Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ВВЕДЕНИЕ. Древний шумер. Очерки культуры




Древний шумер. Очерки культуры

Емельянов В. В.

12 Мар 2013 17:57:01 GMT+3 Комментарии: 1

Санкт-Петербург 2001
ББК ТЗ(0)313.Ш-7 УДК 935.8
В. В. Емельянов.
Древний Шумер. Очерки культуры. — СПб.:
«Петербургское Востоковедение», 2001. — 368 с. («Мир Востока», VII).

В книге востоковеда-шумеролога В. В. Емельянова подробно и увлекательно рассказывается об одной из древнейших цивили­заций в истории человечества - Древнем Шумере. В отличие от предыдущих монографий, посвященных этой проблематике, здесь составные части шумерской культуры - цивилизация, художественная культура и этнический характер - впервые представле­ны в единстве.

В первой части освещаются материальная культура, соци­альная структура и политическая история шумерских городов-государств, а также особенности мироощущения шумеров. Вто­рая часть знакомит читателя со вкладом шумеров в искусство, науку и литературу. История шумерской словесности базируется здесь на новой хронотематической классификации ее произведе­ний. Третья часть книги посвящена вопросу об определении на­ционального характера у исторически мертвых народов с исполь­зованием новых психологических методов классификации.

В приложении представлены переводы текстов всех эпох шумерской истории, причем большинство текстов переводятся на русский язык впервые.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Шумеры — древний народ, некогда населявший территорию долины рек Тигра и Евфрата на юге современного Государства Ирак (Южная Месопота­мия или Южное Двуречье). На юге граница их оби­тания доходила до берегов Персидского залива, на севере - до широты современного Багдада. На тер­ритории Южного Двуречья шумеры появились не позднее IV тысячелетия 1,а откуда они пришли - нам до сих пор точно неизвестно. Археологические данные и данные шумерского эпоса позволяют, тем не менее, проследить связи шумеров с территориями Элама (Иранское нагорье) и Аратты (скорее всего, протоиндийская цивилизация на полуострове Индо­стан), а также с некоторыми культурами Северного Двуречья.

На протяжении целого тысячелетия шумеры бы­ли главными действующими лицами на древнем Ближнем Востоке. Согласно принятой в настоящее время относительной хронологии их история про­должалась в течение Протописьменного периода, Раннединастического периода, периода династии Акка­да, эпохи кутиев и эпохи царства III династии Ура. Протописьменный период (XXX—XXVIII вв.) - вре­мя прихода шумеров на территорию Южного Двуречья, возведения первых храмов и городов и изо­бретения письменности. Раннединастический период (сокращенно РД) делится на три подпериода: РД I (ок. 2750—ок. 2615), когда государственность шу­мерских городов только еще формируется; РД II (ок. 2615—ок. 2500), когда начинается становление основных институтов шумерской культуры (храм и школа); РД III (ок. 2500-ок. 2315) - начало меж­доусобных войн шумерских правителей за превос­ходство в регионе. Затем более столетия длится прав­ление царей семитского происхождения, выходцев из города Аккада (XXIV-нач. XXII в.). Почуяв сла­бость последних аккадских правителей, на шумер­скую землю нападают дикие племена кутиев, кото­рые управляют страной также в течение столетия. Последнее столетие шумерской истории - эпоха III династии Ура, период централизованного управления страной, засилья учетно-бюрократической сис­темы и парадоксальным образом время расцвета школы и словесно-музыкальных искусств (XXI- XX вв.). После падения Ура под ударами эламитов в 1997 году история шумерской цивилизации закан­чивается, хотя основные институты государства и традиции, созданные шумерами за десять столетий активной работы, продолжают использоваться в Месопотамии еще около двух столетий, до прихода к власти Хаммурапи (1792—1750). Но посмертная судьба шумерской культуры оказывается значи­тельно длиннее жизни шумерской цивилизации.

Шумерская культура, наряду с египетской и эламской, является древнейшей культурой челове­чества, дошедшей до нас в памятниках собственной письменности. Значение шумерских источников для изучения всемирной истории, религии, искусства, литературы трудно переоценить. Достаточно сказать, что все народы Ближнего Востока, Средиземноморья, Западной Европы и даже России, то есть народы все­го библейско-гомеровского мира, в той или иной мере испытали на себе влияние шумерской культуры.

Шумерская астрономия и математика были точ­нейшими на всем Ближнем Востоке. Мы до сих пор делим год на четыре сезона, двенадцать месяцев и двенадцать знаков зодиака, измеряем углы, минуты и секунды в шестидесятках - так, как это впервые стали делать шумеры. Мы называем созвездия их шумерскими именами, переведенными на греческий или арабский язык и через посредство этих языков попавшими в наш. Известна нам и астрология, вме­сте с астрономией впервые появившаяся в Шумере и на протяжении столетий не утратившая своего влияния на человеческий разум.

Мы заботимся об образовании и гармоничном воспитании детей - а ведь первая в мире школа, в которой учили наукам и искусствам, возникла в начале III тысячелетия - в шумерском городе Уре. Обращаясь к тексту Священного Писания, все мы - христиане, мусульмане, иудеи - читаем истории об Эдеме, о грехопадении и потопе, не подозревая об их шумерском происхождении. Затем мы находим в Писании повествование о строителях Вавилонской башни, языки которых смешал всемогущий Гос­подь, - и это тоже шумерская история, взятая еврейскими богословами из пролога одного эпическо­го текста. Известный из множества вавилонских, ассирийских, еврейских, греческих, сирийских источников царь-герой Гильгамеш - также персонаж шумерских эпических песен, почитавшийся одно­временно как бог и как древний правитель. Исто­рия о его подвигах и походах за бессмертием легла в основу античных историй о подвигах Геракла и кумранских историй об исполинах. Идя на прием к врачу, мы все - уже без всяких различий в вере, просто пациенты - получаем рецепты лекарств или совет психотерапевта, совершенно не задумы­ваясь о том, что и траволечение, и психотерапия впервые развились и достигли высокого уровня имен­но у шумеров. Получая повестку в суд и рассчиты­вая на справедливость судей, мы также ничего не знаем об основателях судопроизводства - шуме­рах, первые законодательные акты которых способ­ствовали развитию правовых отношений во всех частях Древнего мира. Наконец, задумываясь о пре­вратностях судьбы, сетуя на то, что при рождении нас обделили, мы повторяем те же самые слова, ко­торые впервые занесли на глину философствующие шумерские писцы, - но вряд ли даже догадываем­ся об этом. Таким образом, вы можете видеть, сколь многим обязана цивилизация Библии и Гоме­ра своим далеким предкам, жившим более пяти ты­сяч лет назад.

Но, пожалуй, самым существенным вкладом шу­меров в историю мировой культуры является изо­бретение письменности. Письменность стала мощ­ным ускорителем прогресса во всех областях дея­тельности человека: с ее помощью был налажен учет имущества и контроль за производством, стало возможным планирование хозяйства, появилась ус­тойчивая система образования, увеличился объем культурной памяти, в результате чего возник новый вид традиции, основанный на следовании канону письменного текста. Письменность и образование изменили отношение людей друг к другу: родство кровное дополнилось родством духовным на основе принадлежности людей к одной письменной тради­ции и связанной с ней ценностной системе. Шу­мерская разновидность письма - клинопись - использовалась в Вавилонии, Ассирии, Хеттском цар­стве, хурритском государстве Митанни, в Урарту, в Древнем Иране, в сирийских городах Эбла и Угарит. В середине II тысячелетия клинопись была письмом дипломатов, ее использовали в своей внешнеполи­тической переписке даже фараоны Нового царства (Аменхотеп III, Эхнатон). Сведениями, дошедшими из клинописных источников, в том или ином виде пользовались составители книг Ветхого Завета и греческие филологи из Александрии, книжники си­рийских монастырей и арабо-мусульманских универ­ситетов. Известны они были и в Иране, и в средне­вековой Индии. В Европе Средних веков и эпохи Возрождения «халдейская премудрость» (халдеями древние греки называли астрологов и врачей из Ме­сопотамии) была в большом почете сперва у ми­стиков герметического толка, а затем и у богосло­вов-востоковедов. Но с течением веков ошибки в передаче древних традиций неумолимо накаплива­лись, а шумерский язык и клинопись были настоль­ко основательно забыты, что источники знаний че­ловечества пришлось открывать во второй раз - открывать, чтобы уже не забыть никогда. Прочитав древние таблички, исследователи увидели неповто­римый лик шумерской культуры, к моменту первой дешифровки совершенно закрытый образами после­дующих культур (достаточно сказать, что в Библии нет ни одного упоминания о Шумере, хотя и ис­пользованы переработки нескольких шумерских ми­фов). И открыть этот лик оказалось возможно имен­но благодаря замечательному и главному изобрете­нию шумеров - письменности лучше всего позво­ляющей понять истину времени 2.

Шумеры жили в начальную пору человеческой культуры - можно сказать, что во многом они са­ми и были этим началом. Именно в эту пору фор­мируются все будущие составные части культуры, но ни одна из них еще не выделяется как особая, потому что не осознает себя таковой. Странное время: казалось бы, все содержания уже присутст­вуют в обнаружившейся форме - и экономика, и политика, и религия, и литература, и наука, и фи­лософия, и искусство, - но ничего еще нет, пото­му что ничто не названо и не определено. Началь­ная пора культуры - время тоски по имени и судь­бе, по выделенности из общего и одновременно - по укорененности в мировом порядке, по включен­ности в общее. Это время, когда все хочется на­звать, учесть, сосчитать и объединить в реестр. Са­мое главное в предмете - его атрибут, свойство, самое главное в божестве - место и функция, самое главное в человеке - статус, действие и со­стояние в момент действия. То есть это такая кар­тина мира, в которой есть живое, но безымянное нечто. Это нечто уже существует и действует, но еще не вполне представляет и сознает себя и со­вершенно не знает мира вокруг себя. Оно хочет вписать себя в контекст того, что переживает и ис­пытывает ежедневно, ежегодно, и мучается поиска­ми единства с этим неизвестным. Поведение чело­века растительно-зверино: занимаясь земледелием, он уподобляет себя дереву; занимаясь скотоводст­вом - быку или барану. Оно в то же время и стихийно: находясь в гневе, человек уподобляет себя буре; наслаждаясь изобилием урожая, он сравнива­ет себя с благодатным дождем. Внутренние импуль­сы его психической жизни совершенно подобны внешним проявлениям природы. И в этом неразли­чении внешнего и внутреннего при постоянной тяге к распознанию и познанию внутреннего заключает­ся его тайное страдание и тайная скорбь.

Отсюда понятно, что человеческое в человеке еще не проявилось в полной мере, не говоря уж о совершенно неразвитом личностном начале. Поэто­му шумерская культура для нас - коллективный герой, из всех ее действующих лиц по именам из­вестны только правители, олицетворяющие силу и дух коллектива. Но те главные люди, разумом ко­торых культура достигает вечности - писцы и жрецы, - назвав все вещи в мире, не посмели на­звать себя. Составленные ими тексты прославляют божество, храм или царскую власть, учат начина­ющих людей правильному поведению в обществе, приобщают их к традиционному пониманию бытия и мирового порядка. Но сами они молчат - и мол­чим мы, не знающие их истинного мнения о власти и обществе, их потаенных раздумий и сомнений. Возможны ли они были, эти раздумья? И в чем могло заключаться то неофициальное, что занимало думающих людей того времени? К сожалению, мы не можем ответить на этот вопрос. Не в состоянии мы разобраться в полной мере и в свойствах шу­мерского национального характера. Несомненно, что он был, и столь же несомненно, что сами шумеры никак его не определяли, потому что ничего не знали о национальном чувстве, руководствуясь чув­ством общинного и территориального родства. Тем не менее некоторые черты нашего коллективного героя раскрываются в гимнах, описывающих харак­тер шумерских богов, а следы потаенных раздумий время от времени обнаруживаются в текстах самых различных жанров. Итак, мы будем говорить о куль­туре и народе, которые были загадкой для самих себя, о людях, которые хотели видеть себя или в массе подобных, или на царском троне, выше всех, о текстах, записанных не для того, чтобы что-ни­будь рассказать, а для прославления властей или для поучения подобных друг другу человеческих особей.

Единственное описание шумерской культуры было дано в исследовании Сэмюеля Ноя Крамера «Шумеры: история, культура, характер», вышедшем в Чикаго в 1963 году и не переведенном на русский язык. Еще раньше Крамер дал поэтический образ Шумера в книге «История начинается в Шумере» 3. В обеих книгах основной упор сделан на сравнение шумерской и библейской культур, иногда даже с привлечением античных аналогов. Но выявлению уникальной физиономии шумерской культуры отве­ден второй план (что, несомненно, связано с запро­сами потенциальных покупателей в США). Задача этой книги в том, чтобы, не вынимая шумерскую культуру из большого контекста месопотамской и библейской, показать те ее неповторимые черты, бла­годаря которым она стала основой всего последую­щего культурного развития человечества.

Книга сложилась из курса лекций, многократно читанного автором в 1993—2000 годах в Санкт-Пе­тербургском государственном университете (фило­софский и восточный факультеты) и в Петербургском институте иудаики. Автор выражает глубокую признательность студентам и сотрудникам этих вузов М. В. Бруцкой, М. А. Кен, Н. В. Наумовой, А. О. Ни­китиной и Н. А. Храмцовой за тщательное конспек­тирование лекций. Отдельная сердечная благодар­ность жене и другу Юлии Борисовне Гавриловой - первому читателю всех моих работ, коллеге-шумерологу, чьи переводы также представлены в этом издании. Приношу глубокую благодарность дирек­тору Русско-арабского культурного центра доктору Назиму ад-Дейрави за помощь при подборе иллюст­раций. Не могу не выразить благодарности Игорю Степановичу Мальскому за критическое обсужде­ние основных идей книги.

Посвятить эту книгу я хотел бы светлой памяти Петра Львовича Дубова, чьим другом и собеседни­ком посчастливилось мне быть.

 

 


ЧАСТЬ 1. ШУМЕРСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты