два прожектора, два луча — оран­жевый и желтый (теплые цвета), направленные на пло­щадку у столика.

Вечер прошел очень интересно, приподнято, и самое главное, в искренней, дружеской атмосфере. Исчезла не­зримая стена между зрителями и сценой. Ребята, расска­зывая о впечатлениях от проведенного вечера, непремен­но отмечали, что первое их впечатление — необычность убранства зала. Когда им возражали, что, собственно, никакого убранства не было, они повторяли: «Все равно, появилось что-то новое, и мы с нетерпением ждали, что будет дальше»; «Когда мы вошли в зал, то сразу поняли, что сегодня будет не так, как всегда»; «Сначала было непонятно, к чему все это. Но было как-то тревожно и приятно. Почему? Не знаю. Просто так...»

Один небольшой элемент — перестановка кресел в за­ле, перемещение источников света, и это нашло отраже­ние в настроении ребят, создало необходимую для дела психологическую ситуацию.

Особый прием — внезапность, неожиданность воздей­ствия. Это — эмоциональная атака на состояние человека. В этот момент человек может быть выведен из равнове­сия, вмиг концентрируется внимание, в считанные мину­ты происходит мобилизация внутренних сил человека, приводятся в волнение человеческие чувства.

Часто случается, что при организации и проведении многих полезных дел необходимость быстрого, оператив­ного действия подменяется бесконечными обсуждениями, согласованиями, объяснениями и т. д. Ребята же быва­ют гораздо искреннее в своих переживаниях, активнее проявляют свои творческие способности тогда, когда воз­никает «сюрпризная» ситуация, привлекательная своей неожиданностью, внезапностью.

Так, отправляясь с ребятами в туристский поход, мы в одном случае предупреждали их о предстоящем лесном карнавале за неделю до похода, в другом — в самом по­ходе, за два часа до начала карнавала. И каждый раз обращали внимание на то, что в последнем случае лес­ные карнавалы сопровождались шквалом ребячьей выдумки, блестящей импровизации в противовес буднич ному обсуждению, с большим штатом ответственных, по­мощников, исполнителей в первом случае.

Неожиданный прием организатора вначале создает «сюрпризную» ситуацию: «Что такое? Что от этого мож­но ожидать?» Обычно человек в «сюрпризной» ситуации пытается принять решение, но он не уверен в правильности его. Организатор должен подсказать, повести человека за собой, заставить поступать его определенным образом. Вот пример.

В одной из школ бичом для комсомольской организа­ции были опоздания на комсомольские собрания. Начи­нались они рсегда с 15—20-минутной задержкой. Однаж­ды на объявлении о комсомольском собрании вместо дежурной фразы «Явка комсомольцев обязательна» по­явилась такая: «Опоздавших просим не беспокоиться». А традиционное время начала собраний — 14 часов — бы­ло заменено на 13.57. Собрание началось в 13.57, опоздав­ших почти не было. Все присутствующие на собрании, часть из которых в этот день пришла вовремя «на всякий случай», с любопытством смотрели на дверь: может быть, кто опоздает. И когда все же один такой появился, его встретил взрыв смеха. Опоздавший, не ожидавший такого внимания, смутился и под взглядом сотен глаз неловко прошел вперед. Как мы видим, небольшая, но неожидан­ная и новая деталь в объявлении сделала свое дело. Однако не поймите, что все «сюрпризное», сиюминут­ное — это хорошо. Нужно уметь сочетать длительную под­готовку серьезных и больших по объему дел с искрящейся импровизацией, уметь выбирать ту форму подготовки на­строения ребят, которая даст лучший результат в данных, конкретных условиях.

В применении различных приемов воздействия органи­затора на настроения людей необходимо чувство меры. Неоднократное использование одних и тех же форм воз­действия, однообразная повторяемость ситуаций могут вызвать адаптацию, привыкание к ним и значительно сни­зить их роль в организаторской работе. То, что раньше вызывало яркие переживания, через некоторое время при частой повторяемости может оставить ребят равнодуш­ными. У каждого организатора должен быть свой запас эмоциональных средств воздействия, который не должен растрачиваться по поводу и без повода. Требуется эко­номное и бережное к ним отношение.

Отсутствие меры в эмоциональном воздействии, чрез­мерное увлечение использованием наиболее сильных при­емов, постепенное психологическое взвинчивание состоя­ния ребят ведут к неуравновешенности характеров, нер­возности в поведении.

Совершенно справедливо на эту сторону эмоциональ­ной жизни людей обратил внимание профессор И. С. Кон. Он пишет: «Верно, что в буднях можно найти много празд­ничного. Но верно и то, что праздник и будни не одно и то же; и тот, кто пытается превратить будни в сплошной праздник, фактически незаметно для себя низводит празд­ники до уровня будней. Когда на собрании, посвященном важной, но обыденной задаче, произносятся слишком тор­жественные речи, эти речи невольно обесцениваются и перестают звучать торжественно, даже когда это действи­тельно необходимо. А это неизбежно рождает известный скепсис... Высшие идеалы и символы не должны превра­щаться в разменную монету, от слишком частого употреб­ления они стираются, приобретают характер штампов. Мы часто не учитываем этого психологически обоснованного правила».

Вместе с тем хотелось бы заметить, что «эксплуатиро­вать» настроения без серьезной организаторской рабо­ты — запрещенный в организаторском искусстве прием. Можно написать красивые и умные объявления, нарисо­вать красочные плакаты, включить прожектора, распе­вать веселые песни, но когда за этим не стоит содержа­тельная сторона работы, эмоциональное обеспечение окажется дешевой мишурой, которой пытаются прикрыть неорганизованность.

Своеобразным «генератором» эмоциональной энергии в коллективе является сам организатор. Способность «за­ражать» своим настроением других, увлекать собственным примером, отношением к делу — качество настоящего ор­ганизатора. Поэтому очень важно, с каким настроением появляется перед участниками общего дела сам органи­затор. И как бы плохо ни было организатору в этот мо­мент, какие бы печали ни охватывали его, приступая к Делу, выходя к ребятам, он должен являть собой образец оптимизма, уверенности, убежденности.

Здесь мы имеем дело с тем самым случаем, когда на­строение оказывается далеко не личным делом человека. Только целеустремленный, бодрый человек может создать в коллективе боевой, наступательный настрой, мажорный тон, когда каждый старшеклассник чувствует пульс жиз­ни своего коллектива. Пусть каждый организатор станет настоящим мастером-настройщиком своего многоголосно­го ансамбля — участников дела.

 

Советы организатору:

 

Приступая к организации дела большого или малого, обязательно побеспокойтесь о том, как заинтересовать ребят, как сделать дело увлекательным. Попробуйте, со­ставляя план дела, «расписать» настроение, которое бы вам хотелось создать у ребят на различных этапах под­готовки и проведения дела. Обозначьте способы, которы­ми вы этого будете добиваться.

Советуем создать «службу» настроения. Вам надо взять на учет ребят веселых и склонных к серьезности, • остроумных и сдержанных, музыкантов, певцов-запевал, знатоков весёлых и интересных историй и т. д. Подумай­те, где, когда и как вы их сможете использовать для пользы дела.

Хорошо иметь в школе, в классе свою фонотеку с на­бором грампластинок и магнитофонных записей. Если это будет сделать на первых порах сложно, соберите сведения об имеющихся дома у ребят проигрывателях, магнито­фонах, радиолах с комплектами пластинок, записей. Раз­беритесь с помощью своих товарищей в музыкальных про­граммах с точки зрения создания настроений в нужный момент.

Рекомендуем создать простейший набор осветительной техники с набором светофильтров, иметь под рукой цве­товой «ключ» — тот, что мы привели в данной главе. Это вам поможет хорошо решать проблему настроенности на ваших вечерах, диспутах, конференциях и т. д.

Будьте внимательны к своему состоянию, когда по­являетесь перед сверстниками. Ведь вы настраиваете всех и своей уверенностью, жизнерадостностью.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты