КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность прогноза и прогностической деятельностиСлово «прогноз» происходит от греческих слов «про» (вперед) и «гносис» (познание), а переводится как «предвидение», «предсказание». В русском языке приставки «пред», «перед» дают представление о расположении впереди, об опережении, видеть и сказать наперед, то есть увидеть и сказать то, чего нет, но что может произойти. С давних времен человека характеризует желание заглянуть в будущее. Оно отпугивает и притягивает. Противоречивость ситуации особенно ярко ощущается в подростковом возрасте: «Когда влезать на скалу очень страшно, но не можешь от этого желания отделаться, опасность притягивает, манит». В одной из наших анкет подросткам был задан вопрос: «Хотите ли вы узнать свое будущее?» Одни ответили: «Не хочу думать о смерти, о несчастьях, пусть это будет неожиданно». Другие: «Хочу знать, кем буду, какой будет моя семья, хочу планировать свою жизнь, хочу знать о предрасположенности к болезням, чтобы заранее укрепить здоровье». Известно, что отношение к будущему - одна из характерологических черт личности, имеющих место в психологических исследованиях. Использование прогноза в социальном развитии социума и прежде всего личности неоднозначно. Так, предсказание успеха может вызвать мобилизацию сил, воодушевление, а предсказание катастрофы способно вызвать панику и обострить ситуацию, но может вызвать своевременное вмешательство и ликвидацию угрозы. Чтобы профессионально использовать стимулирующую, мобилизующую роль прогноза, нужны теоретические обоснования и технологические разработки, которых явно недостаточно и которые крайне необходимы социальному работнику, помогающему человеку стать субъектом личностного развития, занять субъектную позицию при решении своих социальных проблем. Рассмотрим в историко-философском и психологическом ключе эту проблему. Тысячелетиями идея проникновения в будущее волновала ум человека. Философы утверждают, что знание будущего характеризует уровень развития свободы человека, позволяет ему из нескольких имеющихся способов (вариантов) своего действия в настоящем выбрать наилучший. Способность человеческого ума предвидеть будущее развивалась постепенно. Из давних времен дошли до нас китайская «Книга перемен», гадание на картах, сонники, физиогномика, графология, астрология, хиромантия, нумерология, экстрасенсорика и т.п.. Все, это было предметом длительного и внимательного изучения тех, кто стремился предсказать судьбу человека, рождая легенды, мифы, предания, пророчества. В древности Аристотель, Пифагор, позднее - Галь, Нострадамус, затем - Кант, Шопенгауэр, Ницше, Ванга и другие стремились по-своему осмыслить эти формы человеческого знания. И сегодня интерес к парадоксу прогнозирования привлекает внимание исследователей. Один из самых ярких мифов Древней Греции - трагедия Эдипа. Согласно легенде, оракул предсказал фиванскому царю Лаю, что его сын Эдип, рожденный Иокастой, убьет его самого, женится на собственной матери и тем самым покроет позором весь род. Родители пытались избавиться от ребенка, но он остался жив, то есть исправить судьбу не удалось. Трагедия Эдипа - пример «самоподтверждающегося» прогноза. Если заранее предопределено, что «написано на роду», так тому и быть. Так надо ли знать, что написано на роду одного человека, целого народа? И как этой информацией воспользоваться, распорядиться? Гениальные умы древности (Конфуций, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Квинтилиан), а позднее теоретики утопического социализма (Мор, Кампанелла, Фурье, Сен-Симон, Оуэн) пытались понять, объяснить и предсказать, как будут развиваться общество, человек, какую роль в развитии человека должно играть воспитание. Мера подтверждения этого знания долгое время оставалась на уровне примет, пословиц и поговорок, народной педагогики, догадок, интуиции, что теперь называют эмпирическим предвидением, длительный путь развития которого стал прологом для научного предвидения. Строгое объективное исследование вначале процессов и связей природы, а затем законов развития человеческого общества положило начало научному предвидению. Предвидение имеет онтологические, гносеологические и генетические основы. Онтологической основой предвидения является законосообразность объективного мира: между явлениями объективного мира, между настоящим и будущим существуют закономерные, необходимые связи. Законы обладают определенными важными свойствами: необходимость, всеобщность, повторяемость, устойчивость. Именно потому, что закон имеет силу не только для существовавших в прошлом, существующих в настоящее время и наблюдаемых объектов, но и для будущих объектов и для существующих, но ненаблюдаемых событий и явлений. Закон и составляет онтологическую основу предвидения. Для характеристики гносеологического компонента предвидения важна взаимосвязь между уровнями знания: эмпирическое знание поставляет исходный материал для теоретического, а прогноз во многих случаях остается гипотетическим до тех пор, пока не будет подтверждения в эксперименте или наблюдении. Прогноз получается посредством более или менее длинной цепи различных исследовательских актов, операций над некоторыми исходными данными, которые можно назвать основаниями предвидения. В ходе этого процесса из одних знаний (основания предвидения или диагноз) получаются другие знания (прогноз). Все выстраивается в цепочку: диагноз --- прогноз —> управление. Генезис предвидения, как специфически человеческой способности сознания, связывают с процессом становления человеческого общества (филогенез) на базе трудовой деятельности и на базе ее существенного элемента — целеполагания. А.А. Ухтомский в учении о доминанте как главном принципе работы нервных центров и организации поведения человека указывал, что мозг - это орган «предупредительного восприятия, предвкушения и проектирования среды». Целеполагание и предвидение имеют общую предысторию, общие биологические предпосылки - способность животных к предвосхищению. Предвидение имеет несколько форм (ступеней) конкретизации: — предчувствие (простое предвосхищение); —предугадывание (сложное предвосхищение - размышление о будущем на основе жизненного опыта - вид интеллектуальной деятельности); —прогнозирование - вывод из законов развития природы и общества, отрытых наукой. Способность предвидения является одной из основных функций человеческого сознания. Анализ сущности прогноза и прогностической деятельности в историко-философском и психологическом аспектах позволяет сосредоточить внимание на особенностях основных понятий данной проблемы Прогноз (в узком смысле) - суждение о состоянии какого-либо явления в будущем. Прогноз (в широком смысле) - результат прогностической деятельности, опережающее знание, гипотеза, совокупность информации, полученной в результате использования способности человека к предчувствию, предвидению, предсказанию на основе интуиции и научного осмысления закономерностей, распространяющихся на события и явления как в прошедшем, настоящем, так и будущем времени. Прогностическая деятельность - вид познавательной деятельности по разработке прогноза, имеющей интеллектуальный, волевой и эмоциональный компоненты; специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления. Прогностическая способность - индивидуально-психологическая особенность личности, выступающая условием успешного выполнения прогностической деятельности, одна из основных функций человеческого сознания. В генезисе она развивалась из биологической способности к предвосхищению в процессе орудийной и социальной деятельности. Базируется на интуиции, на «забегающей» вперед работе мозга. Определяется, с одной стороны, как познавательная, надситуативкая активность субъекта, позволяющая в ответ на стимулы настоящего и, используя опыт прошлого, проектировать, предугадывать или предвосхищать еще не наступившие события будущего, формируя цель деятельности, которая, по существу, является «моделью потребного будущего». Прогностическая способность, с другой стороны, является интегративной (общей и специальной), объединяет в себе познавательные процессы, эмоционально-мотивационные свойства, когнитивную и регулятивную функции отражения. Изменяется и развивается в процессе исторического развития человеческого общества (филогенез), жизни отдельного индивида (онтогенез), связана с возрастными новообразованиями, усложняется от сенсорно-моторного и перцептивного уровня к речемыслительному, что является показателем и результатом профессионального мастерства. Прогнозирование - высшая ступень предвидения; познавательный процесс целенаправленного осознания будущего; теоретическое обоснование прогноза, то есть и прогностическая способность и прогностическая деятельность. Прогностика - теория и практика прогнозирования, наука о методологии и способах разработки прогноза. Цель прогностики - повышение эффективности и техники разработки прогнозов; исследование условий оптимального подбора методов прогнозирования и способов оценки достоверности прогнозов; использования выводов теории вероятности, теории игр, теории принятия решений; общей теории систем; психологическое обоснование участия сознания и интуиции в прогнозировании как высшего интегратора психической жизни человека, выполняющего функции отражения и регулирования. Этапы прогнозирующей системы: 1. предпрогнозная ориентация; 2. прогнозный фон; 3. исходная модель; 4. поисковый прогноз; 5. оценка прогностической модели; 6. выработка рекомендаций для оптимизации решений (но определению И.В. Бестужева-Лады). Методы прогностической деятельности: целеполагание, диагностика, проектирование, выдвижение и анализ гипотез, экстраполяция, планирование, моделирование, эксперимент, управление, программирование, экспертиза, рефлексия, контроль и оценка.
|