КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Творческое саморазвитие⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 В предисловии книги в качестве одного из двух ведущих механизмов духовной эволюции человека названо творчество. Почему? – Потому, что выводит нас, наравне с саморазвитием, за пределы замкнутого круга быта, способствуя удовлетворению иррациональной идеальной потребности человека в самоактуализации. Собственно, творчество является также одним из течений саморазвития, однако вовсе не самодостаточной его частью, поскольку никакой, даже самый позитивный перекос не может способствовать гармонии. Позволю себе процитировать собственный девиз, приведённый на титульной странице моего авторского сайта «Компас. Саморазвитие и творчество»: «Саморазвитие – высшее творчество, ибо любой творец нуждается в саморазвитии», – поскольку, если творец пренебрегает развитием своих способностей, то цена результатов его труда ничтожна. Здесь вовсе неважно направление деятельности – будь то развитие тела, душевных качеств, природных задатков… Самосовершенствование жизненно необходимо в любой созидательной деятельности. Собственно, творческое саморазвитие хорошо укладывается в выраженную мной общую модель. Все мы от природы одарены определёнными задатками, представляющими собой особенности нашего генетически запрограммированного психического и физического потенциала. Однако не все из нас подходят к эффективной самореализации творческих способностей. Дело здесь в том, что способности, не развиваемые должным образом, со временем гаснут, сводясь – на нет, либо в незрелом виде не находят отклика в сердцах окружающих, в результате чего владелец их вскоре разочаровывается и прекращает творческую деятельность. Поэтому развитие индивидуумом творческих способностей представляет собой необходимейшее условие успеха его самоактуализации. Так каким же образом влияет душевное и физическое самосовершенствование на самосовершенствование творческое? Одним из условий творческого обучения является изучение эстетических канонов всякого вида творческой деятельности, чтобы, постигнув, сознательно перешагнуть их пределы. Но для этого надо учиться, трудясь наравне с другими «коллегами по цеху». Однако, постигнув «азбуку предмета» и «научившись составлять предложения», невозможно сразу «написать гениальный роман», не изменив предварительно собственного мировосприятия, то есть – не проводя работы над своей душой, не научившись тонко чувствовать грани мира, не обретя способности ежедневно обновлять себя, просыпаясь каждым следующим утром в обновлённой реальности. Что же касается влияния на творческий процесс физического самосовершенствования, то вновь процитирую профессора Никитина: «С позиции своего возраста могу сказать, что никакие сиюминутные удовольствия не идут в сравнение с величайшим удовольствием прожить жизнь до конца деятельно, созидая и творя. Испытать же это удовольствие в полной мере может только здоровый человек. Запомните, я занимаюсь спортом, чтобы жить здоровым. Здоровье мне нужно для того, чтобы с полной отдачей сил заниматься любым делом. Только в этом истинное счастье». Условия творческого саморазвития: 1. Формирования в душе эстетических идеалов, представляющих собой черту видимого горизонта, за которой открываются новые просторы самовыражения. 2. Развитие творческих способностей. 3. Чуткое настраивание психических «инструментов» восприятия, с целью позволения изменчивой реальности играть на них пальцами совершенствуемых талантов, формирование «шестого» чувства. 4. Качественное изменение своей психической «матрицы», хранящей запрограммированные ограничения, традиции, страхи, комплексы, убеждения, верования…
Немножко о себе. С раннего детства обожал чтение, вплоть до того, что читал по ночам, спрятавшись под одеялом с фонариком, чтоб не застукали родители. Читал взахлёб и с упоением, как стихи, так и прозу. Знал наизусть целые поэмы. В школьные годы почувствовал склонность к написанию рифмованных и нерифмованных строчек, чем начал втихушку злоупотреблять. Однако это были не более чем строчки, ни в коем случае не претендующие на гордый статус «литературных произведений». Одновременно с сознательным составлением предложений начал постигать во дворе первые гитарные аккорды, но до сочинения песен ещё не докатился. Вообще-то петь я не умел абсолютно. Поэтому, хоть очень старался, получалось – не очень. К окончанию школы мне посчастливилось попасть в литературное объединение, которых позже сменил ещё несколько, учась азбуке стихосложения. На «объёдинённых литераторов» тогда произвел впечатление исключительно памятью, поскольку более часа читал им собственную «поэму» о Степане Разине, написанную под влиянием нескольких прочитанных о нём книг. Так я начал учиться писать стихи, и продолжаю это занятие до сих пор. Когда пел, слушатели неодобрительно морщились. Почему они это делали, узнал однажды, прослушав магнитофонную запись своего «вокала». И – ох, как их понял! Долгие последующие месяцы упорно пел, угнездившись на стульчике перед кассетником, записывался и прослушивал. Корректировал и экспериментировал. Так и иначе. Пока однажды не кивнул удовлетворительно. Но записывать и слушать себя не прекратил. Всякий раз, сочинив новую песню, провожу часы за этим по-настоящему увлекательным занятием, корректируя и экспериментируя с мотивами и манерой исполнения. «Постановке голоса» немало способствовало освоенное к тому времени диафрагмальное дыхание, значительно увеличившее рабочий объём лёгких. Поначалу стихи мои были вербально репродуктивны, то есть, словесно констатировали увиденное, наболевшее или ощущаемое. Собственно, это нормально, так оно и бывает. Но в стремлении к изменению себя я занялся плотной работой со своим сознанием, основным «инструментом» которой была медитация, позволившая отключать шумовые помехи мысленного фона, мешающего непосредственному восприятию действительности, минуя стадию ментальной вербализации. Таким образом, информация, воспринимаемая извне, получила прямой путь в «творческую лабораторию» подсознания, в которой внешние впечатления, преломляясь в призме вдохновения, естественным образом воплощались в каскады ассоциативных образов, метафор, ошеломляющих самого автора. Границы восприятия, раздвигаясь, постоянно открывали и продолжают открывать предо мной новые оттенки реальности, иное звучание прежних звуков, непривычные нотки в дыхании знакомых ароматов. Возникло ощущение, что с каждым наступающим днём «точка зрения» на мир сдвигается, в результате чего старое и привычное становится порой нереально сказочным. Медитативное восприятие нейтрализовало главный фактор, мешающий непосредственному ощущению реальности – постоянное бормотание мысли, отвлекающее, оценивающее и критикующее, забивающее помехами каналы восприятия, а также приоткрыло дверцу в новое чувство, называемое «шестым». Изменения же, проведённые в себе на уровне подсознания, избавившие от привнесённых в душу комплексов и страхов, внушённых убеждений и верований, способствующие диссоциации относительно общественно принятых стереотипов и традиций, общественно полезной морали, – позволили видеть мир, природу и общество с другой «колокольни», непредвзятым и незамыленным взглядом «инопланетянина», как можно выразиться. Как-то поздним декабрьским вечером, когда густые облака плакали крупными снежинками в свете, то появляющейся, то исчезающей луны, а ветер собирал снег в ручейки позёмки, меня потянуло в бор, на берегу которого живу. Там ветер стихал в частоколе мачтовых сосен, шурша лишь их вершинами, и крупные кружинки мерцающими парашютиками планировали на белое, рождая в душе Эхо снега.
Эхом снега в пустой голове невесомо кружат кружева, совмещаясь в узорчатый цвет, в вязь созвучий, в живые слова.
Утонув в полуночных глазах, в глубине не нащупала дна и, расстроившись в прах в облаках, поморгав, затворилась луна.
Чешет ветер сосновую шерсть, но бессилен коснуться земли – не пронзит загустевшую взвесь сновидений с экстрактом хвои.
Возбуждающе в зеркале чувств отражается яркая явь, чтоб кристаллизовалась из уст эхом снега душевность моя.
Заключение Саморазвитие человека не имеет пределов, хотя, мало кому, знакомы просторы, открывающиеся за ближайшим его горизонтом. Многие посчитали бы себя счастливыми, случись им заглянуть туда. Но счастье это было бы недолгим, поскольку радость любого переживания имеет временной предел, ограничивающий состояние счастья как такового. Однако постоянное счастье существует, и «прячется» оно, как ни странно, не в моментах сиюсекундных триумфов, но в постоянном процессе развития самой личности, её мировосприятия, позволяющего раздвигать горизонты чувствуемого мира, обретать новые способности, также в самих ощущениях от обновления, ежедневно сопутствующих совершенствующим себя. Да, счастье сокрыто именно в процессе саморазвития, но не в результатах его, представляющих для идущего по этому Пути лишь «цветы у дороги», за которые нельзя цепляться, чтобы навсегда не остаться на обочине посреди увядших лепестков.
06. 2013. Евгений Евтушевский
Литература
Ассаджиоли Р. «Hервные заболевания при духовном росте» Амосов Н. М. «Раздумья о здоровье», Москва, «Физкультура и спорт», 1987 Давыдов Вадим «Наследники по прямой» Евтушевский Е. «Путь ищущего» Евтушевский Е. «Во глубине сосновых волн» Евтушевский Е. «Тишина» Зайцев Михаил «Жёсткий контакт» Коэльо П. «Книга воина света». Кравченко А. И. «Общая социология» 1996 Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1980 Ли Брюс «Дао джиткундо» Ли Брюс «Искусство выражения человеческого тела» Морган Скотта Пек «Непроторенная дорога» Ницше Ф. «Так говорил Заратустра» Норрис Чак «Тайная сила внутри нас» Пуни А. Ц. «Психологические основы волевой подготовки в спорте» Л. 1977 Саптрем «Шри Ауробиндо или путешествия сознания» Сенчуков Ю. Ю. «Да-цзе-шу – искусство пресечения боя» Тарас А. Е. «Боевая машина» Томас Брюс «Брюс Ли. Сражающийся дух» Уилбер Кен «Безграничное» Чой Сунг Мо «Гибкость в боевых искусствах», Ростов-на-Дону, Феникс, 2003 Шлахтер В. В. «Путь героя» Шлахтер В. В. «Человек-оружие» Штайнер Рудольф «Духоведение»
Содержание: Предисловие
|