КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
От автораСовершенно очевидно, что нельзя понять историю, культуру, образ жизни любого народа без учета места религии в общественной жизни страны. Вот почему учебный план корееведов факультета востоковедения включает курс «История религий Кореи», который автор книги вел в течение ряда лет. Однако работа над ней началась раньше и вот с чем это было связано. В начале 1990-х годов в газету «Коре ильбо» люди стали посылать письма с просьбой рассказать о религиях в Корее. Идя навстречу пожеланиям читателей, редакция решила опубликовать серию очерков: о примитивных верованиях, шаманизме, даосизме, буддизме, конфуцианстве, христианстве, исламе и новых религиях, пустивших корни в Корее. В итоге возникла газетная рубрика, которая велась мною в течение целого года, и ее материалы послужили тем фундаментом, на котором позднее возник курс лекций для студентов кафедры корееведения КазНУ им. аль-Фараби. Затем вышел учебник, быстро разошедшийся по корейским отделениям университетов и его, судя по откликам, используют в Ташкенте, Москве, Владивостоке, Киеве, Минске и т.д. Поступили предложения от издательств российских унивеситетов о переиздании «Истории религий Кореи», он также переводится сейчас на казахский язык, ибо спрос оказался не только устойчивым, но и постоянно растущим. Книгу, подготовленную мною как учебное пособие для студентов корейских отделений, продолжают запрашивать люди, не имеющих отношения к корееведению. В этой связи возникла идея выпустить книгу в серии «Популярное корееведение», спонсируемой Ассоциацией корейцев Казахстана. Возвращаясь вновь к истокам моего замысла, впоминаю о том, как началось мое знакомство с религиями вообще и в Корее в частности. В пору студенчества меня чрезвычайно интересовали история и философия религиозных учений. Однажды удалось на летних каникулах проехать по Малому и Большому Золотому кольцу (Загорск, Владимир, Суздаль, Ярославль, Кострома и другие старорусские города), где сохранились прекрасные памятники православного культового зодчества, выстоявшие взрывы, поджоги и использование их в качестве конюшен, гаражей и амбаров безбожной эпохи. В 1991-1992 гг. я провел около года в Южной Корее сначала на языковой, затем научной стажировке в Сеульском национальном университете, что дало мне достаточно времени и возможности собрать обширный материал, в том числе и о религиях в Корее. Затем мне довелось довольно часто бывать Корее, причем в рахных городах, что дало возможность вновь и вновь видеть воочию храмы, церкви, монастыри и мечети, встречаться с учеными-теологами и священнослужителями. В силу того, что тема моих научных исследований связана с иммиграцией корейцев в планетарном масштабе, мне удалось побывать во многих странах мира, но в первую очередь в тех, где проживают численно значимые корейские диаспоры. Гранты международных научных фондов, приглашения из университетов и центров, участие в конференциях и семинарах, выполнение совместных научных программ — все это позволило осуществить мою главную научную задачу. Но где бы я ни находился, в Америке или Японии, Германии или Индии, Англии или Турции, Канаде или Арабских Эмиратах — везде старался посетить священные места, культовые сооружения, известные архитектурные памятники, церкви, мечети, храмы, монастыри, что давало пищу для новых размышлений. Прежде всего, моя благодарность адресуются «Кориа ресёрч фаундейшн» (Korea Research Foundation) и «Кориа фаундэйшн» (Korea Foundation) — двум правительственным фондам, неоднократно предоставлявшим мне научные гранты. Кроме того, «Кориа фаундэйшн» ежегодно высылает по своей программе поддержки зарубежного корееведения новейшую научную литературу, и в настоящий момент у меня сформировалась богатая библиотека. Хочу выразить самую искреннюю признательность моим коллегам – ученым из Казахстана, России, Кореи и других стран, за плодотворное сотрудничество, добрые советы и пожелания. Неоценимую помощь оказываюм мне труды известных российских корееведов, таких как Пак М.Н., Джарыгасинова Р. Ш., Ионова Ю.В., Бутин Ю.М., Ванин Ю. В, Концевич Л.Р., Пак В.П., Курбанов С. О., Ланьков А. Н., Никитина М. И., Тягай Г. Д., Волков С.В., Глухарева О.Н.,Симбирцева Т. М. и др. Самые теплые чувства благодарности адресуются моей жене Зарине за ее многолетнюю поддержку, заботу, терпение, понимание, а также помощь, оказанную ею в качестве великолепного переводчика английского языка. Благодарен моим студентам кафедры корееведения факультета востоковедения КазНУ им. аль-Фараби, которым я в течение ряда лет читал лекции по истории религий Кореи и обратная связь с аудиторией, ее вопросы и мнения повлияли на структуру и содержание книги. Надеюсь, что книга будет интересна, прежде всего, специалистам разного профиля: востоковедам и международникам, учителям и журналистам. Она также может быть полезной всем заинтересованным людям, желающим узнать ближе: какие религиозные верования были распространены в Корее в прошлом и во что веруют современные корейцы. Ким Г.Н., Религия опиум для народа? О понятии «религия» Что такое религия? Найти ответ на этот вопрос оказалось чрезвычайно сложно. Все попытки дать объяснения сущности религии носят либо теологический, либо научный характер. Теологическим определениям религии также свойственны отсутствие единой точки зрения, о чем можно судить хотя бы по самоопределению мировых религий — буддизма, христианства и ислама. В буддийской богословской литературе отсутствует понятие, которое в полной мере соответствовало бы термину «религия». На языке пали, на котором написаны древнейшие буддийские каноны, в соответствующих случаях употребляется слово дарма, означающее порядок, церемония или даже закон. Священная буддийская книга «Пратимокша Сутра», написанная на санскрите, также не содержит термина «религия». В православном богословии в качестве синонима религии употребляется термин «вера». В отличие от православия, в католическом богословии понятия «религия» и «вера» не совпадают, здесь они не синонимы. Даже в этих двух наиболее распространенных течениях христианства нет единой концепции религии. В мусульманском богословии понятие «религия» не разработано: ни в Коране, ни в последующих дополнениях к нему, а также в толкованиях Корана определение религии не содержится. Всюду в мусульманской богословской литературе в качестве синонима религии употребляется термин «вера». Таким образом, теологические толкования понятия «религия» в буддийской, христианской, исламской литературе отличаются значительным своеобразием. Но есть в мировых религиях и нечто общее: это их нетерпимое отношение к инаковерию. Все мировые религии различают понятия «истинная вера», «иная вера», «язычество», «ересь», «суеверие». К истинной вере каждая мировая религия относит только себя. Иной верой каждая религия называет такую религию, которая обладает своей священной литературой, обрядностью и клиром. Обратимся теперь к научным определениям религии. По мнению одних, религия есть особая форма сознания. По мнению других, напротив, область религии – подсознательное. По мнению третьих, религия есть исконное свойство человека, которое единственно отличает его от животных, тогда как, по мнению четвертых, религия — это сравнительно поздний продукт интеллектуального творчества человека и т. д. и т. п. Итак, религия есть явление многоплановое, многоаспектное. Поэтому сводить религию к какому-нибудь одному и единственному «основному», или «главному», или «определяющему», признаку — значит упрощать проблему. Каждый из компонентов религии, взятый отдельно сам по себе, еще не религия. Как произошли религии?Относительно происхождения религии создано множество гипотез и теорий, написано большое количество различных трудов. В античном мире над этой проблемой думали известные мыслители Греции и Рима: Геродот, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Плутарх, Лукиан, Лукреций, Цицерон и другие. Уже в те древние времена определились два взгляда на происхождение религии: идеалистический и материалистический. По мнению идеалистов, вера в богов преподана людям самими богами. Напротив, материалисты утверждали, что религию, а равно и богов создали люди, что в основе религии лежат невежество и страх. В средние века были созданы значительные произведения на данную тему. Начиная с эпохи великих географических открытий, когда европейской науке постепенно становились известными новые страны с их своеобразными цивилизациями, научные представления о религиях существенным образом расширились, а проблема происхождения религии приобрела более глубокое познавательное содержание. Известны попытки разгадать вопрос о природе религии экспериментальным путем. Опыт этого рода приписывается, например, правителю Индии Джелад-уд-Дину Акбару (1542-1605). По его приказу двенадцать новорожденных младенцев были заперты в башне вместе с приставленными к ним немыми мамками-кормилицами. Дети остались на попечении немых, ни один говорящий человек не должен был приближаться к башне в течение нескольких лет, пока продолжался этот опыт. Когда прошло двенадцать лет, маленьких узников привели к правителю Индии. К нему собрались ученые из разных стран; тут были евреи, персы, индусы, арабы и каждый доказывал на основании своей «священной книги», что именно на его языке должны заговорить дети и его бога должны назвать. Что же оказалось на деле? Дети не говорили ни на одном из языков и, конечно, не знали ни о каком боге. Они издавали какие-то непонятные звуки, объяснялись жестами и мимикой. Лишь с XVIII века начинается сравнительно-историческое изучение религии, одной из центральных проблем которого становится проблема возникновения религии. Тут в первую очередь должны быть названы выдающиеся деятели французского Просвещения Д. Дидро и П. Гольбах, вклад которых в разработку вопросов происхождения религии трудно переоценить; многие положения Д. Дидро и П. Гольбаха не утратили своей ценности и в наше время. Картина генезиса религии раскрыта в фундаментальных трудах европейских и русских ученых XIX и XX веков, а также советских ученых (Э. Тэйлор, Дж. Фрэзер, Н. Харузин, Л. Штернберг, В. Богораз-Тан, И. И. Скворцов-Степанов, Ем. Ярославский, Д. К. Зеленин, Ю. П. Францев, С. А. Токарев и др.). Научно доказано, что религиозные верования и представления отнюдь не являются врожденным свойством человеческой психики, что они формируются в сознании людей под влиянием общественной среды. Это значит, что религия есть социальное, историческое явление и вопрос о том, всегда ли существовала религия и как, при каких условиях и обстоятельствах она возникла, есть одна из проблем исторического знания. Для чего нужны религии? Религия выполняет различные функции в обществе и жизни человека, из которых одной из самых основных является компенсирующая функция. Уже в первобытных верованиях, магии и ранних формах религии древние люди пытались найти покровительство и спасение от природных стихий, злых сил. Веря в духов и богов, принося им жертвы, молясь им и надеясь на их помощь, человек добровольно отдавал себя под покровительство могущественных и сверхъестественных сил, которым он верил. С усложнением общества изменялись формы компенсации: обращаясь к религии и, твердо веря в ее догматы,- человек стремился найти в ней утешение, избавиться с ее помощью от несправедливостей и обид, социального неустройства и политических преследований. Но суть функции оставалась неизменной: в религии люди, и искали путь к спасению от несовершенства земного существования, к избавлению от страданий, к бессмертию, к вечной жизни на небесах и т. п. Другая функция религии, имеющая важную социальную значимость - интегрирующе-дезинтегрирующая функция. Религиозные верования и учения объединяют и разделяют людей именно по конфессиональному признаку. На заре человеческого общества интегрирующая функция наиболее наглядно проявляла себя в феномене этноцентризма: любое племя, объединенное системой единых верований, ритуалов, обрядов и мифов, считало именно свою систему норм эталоном, отклонение от которых считалось недопустимым. С развитием общества формы и значимость этой функции становились более разнообразными. Религии переставали быть этническими, распространялись по многим странам и континентам, а буддизм, христианство и ислам превратились в мировые. Однако суть функции от этого не менялась: преданность той или иной системе религиозных норм и поныне имеет огромное интегрирующее значение. Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении объединяет, а в другом — разъединяет индивидов, общество, народы и государства. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция — ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп и общества в целом. Интегрирующая функция выполняется в тех пределах, в которых единое и общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются несогласующиеся друг с другом тенденции, религия выполняет дезинтегрирующую функцию. Третьей важной функцией религии является регулятивно-контролирующая. Она состоит в том, что с помощью определенных идей, стереотипов, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Религия, со своей сформированной идеологией и организованной структурой контролировала истинность приверженности вере, надлежащее исполнение ритуалов, церемониалов, богослужений. Контроль касался также этических норм и моральных правил общежития, которые должны были следовать заповедям отцов церкви, основоположников религиозных учений. Иногда регламентация и контроль, как в католицизме начального периода носили тотальный характер. Со временем по мере развития общества и обретением им светских основ в политической и социально-экономической организации государства регулятивно-контролирующая функция имеет тенденцию к ослаблению. Однако в некоторых обществах, в особенности в странах Востока, где сильны традиции в сознании, менталитете и правилах общежития, эта функция по сей день, занимает важное место. Религия имеет ряд других функций, важных для понимания ее роли в обществе. Одна из них — ее можно условно назвать экзистенциальной — касается философского аспекта религиозной концепции, т. е. стремления религиозных теоретиков объяснить законы и обстоятельства существования и места человека в этом мире, его существования в мире ином, связанные с этим проблемы жизни и смерти, бытия и небытия. Другая функция — ее можно назвать политической — служит делу освящения власти, обожествления правителя («кесарю — кесарево»). Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание, миросозерцание, мироощущение и проч. Религия обеспечивает коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, где прежде всего верующие общаются между собой и с Абсолютом, святыми, духами и другими высшими силами. Однако эти и многие другие функции не являются основными для религии как социального феномена, ибо важнее всего сама вера: именно она составляет основу любой религии и обеспечивает реализацию ее главных социальных функций. Кто во что верует в современной Корее? Южную Корею, безусловно, можно отнести к одной из самых религиозных стран. В 2005 году общее число верующих достигло 25,17 млн. человек, что составило 53,5% от всего населения. В 1995 году верующих было 22,56 млн. (50,7%). Число католиков — третьей по величине конфессии в Южной Корее увеличилось с 2,95 млн. до 5,14 млн. человек. Соответственно их доля в населении страны выросла с 6,6% до 10,9%. Число последователей буддизма за десять лет с 1995 года тоже увеличилось с 10,32 млн. до 10,72 млн. человек. Однако доля буддистов в населении Южной Кореи при этом сократилась с 23,2% до 22,8%. Число протестантов снизилось до 8,61 млн. человек, а доля их в южнокорейском населении сократилась до 18,3%. Около 97% верующих в Южной Корее — это буддисты, протестанты и католики. Вместе с тем, здесь можно встретить и представителей многих других конфессий, в том числе ислама и православия. Количество христиан в Корее постоянно растет, в то время как численность сторонников иных, в том числе и традиционных для Кореи религий уменьшается. В развитии современной религиозной жизни Кореи значительно выросла роль новых и исконно корейских народных верований. Спектр религиозных верований в Корее чрезвычайно разнообразен и ныне параллельно практикуются и ранние формы верований, и шаманизм, все три мировые религии, и даосизм, конфуцианство, а также действуют новые религиозные секты. Надо отметить, что в современной религиозной жизни Кореи значительно выросла роль новых и исконно корейских народных верований. Эти религии можно классифицировать по их происхождению. Базовым доктринами могут быть либо буддизм, конфуцианство, христианство, либо традиционные корейские верования. В целом в современной Корее насчитывается более 200 новых религий. Большинство новых религий включает в себя элементы различных религий, а также корейских народных верований. Таким образом, спектр религиозных верований в Корее чрезвычайно разнообразен и ныне параллельно практикуются и ранние формы верований, и шаманизм, все три мировые религии, и даосизм, конфуцианство, а также существуют новые секты и церкви. ©Ким Герман Николаевич, профессор, доктор исторических наук, директор Международного центра корееведения факультета востоковедения КазНУ им. аль-Фараби, тел./ факс раб. 7-7272-438927, e-mail: germankim01@yahoo.com ©Prof. Dr. Kim German, Director of the International Center for Korean Studies at the Faculty of Oriental Studies Kazakh National University named after al-Farabi. Phone/fax: 7-7272-438927, e-mail: germankim01@yahoo.com Автором удалены все сноски на источники и использованную литературу. Книга защищена авторскими правами, использование любой ее части запрещено без предварительного письменного согласия профессора Ким Г.Н. Ссылки давать только с указанием конкретных страниц изданной книги. РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИЙ
|