КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Триединство тела, души и духаНаше физическое тело является единственным имеющимся у нас инструментом саморазвития, воздействие на душевную и духовную сферы мы в стоянии оказывать исключительно через него. Поэтому сам инструмент должен содержаться в функциональном состоянии, способном обеспечить личность необходимым комфортом, которого невозможно добиться только лишь физическими упражнениями, необходимо обрести также здоровое душевное состояние, поскольку психическое и телесное самочувствие являются двумя сторонами одной медали, и зависимость эта определяется медициной как психосоматика. Что такоефизическая культура.Давайте рассмотрим, что же представляет собой физическая культура, и чем она отличается от спорта, с которым её неоправданно отождествляют. Спорт высших достижений – это тренинг ради рекордов, с целью приобретения определённого статуса «чемпиона». Он связан с интенсивнейшими травмоопасными нагрузками, истощающими организм. Время эффективности спортсмена – возраст, ограничивающийся верхним пределом двадцати пяти – тридцати лет. После этого периода наибольшей природной активности, ещё возможно некоторое время поддерживать изнуряющий тренировочный режим, но эффективность его неуклонно снижается, за счёт, в первую очередь, трудоёмкости. Человек попросту изнашивается. И честь тому спортсмену, который, выходя из большого спорта, переходит в режим физического саморазвития, открывая новые возможности и расширяя границы определённого вида спорта – до масштабов гармоничного развития всех систем организма, что собственно, и является физической культурой. К сожалению, в нашем обществе физкультура традиционно ассоциируется со школьными уроками «из-под палки» и пробежками «трусцой от инфаркта». Путь физического саморазвития дарит пожизненное здоровье своим приверженцам. Я знаю немало примеров физически активных людей, тренирующихся между делом – и с удовольствием (а как иначе!), способных даже в преклонном возрасте восхитить своими возможностями. Например, Алексей Григорьевич Бурыкин, мой земляк с земли алтайской, даже на седьмом десятке лет толкает одной рукой две двухпудовые гири! Именно перевод физической активности в образ жизни, развивающий все системы организма, даёт возможность и в преклонном возрасте, не просто «поддерживать» физическую форму, но и улучшать её, потому что нет пределов самосовершенствованию, которые ограничивает лишь стереотипность нашего мышления, созданная обобщённым восприятием далеко не самых лучших примеров, подаваемых подавляющим большинством людей. Но когда говоришь тридцатилетним страдальцам, толпящимся в больничных и аптечных очередях о возможности навсегда забыть, о столь непродуктивном времяпровождении, в ответ слышишь упрёки, типа: «Ну, куда ты со своим врождённым здоровьем лезешь – и не стыдно болящих обижать? Нас жалеть надо, а не сказками глупыми кормить. Бегать трусцой и болтаться на турнике в нашем возрасте – несерьёзно и несолидно это». Не особо жалко людей, собственноручно взращивающих собственные проблемы, с нежностью возводящих немочь в статус «любимой мозоли», и ещё гордящихся этим. Но уж им самим себя и вовсе жалеть преступно, поскольку подобная жалость к себе не только не способствует оздоровлению, но приводит к одряхлению организма в кратчайшие сроки. Физическое движение, как сказано выше, превосходно снимает действие стрессового фактора, что «обратной связью» способствует оздоровлению тела. И уж конечно, прогрессирующее в оздоровлении тело, согласно известной поговорке, является идеальным плацдармом для взращивания здорового духа. Душевному оздоровлению способствуют несколько моментов. Во-первых, момент осознания самой его возможности и наличие наглядных мотивирующих примеров. Во-вторых, момент перетекания процесса душевного развития в образ жизни, где он дополняет развитие физическое и становится ему катализатором. Под душевным развитием я понимаю позитивизацию человеческого сознания, включающую в себя также укрепление волевой сферы человека. Позитивное восприятие представляет собой вовсе не изолированное принятие позитивных впечатлений путём насильственного отторжения и подавления негативной информации, поступающей извне, а позитивное мышление – не мучительные попытки забыть неприятные воспоминания, и не контроль мыслительного процесса с целью его фильтрации. Подобные стремления заведомо обречены на неудачу, потому что они – не что иное, как попытки бороться с сорняками, не задев корней. Корни же, не только наших внешних и внутренних проблем, но и всего мирового «зла» – в нас самих. Однако, как справедливо говорил Брюс Ли: «Лекарство от моих болезней всегда было внутри меня». В каждом из нас существуют негативные «струны», на которых играют обстоятельства, порождая стрессы – первопричины нервных, психических и физиологических расстройств, и мы вполне способны избавиться от них, сняв с «колков» души. Но об этом несколько позже и намного подробнее. К душевным ресурсам также относится волевая сфера личности, выделяющая нас из чрезвычайно многочисленной фауны планеты Земля. О ней также поговорим позже. Давайте теперь зададимся таким, а первый взгляд, простым и одновременно неизмеримо сложным вопросом «кто я?» Этот вопрос, волновавший человечество, вероятно, еще на заре цивилизации, и сегодня продолжает оставаться одним из самых «проклятых» человеческих вопросов. Ответы на него давались очень разные – сакральные и профанные, сложные и простые, научные и романтические, политические и личные. Но вместо того, чтобы изучать эти многочисленные ответы, давайте лучше рассмотрим особый фундаментальный процесс, который разворачивается в ходе ответа на вопрос «кто я?» Действительно, что вы делаете, давая осмысленный, честный и более-менее подробный ответ на заданный вам вопрос: «кто вы?» Что при этом происходит у вас в голове? По-видимому, вы описываете себя, какими вы себя знаете, включая в описание факты, которые считаете существенными для своего самоопределения. Вы можете думать, например, что «я неповторимая личность, существо, наделенное определенными возможностями; я добрый, но иногда бываю жесток; мягкий, но иногда меня все раздражает; я инженер и отец семейства, я люблю удить рыбу и играть в волейбол...» И далее вы можете перечислять свои мысли и чувства в том же духе. Между тем в основе процедуры самоопределения лежит гораздо более фундаментальный процесс. Когда вы отвечаете на вопрос «кто вы», происходит одна простая вещь. Знаете вы об этом или нет, но, описывая, объясняя или даже просто внутренне ощущая свое «я», вы проводите мысленную разграничительную черту через все поле того, что вы испытываете; и то, что оказывается внутри этой черты, вы ощущаете или называете «собой», а то, что оказывается вне ее, вы называете «не-собой». Иными словами, ваша самотождественность всецело зависит от того, где вы проводите эту пограничную линию… Таким образом, когда вы говорите «мое я», вы проводите разграничительную черту между тем, что вы называете собой, и тем, что не называете собой. Отвечая на вопрос «кто вы?» вы попросту описываете то, что находится внутри этой черты. Когда вы не в состоянии решить, как или где ее провести, возникает так называемый кризис самоопределения. Иными словами, вопрос «кто вы?» означает «где вы проводите границу?» В основе любых ответов на вопрос «кто я?» лежит именно эта фундаментальная процедура – процедура проведения пограничной линии между «собой» и «не-собой». После того как основная пограничная линия проведена, на этот вопрос можно давать как очень сложные, развернутые, так и очень простые, невнятные ответы. Но любой возможный ответ обусловлен проведенной ранее пограничной линией. Замечательная особенность этой линии состоит в ее способности смещаться, причем довольно часто. Ее можно проводить заново. Человек может в некотором смысле «отредактировать», составить новую карту своей души и обнаружить на ней территории, о существовании которых даже не подозревал. Как мы видели, самое радикальное смещение пограничной линии происходит в случае переживания высшего тождества, ибо здесь человек расширяет границу самотождественности настолько, что включает в нее всю Вселенную. Можно даже сказать, что он лишается всех границ сразу, ибо, когда человек отождествлен с «единым гармоничным целым», для него больше не существует ни внешнего, ни внутреннего, и границу провести негде. Самой распространенной пограничной линией служит граница кожи, окружающей организм человека. По-видимому, это общепринятая граница между «собой» и «не-собой». Внутри границы кожи все в некотором смысле есть «мной», а снаружи – «не мной». Нечто за пределами границы кожи может быть «моим», но не «мной». Например, я признаю «моими» свой автомобиль, работу, квартиру, семью, но в отличие от всего того, что находится внутри моей кожи, они определенно не являются «мною». Таким образом, граница кожи – это одна из самых общепризнанных границ между «я» и «не-я». Может возникнуть впечатление, что граница кожи настолько обычна, настолько реальна и самоочевидна, что проведение каких-либо иных границ невозможно – за исключением разве что редких случаев сознания единения, с одной стороны, и тяжелых психических расстройств, с другой. Но в действительности существует еще одна чрезвычайно широко распространенная и прочно утвердившаяся пограничная линия, проводимая огромным числом людей. Ибо многие люди, признавая и принимая кожу в качестве само собой разумеющейся границы между собой/не-собой, проводят вместе с тем и другую, гораздо более значимую для себя границу внутри целостного организма как такового. Если проведение пограничной линии внутри организма покажется вам странным, позвольте вас спросить: «Считаете ли вы себя телом, или находите, что обладаете телом?» Большинство людей ответят, что они обладают телом – обладают или владеют им примерно так же, как автомобилем, квартирой или другим предметом. Тело при этом кажется не столько «мною» сколько «моим», а «моё» по определению находится за границей, проводимой между «я» и «не-я». Человек более тесно и основательно отождествляет себя лишь с одной из сторон своего целостного организма и ощущает ее своим подлинным «я». Эту сторону называют различно – умом, психикой, эго или личностью. (Кен Уилбер «Безграничное»). Личностью – хорошо... Что же такое – личность? Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» – в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия – лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) – терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы. Личность – высшая степень развития морально-нравственных, психологических, духовных качеств, характеристик индивида (Википедия). То есть – с одной стороны это человеческий индивид как субъект социальных отношений, а с другой система черт, его характеризующих. Тогда что такое индивид? Индивид (индивидуум) – отдельно взятый человек со всеми своими психологическими, морально-нравственными, психическими характеристиками (Википедия). То есть – отдельно взятый человек... Естественно, я человек, как представитель своего биологического вида, естественно – имею свои индивидуальные характеристики. Но если попробовать заглянуть глубже, то – кто я? Кто-то управляет телом, пользуется памятью, ощущает мир с помощью восприятия, использует в качестве инструмента ум, то есть – стоит над телом и психикой. Человека можно сравнить с компьютером. Тело – «железо»; память – винчестер; ум – процессор; восприятие – дисковод; психические комплексы, мыслительные стереотипы, убеждения, верования – программы... Но кто управляет ими с другой стороны монитора? Кто я? В концепции триединства духа, души и тела, существует душевная составляющая, представляющая собой душевные или психологические аспекты личности. Это психические свойства личности, представляющие собой особенности восприятия, мышления, памяти, волевой сферы… Это умение абстрактно воспринимать прекрасное, пребывать в стоянии единения с природой, с миром, с вселенной; творить произведения искусства, а также жить нравственно, не желая и не делая ближнему того, чего не желаем получить сами. Душа (психика) – мост, соединяющий духовную и физическую части человеческого существа, через который осуществляется связь между ними. Посредством развития душевных качеств в материальном мире эволюционирует бессмертный дух. Так человек постоянно связан трояким образом с вещами мира. Не будем пока ничего вкладывать в этот факт, воспримем его таким, каким он нам представляется. Из него следует, что у человека в его существе есть три стороны. Только это, а не что-либо иное, должно быть пока обозначено здесь тремя словами: тело, душа и дух. Тот, кто с этими тремя словами соединит какие-либо предвзятые мнения или даже гипотезы, неизбежно поймет превратно дальнейшее изложение. Под телом здесь подразумевается то, посредством чего для человека открываются предметы окружающего его мира. Слово душа указывает на то, посредством чего человек связывает вещи со своим собственным бытием, посредством чего ощущает он от них удовольствие и неудовольствие, приятное и неприятное, радость и боль. Под духом подразумевается то, что открывается в человеке, когда, по выражению Гете, он, как «богоподобное существо», взирает на вещи. – В этом смысле человек состоит из тела, души и духа. Посредством своего тела человек на мгновение может привести себя в связь с вещами. Благодаря своей душе он сохраняет в себе впечатления, производимые на него вещами; и через его дух открывается ему то, что сами вещи хранят в себе. Только рассматривая человека с этих трех сторон, возможно надеяться постичь его существо. Ибо эти три стороны являют его в трояком различном родстве с остальным миром. Своим телом человек сродни вещам, которые представляются извне его чувствам. Вещества внешнего мира составляют это его тело, силы внешнего мира действуют также и в нем. И как рассматривает он предметы внешнего мира своими чувствами, так может он наблюдать и свое собственное телесное бытие. Но душевное бытие невозможно рассматривать тем же способом. Происходящие во мне физические процессы, могут также восприниматься телесными чувствами. Но мое удовольствие и неудовольствие, мою радость и боль, ни я, ни кто-либо другой не может воспринять телесными чувствами. Душевное – это область, недоступная телесному созерцанию. Телесное бытие человека открыто взглядам всех; душевное же бытие он несет в себе, как свой собственный мир. Через дух же человеку открывается внешний мир более высоким образом. Хотя внутри человека раскрываются тайны внешнего мира, но в духе он выступает из себя и предоставляет самим вещам говорить о самих себе, о том, что имеет значение не для него, а для них. Человек поднимает взор к звездному небу: восторг, переживаемый его душой, принадлежит ему; но те вечные законы звезд, которые он постигает в мысли, в духе, принадлежат не ему, а самим звездам. Итак, человек гражданин трех миров. Своим телом он принадлежит к миру, который он также воспринимает своим телом; своей душой он строит себе свой собственный мир; через его дух перед ним раскрывается мир, который выше этих обоих миров. (Рудольф Штайнер «Духоведение») Как уже сказано выше, существуют две стороны одной медали под названием «человек», две неразделимых составляющих нашего существа – физическое и душевное здоровье. При наличии проблем в любой из них, соответственно страдает другая. Личность, стремящаяся к гармонии, не должна упускать из виду этот момент. Иначе произойдёт глубокий перекос, ведущий к крайности и не дающий желаемого результата. Человек с выдающимся интеллектом, но при том, с дряхлым здоровьем и расшатанной психикой, может не найти в себе достаточно жизненных сил, обеспечивающих работоспособность, не имея поддержки ни с той, ни с другой стороны, вследствие чего не сможет полноценно реализовать собственный потенциал, как впрочем, и обеспечить своей жизни безопасность, но самое главное – не обретёт своего счастья. Невозможно стать счастливым человеком с проблемами физического и душевного плана. Вы спросите: «А как обстоит дело с интеллектуальным развитием, или как вы там говорите – саморазвитием?» – на что отвечу, что душевно и физически развивающийся человек учится самостоятельно искать пути к прогрессу. При недостатке наличных знаний, неумении находить нужную информацию и делать выводы из собственного опыта, движение вперёд невозможно. Поэтому человек, выбравший себе «путь ищущего», испытывает огромную потребность в информации, умении находить её, анализировать и адаптировать к личному применению, а также, путём анализа проб и ошибок пройденных этапов, корректировать свои действия. Гармоничное самосовершенствование невозможно без развития ума. Иначе человек сначала забуксует, потом остановится, и даст обратный ход. Потребность в познании усиливается на протяжении всего пути саморазвития человека. К тому же ум также относится к душевным или психическим характеристикам человека. Человек с отменно развитым телом, предающийся регулярному тренингу, но страдающий от стрессов и неврозов, беспокоящийся по малейшему поводу – также не может быть счастлив, как впрочем, и не является и гармонично развитой личностью. Такие люди, добивающиеся, подчас, неплохих результатов в спорте, абсолютно беспомощны за его пределами. Бесспорно, что физический тренинг отлично снимает стресс и является ежедневным его «громоотводом». Но при постоянной психологической восприимчивости к негативу, происходит накопление стрессового фактора, приводящее к кризису. Психологически неуравновешенными людьми не достигается в большом спорте высоких результатов, потому что на этом уровне необходим жёсткий эмоциональный самоконтроль, умение мотивировать себя на победу, предельно мобилизовать все силы для сверхмощного рывка. Поэтому у них на определённом уровне спортивных достижений, начинается застой и спад результативности тренировок, после чего следуют депрессия и разочарование в жизни, могущие привести к возникновению патологических зависимостей. Так что один только подвижный образ жизни не обеспечивает внутреннюю гармонию. Про таких людей частенько и говорят «сила есть – ума не надо». Душевно ограниченный человек, не способный обуздать собственные эмоции, находится в прямой зависимости от них. Поддушевным развитием, повторюсь, я понимаю позитивизацию сознания, включающую в себя укрепление волевой сферы человека. Предвижу сразу вопрос «на засыпку»: а как же морально-нравственный аспект подобной продвинутости? Не станет ли свободный от нравственных запретов и человеческих ценностей «супермен», наделённый сверхчеловеческими силой и здоровьем, вкупе с психологической устойчивостью, представлять опасность для общества? Не уподобится ли он идеально настроенной бездушной машине, выживающей за счёт окружающих её, менее совершенных, людей? Ответ на этот вопрос вы получите в следующих главах. Существует также немалый пласт людей, не развивающихся ни в каком плане, не стремящихся ни к чему, живущих ежесекундными животными потребностями, плывущих по течению обстоятельств. Если такой человек начнёт развивать себя физически, он укрепит собственный характер и здоровье, что плодотворно скажется и на душевном его становлении. Если же он начнёт с духовных практик, то, не имея достаточно развитую эмоционально-волевую сферу, может попасть прямиком в распростёртые объятия психиатров. Я встречал таких «йогнутых», свихнувшихся на восточных учениях, ввиду слабоволия, способствующего прогрессирующему слабоумию. Про них говорят «заставь дурака богу молиться…» Поэтому начинать саморазвитие с чисто физического тренинга предпочтительней, и уже позже, при достаточном укреплении характера, включать в процесс духовные практики. Теперь о главном. Самодуховное саморазвитиепредставляет собой целенаправленную эволюцию нашей духовной Сущности в процессе душевного и физического саморазвития её носителя.Личностная эволюция, упомянутая в заголовке книги,есть не что иное, как бесконечное гармоничное саморазвитие личностью своих физических и душевных качеств, приводящее с закономерностью к эволюции духа личности, продвигающегося на последующие ступени развития, то есть – духовное саморазвитие. Отсюда: саморазвитие является естественным механизмом личностной (духовной) эволюции.
|