КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Прямые методы позитивизации сознанияРасскажу о прямыхнепосредственных методах воздействия на установки подсознательной сферы.
Поговорим сначала о медитации. Поверхностное оценочное мышление не способно подвергаться корректировке, ибо, во-первых, чрезвычайно медлительно, стереотипизировано и инертно, во-вторых, патологически критично и мнительно, в-третьих – просто лениво до безобразия, и найдёт тучи «обоснованных уважительных причин», чтобы прервать процесс такового «насилия над личностью». Также оно перекрывает доступ к более глубоким уровням сознания. Поэтому, для успешного воздействия на уровне подсознания необходимо приобретение навыка ментального молчания, или, как говорил Карлос Кастанеда, «остановки внутреннего диалога», происходящего в нашей бедной голове непрерывно. Человеческое мышление «проблемно», т. е. больно хроническим пережёвыванием насущных проблем, без которого просто не в состоянии существовать. Поскольку с позитивными проблемами типа «как потратить миллион наличными» у нас, как правило, напряжёнка, то болтливый наш ум наш изыскивает проблемы болезненные, что естественно, отрицательно сказывается на общем эмоциональном фоне. При отсутствии же проблем, ум их успешно выдумывает, мысленно прокручивая в несчастной голове неприятные ситуации, и тем самым, притягивая их на ту же голову. Однако стоит только «бегущей строке» мысли остановиться, как наступает устойчивое уравновешенное состояние, прекрасно восстанавливающее усталую нервную систему. Собственно, достижение остановки внутреннего диалога, трансового состояния или состояния внутренней Пустоты – и есть медитация. Медитация – это состояние полного успокоения или молчания ума при невербальном осознании происходящего, остановка «бегущей строки» мысли, постоянно ползущей в голове. Что есть наша мысль? Это процесс пережёвывания прошлого, рассматриваемого, преимущественно, в негативных тонах, разочарования настоящим и мечтания о нереальном будущем. И это всё в тот момент, когда мы делаем какое-нибудь нужное дело. Естественно, что без сосредоточения на моменте действия, качественно закончить начатое дело не получается, и мы дополнительно расстраиваемся. И вновь пережёвываем свежеобретённое расстройство. Медитация и является методом освобождения от ненужной жвачки. Привожу статью известного тренера и мастера боевых искусств Юрия Юрьевича Сенчукова «Медитация в боевых искусствах» из его книги «Да-цзе-шу – искусство пресечения боя»: Если вы спросите у человека – каждого встречного – что такое его сознание, он не задумываясь скажет: «Ум!» Ум лезет на первый план, беззастенчиво отпихивая всех остальных, и, естественно, объявляет себя единственным «законным представителем» всего сознания. На самом же деле ум, интеллект – это только рот нашего сознания. Интеллект – «рот». Логика – «язык», способность к анализу – «зубы», память – «желудок», способность забывать – гм... «прямая кишка». Как должна функционировать такая система? – Известно как – откусывать, жевать, поглощать, усваивать и отбрасывать. Все должно идти туда и ничего назад, тогда хозяин этого «тракта» будет здоров и доволен. Как «ест» сознание «нормального» человека? – прежде всего, во рту у него все время находятся какие-то полупереваренные остатки, которые он называет «принципами» и «идеями». Более того, извне поступает все новая и новая «пища» – впечатления (информация + эмоциональный заряд). Они перемешиваются с содержимым «рта», переполняют его и вываливаются наружу, портя аппетит окружающим. В довершение всего измученный «желудок» периодически выбрасывает наружу свое содержимое, так как часть пищи попадает в него вовсе не прожеванной, а другая часть, принятая за пищу ошалевшим «языком», оказывается просто мусором. Несчастное сознание остается вечно голодным, постоянно пытается есть – но опять и опять хватает «ртом» собственную «рвоту». Беспорядок усугубляется тем, что больной «желудок» страдает еще и совершенно неуправляемым «поносом» забывчивости... Именно так и живет почти всю свою жизнь обычный человек и еще пытается гордиться «вечным голодом пытливого ума». Почти ничто пережитое им не идет на пользу. Мало никто, всячески терзая свое сознание, не удосужился натренировать его работать правильно. Многие, говоря о медитации, подразумевают некий умственный наркотик, который облегчит страдания больного сознания. Другие, более близкие к реальной практике, принимают за медитацию предшествующую ей стадию концентрации, и изнуряют себя тупым бормотанием мантр и заклинаний. Знайте – это не медитация. Это только способ подойти к медитации. Нашему сознанию нужны не наркотики, дающие возможность безболезненной смерти. Ему необходимо лечение. Медитация в быту – это уже не лечение, это здоровая жизнь с правильным питанием. Динамическая медитация – это правильная диета, статическая – лечебное голодание. Концентрация на мантрах здесь выступает как прием таблеток и микстур, но, согласитесь, нельзя же питаться таблетками? Итак, перейдем непосредственно к рецептам: Самое простое и доступное средство – сделать «пищу» менее острой и более однообразной. Перестаньте читать газеты – их стоит просматривать лишь изредка, в поисках необходимой рабочей информации – кстати, вы сразу увидите, насколько ее там мало. Не смотрите телевизор – смотрите конкретные фильмы. Увидите, что это не смертельно, зато, сколько появится времени! Потом перейдем к «диете»: концентрация может быть непроизвольной и сознательной. Первый вариант проще – мы просто прячем подальше все вредное. Не общайтесь с лишними людьми. Не разговаривайте просто так. Молчите. Говорите только на определенные темы, создайте себе определенное окружение – будто вы хотите бросить курить. Мысли, появляющиеся в вашем сознании, направляйте на то, что вы хотите вылечить его от болезни интеллекта. Сам по себе он несомненно необходим – но какой? Далее переходим к дыханию. Пойте. Как можно чаще и громче. Желательно, чтобы содержание песен было стимулирующим ваше стремление на пути к здоровью. Если вы поклоняетесь Всемогущему Богу – пойте молитвы. Если вы буддист – пойте. Если вы атеист – пойте старинные песни. Пение делает ваше дыхание размеренным, вибрации музыки наполняют вас, очищая тело и сознание от застоявшихся отходов, ваш ум получает должное устремление – ум, тело, дух сливаются воедино – вот и достигнута непроизвольная концентрация! Повторение заклинаний, заговоров и мантр – следующий шаг. Они тоже дают определенный ритм дыхания, но уже удерживаются вполне сознательно. Это укрепляет новорожденное единство дух – ум – тело. Следующей ступенью будет не произнесение слов, а «слышание» их в шумах, окружающих вас, например, в том же дыхании. Потом попытайтесь концентрироваться на естественности дыхания. Это очень важный рубеж – здесь ваше устремление должно потерять конкретную форму. К этому времени весь склад вашей жизни должен обеспечить верный курс. Вы выходите за пределы тела! Начните с осязания и координации движений. Концентрируйтесь на них – это и есть углубление в суть движения. Далее, шаг за шагом вы не должны забывать предыдущие – они должны оставаться с вами всегда, но не требовать к себе внимания, а просто быть рядом – это и будет медитацией на них. Преодолевая очередную ступень, вы просто расширяете область своей медитации, одновременно с ее углублением. Медитация должна быть всеобъемлющей, тотальной, иначе цель ее не будет достигнута. Итак, вы осознали, что вы сидите. А вот вы двигаетесь. А вот уже двигаете одновременно рукой и ногой. А вот вы танцуете. Танец – это песня тела, здесь те же законы. Танцуйте больше. Танцуйте свою работу, свою походку, свои жесты! Научитесь наполнять собой мир. А потом дайте миру наполнить вас. Остановитесь. Наблюдайте. Теперь вы можете учиться. Вы достаточно здоровы, чтобы понемногу начинать «есть». Это – медитация. Расширяйте и совершенствуйте ее до тех пор, пока она не будет занимать 24 часа в сутки. Только тогда ваше «лечение» будет закончено. (Ю. Ю. Сенчуков «Да-цзе-шу – искусство пресечения боя») Различными пособиями по медитации рекомендуются самые разнообразные техники и методы входа в состояние Пустоты. Их и в самом деле очень много, но суть одна – отвлечение от мыслительной деятельности, даже не отрицание её, но отстранённое восприятие – «сесть на берегу реки своих мыслей». Кто-то сосредотачивается на этом или каком-нибудь другом образе, кто-то на дыхании, кто-то на ощущениях тела. Главное – состояния должны освобождать ум от мыслительного процесса. Поначалу это довольно сложно, но к хорошему привыкаешь быстро, и начинаешь получать удовольствие от процесса ментального отдыха. В состоянии медитации абсолютно не воспринимаются негативные впечатления и не порождаются негативные мысли и сомнения.
Я слушаю Пустоту: в безбрежности тишины вселенную обойму, дарящую жизни сны,
где смерть возвращает явь, забытую до поры, когда изменённый «Я» покину предел Игры
в тот край, где понять зарю возможно без веских слов, кристальною радостью – вне логики, плоти, снов…
Разные системы рекомендуют для обучения медитации различные, порой самые изощрённые (я бы сказал, извращённые) положения-позы, типа: на голове, или с ногой за ухом... Сам использовал позу «кучера»: посадку на стуле с прямой спиной и руками, положенными на колени ладонями вниз. Тело расслаблено, но позвоночник прям. Голова свободно опущена на грудь, веки опущены, но не сомкнуты, вы должны видеть. Дыхание осуществляется животом. Эта разновидность дыхания наиболее эффективна в обычной жизни, потому что объём нижней части лёгких мы практически не используем, и поэтому имеем проблемы с одышкой, т. к. грудного объёма для полноценной жизни не хватает. Сам дышу животом с восемнадцатилетнего возраста, когда мой тренер по каратэ, в то время ещё запрещённому в СССР, увидев мою крайнюю утомляемость в процессе предшествующих тренировке трёхкилометровых пробежек (я болел гипертонией), посоветовал мне как можно быстрее научиться дышать животом, что я и сделал. С той поры ушла в прошлое гипертония, а с ней за компанию более шестнадцати килограммов лишнего веса, поскольку с улучшением вентиляции лёгких увеличивается количество поступаемого в них за единицу времени кислорода, способствующего лучшему окислению подкожного жирового слоя. Ну да об этом уже было рассказано выше. Сев на стул, сосредоточьтесь на дыхании, которое осуществляется нижней частью живота. Не считайте вдохи-выдохи, а просто слушайте их. Поначалу сосредоточение на дыхании будет перебиваться мыслями и окружающей обстановкой, но вы упорно возвращайтесь к дыханию. Вскоре почувствуете приятное успокоение и физическое расслабление. Мыслительный процесс замедлится и отстранится, и вы с удивлением поймёте, что он имеет мало общего с вашим истинным Сознанием. Причём, поймёте не вербально – не мысленными фразами, а просто ощутите это. Отлично помогает также сосредоточение на ощущениях тела, на окружающем мире – его красках, звуках и запахах. Сливаясь с миром, ощущаешь его непосредственно и чутко, совершенно безоценочно – просто любуешься им. Медитация отлично снимает стресс и восстанавливает силы: час медитации – как четыре часа сна. Состояние Пустоты абсолютно не порождает негативных переживаний и не воспринимает негативного воздействия извне. Кроме того, это чрезвычайно творческое состояние. Наше мышление, повторюсь – оценочно, критично и болтливо. Оно закрывает возможность непосредственного восприятия мира, забивая мыслепомехами каналы восприятия, пытаясь оценить и взвесить картину, сравнить её с чем-то… вместо того, чтобы раствориться в прекрасном, став частью его. Но удалён ментальный шум, и цвета становятся яркими до жжения, обретая неведомые ранее оттенки, звуки – оглушительными, шевелящими волосы на теле, а запахи…! – это не сравнимо ни с чем! Исчезает эго, растворяясь в красотах окружающего мира, становясь с ним единым целым. Информация же, идущая по разблокированным каналам восприятия, минуя фазу словесной вербализации, напрямую входит в подсознание, взрывая его каскадом неведомых ранее образов и ассоциаций, прорастающих в строчки стихов, в вихри музыкальных нот, в неведомые ранее чувства на холсте художника! С практикой медитативное состояние становится естественным и чрезвычайно комфортным, в нём можно жить, творить, общаться, причём намного более эффективно, чем в плену своего ума и связанных с ним сомнений, потому что проложен мостик в подсознание, которое действует в миллионы раз продуктивней линейного сознательного мышления. Дело в том, что на абстрактно-логическом (словесном) уровне мышление успевает переработать не более ста единиц информации в секунду, тогда как на подсознательном – до десяти миллионов единиц! Практикующий медитацию вскоре начинает входить в полюбившееся состояние транса спонтанно, сливаясь ли с красотами мира, с его ритмами, созерцая их, или просто во время вынужденного бездействия, но при этом полностью контролируя своё сознание, используя его намного более продуктивно. С осознанным вхождением в медитацию также не наблюдается проблем, достаточно одного лишь намерения. Наилучшими, на мой взгляд, объектами концентрации, необходимыми для вхождения в медитативное состояние, являются естественные процессы, желательно ритмичные, происходящие как во внешней окружающей нас среде, так и внутри нашего тела. Собственно, концентрироваться на них необходимо лишь в период обучения медитации, до той поры, пока навык вхождения не выработан. По мере того, как трансовое состояние начинает приносить удовольствие и становится насущной потребностью человека, с появлением периодического непроизвольного вхождения в медитацию, необходимость в концентрации исчезает, сменяясь созерцательностью. То есть, начинаешь легко и естественно входить в нужное состояние, просто созерцая окружающую обстановку, собственный мыслительный процесс, собственное дыхание, ощущения и движения своего тела… И не нужно уже глубоко концентрироваться, сидя в какой-то определённой позе, вполне достаточно обратить своё поверхностное внимание на проявления внутренних или внешних ритмов, или событий, просто созерцая их. Решение внутренних душевных ли проблем, внешних ли житейских, через их глубокое осознание происходит именно в процессе созерцания, вызывающего проникновение в суть. Созерцание прекрасно работает в любой динамической обстановке – в движении, в действии, в общении. Разновидностей медитативных состояний немало, но различаются они, на мой взгляд, – глубиной трансового погружения, степенью осознанности, а также направленностью, внутренней и внешней. Наиболее легко и приятно погружаться в лёгкий транс, входя в окружающие ритмы, в результате чего, мыслительный процесс начинает запутываться, подобно тому, как происходит во время засыпания. Так обычно происходит во время утренних пробежек в бору, когда сознание растворяется в ритме стука кроссовок по лесным дорожкам, зрение в гущё мачтовых сосен, обоняние – в лесных запахах. Степень осознанности такого транса низка, здесь доминируют в основном внешние ощущения. Несколько раз в критических ситуациях случалось погружаться в очень глубокий и практически неосознанный боевой транс, успешно реализуя в его состоянии бойцовские навыки, однако воспоминания об этом терялись, и узнавал тогда о собственных действиях уже из рассказов свидетелей только после того, как всё заканчивалось. Тело в моменты боя работало логично, технически и тактически точно, но самое удивительное – довольно непредсказуемо, в частности, применяя такие приёмы, которые ранее никогда специально не отрабатывались мною на тренировках. Это удушение выходом за спину, захват половых органов, тычок пальцами в глаза. Спустя годы занятий боксом, при увеличении практики спаррингов трансовое состояние в процессе поединка стало намного более поверхностным и осознанным, тактическое мышление же – более глубоким. Техникой боя с тех пор особо не озадачивался, поскольку навыки стали естественными, и я пошёл не в сторону расширения их арсенала, но в направлении его комбинирования. Ну да не будем удаляться от темы. Глубокий транс подразумевает довольно высокую степень погружения внутрь себя, в действие, или вглубь исследуемой проблемы, вызывающую довольно сильное отключение от внешнего мира. Между тем довольно интересен экстравертивный поверхностный транс с низкой степенью осознанности. Однажды, выйдя на улицу, ошарашено замер: мир, вдруг потеряв все известные мне словесные определения-ярлыки, – расцвёл ярчайшими красками, потрясающими звуками, пронизывающими запахами! И ни единого слова в памяти, казалось, я попросту забыл родную речь – все до единого, слова! Это глубочайшее переживание, довольно испугавшее меня, позволило увидеть окружающее пространство глазами животного, абсолютно незнакомого с речью! Осознанность в состоянии медитации целиком невербальная, поскольку видишь мир, координируешь и контролируешь ощущения и действия, включая речь и… мышление, на подсознательном уровне, не обдумывая и не планируя ничего, но с потрясающей точностью. Всё делается и происходит само – из глубины души. Осознание путём созерцания проблемы приводит к глубокому пониманию её сути. Но об этом в следующей части.
Поговорим об осознании, являющемся, на мой взгляд, важнейшим инструментом позитивизации сознания, базирующимся на медитативных техниках. Осознание, как инструмент саморазвития – это видение и глубокое, на подсознательном уровне, понимание истоков, механизмов и последствий процессов, происходящих в нашей психической сфере, влияющих на нашу жизнедеятельность, а также перспектив, открывающихся вследствие изменений в механизмах протекания этих процессов.В данном случае намного важней именно осознание деструктивного влияния внутреннего нашего негативизма, и конструктивности результатов избавления от него. Повторю определения знания и осознания, данные Вадимом Давыдовым: Знание – это лишь сведения, которые забывают, не могут и не умеют использовать полноценно. Осознание – это знание, которое растворилось в тебе, стало частью тебя. Когда, находясь в плену негативного мировосприятия, я искал возможности избавления, то просто купался в его последствиях, от которых никак не мог спастись. Видел их, чувствовал, но не осознавал в полной мере. Невольно задумывался: что же будет со мною дальше, если не смогу изменить себя? По шагам представлял все свои возможные «линии жизни», и видел, что все пути ведут вниз – к деградации, в психиатрическую клинику, к алкогольной и наркотической зависимости, к самоубийству. Нет, не мог я принять подобных итогов своей жизни. Невозможно было существовать в рабстве страха, медленно, но необратимо деформирующего психику. Потому хочу показать пример терапии осознания именно в процессе работы над своим страхом, который не оставлял меня ни на миг. Я не мог нормально общаться с людьми, горло оказывалось сжатым, словно петлёй, и голос звучал, по-птичьи тонко, часто срываясь. Мышление же в панике металось в гуще вариантов развития диалога, терялось и беспомощно зависало. Когда же в таком состоянии требовалось решительно действовать, то координация тела расстраивалась напрочь. И всё это с каждым месяцем усугублялось. Перспективы были страшны и, боясь их, я больше и больше работал над попытками прекращения процесса деградации, замечая, однако, что полумеры типа «позитивного мышления» бесполезны. Нужно изменять себя кардинально на корневом уровне сознания. Чтобы получше узнать противника, я раскопал массу информации о страхе, его истоках и последствиях. После чего испугался ещё больше. Часто думая о своём страхе, понял, что ни к чему хорошему такое пережёвывание негатива не приводит, только ещё страшней становится. Тогда однажды, медитируя, попробовал не бежать от страха в Пустоту, но трезво осознать его в состоянии бесстрашия, даруемого ею, сконцентрировавшись на проблеме в состоянии транса. О технике концентрации познавательно рассказывает Владимир Жикаренцев в своей книге «Путь к свободе. Взгляд в себя. Книга 3»: Очень трудно провести различие между концентрацией и медитацией, но, тем не менее, некоторые точки мы все-таки обозначим. Концентрацией можно назвать процесс, когда вы выбираете какой-нибудь предмет внутри себя или снаружи или какую-нибудь тему (например, страх, блок, боль, ситуацию, вопрос и т.п.), и направляете на них свое внимание, не позволяя уму блуждать. Если вы обнаруживаете, что отвлеклись, то возвращаете свое внимание к предмету. Концентрация переходит в медитацию, медитация переходит в концентрацию, и это происходит непрерывно. Когда вы концентрируетесь, пристально рассматривая находящийся перед собой предмет или раздумывая над чем-то, этот процесс вас утомляет, и вы впадаете в некое состояние, напоминающее прострацию, уноситесь мыслями неизвестно куда. Так вы переходите в состояние медитации. Когда вы сидите, например, на берегу реки, созерцая природу вокруг себя и растворяясь в ней, вы, по сути дела, медитируете. Потом наступает некое состояние насыщения, и тут ваше внимание может привлечь пробегающий по своим делам жучок. Вы сосредоточиваете внимание на его строении, окраске, на том, как он передвигает ноги. Так вы переходите в состояние концентрации. Мы – наши умы – взаимодействуем с предметами и явлениями только с помощью этих двух состояний. Другие состояния ума, такие как внимание, расслабление, устремленность, усидчивость, непривязанность и т. п., являются вспомогательными. Результатом такой работы с собой является особая заостренность ума. Вы получаете возможность проникать внутрь, вскрывать любые предметы и темы, получать ответы на любые поставленные перед собой вопросы. Если вы смотрите на предмет концентрации внутри или снаружи себя, он начинает открываться перед вами (Владимир Жикаренцев «Путь к свободе. Взгляд в себя. Книга 3»). Я крутил свой страх, отстраняясь от него и рассматривая со всех сторон, к исходу же медитации часто терял все воспоминания о процессе. Крутил и видел всё, что перечислил выше – истоки ситуации и перспективы всех вариантов её развития. Видел и осознавал подсознательно, ибо поверхностное сознание молчало, заглушённое трансом. И было много таких сеансов. Подобным образом можно работать с любой беспокоящей проблемой. Взять, например, повышенную обидчивость. Допустим, человека обидели, как считает он сам, потому что человек этот обиделся на обидчика, чего, собственно, тому и требовалось. Обидчик успешно самоутвердился, добившись своей цели, но обида осталась с принявшим её человеком, и осталась надолго, потому что ещё длительное время будет беспокоить его, высасывая драгоценную психическую энергию. Каким же образом действует психологический механизм обиды? Однажды позволив себе обидеться, человек закрепляет в памяти нанесённое ему оскорбление, и периодически вспоминая, вновь и вновь переживает его. То есть: внешнего раздражителя давно нет, но человек снова и снова обижается. Этимология слова обижать-ся, означает – обижать себя. Получается, что, вспоминая обиду, человек обижает себя сам. Скажите, нам это нужно? Теперь о непосредственном процессе нанесения обиды. Когда кто-то пытается нас обидеть, он ожидает определённой реакции, необходимой ему для удовлетворения каких-то своих комплексов, проецируемых на нас. Скажите, нам это нужно? Что случится, если цель обидчика не будет им достигнута? Для нас, ровным счётом, ничего страшного. А вот к обидчику выплеск его негативной энергии, не нашедший цели, вернётся в n-ой степени. Так зачем же нам обижать себя для чьего-то самоутверждения? С помощью осознания можно исцелить в себе любой человеческий порок, главное, обнаружить его в себе. Но если с честностью перед самим собой, заглянуть в себя поглубже, то возможно с искренним удивлением обнаружить немало неприятного. Как и произошло со мной.
Поговорим о самопрограммировании. Психопрограммирование – управление сознанием. Наиболее часто психопрограммирование используется людьми в манипулятивных целях, когда воздействие на собеседника проводится в обход его критичного сознания. Подобное воздействие успешно осуществляют цыганки, забивая лавиной непривычной информации каналы восприятия жертвы. В ярких колоритных нарядах мельтешат перед ней руками, трогают за одежду, говорят хором и скороговорками. Мозг жертвы оказывается не в состоянии переварить такой объём вербальной и невербальной информации, перегружается и «виснет» в наведённом трансе, после чего его начинают программировать на положительные ответы. Сначала задают абсолютно бескорыстные вопросы, предполагающие ответ «да», типа: «Вы знаете, как добраться туда-то?», «Вы сможете объяснить, как туда добраться?» и т. д. После чего просят подержать «маленькую» денежку. Потом не маленькую… Дело в том, что после четырёх положительных ответов человек в подавляющем большинстве случаев продолжает отвечать утвердительно и дальше. Так уж устроено наше сознание. Цыганки воздействуют на подсознание жертвы, загнанной в некритичное состояние транса, зомбируя ее, таким образом, поэтому потерпевший часто не может объяснить свои действия, которые порой прекрасно помнит. Это был небольшой экскурс во внешнее манипулятивное психопрограммирование, для того, чтобы показать: если вы не владеете собой, то кто-то запросто может завладеть вами в каких-то своих корыстных целях. Значит, чтобы владеть своим сознанием в любой ситуации, необходимо научиться воздействовать на него самому с благими намерениями, то есть – программировать по своему усмотрению, и тогда вами никогда, и никто не сможет манипулировать извне. Обстоятельства тоже потеряют власть над вами. Необходимо лишь изменить себя к лучшему, став полновластным хозяином своего сознания и своего тела. Сейчас мы с вами поговорим о программировании самого себя с целью добиться позитивных изменений в себе, то есть – о самопрограммировании. Самопрограммирование (самокодирование по В. В. Шлахтеру) – управление собственным сознанием. Тема чрезвычайно обширная, касающаяся и саморегуляции, и самолечения, и достижения необходимых психоэмоциональных состояний, как, например, конструктивные разновидности транса… Методы психопрограммирования работают в обход сознания. Это самовнушение-ощущение и аутогенное самовнушение. О самовнушении-ощущении интересно и доступно рассказывает Вадим Шлахтер в своём бестселлере «Человек-оружие»: Принципы и техники самовнушения очень просты. Для того чтобы им обучиться, нужно уловить и прочувствовать одно простое состояние сознания. Названий ему придумано много. Адепты дзэн нарекли его состоянием пустоты, исследователи шаманизма назвали его состоянием измененного сознания, а приверженцам восточных боевых школ оно известно как рассеянное внимание. На мой взгляд, лучше всего суть этого состояния определил Карлос Кастанеда, назвавший его остановкой внутреннего диалога. Внутренний диалог – это беседа, которую мы постоянно ведем сами с собой. Все время мы о чем-то спорим, что-то додумываем, в чем-то оправдываемся, бубним обрывки каких-то фраз, напеваем мелодии, иначе говоря, в каждом из нас обычно не утихает биение мысленного фона. Хотим мы того или нет, но мы постоянно что-то прокручиваем в уме, или же, по выражению Кастанеды, ведем внутренний диалог. Остановить его совсем несложно. Для этого обычно достаточно сосредоточить внимание на чем-то в себе. Скажем, на своих руках – на обеих сразу. Итак, поднимите перед собою обе руки. Постарайтесь, чтобы кисти оставались расслаблены. Рассеянный взгляд устремлен между ними. Можете подвигать немножко руками вверх-вниз. Правая рука идет вверх, одновременно левая – вниз. И наоборот. Сосредоточьтесь на ощущениях обеих рук одновременно. Как правило, человек способен одновременно сосредоточить свое внимание только на двух объектах. Если вам доводилось есть перед телевизором, то вы это легко поймете: загружено зрение, загружен слух, а вкус пищи вы просто не воспринимаете. Вы можете слушать музыку и одновременно что-то делать руками, можете читать книгу, слушая музыку, можете заглядывать в нее, выполняя какую-то работу руками. Но делать эти три дела одновременно вы не сможете. А потому, сосредоточившись одновременно на обеих руках, чувствуя их одинаково отчетливо, вы войдете в некое состояние, при котором у вас в голове не будет мыслей. Это и есть состояние пустоты, или остановка внутреннего диалога. Не нужно искать его где-то все себя – оно уже знакомо вам. Наверняка с вами уже случалось такое: вроде бы вы о чем-то задумались, и тут вас кто-то окликает и спрашивает: «О чем ты думаешь?» Вы пытаетесь это уяснить для себя самого: «О чем? А кто его знает! – Вы пожимаете плечами: – Да, вроде бы, и ни о чем...» Вы пребывали в некоей прострации. Вот это и было состояние пустоты. Так что ничего нового в нем для вас нет. Вам уже знакомо состояние пустоты, состояние безмыслия. Именно оно и является необходимой составной частью самокодирования. Пребывая в нем, вы можете производить обычные действия – можете двигаться, говорить, вести машину. Не обдумывая своих слов, вы произнесете именно те, которые нужны в данный момент. Вы не станете рассчитывать свои действия, но они будут абсолютно адекватны ситуации. Находясь в состоянии пустоты, вы совершите то, что в «Бхагавадгите» названо «деянием в недеянии». Это и есть знаменитое сатори, которое обожествляют последователи дзэн. Оно изначально свойственно человеку, и моя цель – научить вас пробуждать его в себе, помочь вам понять его механизм. Ибо в этом состоянии человек способен действовать абсолютно адекватно. Итак, состояние пустоты, состояние безмыслия – это естественное творческое состояние человека. Методика самовнушения, позволяющая многократно повысить свои физические, интеллектуальные и психические возможности, скорость реакции и многое-многое другое, в принципе очень проста. Ее можно условно разделить на четыре части, четыре составляющих: – определение установки; – вхождение в состояние пустоты и реальное ощущение в себе заданной установки; – выход из состояния пустоты в обычное состояние с уже заложенной в подсознание установкой; – в случае необходимости выполнения установки спонтанное вхождение в состояние безмыслия и ее реализация. Если кому-то и эта схема кажется чересчур длинной или сложной, тогда попробуйте понять другое еще более простое объяснение. Самокодирование выполняется в два этапа. Этап первый – сказал. Этап второй – вошел в состояние пустоты и поверил. Поверил в то, что сказанное стало истиной. Установки должны быть предельно лаконичными, ёмкими и одновременно яркими. Простейшую установку я многократно демонстрировал на своих обучающих семинарах. Человек формулирует для себя следующее: «Моя правая рука гораздо сильнее, чем была прежде. Я чувствую, как моя правая рука наливается тяжелой мощной силой». Затем он входит в состояние пустоты и реально ощущает свою руку тяжелой, мощной, наполненной силой. И если прежде он мог выжать на кистевом динамометре шестьдесят килограммов, то после первого же самокодирования, как правило, выжимает восемьдесят. По мере тренировки этой техники и совершенствования в ней прогрессирует и результат. Внушить себе, будто определенная мышечная группа стала значительно сильнее очень легко. Ведь мы обычно используем возможности своего тела лишь на пятнадцать процентов. Самокодированием, самовнушением вы можете заставить ваше тело реализовывать до тридцати процентов своей потенциальной мощности, то есть в два раза повысить его возможности. И не только физические, но и психические. Выполняя самокодирование, совсем не обязательно давать себе жесткую вербальную установку. Вы можете представить некий образ и затем в состоянии пустоты прочувствовать его в себе. На обучающих семинарах я нередко демонстрирую такой опыт. Человек становится прямо, ноги на ширине плеч. Он вытягивает перед собой руку параллельно земле и сжимает кулак. Другой человек, надавливая сверху ему на запястье, легко опускает руку первого, так как ее очень трудно удерживать напряженной в таком положении. Затем первый испытуемый проводит самовнушение: «Мое тело – это стальная балка, врытая в землю, а к ней приварен стальной рельс – моя рука. Я ощущаю, что мое тело стало стальной балкой, врытой в землю, а моя рука – стальным рельсом, приваренным к ней». Затем следует вхождение в состояние внутренней пустоты и реальное ощущение заданной картины. После этого опустить руку испытуемого бывает очень трудно. Кстати, советую мужчинам обратить внимание на интересный факт: работать таким образом можно не только с рукой. Самовнушение можно выполнять и по имеющемуся аналогу. Если когда-либо вы показали в чем-то высокий результат, но с той поры прошли годы, и ваши возможности, как вы чувствуете, значительно понизились, то это легко исправить. Вы просто внушаете себе, что теперь вы – опять такой же, как прежде. На одном из моих семинаров присутствовал шестидесятилетний мужчина – в прошлом мастер спорта по боксу. Лет тридцать назад он был отличным спортсменом, но к своим шестидесяти обрюзг, обзавелся брюшком – в общем, окончательно утратил былую форму. С моей помощью он провел самовнушение, что ему тридцать лет, что он снова такой же, как в ту пору, когда показывал лучшие результаты. Внушив себе это и в это поверив, бывший боксер преобразился. Он стремительно двигался по сцене, нанося резкие, короткие, идеально выверенные удары. Вы тоже можете внушить себе, что вы снова такой, как тогда, когда были способны выполнять определенное запредельное действие. Это – еще одна разновидность самокодирования. (В. В. Шлахтер «Человек-оружие») Теперь об аутогенном самовнушении. Оно очень эффективно, поскольку проводится как на грани между сном и явью, так и непосредственно после засыпания, когда границы сознания размываются всё больше и больше, а также в процессе медитации, открывая установкам путь непосредственно в подсознание. О создании установок (утверждений) хорошо сказано в книге Владимира Жикаренцева «Путь к свободе. Кармические причины возникновения проблем или как изменить свою жизнь. Книга 1»: 1. Утверждение должно вызывать у вас положительные чувства и эмоции. Как и в случае с мыслеобразами, эмоции в утверждении играют огромную роль. Произнося слова, которые вам нравится произносить, вы придаете им притягательную силу. Они приобретают силу, которая ведет вас к цели. Поэтому будьте очень скрупулезны в подборе слов вашего утверждения. Они должны звучать для вас. Как слова великих ораторов могли увлекать за собой людей, так и ваши слова могут увлечь вас к цели. В них должен присутствовать огонь сердца. Составляя утверждения, каждый раз задавайте себе вопросы: - Нравится ли мне оно? - Притягивает ли оно меня? 2. Утверждение должно быть позитивным. Если у вас проблемы в общении с людьми, и вы говорите себе: «Я не боюсь людей, я не боюсь общаться с людьми», – вы помещаете в утверждение частичку «не» и, произнося слово «боюсь», возбуждаете в подсознании ассоциативные мысли. Правильнее было бы сказать: «Общение с людьми доставляет мне удовольствие». Почаще помещайте в утверждения такие слова, как «радуюсь», «наслаждаюсь», «хорошо» и т.п. Наша психика устроена так, что она легче открывается позитивным эмоциям, а негативные она блокирует. Весь наш организм настроен на получение наслаждения. 3. Утверждение должно быть кратким и конкретным. Вы должны конкретно представлять себе, что вам нужно, какого результата вы хотите добиться. 4. Утверждение должно быть составлено в настоящем времени. Если вы будете говорить себе, что у вас будут прекрасные отношения с людьми, они так и останутся в будущем. Наступит завтра, пройдет месяц, год, а вы все будете говорить себе, что у вас будут хорошие отношения. Будущее будет постоянно опережать вас. Видите, как аккуратно надо обращаться со словами? Слова – это могучая сила. - Может быть, у вас чего-то нет, потому что вы думаете об этом в будущем времени?.. Одна женщина рассказала, как она повесила на стену рядом с телефоном записку, в которой написала, что завтра надо позвонить подруге. Прошла неделя, прежде чем она поняла, что происходит – каждый день она думала, что завтра надо позвонить. 5. Утверждение должно включать в себя вас. Избегайте безличных предложений! Они показывают, что вы где-то или в чем-то не принимаете себя. - В чем и где вы не принимаете себя?.. - Что вы думаете о себе, своей внешности, своих качествах, своей жизни и судьбе?.. Начинайте замечать, в чем вы не принимаете себя. В утверждениях должны присутствовать такие местоимения, как «я», «мне», «мое» и т.д. Только тогда вы начнете принимать и менять себя. 6. Речь должна идти об изменении вас, а не других людей. Мы уже говорили о том, что менять других бесполезно, необходимо начать с себя. 7. Утверждение должно быть на переднем рубеже роста. Передний рубеж роста – это тот первый шаг, который вы должны сделать к достижению поставленной перед собой цели. Это подразумевает, что у вас есть конечная цель, для достижения которой вам необходимо сделать какие-то конкретные шаги. Редко бывает так, что мы сразу видим все шаги, которые надо предпринять, чтобы достичь цели. Но, подойдя к какому-то рубежу, мы можем увидеть, какой следующий шаг следует сделать, чтобы продвинуться вперед. Передний рубеж должен вызвать у вас небольшое напряжение сил – с одной стороны, достаточное, чтобы достичь его, но в то же самое время это не должно даваться слишком легко. То, что дается легко, мы не ценим и быстро от этого отказываемся. Так устроен человек. Мы получаем наслаждение от жизни, когда она бросает нам вызов, когда мы принимаем его и добиваемся желаемого. Что вам больше всего нравится вспоминать? Конечно же, те моменты, когда вы справлялись с чем-то трудно выполнимым. Это вызывало в вас чувство уважения и любви к себе. А теперь вспомните, как вы решали эти трудные задачи? Конечно же, поэтапно. Когда вы хотите чего-то достичь или получить, пойдите внутрь и спросите себя, какой первый шаг необходимо сделать, чтобы достичь цели. Пусть этот шаг вызовет у вас ощущение, что вам необходимо приложить кое-какие усилия, чтобы сделать его. (Владимир Жикаренцев «Путь к свободе. Кармические причины возникновения проблем или как изменить свою жизнь. Книга 1») Для успешного закрепления, установки записываются собственным голосом на диктофон, повторяясь многократно, по длительности не менее чем на десять минут. Дело в том, что утверждения, зачитанные собственным голосом, подсознанием не отторгаются. И прослушиваются в течение засыпания, после которого диктофон отключается по окончании записи или в процессе медитации. Сам часто проговариваю заученные коротенькие установки во время пробежек в ритме дыхания, поскольку бег навевает на привычного к нему человека состояние транса, которое обожаю, в котором абсолютно не чувствуется усталости, и возможно бежать часами. Правда для этого установки рифмую и подгоняю под свой обычный ритм: два шага/вдох – два шага/выдох. Все техники трансового самовнушения – разновидности самогипноза, потому что имеют тот же механизм воздействия. Разница лишь в том, что в качестве гипнотизёра-суггестора выступает сам гипнотизируемый.
Укрепление волевой сферы. Сильная волевая сфера, контролирующая как внутренние душевные порывы, так и степень воздействия внешних обстоятельств, является следствием внутренней самодисциплины личности. Давайте поговорим о развитии волевой сферы. Человек управляет своими умом, телом и эмоциями, а также создаёт и изменяет обстоятельства произвольными усилиями. То есть – посредством воли. Что же это такое – воля? Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующие физические, интеллектуальные и моральные силы человека. (Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с). Словосочетание «волевое усилие» позволяет рассматривать «волю» – в качестве «силы» нашей психики, коей, на мой взгляд, она собственно, и является. Отсюда, поскольку воля – есть сила, то словосочетание «сила воли» определяет степень прикладываемого усилия. На определённом уровне самосознания воля начинает ощущаться именно в качестве внутренней силы, способной преодолевать как внешние, так и внутренние препятствия. Чем более адаптируется человек к жизни, тем реже приходится ему задействовать волевую сферу. И жизнь течёт «автопилотом»: каждый день повторяет предыдущий, наработанные ритуалы, обязанности, привычное времяпровождение… Короче – сплошной быт. С увеличением комфортности жизнедеятельности, мы всё реже контролируем вожделения собственного тела, напрягаем ум и управляем эмоциями, пуская себя «по течению». Уменьшается количество осознанных действий, привычка же не является осознанной деятельностью. Приведение в исполнение осознанных действий, то есть, выходящих за рамки бессознательного автопилота, нарушающих размеренное течение рутины, производится путём осознанного вмешательства волевой сферы. В состоянии хронического неиспользования, воля, нуждающаяся в тренировке настолько же, насколько и мускулатура тела, атрофируется. Отсюда и возникают психологические проблемы, в связи с неумением и невозможностью сознательного волевого самоконтроля. То есть, обленившееся сознание не может управлять организмом, ввиду прогрессирующего слабоволия. Собственно, это и есть человеческая лень. Лень – это нежелание прерывать инерцию застоя, путём приложения усилий, без которых, на первый взгляд, и так всё обстоит неплохо. Человеческая лень всегда находит массу разнообразных точек зрения для убеждения своего носителя в истинности этого взгляда. Привожу отрывок из книги Моргана Скотта Пека «Непроторенная дорога»: Дело в том, что ленивая часть души, подобно дьяволу (а может быть, это и есть дьявол), не брезгует средствами и специализируется на притворстве и вероломстве. Она прикрывает свою леность всевозможными рациональными маскировками, увидеть или сорвать которые растущей части души еще не по силам. Так, на предложение приобрести новые знания в некоторой области человек может ответить: «Эту область исследовали многие люди и ничего нового там не нашли» или «Я знал одного человека, который интересовался этими вещами, так он спился и покончил с собой», или «Вы пытаетесь манипулировать мною, хотите сделать из меня свою копию; не этим должен заниматься психотерапевт». Все эти ответы, как и множество других, прикрывают собственную лень пациента или студента и призваны дурачить не столько врача или учителя, сколько самого себя. Ибо познать лень в ее подлинном обличье и признать ее наличие в себе – это уже начало ее искоренения. По этой же причине те, кто уже продвинулись по пути духовного развития, более отчетливо осознают собственную леность. Как раз наименее ленивые лучше понимают, что они лодыри… У каждого из нас есть больное Я и здоровое Я. Какими бы заядлыми невротиками или даже психотиками мы ни были, даже когда кажется, что мы совершенно объяты страхом или совершенно парализованы, всегда остается какая-то часть нас, пусть совсем маленькая, которая хочет расти, которая любит перемены и развитие, которую привлекает новое и неизвестное, которая хочет делать работу и идти на риск, связанный с духовной эволюцией. И какими бы здоровыми и духовно развитыми мы ни казались, всегда остается какая-то часть нас, пусть маленькая, которая не хочет, чтобы мы напрягались, которая цепляется за старое и привычное, боится любых перемен и усилий, желает комфорта и отсутствия боли любой ценой, даже если наказанием будет бесполезность, застой и регресс. У одних людей здоровое Я кажется трагически маленьким, его как бы совершенно подавляет леность и боязливость монументального больного Я. Другие люди быстро растут, доминирующее здоровое Я активно продвигается вперед и вверх в борьбе за эволюцию к божественности; здоровое Я, однако, постоянно должно быть настороже, не забывать о лености маленького больного Я, которое всегда скрывается в каждом из нас. И в этом отношении все человеческие существа равны. В каждом живут два Я, больное и здоровое: жизнь стоит на своем – и смерть стоит на своем. Каждый человек представляет все человечество: в каждом живет инстинкт движения к божественности и надежда рода людского, и в каждом живет первородный грех лености, вездесущая сила энтропии, влекущая нас обратно в детство, в материнскую утробу, в те топи, из которых мы развились. (Морган Скотта Пека «Непроторенная дорога»). Так оно, к сожалению, и обстоит с ленью, носящей тысячи личин из «уважительных» причин. Поэтому, для осуществления первых шагов по пути саморазвития, нужна жёсткая и убедительная мотивация, обуславливающая само желание самоулучшения. В народе говорят: «Кто хочет, ищет возможность, а кто не хочет – причину».И стоит только захотеть… Тренировка воли представляет собой осознанное противоборство телесным стремлениям к «комфорту и сухости», наперекор окружающим обстоятельствам. Она, как сказано выше, подобна тренировке мускулатуры, трудоёмкая – но крайне необходимая, дарующая здоровье уму, телу и психике. Чем ещё мы отличаемся от животных? – Они живут не произвольно, а сообразно обстоятельствам. Поэтому не стоит уподобляться братьям нашим меньшим в неосознанности и непроизвольности их действий. Надо переламывать обстоятельства, ограничивающие наши возможности, а также создавать обстоятельства собственного успеха. Авксентий Цезаревич Пуни, человек, создавший в СССР психологию спорта и разработавший «Психологические основы волевой подготовки в спорте» Л. (1977), справедливо утверждает, что «процесс самовоспитания силы воли должен основываться на следующих принципах: 1. нужно научиться владеть собой, делать не то, что хочется, а то, что нужно; 2. совершенствоваться всегда и во всем, делать все и всегда наилучшим образом, точно, аккуратно, стараясь предвидеть результаты и последствия своих действий. 3. следить за собой и всегда искать причины неуспехов и неудач, прежде всего в самом себе, а не в объективных причинах или других лицах, – быть самым строгим судьей для себя». Предлагаю вашему вниманию свой авторский метод укрепления силы воли «Волшебное слово», разработанный и практикуемый мной. «Волшебное слово» символизирует волевой посыл, претворяющий намерение в эффективное действие. Тренируется возрастающими постепенно волевыми усилиями, подкрепляемыми ключевым словом-якорем, побуждающим к немедленному безусловному эффективному свершению. Выбирается наиболее подходящее данной личности ключевое «волшебное слово», дающее импульс к решительному действию, и начинается наполнение его «волшебной силой» волевого посыла, растущей с каждым применением. Поначалу побуждающее слово слабо, поэтому «накачка» его происходит путём свершения действий, не требующих больших усилий. Здесь важно то, что успех деятельности укрепляет веру в силу своего слова, выражающего личную волю. И человек уже заранее знает, что любое намерение, подкреплённое «волшебством», даст импульс успешному действию. При нежелании делать что-либо, он говорит себе в настоящем времени: «Я делаю это», или «Это делается», – после чего добавляет волшебное слово, дающее импульс эффективному свершению. Так, например, для прерывания назойливого мотива, крутящегося в голове, даётся установка: «Мотив исчезает», затем – слово. Или «Боли нет!»… Лично я использовал в качестве волшебного слова закрепляющую команду «Щёлк!», включающую режим немедленного безусловно успешного действия. И действие успешно свершалось. «Радуйся малому, – тогда и большое придёт!» – говорил наш великий полководец Александр Васильевич Суворов. Именно радость, сопутствующая успехам, способствует укреплению веры в магическое слово. Именно вера в эффективность действий, побуждаемых и подкрепляемых им, наращивает силу волевого посыла, вкладываемого в намерение, а значит – наращивает и личную силу воли. И однажды «волшебник» замечает, что больше не нуждается в помощи волшебной палочки слова, потому что любое его намерение моментально подтверждается продуктивным волевым импульсом. Однако начинающим не следует после некоторого успеха сразу переходить к решению сложных внутренних проблем, потому что сила воли, как и мускульная сила, наращивается постепенными усилиями, чтобы не надорвать её, потому что непосильное действие, не завершающееся успехом, вызовет глубокое разочарование в себе и в методе, отбрасывающее практика далеко назад.
|