Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Общие сведения. Почти одновременно с философскими книгами Лао-цзы и его учеников появилась в Китае и другая группа философских сочинений




Почти одновременно с философскими книгами Лао-цзы и его учеников появилась в Китае и другая группа философских сочинений, восходящих к родоначальнику другой господствующей религии Китая – Кун-цзы, или Конфуцию. Философия Конфуция и школа, ведущая от него свое происхождение, коренным образом отличаются от философской системы Лао-цзы. Классические конфуцианские книги распадаются на «Пятикнижие» («У-цзин«) и «Четверокнижие» («Сы-шу«). Эти книги далеко не все могут считаться религиозными. Некоторые из них к религии не имеют никакого отношения. Классическое «Пятикнижие» — еще и сейчас основной канон конфуцианской религии — состоит из следующих сочинений: древнейшая книга — «И-цзин» («Книга перемен«) — сборник магических формул, заклинаний; «Шу-цзин» («Древняя история«) — история легендарных императоров; «Ши-цзин» («Книга песнопений«) — сборник древней поэзии, отчасти космологического и мифологического содержания. В последней из четырех частей сборника «Ши-цзин» есть и чисто религиозные песни или гимны, исполнявшиеся в связи с религиозными обрядами и жертвоприношениями. «Ли-цзи» («Книга церемоний«) — описание многочисленных церемоний, обрядов, далеко не все из которых имеют религиозное значение и последняя книга, «Чун-цю» («Книга весны и осени«), — это хроника одного из китайских княжеств, очень краткая, никаких религиозных элементов не заключающая. «Сы-шу» («Четверокнижие«) состоит из следующих книг: «Дао-сюе» («Великое учение«) — учение о самоусовершенствовании человека, изложенное по Конфуцию одним из его учеников; «Чжун-юн» («Книга о середине«) — учение о необходимости соблюдать во всем гармонию и не вдаваться в крайности; «Лун-юй» — книга изречений и афоризмов Конфуция и его учеников; «Мэн-цзы» — учение философа Мэн-цзы, самого выдающегося из позднейших учеников Конфуция.

В чем сущность конфуцианских сочинений? Основное содержание учения Конфуция - это учение о правилах поведения, о правильной жизни. Это система политической и частной этики. Конфуций основное внимание направлял на практическую сторону учения. В отличие от некоторых других легендарных основателей религий, Конфуций является вполне исторической личностью; биография его довольно хорошо известна; он был видным сановником в княжестве Лу (годы жизни, согласно традиции, 551-479 до н. э.).

Конфуций

Однако, не все, что приписывается Конфуцию, было написано в действительности им, и из того, что было им написано, далеко не все дошло до нас в первоначальной редакции, но характер этого философа отразился достаточно отчетливо в книгах. Это система чисто практических норм поведения. Это учение о хорошем управлении государством, о добросовестном отправлении государственной службы, так же как и о правильном порядке в семейном быту. Конфуцианство зарождалось как учение, начиная с Ханьской эпохи (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). По содержанию своему конфуцианский культ представляет собой простое узаконение традиционных, сложившихся в Китае с древности, семейнородовых обрядов. Конфуций не учил ничему новому; он сам настойчиво повторял, что не излагает никакого нового учения, а требует только строгого соблюдения древних законов и установлений. Важнейшим из них был культ предков, который и стал основным содержанием конфуцианского культа. По религиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность человека — это сыновняя почтительность (сяо) и почитание предков. В одном из конфуцианских сочинений говорится: «Всегда выражать полное уважение к родителям; доставлять им пищу самую любимую; скорбеть, когда они больны; до глубины души сокрушаться при их кончине; приносить им, усопшим, жертвы с (религиозной) торжественностью, — вот пять обязанностей сыновнего благочестия«. Итак, главным объектом конфуцианского культа были духи предков. Но замечательно, что Конфуций требовал, чтобы совершались обряды и приносились жертвы в честь предков не ради самих духов, не ради того, чтобы удовлетворить их потребности или снискать их милость, а исключительно потому, что обряды эти были установлены с давних времен. Сами по себе духи не интересовали Конфуция. Отношение к ним в конфуцианской религии чисто формальное. Интересно, что на вопрос о том, что такое знание, Конфуций ответил: «Употреблять все свои силы к исполнению того, что справедливо и прилично человеку; чтить духов и гениев и держаться в почтительном от них отдалении — вот что называется знанием«. На вопрос одного из своих учеников, сознают ли умершие, что им приносят жертвы и поклоняются, Конфуций ответил: «Если я скажу, что сознают, то можно бояться, что те, которые исполнены сыновнего благочестия, пренебрегут всеми земными интересами, чтобы служить усопшим родителям так же, как служили живым; если я скажу, что не сознают, то можно опасаться, что дети будут оставлять умерших родителей без погребения. Для тебя не представляется необходимости в непременном решении вопроса, а придет время — сам все узнаешь«. Главным правилом жизни, опорой всего существующего строя конфуцианская философия и религия считают строгое соблюдение обрядов (ли). «Если не соблюдать издревле установленных обрядов, — говорил Конфуций, — или, тем более, отменить их, то все перемешается. Уничтожьте брачные обряды — не будет супругов (в истинном значении этого слова) и разовьется разврат со всеми его преступлениям. Уничтожьте обряды погребения и жертвоприношений — дети не будут заботиться об усопших родителях, да и живым служить перестанут; уничтожьте обряд пин-цзинь — исчезнет различие между государем и чиновниками, удельные князья будут своевольничать, возникнут притеснения и насилия«. «Управлять государством без соблюдения ли, — говорится в «Ли-цзи» (древнекитайском трактате о правилах поведения), — это все равно, что слепому быть без проводника; все равно, что искать чего-либо без свечи в темной комнате. Ли составляют необходимое условие народного существования. Нет ли, то нельзя правильно служить духам земли и неба; нет ли, то нельзя разграничить государя от чиновников, высших от низших (по общественному положению), старших от младших (по возрасту)...» Учение Конфуция служило этической стороной всякого школьного образования в средневековом Китае на протяжении столетий. Конфуцианство привнесло в сознание народов Дальнего Востока незыблемые нравственные нормы, по силе воздействия на массовое сознание равные библейским десяти заповедям. Это, прежде всего, «пять постоянств» или «пять добродетелей»: человеколюбие, чувство долга, благопристойность, разумность и правдивость. К ним следует добавить так называемые «пять связей«: 1) государя и подданного, господина и слуги. Эти отношения считались важнейшими в обществе и доминировали над всеми остальными. Безусловная преданность и верность господину была основой характера «благородного мужа» в конфуцианском понимании; 2) родителей и детей. В этих отношениях подчеркивались непререкаемые права родителей, в первую очередь отца, и священная обязанность детей проявлять сыновнюю почтительность; 3) мужа и жены. Здесь права мужа были безграничны, а обязанности жены сводились к беспрекословной покорности, образцовому поведению и ведению хозяйства; 4) старшего и младшего. Обязательным считалось не только уважение к старшему по возрасту, но и к старшему по положению, чину, званию, мастерству; 5) между друзьями. Отношения между друзьями должны были носить характер искренней и бескорыстной взаимопомощи. К сожалению, наиболее гуманные конфуцианские заповеди, адресованные «благородным мужам«, соблюдались нерегулярно, однако именно они служили базой нравственного воспитания личности. Положительный герой конфуцианства так же «совершенно мудр«, как и его даосский аналог, но воплощает он не тип святого отшельника-аскета, а тип благородного мужа, ученого, чиновника, государственного деятеля, который объединяет в себе «пять добродетелей«, скромен и умерен во всем.

Конфуцианство предъявляло суровые требования к личности в морально-этическом плане, настаивая на непрерывном духовном и нравственном совершенствовании: «Благородный муж стремится вверх, низкий человек движется вниз«. Конфуцианские правила лояльности и послушания старшим предписывали ученикам свято следовать наставлениям Учителя, а приемникам — ревностно оберегать опыт предшествующих поколений. Традиция передачи знания из уст в уста и «от сердца к сердцу» по сути дела исключала возможность превратного толкования Учения, тем более что воспользоваться письменными источниками без помощи наставника было совершенно невозможно. Поскольку, согласно канону «пяти связей«, отношения старшего и младшего занимали важнейшее место, долг ученика перед наставником и старшими товарищами является пожизненным и неоплатным. Незыблемость существующего строя — основной принцип конфуцианства. Это идеология патриархальной монархии, ставшая основной идеологией китайского феодализма. В «Чжун-юн» («Книге о середине«) весь традиционный уклад жизни сведен к «пяти связям«. Иерархические и патриархальные отношения положены в основу всего.

История конфуцианства. Конфуцианство (жу цзя — школа великих книжников) — так же, как и даосизм, зародилось в Китае в VI — V веке до н.э. Входит в Сань цзяо — одну из трех главных религий Китая. Философская система конфуцианства была создана Кун-цзы (Конфуцием). Предшественниками конфуцианцев были выходцы из потомственных чиновничьих семей, которые в случае потери официального поста превращались в бродячих учителей. Эти люди зарабатывали на жизнь преподаванием древних книг. Первым этапом конфуцианства была деятельность самого Кун-цзы, тоже принадлежавшего к бродячим учителям. В его изложении конфуцианство было этико-политическим учением, в котором центральное место занимали вопросы нравственной природы человека, семьи и управления государством. Исходной для Кун-цзы можно считать концепцию «неба» и «небесного веления», то есть судьбы. Человек, наделенный небом определенными качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом Дао и совершенствовать их при помощи обучения. Цель этого совершенствования — достижение уровня «благородного мужа» (цзюнь-цзы), соблюдающего ли — этикет.

Центральное место в учении Кун-цзы занимает концепция жэнь (человечности) — идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве. Основным принципом этой концепции является: «Чего не желаешь себе, того не делай другим«. На этой же базе Кун-цзы развивал свои политические концепции, выступая за четкое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья.

Характерной чертой учения Кун-цзы является антропоцентризм (воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной). Его практически не интересуют проблемы космогонии (раздел астрономии о происхождении и развитии небесных тел), он уделяет мало внимания духам и потустороннему миру, хотя и считает небо не только частью природы, но и высшей духовной определяющей силой в мире, а жертвоприношения предкам — важнейшим выражением почтения к ним.

Особое место у Кун-цзы занимала концепция сяо — сыновней почтительности, уважения к родителям и ко всем старшим. Сяо считалось основой жэнь и других добродетелей и самым эффективным методом управления страной.

Всеобщее признание конфуцианство получило только после смерти Кун-цзы. В отличие от даосизма, конфуцианство поддерживало китайскую государственную иерархическую систему. Одно из главных положений конфуцианства — учение чжэн мин (выправление имен), которое требовало от каждого человека твердо помнить свое положение в обществе.

После смерти Кун-цзы конфуцианство распалось на школы: Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Идеи Сюнь-цзы оказали значительное влияние на философов периода Хань (206 год до н.э. — 220 год н.э.), но затем вплоть до XIX века доминировало учение Мэн-цзы.

Конфуцианство имеет пантеон богов, к которым причислен и Кун-цзы. Практикуются жертвоприношения. Значительное место занимает культ предков и вера в духов.

Конфуцианство заняло господствующее положение в Китае при императоре У-ди, когда Дун Чжуншу предложил ликвидировать другие учения и сделать единым объектом почитания конфуцианство. Дун Чжуншу соединил конфуцианство с учением о космических силах Инь и Янь и пяти первоэлементах У-син. Природу человека он определял как врожденную, полученную от неба. В ней содержится как «человечность» (жэнь), так и алчность, отражающая действия в небе сил Инь и Янь. Чувства — источники зла — также часть природы человека; посредством воспитания она становится доброй и завершенной. Воспитывать людей должен правитель, выполняя этим волю неба (в этом моменте Дун Чжуншу противостоит Мэн-цзы). Эта трактовка отношений между правителем и подданными развилась в дальнейшем в концепцию «трех связей«: правитель-подданный, отец-сын, муж-жена, где первые компоненты соответствуют доминирующей силе Янь и являются образцом для вторых, соответствующих подчиненной силе Инь.

Учение Конфуция не касается области сверхъестественного, за исключением идеи безличного божественного порядка, именуемого Небом, которое предоставляет человечество самому себе до тех пор, пока на земле царит относительный порядок и соблюдаются добродетельные принципы правления. В этом смысле конфуцианство, подобно раннему буддизму, было религией без бога. Но по прошествии веков мудрец и его главные ученики были причислены последователями к лику святых, с тем, чтобы распространить учение среди простых необразованных людей.

Конфуцианские сочинения появились на Корейском полуострове вместе с ранними памятниками китайской письменности где-то в начале христианской эры. В письменных источниках всех трех государств — Когуре, Пэкче и Силла — сохранились свидетельства раннего влияния конфуцианства. Например, в столице Когуре уже в IV в. н.э. действовал конфуцианский университет, а в провинциях существовали частные конфуцианские академии. Примерно в то же время подобные учреждения были созданы и в Пэкче. Последним чужеземное влияние ощутило на себе государство Силла. Королевский двор Объединенного Силла направлял в танский Китай делегации ученых, чтобы они могли на месте ознакомиться с работой конфуцианских институтов и привезти домой многотомные труды, посвященные конфуцианству. Хотя государственной религией был буддизм, конфуцианство составляло философскую и структурную основу государства. Даже с приходом к власти династии Коре в X в. форма правления существенно не изменилась, разве что сильнее стало ощущаться влияние буддизма. Эпоха правления ориентированной на конфуцианское учение династии Ли (период Чосон), которую часто критикуют за политические раздоры в борьбе за власть и клановую междоусобицу, поводом для которых служило различное толкование конфуцианских канонов, на самом деле явилась «золотым веком» конфуцианства, периодом его возрождения.

Конфуцианство в Корее нагляднее всего проявлялось в сфере образования, церемониального этикета и государственной службы. Экзамены для поступления на государственную службу, или кваго, введенные по аналогии с китайской системой в конце X в., явились мощным стимулом для изучения классических сочинений конфуцианства. Благодаря им в сознании корейцев глубоко укоренились основные конфуцианские ценности. Даже сегодня вряд ли можно сказать, что корейцы полностью отбросили традиции, привычки и стереотипы мышления, восходящие корнями к конфуцианскому учению.

Конфуцианство в Корее

Конфуцианство утвердилось в Корее настолько давно, что невозможно указать точную дату его появления на корейской земле. Несомненно, что конфуцианские классические произведения распространились на в Корее вместе с ранними образцами китайской письменной литературы задолго до нашей эры. В письменных источниках всех трех государств — Когуре, Пэкче и Силла име­ются сведения, указывающие на очень раннее присутствие конфуцианского влияния. Так, например, Центральный университет конфу­цианства, существовавший в Когуре в IV в., подтверждает, что уже тогда имелись давние и прочные традиции. В провинциях дейст­вовали частные конфуцианские академии, называвшиеся кендан.

Примерно в то же время в соседнем государстве Пэкче также были созданы подобные учреждения. Как всегда, распо­ложенное на юге государство Силла позже других воспринимало иностранные идеи. Однако, когда в VII в. оно поглотило другие государства, его интерес к конфуциан­ству и другим сторонам китайской культуры быстро возрос. В Китай стали направлять делегации корейских ученых, чтобы они могли на месте ознакомиться с работой конфуцианских институтов и привезти мно­готомные труды, посвященные конфуциан­ству. Хотя в Объединенной Силла государст­венной религией был буддизм, именно конфуцианство формировало философские и структурные основы государства.

Дворцовая конфуцианская церемония

В Корее конфуцианство принималось с такой готовностью и в такой строгой форме, что сами китайцы считали корейских при­верженцев этой религии более благо­честивыми, чем они сами. Они называли Корею «Восточной страной учтивости«, что указывало на ту скрупулезность, с какой корейцы соблюдали все правила установлен-ного ритуала.

Со временем эта педантичная или фанатичная преданность конфуцианству привела к появлению множества группировок и «ересей«, а также к долгим схоластическим спорам, возможно, даже более ожесточенным, чем в Китае. Расхождения в толковании конфуцианства естественно стали связывать с борьбой политических сил и враждой кланов, что, в конечном счете, ослабляло государство.

Конфуцианство в Корее означало систему образования, традиционных церемоний и гражданского управления. С падением монархии в начале XX в. только первая его функция сохранила свое значение. Однако глубоко укоренившиеся конфуцианские традиции в манере поведения и социальных отношениях все еще играют важную роль в мышлении и поведении корейцев.

Статичные и традиционные аспекты кон­фуцианской философии некоторые счита­ли, по крайней мере, до недавнего времени, определенным препятствием на пути модернизации Кореи, хотя идеи стабиль­ности и безопасности, заложенные в этом учении, можно только приветствовать.

Объединенная Силла просуществовала всего лишь около двух столетий, уступив в Х веке место государству Корё. Однако, несмотря на смену династий, форма правления практически не изменилась, за исключением того лишь, что влияние буддизма стало бо­лее ощутимым.

Институционализация конфуцианских принципов правления укрепилась после введения кваго, или системы экзаменов для поступления на государственную службу. Таким образом, по крайней мере, теоре­тически, создавалась государственная система, при которой к управлению страной приходили лучшие ученые, выбранные путем местных и общегосударственных экзаменов, которые проводились регулярно. Экзамены были открыты для всех, кроме выходцев из определенных, считавшихся низшими, клас­сов, к которым принадлежали мясники, актеры, музыканты и врачи. Те, кто выдер­живал экзамены, в соответствии со своими способностями назначались на гражданские и военные посты. К гражданским служащим относились судьи, губернаторы провинций, придворные, а к военным — армейские и морские офицеры.

Теоретически каждый должен был сдавать экзамены в соответствии со своими личными качествами. Но на практике существовала система потомственной аристократии или янбанов и помещиков, владевших по­жалованной им двором землей, которые благодаря своему богатству и влиянию получали высокие должности и продвигались по службе, по сути дела не сдавая экзаменов.

Для сдачи экзаменов требовалось знание исключительно конфуцианских классических сочинений и комментариев к ним, а также умение сочинять стихи и эссе на заданную тему. При оценке способностей экзаменую­щегося большое значение имела степень владения мастерством китайской кал­лиграфии. Можно, конечно, сказать, что подобные вызубренные знания были далеки от нужд практического управления, но те усилия, которые требовались для изучения китайских источников, предполагали достаточно высокий интеллектуальный уровень. Кроме того, занятия не оставляли времени для безделья и дурных привычек. Однако эта система не всегда работала идеально. Центральное правительство не платило провинциальному начальнику, и поэтому он не мог удержаться от того, чтобы не брать взятки или не вымогать деньги у бедных. Придворные же в столице были далеки от того, чтобы советовать королю, как лучше управлять страной и получать таким образом одобрение Неба, потому что зачастую были заняты междо­усобной борьбой за привилегии для себя или своей группировки. Самые блестящие философы-конфуцианцы, являясь, возможно, воплощением доб­родетелей, обычно уделяли основное вни­мание построению крайне абстрактных мета­физических систем, чтобы объяснить Вселенную и место человека в ней, не делая даже слабых попыток заняться эмпирическими исследованиями или экс­периментальной методологией. После того, как буддистов, имевших влияние на правителей государства Корё, обвинили в том, что страна была захвачена монголами, правящая династия была свергнута, а новый правитель Ли, подвергнув буддизм гонениям, восстановил политическую власть конфуцианцев. Последним, таким образом, представилась блестящая возможность добиться возрож­дения. В XV и XVI вв., когда у власти в основном стояли образованные правители, некоторые из которых были учеными, наблюдался значительный прогресс в области социальных реформ, модернизации и системе правосудия. Это была эпоха изобретений, о чем свидетельствует, например, разработка точной фонетической системы для транскрибирования корейского языка, называемой хангылъ.

В XVII в. появилось новое поколение философов-конфуцианцев, основавших Сирхак, или Школу реальных наук, в область интересов которой входили скорее утилитар­ные, нежели академические вопросы. Воз­можно, под влиянием западных идей, прони­кавших в Корею косвенными путями, через иезуитские миссии, которые действовали тогда в Китае, среди образованных людей росло внимание к таким вопросам, как укреп­ление могущества нации и оборона страны, сельское хозяйство, торговля и благо­состояние народа.

К сожалению, при дворе все еще сильно враждовали разные группировки. Когда японцы вторгались в Корею в 1592 и в 1598 годах, страна была практически беззащитной и уже вплоть до конца правления династии не смогла оправиться от разрухи. До конца XIX века в стране проводилась политика самоизоляции. В те застойные времена ортодоксальные конфуцианские секты продолжали самодовольно перебирать об­ветшалые догмы и обескровливать разо­ренную страну, тогда как отдельные ре­форматоры движения Сирхак могли лишь слабо протестовать против существую­щего положения.

Конфуцианская церемония в академии Сонгюнгван

Ежегодно в Сеуле проходили главные государственные экзамены для желающих занять высокие посты, а дважды в год — вес­ной и осенью — проводились торжественные церемонии в честь Конфуция. Осенние церемонии проводятся и в наше время в конфуцианском университете Сонгюнгван.

Затем, с захватом власти японцами в 1910 г. конфуцианская система практически исчез­ла, что двумя годами позже повторилось в Китае, когда закончила свое существование последняя императорская династия.

Хотя конфуцианское учение, может быть, и потеряло свою былую роль основы системы власти и управления, тем не менее, нельзя сказать, что после стольких веков внедрения этой доктрины корейцы изменили свой об­раз мышления и отбросили обычаи и привычки, связанные с этой религиозной системой. Так, с одной стороны, корейцы почтительно относятся к возрасту, ценят общественную стабильность и испытывают уважение к образованию и совершен­ствованию. С другой стороны, у них существует определенная идеализация прошлого, жест­кая социальная иерархия, а также некая аб­страктная отрешенность, в силу которой они предпочитают видеть мир не таким, какой он есть, а таким, каким ему следует быть.

Обучение конфуцианскому наследию

Конфуцианской церкви не существует, но есть конфуцианские организации. Регулярно проводятся ритуалы, связанные с поминове­нием предков, и памятные церемонии в честь выдающихся конфуцианцев. Университет Сонгюнгван в Сеуле является центром конфуцианства в стране и святилищем Конфуция, где ежегодно весной и осенью проходят церемонии; Сегодня в Корее дей­ствуют свыше 200 хянге, или конфуцианских академий со святилищами, в которых моло­дых людей обучают традиционным цен­ностям и манерам. Здесь делается попытка сочетать конфуцианские ценности с зада­чами современного индустриального общества.

БУДДИЗМ


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты