Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Организация договоренности с симптомом и создание части, ответственной за выздоровление




Метафора частей.Не удивляйтесь (слишком уж сильно) названию этого параграфа — вскоре оно станет вам доступным и ясным. Однако для того, чтобы это произошло, позвольте мне рассказать вам следующую метафору, которая по аналогии прояснит вам весьма сложный раздел современной психологии и психотерапии.

...Представьте себе большой (очень большой!) завод по производству не важно чего. Директор его — как это и положено в рыночной экономике — занимается внешними проблемами: маркетинга, сбыта, финансов и взаимоотношений — с многочисленными партнерами и контрагентами. Это отнимает у него все без исключения рабочее время, и потому собственно управление производством, а также решение всех прочих внутренних проблем он отдал на откуп соответствующим службам и подразделениям, которые действуют независимо и самостоятельно от этого самого директора. До поры до времени все на этом предприятии идет хорошо — директор успешно «пашет» вне завода, а службы и подразделения самостоятельно справляются с внутренними неурядицами, имя коим — легион. Но в один прекрасный (точнее, печальный) день директор замечает, что его родной завод явно «недомогает». Снизилась ритмичность выпуска продукции, возросли простои оборудования, пошел брак — и т.д. Естественно, что ему приходится отвлекаться от «внешней политики» и обращать свой начальственный взор на «политику внутреннюю». Для начала он ищет службу или подразделение, «виновную» в «заболевании» предприятия — сам или с помощью привлеченных консультантов. После вызывает к себе «на ковер» руководителя или представителей этой самой службы/подразделения и методично (в нашем примере это современный директор, знающий о том, что такое психология менеджмента не понаслышке) начинает выяснять причины сбоя. И с изумлением узнает, что сбой этот — как бы даже запланированный, так как в отсутствие директорского указующего перста или хозяйского ока она (оно) — служба или подразделение —решила (решило), что надо действовать имен-но таким — гарантирующим сбои — образом. По недомыслию либо в силу дефицита информации. Или даже по злому-доброму умыслу — дабы обратить внимание высокого начальства на свои проблемы или выразить несогласие с его внешней политикой. Естественно, что волевым решением такую вот проблему не решишь: нажмешь как следует, а они в ответ забастовку или голодовку — как говорится, себе дороже обойдется. Приходится идти на переговоры — объяснять, увещевать или уговаривать людей из службы или подразделения, дабы добиться «продукта при непротивлении двух сторон» (если вы помните, именно так определял согласие монтер Мечников из бессмертного произведения Ильфа и Петрова). Решать внутренние проблемы этой, как выяснилось, очень важной части своего предприятия. Или даже в угоду ей менять внешнюю политику. А что поделать: не решишь этой, казалось бы, частной проблемы — и всему заводу не то чтобы кран-ты, крышка (хотя иногда и так), но уж, во всяком случае, не до жиру, а быть бы живу...

А теперь представьте ну совсем-совсем простую вещь. Что директор — это вы сами (точнее, ваше сознательное «Я»). Завод — ваше тело. А службы и подразделения завода — отдельные подразделы вашей психики, которые в нейролингвистическом программировании называются частями; в психосинтезе — субличностями; в преобразующем процессинге — сущностями, а в холодинамике — холодайнами. Я бы мог еще и продолжить этот список названий. Но вряд ли это что-то добавит к пониманию сути дела. А суть эта — в признании всеми без исключения школами современной психотерапии и психологии факта существования в нашем бессознательном некоторых самостоятельных и вполне сознательных образований, которые независимо от сознания контролируют различные аспекты нашей жизнедеятельности. Делают они это как бы автоматически — но только для нашего собственного сознания и только тогда, когда часть (я буду пользоваться именно этим, привычным мне, как энэлперу, термином) достигает «зрелости». Вспомните-ка, как когда-то, давным-давно, вы учились писать или (более позднее воспоминание) водить машину. Это требовало от вас колоссального сознательного внимания. До сих пор не забуду, как же трудно было одновременно выжимать сцепление, отпускать газ, синхронно с этим переключать скорость — и обнаруживать, что за то время, пока я отвлекался на все эти действия, машина вполне самостоятельно уехала совсем не туда, куда должна была ехать по изначальному замыслу. Но потом вы («я, ты, он, она—вместе целая страна») научились письму или вождению и теперь делаете либо то, либо другое (либо и то и другое) автоматически. Потому что в вашем бессознательном сформировалась часть, которая взяла на себя бразды правления этим действием. Умная, упрямая и с характером — который, кстати, может вовсе не соответствовать вашему (я, например, знаю немало тишайших, почтенных и степенных отцов семейств, которые за рулем бессознательно превращаются в отчаянных лихачей и автохулиганов).

Ну а теперь последнее теоретическое положение и мы перейдем к практике. Скажите, а понимаете ли вы теперь, что ваша болезнь может автоматически поддерживаться какой-то частью, которая либо по тем или иным причинам посчитала ее нужной и «правильной» (или вторично выгодной), либо таким вот неприятным для вас, но весьма действенным образом решила сообщить вам, что вы что-то делаете не совсем так или даже совсем не так?..

Пример работы с частью.Иван Николаевич посетил меня по рекомендации своего лечащего врача — моего хорошего знакомого. Проблема, с которой он пришел, явно не относилась к числу рядовых. Ивана Николаевича вот уже два года мучило ощущение комка в горле. Комка, который никак не хотел проглатываться. Попытки что-либо сделать в режиме модели «НС ЖС» ни к чему не привели (комок упорно отказывался видоизменяться), и тогда я решил перейти к работе с этим комком как с частью. Сложность здесь заключалась в том, что работа эта требовала применения техник НЛП высокого уровня. А техники эти столь необычны и своеобразны, что их редко применяют на первых сеансах — дабы не отпугнуть пациента или не «сорвать» достижение результата в силу возникшего на почве этого испуга сопротивления.

Однако в данном случае интуиция сказала «Да!», и я попросил Ивана Николаевича как можно более подробно описать этот комок — его размеры, форму, цвет, плотность, консистенцию и т.п. И когда это описание было закончено, предложил клиенту мысленно как бы пересадить этот комок на стоящий перед ним (клиентом, а не комком) стул.

Инструкция эта немного смутила Ивана Николаевича, но он справился. И тогда, убедившись, что клиент действительно «видит» комок на стуле перед собой, я предложил Ивану Николаевичу сказать этой своей части «привет» и услышать ее ответ — не обязательно в словесной форме.

Комок оказался достаточно дружелюбным образованием, и Иван Николаевич как будто услышал от него ответное «Здравствуйте». Это уже была победа, ибо здесь очень важным является именно получение этого первого ответа на ваш вопрос — это значит, что диалог с частью начался и может быть успешно продолжен. Однако ответ этот может не только «прозвучать», но еще и «привидеться», «ощутиться» и даже «прочитаться» — т.е. проявиться в любой из четырех модальностей.

Далее я попросил клиента последовательно задать комку три вопроса:

«Чем ты занимаешься?»

«Чего ты хочешь?» и

«Зачем тебе это надо?»

И наступил «момент истины». Я понял это по выражению и растерянности, проявившимся на лице Ивана Николаевича. Запинаясь и все время поглядывая на пустой стул как на реально присутствующего собеседника, клиент поведал мне то, что сообщила ему его часть. Оказалось, что комок этот не случайно появился два года назад, так как именно тогда из-за крупной профессиональной неудачи Иван Николаевич решил поставить крест на своей карьере и полностью посвятить себя семье. Что это его решение, похоже, никак не устроило бессознательное Ивана Николаевича, потому что на вопрос «Чем ты занимаешься?» последовал четкий и жесткий ответ: «Заставляю тебя делать дело, а не прятаться от жизни в кругу семьи» (чуть позже клиент вспомнил, что ощущение комка в горле у него появляется всякий раз, когда под предлогом заботы о семье он бросает заниматься каким-нибудь перспективным делом). И что основное желание комка (ответ на вопрос «Чего ты хочешь?») — это чтобы Иван Николаевич «наконец-то сделал то, к чему готовился двадцать пять лет» (я так и не узнал, что именно).

Самым жестким — а может быть даже и просто жестоким оказался ответ части на вопрос «Зачем тебе это надо?»: «Чтобы ты не остался в итоге у разбитого корыта. Твои дети давно уже выросли и не нуждаются в тебе. Более того — они тяготятся твоей опекой. А у жены твоей есть ее свое дело — дело, которого нет у тебя. И она начинает чем дальше, тем больше считать тебя неудачником»...

Дальнейшее было уже, как говорится, делом техники. После того как я помог Ивану Николаевичу пережить психологический шок от столкновения с Истинной Проблемой его Жизни (которую столь недвусмысленно предъявило ему его же бессознательное), мы приступили к составлению своеобразного психологического договора между «высокими договаривающимися сторонами». Иван Николаевич согласился на условия части (бессознательного): продолжить свое профессиональное самоопределение (они довольно подробно оговорили — как именно, не ставя, впрочем, об этом меня в известность). За что часть согласилась «отозвать» комок, но предупредила, что он будет немедленно водворен на место в случае, если Иван Николаевич нарушит «условия договора».

Он позвонил мне где-то через месяц — сообщить, что комок в горле почти прошел. «Почти» — потому что он возвращается всякий раз, когда Иван Николаевич пытается уклониться от того, чтобы просто делать дело, которому он служит...

Репрезентация части.Итак, я предлагаю вам уникальную возможность — напрямую договориться с той частью (или теми частями) вас, которые создали и/или поддерживают вашу болезнь. Если вы не верите в это, что ж — ваше право. Но дабы выздороветь, лучше попробуйте поверить. Или поступите так, как советует НЛП — притворитесь, что вы верите, и просто делайте. Ведь самое худшее, что может произойти — это то, что ничего не произойдет...

Какую бы систему «переговоров» с частью или частями вы не будете использовать (а их довольно много), любая из них должна начинаться с нахождения или обнаружения этой самой части или частей. Для того чтобы оно осуществилось, просто расслабьтесь и допустите, что существует некая внутренняя часть, ответственная за вашу болезнь или связанная с этой болезнью. А теперь, ни в коем случае не напрягаясь и ни под каким видом не рационализируя (т.е. расслабленно и интуитивно — «от фонаря»), попробуйте ответить самому себе на следующие вопросы:

Где находится (где вы чувствуете) ваша часть?

• Какого она размера, формы, плотности и цвета?

• На что похожа эта ваша часть ?

• Каким голосом она разговаривает?

• Что бы эта ваша часть могла (и хотела) сказать по поводу вашей болезни?

• Как вы ощущаете эту часть самого себя? Учтите — и не удивляйтесь — что иногда эта часть

может восприниматься не внутри, а вне вас. Это бывает, хотя энэлперы в этом случае после необходимой экологической проверки предлагают клиенту «пригласить часть внутрь себя», предложив ей занять удобное для нее и для вас место в вашем теле.

Если вы — пусть и не точно — обнаружили, где ви • дится, слышится и ощущается часть, ответственная за вашу болезнь, — можно уже приступать к делу. Для начала советую вам попробовать классическую процедуру ней-ролингвистического программирования — так называемый шестишаговый рефрейминг.

Пример использования шестишагового рейреймин-га. Я,наверное, никогда не забуду эту клиентку. Ее прислал мой приятель — отличный хирург, который частенько «подкидывал» мне тех из своих пациентов, которые нуждаются в психотерапевтической помощи. Правда, меня сразу же насторожило, что на вопрос о том, в чем именно проблема этой женщины (а звали ее Нина), Георгий (мой приятель) начал пространно рассуждать о связи психики и тела...

В назначенный день и час я увидел перед собой типичную челночницу, которая, густо перемежая свою речь ненормативной лексикой, поведала мне о своей проблеме —... кишечной непроходимости («делаю это раз в две недели, а то и раз в месяц» — я надеюсь, вы догадались что?), из-за которой речь зашла уже о возможном хирургическом вмешательстве (операции на заднем проходе).

Искренне надеюсь, что на моем лице не дрогнул ни один мускул, когда я узнал о том, что мне, психотерапевту, предстоит заниматься хроническим запором. Конечно, можно было просто послать... {простите—отослать) клиентку, а после сообщить Георгию все, что я о нем теперь думаю. Но мною внезапно овладел азарт — верный признак того, что я справлюсь с проблемой. И я предложил Нине, предварительно объяснив ей с помощью вышеприведенной метафоры «Завод», основные положения теории частей, представить, что у нее есть часть, ответственная за кишечную непроходимость. Клиентку такое предположение почему-то не озадачило, а развеселило, чем я немедленно воспользовался. И предложил ей увидеть, ощутить или услышать эту самую «запорную» часть. Как и следовало ожидать, она «нашлась» в животе (хорошо еще, что не в другом месте).

Далее я потратил время на то, чтобы объяснить Нине разницу между двумя понятиями: «цель, намерение» и «способ действий, поведение».

«Поймите, — сказал я Нине, — что эта ваша часть вызывает у вас запоры вовсе не из вредности. Потому что в подавляющем большинстве случаев наши части, делая то, что они делают, стремятся нам каким-то образом помочь. В этом их цель, намерение. Вот только из-за того, что мы не объясняем им, в каком именно варианте помощи мы нуждаемся — как бы пускаем дело на самотек, — они сами выбирают способ действий, поведение, посредством которого и оказывают нам эту помощь. Например, все без исключения алкоголики имеют «пьяную» часть, которая и поддерживает их алкоголизм. Намерений у этой части могут быть самые благородные — например, переключить вас с работы на отдых, успокоить, расслабить и т.д. Но для того, чтобы осуществить это намерение, «пьяная» часть по какой-то причине избрала не самый удачный способ действий — прием алкоголя. Со всеми вытекающими из этого последствиями. А теперь вспомните название давнего фильма: «Никто не хотел умирать». Так вот, часть, если уж она возникла, умирать тоже не хочет. И если вы попытаетесь ее уничтожить, может устроить вам такую жизнь, что, как говорится, врагу не пожелаешь. Зато с любой частью — точно так же, как с человеком — всегда можно договориться. Предложив ей жить и здравствовать далее. Реализовывать намерение/цель. Но поменять способ действий на тот, который окажется более экологичным — не таким разрушительным для жизни и здоровья...»

Выражение лица, с которым на меня смотрела Нина, живо напомнило мне известную фразу про барана и новые ворота. Но в том-то и дело, что рассказывал я все это не ей, а ее части — с тем, чтобы часть эта была спокойна за свое существование и согласилась сотрудничать. Так что то, насколько «врубилась» в мой монолог данная представительница славного племени «челноков», меня в общем-то не интересовало. И тем не менее я сделал еще одну попытку объяснения.

«Скажите, — обратился я к Нине, — не было ли у вас в жизни ситуаций, когда вам приходилось насильственно сдерживать эти свои, гм, естественные надобности?»

«Это насчет...?», — оживилась клиентка (я думаю, вы догадались, что она сказала). «Да сколько угодно! Сидишь, бывало, с товаром, страсть как в сортир охота, а отойти не можешь. Вот и терпишь до последнего. А потом перетерпишь как-то, и все ничего».

«Так то-то и оно, — обрадовался я, — от этого вот терпения у вас и образовалась часть, которая теперь вызывает запоры. Причем не образовалась, а вы ее сами сделали — потому что вам нужно было часто и подолгу терпеть. Вот она и пришла к вам на помощь! Понятно?»

«Вроде да, — неуверенно протянула Нина. — И стало быть теперь, когда мне это не нужно, она не дает мне... Типа как привыкла?»

«Именно так», — с облегчением ответствовал я и приступил к классической процедуре шестишагового рефрейминга — наиболее простого способа работы с частью.

Для начала я решил установить так называемый пальцевый сигналинг — способ контакта с бессознательным, который применяется во всех тех случаях, когда сознательный контакт представляется сомнительным (а я не верил, что уровень развития Нины позволит ей «напрямую» контактировать со своим бессознательным). Для чего я дал своей клиентке следующую инструкцию. «Сейчас ваше сознание может задать вопрос, на который может ответить только ваше бессознательное, и это вопрос, на который только и может ответить бессознательное: «Какой палец станет пальцем «да» в нашем диалоге с бессознательным? Какой палец «поднимет» или пошевелит бессознательное, подавая сигнал «да»? И вы можете думать только о слове «да» и с любопытством ждать, какой палец поднимет или пошевелит ваше бессознательное».

Мне пришлось повторить эту инструкцию трижды, особо напирая в промежутках между повторами на то, что Нине нужно просто-напросто как следует расслабить свои кисти и ни в коем случае сознательно не поднимать пальцы. И секунд через тридцать на лице моей клиентки появилось выражение туповатого удивления, потому что указательный палец ее левой руки сам собой заметно дернулся (иногда в этом случае на первых порах дело ограничивается пульсацией, дрожью или ощущением какого-то «тока» в одном из пальцев, что тоже свидетельствует о начале контакта с бессознательным).

«Очень хорошо, — сказал я и продолжил инструкцию. — А сейчас вы можете подумать о том, какой палец станет пальцем «нет» в нашем диалоге с бессознательным. Какой палец поднимет или пошевелит ваше бессознательное, когда вы будете думать о слове «нет»? Подумайте о слове «нет» и с любопытством ждите, какой палец поднимет или пошевелит ваше бессознательное».

Почти тотчас (бессознательное начало входить во вкус игры) весьма заметно дернулся средний палец на все той же левой руке Нины. Что меня весьма обрадовало, так как если пальцы «да» и «нет» оказываются на разных руках, ответы бессознательного приходится отслеживать с большим напряжением внимания — просто не хватает объема зрительного поля.

«Очень хорошо, — продолжил я. — А теперь я хотел бы пообщаться с той очень важной частью вашего бессознательного, которая отвечает за кишечную непроходимость, запоры. И если эта часть сейчас слышит меня и согласна со мной поговорить, пусть она даст реакцию в палец еда».

После того как я два или три раза повторил эту инструкцию, указательный палец Нины — палец «да» — несколько неуверенно, но пришел в движение.

«Очень хорошо, — с внутренним облегчением сказал я (когда рефреймируемая часть вступает в контакт, все остальное в работе с ней становится возможным) и, обращаясь к Нине, попросил: — Поблагодарите эту часть за то, что она согласилась с нами поработать».

После того как клиентка с легким недоумением, но поблагодарила свою часть, я продолжил.

«А теперь я хотел бы спросить часть: в чем ее намерение? Чего она добивается, создавая запор? И если часть знает о своем намерении, то может быть она найдет способ сообщить нам об этом в бессознательном Нины, минуя пальцы? Если же она не знает о своем намерении или не может об этом сообщить, то тогда она может дать реакцию в палец «нет».

Честно говоря, я ждал именно этого — сигнала пальца «нет». Дело в том, что при работе по технике шестиша-гового рефрейминга вы вполне можете обойтись без выяснения намерения части (но должны спросить о нем хотя бы из вежливости). А в случае с Ниной я не верил, что ее бессознательное окажется способным довести до сознания моей простоватой клиентки столь сложную информацию. Однако внезапно на лице Нины отразилось все то же туповатое удивление, и она сказала:

«Безопасность».

«Что?» — «не понял» я.

«Она сказала, что ее намерение — безопасность. Что она хочет мне сделать эту самую безопасность», — ответила Нина.

«Очень хорошо, — обрадовался я, — но тогда объясни, пожалуйста, этой части, что ты благодаришь ее за это намерение — безопасность. Но способ, которым она этой безопасности добивается — запор, — тебя теперь не удовлетворяет. Объясни ей, что этот способ был хорош ранее, когда безопасности ради тебе приходилось, не отлучаясь, часами сидеть с товаром. Но теперь, когда ты перестала «челночить», он уже не устраивает тебя. Более того — он стал очень сильно мешать тебе жить. Настолько, что тебе грозит уже хирургическая операция. А рассказав обо всем этом, спроси часть: согласится ли она, раз все так получилось, оставив в неприкосновенности свое намерение — твою безопасность, — рассмотреть другие способы действий для осуществления этого намерения. Способы, которые будут так же просты, как запор, но куда более экологичны по своей сути».

Минуты две полученная информация, похоже, «переваривалась» частью. А после, почти одновременно с шевелением указательного пальца «да» раздался голос Нины, которая сказала:

«Она согласна. Но она не знает как».

«Ну, это не проблема, — ответствовал я. — Поблагодари часть за согласие и попроси ее некоторое время молча присутствовать, пока мы будем разговаривать с другой твоей частью. Скажи, Нина, ты хоть когда-нибудь была в таком творческом состоянии, когда все решалось быстро и точно, а ты соображала «на все сто»?

«Конечно, — оживилась Нина. — Вот как сейчас помню — в Тунисе на Суке (название местного вещевого рынка. — С. К.) с партией хрусталя. Тамошний хмырь хотел нас облапошить, а я так лихо все поставила и рассчитала, что наварила на этом лишние двести динаров!»

«Очень хорошо, — не давая проявиться в голосе своему легкому сомнению по поводу такой вот своеобразной «креативности» («творческости») и одновременно «якоря» нужное состояние прикосновением, ответил я. — Так вот, в тот момент у тебя ярко проявилась так называемая творческая часть, которая есть у всех без исключения людей. А сейчас мы как бы снова ее вызовем этим вот прикосновением (я нажал на якорь) и спросим: согласна ли ты, творческая часть, вступить с нами в разговор? Если согласна, то дай реакцию в палец «да».

Почти тотчас указательный палец Нины энергично задергался, что вовсе не удивило меня — я давно заметил, что творческие части отличаются энергичностью, решительностью и... общительностью.

«Очень хорошо, — сказал я. — Но раз так, то не согласишься ли ты, творческая часть, помочь нам в решении очень важной для Нины проблемы? А для этого придумать пять новых способов поведения, которые могла бы использовать часть, создающая кишечную непроходимость, чтобы добиться безопасности — но безо всяких запоров?»

Последовало энергичное пальцевое «да», после чего я попросил часть еще об одном — приподнимать палец «да» всякий раз, когда она обнаружит очередной способ действий. А заодно напомнил творческой части о том, что способы действий она может искать не только в личном опыте Нины, но и в опыте других людей, а также произведениях литературы и искусства.

Несколько минут мы молча следили за пальцем «да», считая при каждом его движении: «Раз,., два,., три,., четыре,., пять. Шесть!.. Семь!» (творческая часть решила «перевыполнить план» и предложила не пять, а семь новых способов действий «во имя безопасности»).

Поблагодарив ее, я снова вступил в контакт с «запорной» частью и попросил ее выбрать из этих способов те, которые она считает наилучшими — хоть все семь, но никак не меньше трех (вы помните о том, что в НЛП мы всегда стараемся расширить возможности человека, как бы увеличив «поле выборов»?). И сообщить об этом Нине. О том, что она (часть) закончила «отбор вариантов». И о том, сколько из этих вариантов она (часть) выбрала.

Не прошло и двух минут, как у меня в голове как бы вспыхнула цифра «пять» (я давно уже не удивляюсь своей приобретенной за годы занятий НЛП способности «читать» мысли клиентов). А еще секунд через двадцать Нина изменила позу и почему-то слегка охрипшим голосом сказала:

«Вроде пять».

«Что — пять?», — я сделал вид, что не понял.

«Она говорит, что выбрала пять способов. Но я же не знаю — каких!»

«А вот это уже и не очень важно», — ответил я и приступил к завершению шестишагового рейреймин-га. А именно обратился ко всему бессознательному и спросил, не возражает ли какая-нибудь часть против хотя бы одного из этих новых способов поведения? Как говорится, возражений не последовало (обычно они проявляются либо через соответствующий палец — «да, возражаем», либо в виде неприятного ощущения — «не согласны», «не то», «мы против»). И, договорившись с частью о том, что она практически немедленно приступит к реализации новых способов действий, я сказал «спасибо всем» и закончил работу.

...Нина позвонила мне через два дня и задала дурацкий, на мой взгляд, вопрос: «Скажите, а два раза в день — это нормально?»

Кто-то может сказать, что это пример нетипичный. Мол, болезнь Нины была чисто психологической, потому-то все и сработало. Согласен — это действительно так. Но ведь от 85 до 90% всех заболеваний как раз и носят такой вот психологический характер. Но как и у Нины, выражаются чисто физиологически. Поймите простую вещь: любой процесс в нашем организме чем-то (кем-то!) управляется, а не происходит сам по себе. И если вы сможете договориться с этим самым «органом управления», он вполне способен «оптимизировать» состояние «управляемого объекта». Рефреймированием чего только я не занимался в своей практике, договариваясь о новых способах действий с мигренью, астмой, аллергией, поносом, печенью, легкими — и т.д. И практически всегда это срабатывало «в плюс». Хотя, конечно же, я никогда не предлагал своим клиентам заменить медикоментозное лечение договором с частями — нет, только лишь дополнить его. Но в результате излечение происходило с изумляющей врачей скоростью. А некоторые случаи вообще казались чудесами. Например, увеличение остроты зрения у пациентки с 0,6 до 1,0. Как оказалось, женщина эта просто слишком многое в своей жизни не хотела видеть. И бессознательное вняло этой ее невысказанной просьбе и создало соответствующую часть...

Описание данной процедуры.Полная схема этой действительно классической, а главное, применимой для чего угодно нежелательного и не поддающегося вашему сознательному управлению процедуры — техники шестишаговогорефрейминга — выглядит следующим образом (по книге Дж. Гриндера и Р. Бэндлера «Рефрей-минг»).

1. Идентифицируйте стереотип X, который вы хотите изменить (напоминаю, что в данном случае это ваша болезнь). «Я хочу прекратить делать X, но не могу». Или «Я хочу делать Y, но меня что-то останавливает». То есть для вас это будет «Я хочу прекратить болеть» или «Яхочу выздороветь, помпе что-то мешает».

2. Установите коммуникацию с частью, ответственной за стереотипX.

а) «Будет лита часть моей личности, которая отвечает за стереотип X, коммуницировать (общаться) со мной в сознании?» Обратите внимание на любые чувства или звуки, которые возникают внутри вас после того как вы зададите себе этот вопрос внутри себя.

б) Установите значение сигналов «да» и «нет». Пусть яркость, громкость или интенсивность сигнала возрастает, если имеет место ответ «да», и уменьшается, если вы получаете ответ «нет». Или, как я обычно, воспользуйтесь пальцевым сигналингом.

3. Отделите поведение стереотипаX от позитивного намерения той части, которая отвечает за X ведь это ее поведение является всего лишь способом достижения какой-либо позитивной цели.

а) Спросите часть, которая отвечает за стереотип X: «Не хочешь ли ты дать мне возможность осознать, что ты стараешься делать для меня с помощью стереотипа X?»

б) Если вы получите ответ «да», попросите эту часть пойти дальше и сказать открыто об этом своем намерении. Если вы получите ответ «пет», оставьте намерение бессознательным, предполагая, однако, что оно существует.

в) Теперь (если ответ был «да») определите приемлемо ли это намерение для вашего сознания? То есть хотите ли вы иметь часть, которая бы выполняла эту функцию?

г) Спросите часть, которая отвечает за стереотип X: «Если бы тебе были известны способы достижения той же самой цели, которые были бы настолько лее хороши, как X, или даже более хороши, чем X, была бы ты заинтересована в том, чтобы реализовать их?» Добейтесь ее согласия, при необходимости переосмысливая возражения.

4. Получите доступ к творческой части и попросите ее о том, чтобы она генерировала новые поведенческие реакции для достижения данной позитивной функции.

а) Получите доступ к переживаниям креактивнос-ти («творческости») и закрепите их с помощью якоря. Или эюе спросите себя: «Осознаю ли я, что у меня есть творческая часть?»

б) Попросите часть, ответственную за стереотип X, сообщить свою позитивную функцию творческой части и разрешите творческой части генерировать и создать новые способы для достижения той самой позитивной цели. Предложите части, ответственной за X, принять, по крайней мере, три варианта, которые являются настолько же хорошими или лучшими, чем X. Пусть часть X дает сигнал «да» каждый раз, если она примет какой-либо вариант как альтернативный X.

5. Спросите частьX: «Не хочешь ли ты взять на себя ответственность за то, чтобы использовать 3 новых варианта поведения в соответствующих ситуациях?». Это обеспечит присоединение к будущему. Коме того, вы можете просить часть X на бессознательном уровне определить сигналы, которые будут запускать функционирование новых вариантов поведения и дать вам полностью пережить то состояние, в котором вы будете находиться, когда эти сигналы будут автоматически запускать новые реакции.

6. Осуществитеэкологическую проверку. Спросите' «Есть ли внутри меня какая-либо часть, которая бы возражала против хотя бы одного из этих трех вариантов поведения?» Если получен ответ «да», возвратитесь на шаг 2.

Расширенная процедура работы с частью.Шести-шаговый рефрейминг — одна из самых простых процедур для перепрограммирования симптома. Существует еще много ее вариантов, которые в некоторых случаях оказываются и проще, и эффективнее этой довольно сложной (вначале) техники. Именно поэтому ниже я привожу описание значительно более полной процедуры этого действа, сделанное Ф. Фанчем в его книге «Пути преобразования. Общие модули процессинга» — техники процессинга сущности.

1. Заметьте, что есть нечто, что вы считаете как бы отдельным от себя (в данном случае это ваша болезнь). Не идея, а некоторая самостоятельная сущность, которую можно распознать по ее отличительным признакам, предпочтительно включающим кинесте-тику (ощущения).

2. Завладейте вниманием этого нечто, сказав ему «Здравствуй» или что-то вроде этого.

3. Заметьте, каков будет ответ (причем не обязательно в словесной форме).

4. Если это неразговорчивая часть, установите какую-то кинестетическую систему ответов «да/нет». Например, какое-то конкретное изменение в ощущении или автоматические движения пальцев. Затем спросите, согласна ли часть общаться с вами в сознании. Если нет, вам нужно придерживаться вопросов с ответами «да» или «нет» и, возможно, придется работать, не зная содержания намерений.

5. Если часть разговаривает, выясните, что она здесь делает, задав вопросы: «Чем ты занимаешься?», «В чем твоя цель?», «В чем твое предназначение?»

6. Если цель неясна или не особенно полезна для вас, можете попробовать выяснить, какое прошлое происшествие создало часть или побудило ее делать то, что она делает. Проработайте это происшествие с помощью техники изменения личной истории, решлприптирования и т.п. Или просто завершите незавершенное. Часть может уйти, перестать существовать или стать полезнее для вас.

7. Если часть старается делать что-то полезное, но очень жестким или не вполне приемлемым способом, проследите происхождение этой цели до исходного намерения. Спросите часть: «В чем твое исходное намерение?» Ищите именно хорошее по своей сути намерение «кочерыжку» под листами «капусты», последовательно задавая вопросы типа: «В чем намерение этого намерения?» и «Чего ты хочешь, когда этого хочешь?» Затем попросите часть найти другие, новые способы достижения этого намерения (она должна приобрести, по крайней мере, три новых способа). Ей нужно либо придумать их самой либо связаться с каким-то доступным творческим источником внутри или снаружи вас. Вам не обязательно знать, что она придумала. Аналогично вы можете соединить ее с другими полезными ресурсами.

8. Если часть остается, чтобы помогать вам, вы можете договориться о любых необходимых условиях: нуждается ли она в инструкциях, будет ли она регулярно отчитываться и т. д.

9. Если часть должна уйти или прекратить свое существование, но ей трудно это сделать, займитесь тем, что ее удерживает. Спросите, что ей мешает: может быть, она что-то не доделала или не сказала; может, ее нужно поблагодарить, похвалить или оценить по достоинству за то, что она сделала (или просто за то, что она такая); может, ей нужно дать инструкции, ориентировку или совет, что ей еще делать; может кто-то другой ее здесь держит. Обязательно уважительно обращайтесь с частью, признавая, что она имеет право существовать и принимать самостоятельный решения.

10. Когда вы завершили работу с данной частью, проверьте, гармонирует ли результат с другими частями личности или есть какие-то конфликты, которые нужно решить.

Работа с болью.Между прочим, точно так же, как с болезнью, вы можете работать и с самым неприятным ее симптомом — болью. Да-да, это именно так. С болью действительно можно установить связь и вести с ней мысленный разговор. И в том, и в другом случае вы можете многое узнать об эмоциональных слагаемых вашей боли и заболевания. Установить диалог с болью и договориться с ней можно с помощью шестишагового рефрейминга или техники процессинга сущностей. Но дабы расширить ваш технический диапазон, я приведу здесь процедуру, описанную К. и С. Саймонтонами в их книге «Возвращение к здоровью. Новый взгляд на тяжелые болезни» — технику договоренности с болью.

1. Начните с любого из упражнений на расслабление.

2. Представьте свою боль в образе какого-нибудь существа и постарайтесь как молено подробнее его рассмотреть.

3. Постарайтесь завязать разговор с этим существом. Спросите его, почему оно здесь и каковы его цели. Внимательно выслушайте все ответы.

4. Теперь спросите ото существо, что вы можете сделать, чтобы ваша боль уменьшилась или ушла совсем-Внимательно выслушайте все, что оно вам сообщит.

5. Откройте глаза и начните выполнять его советы. Обратите внимание, как изменяется (уменьшается) ваша боль.

6. Поблагодарите это существо, поздравьте себя с тем, что вам удалось уменьшить боль, и возвращайтесь к обычной деятельности.

Если подобный (довольно сложный) контакт с болью вам не удался, попробуйте справиться с ней другим способом — техникой визуализации боли, а точнее изменения визуализации этого очень неприятного ощущения (также по К. и С. Саймонтонам и по той же книге).

1. Начните с любого из упражнений на расслабление.

2. Сосредоточьтесь на боли и постарайтесь поточнее увидеть ее цвет, размер и форму. Например, это может быть ярко красный шар, размером с теннисный мяч или грейпфрут.

3. Мысленно удалите этот шар из своего тела и поместите его на некотором расстоянии скажем, метра на три от вас.

4. Мысленно увеличьте этот шар до размера баскетбольного мяча. Затем уменьшите его до размеров горошины. А после дайте ему стать такого размера, какого он хочет.

5. Начните изменять цвет шара. Сделайте его сперва розовым, затем бледно-зеленым.

6. Теперь возьмите зеленый шар и поместите его обратно, в первоначальное место, и обратите внимание, не удалось ли вам уменьшить боль.

Создание части, ответственной за выздоровление.Теперь пойдем дальше и зададимся интересным вопросом: а не усилить ли нам (или ускорить) воздействие нашего бессознательного, целительных сил организма на нашу болезнь, создав часть, которая будет контролировать процесс исцеления и сохранение здоровья? Сделать это вы можете с помощью техники построения новой части.

Полная запись этой процедуры выглядит следующим образом (по книге Дж. Гриндера и Р. Бэндлера «Рефрейминг»).

1. Определите желаемый результат или функцию новой части. «Я хочу иметь часть, которая бы достигла результата X» (в данном случае это ваше выздоровление)

2. Воссоздайте любое прошлое переживаниетого как вы делали или имели Xили что-то похожее на X (т.е когда вы просто были здоровы). Теперь войдите внутрь каждого переживания и получите доступ ко всем аспектам действия/состояния X или элементов этого действия, пройдя через каждое такое воспоминание во всех репрезентативных системах (в полном VAKD).

3. Создайте детализированный набор образовтого, как вы вели бы себя, если бы действительно демонстрировали такие действия и/или состояния, которые позволили бы вам достигать результата X:

а) сначала создайте сконструированный диссоциированный визуальный и аудиальный фильм;

б) когда увидите всю последовательность ваших действий и состояний в нем и она вас удовлетворит, войдите внутрь каждого из образов и пройдите всю эту последовательность снова, но уже изнутри, ощущая при этом, на что были бы похожи ваши чувства, если бы вы реализовали эти действия и состояния;

в) если вы не удовлетворены, вернитесь на шаг За и измените фильм, повторяя это до тех пор, пока созданное не удовлетворит вас как снаружи, так и изнутри.

4. Экологическая проверка. Спросите себя: «Есть ли какая-либо часть моей личности, которая бы возражала против того, чтобы у меня была часть, которая будет отвечать за то, чтобы эту фантазию превратить в реальность?» Убедитесь в том, что вы проверили все свои репрезентативные системы в поисках всех возражающих частей. Для каждой возражающей части:

а) попросите каждую часть интенсифицировать свой сигнал, если она отвечает «да», и уменьшить его интенсивность, если она отвечает «нет»;

б) спросите: «Какова твоя функция?», «Что ты для меня делаешь?»;

в) если, зная функцию, вы по-прежнему не понимаете, в чем состоит возражение данной части, то спросите: «В чем именно состоит твое возражение», или «О чем ты тревожишься?»;

г) составьте полный список всех возражающих частей и их функций.

5. Удовлетворите все возражающие части:

а) переопределите часть, которую вы будете строить, таким образом, чтобы взять во внимание все функции и возражения возраэ/сающих частей;

б) вернитесь на шаг 3 и создайте новую или просто измененную фантазию, которая удовлетворяла бы требованиям каждой возражающей части;

в) убедитесь в том, что каждая часть удовлетворена и новый вариант поведения новой части, которую вы строите, не будет мешать каждой из возражающих частей осуществлять свою функцию.

6. Попросите свое бессознательное проанализировать фантазиюи извлечь из нее существенные ингредиенты. Ваше бессознательное должно использовать эту информацию, чтобы построить часть и придать ей реальное существование. Скажите ему: «Извлеки из этой фантазии все, что тебе нужно для того, чтобы построить часть, которая могла бы это делать легко и совершенно и в каждый момент, когда делать это необходимо».

7. А теперь проверьте, действительно ли новая часть уже создана:

а) обратитесь внутрь себя и спросите;

б) присоединитесь к будущему (повторно);

в) проверьте наличие этой части па уровне поведения и убедитесь в том, что она реагирует адекватно.

Должен заметить, что шестишаговый рефреймингу меня давным-давно как бы «ходит в связке» стехникой построения новой части. Логика моя здесь проста и__на мой взгляд — бесспорна. Шестишаговый рефрейминг освобождает человека от симптома. А что же (кто же?) тогда приведет его к исцелению? Естественно, что лучше всего это сделает новая часть, которой мы и поручаем контролировать и осуществлять продвижение к исцелению. Обычно я немного видоизменяю процедуру построения новой части делая ее более театрализованной и, как показывает практика, эффективной. Например, прошу клиента вспомнить любимого или просто известного кинорежиссера, встать с «клиентского» кресла, мысленно как бы оставив себя самого там и пересев, перевоплотиться в этого самого кинорежиссера (абсолютное большинство моих пациентов перевоплощается в Эльдара Рязанова). А после, обращаясь к клиенту уже исключительно как к кинорежиссеру, прошу его придумать и мысленно «снять» (т.е. в общем-то просто вообразить) семь видеоклипов, в которых главным действующим лицом будет «вон тот человек» (я показываю рукой на пустующее клиентское кресло, а иногда даже «знакомлю» кинорежиссера с его будущим актером—им самим, но в другой позиции). Содержание клипов — процесс исцеления, причем действие в них должно развиваться последовательно и постепенно: от ситуации легкого улучшения в первом клипе до кульминационного полного излечения в клипе седьмом (его я разрешаю «снять» как бы в недалеком будущем — кстати, все клипы диссоциированы, т.е. клиент видит в них как бы себя).

Когда клипы готовы, я проверяю их — не столько с точки зрения реализации «принципа реальности», сколько с позиции принятия их клиентом-режиссером (о том, что при этом я активно использую субмодальности, наверное, можно и не говорить). И поблагодарив кинорежиссера и отправив его восвояси (разумеется, последнее происходит в воображении), перевожу клиента на его кресло и объясняю новую задачу: «сыграть» во всех видеоклипах самого себя. То есть глядя на ситуации клипов уже из своих глаз (ассоциирование) даже не просто просмотреть то, что там происходит, но еще и проделать все это — конечно, в сокращенной или урезанной форме (так я подключаю кинестетику). А еще — услышать или при необходимости даже воспроизвести «звуковое сопровождение» этих коротких фильмов о самом себе. Когда клиент завершает «проигрывание» клипов, я благодарю его, а затем восстанавливаю сигналинг (восстанавливаю потому, что уже установил его в ходе шестишагового рефрейминга). И, заручившись поддержкой бессознательного (ему обязательно должно понравиться содержание видеоклипов — т.е. оно должно их принять), прошу его выделить из всего увиденного, услышанного и прочувствованного главное: некую квинтэссенцию нового качества душевного и/или физического здоровья, обретение которого и составляет суть видеоклипов — то, что как бы красной нитью проходит через них. И после получения «подтверждения о выделении» просто прошу бессознательное клиента создать часть, которая отныне и далее будет отвечать за то, чтобы это самое обретение здоровья стало реальностью...


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты