Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Саморазвитие и развитие




Саморазвитие. Личностная эволюция

Предисловие

«Совершенствование себя вовсе не есть

себялюбие. Ибо несовершенный человек

является также и несовершенным слугой

человечества и мира. Человек служит целому

тем лучше, чем он сам совершеннее.

Здесь приложимы слова: "Украшая себя,

роза красит весь сад"».

Рудольф Штайнер

«Как достигнуть познания высших миров»

Хочу начать с того, что человек рождается на свет ещё не вполне человеком, хотя генетически вполне человеческим детёнышем. Чтоб заслужить право называться человеком, полноценно стать таковым, ребёнку необходимо пройти длительный путь личностной эволюции, в процессе которой воспитывается его душа и формируется тело. Однако формирование маленького человечка ведётся в основном извне, окружающими взрослыми людьми, поскольку собственной мотивации и воли к развитию в достаточной степени ребёнок ещё не имеет. Если же дитя в раннем возрасте выпадает из человеческого общества, и процесс воспитания проводится животными в условиях дикой природы (бывали случаи), то такой «Маугли» оказывается не в состоянии стать человеком, оставаясь психически на животном уровне, подобным своим воспитателям.

Мы же, взращенные родителями и воспитанные обществом, люди, также в определённый период жизни останавливаемся в своём развитии. Развитие тела обычно заканчивается одновременно с прекращением юношеских спортивных увлечений (не считая, конечно, профессиональных спортсменов, заслуживающих отдельного разговора). Душевное же или психическое развитие наше останавливается чаще всего с окончанием учёбы в ВУЗах. Хотя, развитие, вызванное необходимостью в образовании, в большей степени интеллектуальное, нежели душевное в полном смысле. Таким образом, мы перестаём расти, и начинается процесс физической и психической деградации, поскольку тот, кто не плывёт – тонет.

Получается, что поскольку всё движение наше мотивировалось в основном внешней необходимостью, то, как только эта необходимость развиваться исчезла, с обретением определённого социального и материального статуса, мы остановились. И что в результате получили? – Хронический «день сурка», разлагающий психику и одряхляющий тело, которые стали подвержены болезням, «подкрепляющим» друг друга, ввиду психосоматической зависимости физического здоровья от душевного состояния. Подавляющее большинство нас, кому за тридцать, с каждым годом приобретают новые и новые болячки, вызываемые хроническими стрессами, ослабляющими иммунную систему организма. Как остановить усиливающийся с возрастом человека процесс физического и душевного угасания, или, если хотите – старения? Старения потому, что угасание физического и душевного состояния традиционно считается старением, нормой, среднестатистической обыденностью, и мы вполне искренне считаем, оглядываясь на себе подобных окружающих, что так всё и должно быть.

Подавляющее большинство нас недовольны как собственной внешностью, так и состоянием своего здоровья, а также усугубляющейся с возрастом психической (эмоциональной) зависимостью от обстоятельств, однако искренне считаем, что «раз мы таковыми получились», то и должны таковыми влачить существование своё бренное. Отнюдь. Все мы, рождаясь всего лишь «заготовками под человека», имеем одинаковый примерно потенциал. Кто-то в процессе взросления раскрывает его, а кто-то, в силу обстоятельств или слабости характера – нет. Но потенциал этот всё равно остаётся при нас, и никогда не поздно развить его самостоятельно, о чём прекрасно выразился величайший боксёр нашего времени Рой Джонс Младший: «Нельзя вернуться в прошлое и изменить свой старт, но можно стартовать сейчас и изменить свой финиш». Я называю этот процесс улучшения себя «саморазвитием человека». Он может начаться тогда, когда закончится процесс развития, обусловленный внешними мотивирующими факторами. А может и не начаться вовсе. Саморазвитие имеет внутренние корни в потребности человека улучшать себя. Если, конечно, эта потребность не задавлена ленью, вкупе с неверием в собственные возможности. В этом частом случае мы проживаем жизнь «традиционно по примеру среднестатистических окружающих», в подавляющем большинстве своём и не подозревающих, что можно жить как-то иначе, избежав сценария «пожилых шестидесятилетних пенсионеров».

И потому особенно здорово встречать среди нас здоровых, и здоровеющих год от года людей, получающих ни с чем не сравнимое удовольствие от саморазвития, не только ни стареющих душевно и физически, но и становящихся крепче и лучше, нежели раньше, счастливей, добродушней, веселей… А таковых среди нас хватает, если внимательно оглядеться вокруг.

Подавляющее большинство людей живёт в циклическом водовороте событий, где каждый следующий день слепо копирует предыдущий. И когда спрашиваешь кого-нибудь о новостях и жизненных переменах, получаешь стереотипный ответ: «Да ничего нового, всё так же». И становится грустно. Счастливое, блистающее новизной, детство остаётся позади, жизнь втягивается в серую глубину ежедневной бытовой рутины, усугубляющейся умножающимися внутренними проблемами. Так почему же яркость впечатлений детства с годами блекнет и вовсе теряется? Куда ушло наше чуткое и восторженное восприятие действительности? Куда исчезла постоянная новизна окружающего мира, неужели всё вокруг уже познано нами, и ничто уже не в состоянии удивить и восхитить нас? Неужели это счастье безвозвратно утеряно, вместе с ушедшим детством?

Однако почему утеряно? Существует волшебный способ обрести по-настоящему детское счастье в любом возрасте. И он чрезвычайно прост в понимании, но одновременно очень сложен в исполнении. Когда мы росли, мы непрерывно учились, каждый день, открывая новый мир и новых себя в нём. Но вот, прожив некоторое количество лет, достаточное для того, чтобы, согласно общепринятому стереотипу, начать считаться «зрелыми», мы определяем ярлыком собственной «зрелости» предел своему развитию. И вместо того, чтобы выйти в развитии на качественно новый уровень, начинаем бродить по кругу, как привязанные жвачные. В этом круге пища для внутреннего роста если не съедена, то благополучно вытоптана. И мы живём «автопилотом»: встали, поели, поработали, исполнили супружеские обязанности, и вновь уснули. Так жизнь замыкается в круге. И часто, как то ни печально, спохватываемся лишь на пороге смерти – а как прошла моя жизнь? Но вспомнить-то и особо нечего: всё как у всех, всё как у людей – никак, то есть.

Чтобы жить в счастливом разнообразии, наслаждаясь яркостью и новизной впечатлений, надо развиваться: изменился я вместе со своим восприятием – и, как следствие, изменился мир вокруг. Приняв ложный ярлык «зрелости», мы закрываем тем самым «врата в мир», который не приемлет ограничений, тем более «сознательных». Хотя, разве сознательных? Разве автопилот может быть сознательным? Истинное осознание находится за его пределами – за границей замкнутого круга. Как разорвать этот круг? Выполнять как можно больше истинно сознательных – а не традиционных и общепринятых действий. Какие действия являются сознательными? – Те, необходимость которых, с точки зрения большинства, сомнительна. Те, которые делаются «вопреки». Это не удовлетворение телесных потребностей и не выполнение слепых ритуалов, не погоня за удовольствиями, вполне понятная и принятая большинством. Все перечисленное мало отличает нас от животных, существующих сообразно обстоятельствам, а не вопреки ним.

По-настоящему сознательными действиями, разрывающими заколдованный круг быта, дающими жизни смысл, а личности целостность, являются саморазвитие и творчество – истинные механизмы духовной эволюции человека. Именно саморазвитие возвышает нас над представителями животного мира, именно творчество формирует наши идеалы.

И для того, чтобы постоянно ощущать новизну мира, каждый день, воспринимая его чуточку иначе, надо ежедневно обновляться самим. Чтобы обрести яркость впечатлений, надо самим становиться ярче.

Следующий, пожалуй, наиболее важный аспект саморазвития человека, собственно и однозначно, и заключается в дальнейшей личностной эволюции, выводящей за пределы возможного и ныне познанного, в масштабах глобальных. Культурную и технологическую эволюцию на планете Земля ведут отдельные личности, увлекающие за собой остальных людей, поднимающие человечество до своего уровня. Поэтому личностная эволюция, являющаяся единственно верным направлением развития человечества, остаётся тропою индивидуумов, осознавших для себя её необходимость и сознательно ступивших на неё. Культурный прогресс человечества является естественным продолжением личностного роста его представителей, их личностной эволюции. Так уж получается, что возможные пути технического прогресса предположены и проложены фантастами, перспективы их широко освещаются средствами массовой информации и пророчатся художественной литературой. Направление же личностной эволюции, как говорится, – неисповедимо.

А теперь, уважаемые читатели, хочу познакомить вас с собственным опытом саморазвития. Немного о себе. Некоторое время назад я имел большие проблемы психологического плана и был вынужден, чтобы вообще выжить, решить их. О сущности проблем и способах их разрешения я рассказывал ранее в своей книге «Путь ищущего». Повторюсь вкратце. С детства я был слабым и безобидным ребёнком. Сверстники пользовались этими моими чертами самоутверждения с большим удовольствием, сам же не мог позволить себе ударить человека по лицу. Зато получал частенько. Сначала думал, что не боюсь противников, просто жалею их, но позже понял, что боюсь получить в ответ. Болел часто. К пятилетнему возрасту пережил две клинические смерти. Гипертония не позволяла переносить физические нагрузки, так что на уроках физкультуры чувствовал себя изгоем, вовсе не подтягиваясь на перекладине, а по стадиону с трудом пробегая пару кругов, после чего сердце выскакивало наружу, а пульс нокаутировал виски. Ещё обучаясь в старших классах, в желании стать более сильным, я увлекся гиревым спортом, посещая «качалку», впрочем, без особой настойчивости и упорства. Но по окончании школы, под влиянием кинофильмов с Брюсом Ли, появившихся в первых видеосалонах, пошёл в запрещённую в то время секцию карате, работавшую под вывеской спортивной борьбы, где сбросил пуд лишнего веса, научился бегать как ходить, подтягиваться на перекладине, и драться. С той поры уже не прерывал тренировок, начав заниматься не только боевыми искусствами, но и атлетической гимнастикой, лёгкой атлетикой, и многим другим.

На двадцать третьем году жизни, ввиду тяжелейшего кризиса самооценки, впал в «великую депрессию», из которой вытаскивал себя за волосы в течение последующих десяти лет, о чём подробно рассказывал в «Пути ищущего». В тот период я отдавал физическим упражнениям вкупе с психотренингом всё имеющееся свободное время. Однако истинные причины происшедшего со мной несчастья были иные, нежели повод, повлёкший его. Ассаджиоли Р. (полное имя найти) в своей книге «Hервные заболевания при духовном росте» назвал такую ситуацию «тёмной ночью души». Процитирую:

Темная ночь дyши. Когда процесс тpансфоpмации достигает высшей точки, pешающий, последний его этап неpедко сопpовождается сильными стpаданиями и внyтpенней омpаченностью. Хpистианские мистики называли это состояние «темная ночь дyши». Внешне оно напоминает болезнь, котоpyю психиатpы называют депpессивным психозом или меланхолией. Ее пpизнаки: состояние тяжелой подавленности вплоть до отчаяния; выpаженное чyвство собственной недостойности; острое самоосyждение – совеpшенно безнадежен и пpоклят; yгнетающее чyвство паpализованности yма, yтpата силы воли и самоконтpоля, сопpотивление и тоpможение по отношению к любым действиям. Hекотоpые из этих симптомов могyт появляться в менее выpаженной фоpме и на пpедшествyющих стадиях, не достигая, однако, напряженности «темной ночи дyши».

Это своеобpазное и плодотвоpное пеpеживание, чем бы оно ни казалось, не поpождается чисто болезненным состоянием. Оно имеет дyховные пpичины и глyбокое дyховное значение. Вслед за этим так называемым «мистическим pаспятием» или «мистической смеpтью» настyпает победное воскpешение, и с ним кончаются стpадания и недyги. Оно несет с собой полное выздоровление и вознагpаждает за все пеpежитое (Ассаджиоли Р. «Hервные заболевания при духовном росте»). Собственно, саморазвитие моё началось за восемь лет до произошедшего со мной кризиса, который ударил, когда я, пребывая в чувстве великой гордыни за успешную перестройку своего тела, вкушал посыпавшиеся, подобно небесной манне, дивиденды, в виде страшной самоуверенности вкупе с повышенным вниманием женского пола, о котором раньше даже не мечтал. И вполне серьёзно считал себя неимоверно везучим человеком, будучи уверенным, что удача никогда не покинет меня, бравируя своей успешностью. Но однажды осенью, на двадцать третьем году жизни, собирал в лесу грибы, и нарезал уже неплохой урожай, однако этого казалось мало. Тогда я потребовал у судьбы дополнительного подтверждения своей удачливости, после чего через несколько минут набрёл на огромную поляну, сплошь заросшую волнушками, наклонившись к которым, внезапно обнаружил лежащий на земле складной нож для их срезания. Нужно ли говорить, что гордыня моя зашкалила все возможные пределы, и я окончательно поверил в «раз и навсегда подаренное мне везение»! Как же я обманывался тогда! Вот тут-то и ударил кризис, нокаутировавший моё самосознание на долгие-долгие годы… Кризис, поставивший меня на Путь ищущего. Да, он был закономерной необходимостью, направленной как на сбивание спеси, так и вынуждающей мою деятельную натуру искать выход из патовой ситуации, выход, выводящий на новый виток личностной эволюции, на новом её уровне. И возможно, предстоит ещё не одна аналогичная кризисная ситуация, необходимая для дальнейшего духовного роста.

Но в то время, абсолютно разочаровавшись в себе, я был близок к самоубийству. Неуверенность же переросла в СТРАХ большими буквами, что было преддверием психического расстройства. Страх выражался буквально во всём: я боялся жить, общаться, выходить из дому. Казалось, что все окружающие люди желают мне зла, что все они смеются надо мной, над каждым словом и жестом. Боясь переживания собственного страха, пытался поначалу избегать любых ситуаций, способных вызвать его. Сознание же моё предприняло почти удавшуюся попытку монополизировать сферу бессознательных действий, таких как дыхание, координация движений…, а также повело сверхдетальный анализ всех побуждений и действий, составление нерадостных прогнозов на будущее. В голове постоянно прокручивались предполагаемые и выдуманные ситуации, связанные с попытками окружающих унизить, обидеть, вызывающие страх и отчаяние, и заканчивающиеся безусловным поражением. Но, несмотря на всё, я продолжал тренироваться, замечая, что испытываю во время тренировок, и какое-то время после них, некоторое облегчение. Так тренинг превратился в образ жизни, заняв всё свободное ото сна время. Физическая нагрузка хорошо разгружала психику, но только на время тренировки. Спарринговал, испытывая после боёв психологический подъём. Вскоре почувствовал, что одной только физкультурой полностью исцелить сознание невозможно, и начал искать иные способы лечения его исцеления, изучая литературу по теме, применяя к себе все перспективные методики. Медитировал, аутогенно корректировал черты характера, перепрограммируя его по своему желанию, и кардинально изменяя, взращивая в себе первый принцип самодостаточности, выражающийся – в культивировании и развитии в себе качеств, стоящих самоуважения, когда точно знаешь, за что уважать себя, и эмоционально не зависишь от внешнего отношения к себе всех без исключения окружающих. Научился мобилизоваться на необходимые действия, выполняя их без внутреннего трепета, позитивизировал своё сознание, проведя в нём необходимые изменения на подсознательном уровне убеждений и верований, комплексов и страха, который изжил в себе, осознав его воздействие, как деструктивной эмоции. И однажды заметил, оглянувшись назад, что изменился в корне, обретя заслуженное счастье. С тех пор ничто не способно вывести меня из равновесия, я стал внутренне неваляшкой, «ванькой-встанькой», как это называю, сформулировав для себя второй принцип самодостаточности: не порождать зла внутри себя, – выражающий, собственно, внутреннюю безупречность человека. Поначалу, формулировка имела продолжение – и не принимать извне. Вскоре, вникнув в суть проблемы, понял, что человек, не имеющий качеств внутренней зависимости, сам по себе перестаёт зависеть от внешнего негатива, потому и невозможно обидеть абсолютно необидчивого человека! Дело в том, что все негативное воздействие, проецируемое извне, оказывает на нас влияние, поскольку в нашей душе имеются струны, на которых оно играет, представляющие собой наши слабости, страхи, комплексы, меркантильные и тщеславные устремления, ошибочные убеждения и верования. И душевное саморазвитие наше заключается в коррекции собственной психики, путём устранения предпосылок для негативной зависимости внутри себя. Собственно, это душевное развитие является частью духовного развития, но об этом позже. Осознав это, отринул вторую часть формулировки, отчего содержание не изменилась, а форма упростилась, став вдвое лаконичней, а также, соответствующей по сути, десяти известным заповедям, о которых также поговорим ниже. Самодостаточностьэто непоколебимое самоуважение внутренне безупречного человека, эмоционально независимого от внешней среды, основанное на достоинствах, развитых им самостоятельно в процессе личностной эволюции.Принципы самодостаточности:заслуженное самоуважение плюс внутренняя безупречность.Качества, стоящие самоуважения, взращенныев себе человеком в процессе саморазвития, дают ему надёжную внутреннюю опору, делая, тем самым «неваляшкой», полностью теряющим зависимость от внешних обстоятельств, и теперь ничто не может не только уронить его, но и надолго вывести из равновесия. Внутренняя безупречность сводит на нет воздействие на душу человека внешних негативных раздражителей, им просто не за что зацепиться там. Что бы ни происходило вокруг, самодостаточные люди сами выбирают себе способы поведения, перехватывая, таким образом, инициативу в свои руки, и несут при этом ответственность за собственные действия исключительно перед собой. Но ответственность эта глубоко осознана, взвешена на весах совести и целесообразности, последствия каждого действия в зоне этой ответственности просчитаны, само же действие всецело контролируется.

Самодостаточность даёт человеку надёжную внутреннюю опору, самоуважение, базирующееся на сумме качеств, сформированных личностью в процессе самопознания и саморазвития. Проще говоря, человек твёрдо знает, за что себя уважает, и к чему стремится. Волевые инициативные люди способны не только формировать собственные черты характера и контролировать своё поведение, подобное влияние осуществляется ими также на обстоятельства внешней жизни. Именно поэтому самодостаточный человек в прямом смысле является неваляшкой.

Людям же, неспособным жить без поддержки извне, требуются точки опоры снаружи, к которым можно было бы прислониться, причём, не одна, а целое «многоточие». В процессе жизни у людей неустойчивого типа усиливается потребность в поддержке, получить которую непросто, хотя бы потому, что она, как правило, обеспечивается людям сильного первого типа, без особой, впрочем, для тех, необходимости. Внешне зависимые люди ищут свои камушки преткновения среди окружающих эгрегоров, стремясь присоединиться к ним. Это могут быть профессиональные объединения и коллективы, политические партии, религиозные конфессии и секты, круг друзей и близких, клубы по интересам, собутыльники, наконец… Последний случай является крайним, потому что на нём заканчивается поиск человеческой поддержки, и начинается химический допинг – алкогольная и наркотическая зависимости, в результате которых человек теряет своё лицо.

Подведём итог. Внутренняя опора фундаментальна, она независима от внешних обстоятельств, потому что представляет собой устойчивую совокупность личностных качеств человека, сформированных им самим в процессе самосовершенствования. Внешние же точки опоры, представляющие собой, благоприятствующие обстоятельства (любовь, богатство, уважение окружающих…), шатки и временны, они неспособны, подобно внутренней опоре, устойчиво нести человека по волнам жизни.

Нет ничего более жалкого, чем человек, потерявший опору.

 

Победив собственные зависимости, разрушив ограду, ограничивающую сознание, был поражён необъятностью перспектив, поняв, наконец, что наше реальное могущество скованно лишь приобретёнными стереотипами, отбросив которые, человек сможет добиться всего. Сознание заперто на замок страха, золотым ключиком к которому является вера в себя, открывающая доступ к неограниченному внутреннему резерву, дающему нам поистине сказочные возможности. Вера в себя, которая путём приобретения личностного опыта саморазвития закономерно материализуется в знание себя. Вот такой иррациональный момент присутствует в механизме процесса самопознания.

Проанализировав собственный опыт развития себя, уловил в нём некоторые закономерности, могущие помочь окружающим меня людям раскрыть свой потенциал. Так как сам живу радостью самопознания, то не имею достаточно времени для «обучения» этому процессу. Поэтому предлагаю найденный и адаптированный мной инструментарий тем людям, кто достаточно созрел для самостоятельного его использования в работе над собой с целью самоулучшения. Для тех, кто прошёл стадию ученичества, то есть, перестал зависеть от внешних учителей и ищет собственный путь. Поэтому я не только не настаиваю на копировании своего пути, но и являюсь противником этого: мой путь – только мой, но принципы, найденные методом проб и ошибок, универсальны. Они обнаружены далеко не мной, хотя многое открыл для себя сам. Используя разные концепции саморазвития, изучая различные подходы к этому процессу, понял, что все они являются разными тропками к одной вершине. Замечу, что путь духовного саморазвития не может стать массовым, поскольку зависит от индивидуальной готовности человека к внутреннему росту, добиться которого возможно, лишь изменяя себя, приняв конструктивный образ жизни. Именно образ жизни, но никак не периодические занятия три раза в неделю. Образ жизни, изменяющий мировосприятие и мировоззрение, конструктивно трансформирующий саму суть личности, вкупе с телом – её «одёжкой», поскольку именно бренное тело и является единственным доступным инструментом воздействия на нашу вечную Сущность.

Наибольшее влияние на моё мировоззрение оказал великий философ и мастер боевых искусств Брюс Ли. Его примером и опытом я жил и побеждал себя, и продолжаю совершенствоваться, по сей день. Борясь с собственными страхами, я более всего хотел найти рядом живой пример – человека, победившего их и научившегося абсолютному владению собой, но к великому своему сожалению, подобного примера вблизи не обнаружил. И маяком стремлений моих стал человек-легенда, порвавший оковы предрассудков и заслуживший право называться Гражданином мира. Сказать, что я просто благодарен Брюсу, значит, вообще ничего не сказать. Нет, я не создал себе кумира, и благодарность моя не имеет ничего общего с идолопоклонничеством, но просто нашёл для себя маяк, попутчика, знающего дорогу к вершине, к которой иду, и которую миную потому, что «путь ищущего» бесконечен.

Памятуя о собственной потребности в живом примере, я решил обобщить пройденный опыт и сформулировать его для тех, ищущих себя, людей, которым он может быть полезен.

 

Саморазвитие и развитие

Хочу сказать несколько слов о популярных ныне тренинговых центрах, часто вызывающих зависимость у обучаемых там людей. Целенаправленное осознанное посещение тренингов, которое нынче столь модно в наше время, несомненно, полезно. Тренинги, безусловно, положительно влияют на тренирующихся, однако присутствует щекотливый моментик. Люди добросовестно посещают занятия, стоящие подчас, довольно дорого, и, пока учатся под чутким руководством наставников, прогрессируют. Но, не сделав самостоятельное развитие себя образом жизни, под влиянием довлеющих обстоятельств, они рано или поздно либо прекращают заниматься, либо делают это, сколь могут долго, обеспечивая материальное благополучие наставников. И лишь единицы из них, посредством развитой воли и внутренней мотивации способны вырваться из замкнутого круга внешнего «развития под руководством», твёрдо став на путь саморазвития. Это ни в коем случае, не камень в огород добросовестных наставников, дающих больше, нежели получающих за практически бескорыстную отдачу знаний и опыта. Просто я поясняю разницу между «развитием» и «саморазвитием». На начальной стадии поиска Пути, занятия у компетентного тренера любого позитивного направления более чем, необходимы, чтобы получить ускорение для собственного движения. Через то прошёл и я, отдавший несколько лет каратэ и разогнавшийся настолько, что не смог и не захотел останавливаться в своём движении. Просто подчёркиваю необходимость формирования, в процессе проведения тренингов, подготовки и обучения людей собственному поиску необходимого инструментария для саморазвития, умению самостоятельно и нестереотипно мыслить, поддержанию собственной, и формированию внутренней мотивации к саморазвитию, а также воспитанию самодостаточности по отношению к обучающей организации – независимости в конечном итоге, от неё. Именно таким образом, например, делится своим опытом основатель движения неошаманизма на Алтае, известный писатель и психолог-тренер Андрей Коробейщиков. Делать так в наше время, значит, порой терять «клиентов», но в результате приобретать искренних друзей. Иного выбора не может быть при честном отношении к тем, кто верит нам, и кого приручать нельзя, поскольку это будет крайне нечестно по отношению к ним. Саморазвитие – процесс заочный, потому он и начинается с приставки само. В отличие от просто развития, оно может и должно составлять единственно образ жизни, и никак иначе. Потому я пишу книги о том, чего мне самому ранее не хватало, потому и планирую со временем, открыть не центр, но клуб единомышленников саморазвития, поскольку считаю обязанностью делиться собственным опытом с теми, кто идёт по «Пути ищущего», а также помогать вставать на этот путь тем, кто к нему готов.

Многие руководители «развивающих» организаций сознательно вызывают у обучаемых психологическую зависимость от собственной деятельности. Как-то пошёл устраиваться на работу в фитнесс-центр, рассчитывая, что знание физиологии физического тренинга, умение создавать психологическую мотивацию вкупе с наличием опыта поможет в трудоустройстве. На собеседовании, не подумав, подарил кадровику-психологу экземпляр «Пути ищущего», в результате чего получил отказ в работе. Мне сказали: «Вы настойчиво пропагандируете самостоятельный тренинг в качестве образа жизни. Нам же нужно, чтобы люди шли к нам и платили деньги за то, что мы их тренируем. Ваш подход нас не устраивает». Расскажу в тему анекдот:

Сын дантиста окончил университет по отцовской специальности, и отец уступил ему денежного клиента. Спустя некоторое время сын хвастается отцу:

– Ты столько лет лечил его и не смог вылечить зубы, а я вот – и полгода ни прошло, а вылечил их!

– Ну и дурак! – отвечает старый дантист, – думаешь, на чьи деньги ты обучался в ВУЗе?

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты